Что надо сделать чтобы красиво читать коран. Таджвид – наука правильного чтения Корана. Какие существуют моменты в изучении

Что надо сделать чтобы красиво читать коран. Таджвид – наука правильного чтения Корана. Какие существуют моменты в изучении
Что надо сделать чтобы красиво читать коран. Таджвид – наука правильного чтения Корана. Какие существуют моменты в изучении

Слово «таджвид» представляет собой масдар (отглагольное существительное), корнем котором является глагол «джаада» - преуспевать, превосходить. В контексте коранических наук этот термин имеет более узкое значение, суть которого сводится к «верному чтению Священного », то есть такой манере рецитации Откровения, когда соблюдаются все известные правила и нормы.

Вопрос соблюдения правильного произношения и находит своё отражение в самом Коране. Так, Творец делает повеление верующим:

«И читай Коран размеренно» (73:4)

На первый взгляд, в аяте речь идёт, прежде всего, о характере, скорости и манере чтения. Но фактически это означает, что должным образом должны произноситься все буквы и звуки, соблюдаться все имеющиеся правила, которых насчитывается не две-три единицы, а значительно больше. Например, правила ассимиляции (идгам ма’а-ль-‘унна, иклаб, ихфа ма’а-ль-‘унна), диссимиляции (калькаля), соблюдение долготы (мадд) и паузы (вакф) и так далее.

Как возник таджвид?

Коран, будучи Откровением Всевышнего, дарованным всему человечеству, требует к себе особого отношения, которое заключается, в том числе, и манере чтения. Известно, что во времена жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) красивой манерой рецитации Книги обладал Ибн Мас’уд. Он не только читал Коран с выражением, но и соблюдал все необходимые грамматические правила и произношение.

Актуальность появления такой науки, как таджвид, налицо. Многие люди не знают особенностей даже родного для себя языка, могут совершать ошибки в произношении, грамматике. Что уж говорить о незнакомом языке, которым написан главный религиозный текст?! Арабский язык не самый простой, и ситуация в определённой мере осложнялась тем, что в ислам с самой зари появления религии стали приходить другие народы. Они имели определённые культурные отличия от арабов, в частности, связанные с лингвистической составляющей. В этой ситуации возник риск того, что люди могли совершать ошибки во время чтения Корана, которые отражались на смысле. Чтобы избежать этого, стала очевидной важность формирования специальной системы правил, которая и получила название «таджвида».

В целом, можно отметить, что таджвид - это кораническая наука, главная цель которой заключается в обеспечении правильного произношения и воспроизводстве звуков, недопущения каких бы то ни было излишеств или упущений.

Почему так важен таджвид?

Чтение Священного Корана согласно всем правилам имеет массу достоинств, которые оказывают влияние как на чтеца (кария), так и аудиторию, слушающую его. Таджвид позволяет учесть все моменты, которые обычно задействуются кариями во время рецитации Текста нараспев. Однако будет ошибкой полагать, что автоматическое соблюдение правил таджвида обеспечивает становления человека в чтеца, отличающегося уникальным стилем рецитации. Для этого необходима длительная практика и анализ других кариев. Суть грамотного и красивого воспроизведения текста Корана сводится к определению того, как лучше всего выставлять паузы, протягивать гласные звуки, смягчать произношение согласных и правильно произносить отдельные звуки (например, хамзу).

Отдельно стоит упомянуть такой аспект чтения Корана, как скорость воспроизведения текста. По единодушному мнению учёных и практиков, лучше всего читать Коран в медленном ритме, максимально корректно соблюдая все правила. Такой темп в арабском языке обозначается словом «тартил». Тем не менее, среди профессионалов в области грамотной рецитации Священного Писания распространён средний темп под названием «тадвир», а также быстрый ритм - «хадр».

Несоблюдение правил таджвида чревато ошибками, которые могут серьёзно изменить смысл коранического текста. Например, одним из самых распространённых дефектов является случай, когда в конце суры «Фатиха» человек воспроизводит слово «заблудшие» - «даллиин», не через букву «д», а через «з». При таком прочтении смысл меняется на слово «продолжающие»:

«Веди нас по прямой дороге. Дороге тех, кому Ты даровал благодать, а не дорогой тех, кто оказался под Твоим гневом и заблудших» (1:7)

Очевидно, что слово «продолжающие» совершенно меняет первоначальное значение аята.

Существуют также неявные ошибки, которые не меняют смысла коранического текста, но противоречат общепринятой манере воспроизведения определённых моментов коранического текста. Например, неявная ошибка может возникнуть, когда человек не протягивает должным образом звук «у» в слове «ляху», которое встречается в суре «Ихлас»:

«Уэ лям йакуль-ляхуу куфуээн ахадэ» (112:4)

Перевод смысла: «И не было Ему кого-либо равного»

С точки зрения арабского языка, его смысла, если чтец не протягивает звук «у» в указанном месте, он не совершает какой бы то ни было ошибки. Однако с точки зрения принятых среди кариев норм, этот момент будет считаться мелким недостатком.

Отметим также, что в современных редакциях Корана, которые были выпущены в разных странах мира, некоторые правила таджвида находят своё отражение в тексте через специальные знаки, которые отмечаются различным цветом. Такая техника печати используется активно только в особых случаях, когда издатели преследуют цель сделать коранический текст удобным для людей, кто начинает изучать арабский язык и таджвид. Однако распространённым явлением становится обозначение имени «Аллах» красным цветом. Также красным выделяются и другие слова, которые обозначают Всевышнего (например, Господин - «Раббу»).

[«Тартиль» - чтение Корана (по всем правилам), подразумевающее четкое произнесение каждой буквы (Прим. перев.)].

Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран нараспев, размеренно, не нарушая правильного ритма, как тому обучил его Всевышний Аллах, не спеша и не торопясь, а скорее наоборот, «чётко произнося каждую букву». [Ибн аль-Мубарак в «Аз-Зухд» (162/1 из «аль-Кавакиб», 575), Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков]. Так что когда «он читал какую-нибудь суру неторопливым и размеренным тоном, могло показаться, будто она длиннее, чем на самом деле». [Муслим и Малик].

Он говорил: «Знавшему Коран будет сказано: “Читай, восходи и отчётливо произноси слова (раттиль ) как делал ты это в земной жизни, и поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту» . [Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран - естественно, при условии, что такой знаток на деле следовал всем установлениям Корана (Прим. перев.)].

[Имеется в виду человек, знавший Коран наизусть полностью или частично и поступавший в соответствии с повелениями, содержащимися в нем (Прим. перев.)].

[Речь идёт о восхождении по ступеням Рая (Прим. перев.)].

[«Раттиль» - повелительная форма от глагола «ратталя» - читать нараспев *[по всем правилам, четко произнося каждую букву] «Тартиль» - чтение Корана (по всем правилам), подразумевающее четкое произнесение каждой буквы (Прим. перев.)].

Он «удлинял собственное прочтение (определённых букв, которые могут быть удлинены), как, например, слова «Бисми-Лляхи» , слово «ар-Рахман» , слово «ар-Рахим» [Аль-Бухари и Абу Дауд], слово «надиид» (сура «Каф», аят 10)* и другие подобные им слова.

*[Аль-Бухари в «Аф‘аль аль-‘Ибад» приводит это сообщение через достоверную цепочку передатчиков].

Он обычно останавливался после прочтения каждого аята, как это уже было ранее разъяснено. [В разделе «Чтение каждого аята с остановкой между ними»].

Иногда «он читал нараспев (аяты Корана) красивым вибрирующим тоном*, как например в День Завоевания Мекки, когда, сидя на своей верблюдице, он [очень мягко и нежно] читал суру «Победа» (48:29) [Аль-Бухари и Муслим], а Абдуллах ибн Мугаффаль передал, что этот красивый тон имел звучание: «а-а-а». [Аль-Бухари и Муслим. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», поясняя это звучание «а-а-а», пишет: «Это хамза с фатхой, за которыми следует беззвучный алиф, за которым следует другая хамза» . Шейх Али аль-Кари то же пояснение привёл от других (знатоков Корана), а затем сказал: «Очевидно, что это - три протяжных алифа» . Прим. перев.: хамза - буква, которая произносится как краткое придыхание между двумя гласными звуками. Может писаться отдельно, но чаще используется в качестве подставки букв алиф, уау и йа. Фатха - надстрочный знак, означающий краткий звук «а». Алиф - первая буква арабского алфавита, которая произносится как «а» долгий].

*[Тарджи’ - это слово Ибн Хаджар разъяснил как «вибрирующий тон»; Аль-Манави сказал: «Он (этот тон. - Прим. перев.) приподнят из-за чувства огромной радости и счастья, испытанного им (да благословит его Аллах и приветствует) в День Завоевания Мекки»].

Он велел украшать голос при чтений Корана, сказав: «Украшайте Коран своими голосами [ибо красивый голос украшает красоту Корана]!» . [Аль-Бухари в форме «та‘лик», Абу Дауд, ад-Дарими, аль-Хаким, Таммам ар-Рази приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. Важное примечание: в одной из версий этого хадиса один из его передатчиков перепутал слова, сообщив: «Украшайте свои голоса Кораном». Эта ошибка заключается в передаче хадиса и его смысла, и любой, кто называет приведенный в такой форме хадис достоверным, глубоко ошибается, ибо тогда это сообщение противоречит другим достоверным поясняющим хадисам, рассматриваемым в данном разделе. На самом деле подобного рода сообщения являются типичным примером хадисов в форме «маклюб» (когда в иснаде или информативной части хадиса одно слово переставляется либо заменяется другим. - Прим. перев.). Более подробно затронутый вопрос рассматривается в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» № 5328].

И «Поистине, лучшим голосом среди читающих Коран обладает тот человек, который, как вы думаете, страшится Аллаха, когда вы слышите, как он читает Коран» . [Это достоверный хадис, который передали Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (162/1 из «аль-Кавахиб» 575), ад-Дарими, Ибн Наср, ат-Табарани, Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан» и ад-Дийа’ в «аль-Мухтара»].

Он также велел читать Коран нараспев, сказав: «Изучайте Книгу Аллаха, читайте её постоянно, овладевайте ею (т.е. заучивайте Коран наизусть) и читайте её нараспев, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине избавляется [забывается] он быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» . [Ад-Дарими и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Он также говорил: «Не относится к нам тот, кто не читал Коран нараспев» . [Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби]. И «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом Пророку, который [вслух] читает Коран нараспев *» . [Аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави и Ибн Мандах в «Ат-Таухид» 81/1].

*[Аль-Мунзири сказал, что «слово «таганна» означает «читать красивым голосом»; Суфйан бин ‘Уйайна и другие придерживались того мнения, что это имеет отношение к слову «истагна» (не нуждаться (благодаря Корану) в благах этого мира), однако подобное мнение отвергается»].

Он сказал (одному из своих выдающихся сподвижников) Абу Мусе аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах): «Видел бы ты меня, когда вчера я слушал твое чтение (Корана)! *(Поистине) тебе была дарована свирель ** из числа свирелей семейства Дауда [А Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Если бы я знал, что ты находишься там, то я читал бы намного красивее»]. [Абду-Раззак в «аль-Амали» (2/44/1), аль-Бухари, Муслим, Ибн Наср и аль-Хаким].

*[То есть: если бы ты увидел меня в это время, это доставило бы тебе радость (Прим. перев.)].

**[Ученые-богословы указали, что под свирелью здесь имеется в виду красивый голос, а под семейством Дауда - сам (пророк) Дауд (мир ему). Семейство кого-либо может быть конкретно отнесено лишь к нему самому, а Дауд (мир ему) обладал очень красивым голосом, как на то указывает имам ан-Навави в своем комментарии к «Сахих» Муслима].

Из этой статьи вы узнаете о самых быстрых и эффективных способах улучшить технику чтения Корана на арабском языке. Следуя нашим советам, со временем вы забудете о том, что запинались и заикались на простых словах, и сможете прочесть любую страницу Корана так же легко, как вы читаете суру «аль-Фатиха».

Но сначала, позвольте мне рассказать, как я понял, что мне нужно серьезно поработать над техникой чтения. Это произошло на мероприятии, в котором участвовал один достаточно известный ученый…

Когда я понял, что моя техника слаба

Когда я был студентом, я часто участвовал в подготовке разных мероприятий и занятий для мусульманских студентов. Меня всегда считали активистом, потому что я много делал для исламских обществ нашего университета.

Так вот, я был занят организацией встречи со знаменитым ученым, бегал среди всех с важным видом, пока не заметил, что хафиз, которого мы пригласили, чтобы читать Коран в начале вечера, не появился.

Тут же я стал мысленно перебирать всех, кто мог бы его заменить. Но, оглядевшись вокруг, понял, что никого из этих людей нет. Я стал лихорадочно искать хотя бы кого-то, пусть даже не из нашего общества. Я даже останавливал людей наугад, но все отказывались: «Нет, чтение у меня хромает – а почему ты сам не можешь?»

Они спрашивали, почему я сам не могу читать! Я совсем сбился с ног и понял, что у меня нет выхода. Сначала я решил прочитать то, что знаю наизусть, но оказалось, что я помню только несколько коротких сур в конце Корана, и читать их было как-то «нечестно».

К счастью, я отрабатывал суру «Йасин» и недавно несколько раз ее прослушал, поэтому решил остановиться на ней…

Можете мне поверить, никогда в жизни я не испытывал такого облегчения после чтения Корана, как в тот раз. Обычно на сцене я чувствую себя спокойно, но тогда я просто покрылся испариной от волнения. Я заикался и запинался почти на каждом слове. Представьте, я едва не споткнулся уже на словах «йа син».

Когда все закончилось, ученый кивнул мне и сказал: «Ты знаешь, тебе стоит побольше читать Коран». Представляете, как стыдно?!

Я и сам все понял: мне нужно было как следует взяться за декламацию. Это был долгий путь проб и ошибок, но я его прошел, и вот как:

5 способов улучшить технику чтения Корана

1. Старинная тайская поговорка

Тайцы, известные нам тем, что придумали стиль кикбоксинга «муэй-тай», говорили: «Если хочешь быть хорошим бойцом… бейся!» Это верно и если ваша цель – научиться грамотно и бегло декламировать Коран.

Делайте то, что в первую очередь было велено делать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение): читайте. Читайте столько, сколько можете, так часто, как только можете. Этот момент ничем не заменить. Чем больше вы читаете, тем лучше у вас получается. Прежде чем вы это поймете, вы уже будете читать незнакомую страницу так же быстро, как раньше читали несколько строк.

2. Свяжите старую и новую привычку

Без сомнения, это единственный по-настоящему эффективный способ создать новую привычку. Вы должны связать привычку читать Коран на арабском с тем, что вы делаете ежедневно и никогда не пропускаете. Например, чистите зубы или одеваетесь утром.

Прекрасный способ – приурочить чтение к одному (или нескольким) намазам, которые вы каждый день совершаете. Так вы будете находиться в состоянии вуду, и один из главных психологических барьеров будет преодолен.

А когда решили, какой намаз выбрать, пообещайте себе читать после него небольшой отрывок из Корана каждый день, и так в течение тридцати дней.

3. Повторение – мать учения

А теперь научу вас приему, который позволить удвоить или утроить качество и скорость чтения. Скажем, вы решили читать по две страницы Корана после иша-намаза и 2 страницы утром перед уходом на работу.

«Но это будет значить, что я прочитал только одну страницу?», - скажете вы. Да, но сделали это четыре раза, и что еще важнее – в четвертый раз вы читали в три-четыре раза быстрее, чем в первый. А если бы вы читали одну страницу по пять раз в день?

На следующий день переходите к следующей странице, и так далее. Возможно, в конце недели вам захочется еще раз «пройтись» по всем семи страницам, которые вы одолели за неделю.

Может быть, даже вам захочется это сделать с учителем таджвида, который исправит ваши ошибки. Вы увидите, что по-прежнему читаете самую первую страницу в 2-3 раза быстрее и увереннее, чем в первую попытку.

И за 600 дней вы прочтете Коран 6 раз! И пусть вам завидуют!

Если решили читать одну страницу по пять раз в день и один раз – в конце недели, то получится, что по количеству страниц через сто дней, то есть через три месяца, вы прочтете целый Коран! Это значит, что за год вы сделаете это четырежды.

4. Запомните ключевые слова

Ключ к пониманию Корана – знать наизусть основные слова Корана. Если вы выучите 300 таких слов, это составит около 70% всех слов Корана. Но заучивать нужно «правильные» слова.

Они помогут вам при чтении, связывая текст воедино, потому, выучив эти употребительные слова наизусть, вы будете узнавать их при встрече, и тогда произойдет нечто удивительное…

Также, как и на своем родном языке, вы будете бессознательно отмечать первые и последние буквы знакомого слова, и сразу узнавать все слово, то есть вам не придется прочитывать его побуквенно. Я хочу сказать, что когда вы начнете сходу узнавать наиболее употребительные слова, техника чтения улучшится во много-много раз.

Однако этот совет не заменяет три предыдущих. Не ждите, пока выучите все нужные слова, чтобы начать читать. Это распространенная ошибка и пустая трата времени. Вы можете знать все триста слов, но если никогда не читали Коран вслух, у вас все равно будет выходить очень медленно.

Если в течение месяца вы сможете заучивать по 5-10 слов каждый день и при этом читать, через месяц или два вы будете знать 70% всех слов Корана. Вы сами убедитесь, что это вызовет у вас желание учить и читать снова и снова, придаст вам уверенности в своих силах.

5. Используйте цифровые устройства

Цифровая техника тоже поможет вам быстро продвинуться вперед. Запишите чтение известного хафиза, чей голос вам нравится. Слушайте его чтение по одной странице за раз и читайте вместе с ним, водя пальцем по строкам. Если вы слишком отстали, то просто следите за текстом. Потом вернитесь в начало страницы и начните все снова, и так несколько раз. Поскольку хафиз читает намного быстрее вас, за один прием вы пройдете одну страницу несколько раз. Сначала вы научитесь следить за текстом глазами, а потом и произносить вслух.

Итак, коротко, вот пять правил для улучшения техники декламации Корана:

1. Постоянно практикуйтесь в чтении, как боксер снова и снова отрабатывает удары.
2. Читайте по одной странице Корана сразу же после намаза.
3. Прежде чем идти дальше, прочтите ее несколько раз.
5. Учите по пять слов из Корана в день, и так два месяца.
6. Читайте под запись чтения хафиза.

По материалам productivemuslim.com, islam.com.ua

Многие мечтают о завораживающем чтении Священного Писания, поднимающего веру и отрешающего от мирского и суетного; помогающего удалиться от бытовых мыслей и открывающего духовное, сокровенное общение человека с Творцом всего сущего.

В одном из хадисов, приводимом Абд ар-Раззаком и другими их передатчиками, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У каждой вещи своё украшение, а украшением Корана является красивый голос ».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает !

Однако не каждому под силу искреннее, неподдельно чистое чтение Корана. Именно искреннее, а не «громкое» и даже «громогласное», обращающее внимание на чтеца, а не на Книгу. Необходимо помнить и контролировать своё умение, дарованное Всевышним. Уберечь красивый голос от похвалы и лицемерия не так легко, но возможно.

Следует помнить завещания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об ответе в Судный День: «Предстанет перед Господом … человек, который занимался знанием и учил этому других, и Аллах даст ему знать о Своих дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я учился и учил ему других, и я читал Коран, – (и всё это) во славу Тебя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжёшь. Ты действительно учился, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он – чтец Священного Корана. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда».

Истинный чтец Корана как профессиональный переводчик иностранного языка должен быть лишь незаметным мостиком между собеседниками: человеком и Всевышним Творцом. Он как незримый проводник, парящий в мир священных звуков, рассекающий душу, но не напоминающий о своей «руке» ни себе, ни окружающим.

Чтение и заучивание наизусть Последнего Писания являются одними из наиболее богоугодных дел, духовно обогащающих человека и возвышающих его на многие ступени. Красивое чтение может стать и дорогой в ад, и дорогой в рай. Нужно не забывать о внутреннем контроле и любви человека к похвале.

Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он явится как заступник за тех, кто его читал "».

Ещё больше несчётных благ заключено для верующего в запоминании и чтении Корана наизусть. Хафизы Священного Писания, т.е. те, кто выучивает наизусть весь текст Корана, являются живыми носителями Божественного Откровения, которое Всевышний, по Своей безграничной милости, облегчил для запоминания: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других».

Имам аль-Джазари сказал: «Хранение Корана в сердце путём заучивания, а не на свитках или книгах, указывает на доверие Аллаха и на почётную особенность, дарованную Аллахом мусульманам. Это является противоположностью обладателей Писания, которые хранят священные тексты лишь в книгах, не зная их наизусть, и поэтому читают их, смотря в свои книги. Тогда как Аллах по Своей воле наделил мусульман тем, что некоторые из них всецело отдаются совершенному и правильному чтению, по буквам получив Коран от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не отбрасывая ни одной огласовки и ни одного сукуна ».

Бывает, что начинающие ученики жалуются на нехватку дыхания, отсутствие красивого голоса при чтении «загадочных» букв и «непосильных» стихов. Кажется, что заучивание священного Писания – непосильная задача. Но дорогу осилит идущий! Тем более в таком благородном пути нас сопровождает Сам Всевышний Аллах!

Имам аль-Мавриди отмечал, что «одно из чудес Корана заключается в том, что он при заучивании наизусть лёгок для всех людей, независимо от того, на каких языках они говорят. Ни одна книга не заучивается так, как заучивается Коран. Это – особенность, данная ему Всевышним, которая делает его отличным от других книг».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

В Священном Писании содержится аят, призывающий читать Коран размеренно и нараспев.

2. Весьма полезны занятия на тренировку дыхания, которого так часто не хватает при чтении Священного Писания . Например, непринуждённое и забавное занятие – надувание воздушных шариков и мыльных пузырей или тренировка дыхания под водой полезны для развития лёгких, а значит, помогут в решении проблемы нехватки воздуха при чтении Корана.

3. Также можно предложить несколько широко известных упражнений для выработки навыков правильного речевого дыхания . Подобные упражнения выполняют студенты театральных вузов, а также будущие учителя, трудящиеся над красивым сильным голосом. Возможно, они помогут в совершенствовании чтения Корана.

Упражнения для развития активности дыхания

Насос

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперёд и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь – выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: наклоняясь, как бы выбрасываете изо рта очередную порцию воды – «фффуу!». Сложите губы, как бы для свиста, и с силой выдыхайте воздух: «фффуу!». Не торопитесь; распрямляясь, успевайте делать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4–5 раз подряд. Постепенно можно увеличить число наклонов.

Вежливый поклон

Позиция первая: поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая: медленно наклоняйтесь вперёд, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчётливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

Упражнения для тренировки организованного выдоха

Цветочный магазин

Исходное положение – стоя. Выдохните на звук «п-фф» и втяните при этом живот. Делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдыхайте. Вдох – короткий, выдох – длинный. Повторите 2–3 раза.

Звукоподражание

Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т. п.

Упражнения для распределения выдоха

Егорки

Возьмём для тренировки известную детскую считалку про Егорок:

Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки,

раз Егорка, два Егорка, три Егорка... 33 Егорки.

Распределите вдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох) стоят 33 Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорка (вдох)... и так до конца. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительный счёт: вдох через 8,11 «Егорок».

Упражнения для появления навыка добора дыхания

Технику добора дыхания можно отрабатывать на приведённом выше тексте «Егорки». Произнеся первую часть фразы «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» на одном дыхании (громко, отчётливо, не торопясь), делайте добор воздуха после каждого «Егорки»: «Раз Егорка (добор), два Егорка (добор)...» и так до конца. Не смущайтесь тем, что у вас ещё недостаточно воздуха, пополняйте его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воздух не расходовался в паузах, а только на очередное слово.

Вдох и выдох соотносятся в идеальном артистическом дыхании как 1/20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и так, чтобы этого не было слышно.

Люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не должны разрывать течения мысли. Не допускайте утечки воздуха между словами и в паузах. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите чёткий ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в строке было так же полнозвучно, как и первое.

На этом, наверное, всё… Советов может быть ещё очень много… Читайте Коран красиво, всем сердцем, всей душой отдаваясь тексту Священного Писания! И пусть каждая буква приближает нас к Лику Всевышнего, Его прощению и раю.

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Коран является священной книгой, посланной нам Аллахом через пророка Мухаммада (салляллаху "алейхи уа саллям). Поэтому относиться к нему нужно с трепетом и почитанием. Существуют внешние и внутренние правила поведения при чтении Корана. Внешние - это чистота читающего, обстановка вокруг и само поведение при чтении. Внутренние – это настрой человека при чтении, состояние его души.

Внешние правила при чтении Корана:

Обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. «Воистину, это - благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании к нему прикасаются только очищенные.» (сура аль-Вакиа 77-79). То есть - категорически запрещается мужчинам и женщинам трогать и читать Коран после интимной близости до совершения гусль - полного омовения, а мужчинам также после жанабах (поллюции). Так же запрещается женщинам трогать Коран руками во время менструаций и послеродовых кровотечений , но они могут читать его наизусть, если боятся забыть что они знают из Корана или в качестве зикра. Если читающий уже делал гусуль, то должен сделать тахарат (малое омовение, вуду), то есть только те, кто очистил себя тахаратом, могут прикасаться к Корану. И на этом сошлись большинство ученых. Однако если есть гусль, но нет тахарата могут читать Коран по памяти, не прикасаясь к нему. Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)” . (Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213), еще одно подтверждение: Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от Пророка (салляллаху "алейхи уа саллям), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!» ” (См. «аль-Маджму’» 2/82). Что касается переводов Корана или электронной версии на компьютере или мобильном то читать как и слушать Коран можно и без омовения. На лучше все-таки иметь гусль из –за уважения к словам Аллаха.

Желательно почистить зубы мисваком. (Мисвак – это палочки, которыми чистят зубы изготовленные из дерева «сальвадора персидская» или арак). Как сказал Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям): « Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком. »(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293).

Следующее – это одежда. Одежда, того кто читает Коран, должна соответствовать требованиям шариата. Одеваться надо как и при намазе соблюдая аурат (у мужчин закрыта часть от пупка до колен, у женщин закрыто все кроме лица и кистей рук), ну и конечно одежда должна быть чистой.

Нужно сесть с уважением, с вуду (тахаратом) лицом к кыбле. Хотя не возбраняется в любую сторону. Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом. То есть, читать нужно с почтением и уважением, соблюдая правила произношения и чтения.

Стараться плакать, и даже заставлять себя. В коране сказано: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» . (сура Аль-Исра 109). Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете ». Люди спросили у одного алима: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали сахабы (радыялЛаху анхум)?»Он ответил: «Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше. То есть, если в какой-то суре написано про Судный день или адский огонь,читающий Коран, должен осознавать всю важность написанного и бояться всем сердцем и радоваться при чтении аятов, в которых описана милость Всевышнего Аллаха.

Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев. В одном хадисе сказано «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев ». (Аль-Макдиси, «аль-адаб аш-шарийа», т. 1, стр. 741). Пророк Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Не относиться к нам тот, кто не читает Коран нараспев». (Абу Дауд).

Внутренние правила, определенные Машаихами (Шейхами)

«Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.

Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та"аля, чьими словами является Коран.

Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.

Размышлять над смыслом и читать с наслаждением. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (сура Трапеза: 118). Однажды ночью Хазрат Са"ид ибн Джубаир (радиаллаху "анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (сура Йасин: 59)

Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.

Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та"аля, а читающий Его слушает. Пусть Аллах Та"аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.»

Адабы в отношении Священного Корана.

Арабское слово «адаб» в переводе на русский означает «этика», «правильное поведение», «хорошее отношение». Адабы это правила этикета для мусульман. В данном случае приводятся адабы по отношению к Корану. Они включают в себя так же выше перечисленные правила.

Что нельзя и не желательно делать в отношении Корана

Нельзя класть Коран на пол, лучше положить на подставку или подушку.

Нельзя слюнявить палец при переворачивании страниц.

Нельзя бросать Коран при передачи другому человеку.

Нельзя класть на ноги или под голову или опираться на него.

Нельзя брать в туалет Коран или любые тексты, которые содержат аяты из Корана. Так же нельзя произносить аяты Корана в туалете.

Нельзя есть и пить во время чтения Корана.

Нельзя читать Коран в шумных местах, на рынках и базарах, а так же где веселятся и пьют спиртное.

Нельзя зевать во время чтения Корана. Так же если мучает отрыжка. Лучше остановиться и продолжить когда зевота или отрыжка пройдет.

Нельзя вольно пересказывать и переводить Коран. Пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада » (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Коран нельзя читать с целью получения мирских благ или для того что бы выделяться среди других мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал:"Прочитав из Корана, просите благости Аллаха, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)".

Нельзя разговаривать о мирском, смеяться во время чтения Корана.

Желательные действия по отношению к Корану

Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы: «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим » (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Считается сунной совершать сужду (земной поклон), если дошли до аята со снаком сужды (т. е. аята земного поклона).

По окончании чтения Корана, даже если не прочтен полностью весь Коран, а только часть, нужно сказать дуа: «Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

Считается сунной после окончания чтения Корана читать дуа. Любое. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё.

Коран нужно хранить выше других книг и не ставить на него другие книги.

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют » (сура аль-Араф 204).

Желательно повторять те аяты Корана, которые подействовали на вас. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям),который знает весь Коран, провел целую ночь, повторяя один и тот же аят: «Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (сура аль-Маида (Трапеза):118)

Желательно читать Коран в указанное Аллахом время: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях. » (сура аль-Исра:78) Потому, что на заре сменяются ангелы: тех, кто был при вас ночью, заменяют ангелы утра. Обратная смена происходит ближе к вечеру, после послеполуденного намаза`Аср. И они также являются свидетелями чтения Корана.

Читать Коран медленно, делая паузы между аятами. Размышлять, если знаешь смыслы аятов, или читать паралельно перевод смыслов Корана. Не рекомендуется быстро прочитывать Коран. Передаётся, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня» .(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195) То есть прочитавший не сможет задуматься над аятами, не сможет понять, так как будет следить за скоростью чтения.

Правильно читать буквы, потому что за каждую букву Корана положена десятикратная награда. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз » (Ат-Тирмизи).

Даже Если плохо получается чтение Корана, не брасать, а продолжать дальше ибо Пророк Мухаммад (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» . (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но это не значит, что не надо учиться правильно произносить и читать Коран.

Не оставлять Коран открытым после окончания чтения.

Разрешается если чихнул сам, говорить «аль-хамду лиллях» и если чихнул другой - «ярхамукаллах» . Так же разрешается вставать при чтении Корана, если зашел старший, уважаемый и благонравный человек.

Не запрещается чтение Корана лежа.

Не запрещается чтение Корана на могилах, так как есть хадисы говорящие о пользе этого чтения для усопших: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими » (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана взяты из книг: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф», Имам аль-Куртуби «Тафсир аль-Куртуби».

В заключении несколько хадисов о пользе чтения Корана

Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

«Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

«Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей » (Хаким).