Не жертвы хочу но милости распятие. Путеводитель по библии. Продолжение объяснения о значении субботы

Не жертвы хочу но милости распятие. Путеводитель по библии. Продолжение объяснения о значении субботы
Не жертвы хочу но милости распятие. Путеводитель по библии. Продолжение объяснения о значении субботы

"Итак, ПОЗНАЕМ, будем стремиться ПОЗНАТЬ Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, КАК ДОЖДЬ, как поздний дождь оросит землю".

Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал через пророков и БИЛ их СЛОВАМИ уст Моих, и СУД Мой, как восходящий СВЕТ.

Ибо Я МИЛОСТИ хочу, а НЕ ЖЕРТВЫ, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели ВСЕСОЖЖЕНИЙ."

"Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

Пойдите, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."

Матфея 9:11-13

"Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что значит: милости хочу, а не жертвы, то НЕ ОСУДИЛИ БЫ невиновных,

Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы."
Матфея 12:5-8

Как видим, Иисус говорит о том, что важно знать и понимать истинное значение выражения "милости хочу, а не жертвы". Это уже указывает на то, что не о буквальном его смысле идет речь. Важно знать истинный его смысл, чтобы в точности исполнить желание Бога, дабы не случилось то, о чем говорит Апостол Павел.

"Ибо мы знаем, что закон ДУХОВЕН, а я плотян, продан греху.

Ибо НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: потому что НЕ ТО делаю, что хочу, а что ненавижу, ТО ДЕЛАЮ."

Римлянам 7:14-15

Здесь милость противопоставляется жертве и суду. Во всех Писаниях, которые написаны внутри и отвне, – всего по два, одно противопоставляется другому. В ковчеге Завета – в Писании, всей твари по паре – одно чистое, другое нечистое.

"Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого."

Сирах 33:14

А это все многочисленные образы, означающие одно и то же – напротив смысла буквального смысл духовный. Что же есть жертва, и почему Павел становится жертвою?

"Ибо я уже СТАНОВЛЮСЬ ЖЕРТВОЮ, и время МОЕГО ОТШЕСТВИЯ настало."

2Тимофею 4:6

В жертву приносятся, например, животные, которым Адам присвоил свои имена – обычным словам присвоил иные значения. Жертву необходимо рассечь надвое, и отделить правую часть от левой, и правой частью потрясать пред Господом. Это означает то же самое, что и рассечь камень, скалу, землю, море, или завесу в Храме разорвать надвое, или расторгнуть небеса.

"[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

Он взял всех их, РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ и положил ОДНУ ЧАСТЬ ПРОТИВ ДРУГОЙ; только птиц не рассек."

Бытие 15:9-10

"Ты РАССЕК пред ними МОРЕ, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды."

Неемия 9:11

"О, если бы Ты РАСТОРГ НЕБЕСА [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,

Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, ЧТОБЫ ИМЯ Твое СДЕЛАТЬ ИЗВЕСТНЫМ врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы."

Исаия 64:1:2

Итак, жертва есть закрытое Писание, которое необходимо рассечь надвое – осознать, что оно имеет два противоположных смысла – внешний буквальный – ложный, и внутренний, сокровенный духовный – истинный. Ложное понимание нужно принести в жертву, ради понимания истинного.

Пророк и его Писание – одно и то же. Закрывая свои послания, скрывая их истинный духовный смысл в буквальных образах, Пророк как бы хоронит себя и свое Писание в гробу, становится жертвою. Потому, закрывая свои послания, Апостол Павел делает их жертвою, а потому и сам становится жертвою.

"Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и СДЕЛАВШИЙ ЕЕ УМИРАЕ С НЕЮ."

Сирах 14:20

Жертву эту необходимо будет рассечь надвое, гроб открыть, открыть истинный смысл – воскресить его, воскресить Пророка, а значит Христа, Слово Божие. Принявшие в ум Писание также становятся с ним одно. Выйти из гробов и войти в святый град означает выйти из внешнего буквального понимания и войти в духовное – воскреснуть духовно, перейти от смерти в жизнь.

"И вот, завеса в храме РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, сверху донизу; и земля потряслась; и камни РАССЕЛИСЬ;

И гробы ОТВЕРЗЛИСЬ; и многие ТЕЛА усопших святых ВОСКРЕСЛИ

И, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ по воскресении Его, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД и ЯВИЛИСЬ многим."

Матфея 27:51-53

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и ВОЙТИ В ГОРОД воротами.

А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий НЕПРАВДУ."

Откровение 22:14-15

То же самое означает расторгнуть небеса, чтобы имя Господне стало известным – открыть истинный смысл Писаний, чтобы стали известными истинные мысли Божии в Его Слове, а не мысли человеческие самовольно по невежеству туда влагаемые.

Закрытое Писание, его буквальный смысл, назван как жертвой, так и судом. Потому служение смертоносному буквальному смыслу есть служение осуждения. Служение же духовному смыслу, есть служение оправдания. Потому и говорит Иисус, что если бы знали что есть милость, то не осуждали бы невиновных, ибо не были бы служителями осуждения.

"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, но ДУХА, потому что БУКВА УБИВАЕТ, а ДУХ ЖИВОТВОРИТ.

Если же СЛУЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНЫМ БУКВАМ, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

То не гораздо ли более должно быть славно СЛУЖЕНИЕ ДУХА?

Ибо если СЛУЖЕНИЕ ОСУЖДЕНИЯ славно, то тем паче изобилует славою СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ."

2Коринфянам 3:6-9

"Так говорите и так поступайте, как имеющие быть СУДИМЫ ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ.

Ибо СУД БЕЗ МИЛОСТИ не оказавшему милости; МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ."

Иакова 2:12-13

Как суду, который и жертва, противопоставляется оправдание, помилование – милость, так буквальному осуждающему смыслу противопоставляется оправдывающий, освобождающий от суда смысл духовный. Потому Бог и желает, чтобы не буквально люди понимали Слово Его, а духовно – милости хочет, а не жертвы. Это и есть истинное Богопознание, а буквальный смысл уготовленный огню для приношения в жертву, назван всесожжением.

"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и БРОСАЮТ В ОГОНЬ."

"Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

Потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ."
Евреям 12:28-29

"А Господь БОГ ЕСТЬ ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный."

Иеремия 10:10

Истина уничтожает ложь и подобна огню, сжигающему всякое непотребство. Если праведник, знающий правду Божию, обличает кого-то в заблуждении, через откровение истинного смысла Писаний, то это есть милость, которой желает Бог.

"Пусть наказывает меня праведник: это МИЛОСТЬ; пусть ОБЛИЧАЕТ меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их."

Псалом 140:5

"ВРАЗУМЛЯЮЩИЙ народы неужели не ОБЛИЧИТ, – Тот, Кто УЧИТ человека РАЗУМЕНИЮ?

Псалом 93:10

"МИЛОСТЬ человека – к ближнему его, а МИЛОСТЬ Господа – на всякую плоть.

Он ОБЛИЧАЕТ и ВРАЗУМЛЯЕТ, и ПОУЧАЕТ и ОБРАЩАЕТ, как пастырь стадо свое.

14 Он МИЛУЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ВРАЗУМЛЕНИЕ и усердно обращающихся к закону Его."

Сирах 18:12-14

Как напротив суда милость, так напротив проклятия благословение. Бог и Пророки предлагают человеку оба варианта, а человек сам выбирает одно из двух по уму своему и внутренним качествам. Проклятие есть буквальный смысл Писаний, а благословение и благодать – истинное, благое Слово Божие, – смысл духовный.

"ИЗЛИЛОСЬ из сердца моего СЛОВО БЛАГОЕ; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.

Ты прекраснее сынов человеческих; БЛАГОДАТЬ ИЗЛИЛАСЬ ИЗ УСТ Твоих; посему БЛАГОСЛОВИЛ Тебя Бог на веки."

Псалом 44:2-3

"Во свидетели пред вами призываю сегодня НЕБО и ЗЕМЛЮ: жизнь и смерть ПРЕДЛОЖИЛ я тебе, БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ. ИЗБЕРИ жизнь, дабы жил ты и потомство твое…"

Второзаконие 30:19

"Он ПРЕДЛОЖИЛ тебе огонь и воду: НА ЧТО ХОЧЕШЬ, прострешь руку твою.

Пред человеком жизнь и смерть, и ЧЕГО ОН ПОЖЕЛАЕТ, то и дастся ему."

Сирах 15:16-17

Потому Бог и не судит никого, ибо человек, проглатывая не разжевывая умом закрытое Слово Божие – не рассуждая при этом о его истинном сокровенном смысле, сам избирает и принимает суд, осуждение, лишает себя Божией милости и благословения. Сын Божий – Слово Божие, истинный его смысл, осуждает понимающих Писания ложно, буквально.

"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Ибо, кто ест и пьет НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе, НЕ РАССУЖДАЯ о Теле Господнем.

Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает."

1Коринфянам 11:26-30

"Ибо Отец и НЕ СУДИТ никого, но весь СУД ОТДАЛ СЫНУ,

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь."

Иоанна 5:22-24

"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: СЛОВО, которое Я говорил, оно БУДЕТ СУДИТЬ его в последний день.

Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец."

Иоанна 12:48-50

Бог желает милости и Богопознания, истинного познания Его Слова, духовного его смысла – духа Слова. Дух Слова есть Дух Христов. Буквальное же, плотское понимание Писаний по плоти Слова, Богу неугодно.

"Ибо живущие ПО ПЛОТИ О ПЛОТСКОМ помышляют, а живущие ПО ДУХУ – О ДУХОВНОМ.

Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные – ЖИЗНЬ и мир,

Потому что плотские помышления суть ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие ПО ПЛОТИ Богу УГОДИТЬ НЕ МОГУТ.
Но вы НЕ ПО ПЛОТИ живете, А ПО ДУХУ, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто ДУХА Христова не имеет, ТОТ [и] НЕ ЕГО."

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

Иной раз читаешь в ленте социальных сетей посты моих православных "друзей", - так порой самому страшно становится: ну такие верующие, ну такие набожные и главное настолько внимательны, что видят всех, кто "не святее их". Неважно кто это, священник с близлежащего храма, митрополит или патриарх, - а чего им, - они и без того «святее папы Римского»!

То, что Христос посетил дом Левия Алфеева и там «ел и пил с мытарями и грешниками», они бы Ему еще простили, причем то, что хозяин станет апостолом Матфеем, - ни в коей мере не снижает вины гостей. За прощение блудницы «взятой во грехе» они бы заклеймили Христа грозной аналитикой в стиле: «мало того, что закон повелевает предавать таких смерти, так Он еще и…». Ну а последней чашей для «ревнителей праведности» стало бы прощение разбойника на Кресте, и обещание ему рая…. Это уж никак не вписывается в их упорядоченный внутренний мир. Их ранимое чувство справедливости просто бы не выдержало.

Потом какие-то непонятные интернет-священники, заставляют каяться то за убийство Царя, то за богоотступничество, то за «родовые грехи» А эти откуда взялись, где учились и учились ли вообще? Или это отголоски рукоположений 90-х? «Читать умеешь? – Завтра хиротония!»?

А вот не буду каяться в этом! - потому что царя не убивал и крестов с храмов не сбрасывал. Каются люди за личные грехи, а не за «родовые» или «народные».

Помню, как не так давно ревнители благочестия накинулись на детей, танцевавших в храме, где-то в Тульской епархии, - сравнили их с «pussyками», заклеймили настоятеля обрушив на его бедную главу небесные кары. Во-первых хотел бы спросить у них, а их дети в храме часто бывают? И если у прихода даже комнаты нет, где провести детский праздник, - отчего помещение храма не может принести радость или дети его как-то оскверняют? А может обычное лицемерие у нас теперь «ревностью о благочестии и святости места» именуют? Во-вторых, - большинство претензий таких ревнителей хорошо объяснял старик Фрейд. так что, дорогие, начните с себя, раз усмотрели в детском танце эротический подтекст. Это скорее ваша проблема, чем церковная.

Как-то вот так незаметно воспиталось поколение, относительно на первый взгляд неплохо владеющее каноническими правилами церкви, знающее массу благочестивых притч и «достоверных» сказаний, но похоже никогда не открывавшее Евангелие. Эх, если бы прочитали, да постарались понять…. Ведь Христос - это радость, мир… а эти деятели вгоняют народ в перманентную депрессию, которой кстати и сами затем не выдерживают.

Одна сторона.

Другая крайность

Люди не имеющие малейшего отношения к церкви, (возможно лишь только по крещению), не знакомые с образом жизни в церкви, культурой этого образа, даже не вникающие, - потому что не интересно, - почему-то совершенно точно знают «как надо», «как должно быть» и свое видение выносят как кассацию. Хотя последнее можно понять: вот врачи, - учатся по 10 лет в университетах, ходят в интернах, но все равно находятся личности, которые «лучше них знают «кого, как и чем нужно лечить».

«[Однажды] книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? […]

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Евангелие от Иоанна 8 глава 3-10 стихи

Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы .

Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.

Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами, и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию . Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22) ; и в другом месте: Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе (Пс. 49:12) . А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23) .

С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: , не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию , – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.

Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи (Лк. 5:17) , а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше! - этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно - страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, - создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого - по воле Божией.

Аскетическая проповедь.

Блж. Иероним Стридонский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

пойдите, научитесь, что значит

Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:

«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6) и: Я пришел призвать не праведников, но грешников , - в которых приводится свидетельство пророка, - служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Евфимий Зигабен

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы

Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.

не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники , какими вы сами себя считаете…

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Троицкие листки

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь , если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников , таких мнимых праведников, как вы, но грешников , сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию . Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек?.. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…

Троицкие листки. №801-1050.

XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13

Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.

Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).

Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).

К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.

К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Хочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн

Из книги Творения автора Кассиан Иоанн

23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:

Из книги Последний экзамен автора

Из книги Реинкарнация. Размышления автора

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не

Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут

Из книги автора

Хочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого

Из книги автора

«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки