Малая четыредесятница от того что. В римско-католической традиции

Малая четыредесятница от того что. В римско-католической традиции
Малая четыредесятница от того что. В римско-католической традиции

Православная Русь свято чтила Великий пост. Пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь к Богу.

Понедельник первой седмицы

Начало Великого поста

Великий пост 2010 года начался непривычно рано, 15 февраля. Считается, что длительность Святой Четыредесятницы – сорок дней – восходит еще к Ветхому завету. Напомним, что Иисус пребывал в пустыне, постясь перед выходом на проповедь, тоже сорок дней, во время которых Его пытался соблазнить дьявол.

На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественная Литургия совершается лишь по субботам и воскресеньям. Поэтому младенцев (детей до 7 лет) причащают только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование – Литургия Преждеосвященных Даров.

На первой неделе Великого поста читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Перед каждым тропарем канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела.

Неделя 1-я Великого поста

Торжество Православия

Празднование было установлено по случаю окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. По окончании Литургии в этот день совершается особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные исповедуемые ею догматы, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями, и возглашает вечную память тем, кто до смерти остался в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Пассия

Начиная со второй седмицы, в каждое воскресенье Великого поста за вечерним богослужением совершается Пассия. Слово «пассия» в переводе с латинского означает «страдание». Для чтения выбираются те места Евангелия, где рассказывается о страстях (страданиях) Господа нашего Иисуса Христа, вспоминаются события в Гефсиманском саду, на Голгофе. Обычно во время чтения Евангелия люди в храме стоят на коленях с зажженными свечами. Эти службы – воспоминание о том, что Сам Господь наш Иисус Христос был распят ради нашего спасения.

Суббота 2-й седмицы

Поминовение усопших

В дни сугубого покаяния мы просим Господа об оставлении грехов и упокоении душ наших сродников и близких, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь возносит особую молитву за усопших.

Неделя 2-я Великого поста

Память свт. Григория Паламы

В это воскресенье служба совершается в честь одного из самых почитаемых учителей Церкви, святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Великий подвижник горы Афон, он известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека. Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают Православие от католического учения.

Неделя 3-я Великого поста

Крестопоклонная

На середину храма выносится для поклонения Животворящий крест Господень, который находится там до пятницы 4-й седмицы. В воскресенье поклонение Кресту совершается на утрени (после выноса Креста), в понедельник и среду – на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Крест – это призыв к сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение. Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной».

Неделя 4-я Великого поста

Память прп. Иоанна Лествичника

Православная Церковь вспоминает прп. Иоанна Лествичника. Многолетние подвижнические труды в одном из Синайских монастырей позволили этому святому старцу в VI в. написать одну из величайших книг, названную им «Лествица». Многим поколениям православных она помогает разрешить духовные проблемы, получить ответы на свои вопросы, по ней и миряне, и монашествующие учились обретению великого дара – добродетели послушания.

Четверг 5-й седмицы

Стояние Марии Египетской

В среду вечером читается Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

Суббота 5-й седмицы

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста)

Суббота 5-й седмицы выделяется из ряда других суббот Великого поста. В состав Богослужения в этот день входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери.

В VII веке на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Тогда они обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море было тихое и спокойное, но вдруг поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И Русская Православная Церковь, получив богослужебный устав от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах – величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым.

Неделя 5-я Великого поста

Память прп. Марии Египетской

В храмах читается житие Марии Египетской. На двенадцатом году жизни Мария бежала из родительского дома в Александрию, где заслужила позорную известность распущенностью своей жизни. Казалось, всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но однажды она случайно оказалась на празднике Воздвижения Святого Креста в Иерусалиме. Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. Внезапно взгляд ее остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Долго молилась Мария и от Пресвятой Богородицы получила указание уйти в пустыню. В Иорданской пустыне она в полном одиночестве прожила 47 лет, претерпевая голод и холод, питаясь одними кореньями, в борьбе с искусительными помыслами и образами. Воспоминая духовный подвиг Марии Египетской, Церковь дает нам образец истинного покаяния и пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Неделя 6-я Великого поста

Неделя ваий (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. В России этот праздник называется еще Вербным воскресением, потому что в этот день принято приходить в церковь на Богослужение с ветками вербы, как некогда еврейские дети принесли зеленые пальмовые ветви, встречая Спасителя мира и Бога, въезжающего в Иерусалим. Накануне этого дня Иисус Христос воскресил из гроба Лазаря, и об этом чуде сразу же заговорил весь город. Дети, вдохновляемые Святым Духом, прославляли Иисуса Христа как Мессию, а фарисеи, терзаемые завистью и из боязни потерять свое влияние, договаривались между собой об убийстве Богочеловека, поэтому все образы и песнопения праздничного Богослужения учат нас подражать святой простоте детей.

Страстная седмица

Великий Понедельник

Дни Страстной седмицы посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы, которая для Апостолов была проповедью о силе веры и молитвы, без них человек пред Богом духовно мертв. По учению Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную тень закона, но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, читается осуждение христиан, нарушающих заповеди евангельские и своими прегрешениями продолжающих распинать Сына Божия.

В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были описаны Иисусом Христом.

Великий Вторник

Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании, а наутро опять пришел в Иерусалимский храм. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он говорит о них, стремились схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Святая Церковь призывает к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, о которых Господь говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). В песнопениях этого дня Святая Церковь напоминает нам об обязательности духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчей о десяти девах Церковь говорит о готовности к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостыней и добрыми делами, изображенных в образе елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда

Среда – день предания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа на страдания и смерть. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). В то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин уже было решено взять Иисуса Христа хитростью и убить, в доме Симона Прокаженного некая жена, «грешница » возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Сам Он судил о ее поступке. В церковной службе Великой среды прославляется жена и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26, 6-16).

В Великую Среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров прекращается чтение молитвы преп. Ефрема Сирина, которая в продолжение всего Великого Поста читалась ежедневно. В Великую среду также в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

Великий Четверг

Воспоминание Тайной Вечери

В преддверии иудейской пасхи Иисус Христос послал Своих учеников, Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить все необходимое к празднику. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую приготовленную горницу одного жителя Иерусалима (Мк. 14, 12-17).

В Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных его членов, – так учил Господь. Он умыл ноги Своим ученикам. Затем Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверг. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Таин.

В Москве, в Богоявленском Елоховском соборе в этот день Святейший Патриарх освящает миро, которое начинали приготавливать еще с Великого Понедельника в Донском монастыре столицы. Миро необходимо для таинства миропомазания после Крещения.

Утреня Великой пятницы

В четверг вечером в храме читают так называемые Д венадцать Страстных Евангелий – двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых во время Его крестного пути и распятия. При каждом чтении Евангелия предстоящие зажигают свечи как свидетельство своей веры и любви ко Христу.

Великая Пятница

Воспоминание святых спасительных страстей Господа Иисуса Христа

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. Вместо этого совершаются Царские Часы.

В этот великий день Православная Церковь совершает богослужения, посвященные событиям, связанным с последними часами земной жизни Спасителя. Богослужение утрени – взятие Спасителя в Гефсиманском саду и осуждение Его иудейскими старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1). На первом часе – ведение Спасителя на суд к Пилату (Мф. 27, 2). На третьем часе – осуждение Господа на суде у Пилата. На шестом часе – крестные страдания. На девятом часе – время смерти. На вечерне – снятие тела Христова с креста.

Все богослужение этого дня посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

Вынос Плащаницы

Вечерня Великой пятницы посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие, или так называемый «Плач Пресвятой Богородицы».

Великая суббота

Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом и предвещает будущее Воскресение Христово.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется канон Великой субботы «Волною морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе». После канона и последующих стихир священник еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Совершается шествие с плащаницей вокруг храма – чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос заклан за нас». Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.

Литургия Василия Великого

В Великую Субботу утром совершается Литургия Василия Великого, во время которой священники переменяют темные облачения на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча», которая говорит о том, какою ценою куплено бессмертие человечества.

Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо – все, что украсит праздничную пасхальную трапезу.

Вечерня Великой субботы служится вместе с Литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.

В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века».

В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов – вся книга должна быть прочитана незадолго до полуночи. Затем зажигаются паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово.

Светлое Христово Воскресение

Пасха

В ряду Господских праздников Пасха занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских

Пасха Христова – высочайшее торжество веры, праздников праздник.

Пасхальная ночь – самая безмолвная и тихая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви – для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы придти к запечатанному гробу Спасителя.

Многие православные христиане готовились к исповеди и причастию в великую пасхальную ночь.

Наступает полночь – час, когда мы празднуем Воскресение Христа. С пением праздничного тропаря: «Христос Воскресе из мертвых…» все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», – ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви.

Для наших читателей: святая четыредесятница что это с подробным описанием из различных источников.

Что это – Святая Четыредесятница? Человек, хорошо знакомый с основами православия, сразу поймёт, о чём речь. А вот новичок замешкается, хотя на деле и ему прекрасно известен этот суровый, трудный, но неизмеримо полезный для души и тела период. Кто, какую бы веру он ни исповедовал, не слыхал о Великом посте?

Когда встречать Четыредесятницу?

Если быть до конца точными, Четыредесятница – это не весь пост. По традиции, его принято разделять на:

  • начальные 40 дней, посвящённые воспоминаниям о долгой молитве Христа в пустыне и Его борьбе с искушениями (это и есть Святая Четыредесятница);
  • Лазареву Субботу и Вербное воскресенье;
  • Страстную неделю – 6 дней, во время которых христиане предаются скорби о предательстве Иуды и распятии Спасителя.

В календаре Великого поста 2018 года Святая Четыредесятница начинается 19 февраля, сразу следом за Прощёным Воскресеньем, и заканчивается 30 марта .

Как провести?

Время молитв и воздержания дано нам не из прихоти, а чтобы достойно подготовить себя к большой радости – Христову Воскресению. И провести его требуется как подобает, иначе Пасха превратится в ещё один красный день календаря, не прочувствованный ни умом, ни сердцем.

Читайте Священное писание и размышляйте над прочитанным

Прежде всего, придётся ограничить себя в пище. Только помните, что отказ от мясного и молочного – не самоцель, а средство для обуздания плоти; пост как чистой воды диета пользы не несёт.

Постарайтесь освободить разум от скверных мыслей, сердце – от тёмных чувств, а совесть – от грехов. Четыредесятница наилучшим образом подходит для покаяния. А ещё для осознания того факта, что ни один человек не потерян для Бога. Недаром 25 марта, в пятую неделю воздержания, Церковь будет вспоминать Марию Египетскую, великую грешницу, ставшую святой.

Наконец, необходимо посвятить время молитве, посещению храма и глубокому изучению Священного Писания. В будничной суете, вовлечённые в круговерть каждодневных забот, мы редко отдаём Богу должное. Работа, домашние дела и встречи с друзьями съедают массу времени. Пост призывает нас отказаться от приятных, но пустых развлечений и посвятить освободившиеся часы заботе о душе и добрым делам. Поверьте, подойдя к задаче со всем желанием, вы ни мало не потеряете. Зато обретёте душевный покой, ясность мысли и веру в свои силы. Думаете, что жёсткие ограничения вам не по силам? Начните – и сами поразитесь, на что, оказывается, способны.

Поститься нужно с умом, не доводя себя до приступов язвы

Но не переоценивайте своих возможностей. Пост имеет разные степени строгости: одну – для монахов, другую – для мирян, третью – для больных, беременных и детей. Сообразуйте рацион с состоянием своего здоровья, а лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Он подскажет правильное решение.

Видео: пост с пользой для души

Подсказка от телеканала Союз: как начинать Четыредесятницу, как её провести и как победить одолевающие душу страсти?

Видео: Святая Четыредесятница

И немного музыки для укрепления вашей решимости от канала Правжизнь…

Вели́кий по́ст (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή - Вели́кая Четыредеся́тница со Страстно́й седми́цей ) - центральный пост во всех исторических церквях, цель которого - подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

Наименование

Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» (каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. carême, итал. quaresima, исп. cuaresma , ирл. carghas, хорв. korizma и др.). Это слово, в свою очередь, использует греческое название великого поста, τεσσαρακοστή (сороковой), образованное по аналогии со словом πεντηκοστή (пятидесятый, Пятидесятница), которое восходит ещё к временам Ветхого Завета.

Развитие Великого поста

Возникновение поста

Первые христиане, вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15), постились в сам день Пасхи. Учитывая, что большинство христиан тогда были евреями, этот пост совершался ими за своих неразумных соплеменников иудеев-распинателей. Продолжительность Пасхального поста была = 40 часов дневных и 40 часов ночных (80 часов = 3,3 суток).

Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи, что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху» .

В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству - Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1) святой четыредесятницы и 2) страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста.

Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» (ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P.L., LIV, 633). Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним (P.G., LXVII, 633; P.L., XXII, 475).

Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. В первую очередь следует отметить письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, xxiv). Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. «Ибо, - пишет он, - некоторые думают, что они должны поститься один день, другие - два дня, иные - даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин, переводя Евсевия с греческого на латинский, передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах (Tertullian, «De Jejun.», ii и xiv; ср. «de Orat.», xviii; etc.), в его трудах нет никакого указания на какой-либо период в 40 дней, посвящённых продолжительному посту.

И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.

Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу - крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий, когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» (Мф. 9:15).

Как бы там ни было, в начале IV века встречается первое упоминание термина τεσσαρακοστή. Он появляется в пятом каноне Первого Никейского собора в связи с обсуждением подобающего времени для созыва синода, и, возможно, он указывает не на период, а на конкретный праздник, например, Вознесение, или Сретение, который Этерия называет quadragesimæ de Epiphania. Однако следует помнить, что слово «Пятидесятница», πεντηκοστή, также означавшее первоначально пятидесятый день, впоследствии перешло на весь период от Пасхи до Пятидесятницы. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок (календарных) дней и заканчивающуюся периодом строгого поста - Страстной Недели (которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи»), и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы, написал в очень строгих выражениях александрийцам, призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается (послание 11-е, из Рима):

Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

На Востоке

На Востоке же, практически повсеместно, за редкими исключениями, преобладала та практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия, а именно, пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю от Пасхи («Сырную седмицу») уже соблюдается пост, хотя и лёгкий (запрещено только мясо); два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».

Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными (хотя и в более лёгкой степени), а великопостный период (Великий пост) теперь длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Четыредесятницей, в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.

Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова:

  • с понедельника по пятницу - сухоядение один раз вечером.
  • в субботу и воскресенье - разрешается растительное масло, две трапезы в день.
  • два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение (если только Благовещение не придётся на Страстную седмицу) - разрешается рыба.

Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино, но в любом случае (даже и в Благовещение) трапеза в эти дни разрешается только один раз.

Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими (напр., Василий Великий, упрекая в одной из своих проповедей слушателей, явно не монахов, говорит: «Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах»; подобное же говорил и Иоанн Златоуст: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения»), то поздне́е соблюдение этого обычая стало ослабевать, так что в современной православной литературе о каком-либо количестве трапез не говорится вовсе. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе

На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота, общая длительность поста составила 36 дней (6 недель по 6 дней, исключая воскресенья). Святой Григорий Великий (560-604), а вслед за ним и многие средневековые авторы описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. н. «тридентском» миссале, где в молитве secreta в первое воскресенье Великого поста священник говорит о «sacrificium quadragesimalis initii», то есть о жертве начала поста.

Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано (мы впервые находим упоминание об этом у Сократа) стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы (Девятый час, Вечерня и т. д.) представляли скорее некие условные периоды, чем фиксированные моменты времени. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня (как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века). Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым.

Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. н. «collatio». Ещё позже, ближе к XVIII веку, разрешили небольшую трапезу утром. В таком виде (одна полная трапеза и два небольших перекуса) этот тип поста (именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее) просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.

Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания , то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia , то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста , воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации, разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe , считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre (то есть «масляная башня»). Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения (не обязательно связанные с пищей) на этот период. Кроме того, многие традиционалисты соблюдают дореформенный пост, который, применительно к Великому посту, выражается обычно в посте шесть дней в неделю (кроме воскресений) и дополнительно в воздержании в пятницу и (не везде) в субботу.

В православии

Подготовка

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста - покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название:

  • Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10).

В первую неделю подготовки к посту, Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление чтобы приблизиться к Богу. Низкорослый Закхей грешен и ограничен, но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

  • Неделя о мы́таре и фарисе́е (Лк. 18:10-14).

За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно .

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осуждён.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу. Типикон (Гл. 49) так говорит об отмене поста в данный период: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси.».

На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную).

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

  • Неделя о Страшном Суде

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду - это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо) -Великий мясопуст.

Следующая за ней Сырная седмица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

  • Последнее воскресенье пред Великим постом - Прощёное воскресенье , называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы .

Сроки Великого поста в православном календаре

Великий пост длится почти полные семь седмиц - 48 дней. В него входят:

  1. Святая четыредесятница (40 дней - 5 седмиц и 5 дней);
  2. Лазарева суббота;
  3. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение);
  4. Страстная седмица (имеет только 6 дней).

В зависимости от дня празднования Пасхи, который меняется каждый год, Великий пост может начинаться в период с 2 (15) февраля по 8 (21) марта включительно, и соответственно заканчивается в один из дней с 21 марта (3 апреля) по 24 апреля (7 мая). Таким образом, дни в период с 8 (21) марта по 21 марта (3 апреля) оказываются всегда приходящимися на Великий пост.

Каждая седмица Великого поста именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д., и завершается неделей (воскресным днём).

Великопостное богослужение

Богослужение в течение Четыредесятницы отличается от обычного тем, что:

  • по понедельникам, вторникам и четвергам Божественной литургии не бывает (если нет праздника);
  • по средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных Даров;
  • в течение седмицы вся Псалтирь в храмовых богослужениях прочитывается дважды;
  • с понедельника по пятницу:
    • в конце каждого богослужения Суточного круга читается молитва Ефрема Сирина с четырьмя земными и 12 поясными поклонами;
    • на ектениях и кафизмах особые великопостные напевы;
    • на Утрени: «Аллилуйя» с четырьмя стихами вместо обычного «Бог Господь…»; по гласу Октоиха и дню седмицы подбираются: троичны (вместо тропарей), окончания у которых допеваются хором, седальны по первом стихословии и светильны; канон с библейскими песнями в великопостном порядке;
    • на Вечерни: два прокимена и две паремии; по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом поются с тремя земными поклонами: «Богородице Дево радуйся,..», Слава.., «Крестителю Христов…», И ныне.., «Молите за ны…»;
    • на великом Повечерии: особые напевы песнопений «С нами Бог…», «День прешед…», «Помилуй нас Господи…», «Господи сил с нами буди…»; чтение либо канона Андрея Критского, либо вычитывание служб святым, чья память в настоящем году выпадает на Страстную и Светлую седмицы и на другие переходящие праздники.
  • по воскресеньям служится Литургия Василия Великого (пять раз);
  • каждое воскресенье посвящено особому воспоминанию.

Богослужения Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы, также входящих в состав Великого поста, имеют множество своих особенностей.

Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом Повечерии читается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение ко́лива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником».

  • Первая неделя Великого поста - Торжество православия : в современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» - здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России - государственных преступников. В настоящее время анафематствование ересей совершается только в соборных храмах. По русской (неканонической) традиции, с этого дня в течении всей Четыредесятницы: на часах вычитывается всё Евангелие, а по особым дням совершается Соборование и Пассия.
  • Вторая неделя Великого поста: Русская православная церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу .
  • Третья неделя Великого поста - Крестопоклонная : после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая за неделей четвёртая седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда - Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем ); от сего дня до Великой среды на всех литургиях преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).
  • Четвёртая неделя - переходящая память преподобного Иоанна Лествичника . В четверг пятой седмицы на утрене читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской - «Андреево стояние», или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы - «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.
  • Пятая неделя - память преподобной Марии Египетской , образца истинного покаяния, и преподобного святителя Филофея. Шестая седмица - седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота - Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).
  • Шестая неделя - Вход Господень в Иерусалим , или Вербное воскресенье , (двунадесятый праздник).

Питание в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели - особо строгий пост;
  • не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца);
  • в понедельники, среды и пятницы - холодная пища без елея (оливкового масла) один раз в день (в вечернее время);
  • во вторники и четверги - горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);
  • в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный приём сырой пищи с вином;
  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.
«мясоед»
«мясоед» рыба «мясоед» рыба «мясоед»
«мясоед»
«мясоед» ничего не едят хлеб, вода сырая
без елея
ничего не едят варёная без
елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
с елеем
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная с елеем,
вино, икра
рыба сырая без елея варёная c
елеем, вино
ничего не едят сырая
без елея, вино

В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, разрешается также:

  • в понедельник, вторник и четверг - вкушать горячую пищу с растительным маслом;
  • в среду и пятницу - горячая пища без масла, но с вином.

Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста - соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свёкла, консервированный зелёный горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить, используя эти и другие продукты.

В римско-католической традиции

Великий пост в римском обряде начинается в Пепельную среду (в амвросианском - в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50). У историков нет единого мнения относительно происхождения этих наименований: Septuagesima отстоит от Пасхи на 63 дня, а не на 70, не совпадают наименования с количеством дней и у двух других недель. Возможно, в древности подготовительный период имел ещё одну дополнительную неделю, которая и дала название Septuagesima. Или же эти названия были просто подобраны по аналогии со словом Quadragesima.

В Средние века перед началом собственно поста, во вторник, было принято исповедоваться, чтобы, очистившись от грехов, вступить в постный период. В английском языке до сих пор сохранилось название этого дня «Shrove Tuesday», от англ. shrive, означающего «получать разрешение грехов в исповеди». В настоящее время такого обычая нет, однако, согласно канонам, каждый католик должен по меньшей мере раз в год, в течение великопостного или пасхального периодов, исповедаться и принять Святое Причастие.

Основные Евангельские чтения в великопостный период были следующими:

  • Пепельная среда - слова Христа о посте из Нагорной проповеди (Мф. 6:16-21)
  • Первое воскресенье поста (лат. Invocavit - воззовёт: от входного песнопения «Invocavit me, et ergo exaudiam eum» Пс.90:15) - Искушение Христа в пустыне (Мф. 4:1-11):
  • Второе воскресенье поста (Reminiscere) - Преображение Христа 1 (Мф. 17:1-9)
  • Третье воскресенье поста (Oculi) - Лк. 11:14-28
  • Четвёртое воскресенье поста (Laetare - от слов начального псалма «Радуйся, Иерусалим» Laetare Jerusalem - Пс.121:1) - Насыщение народа пятью хлебами (Ин. 6:1-15)
  • Пятое воскресенье (Judica - от слов начального псалма «Суди меня, Боже» - Judica me, Deus - Пс.42:1) - Ин. 8:46-59
  • Вербное воскресенье (Palmarum) - Вход в Иерусалим (Мф. 21:1-9) и Страсти Христовы (Мф. 26:1-75, Мф. 27:1-66)

После реформ подготовительный период был упразднён, и Великий пост (Quadragesima) теперь начинается непосредственно в Пепельную среду. Евангельские чтения во все воскресные и праздничные дни года, в том числе и в Великий пост, регулируются трёхлетним циклом. Чтения первых двух и последнего воскресений поста соответствуют друг другу и дореформенным чтениям (только переданы разными евангелистами), а чтения прочих недель характеризуют отдельные аспекты служения Христа:

  • Пепельная среда (все годы) - Слова из Нагорной проповеди о милостыне, молитве и посте (Мф. 6:1-6, -18)
  • Цикл A:
    • 1 воскресенье поста - Искушение Христа в пустыне (Мф. 4:1-11)
    • 2 воскресенье поста - Преображение Христа (Мф. 17:1-9)
    • 3 воскресенье поста - Беседа Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42)
    • 4 воскресенье поста - Исцеление слепорождённого (Мф. 9:1-41)
    • 5 воскресенье поста - Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-45)
    • Вербное (Страстное) воскресенье - Процессия: Мф. 21:1-11, Евангелие Страстей: Мф. 26:14-27:66 или Мф. 27:11-54.
  • Цикл Б:
    • 1 воскресенье поста - Искушение Христа и начало Его служения (Мк. 1:12-15)
    • 2 воскресенье поста - Преображение Христа (Мк. 9:2-10)
    • 3 воскресенье поста - Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13-25)
    • 4 воскресенье поста - Беседа с Никодимом, пророчество о грядущих Страстях (Ин. 3:14-21)
    • 5 воскресенье поста - Пророчество о Страстях (Ин. 12:20-33)
    • Вербное (Страстное) воскресенье - Процессия: Мк. 11:1-10 или Ин. 12:12-16, Евангелие Страстей: Мк. 14:1-15:47 или Мк. 15:1-39
  • Цикл В:
    • 1 воскресенье поста - Искушение Христа в пустыне (Лк. 4:1-13)
    • 2 воскресенье поста - Преображение Христа (Лк. 9:28-36)
    • 3 воскресенье поста - Притча о смоковнице (Лк. 13:1-9)
    • 4 воскресенье поста - Притча о блудном сыне (Лк. 15:1-3, (-32))
    • 5 воскресенье поста - Иисус, прощающий грешницу (Лк. 8:1-11)
    • Вербное (Страстное) воскресенье - Процессия: Лк. 19:28-40, Евангелие Страстей: Лк. 22:14-23:56 или Лк. 23:1-49

Из литургических особенностей следует отметить исключение из богослужения Аллилуйя на период всего поста и отмену Gloria на мессе (кроме праздников). Цвет литургических одежд в большую часть великопостного периода - фиолетовый, цвет, характеризующий обычно покаяние. Такие же, фиолетовые, или другие тёмные цвета используются и в убранстве самого храма. Цветы, украшающие обычно храм, также убираются. Орган разрешается использовать только для сопровождения песнопений, а не сам по себе, а после мессы Великого Четверга он вовсе замолкает до Пасхи.

Некоторый контраст с этим составляет 4 воскресенье поста, обычно называемое Laetare (то есть «Радуйся», по первым словам поёмого в начале мессы Introitus , Входного песнопения: «Laetare Ierusalem: et conventum facite omnes qui diligitis eam: gaudete cum laetitia qui in tristitia fuistis: ut exsultetis, et satiemini ab uberibus consolationis vestrae» , Ис. 66:10-11), когда священнослужители облачаются в одежды розового цвета, разрешаются цветы и орган и т. п. Цель этого воскресенья - несколько приободрить верующих перед второй половиной поста и приближающейся Страстной неделей. В средние века, в четверг перед этой неделей (на двадцатый день четыредесятницы, считая без воскресений) был даже особый день (фр. mi-carême), в который допускалось существенное облегчение поста

Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. Самая распространённая служба такого рода - это богослужение Крестного пути. В некоторых национальных общинах могут совершаться и другие службы, например, польские католики читают т. н. Gorzkie żale . Из числа покаянных практик можно отметить обычай (в настоящее время несколько подзабытый) читать (каждый день поста или только по пятницам) семь покаянных псалмов : псалмы 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142.

О пищевых ограничениях на Великий пост было достаточно подробно сказано выше, здесь стоит лишь отметить, что, поскольку обязательные ограничения затрагивают лишь несколько дней в течение поста, католики имеют возможность принимать на период поста собственные правила или обязательства, учитывающие их личные слабости или пристрастия. Например, это может быть отказ от какой-либо любимой пищи, кофе, алкоголя, или вовсе непищевые ограничения, такие, как отказ от телевидения, музыки и т. п., или же, напротив, усиление обычного молитвенного правила, более частое посещение богослужений и т. п. Пятницы, впрочем, остаются днями воздержания даже в тех странах, где в прочее время года оно не является обязательным. Пищевые правила поста имеют ограничения по возрасту, или по здоровью, о чём подробнее см. в статье Католический пост.

См. также

  • Пост в христианстве
  • Похороны поста в Польше

Примечания

  1. Пасхальный пост. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  2. Пасха и пост. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  3. Удлинение пасхального поста. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  4. Обычно связанный с «сухоядением» (греч. xerophagiæ), то есть когда вкушали только сухую пищу, хлеб, соль и овощи.
  5. Коленопреклонения в течение всего периода Пятидесятницы были запрещены канонами. Позднее, впрочем, как Запад, так и Восток в той или иной форме отошли от этой практики.
  6. Память, которая уместна именно в начале великого поста, а не в разгар полуязыческого праздника набивания желудка, каковым многие века являлась масленица.
  7. В стихирах на вечерне пятницы 6-й недели поста поётся «душеполезную совершив четыредесятницу».
  8. Большего числа трапез, чем две, Типикон не знает.
  9. Вопреки распространённому заблуждению, Типикон не запрещает в пост употребление вина. Оно даже, фактически, считается менее «скоромным», чем масло. При этом, однако, стоит иметь в виду, что вино имелось в виду сухое, сильно разбавленное, по обычаю того времени, водой, которое в палестинских монастырях, ввиду плохого качества тамошней воды, использовалось как обычный напиток, примерно, как у нас компот или чай.
  10. Что явилось, в своё время, поводом для серьёзных конфликтов с Восточной церковью, где был даже принят канон, отлучающий за пост в субботу.
  11. Впрочем, и у восточных авторов можно встретить подобные сравнения, например, об этом пишет преп. авва Дорофей.
  12. протопресвитер Александр Шмеман Великий пост.
  13. «Скоромные» продукты - животного происхождения: мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их кондитерские изделия (с добавлением молока, яиц или животных жиров)
  14. Типикон
  15. В России службы, соединённые с чтением покаянного канона, раньше называли ефимо́нами от искажённого греческого С нами Бог.
  16. Каша из цельных пшеничных зёрен, или гороха, или риса с добавлением мёда, изюма или ягод.
  17. Типикон, гл. 32 «О велицей четыредесятнице» и «Начало святаго и великаго поста», гл. 49
  18. В Типиконе есть только две трапезы: днём после литургии и после вечерней службы.
  19. Типикон, гл. 49, Великая суббота, 2-е «зри»: И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфиры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина.
  20. «Мясоед»: разрешается есть всё, даже «скоромную» пищу.
  21. Пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами.
  22. Неделя сыропустная
  23. Пост с «сухоядением»: холодная неварёная растительная пища без елея, неподогретое питьё.
  24. Пост с «с ядением варения»: горячая растительная пища без елея.
  25. Устав позволяет желающим в пятницу первой седмицы ограничиться сухоядением: «произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду»
  26. Пост «с ядением варения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом.
  27. Торжество православия
  28. разрешается масло «труда ради бденнаго» (так как читался канон преп. Андрея Критского
  29. Лазарева суббота.
  30. Вербное воскресенье.
  31. Страстная пятница.
  32. Хотя Католическая Церковь, как и Православная, отмечает праздник Преображения 6 августа, данное чтение отражает более древнюю традицию отмечать Преображение во время Великого поста, то есть незадолго до Страстей Христовых, когда оно, в соответствии с Библией, и произошло.
  33. Интересно отметить, что у православных четвёртая, Крестопоклонная неделя поста служит той же цели, однако пост на этой неделе не ослабляется, а скорее наоборот.

Ссылки

Православие

  • Великая четыредесятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Инфографика Великого поста.
  • Все о Великом посте Энциклопедия Великого поста: статьи, календарь, рецепты, проповеди.
  • Библиотека Великого поста на сайте Татьянин День.
  • О богослужении приготовительных дней к великому посту
  • О богослужений святой четыредесятницы
  • Великий пост на сайте Казанской епархии.
  • И. Никодимов. Страницы истории Лавры до, во время и после Великого Поста
  • Великий пост на сайте Православный пост.
  • Великий пост: телесный и духовный
  • Статьи о Великом посте на сайте Азбука веры
  • Валентин (Амфитеатров). Великий Пост - Духовные поучения
  • Альвиан Тхелидзе. О подготовительных неделях // Официальный сайт Волгоградской епархии

В православном годичном круге богослужений упоминается название «Святая Четыредесятница». Что это такое? Святая Четыредесятница, или Великий пост, – особый период для православных христиан. Это время, предшествующее главному христианскому празднику – Пасхе. Великий пост длится сорок дней в память о том, как Спаситель постился в пустыне.

Каждый год время начала Святой Четыредесятницы меняется, в 2017 году Великий пост начинается относительно рано – в феврале. Кажется, что недавно мы праздновали Рождество Христово, а вскоре уже начинаем готовиться к Пасхе. Чтобы выяснить, когда будет Святая Четыредесятница в 2017 году, обратимся к церковному календарю. Великий пост длится с 27 февраля по 15 апреля . Светлый праздник Пасхи – 16 апреля.

Начинается Святая Четыредесятница 2017 в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), когда в храмах совершатся трогательный Чин прощения.

Как проводить Святую Четыредесятницу

Первая и последняя неделя Великого поста – самые строгие. В период поста принято воздерживаться от пищи, увеселительных мероприятий и как можно чаще посещать богослужения в храме. В начале Великого поста в церкви читается особый покаянный канон Андрея Критского. Его можно приобрести в церковной лавке и читать дома, если не получается посетить богослужение. Также вспоминается житие преподобной Марии Египетской. Пример этой женщины показывает, что из страшной греховной бездны можно вырваться с Божией помощью. Даже если совершенные грехи очень тяжкие, не нужно отчаиваться. Господь всегда помогает кающемуся грешнику и открывает для него двери Рая.

Богослужения Святой Четыредесятницы

В период Святой Четыредесятницы совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров. Она бывает только Великим постом. На богослужениях становится меньше песнопений, больше читается Евангелие. Церковные службы Святой Четыредесятницы помогают нам настроиться на покаяние, поэтому священники рекомендуют изыскать возможности посещать их как можно чаще: больше в течение года таких богослужений не бывает.

Поминание усопших совершается не каждый день, этому посвящены особые дниРодительские субботы (вторая, третья, четвертая).

Святой Четыредесятницы – радостное время. Несмотря на покаянный и несколько грустный настрой на службах, мы ожидаем главное событие – Пасху. Последняя неделя Великого поста – страстная – по своему значению самая важная. В течение этих дней мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя: предательство Иуды, распятие, смерть, погребение. Но впереди нас ждет ликование и радость – Воскресение Христово!

Принятие пищи и очищение души

Великий пост – самый строгий, по церковным канонам в этот период употребляется только пища растительного происхождения. По Уставу церкви, в Четыредесятницу мясо и молочные продукты не вкушают, а рыба разрешается лишь в течение двух дней: в праздник Благовещения и в Лазареву субботу. Правила постной трапезы подробно описаны в календарях, где указаны дни, когда по Уставу разрешаются те или иные виды пищи.

Следует отметить, что строгое следование Церковному уставу в отношении принятия пищи – не каждому по силам. Очень важно не переоценить свои возможности и соблюдать пост в ту меру, которая возможна для вас лично. Если вы не знаете как поститься – посоветуйтесь со священником. Как правило, людям со слабым здоровьем, беременным и кормящим женщинам, а также детям допускается ослабить пост.

Нужно помнить, что, кроме пищи, важна работа человека над своей душой, покаяние, очищение. Творение добрых дел – также неотъемлемая часть поста. Нужно стараться внимательно относиться к своим мыслям, стараться жить в мире с окружающими, никого не осуждать. Православные христиане стараются обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в период поста. Очень хорошо, если удастся это сделать несколько раз.

Если вы постараетесь провести Великий пост в молитве и покаянии, то праздник Пасхи будет совершенно особенным.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении "Лествица рая" изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в "Лествице" указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V - VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм , вторая - по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский (638 - 644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 - 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на "Господи, воззвах", поются 24 покаянных стихиры Великого канона - творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: "Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя".

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в "красныя", то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название "Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени читается Акафист с греч. - неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы .

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую .

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы - ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы - ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря , поэтому она называется Лазаревой субботой.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 - 11; Мк. 11, 1 - 11; Лк. 19, 29 - 44; Ин. 12, 12 - 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник - в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на "Господи, воззвах" поется: "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче".

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Что это – Святая Четыредесятница? Человек, хорошо знакомый с основами православия, сразу поймёт, о чём речь. А вот новичок замешкается, хотя на деле и ему прекрасно известен этот суровый, трудный, но неизмеримо полезный для души и тела период. Кто, какую бы веру он ни исповедовал, не слыхал о Великом посте?

Когда встречать Четыредесятницу?

Если быть до конца точными, Четыредесятница – это не весь пост. По традиции, его принято разделять на:

  • начальные 40 дней, посвящённые воспоминаниям о долгой молитве Христа в пустыне и Его борьбе с искушениями (это и есть Святая Четыредесятница);
  • Лазареву Субботу и ;
  • – 6 дней, во время которых христиане предаются скорби о предательстве Иуды и распятии Спасителя.

Как провести?

Время молитв и воздержания дано нам не из прихоти, а чтобы достойно подготовить себя к большой радости – Христову Воскресению. И провести его требуется как подобает, иначе Пасха превратится в ещё один красный день календаря, не прочувствованный ни умом, ни сердцем.

Читайте Священное писание и размышляйте над прочитанным

Прежде всего, придётся ограничить себя в пище. Только помните, что отказ от мясного и молочного – не самоцель, а средство для обуздания плоти; пользы не несёт.

Постарайтесь освободить разум от скверных мыслей, сердце – от тёмных чувств, а совесть – от грехов. Четыредесятница наилучшим образом подходит для покаяния. А ещё для осознания того факта, что ни один человек не потерян для Бога. Недаром 14 апреля, в пятую неделю воздержания, Церковь будет вспоминать , великую грешницу, ставшую святой.

Наконец, необходимо посвятить время молитве, посещению храма и глубокому изучению Священного Писания. В будничной суете, вовлечённые в круговерть каждодневных забот, мы редко отдаём Богу должное. Работа, домашние дела и встречи с друзьями съедают массу времени. Пост призывает нас отказаться от приятных, но пустых развлечений и посвятить освободившиеся часы заботе о душе и добрым делам. Поверьте, подойдя к задаче со всем желанием, вы ни мало не потеряете. Зато обретёте душевный покой, ясность мысли и веру в свои силы. Думаете, что жёсткие ограничения вам не по силам? Начните – и сами поразитесь, на что, оказывается, способны.

Поститься нужно с умом, не доводя себя до приступов язвы

Но не переоценивайте своих возможностей. Пост имеет разные степени строгости: одну – для монахов, другую – для мирян, третью – для больных, беременных и детей. Сообразуйте рацион с состоянием своего здоровья, а лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Он подскажет правильное решение.

Видео: пост с пользой для души

Подсказка от телеканала Союз: как начинать Четыредесятницу, как её провести и как победить одолевающие душу страсти?

Видео: Святая Четыредесятница

И немного музыки для укрепления вашей решимости от канала Правжизнь…

В православном годичном круге богослужений упоминается название «Святая Четыредесятница». Что это такое? Святая Четыредесятница, или Великий пост, – особый период для православных христиан. Это время, предшествующее главному христианскому празднику – Пасхе. длится сорок дней в память о том, как Спаситель постился в пустыне.

Каждый год время начала Святой Четыредесятницы меняется, в 2017 году Великий пост начинается относительно рано – в феврале. Кажется, что недавно мы праздновали Рождество Христово, а вскоре уже начинаем готовиться к Пасхе. Чтобы выяснить, когда будет Святая Четыредесятница в 2017 году, обратимся к церковному календарю. Великий пост длится с 27 февраля по 15 апреля . Светлый праздник Пасхи – 16 апреля.

Начинается Святая Четыредесятница 2017 в Неделю сыропустную (), когда в храмах совершатся трогательный Чин прощения.

Как проводить Святую Четыредесятницу

Первая и последняя неделя Великого поста - самые строгие. В период поста принято воздерживаться от пищи, увеселительных мероприятий и как можно чаще посещать богослужения в храме. В начале Великого поста в церкви читается особый покаянный канон Андрея Критского. Его можно приобрести в церковной лавке и читать дома, если не получается посетить богослужение. Также вспоминается житие преподобной Марии Египетской. Пример этой женщины показывает, что из страшной греховной бездны можно вырваться с Божией помощью. Даже если совершенные грехи очень тяжкие, не нужно отчаиваться. Господь всегда помогает кающемуся грешнику и открывает для него двери Рая.

Богослужения Святой Четыредесятницы

В период Святой Четыредесятницы совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров. Она бывает только Великим постом. На богослужениях становится меньше песнопений, больше читается Евангелие. Церковные службы Святой Четыредесятницы помогают нам настроиться на покаяние, поэтому священники рекомендуют изыскать возможности посещать их как можно чаще: больше в течение года таких богослужений не бывает.

Поминание усопших совершается не каждый день, этому посвящены особые дни – (вторая, третья, четвертая).

Святой Четыредесятницы – радостное время. Несмотря на покаянный и несколько грустный настрой на службах, мы ожидаем главное событие – Пасху. Последняя неделя Великого поста – страстная – по своему значению самая важная. В течение этих дней мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя: предательство Иуды, распятие, смерть, погребение. Но впереди нас ждет ликование и радость – Воскресение Христово!

Принятие пищи и очищение души

Великий пост – самый строгий, по церковным канонам в этот период употребляется только пища растительного происхождения. По Уставу церкви, в Четыредесятницу мясо и молочные продукты не вкушают, а рыба разрешается лишь в течение двух дней: в праздник Благовещения и в . Правила постной трапезы подробно описаны в календарях, где указаны дни, когда по Уставу разрешаются те или иные виды пищи.

Следует отметить, что строгое следование Церковному уставу в отношении принятия пищи – не каждому по силам. Очень важно не переоценить свои возможности и соблюдать пост в ту меру, которая возможна для вас лично. Если вы не знаете как поститься – посоветуйтесь со священником. Как правило, людям со слабым здоровьем, беременным и кормящим женщинам, а также детям допускается ослабить пост.

Нужно помнить, что, кроме пищи, важна работа человека над своей душой, покаяние, очищение. Творение добрых дел – также неотъемлемая часть поста. Нужно стараться внимательно относиться к своим мыслям, стараться жить в мире с окружающими, никого не осуждать. Православные христиане стараются обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в период поста. Очень хорошо, если удастся это сделать несколько раз.

Если вы постараетесь провести Великий пост в молитве и покаянии, то праздник Пасхи будет совершенно особенным.