Никита мученик житие. Житие преподобного никиты столпника. Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

Никита мученик житие. Житие преподобного никиты столпника. Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та был готф. Он ро-дил-ся и жил на бе-ре-гах Ду-ная. По-стра-дал за Хри-ста в 372 го-ду. То-гда хри-сти-ан-ская ве-ра уже ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лась в стране гот-фов. Свя-той Ни-ки-та уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Кре-ще-ние от готф-ско-го епи-ско-па Фе-о-фи-ла, участ-ни-ка I Все-лен-ско-го Со-бо-ра. Рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства ста-ли про-ти-вить-ся языч-ни-ки-гот-фы, в ре-зуль-та-те че-го воз-ник-ла меж-до-усоб-ная брань.

Ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та Готфский

По-сле по-бе-ды Фри-ти-гер-на, воз-гла-вив-ше-го вой-ско хри-сти-ан и на-нес-ше-го по-ра-же-ние языч-ни-ку Афа-на-ри-ху, ве-ра Хри-сто-ва ста-ла успеш-нее рас-про-стра-нять-ся сре-ди гот-фов. Епи-скоп Уль-фи-ла, пре-ем-ник епи-ско-па Фе-о-фи-ла, со-здал готф-скую аз-бу-ку и пе-ре-вел на готф-ский язык мно-го свя-щен-ных книг. В рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства сре-ди со-пле-мен-ни-ков усерд-но тру-дил-ся и свя-той Ни-ки-та. Сво-им при-ме-ром и вдох-но-вен-ным сло-вом он при-вел к Хри-сто-вой ве-ре мно-гих языч-ни-ков. Од-на-ко Афа-на-рих по-сле по-ра-же-ния су-мел сно-ва по-пра-вить свои си-лы, вер-нуть-ся в свою стра-ну и вос-ста-но-вить свое преж-нее мо-гу-ще-ство. Оста-ва-ясь языч-ни-ком, он про-дол-жал нена-ви-деть хри-сти-ан и пре-сле-до-вать их. Свя-той Ни-ки-та, под-верг-ну-тый мно-гим пыт-кам, был бро-шен в огонь, где и скон-чал-ся в 372 го-ду. Друг свя-то-го Ни-ки-ты, хри-сти-а-нин Ма-ри-ан, но-чью отыс-кал те-ло му-че-ни-ка, не по-вре-жден-ное ог-нем и оза-рен-ное чу-дес-ным све-том, пе-ре-нес его и пре-дал по-гре-бе-нию в Ки-ли-кии. Впо-след-ствии оно бы-ло пе-ре-не-се-но в Кон-стан-ти-но-поль. Ча-сти-ца свя-тых мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты позд-нее пе-ре-не-се-на в мо-на-стырь Вы-со-кие Де-ча-ны в Сер-бии.

Молитвы

Тропарь великомученику Никите Готфскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученику Никите Готфскому, глас 2

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Молитва великомученику Никите Готфскому

О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче великому́чениче Ники́то! Припа́дающе к свято́му и чудотво́рному о́бразу твоему́, по́двиги же и чудеса́ твоя́ и мно́гое сострада́ние твое́ к лю́дем прославля́юще, мо́лим тя приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, е́же о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего дерзнове́нно проси́ти, но тебе́ моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго предлага́ем и о твое́м предста́тельстве взыва́ем, испроси́ нам у Го́спода благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́вую, спасе́ния наде́жду несомне́нную, любо́вь же ко всем нелицеме́рную, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душ и теле́с здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и благоче́стное на земли́ житие́, христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем суди́ще Христо́вом. Еще́ же, о страстоте́рпче Христо́в, у Царя́ Небе́снаго испроси́ стране́ на́шей Росси́йстей мир, здра́вие и спасе́ние, и на враги́ побе́ду и одоле́ние, благоустрое́ние, тишину́ и благоде́нствие. Христолюби́вому во́инству бу́ди сора́тай и помо́щник на враги́ и всем лю́дем правосла́вным яви́ твое́ свято́е заступле́ние: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́. Ей, уго́дниче Бо́жий и му́чениче долготерпели́вый! Не забу́ди святу́ю оби́тель твою́ и вся живу́щия в ней и подвиза́ющияся и́нокини же и мирски́я, но поспеш́и им в смире́нии и терпе́нии носи́ти и́го Христо́во и от вся́ких бед и искуше́ний ми́лостивне изба́ви. Всех у́бо нас приведи́ в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники сподо́би бы́ти пресве́тлаго Ца́рствия Христо́ва святы́ми твои́ми моли́твами, да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Никита жил в городе Переславле-Залесском, недалеко от Владимира, более 800 лет назад. Он был очень жестоким и обидчивым, устраивал возмущения и причинял людям много зла, грабя их и привлекая к суду. Такие же были у него и друзья.

Но однажды он услышал в церкви слова пророка Исайи:

«Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших».

От этих слов он пришел в ужас и стал говорить:

«Увы мне, много я согрешил».

Потом, молясь и обливаясь слезами, он поспешил в монастырь и, упав к ногам игумена, воскликнул: «Отец, спаси погибающую душу».

Игумен для испытания Никиты велел ему три дня стоять у монастырских ворот и всем входящим и выходящим исповедовать свои грехи. Никита так и сделал, а по прошествии трех дней, увидев недалеко от обители болотистое место, пошел туда, разделся и отдал свое тело на съедение кровососущим мошкам, которые во множестве бывают на болотах. Ибо так жаждала душа преподобного усиленного телесного подвига. Узнав об этом, игумен постриг Никиту в монахи, и тот вскоре устроил себе подземный столп, то есть круглую столпообразную яму, в которой пребывал постоянно, а в церковь ходил по особому подземному ходу, который сам же и выкопал.

За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворения, и многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали исцеление. Имел он и власть над нечистыми духами.

Но однажды к святому Никите пришли какие-то его родственники с просьбой помолиться о них. А на преподобном были надеты тяжелые кресты и цепи, сделанные из железа, которые он носил, чтобы еще больше обременять свою плоть. Родственники же подумали, что эти вериги серебряные, и впали в соблазн. Они убили святого и убежали; добежав же до берега Волги, обнаружили, что кресты и цепи железные и бросили их в реку. Это было близ города Ярославля. На следующую ночь один инок увидел три световых столпа, исходивших от берега реки. Он сказал об этом настоятелю своего монастыря, а тот - городским начальникам, и они во главе множества народа отправились на берег Волги и нашли железные кресты и цепи, чудесным образом плавающие на поверхности воды.

От прикосновения к этим веригам многие болящие получили исцеление. Спустя некоторое время их с почестями перенесли из Ярославля в Переславль и положили на гробе преподобного Никиты.

Святый преподобне отче Никите, моли Бога о нас!

олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.