Литургия оглашенных. Литургия оглашенных в православной церкви. Чтение Священного Писания

Литургия оглашенных. Литургия оглашенных в православной церкви. Чтение Священного Писания

§ 1. Понятие о литургии оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных . Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.

В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия.

Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.

§ 2. Чинопоследование литургии оглашенных

· Начало литургии оглашенных;


· начальный возглас священника;


· великая ектения;


· антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Затем диакон, читая пятидесятый псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки вверх, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» (один раз) - и прославляет Господа ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды).

Затем священник целует Евангелие (на практике - Евангелие и престол), а диакон - престол.

1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания «Слава в вышних Богу…» предваряется чтением не «Царю Небесный», а «Христос воскресе…» (трижды), а «Царю Небесный» читается со дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Священник, благословляя диакона, говорит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон, получив благословение от священника, просит его молитв о себе: «Помолися о мне, владыко святый».

Священник: «Да исправит Господь стопы твоя».

Диакон: «Помяни мя, владыко святый».

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон произносит: «Аминь», после чего, поклонившись священнику, выходит на солею северными дверями. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно кланяется, молясь тайно: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе…» со стихами «Да воскреснет Бог…». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе…» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе…» царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Ектении разделяются на несколько видов.

Великая , или мирная , отличается от других ектений особой полнотой содержания.

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.

Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси…» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения).

Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «…у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви».

Ектения об усопших начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…», «Еще молимся о упокоении…».

3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.

Диакон начинает следующими словами великую ектению: «Миром Господу помолимся…» (смотри Служебник).

1. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.

2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира.

Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона1 и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: «Господи, Боже наш, Его же держава несказанна…».

При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…» (поэтому хор поет медленно «Тебе, Господи»), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы второго и третьего антифонов.

Молитва первого антифона заканчивается возгласом священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения первого антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки.

После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы сто второй и сто сорок пятый. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.

Хор поет первый антифон сто второго псалма: «Благослови, душе моя Господа…».

По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению.

Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй» (и т.д.)

Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве второго антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. «Господи, Боже наш…». Священник заканчивает молитву второго антифона возгласом: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон во время пения второго антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.

Хор поет второй антифон (псалом сто сорок пятый): «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа…»

Тотчас же после второго антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: «И ныне… - Единородный Сыне…».

По окончании пения второго антифона и «Единородный Сыне...» диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве третьего антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…». В заключение священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…».

Примечание:

1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в воскресные дни, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: «песнь от канона на Блаженнах»; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.

2. Третий антифон составляют Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем…». Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха.

3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн колеблется в интервале от восьми до двенадцати. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).

5. Если святому не положены Блаженны, то исполняются тропари на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи - так же на шесть. При совершении службы святому со славословием, полиелеем, бдением поются тропари на восемь из Минеи.

6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

на двенадцатом - Блаженны нищии духом… Блаженны плачущии…;

на десятом - Блаженны кроткии… Блаженны алчущии и жаждущии…;

на шестом - Блажени миротворцы… Блажени изгнани…;

на четвертом –– Блаженны вы, когда поносят вас… Радуйтеся и веселитеся… «Слава» - тропарь канона. «И ныне» - Богородичен канона.

7. В двунадесятые Господскии праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в месячных или в праздничной Минеях, или же в Триодях.

8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; во втором антифоне припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… во Иордане крестивыйся…» и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа» (один раз). На «Слава, и ныне» поется песнь «Единородный Сыне…». На третьем антифоне за каждым стихом - тропарь празднику.

9. В будние дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов девяносто первого: «Благо есть исповедатися Господеви…» и девяносто четвертого: «Приидите возрадуемся Господеви…».

10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам первого антифона - «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; второго антифона - «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; третьего антифона - «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа».

2. 1. Малый вход

Во время пения третьего антифона, или Блаженн (если день воскресный или праздничный), открываются царские врата. Священник и диакон, стоящие перед престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон - только престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи.

Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: «Господу помолимся», а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: «Владыко Господи, Боже наш…».

По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и указывая правой рукой на восток, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков».

После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, держащую Евангелие, кланяется священнику.

По окончании пения антифона диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест и громко произносит: «Премудрость, прости».

Словом «Премудрость » молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом «прости» (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.

Хор: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа» (единожды).

1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит еще «входное», то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.

2. После входного стиха не поется «Приидите, поклонимся…», а поются тропарь и кондак празднику.

3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь.

4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: «Приидите, поклонимся…».

5. В будние дни вместо «…воскресый из мертвых…» поется «…во святых (своих) Дивен сый…»;

в праздничные дни - Богородичные (по широко распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): «Молитвами Богородицы…»;

в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова - «…рождейся от Девы…»; Крещения Господня - «…во Иордане крестивыйся» и т.д.

Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся…» входят в алтарь, диакон кладет Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.

Хор поет тропари и кондаки.

1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, имеющего место на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

2. Кондак и тропарь - песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизни святого.

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава пятьдесят вторая, а также вторая, третья, четвертая, пятая, двенадцатая, тринадцатая, пятнадцатая главы). Например, «Аще в неделю случится святой с бдением»: тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее - кондак воскресен; на «Слава» - кондак святому; на «И ныне» - кондак Богородице (храма).

В воскресные и праздничные дни петь кондак «Со святыми упокой» не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать «Во блаженном успении» и петь «вечную память». Это можно сделать по заамвонной молитве или, лучше, на панихиде.

2. 2. Трисвятое

По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял ее и от наших уст, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.

«Боже Святый, Иже во святых почиваяй…». Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» или «Кресту Твоему…».

Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на «И ныне», диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, время Трисвятаго».

Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: «Яко свят еси. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно».

Диакон, попросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, указывая орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, громко произносит, завершая возглас священника: «И во веки веков».

Хор: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды).

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Святый Безсмертный, помилуй нас».

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (за архиерейской службой Трисвятое поется семь раз).

1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

2. Этот стих вместе с «аллилуиа» поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни.

3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают его трижды (во время пения «Елицы» или «Кресту Твоему» читать надлежит эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: «Повели, владыко»; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся.

Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне».

Затем диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол».

Священник, благословляя горнее место, говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся.

2. 3. Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.1

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон громко произносит: «Вонмем» (будем внимательны).

Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: «Мир всем» (как необходимое условие для слушания слова Божия).

Чтец: «И духови твоему» (то есть: «и тебе также мы желаем мира»).

Диакон: «Премудрость» (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскресный первого гласа). «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».

1. Прокимном (с греч. - предлежащий) называется краткий стих , предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению ; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором.

3. Если Устав предписывает пение двух прокимнов, то первый поется дважды, а второй - один раз.

4. В воскресные дни поется воскресный прокимен рядового гласа. Если на воскресенье приходится двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же с воскресеньем совпадает Богородичный праздник, или праздник святого, или отдание двунадесятого праздника, то воскресный прокимен поется дважды, а празднику - один раз.

6. В будние дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню. В остальные дни недели, наоборот, сначала исполняется прокимен дню (дважды), а потом (один раз) - прокимен святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).

После пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит: «К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение», или: «Соборнаго Послания Иаковля чтение», или: «Деяний святых апостол чтение» и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: «Во дни оны…»; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: «Братие…»; если из Пастырских его посланий, то - «Чадо Тимофее…» или «Чадо Тите…»; если из Соборных посланий, то большей частью - «Возлюбленный…», а иногда - «Братие…».

Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, хор и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь «Аллилуиа» надлежит громко и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется «Аллилуиа». «Аллилуиа» есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец и хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец громко читает аллилуарий, а хор поет «Аллилуиа» после каждого стиха.

Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву, прося у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей - к преодолению похотей и утверждению в духовной жизни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…».

После этой молитвы диакон перед чтением Евангелия подходит к священнику, приклоняет главу и, указывая орарем на Евангелие (на престоле), говорит ему тихо: «Благослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).

Священник, благословляя его, произносит тихо: «Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.

Диакон, сказав: «Аминь», поклоняется Евангелию и, принимая его из рук священника, целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает его для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении «Благослови, владыко, благовестителя…» и «Бог молитвами…» в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и ставит ее перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон кладет Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя…», приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго…» и рукой благословляет диакона. Диакон говорит: «Аминь», полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборно, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стороне престола. Возглашения «Благослови, владыко» и «Бог молитвами…» при этом опускаются.

2. Слова «силою многою…» заканчивают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не «Аллилуиа», а (на седьмой глас) стих восемьдесят первого псалма (обычно перед Плащаницей): «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды).

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «От Матфея Святаго Евангелия чтения» (или из другого евангелиста, - смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).

Священник: «Вонмем».

1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: «Премудрость, прости», и «Вонмем».

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры и надевают их лишь после прочтения Евангелия.

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: «Мир ти, благовествующему».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает; берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его руку.

Священник, приняв Евангелие, целует его и ставит на горней стороне престола, выше антиминса. Вслед за этим он благословляет свещеносца и закрывает царские врата.


2. 4. Сугубая ектения, раскрытие антиминса

и окончание литургии оглашенных

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. Если священник служит один, то ектению читает он сам.

Диакон: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей».

Хор: «Господи, помилуй».

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: «Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…».

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: «Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

По церковной практике к сугубой ектении добавляются (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): «О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их» и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах1.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Милости Божия, Царствия Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим».

Хор: «Подай, Господи».

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает (тайно или вслух) молитву: «Боже духов и всякия плоти…».

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных.

Начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого различаются.

По окончании тайной молитвы священник возглашает: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа «Да и тии с нами…» есть указание: «Священник простирает антиминс», то есть открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении - при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных - при прошении «Открыет им Евангелие правды», а во время возгласа «Да и тии с нами…» священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы верхнии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Возглашением диакона «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии - литургия оглашенных.

Потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные . Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись ко святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство.

Во время Литургии оглашенных вспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания.

Начало Литургии оглашенных совершается так: по окончании проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон или священник произносит великую ектинию. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа», малая ектиния и пение 145-го псалма «Хвали душе моя Господа». Эти псалмы называются изобразительными , ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце христианина должно прославлять Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь, и не забывать всех Его благодеяний. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...

В некоторые Великие праздники вместо этих псалмов поются антифоны - избранные стихи, которые, там, где это возможно, поются попеременно на двух клиросах, отчего они и получили свое название.

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песни мы, вспоминая воплощение Сына Божия, Его распятие и смерть, просим Его спасти нас .

После пения этой песни произносится вторая малая ектиния и по окончании ее поются заповеди Блаженств . В этих заповедях содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за Литургией отворяют царские врата и совершают малый вход. Этот вход называется малым в отличие от великого, который бывает на Литургии верных.

Малый вход совершается так: во время пения блаженств священник дает с престола диакону Евангелие, затем оба обходят через горнее место престол и выходят из алтаря северной дверью. Впереди идет диакон с Евангелием, за ним священник; перед Евангелием несут горящую свечу. Остановясь на амвоне, перед царскими вратами, священник благословляет вход и целует Евангелие, а диакон, поднимая Евангелие в царских вратах, произносит: «Премудрость, прости», и входит в алтарь.

Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь в мир после крещения. Так как во время малого входа верующие под образом Евангелия видят как бы Самого Господа Иисуса Христа, начавшего проповедовать Своё учение, то святая Церковь и призывает всех воздать поклонение Господу пением священной песни: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу».

Выход священника не царскими вратами, а северной дверью означает явление Иисуса Христа в мир не как царя, а как смиренного слуги. Евангелие символизирует учение Иисуса Христа. Горящая свеча означает Иоанна Крестителя , которого сам Христос назвал светильником горящим. Поднятие Евангелия в царских вратах является символом того, что евангельское учение выше всякого человеческого учения . После пения «Приидите поклонимся» и возгласа священника: «Яко свят еси Боже наш», диакон, встав на амвоне перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Затем поётся песнь: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас».

Эта песнь называется Трисвятою , потому что в ней слово святый употреблено три раза , в отношении к каждому лицу Пресвятой Троицы. Она получила начало в 5-м веке, при греческом императоре Феодосии 2-ом и патриархе Прокле, по следующему случаю: во время землетрясения в Константинополе, все верующие, одни в храме, другие на площади, начали молиться Богу о помиловании. Тогда один отрок, находившийся на площади вихрем был поднят на воздухи, спустившись на землю, объявил, что он слышал вверху песнь ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, услышав эти слова, начал повторять их, присоединив к ним: «помилуй нас». И после этой усиленной молитвы землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятая песнь введена во все Богослужения христианской Церкви.

После пения Трисвятой песни читаются Апостол и Евангелие . В первом содержится учение Апостолов, а во втором - учение Самого Иисуса Христа.

Чтение посланий Апостольских и Евангелия верующие должны слушать с таким же вниманием и благоговением, как бы видели и слышали Самого Спасителя и апостолов. К этому вниманию они и возбуждаются перед чтением Апостола словами: «Вонмем! Премудрость», (т. е. будем внимательны; читаемое будет исполнено премудрости) и перед чтением Евангелия: «Премудрость! Прости! Услышим святаго Евангелия». Значение этих слов то же самое. Чтение Апостола напоминает проповедь св. апостолов, а чтение Евангелия знаменует собой проповедь Иисуса Христа.

После чтения Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего, рцем». Этой ектенией мы молимся: о земле Русской, о Патриархах, Архиереях, о всех прежде почивших отцах и братиях, о благодетелях храма, певцах и предстоящих во храме. Затем следует ектения об оглашенных. В ней верующие молятся об оглашенных, чтобы Господь огласил их словом истины, т. е. наставил их в истине, открыл им Евангелие правды и присоединил их к святой Своей Церкви, чтобы и они вместе с верующими удостоились прославлять святое имя Его...

Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон выходит из алтаря на амвон и произносит: «Благослови, владыко!» (т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога). Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословенно (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь » (т. е. «действительно так»).

Затем диакон произносит великую ектенью , в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды.

После великой ектеньи поются псалмы 102-й: « Благослови, душе моя, Господа » и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа ». В этих псалмах изображены Божии благодеяния человеческому роду. Псалмы призывают прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие желания, избавляющего нашу жизнь от тления греха. Во 145 псалме говорится о важном духовном законе – надежде на Всемогущего Бога, а не на грешного и немощного человека: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения …» (ст. 3).

Псалмы 102 и 145 положено петь попеременно двумя хорами. Такой вид пения известен еще с ветхозаветных времен и называется антифонным. Церковное предание гласит, что во II веке по Рождестве Христовом св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. Впоследствии этот род пения получил широкое распространение. И сами псалмы, исполняемые на Литургии двумя хорами попеременно, стали называться антифонами .

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне…». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе.

В это время священник берет с престола Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется Малым входом (в отличие от следующего Великого входа) и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь.

Смотря на Евангелие как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: молитвами Богородицы, или: во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!» После сего поются тропари и кондаки – краткие песнопения, в которых описывается суть праздника.

Далее поется «Трисвятое» : «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». История этого песнопения такова. При императоре Феодосии II (V век) в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молили Бога о помиловании и прекращении бедствия. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин Божественной Литургии.

По окончании «Трисвятого» читается Апостол небольшой фрагмент (зачало) из посланий святых апостолов. Затем читается Евангелие , предваряемое и сопровождаемое радостным славословием Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» , так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, чем благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа.

После Евангелия следует сугубая ектенья , в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления…»

Далее следует особая ектения об усопших , в которой мы молимся за всех умерших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных.

Потом произносится ектенья об оглашенных , в которой мы просим, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил святого Крещения («соединит их святей… Церкви» ).

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: « Елицы оглашении изыдите». Словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. О литургии оглашенных сведений почти нет. Им упоминаются в Церкви следующие чины: катихумены, просвещаемые, монахи, девы, клир и певцы. Из Огласительных слов ясно, что во время литургии оглашенных читалось Слово Божие и

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Литургия оглашенных. Чтение Писаний.Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».Народ: «И духу твоему».Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т. д. из послания к Титу 2:11 и след.Певчий поет, и все

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Литургия оглашенных. Вход.«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».Чтение Апостола и

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Литургия оглашенных. Каждение.Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма.Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и

Из книги ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго автора Златоуст Иоанн

Ектении об оглашенных. После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Литургия Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной. См. стр.

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

5. Литургия Появление сочинений Дионисия хронологически совпало с поворотным пунктом в истории христианской Литургии. Когда Юстиниан закрыл последние языческие храмы и школы, христианство стало бесспорно религией народных масс в империи. Литургия, которая

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Литургия Оглашенных По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию

Из книги Размышления о Божественной Литургии автора Гоголь Николай Васильевич

Литургия Оглашенных Вторая часть литургии, совершающаяся уже во всеуслышание предстоящего в храме народа, называется «Литургией оглашенных», так как на ней разрешалось присутствие «оглашенных», то есть только готовившихся к принятию Христовой веры, но еще не крещенных.

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений" Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно

Из книги автора

III. Литургия Средоточие благочестия Литургия, переведенная на славянский язык, почти сразу же стала средоточием русского благочестия. Большая часть изначальных текстов Киевской Руси была предназначена для непосредственного использования при совершении

Из книги автора

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Из книги автора

Молитва об оглашенных Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй; иже спасение роду человеческому ниспославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рожденью, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванью в сокровенной неизвестности

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.Диакон выходит из

В прошлом выпуске мы говорили о том, что литургия является центром богослужебной жизни и созидает Церковь как единый организм — Тело Христово; что основным содержанием литургии — Евхаристии — являются благодарственные молитвы Богу за сотворение мира и наше спасение. Начало литургии полагает возглас предстоятеля "Благословенно Царство…", указующий на смысл и цель совершения литургии — переход Церкви в Царство Отца, и Сына, и Святого Духа.

Пришло время сказать о том, что литургия состоит из нескольких частей, между которыми можно провести четкую границу. Это литургия оглашенных и литургия верных. Литургия оглашенных содержит воспоминание о выходе Христа на общественную проповедь и о самой проповеди Евангелия. Свое название она получила от древней практики оглашения, то есть научения основам веры, готовящихся принять Крещение. Поэтому первая часть Божественной литургии (от мирной ектении до чтения Евангелия) носит в основном учительный характер. На литургии верных совершается собственно Евхаристия и Причащение Святых Христовых Таин. Это уже таинственная часть литургии, начинающаяся пением Херувимской песни и заканчивающаяся причащением духовенства и народа. Теперь мы приступим к последовательному изложению порядка литургии оглашенных.

"Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…"

Сразу же после торжественного начального возгласа литургии диакон начинает возглашение мирной ектении. Она в данном случае ничем не отличается от тех, что произносятся в начале вечерни и утрени. В то время когда молящиеся в храме во главе с диаконом молятся о "мире всего мира", о нуждах всей Церкви и каждого человека, священник, стоя перед престолом, начинает чтение тайных молитв.

Особо необходимо сказать о важности молитвенного единства всех участников литургии — священников и мирян. Существует ошибочное мнение, что духовенство служит литургию, а народ в храме, хотя и пребывает в молитве, но несколько отстраненно от находящихся в алтаре священников. Это, конечно же, не так. Евхаристия — это самое полное выражение общности Церкви, ее единства, когда после совместной молитвы, как главного, общего дела верующих, они соединяются в одно единое Тело Христово. Поэтому с древности сложилось представление о литургии как о совместном молитвенном предстоянии пред Богом, в котором молитва народа не просто дополняет молитву священника, а соучаствует в ней как неотделимая часть. В каком-то смысле все верные христиане, присутствующие на литургии, являются сослужителями, активными участниками Евхаристии, а не зрителями, ожидающими окончания независящего от них действия.

В современной богослужебной практике сложилось так, что служащее духовенство все священнические молитвы литургии читает в алтаре тайно, или же вполголоса. Однако в тайных молитвах, читаемых на литургии оглашенных, речь идет именно о единодушном предстоянии всех перед Богом. Например, третья тайная молитва начинается словами: "Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы" , то есть священник обращается к Богу со словами: "Господи, даровавший нам возможность молиться единодушно". Далее указывается основание для такого утверждения: "Иже и двема, или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый" , что значит: "Ты, Господи, обещал исполнить прошения двух или трех собравшихся ради Тебя" (ср.: Мф. 18, 19, 20). Таким образом, священник молится не только от своего имени, но и от лица всех находящихся на службе христиан. Он является их предстоятелем (поэтому очень важно, чтобы во время молитвы все были внимательны и обращены в одном направлении), его устами выражается желание всей Церкви, собравшейся ("согласующейся") на общую молитву.

Молящийся в храме народ слышит из алтаря только возгласы священника, которые на слух завершают очередную ектению, а по сути являются окончанием священнической тайной молитвы. Заметно, что вся служба литургии проходит в своеобразном диалоге между священником, диаконом и молящимся в храме народом, от имени которого выступает хор. Так, на призыв диакона к молитве во время ектении "Господу помолимся", народ (хор) отвечает: "Господи, помилуй". А священник, завершая общую молитву ектении, а также собственную тайную молитву, ставит как бы некую словесную печать — возглас, прославляющий Пресвятую Троицу, поскольку все Ее Лица участвуют в деле спасения человека.

"Благослови, душе моя, Господа"

По завершении мирной ектении начинается торжественное пение — антифоны. Перевести греческое слово "антифон" можно как "возглашение (чего-либо) друг напротив друга". Родилось такое название из способа исполнения антифонов, когда попеременно, то один хор (на правом клиросе), то другой (на левом клиросе) исполняют какие-либо песнопения. В этом смысле антифонами можно назвать любое попеременное пение на службе, но более всего такое наименование усвоилось исполняемым в начале литургии отрывкам из псалмов. Надо сделать оговорку, что в большинстве храмов в наше время поет только один хор, поэтому исполнение антифонов не соответствует их историческому названию, что, конечно же, не умаляет из значимости на службе.

Антифоны относятся к изменяемым частям Божественной литургии и бывают трех видов, в зависимости от степени праздничности богослужебного дня. Если совершается простая вседневная служба, и нет предпразднства или попразднства какого-либо праздника, то поются вседневные антифоны, содержащие стихи из 91-го и 92-го псалмов, а также особые к ним припевы. К сожалению, звучат вседневные антифоны в храмах крайне редко, по причине большого количества празднуемых святых, которым назначаются службы выше вседневной.

Чаще всего исполняются так называемые изобразительные антифоны ("Благослови, душе моя, Господа…", "Хвали, душе моя, Господа…"), поэтому они наиболее знакомы верующему человеку. Исполняются изобразительные во все дни, когда не положены будничные антифоны и нет Господского двунадесятого праздника. В их состав входит содержание 102-го и 145-го псалмов и евангельские заповеди блаженств вместе с тропарями текущего богослужебного дня. Само название — изобразительные — указывает на их содержание: мы прославляем Бога и дарованное Им Царство Небесное через изображение, или воспоминание, Его благодеяний. Интересно отметить, что в древней Церкви антифоны пелись верующими еще на пути в храм: таким образом напоминая себе о бесчисленных милостях Божиих человеческому роду, они готовились к молитве на литургии.

Третий и последний вид антифонов — это особые праздничные антифоны. Они поются только на Господские праздники — Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Троицу и Воздвижение — и состоят из соответствующих смыслу праздника отрывков из псалмов или пророчеств, со своими припевами, а вместо заповедей блаженств поется повторяющийся тропарь праздника с подобранными по смыслу стихами.

Всего антифонов поется на литургии три и отделяются они один от другого малыми ектениями "Паки и паки…". После второго антифона и перед пением третьего звучит совершенно особое, неизменяемое в течение всего богослужебного года, песнопение "Единородный Сыне".

"Един сый Святыя Троицы…"

Песнопение "Единородный Сыне" появилось в составе литургии в ответ на потрясавшие Церковь с IV по VII века споры по поводу Богочеловечества Христа. Сначала святые отцы Первого Вселенского Собора сформулировали в Никейском Символе веры учение Церкви о Божестве Иисуса Христа, Его единосущии Богу-Отцу и воплощении, вочеловечении для нашего спасения. Затем в литургию, как самое главное христианское богослужение, стали добавляться песнопения и молитвы, носящие характер исповедания, выражающие правую веру Церкви. Это и понятно, поскольку молитва и вера связаны воедино. В православном представлении вера выражается в первую очередь в молитве. Песнопение-молитва "Единородный Сыне" предшествует входу с Евангелием, который в свою очередь изображает (о чем мы будем подробно говорить в следующем выпуске) выход Христа на проповедь. Поэтому-то христиане как бы напоминают сами себе посредством пения "Единородый Сыне" о том, Кто изволил явиться в мир "спасения нашего ради" и воплощением "от Святыя Девы Марии, непреложно вочеловечивыйся", через распятие на Кресте "смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы…".

После "Единородый Сыне" снова произносится малая ектения, затем возглас священника, по завершении которого отверзаются Царские врата. Начинается вход с Евангелием. Поскольку он символизирует явление Самого Спасителя, то заканчивается литургическое пение ветхозаветных текстов (псалмов и пророчеств), как в первом и втором антифонах, и "с сей минуты мы поем то, что относится к Новому Завету", поскольку "с явлением Евангелия пророчества прекращаются" . Чаще всего поются так называемые Блаженны, входящие в состав изобразительных антифонов. Они представляют собой новозаветные стихи — заповеди блаженств (Мф. 5, 3-12), чередующиеся тропарями, прославляющими Господа, Божию Матерь или празднуемых святых. Таким образом, вспоминая евангельский закон, события новозаветной истории или жизнь святых угодников Божиих, мы настраиваемся на заключительную часть литургии оглашенных — явление в мир Спасителя и слушание Его учения о Царстве Небесном.

Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии.

Замечания по оформлению

При чтении нужно учитывать следующие замечания.

1. Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

2. Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

3. В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать "зовем", а не "зовём", "твое", а не "твоё", "мое", а не "моё" и т. д.

Семь Таинств Церкви

1. Крещение

2. Миропомазание

3. Евхаристия

4. Покаяние

5. Священство

7. Елеосвящение (Соборование)

Блаженства Евангельские

Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Богослужения

Божественная литургия

О литургии

В разделе Божественная Литургия приведены песнопения Божественных литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Избранные песнопения литургии Преждеосвященных Даров помещены в главе "Песнопения из служб Триоди постной".

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течении всего года, кроме Великого Поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.

Литургия святителя Василия Великого совершается 10 раз в году: в воскресенье дни Великого поста, в Великие четверг и субботу, в день памяти святителя Василия Великого (1 января), в Рождественский и Крещенский сочельники (если же эти дни выпадают на субботу или воскресенье, то совершается в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня).

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия

До чтения третьего и шестого часов, или во время чтения их, в алтаре совершаются священнодействия проскомидии, через которые из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Св. Евхаристии и при этом совершается предварительное поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной. От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Св. Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением.

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. В древней Церкви во время ее совершения могли присутствовать, вместе с верными, и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Св. Крещению, а также кающиеся, отлученные от Св. Причастия.

Диакон: Благослови, владыко.

Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (на каждое прошение).

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Антифоны

Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Какие из них поются, определяется на каждый день церковным Уставом. Праздничные антифоны поются в праздники Господни, за исключением Сретения (праздничные антифоны в Неделю ваий, на Пасху, на Вознесение и в День Святой Троицы приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»).

Вседневные антифоны положено петь в будни. Чаще всего в воскресные и праздничные дни, поются антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Блаженны - Мф. 5, 3-12)

Первый антифон

1. Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.

2. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.

2. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

2. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, ниже в век враждует.

2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

2. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

2. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

2. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.

2. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

2. Благословите Господа, ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

2. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Второй антифон

Во время второго антифона зажигается пономарская свеча. Алтарник берёт свечу во время «Единородный Сыне…» и становится с ней на горнем месте.

1. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.

1. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.

1. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.

2. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.

1. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.

2. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.

1. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.