Ле корбюзье капелла. Основные архитектурные особенности Капеллы Нотр-Дам-дю-О. Как добраться до капеллы Роншан

Ле корбюзье капелла. Основные архитектурные особенности Капеллы Нотр-Дам-дю-О. Как
добраться до капеллы Роншан
Ле корбюзье капелла. Основные архитектурные особенности Капеллы Нотр-Дам-дю-О. Как добраться до капеллы Роншан

Маленький городок Роншан показался мне не очень опрятными и очень провинциальным. Последние 20 километров извилистой дороги ни как не покидало ощущение, того, что ты находишься не во Франции, а едешь где-то в Калужской области: крошечные деревушки, развалившиеся сараи и одинокие фонари, которые не могли осветить даже близ лежащие постройки.

Наконец показался Роншан. На центральной площади стояло общественное здание, неумолимо напоминающее дом культуры 80-х годов, построенный в отдаленном районном центре, скажем Ленинградской области. Вот так Роншан! Это и есть естественная среда для главной постройки 20 века?

На краю речки-ручейка стояла старая усадьба 19 века переделанная в гостиницу. - Добро пожаловать в Maison du Parc! - сказал лысый человек в круглых очках с оправой из черепахового панциря. Казалось время здесь остановилось в 19 веке: узкий холл с классическими карнизами, широкие сосновые доски на полу, керамическая буржуйка и кругом старинная мебель.

В этом доме останавливался Ле Корбюзье, когда строил свою Капеллу, - торжественно заявил лысый человек и многозначительно обвел взглядом помещение гостиницы, как бы говоря мне о незримом присутствии здесь великого мастера. Как бескомпромиссный модернизм смог воцариться здесь, в мире провинциального традиционализма? Мне сразу вспомнилась Аналогия с рождением Ренисанса. Флоренция ко времени Брунелески ведь тоже не была средой типичной для возрождения. Брунелески до конца жизни окружала мрачная готика, где он создавал свой новый мир.

Узкая тропинка круто поднималась по холму вверх. То и дело на нашем пути появлялись, заваленные дубовой листвой, каменные плиты с крестами, возвещающие о приближении монастыря ордена Кларисс. И только осилив этот подъем, понимаешь, что не зря монахини назвали строящуюся Капеллу в честь девы Марии, что стоит "на высоте". Вскоре на холме показались постройки монастыря возведенные в 2011 году Прицкеровским лауреатом и одним из ключевых архитекторов-новаторов эпохи постмодерна - Ренцо Пьяно (автора центра Помпиду в Париже). Как уместно спроектировать сестринские корпуса, общественные и технические постройки, не затронув при этом сложившегося ландшафта, центром которого является Капелла? Вот главный вопрос, который волновал архитектурную общественность.

По словам самого автора проекта Ренцо Пьяно, это была очень ответственная задача. Символ должен остаться символом! Здесь в Роншане творчество одного гения бережно сохранилось стараниями другого. Все новые постройки монастыря Ренцо Пьяно спрятал под землю, удачно воспользовавшись крутым ландшафтом местности. Все утро я переживал, что не получится увидеть великое творение на привычном фоне из густых деревьев и зеленой лужайки, так как всю предыдущую ночь шёл снег, и вся округа стала белоснежной.

Казалось, что этот шедевр может существовать только в таком образе, и иные образы просто не мыслимы. И вот, наконец, за экраном из могучих елей появилась Она.

Это было завораживающее зрелище, которое еще больше усиливалось монохромностью окружающего ландшафта. Белые стены не ярко выделялись среди белизны лужайки и пушистого инея, покрывавшего все деревья. В свою очередь брутальность монолитной кровли и геометрических фигур под водостоком подчеркивала форму Капеллы, создавая четкие границы ее силуэта. Легкая дымка придавала Капелле изящную графичность, напоминая воздушные студенческие отмывки. Какое счастье, что именно в таком виде удалось увидеть этот шедевр модернизма!

Непривычный облик хорошо знакомого произведения искусства придает ему новизну восприятия; удивляет и еще больше восхищает, лишая его тем самым статичной академичности. Хотя, казалось бы, чем может удивить то, что так хорошо известно? И все же Капелла в Роншане удивляет. Удивляет актуальностью и грандиозностью, не смотря на свои небольшие размеры. Вообще она кажется больше скульптурой, чем архитектурой, и это её удивительное качество создаёт ощущение монолитности. Под стать экстерьеру и аскетичный, но в тоже время торжественный и воодушевляющий, интерьер. Простота убранства напоминает пещерные храмы Кападокии или даже раннехристианские крипты.

Сравнение с криптой в этом случае кажется уместно даже идейно, так как мы говорим о монастырском храме, а монахини для мирской жизни, как известно мертвы. В этом случае крипта, традиционно ассоциируемая с местом погребения святых, является, по сути, истинным местом пребывания насельника в святой обители. Нотр-Дам-дю-О...

Поразительно, как гений-творец смог создать своеобразный гимн Творцу- Вседержителю!?

«Часовня в Роншане Нотр-Дам-дю-О - место паломничества. Она ориентирована на все четыре стороны света и создает эффект «акустических» явлений, проявившихся в области форм. Каждой вещи, способной выявить лучезарность… пространства, должна быть присуща известная интимность. Часовня будет белой изнутри и снаружи; ее решение будет поистине свободным и непринужденным», - писал Ле Корбюзье.

Прежняя церковь на этом холме долгие годы считалась святым местом, но во время Второй мировой войны ее разрушило артиллерийским огнем, и в 1950 году Ле Корбюзье попросили создать ей замену новую церковь, настолько дешевую, насколько это вообще возможно. Надо было использовать камень, оставшийся от разрушенной церкви, и не нарушить гармонию окружающего пейзажа. Ле Корбюзье был известен своими рациональными,современными и поразительно личными творениями, он вдохновлялся эстетикой техники. Его предыдущие творения, простые геометрические формы из железобетонных блоков и листового стекла, вторили его же знаменитому лозунгу: «Дом – это механизм, в котором живут».

Экспансию пластических форм в царство прямого угла можно было отметить в деталях марсельского жилого комплекса (на «палубе», например). Но именно в католической капелле Нотр-Дам-дю-О в селении Роншан, близ Бельфора, в регионе Франш-Конте прямой угол оказался в служебном положении, обозначая лишь границы оконных и дверных проемов. Доминирующим началом сделалась асимметрия, а главным акцентом - мощные изгибы бетонных плит кровли. Можно сказать, что иррационализм послевоенного сознания отразился в отказе от пространственного рационализма в этом культовом сооружении.

Собственно, в самом институте церкви происходили тектонические сдвиги, заставившие признать «социальную и культурную трансформацию» послевоенного мира. Спустя 10 лет после начала строительства II Ватиканский (XXI Вселенский) собор, стремясь сохранить социальную функцию церкви, констатировал: «Церковь… разрешает (искусству) такие изменения материала, формы и декора, какие сделал возможным технический прогресс». Однако новые материалы и новая стилистика часто приводили к тревожащей духовных иерархов черте христианских построек - их десакрализации. В капелле Ле Корбюзье тайна присутствовала.

С первого же момента входящий в Нотр-Дам-дю-О чувствовал мистику пространства и чудо Божественного света.

Чтобы новые веяния пошатнули вековые традиции Ватикана в отношении к искусству и архитектуре, понадобились усилия энтузиастов. Одним из таковых немногих был удивительный человек - Пьер Мари Ален Кутюрье. Он писал о религиозном искусстве: «Мы не можем быть уверенными в его возрождении, если мы не решимся призвать мастеров современного искусства - их вкус, их интуиция дадут больше этому ренессансу, чем любая ученость и все доктрины…»

Это он, отец Кутюрье, искусствовед и художник (ученик Мориса Дени), ставший монахом-доминиканцем, искренний адепт нового искусства, сыграл ключевую роль в возрождении интереса к искусству религиозному и в его развитии. Это он позвал украсить церковь в Асси Шагала и Липшица, Люрса и Леже, Руо и Матисса. Это он благословил на работу в капелле Четок Матисса. И это он инициировал приглашение на постройку нового здания капеллы в Роншане атеиста Ле Корбюзье, согласившись на полную свободу самовыражения зодчего. Для самого мастера эта работа стала предметом особой гордости. И он был благодарен всем своим помощникам - от архитекторов до рабочих. «Однажды, проезжая через какой-то город, он разыскал с единственной целью «повидать и поприветствовать двух отличных каменщиков, с которыми он познакомился несколько лет до этого на стройке капеллы в Роншане», - свидетельствует друг Корбюзье Морис Жардо.

Когда в 1955 году архитектор завершил строительство новой церкви в Роншане, и ее освятили, многие подумали, что отошел от своих прежних рациональных и ручных воззрений и окунулся в океан свободы. Немного погодя, люди поняли, что на самом деле Ле Корбюзье на практике применил знаменитый (математическую систему пропорций) и воплотил свои старые идеи в этом почти скульптурном шедевре с его плавными линиями.

То, что создал Ле Корбюзье, нарушило все привычные представления о современной архитектуре. Полу-цилиндрические башни-часовни капеллы в Роншане ориентированы по траектории солнца и могли напомнить, что в далекой дохристианской древности здесь находился храм Солнца. Вообще, судьба построек на этом месте драматична. Там, где ранее был языческий храм, в XIII веке была возведена христианская часовня, впоследствии не раз реконструированная и даже горевшая от удара молнии в 1913 году.

Пластика капеллы с ее фантастически странным покрытием (как бы сводом наоборот) так естественно вписывается в окружение, что формы здания кажутся скорее скульптурными объемами среди ландшафта. Особенно прочно эта связь фиксируется еще и благодаря расположению видного издалека сооружения на возвышении (название капеллы переводится буквально как «Богоматерь на высотах»).

Такую гармоническую соразмерность архитектуры и пространства, ее окружающего, Ле Корбюзье именовал «зрительной акустикой». И подчеркнул их неразрывность, спланировав еще один алтарь для богослужения с наружной стороны стены на открытом воздухе. Кроме всего прочего, такое решение оказывается воистину необходимым, когда не очень обширная капелла не вмещает в себя паству. Площадка же вокруг рассчитана 12 000 человек.

Если прогуляться вокруг церкви и посмотреть ее новые и разнообразные формы с разных точек, то может показаться, что Ле Корбюзье отошел от стиля своих ранних работ. Церковь большая, но из-за ее поразительного дизайна пейзажа вокруг возникает впечатление внушительности и монументальности, а высокая изогнутая крыша, похожая на корабль, только усиливает это впечатление. Великий архитектор очень любил железобетон, и создал из него совершенно новое, удивительно светлое строение. Завернутая раковина крыши приподнимается над белыми, сияющими стенами примерно 30 см. Крыша держится на колоннах, которых мы не видим, а полосы стекла между стенами крышей рассеивают естественный свет (его архитектор тоже любил), пропуская его в церковь. Под навесом крыши, на воздухе, рас­положены открытый алтарь и кафедра.

Стены церкви Нотр-Дам-дю-О, по словам самого Ле Корбюзье, выглядят «удивительно толстыми». Они двойные, с широким зазором, и на них ушел почти весь камень, что оставался от старой церкви. Изогнутые стены двух небольших боковых приделов стали «дверной стойкой» для главного входа, а еще один при­дел плавно вырастает вверх – там расположены колокольня и дополнительный источник света. Главную стену на востоке прорезают небольшие окна, скошенные наружу, в них вставлены стеклянные витражи, которые сделал и раскрасил сам Ле Корбю­зье. Свет проходит через окна и окрашивает пол и стены внутри церкви в неземные оттенки красно­го, синего и зеленого.

В основу образно-символической драматургии здания заложена идея приюта для паломников, пилигримов в их долгих путешествиях к святым местам, а потому была избрана форма шатра, палатки. Было замечено, что живописность, нерегулярность формы капеллы стала отражением стремления архитектора воплотить антитезу рассудочности и утилитаризма. Однако такие чудеса были бы невозможны, если бы в арсенале средств архитектора не было бы нового потенциала строительной техники: железобетона, позволившего применить формы из дифференциальной геометрии - гиперболические параболоиды, коноиды и т. д., седловидные покрытия.

Внимание поднимающегося на холм зрителя-паломника прежде всего привлекает округлая башня, затем удивительная, выступающая козырьком тяжелая крыша. Разных размеров и форм оконные проемы с южной стороны здания наполняют интерьер волшебным светом. Сделав их глубокими, расширяющимися внутрь, Ле Корбюзье по сути отформатировал потоки света, сотворил их поистине материальными. Пропорции же окон были основаны лишь на недавно выверенном модулоре.

Крыша капеллы чуть приподнята над стенами (они двухслойные) и покоится на почти невидимых, утопленных стойках. А потому возникает еще один эффект, сходный с тем, что поражает в Софии Константинопольской, - эффект присутствия светового ореола в «горних высотах» (здесь в капелле он - почти непрерывный) и парящего в воздухе покрытия. Сама крыша также двухслойная. В действительности слои-мембраны не широкие, однако их разделяет пространство в 2,26 метра. Устройство ее автор сравнивал с панцирем краба, а форму, по его словам, он подсмотрел у раковины, что ассоциируется с идеей крова, покрова. И их прочности. Глядя на восточную часть создания фантазера-зодчего, вспоминают также и руки, сложенные в молитве, и монашеский капюшон, и нос корабля, и птица. (А вот, о чем мастер не упоминал и что передается уже в российском профессиональном фольклоре, так это его визит в древний Псков и проникновенное постижение архитектором особенностей пластики псковских храмов.)

Основные архитектурные особенности Капеллы Нотр-Дам-дю-О:

  • Обычно на восточном фасаде христианского храма расположены апсиды. Корбюзье же устраивает в капелле алтарь, открытый в пространство;
  • Торец одной из стен капеллы при определенном ракурсе выглядит как шест, подпирающий крышу шатра;
  • Пространство между верхним и нижним слоями крыши иногда достигает 2,26 метра;
  • динамичность композиции придает сложный образный ряд при обходе здания;
  • Крыша Нотр-Дам-дю-О на поминает по форме «шляпу монашки»;
  • Перед этим алтарем во время службы собираются подчас тысячи верующих;
  • Бетонная церковь в Роншане ассоциируется с шатром паломников;
  • Кровля, словно сделанная из дерева, покоится на невидимых на первый взгляд стойках;
  • Абсолютно свободная архитектура, - писал Корбюзье о своем творении. - Единственная программа - организация мессы»
  • Капелла расположена на высоком холме.

«Зрительная акустика» срабатывала и в интерьере: принцип криволинейных стен, их стремление к глубине изгиба или к спрямлению, по утверждению зодчего зависели от интенсивности падающих с разных сторон лучей света. Корбюзье говорил о «звуке», однако создавал пространство, словно поистине зависящем от плотности - наделенным силой света. Концам стен он дал круто изогнуться, таким образом спланировав отдельные пространства внутренних капелл с малыми алтарями. Именно над ними были сооружены башни. Идея шатра воплощается и утолщением книзу южной стены, прорезанной окнами, и отчетливо заметным провисом потолка, словно сотворенного из мягкой ткани. На деле же грубость неотшлифованного, хот и побеленного, бетона оставляет сомнения в его твердости. И все же не брутальность материала выступает на первый план, а световая «мелодия», подхваченная витражами в окнах и эмалью (все - по рисунка Ле Корбюзье) массивной квадратной двери, поворачивающейся по центральной оси. (Она тяжелая, поэтому вероятно, обычно в капеллу входят через «черный вход», устроенный с северной стороны.)

Леонардо Бенволио, автор «Истории современной архитектуры», пишет: «Капелла в Роншане - это не отказ от старой концепции - это изменение отношения к задаче. Ле Корбюзье здесь не создает эталонов, не стремится создать прототип, который можно повторить, как в Марселе, а его интерес обращается к индивидуальному, к частному случаю. Его настроение делается интимным и благодаря этому он добивается психологического проникновения и теплоты». Последнее утверждение - ключевое. Сразу же после возведения здания многим казалось, что оно представляет собой кунштюк, всего лишь формотворческую фантазию. А между тем Ле Корбюзье здесь, прежде всего, интересовало психологически-чувственное воздействие организуемого им пространства и форм на «зрителя». Ограждая себя от упреков в глубокой религиозности, он был прост в объяснениях: «Требования религии мало воздействовали на замысел. Форма была ответом на психофизиологию чувств». Сегодня сюда прибывают паломники не только для молитвы, но и чтобы приобщиться к чуду архитектурной мысли.

) назвала 10 лучших архитектурных произведений ХХ века. Первое место в десятке оказалось легко предсказуемым...

Очень надеюсь, что этот пост понравится и тем, кто любит и ценит Ле Корбюзье, и тем, кто его пока не понимает. Если вы слышите это имя впервые или мало знаете о нем, сообщество corbusier или полюбопытствуйте у Вики потому, что здесь я расскажу только о некоторых моих впечатлениях от встречи с моим любимым сооружением этого великого мастера - капелле Нотр-Дам-дю-О .

Моим личным отношениям с Корбюзье и, в первую очередь, с его капеллой в Роншане уже более 35 лет. Впервые я увидел фотографии и чертежи этого сооружения уже на первом курсовике в институте, и с тех пор оно стало частью моей жизни. Я его многократно рисовал сам, разбирался вместе с моими студентами с его непростыми построениями и даже написал о нем небольшую брошюрку. Конечно же мечтал когда-нибудь увидеть его в натуре, но не предполагал, что это на самом деле произойдет.

Роншан, расположенный в северо-восточной оконечности французской провинции Франш-Конте, что западнее Эльзаса, оказался всего в сотне километров от нашего очередного циммера во время осеннего европейского путешествия. Упустить такой случай, как вы понимаете, невозможно, и уговорив друзей, мы пересекли Рейн и направились на запад в сторону Мюлуза, Бельфорта, Роншана.


Капеллу мы разглядели издалека задолго до появления первых указателей. Её холм - (действительно учебники не врут) самая высокая точка в округе, и не заметить белое пятно собора в плотном зеленом антураже практически невозможно. Однако с момента въезда в Роншан и до окончания подъема на гору сооружение не видно. Нет даже намека. Оно замаскировано основательно высоченными деревьями и, пока не уплачено по три евро на брата, у вас нет шансов. Через некоторое время вы начинаете понимать, что все это часть хитроумного французского плана - капелла открывается зрителю не просто постепенно, а в соответствии с иерархией её знаковых элементов. Первой в разрезе растительности появляется знаменитая отдельно стоящая апсида , потом к ней добавляется не менее узнаваемая "шляпа монашки " и наконец разноцветное пятно традиционной живописи Корбюзье на главном входе .


Я всегда представлял себе камерность этого произведения, но внезапно оказалось, что любые изображения не имеют ни малейшего отношения к его реальному масштабу. Оно настолько велико, что трудно захватить фасады целиком штатным объективом в одном кадре. Поэтому то, что вы сейчас увидите в большинстве случаев - сшитые панорамы. Надо сказать, что смотрители Роншана отнеслись очень предусмотрительно к нуждам фотографирующих посетителей и разместили в двух местах рядом с капеллой специальные возвышения для съемки. С высоты первой горки я безуспешно пытался снять южный фасад капеллы.


Затем отправился ко второй, но по пути вынужден был останавливаться чуть ли не каждый метр и фотографировать очередной ракурс восточного алтарного фасада - эта часть сооружения настолько динамична, что меняет его образ с каждым движением зрителя.


Восточный алтарный фасад почему-то не любят фотографы, и этот участок пробегают быстро в направлении "пирамиды ацтеков ". А зря! Тут обязательно стоит остановиться и помолчать. Или хотя бы вернуться сюда после посещения капеллы внутри, когда наступает озарение. Восточный и западный фасады - два мира, повернутые Корбюзье на 180 градусов. Восточный - разрывает традиционные для любого храма апсиды и фактически выставляет свету интерьер христианского алтаря. Западный - это "уложенная" на землю колокольня. Что-то недодумали хитроумные французы в их стремлении срежиссировать осмотр капеллы, и не догадались поставить на этом месте банальную скамейку.


"Пирамида Ацтеков" вероятно была тут построена в незапамятные времена. Во всяком случае именно так она и выглядит.


Фотопанорама капеллы, сделанная с нее - является самой популярной в архитектурной периодике. Зрелище завораживает, особенно в сочетании с колокольными перепевами.


Пока мы тут стоим и смотрим сверху на капеллу я вам расскажу одну не самую популярную версию необычности архитектурного решения капеллы Нотр-Дам-дю-О. Рассказывают, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы, где он строил здание Центросоюза на Мясницкой, специально посетил Псков. Там он был настолько поражен необычностью псковской архитектуры и в частности Храмом Богоявления с Запсковья , что впоследствии использовал основные принципы псковской школы для проектирования Роншана.

Сказка это или правда я не знаю. Но вот факты. Традиционный псковский храм - это грубо вручную обработанные толстые слегка наклоненные вовнутрь стены, прорезанные тонкими окнами-бойницами, это три классические апсиды, одна из которых выше двух остальных, это мягкий рисунок покрытия кровли и луковиц, выполненный чаще всего из дерева, это белый цвет и свет снаружи и полумрак цветной иконописи внутри. Роншан - это толстые наклоненные вовнутрь стены, обработанные грубым штукатурным набрызгом и прорезанные тонкими окнами-бойницами с цветным стеклом, это три совершенно нетипичные для католицизма апсиды, две из которых обрамляют северный вход, а третья, самая высокая - южный, это перевернутая вверх ногами "псевдодеревянная" кровля, это белый ослепляющий свет снаружи и пещерный полумрак внутри, оживленный разносветием витражей. А теперь смотрите и выводы делайте сами.

В этой статье вы найдете практическую информацию об одном из знаковых творений знаменитого Ле Корбюзье – архитектора-новатора XX века, одного из столпов современной архитектуры, модернизма и функционализма.

Итак, что : Капелла Нотр-Дам-дю-О (капелла Роншан, «Дева Мария на высотах») построена между 1953 и 1955 годами, в период творческой зрелости и расцвета таланта Ле Корбюзье. Считается одним из лучших произведений французского архитектора швейцарского происхождения и одним из ярких примеров современной религиозной архитектуры XX века.

Где: Расположена на вершине холма во французском городке Роншан (Ronchamp), откуда открываются удивительные виды на зеленое море лесов региона Франш-Конте и горного массива Вогезы (Франция-Германия). Из крупных городов ближайший – Бельфор, ближайший аэропорт – Базель-Мюлюз.

Нотр-Дам-дю-О привлекает примерно 80 тысяч посетителей в год.

Кому будет особенно интересно: Всем любителям и знатокам архитектуры, путешественникам, не равнодушным к новым впечатлениям и нестандартным объектам. Учитывая, что Роншан находится в отдалении от крупных городов, рекомендую отправляться туда, только если вы путешествуете на автомобиле и ваш маршрут проходит через эту местность. В противном случае, приехав издалека на общественном транспорте, вас, не исключено, может постигнуть разочарование.

Как добраться до капеллы Роншан:

На поезде TGV– Париж-Бельфор (2 часа 15 минут); Лион – Бельфор (2 часа 25 минут), Страсбург – Бельфорт(1 час 15 минут), Цюрих-Бельфорт (1 час 45 минут) /

В основном все европейские туристы прибывают сюда на собственных автомобилях, причем ручеек визитеров не иссекает даже в будние дни. Многих привлекает возможность не только посетить знаменитый архитектурный объект, но и поучаствовать в проводящихся здесь католических службах, а также прогуляться вокруг по живописным тропам и устроить пикник с видами на окрестности. При входе возле касс можно купить литературу о творчестве архитектора Ле Корбюзье и о самой капелле (довольно дорого, как и входные билеты). Буклеты в основном на немецком и французском языках.

Стоимость входного билета на территорию с церковью – 8 евро, студентам – 6 евро, детям с 8 до 17 лет – 4 евро.

Капелла Роншан фото

Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut; букв. «Дева Мария на высотах») - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан (Ronchamp) на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье.

Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века. Инициатива его постройки принадлежала священнику Пьеру-Алену Кутюрье, который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал. Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.

Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде. Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в 1911 г. во время студенческой поездки на виллу Адриана.

Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями с витражами, через которые внутрь проникает свет. Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь.

Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

  • - Базилика в Ямусукро занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире. Она была возведена с 1985 по 1989 гг. по образцу собора св. Петра в Риме. Освящение храма 10 сентября 1990 года совершил...

    Католическая энциклопедия

  • - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье...

    Католическая энциклопедия

  • - садовый декоратор, приобретший большую известность разбивкой садов и парков. Устроил сады виллы Людовики в Риме, Версале, Шантильи, С. Клу, Медоне, Со, Фонтенбло и др. местах. С 1665 г. состоял членом Академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - А НОТР ЭНТАНСЬОН См. А л"энтансьон...
  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДАН НОТР МОНД * dans notre monde. В нашем кругу. Ей <матери> кто-то посоветовал назвать меня Дима, как почему-то называют иногда Дмитриев dans notre monde. Е. В. Т. Лида. // ВЕ 1898 2 632...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - НОТР СЭНТ РЮСИ * notre sainte Russie. "Наша святая Русь"...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - у французов название Божией Матери, а также церквей в честь Её; замеч. собор Notre Dame de Paris в Париже...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Нотр-Дам-дю-О" в книгах

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам Вот арок стрельчатых легчайший взлёт. И лепится под черепицей город. История медлительно течёт У каменного корабля - Собора. …Бьёт мерно молоток, крошит резцом, И трудится с искусством и любовью Простой, упорный в малом и

Смутные времена в Нотр-Дам

Из книги Другая Шанель автора Синьорини Альфонсо

Смутные времена в Нотр-Дам Сегодня вторник. Как всегда по вторникам, нужно стирать пыль и отмывать большое распятие семнадцатого столетия в левом крыле монастырской часовни. На этот раз – очередь Жюли. Габриель уже делала это в пятницу, а сестра Мари к дежурствам

Нотр-Дам проекта

Из книги автора

Нотр-Дам проекта Работаем мы в школе авиационных техников. Так мы окрестили ее для себя, хотя в переводе название ее звучит несколько старомодно: «Международный центр воздухоплавания и космонавтики». И ещё нужно было добавить «учебный и для иностранцев». У входа

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970)

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970) Новое прибежище В течение короткого периода Пикассо имел два жилья, разделенных пятьюдесятью милями, вернее, два места, где он мог работать. В каждом из них царила своя атмосфера: одно отличалось комфортом, отступавшим, правда, под натиском

В районе Нотр-Дам

автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро – предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам – метро Cit?, мост Аршевеше – Pont Archevech?, метро Maubert

Нотр-Дам де Пари

автора Гюго Виктор

Нотр-Дам де Пари Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: «АМАГКН» Эти греческие буквы, потемневшие от времени и

Нотр-Дам де Пари: Это убьет то

Из книги Алхимия / Нотр-Дам де Пари автора Гюго Виктор

О чем думают химеры Нотр-Дам?

Из книги Путешествие через эпохи [Мемуары графа Калиостро и записи его бесед с Аристотелем, Данте, Пушкиным, Эйнштейном и многими другими современниками] автора Кузнецов Борис Григорьевич

О чем думают химеры Нотр-Дам? Перед путешествием во времени мне захотелось пройтись по Ситэ, чтобы захватить в ХIХ век самые свежие впечатления моего (несмотря на все посещения иных веков - самого близкого) ХХ века. Я вернулся к статуе Карла Великого, прошел через сквер

Загадка Нотр-Дама

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Загадка Нотр-Дама Множество легенд связано с парижскими соборами, и прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам – это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион Авторы книги «Святая Кровь, Священный Грааль» упоминают о «многочисленных сохранившихся хартиях, хрониках и свидетельствах того времени», наводящих на мысль о том, что аббатство было построено на византийских руинах. В них сообщается,

В районе Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро - предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам - метро Cit?, мост Аршевеше - Pont Archevech?, метро Maubert

Собор Нотр-Дам

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Собор Нотр-Дам Собор Нотр-Дам – это шедевр готической архитектуры, образец гармонии. Он занимал главное место в архитектурном ансамбле средневекового Парижа, возвышаясь в самом центре города в восточной части острова Ситэ. Кафедральный собор Нотр-Дам был сооружен на

52. Нотр-Дам де Пари

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

52. Нотр-Дам де Пари Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы