Капелла notre dame du haut анализ. Капелла в Роншан и эстетика послевоенного творчества Ле Корбюзье. Капитолий в Чандигархе Ле Корбюзье. Четыре здания

Капелла notre dame du haut анализ. Капелла в Роншан и эстетика послевоенного творчества Ле Корбюзье. Капитолий в Чандигархе Ле Корбюзье. Четыре здания
Капелла notre dame du haut анализ. Капелла в Роншан и эстетика послевоенного творчества Ле Корбюзье. Капитолий в Чандигархе Ле Корбюзье. Четыре здания

) назвала 10 лучших архитектурных произведений ХХ века. Первое место в десятке оказалось легко предсказуемым...

Очень надеюсь, что этот пост понравится и тем, кто любит и ценит Ле Корбюзье, и тем, кто его пока не понимает. Если вы слышите это имя впервые или мало знаете о нем, сообщество corbusier или полюбопытствуйте у Вики потому, что здесь я расскажу только о некоторых моих впечатлениях от встречи с моим любимым сооружением этого великого мастера - капелле Нотр-Дам-дю-О .

Моим личным отношениям с Корбюзье и, в первую очередь, с его капеллой в Роншане уже более 35 лет. Впервые я увидел фотографии и чертежи этого сооружения уже на первом курсовике в институте, и с тех пор оно стало частью моей жизни. Я его многократно рисовал сам, разбирался вместе с моими студентами с его непростыми построениями и даже написал о нем небольшую брошюрку. Конечно же мечтал когда-нибудь увидеть его в натуре, но не предполагал, что это на самом деле произойдет.

Роншан, расположенный в северо-восточной оконечности французской провинции Франш-Конте, что западнее Эльзаса, оказался всего в сотне километров от нашего очередного циммера во время осеннего европейского путешествия. Упустить такой случай, как вы понимаете, невозможно, и уговорив друзей, мы пересекли Рейн и направились на запад в сторону Мюлуза, Бельфорта, Роншана.


Капеллу мы разглядели издалека задолго до появления первых указателей. Её холм - (действительно учебники не врут) самая высокая точка в округе, и не заметить белое пятно собора в плотном зеленом антураже практически невозможно. Однако с момента въезда в Роншан и до окончания подъема на гору сооружение не видно. Нет даже намека. Оно замаскировано основательно высоченными деревьями и, пока не уплачено по три евро на брата, у вас нет шансов. Через некоторое время вы начинаете понимать, что все это часть хитроумного французского плана - капелла открывается зрителю не просто постепенно, а в соответствии с иерархией её знаковых элементов. Первой в разрезе растительности появляется знаменитая отдельно стоящая апсида , потом к ней добавляется не менее узнаваемая "шляпа монашки " и наконец разноцветное пятно традиционной живописи Корбюзье на главном входе .


Я всегда представлял себе камерность этого произведения, но внезапно оказалось, что любые изображения не имеют ни малейшего отношения к его реальному масштабу. Оно настолько велико, что трудно захватить фасады целиком штатным объективом в одном кадре. Поэтому то, что вы сейчас увидите в большинстве случаев - сшитые панорамы. Надо сказать, что смотрители Роншана отнеслись очень предусмотрительно к нуждам фотографирующих посетителей и разместили в двух местах рядом с капеллой специальные возвышения для съемки. С высоты первой горки я безуспешно пытался снять южный фасад капеллы.


Затем отправился ко второй, но по пути вынужден был останавливаться чуть ли не каждый метр и фотографировать очередной ракурс восточного алтарного фасада - эта часть сооружения настолько динамична, что меняет его образ с каждым движением зрителя.


Восточный алтарный фасад почему-то не любят фотографы, и этот участок пробегают быстро в направлении "пирамиды ацтеков ". А зря! Тут обязательно стоит остановиться и помолчать. Или хотя бы вернуться сюда после посещения капеллы внутри, когда наступает озарение. Восточный и западный фасады - два мира, повернутые Корбюзье на 180 градусов. Восточный - разрывает традиционные для любого храма апсиды и фактически выставляет свету интерьер христианского алтаря. Западный - это "уложенная" на землю колокольня. Что-то недодумали хитроумные французы в их стремлении срежиссировать осмотр капеллы, и не догадались поставить на этом месте банальную скамейку.


"Пирамида Ацтеков" вероятно была тут построена в незапамятные времена. Во всяком случае именно так она и выглядит.


Фотопанорама капеллы, сделанная с нее - является самой популярной в архитектурной периодике. Зрелище завораживает, особенно в сочетании с колокольными перепевами.


Пока мы тут стоим и смотрим сверху на капеллу я вам расскажу одну не самую популярную версию необычности архитектурного решения капеллы Нотр-Дам-дю-О. Рассказывают, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы, где он строил здание Центросоюза на Мясницкой, специально посетил Псков. Там он был настолько поражен необычностью псковской архитектуры и в частности Храмом Богоявления с Запсковья , что впоследствии использовал основные принципы псковской школы для проектирования Роншана.

Сказка это или правда я не знаю. Но вот факты. Традиционный псковский храм - это грубо вручную обработанные толстые слегка наклоненные вовнутрь стены, прорезанные тонкими окнами-бойницами, это три классические апсиды, одна из которых выше двух остальных, это мягкий рисунок покрытия кровли и луковиц, выполненный чаще всего из дерева, это белый цвет и свет снаружи и полумрак цветной иконописи внутри. Роншан - это толстые наклоненные вовнутрь стены, обработанные грубым штукатурным набрызгом и прорезанные тонкими окнами-бойницами с цветным стеклом, это три совершенно нетипичные для католицизма апсиды, две из которых обрамляют северный вход, а третья, самая высокая - южный, это перевернутая вверх ногами "псевдодеревянная" кровля, это белый ослепляющий свет снаружи и пещерный полумрак внутри, оживленный разносветием витражей. А теперь смотрите и выводы делайте сами.

December 17th, 2008

Восемь лет назад накануне третьего тысячелетия коллегия Международной Академии Архитектуры (IAA) назвала 10 лучших архитектурных произведений ХХ века. Первое место в десятке оказалось легко предсказуемым...

Роншан, расположенный в северо-восточной оконечности французской провинции Франш-Конте, что западнее Эльзаса, оказался всего в сотне километров от нашего очередного циммера во время осеннего европейского путешествия. Упустить такой случай, как вы понимаете, невозможно, и уговорив друзей, мы пересекли Рейн и направились на запад в сторону Мюлуза, Бельфорта, Роншана.

Капеллу мы разглядели издалека задолго до появления первых указателей. Её холм - (действительно учебники не врут) самая высокая точка в округе, и не заметить белое пятно собора в плотном зеленом антураже практически невозможно. Однако с момента въезда в Роншан и до окончания подъема на гору сооружение не видно. Нет даже намека. Оно замаскировано основательно высоченными деревьями и, пока не уплачено по три евро на брата, у вас нет шансов. Через некоторое время вы начинаете понимать, что все это часть хитроумного французского плана - капелла открывается зрителю не просто постепенно, а в соответствии с иерархией её знаковых элементов. Первой в разрезе растительности появляется знаменитая отдельно стоящая апсида , потом к ней добавляется не менее узнаваемая "шляпа монашки " и наконец разноцветное пятно традиционной живописи Корбюзье на главном входе .

Я всегда представлял себе камерность этого произведения, но внезапно оказалось, что любые изображения не имеют ни малейшего отношения к его реальному масштабу. Оно настолько велико, что трудно захватить фасады целиком штатным объективом в одном кадре. Поэтому то, что вы сейчас увидите в большинстве случаев - сшитые панорамы. Надо сказать, что смотрители Роншана отнеслись очень предусмотрительно к нуждам фотографирующих посетителей и разместили в двух местах рядом с капеллой специальные возвышения для съемки. С высоты первой горки я безуспешно пытался снять южный фасад капеллы.

Затем отправился ко второй, но по пути вынужден был останавливаться чуть ли не каждый метр и фотографировать очередной ракурс восточного алтарного фасада - эта часть сооружения настолько динамична, что меняет его образ с каждым движением зрителя.

Восточный алтарный фасад почему-то не любят фотографы, и этот участок пробегают быстро в направлении "пирамиды ацтеков ". А зря! Тут обязательно стоит остановиться и помолчать. Или хотя бы вернуться сюда после посещения капеллы внутри, когда наступает озарение. Восточный и западный фасады - два мира, повернутые Корбюзье на 180 градусов. Восточный - разрывает традиционные для любого храма апсиды и фактически выставляет свету интерьер христианского алтаря. Западный - это "уложенная" на землю колокольня. Что-то недодумали хитроумные французы в их стремлении срежиссировать осмотр капеллы, и не догадались поставить на этом месте банальную скамейку.

"Пирамида Ацтеков" вероятно была тут построена в незапамятные времена. Во всяком случае именно так она и выглядит.

Фотопанорама капеллы, сделанная с нее - является самой популярной в архитектурной периодике. Зрелище завораживает, особенно в сочетании с колокольными перепевами

Пока мы тут стоим и смотрим сверху на капеллу я вам расскажу одну не самую популярную версию необычности архитектурного решения капеллы Нотр-Дам-дю-О. Рассказывают, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы, где он строил здание Центросоюза на Мясницкой, специально посетил Псков. Там он был настолько поражен необычностью псковской архитектуры и в частности Храмом Богоявления с Запсковья , что впоследствии использовал основные принципы псковской школы для проектирования Роншана.

Сказка это или правда я не знаю. Но вот факты. Традиционный псковский храм - это грубо вручную обработанные толстые слегка наклоненные вовнутрь стены, прорезанные тонкими окнами-бойницами, это три классические апсиды, одна из которых выше двух остальных, это мягкий рисунок покрытия кровли и луковиц, выполненный чаще всего из дерева, это белый цвет и свет снаружи и полумрак цветной иконописи внутри. Роншан - это толстые наклоненные вовнутрь стены, обработанные грубым штукатурным набрызгом и прорезанные тонкими окнами-бойницами с цветным стеклом, это три совершенно нетипичные для католицизма апсиды, две из которых обрамляют северный вход, а третья, самая высокая - южный, это перевернутая вверх ногами "псевдодеревянная" кровля, это белый ослепляющий свет снаружи и пещерный полумрак внутри, оживленный разносветием витражей. А теперь смотрите и выводы делайте сами.


Панорама.

Северный фасад на мой взгляд по-театральному живописен. Тут есть глубина бесконечности и смотрящий на нее алтарь, симметрия входного портала, как дань архитектурной традиции, плотные кулисы леса, закрывающие и оберегающие капеллу с запада, оттуда, где умирает день.


Панорама.


Панорама.

В самой западной точке казалось бы отдельно от капеллы расположилась ее колокольня.
На самом деле эта точка - самая "высокая" в положенном на бок храме.

Перед тем, как мы зайдем внутрь капеллы, я хочу показать вам детали её экстерьера.

Chapelle Notre-Dame-du-Haut de Ronchamp - интерьер

Внутрь капеллы можно пройти через "черный" северный вход. Почему не через главный? По очень простой причине. Дверь главного входа, украшенная авторской живописью Корбюзье - массивная плита, поворачивающаяся на центральной оси. Вероятно процесс этот долог и не прост, и я подозреваю, что в последний раз её открывали при освящении капеллы.

Проходя в дверь, я заметил краем глаза картинку перечеркнутого фотоаппарата, а поэтому с грустью убрал звуки камеры, сжал её в опущенной вниз руке и первые 20 минут украдкой нажимал на спуск. В результате первая полусотня кадров получилась в стиле ломографии .




Эта ситуация меня расстроила. Впервые доехать за тысячи километров до Роншана и ограничиться только подпольной съемкой. Невесело. Но, как оказалось, не все потеряно. Внезапно подошла коллега по путешествию (обойдемся без имен) и радостно сообщила, что рядом с перечеркнутым фотоаппаратиком добавлено "Нельзя снимать со вспышкой!", а значит, без вспышки снимайте, сколько душе угодно. Что мы и начали немедленно делать, а глядя на нас и все остальные немногочисленные посетители.

Теперь об ощущениях. Интерьер капеллы в противоположность экстерьеру представляется очень небольшим, что вполне естественно. Толстая южная стена вместе с тремя камерными алтарями, расположенными в апсидах, съедают большую часть внутреннего пространства. Кроме того трапецивидность основного пространства усиливается "диагональной" конфигурацией участка сидений и кровлей, провисание которой значительно меньше в зоне главного алтаря. Все это вместе...


...создает оптическую иллюзию удлинения пространства при взгляде от алтаря...

И соответственно расширяет его в противоположном направлении
(эффект знакомый многим из нас на примере площади Сан-Марко).

Наибольшее впечатление к моему удивлению производит относительно простая по композиции южная стена. То, что представлялось по ч\б фотографиям и чертежам простым набором разновеликих окон, на самом деле похоже на группу людей с разными взглядами и характерами. У некоторых из них есть имена, они лидируют в группе. Остальные просто несут свет жизни в придавленный темным потолком внутренний мир капеллы. А вот как раз тот самый знаменитый разрыв света между стенами и кровлей, который описан во всех учебниках, как главный световой элемент интерьера, мне показался недостаточным для выражения идеи отрыва.

Главный алтарь в интерьере менее динамичен, чем его "близнец" снаружи. Здесь начинают работать совсем другие механизмы восприятия - в первую очередь "читается" Мадонна в окне (снаружи этот элемент вторичен), крест и маленькие окошки-звезды вокруг. Мне показалось, что Корбюзье пытался здесь рассказать вифлеемскую сказку на фоне аскетизма Святой Земли. Поэтому все просто, основательно и немногословно.

Еще более пуританскими представляются малые алтари в апсидах. Тут нет совсем ничего лишнего, только человек внизу и Господь наверху. Ни добавить, ни убавить.

Это все, что я хотел рассказать о нашем посещении сооружения великого мастера.

P.S. Выходя из капеллы, я посмотрел еще раз на перечеркнутый фотоаппарат. Рядом с ним было написано
"Do not take pictures even without flash".

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) родился в Ла-Шюде-Фон (Швейцария)

Первое сооружение -вилла Фалле, построенная в 1905 году в манере “югендстиля” .

Основой творчества Ле Корбюзье во всех областях творчества была его пространственная концепция , в которой были сформулированы принципы создания современной среды обитания человека, включающей градостроительные структуры, архитектуру, предметный мир.

В 1923 году ему представилась возможность спроектироватьпоселок Пессак близ Бордо .

в 1925 году в Париже Корбюзье построил павильон “L esprit Nouveau” (“Эспри Нуово”)

В 1926 году он провозгласил пять принципов единства архитектуры и конструкции, заключающихся в следующем:

· колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища;

· функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений;

· свободный план, при котором моделируется внутреннее пространство, а план здания становится фактором эстетического воздействия;

· свободный фасад как следствие каркасной конструкции;

· сад на крыше (плоская кровля).

Все эти принципы были воплощены в здании, ставшем классикой Современного Движения и установившем что-то вроде новой формы жилой архитектуры.Вилла “Савой” в Пуасси была построена в 1928 -1930 годах.

После второй мировой войны внимание публики и прессы привлек жилой дом особого типа - так называемая жилая единица , построенная Корбюзье в 1946 - 1952 году в Марселе. “Марсельская жилая единица” интересна в первую очередь попыткой соединить систему индивидуальных квартир с элементами общего культурно-бытового обслуживания. В среднем этаже семнадцатиэтажного дома, по обеим сторонам коридора (“внутренней улицы”), располагаются небольшие магазины, кафе-ресторан, парикмахерская, небольшая гостиница и т.д. На уровне плоской крыши размещаются небольшие помещения школьного типа, гимнастический зал для проведения собраний и самостоятельных концертов и спектаклей, беговая дорожка, площадки для отдыха. В плоскую крышу вмонтирован плескательный бассейн для детей. Квартиры “жилой единицы” занимают всю глубину корпуса, ориентированного с севера на юг и имеют сквозную вентиляцию. Они расположены в двух уровнях. Перепады высот создают возможность устройства одного коридора на каждые два смежных этажа.

Квартиры (общим количеством 237) запроектированы 23 типов и рассчитаны на различный состав семей. Сложный ритм горизонтальных членений, контрасты их с вертикалью лестничной клетки, обилие светотеней, созданное вынесенными на фасад лоджиями, хорошо вылепленный объем гимнастического зала, выступающий над плоской кровлей, придают этому зданию большую художественную выразительность. Для гармонизации пропорций Корбюзье применил здесь изобретенную им систему “модулора” , разработанную, исходя из пропорций человеческого тела.

Визуально же это здание уменьшено вполовину за счет того, что двухэтажные квартиры на фасаде выражены одним проемом и все здание поставлено на опоры высотой в два этажа. “Пилоти” - опоры напоминают ноги некоего толстокожего, сужающиеся к ступням, по всей высоте покрытые отпечатками досок опалубки. В “Марсельской единице” бетон впервые предстает таким, каков он есть. Это здание считается первенцем грубой эстетики необрутализма .

Капелла Нотр Дам дю о Роншан , построенная им в 1950 - 1955 годах близ небольшого городка Роншан, в 19 км от Бельфора. Здесь сходится предгорье двух горных хребтов - Вогезов и Юры. Церковь, построенная Корбюзье, находится на месте разрушенного во время войны старого сельского храма. Характерная особенность пейзажа, открывающегося при подъезде к церкви Роншан, - вертикали башен древних замков, расположенных на невысоких вершинах отрогов гор. К капелле посетители подходят с юга. Перед ними возникает необычное здание. Странная коричневая крыша в виде тента со вздутыми ветром краями, наклонные стены, искривленные в плане, острый угол у сочетания южной и восточной стены, маленькие, разные по величине, оконные проемы, разбросанные по фасаду. Вертикальные объемы, включенные в композицию капеллы, перекликаются с далекими башнями древних крепостей. Небольшая дверь в южной стене, украшенная цветной эмалью, выполненная по рисункам Корбюзье, доступна только пилигримам. Попасть внутрь храма обычный посетитель может лишь в дверь северной стены. Огибая западный фасад, посетитель видит, что вертикальные объемы, издалека казавшиеся ему цилиндрическими башнями, разрезаны пополам по вертикальной оси.

Стена, закрывающая срез, прорезана световыми проемами. Лишь войдя внутрь, посетитель начинает понимать назначение этой странной формы. Срезы цилиндров обращены в стороны горных отрогов Вогезов и Юры и окрашены внутри характерными для отрогов цветами. Свет, отражаясь от этих срезанных башен, названных Корбюзье светоуловителями, приобретает окраску, создающую особую цветовую атмосферу внутри храма. Ее прорезают солнечные лучи, проникающие с юга, через маленькие оконные проемы южной стены. В некоторых из них вставлены цветные стекла. Обращает на себя внимание узкая щель между слегка вогнутым потолком и стенами. Крышу поддерживают лишь маленькие отрезки круглых стержней. Впечатление тента, которое создает крыша снаружи, этим приемом сохранено и внутри. Корбюзье хотел придать кровле символический смысл, напоминающий о древнейшем типе молельни.

Храм очень невелик - внутри он вмещает около 50 человек. Однако он может обслужить 10 - 12 тыс. молящихся. Для этой цели Корбюзье спроектировал перед восточным фасадом выложенную плитками площадку, на которой размещается кафедра и алтарь. Местная реликвия - статуя богоматери - расположена в сквозной нише восточной стены так, чтобы она была видна и изнутри, и снаружи.

Это сооружение, в котором нет прямых углов, стены произвольно меняют свое сечение, а прихотливо-изогнутой крыше придана форма, имеющая символический характер, меньше всего похоже на творчество Корбюзье предыдущих десятилетий. В композиции этого сооружения есть своя логика, но эта логика - совсем не та, которая была свойственна Корбюзье в течение всей его необыкновенно интенсивной творческой жизни. Ее можно было бы назвать логикой эмоциональной выразительности, когда делается акцент не на тектонической, а на скульптурной трактовке формы.

Стремление к мощной, почти скульптурной пластике бросается в глаза и в других произведениях Корбюзье второй половины 50х годов - в здании Верховного суда (1956 год) и Генеральной Ассамблеи в Чандигархе (Индия) .

Идея построить новый город на северо-западе страны, у подножья Гималаев, родилась еще в 1947 году, когда Индия и Пакистан получили независимость, и бывшая столица индийского штата Пенджаб, Лахор, оказалась за границей - на территории Пакистана. Поэтому премьер-министр Джавахарлал Неру принял решение основать новый административный центр для «союзных территорий» Пенджаб и Харьяна. Для проектирования нового города он пригласил Ле Корбюзье. Название Чандигарх переводится как «крепость богини Чанди» (местного божества власти), но с момента своего основания в 1953 году его также называют «Прекрасный Город».

Жилые и промышленные здания были спроектированы Пьером Жаннере и учениками Ле Корбюзье, но все административные здания в центре города последний проектировал сам. На территории «сектора 1» расположены Ассамблея, Секретариат и Верховный суд. Между ними простирается площадь почти 400 м длиной. На ней Ле Корбюзье предполагал разместить серию символических сооружений, которые бы иллюстрировали его архитектурные идеи и социальную философию. Единственная из подобных скульптур, завершенная при жизни архитектора – это монумент «Раскрытая ладонь» (или «щедрая рука») – кисть руки из стали высотой 14 м, которая свободно вращается на бетонном пьедестале. Это официальный символ Чандигарха, и воплощает идею открытости – «свободы отдавать и принимать».

Это Солнечные Часы – искусственный холм с диаграммой, изображающей изменения баланса света и тени в течение суток, разработанной Ле Корбюзье, выгравированной на стороне, обращенной к площади. Насыпь была сделана еще при строительстве города, рельеф же установят только сейчас.

Творчество Г. Шаруна

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr.

Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами? Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.

В светском зодчестве с этой точки зрения особенно интересны работы арх. Г. Шаруна , осуществлённые в Германии после Второй мировой войны. Г. Шарун нашел экспрессионистический ход даже к решению такой нормативно детерминированной формы, как многоэтажный, и многоквартирный дом. Между 1933 и 1945 гг. Шарун строил по частным заказам жилые дома и виллы. Некоторые были совершенно замечательными и абсолютно современными.

В своём жилом комплексе "Ромео и Джульетта" в Штутгарте /1956-1960 rr. он создал нетривиальную объёмно-пространственную форму зданий. Здание "Джульетта" имеет подковообразный план и каскадно меняющуюся высоту /5, 8, 12 этажей/, а односекционное башенное 20- этажное здание "Ромео"- план сложной многоугольной формы. Усложнённость объёмной формы имела эстетические и функциональные цели - индивидуализация внешнего облика и развитие периметра наружных стен.

Благодаря последнему, достигнуто улучшение освещенности, ориентации и интерьера квартир. Сами квартиры при этом получили двухстороннюю ориентацию /даже однокомнатные/, а комнаты - неординарные формы в плане /трапециевидные, пяти- и шестиугольные/, с центральными и угловыми окнами, оригинально скомпонованными балконами и лоджиями

Такие приёмы компоновки многоэтажных многоквартирных домов Г. Шаруй в последствии развивал и совершенствовал в проектах последующих жилых комплексов - Ролленберг в Берлине /1969-1971 гг./ и "Салют" в Штутгарте/1965/.

Однако вершиной творчества Шаруна стал комплекс крупнейших общественных зданий в районе Тиргартен в центре Берлина - филармонии /1952-1963 гг./ н Государственной библиотеки /1967-1976 гг./ Ядром композиции здания филармонии является большой зал для симфонической музыки на 2200 мест. В компоновке зала Шарун проявил себя подлинным новатором. Вопреки традиции он разместил оркестровую эстраду в центре зала и расположил слушателей на каскадно поднимающихся вокруг оркестра секторах амфитеатра, вовлекая слушателей в активное сотворчество. Как характеризовал это решение сам автор; "Форма аудитории подсказана идеей ландшафта. Имеется в виду долина, в глубине которой размещен оркестр, окруженный поднимающимися "виноградниками". В этом ландшафте небом служит потолок. Его форма подсказана требованиями акустики...

Здание Государственной библиотеки входит в ансамбль с филармонией благодаря колористическому единству: применению тех же золотых и серебряных стен, при различных объёмных формах этих зданий.

Интерьеры библиотеки с открытым доступом к книгам, свободной связью между отделами, посвященными различным отраслям знаний, уютным размещением рабочих мест читателей в интимных небольших взаимосообщающихся пространствах не оставляют посетителя равнодушным. Здесь Шарун формирует у посетителя необходимую, но другую, чем в филармонии, эмоциональную реакцию. Читатель получает не только функционально дозированное, но и "эмоционально заряженное" пространство, располагающее к углублённой умственной деятельности.

Внешняя архитектура, которая обычно воспринимается чем-то главным, превращается во многих зданиях Шаруна (в первую очередь, в филармонии и библиотеке) в кожу, обтягивающую внутренню структуру. В оболочку, не имеющую самостоятельного значения. Никакой символики, никаких специальных красивостей. Как получилось, так получилось.

Вернемся к библиотеке. Поднявшись по широкой, пологой лестнице на второй этаж посетитель оказывается в читальном зале – в очень большом и сложном, освещенном сверху естественным светом пространстве, похожем на палубу корабля. Зал не поделен на отдельные закрытые объемы – деление есть, но чисто пространственное. Здесь множество мостиков, переходов, нависающих террас на разных уровнях, открытых и полуоткрытых, площадок, то заглубленных, то приподнятых. Где-то стоят группами обычные библиотечные столы, где то отдельные пюпитры. Множество укромных уголков с низенькими столиками и креслами, зелень, свет и тишина. Не искусственно соблюдаемая тишина, а естественная. Такая акустика. Стеллажи с книгами, находящимися в свободном доступе, расставлены на всех уровнях и под разными углами. Зал рассчитан на одновременное пребывание 800 человек, но нигде посетитель не чувствует себя как в толпе или наоборот – как в одиночку на площади. Ничего похожего на обстановку обычной библиотеки, как например в старом здании на Унтер ден Линден – длинные залы, шкафы вдоль стен, столы рядами...

Архидиоцез Безансона Тип здания Капелла Архитектурный стиль Конструктивизм Автор проекта Ле Корбюзье Строительство - годы Сайт Координаты : 47°42′14″ с. ш. 6°37′16″ в. д.  /  47.70389° с. ш. 6.62111° в. д.  / 47.70389; 6.62111 (G) (Я)

Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut ; букв. «Дева Мария на высотах») или капелла Роншан - бетонная паломническая церковь , построенная в 1950-1955 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором . Архитектор - Ле Корбюзье .

История

Христианская часовня на этом месте существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Её здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а в следующеем здании, предшествующем постройке Корбюзье, были разрушены крыша и шатёр во время артиллерийского обстрела в 1944 году. К 1950 году эти части здания были восстановлены. Но, тем не менее, церковные власти решили снести старую капеллу, тем самым освободив участок для осуществления проекта Корбюзье. .

Архитектура

Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века. Инициатива его постройки принадлежала священнику Пьеру-Алену Кутюрье , который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал . Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.

Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде . Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в г. во время студенческой поездки на виллу Адриана .

Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями с витражами , через которые внутрь проникает свет. Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь .

Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

    Riss der Notre Dame du Haut (1922).jpg

    Предшественница постройки Корбюзье.

    Colline de Bourlémont 01.JPG

    Вид капеллы в окружающем ландшафте.

    Notre Dame du Haut Glocken(ws).jpg

    Звонница.

Критика

Советский писатель и архитектор Виктор Некрасов так отзывался об этом строении :

Но, пожалуй, больше всех озадачил меня кумир моих юных лет - Ле Корбюзье. В маленьком французском местечке Роншан, недалеко от швейцарской границы, неугомонный семидесятилетний архитектор соорудил церковь. О ней много сейчас пишут и спорят на страницах архитектурных журналов. Скажу прямо, ничего подобного ни сам Ле Корбюзье, ни кто-либо из существовавших до сих пор архитекторов не создавал. Мы как-то привыкли к тому, что все созданное Ле Корбюзье, как правило, зиждется на определенных законах архитектурной и конструктивной логики. В этом его сила. Здания его могут нравиться или не нравиться - это другой вопрос, но мысль автора, цель, к которой он стремится, всегда была ясна и понятна. В церкви же Роншан понять что-либо без специальных комментариев просто невозможно. К сожалению, я не видел этой церкви в натуре; но, разглядывая фотографии ни на что не похожего строения, состоящего из столбов, башен, балконов, навесов и изогнутых, извивающихся стен, испещренных какими-то прямоугольными отверстиями, становишься просто в тупик. И невольно, глядя на это здание самого передового из западных архитекторов, на эту церковь (и почему это церковь? Ах да, там крест наверху...), задаешь себе вопрос: а не зашла ли и архитектура в тупик?

Напишите отзыв о статье "Нотр-Дам-дю-О"

Примечания

Источники

  • Stoller, Ezra. The Chapel at Ronchamp . Princeton Architectural Press, 1999.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нотр-Дам-дю-О

– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.

Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut; букв. «Дева Мария на высотах») - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан (Ronchamp) на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье.

Нотр-Дам-дю-О называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века. Инициатива его постройки принадлежала священнику Пьеру-Алену Кутюрье, который прежде работал с такими титанами современного искусства, как Матисс и Шагал. Ле Корбюзье, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически, однако поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения.

Роншаннская часовня идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде. Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищённости, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни. Башни по сторонам храма сходны с теми эскизами, которые Ле Корбюзье выполнил в 1911 г. во время студенческой поездки на виллу Адриана.

Южная стена храма пронизана нерегулярно расположенными отверстиями с витражами, через которые внутрь проникает свет. Открытое пространство храма с каменным алтарём и статуей Девы Марии воспроизводит минимализм, свойственный дороманским храмам Северной Европы. При большом скоплении паломников в большие праздники служба проводится на свежем воздухе, для чего с внешней стороны оборудован особый алтарь.

Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

  • - Базилика в Ямусукро занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире. Она была возведена с 1985 по 1989 гг. по образцу собора св. Петра в Риме. Освящение храма 10 сентября 1990 года совершил...

    Католическая энциклопедия

  • - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Архитектор - Ле Корбюзье...

    Католическая энциклопедия

  • - садовый декоратор, приобретший большую известность разбивкой садов и парков. Устроил сады виллы Людовики в Риме, Версале, Шантильи, С. Клу, Медоне, Со, Фонтенбло и др. местах. С 1665 г. состоял членом Академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - А НОТР ЭНТАНСЬОН См. А л"энтансьон...
  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДАН НОТР МОНД * dans notre monde. В нашем кругу. Ей <матери> кто-то посоветовал назвать меня Дима, как почему-то называют иногда Дмитриев dans notre monde. Е. В. Т. Лида. // ВЕ 1898 2 632...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - НОТР СЭНТ РЮСИ * notre sainte Russie. "Наша святая Русь"...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - у французов название Божией Матери, а также церквей в честь Её; замеч. собор Notre Dame de Paris в Париже...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Нотр-Дам-дю-О" в книгах

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

Каменщик и «Мыслитель» на Нотр-Дам Вот арок стрельчатых легчайший взлёт. И лепится под черепицей город. История медлительно течёт У каменного корабля - Собора. …Бьёт мерно молоток, крошит резцом, И трудится с искусством и любовью Простой, упорный в малом и

Смутные времена в Нотр-Дам

Из книги Другая Шанель автора Синьорини Альфонсо

Смутные времена в Нотр-Дам Сегодня вторник. Как всегда по вторникам, нужно стирать пыль и отмывать большое распятие семнадцатого столетия в левом крыле монастырской часовни. На этот раз – очередь Жюли. Габриель уже делала это в пятницу, а сестра Мари к дежурствам

Нотр-Дам проекта

Из книги автора

Нотр-Дам проекта Работаем мы в школе авиационных техников. Так мы окрестили ее для себя, хотя в переводе название ее звучит несколько старомодно: «Международный центр воздухоплавания и космонавтики». И ещё нужно было добавить «учебный и для иностранцев». У входа

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970)

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

НОТР-ДАМ-ДЕ-ВИ (1961–1970) Новое прибежище В течение короткого периода Пикассо имел два жилья, разделенных пятьюдесятью милями, вернее, два места, где он мог работать. В каждом из них царила своя атмосфера: одно отличалось комфортом, отступавшим, правда, под натиском

В районе Нотр-Дам

автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро – предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам – метро Cit?, мост Аршевеше – Pont Archevech?, метро Maubert

Нотр-Дам де Пари

автора Гюго Виктор

Нотр-Дам де Пари Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: «АМАГКН» Эти греческие буквы, потемневшие от времени и

Нотр-Дам де Пари: Это убьет то

Из книги Алхимия / Нотр-Дам де Пари автора Гюго Виктор

О чем думают химеры Нотр-Дам?

Из книги Путешествие через эпохи [Мемуары графа Калиостро и записи его бесед с Аристотелем, Данте, Пушкиным, Эйнштейном и многими другими современниками] автора Кузнецов Борис Григорьевич

О чем думают химеры Нотр-Дам? Перед путешествием во времени мне захотелось пройтись по Ситэ, чтобы захватить в ХIХ век самые свежие впечатления моего (несмотря на все посещения иных веков - самого близкого) ХХ века. Я вернулся к статуе Карла Великого, прошел через сквер

Загадка Нотр-Дама

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Загадка Нотр-Дама Множество легенд связано с парижскими соборами, и прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам – это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Аббатство Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион Авторы книги «Святая Кровь, Священный Грааль» упоминают о «многочисленных сохранившихся хартиях, хрониках и свидетельствах того времени», наводящих на мысль о том, что аббатство было построено на византийских руинах. В них сообщается,

В районе Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

В районе Нотр-Дам «Ле Солей д’Ор». Одна из моих самых любимых брассери. Хорошая и недорогая, несмотря на то что находится на перекрестье туристических троп. Комплексный обед (закуска плюс основное блюдо или основное блюдо плюс десерт) всего за 15 евро - предлагается

Нотр-Дам

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Нотр-Дам Конечно, все снимают его фасад, и он того, бесспорно, достоин. Но я люблю его тылы: готические арки подпирают собор, делая его похожим на остов фантастического животного. Лучший вид с моста Аршевеше.Собор Нотр-Дам - метро Cit?, мост Аршевеше - Pont Archevech?, метро Maubert

Собор Нотр-Дам

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Собор Нотр-Дам Собор Нотр-Дам – это шедевр готической архитектуры, образец гармонии. Он занимал главное место в архитектурном ансамбле средневекового Парижа, возвышаясь в самом центре города в восточной части острова Ситэ. Кафедральный собор Нотр-Дам был сооружен на

52. Нотр-Дам де Пари

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

52. Нотр-Дам де Пари Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы