Лаврентий калужский, блаженный. Блаженный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец

Лаврентий калужский, блаженный. Блаженный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец
Лаврентий калужский, блаженный. Блаженный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462–1505) как удел своему сыну Симеону (1505–1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне - Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием - лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города - блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение - 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой - святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

В этом году исполнилось 500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца. Этот день, 23 августа, широко отметили в Калуге. Усилиями новообрядческой епархии был поставлен памятник святому.

Старообрядцы не остались в стороне. Калужская община (настоятель о. Иоанн Курбацкий) выпустила брошюру о святом Лаврентии с каноном. Канон составлен так, чтобы каждый мог молиться, даже тот, кто совсем не знаком с церковным уставом: нужно просто читать все подряд, дана подробная инструкция. Также в сам день праздника в Калугу прибыл митрополит Корнилий.

Он совершил архиерейскую Литургию, после которой состоялся молебен и крестный ход.

Святой с секирой в руке блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

Праведный Лаврентий жил в конце XV и в начале XVI в. при удельном Калужском князе Симеоне Иоанновиче. Кто и откуда был родом Лаврентий — нет прямых указаний. В записи Лаврентьева Калужского монастыря значится: «отца же его и матерее никто же сведом, древних ради лет бывших ». Но в синодике (помяннике) древнего боярского рода Хитровых, находившемся в Лютиковом Троицком монастыре близ города Перемышля, был упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрово, во главе всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок. Поэтому можно заключить, что он принадлежал к роду Хитровых.

Князь Симеон Иоаннович жил на городище, на левом берегу реки Яченки, в полу-версте (верста = 1 066,8 м) от нынешнего города Калуги. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зи-мой и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе. У князя в доме живал он только по временам, большую же часть времени проводил там, где теперь монастырь его имени (ныне район Подзавалья, ул. Широкая, 49). Здесь на вершине горы, по-крытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы. А для слушания днев-ной молитвы в храме прикопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви молиться. Так святой скрывал свои подвиги от людей, избегая тщеславия.

Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности. В старинной монастырской записке, хранившейся в монастыре до его разорения, повествуется:

В лето 1512 нападоша на град (Калугу) агаряне (Крымские татары), противу которых вышел он (князь Симеон) с своими гражданы. Праведный Лаврентий, в дому его бывши, внезапу возопи гласом велиим: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его!». И взем, отъиде (взявши, отошел). Князю же Симеону, в то время бившуся с агаряны с насада (речное судно) на Оке. Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, рекши: «Не бойтеся!». И в тот час победи князь и прогна их. А правед-ный Лаврентий обретеся паки (опять) в дому княжеском, аки юродствуя и говоря: «Оборонил от псов князя Симеона». Князь, возвратився от брани, поведа (рассказал) бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу.

Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни правед-ному Лаврентию.

Святой Лаврентий преставился в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день (23 августа по новому стилю) и был погребен с великой честью в деревянной церкви Рождества Христова, которая со временем была выстроена в камне. Мощи святого почивали и доселе почивают под спудом.

После церковного раскола в конце ХVII в. монастырь принял никоновские новины. В то же время известно, что в 1698-1722 гг. архмиандритом Лаврентьева монастыря был Карион — тайный ревнитель веры Христовой и древлего благочестия. Он укрывал от гонений в своем монастыре старообрядцев, а сам служил по-старому и не воспрещал так служить и приходским священникам. Сохранился документ синодальной церкви, в котором об архимандрите Карионе говорится, как о «важном раскольнике, и укрывателе, и оберегателе, и во всем потатчика расскольническаго». Вероятно, что духовным сыном и учеником Кариона был преподобный инок-схимник Лаврентий Ветковский, родственник блаженного Лаврентия чудотворца. Весьма примечательно, что придел великомученицы Варвары в нашем Знаменском храме освящал именно архимандрит Карион. Так прослеживается связь между монастырем блаженного Лаврентия и калужским старообрядчеством.

К сожалению, Христорождественский собор и другие постройки монастыря (3 церкви, колокольня, настоятельские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями) были разрушены в разгар антирелигиозной кампании в 1929 году. В 1999 году над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут деревянный крест, возжена неугасимая лампада. Сейчас калужская епархия РПЦ заново возводит храм Рождества Христова.

По свидетельству Д.И.Малинина, святой праведный Лаврентий был канонизирован во второй половине XVI или первой половине XVII века. В 1565 году царь Иоанн Грозный, бывший в 1563 г. в Калуге, в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Память святого празднуется 10 (23) августа, в день его кончины по общей минее. В монастыре имелась особая рукописная служба святому. До революции в этот день совершался крестный ход из Троицкого собора в Лаврентьев монастырь при многочисленном стечении народа.

На древних иконах праведный Лаврентий изображался в рубахе и овчине, босой, с секирой, насаженной на длинное топорище — напоминание о чуде на р. Оке. Темно-русые и долгие волосы рас-кинуты по плечам, длинная борода раздвояется на груди. В Калужском областном художественном музее в постоянной экспозиции находится икона конца XVIII в. изображающая заступление святого Лаврентия Калужского в битве с татарами.

В рукописном житии праведника записано несколько посмертных чудес.

Так, в 1621 г. молитвами блаженного Лаврентия со-вершилось исцеление параличного боярина Льва Андре-евича Кологривова. Этот больной не владел ни ру-ками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение. Потом встал, подошел к раке и прило-жился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым. В воспоминание этого чуда память святого чтилась еще и 8 июля.

В 1-й день июня 1622 г. праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помо-литься праведному Лаврентию, но бесноватый, устра-шаемый злыми духами в виде лютых зверей, устре-млявшихся растерзать его, сопротивлялся им. Близ церкви Богоявления Господня страждущему внезапно явился Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу. Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и после молебна возвратился в дом свой здравым.

В 1634 г. у раки блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов! Но на четвертый день за Божественной литургией во время пения Херувимской песни страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления и мучения.

8 марта 1630 года девица Евдокия, дочь благочестивых родителей Авраамия и Марии, лишилась зрения. В одну ночь сей девице явился праведный Лаврентий и сказал: «Приди в обитель святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Девица, исполняя данное ей повеление, пришла с ро-дителями своими ко гробу чудотворца Лаврентия и, по совершении молебна, прозрела глазами.

4 августа 1632 г. калужанка Евдокия, при переселении с мужем своим Гавриилом из Ка-луги в Тулу, лишилась зрения. Вспомнив о чудесах, совершающихся при гробе праведного Лаврентия, Евдокия в сопровождении мужа поспешила в обитель его и по усердной молитве у гроба праведника получила исцеление.

В 1641 году принесен был к раке праведника сын калужского гражданина. Он был болен ногами, и отец принес его на себе, но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой.

1 мая 1641 года к игумену Лаврентиева мо-настыря явился юноша Симеон и сказал: «Плывя из Нижнего Новгорода в Калугу на стругах, я от про-студы подвергся изнурительной лихорадке, благослови меня, отче святыи, пробыть несколько дней в обители и помолиться угоднику Божию Лаврентию об исцелении от гнетущей меня болезни». Получив благословенье игумена пожить в монастыре, юноша являлся в цер-ковь ко всем службам, усердно молился чудотворцу Лаврентию об избавлении от своего недуга, и вскоре Господь Бог по молитвам праведного Лаврентия да-ровал ему просимое исцеление.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление Наполеона, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года. Образ святого Лаврентия был изображен на хоругви калужского ополчения, которая сопровождала наших предков в двух войнах: Отечественной 1812 года и Крымской. Ныне хранится в Калужском музее истории войны 1812 года.

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462—1505) как удел своему сыну Симеону (1505—1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне — Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от
17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение — 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил на-чальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Лаврентий Калужский, блаженный

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462–1505) как удел своему сыну Симеону (1505–1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне - Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием - лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города - блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение - 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой - святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский В Печерском Патерике повествуется следующее о преподобном Лаврентии. Преподобный хотел идти в затвор, но Печерские отцы не дозволили ему сделать этого, считая подвиги затворничества весьма трудными и небезопасными;

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Никифор Калужский, преподобный Из учеников преподобного Тихона особенно прославился святостью жизни преподобный Никифор Калужский. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Тихон, начальник монастыря, иже на р. Оке, преставился в лето 7000». Здесь же показан «ученик св.

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Тихон Медынский, Калужский, преподобный Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» - Киева.В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Кассиан и Лаврентий Комельские, преподобные Преподобный Кассиан Комельский, Вологодский, был учеником прп. Корнилия Комельского (память 19 мая/1 июня) и управлял Комельским монастырем во время ухода прп. Корнилия на Сурское озеро. Избранный братией с благословения

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Иеромонах Лаврентий (Левченко) (†10/23 февраля 1946) Будучи насельником Оптиной пустыни, вел строгую подвижническую жизнь. После закрытия монастыря был арестован, прошел концлагеря и в ссылке принял мученическую

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Никифор Калужский (XV в.) Память его празднуется 16 июня в день памяти его наставника прп. Тихона МедынскогоПрп. Никифор - один из учеников прп. Тихона Медынского, в обители которого он подвизался. Он прославился святостью жизни. Считается, что он был преемником

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Преподобный Тихон Медынский, или Калужский (+ 1492) Память его празднуется 16 июняПрп. Тихон принял иночество в юности в Москве и потом удалился в одно глухое место в 15 верстах от Медыни, близ Калуги, где поселился в дупле громадного дуба. Остатки его сохранились до нашего

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый (+ 1515) Память его празднуется 10 авг. в день преставленияПрп. Лаврентий Калужский происходил из боярского рода Хитрово. Он был монахом, а подвигом его было юродство Христа ради. Подвизался он в уединении в окрестностях

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Преподобный Лаврентий затворник Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Калужский воинский начальник Отмена крепостного права повлекла за собой много других важных изменений. Предстояло перейти от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Военные реформы были поручены военному министру Милютину. Граф разделял взгляды императора

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Мученик архидиакон Лаврентий Римский (10/23 Августа) При жизни он подавал прозрение слепорожденным, и поэтому ему молятся об исцелении болезни глаз.Тропарь, глас 4Мученик Твой, Господи, Лаврентий во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо

Из книги автора

Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь Россия, г. Калуга, на левом берегу реки Яченки.Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. Этот храм посещал праведный Лаврентий

Из книги автора

Тихон Калужский, преподобный (+1492) Тихон Медынский, Калужский (+ 1492), чудотворец, схиигумен, преподобный.Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» - Киева.В юности он пришёл в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через

Из книги автора

ЛАВРЕНТИЙ, блаженный Христа ради юродивый, Калужский преставился 1515 г. августа 10. Мощи Лаврентия почивают в монастыре, названном по его имени Лаврентьевским. - Этот монастырь находится в двух верстах от города Калуги; основан около половины XVI века, но кем, неизвестно; в


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАЖЕННОГО ЛАВРЕНТИЯ, ХРИСТА

РАДИ ЮРОДИВОГО, КАЛУЖСКОГО

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) бо-ярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят
о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала са-мо-стоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462—1505) как удел своему сыну Симеону (1505—1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся бла-готворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон)
с граж-данами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Си-меон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княже-ском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лав-рентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне — Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блажен-ного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого вид-но, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составлен-ному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и изле-чивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищав-ший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за род-ную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом нас-туп-ления и началом отступления и гибели врага», как написано на Мало-ярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступ--ление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступ-ление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от
17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блажен-ного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калуж-ское ополчение — 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой на-деждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил на-чальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной сто-роны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого пра-ведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похо-да она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, ко-торое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.