Кокопелли — индейский бог плодородия, неистовый дух веселья и озорства. Боги скандинавских мифов пленяют Локи

Кокопелли — индейский бог плодородия, неистовый дух веселья и озорства. Боги скандинавских мифов пленяют Локи
Кокопелли — индейский бог плодородия, неистовый дух веселья и озорства. Боги скандинавских мифов пленяют Локи

Вина Дионис всегда отличался необыкновенной эксцентричностью. Когда современные исследователи детально изучили его культ, они искренне удивились тому, что эллины с их трезвым мироощущением могли терпеть у себя подобного небожителя с его неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством. Подозревали даже живших неподалёку варваров ― не из их ли земель он появился. Однако пришлось грекам признать в нём своего собрата и согласиться, что Дионис - бог чего угодно, но только не скуки и уныния.

Незаконнорождённый сын громовержца

Даже историей своего рождения он выделяется из общей массы смуглолицых и горластых младенцев, появлявшихся на свет на берегах Средиземного моря. Известно, что его папаша, Зевс, по секрету от своей законной супруги Геры питал тайную страсть к молодой богине по имени Семела. Узнав об этом, законная половина, исполнившись гнева, решила погубить соперницу и с помощью волшебства внушила ей безумную мысль просить Зевса обнять её так, как он это делает с ней ― законной женой.

Семела выбрала момент, когда Зевс был готов на любые обещания, и шепнула ему своё желание. Бедняжка не знала чего просит. Недаром он заслужил репутацию громовержца. Когда он прижал возлюбленную к груди, то его тут же объял огонь и озарили молнии. Гере ― жене, это возможно и нравилось, но бедняжка Семела не перенесла такой страсти и моментально сгорела. Не в меру пылкий любовник успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод и, поместив его в собственное бедро, доносил оставшийся срок. Вот каким необычным образом младенец Дионис появился на свет.

Новые происки Геры

Столь счастливое событие произошло, по разным сведениям, то ли на острове Наксос, то ли на Крите, теперь уже точно никто не помнит, но известно, что первыми воспитательницами юного божества были нимфы, коих проживало в тех местах великое множество. Так бы и резвился между ними юный Дионис, но внезапно дело осложнилось тем, что Зевс узнал о желании Геры погубить его незаконнорождённого сына. Чтобы ей помешать, он отдаёт юношу сестре его матери Ино и её мужу Афаманту.

Но недооценил Зевс свою ревнивую жену. Гера узнала местонахождение Диониса и наслала безумие на Афамана, желая, чтобы тот в припадке буйства убил ненавистного ей ребёнка. Но сложилось иначе: жертвой несчастного безумца стал его собственный сын, а будущий бог вина благополучно спасся, прыгнув в море вместе с Ино, где их приняли в свои объятия нереиды ― греческие сёстры хорошо известных нам русалок.

Ученик сатира

Чтобы в дальнейшем уберечь сына от злобной жены, Зевс превратил его в козлёнка и в таком облике, передал на воспитание добрым и заботливым нимфам из Нисы ― города на территории нынешнего Израиля. Легенда рассказывает, что те спрятали своего подопечного в пещере, скрыв вход в неё ветками. Но, так уж случилось, что это же место избрал своим жилищем один старый, но весьма легкомысленный сатир ― демон, ученик пьяницы Вакха. Он-то и преподал Дионису первые уроки виноделия и приобщил его к неумеренным возлияниям.

Так из безобидного на вид козлёнка получился бог вина. Дальше в легендах начинаются разногласия ― то ли Гера вселила в него безумие, то ли алкоголь так подействовал, но раскидал Дионис ветки, которые скрывали вход в его убежище, и отправился куда глаза глядят. Видели его праздно шатающимся в Египте, Сирии, Малой Азии и даже в Индии. И всюду он учил людей делать вино. Но странное дело, где бы он ни устраивал празднества, всюду они заканчивались безумием и насилием. Как будто в сочных виноградных гроздьях заключалось нечто демоническое.

Дальнейшая жизнь Диониса была полна приключений. Три года он провёл в военном походе против Индии, и в память об этом древние греки установили шумный вакхический праздник. Именно он ― бог вина и веселья - построил первый мост через великую реку Евфрат, использовав для его изготовления канат из виноградной лозы и плюща. После этого Дионис спустился в царство мёртвых и благополучно вывел из него свою мать ― Семелу, вошедшую в позднейшую мифологию под именем Фионы.

Сохранился рассказ и о том, как бог вина попал однажды в плен к пиратам. Морские разбойники захватили его во время одного из морских путешествий. Но, видимо, они плохо представляли, с кем имеют дело. Оковы сами собой упали с его рук, а мачты корабля Дионис превратил в змей. В довершение всего он появился на палубе в образе медведя, отчего перепуганные пираты попрыгали в море, превратившись там в дельфинов.

Женитьба Диониса и Ариадны

Прежде чем окончательно обосноваться на Олимпе, бог вина женился. Его избранницей стала Ариадна, та самая дочь критского сумевшая с помощью своей нити помочь выбраться из лабиринта легендарному Тесею. Но дело в том, что, оказавшись в безопасности, негодяй вероломно бросил девушку, отчего та была готова покончить с собой. Дионис спас её, и благодарная Ариадна согласилась стать его женой. На радостях её новый свёкор ― Зевс - даровал ей бессмертие и законное место на Олимпе. Много и прочих похождений этого героя описывается в греческих легендах, ведь Дионис - бог чего? Вина, а его лишь стоит вкусить, и что только не приключится…

Скандинавский бог Локи весьма популярен, это яркий, пафосный персонаж, который обычно вызывает улыбку и самые позитивные эмоции, несмотря на то, что асы и люди много натерпелись из-за его выходок. Локи - бог во многом уникальный. Он живет с асами в Асгарде, но сам происходит из рода Ётунов, его отец - Фарбаути («жестоко ударяющий»), а мать - Лаувейя («остров лиственниц»). Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла». Наль принесла маленького Локи в Асгард после смерти Фарбаути и вскоре умерла сама, надо думать - от горя.

Локи - бог, но нужно понимать, что он в корне отличается от тех, с кем живет, от асов и ванов Асгарда. В общем, это классический трикстер, то есть «обманщик», «хитрец». Собственно, асы приняли его к себе за невероятно изворотливый ум и умение находить выход из любой ситуации. Таким образом, Локи - бог обмана, колдовства, изменчивости, хитрости, коварства, интриг, кулуаров. Также Локи - бог человечества, в том смысле, что среди всех жителей Асгарда он больше всего напоминает простого смертного. Он в постоянном поиске, его интересуют тайны Вселенной, он задается вопросами, о которых другие просто не думаю. Но далеко не всегда его помыслы возвышенны. Локи - бог мстительный, завистливый, бесчестный. Однако он не так уж плох, ведь ему ведомы сострадание и жертвенность (пусть даже вынужденные). Достаточно вспомнить соответствующий эпизод «Младшей Эдды», который повествует о том, как Локи в образе кобылы отвлекает волшебного жеребца Свадильфари, благодаря чему мастер-ётун не сумел за одну зиму выстроить вокруг Мидгарда неприступную стену. Так Локи спас Фрейю от страшного замужества и помог асам сохранить достоинство.

Другая эддическая песнь рассказывает как Локи (бог озорства, помимо прочего) в очередной раз спасает честь Асгарда, став единственным, кому удалось рассмешить Скади, дочь великана Тьяцци, похитившего Идунн и ее золотые яблоки, даровавшие богам бессмертие. Кроме того, именно Локи в «Песне о Сигурде» отправляется к Брисингам за золотом, которое должно стать выкупом за убитую выдру, спасая, таким образом, Одина и Хёнира. Разумеется, Локи - бог неоднозначный, в том смысле, что в отличие от других героев скандинавских легенд, его поступки амбивалентны, порой он помогает асам и людям, а иногда его деяния идут им во вред. Кроме того, нельзя забывать, что во время Рагнарёка Локи будет биться на стороне Хель против асов и сойдется в смертельной схватке с Хеймдалем.

Скандинавский бог Локи: этимология, происхождение, семья

Бог Локи в скандинавской мифологии играет одну из ключевых ролей, но вопрос о происхождении его имени до сих пор остается открытым. Одна из основных версий (которая подтверждает идею о том, что Локи - бог огня, стихии с изменчивым нравом) основывается на предположении, по которому слово «локи» происходит от более древнего «логи», что в переводе со старо-скандинавского означает «огонь». Также предполагается, что Локи - производное от древнеисландского «lúka», что значит «запирать, завершать». Есть и другие версии, по которым скандинавский бог Локи сближается с культом медведя (от литовского «lokys» - «медведь») или культом волка (от греческого «Λύκος» - «волк»).

Выше был приведен миф, в котором говорится, что Локи - бог из рода ётунов, а не асов. Но есть и другие легенды, которые противоречат этой версии. Некоторые исследователи полагают, что скандинавский бог Локи был сыном первородного инеистого великана Имира, вероятно - его первенцем, появившимся задолго до Одина. По этой версии его братья и сестры - Хлер (вода), Ран (море), Кари (воздух), и тогда вполне логичной выглядит мысль о том, что сам Локи - бог огня.

Скандинавский бог Локи не одинок, в том смысле, что у него есть семья, да еще какая! Его первая жена - , могучая воительница-великанша, а его дети известны всем нам - это богиня Хельхейма по имени Хель, хтонический змей Ёрмунганд, адский волк Фенрир. От своей второй жены, Сигюн (ее происхождение неясно) у скандинавского боги Локи есть два ребенка - Вали и Нарви. Судьба этой пары весьма печальна. После того как бог Локи (в скандинавской мифологии этот сюжет является исключением во многих смыслах) окончательно «достал» асов своими выходками, его старшего сына (по всей видимости, Вали) обратили в волка и натравили на младшего (Нарви). Кишками убитого Нарви Локи привязали к скале, над которой разместили огромную ядовитую змею. Яд каплет на лицо Локи и тот корчится от невыносимой боли (скандинавы верили, что в этом кроется причина землетрясений). Однако это происходит нечасто, так как Сигюн (аллегория верной жены и безутешной матери) держит над лицом Локи чашу, таким образом, защищая его от яда. Но когда чаша переполняется, Сигюн отходит, чтобы вылить яд, тогда же яд, капающий из пасти змеи, попадает на лицо Локи.

Бог Локи в скандинавской мифологии: (не)справедливо осужденный?

Бог Локи в скандинавской мифологии играет важную сюжетообразующую роль. Как мы уже выяснили, он часто мешал асам, но и помогал им в той же мере. Такие вещи как Гунгнир (копье Одина), Мьёльнир (молот Тора), Скидбладнир (корабль Фрейра), Драупнир (кольцо Бальдра), Гуллинбурсти (вепрь Фрейра) появились у владык Асгарда именно благодаря хитрости и мудрости бога Локи. В скандинавской мифологии трудно найти более удачливого «добытчика» магических артефактов! Тем не менее, бог Локи (картинки с его изображением можно встретить в древних исландских списках) был осужден на вечные муки. Строго говоря, в контексте этой истории нет ничего удивительного в том, что в последней битве он сражается с асами на стороне свой дочери.

Как же выглядит бог Локи? Изображение этого хитреца дается в «Младшей Эдде» Снории Стурлуссона, там Локи невысок и хорош собой, вероятно, у него длинные волосы и борода. Этому описанию соответствует известное изображение бога Локи на страницах «Edda Oblongata», исландского манускрипта семнадцатого века. Вообще, изображения бога Локи широко представлены у европейских живописцев XVIII-XIX веков, но трудно сказать, насколько они объективны. Гораздо более любопытны английские картины XI века, но там упор сделан в большей степени на его жену Сигиюн, а не на самого бога Локи. Картинки современного происхождения зачастую не имеют никакого отношения к историческим оригиналам, особенно если речь идет о Хиддлстоне в образе харизматичного марвеловского злодея.

В завершении стоит отметить, что бог Локи (изображения из оригинальных исландских источников представлены выше, их нетрудно отличить от более поздних по характерной технике) действительно является самым неоднозначным персонажем скандинавской мифологии. В этом смысле нельзя не вспомнить знаменитую «Перебранку Локи» из «Старшей Эдды». В том эпизоде трикстер обвиняет богов и богинь Асгарда в трусости, лжи, бесчестии и нецеломудренности, причем все его обвинения - справедливы. Кроме того, Локи признает свою вину за смерть Бальдра. Этот эпизод мы часто забываем, хотя, по всей вероятности, именно в нем раскрывается подлинный образ героя.

Возлюбленные дети мои!
Вы,- СВИДЕТЕЛИ!
Вчера я чуть не расстался с репутацией серьёзно Исследователя.
Пусть даже и НЕнаучного!
Я, старый человек, "попал не одной ногой в ведро", а сразу ДВУМЯ!
Да ещё и на голову одел выеденную половину арбуза. (Как у Горького А М. в школе!
Когда он подшутил так над своим учителем. за что и был исключён!) В Биллиарде такой удар кием называется "Штаны" (Два шара в две лузы. Да ещё под углом в 45 градусов.)........
.................... ........................... ..........................

Итак:
Я вчера ШУМНО " Прокукарекал!"
В своих ДОнаучных Домыслах я предположил:
Размышляя о кактусах и Природе Иголок, я пришёл к выводу что люди были раньше РОГАТЫМИ.
Затем я УБЕДИЛ САМ СЕБЯ!
Радостный, побежал делиться с вами своей Радостью.
ЗАЧЕМ-ТО потащился в магазин.
Зачем-то купил газету "24 часа..."
Увидел в ней статью "Рогатые Люди!"
Трясясь от возбуждения, ОПОВЕСТИЛ ВСЕХ о своём "НАУЧНОМ ОТКРЫТИИ!"
НОЧЬЮ (!!!) Сел читать...
И... чуть сердечный приступ не заработал!
ОКАЗАЛОСЬ:
Статья не на стр. 2, как я радостно вопил ВСЕМ, кто хочет слышать.
А на стр. 19.
И про РОГАТЫХ людей там НИ СЛОВА!
От такой "шуточки" у меня в глазах потемнело.
При моём-то буйном характере мне стоило большого труда не выскочить на улицу.
Как герой Марк Твена (Самуила Клеменса).
См. его рассказ "Как я редактировал сельско хозяйственную газету".
Откуда и пошла "развесистая клюква". Которую надо ещё ПОТРЯСТИ!
....................... ....................... ......................

Теперь, когда я Успокоился, и могу снова смеяться (над собой!)
Я вспоминаю все "обстоятельства дела!"
И как раньше я, старый осёл, не видел, как Заботливо Бог Озорства натирал лестницу банановой кожурой, как бережно раскладывал арбузные корки, как трогательно обсчитал он всю траекторию полёта чтобы я не стукнулся головой пролетая вниз по лестницы не хуже пикирующего бомбардировщика.
А как славно рассадил зрителей.
Подготовил их к восприятию не хуже героев повести Бальзака "Прославленный Годиссар!"
Ну я-то ладно! Я,- "серый мужик!"
А сколько Истинных Учёных рассталось со своей НАУЧНОЙ Репутацией, честно заработанной.
А сколько переводчиков с японского было расстреляно из-за таких переводов как "слон в кожаных голенищах". Или как " овца совершила омовение!"
Когда-то я байку сочинил:
Бог Озорства (см. кинофильм "Маска". Откуда и я взял это понятие!) решил посмеяться.
Нашёл на планете молодого парня. Красивого как Брюс Ли.
И лет 5 его "прикармливал". Как золотых рыбок!
5 лет помогал мальчишке Бог Озорства разбивать кирпичи ГОЛОЙ РУКОЙ!
МАЛО ему показалось.
Стал мальчишка колоть ПЕЧНУЮ ТРУБУ своим красивым лицом.
5 лет помогал ему сверху Бог Озорства.
А на тысячу первое представление НЕ СТАЛ!
Представьте себе "картинку":
Тысячи зрителей ждут!
Мальчишка Эффектно разбегается. останавливается! Резко бъёт головой о кирпичную трубу...
И.... О. Ужас!
А мой "Мишка"- то есть компьютер! -(Бог Озорства и тут подшутил!)- начал какие-то мне картинки подсовывать...
................................ .......................... ..........................

Когда-то я работал на заводе "Поллиграф. маш!"
(затачивал фрезы вместе с моими учениками).
А рядом работал пенсионер Шлифовщик Высшего разряда. А сзади Парт.орг.
от которого зависело: Попаду я в психушку за "антисоветчину". Или нет!
А шутить мы любили не меньше героев Бальзака.
И вот целый ГОД мы "готовили Николая...(НЕ помню Отчества!)
По сценарию мы целый год подскакивали к нему. И "Тренировали РЕФЛЕКСЫ!"
По "традиции" мы выкрикивали: "Отдай деньги. паршивец!" (Как кот Базилио и Лиса в "Золотом Ключике!"- Когда грабили Буратино!)
По тому же сценарию этот пенсионер РОСКОШНЫ ЖЕСТОМ отмахивался от нас как от мухи. И трагическим баритоном, как в античной драме Софокла, рычал: "Молчи, СУКА!"
.......................... .............................. ............................
Стоит ли говорить, что однажды, в первые за 40 лет безупречной работы, пенсионер опоздал на работу! И пришёл ТОЛЬКО К ОБЕДУ!
Но КАКОЙ!!!
Он был синий, как Фантомас!
Только через месяц, он. со слезами на глазах, рассказал нам о своём несчастье:
Его жена работала на том же заводе.
И она точно знала, где у него ПРЕМИЯ!
Дальше догадаться не трудно!
На балконе стояли слаломные (!!!) лыжи!
Если у вас есть воображение (а оно у вас, коряпов, не пропадало!!!)- вы увидите и пенсионера с синим лицом...
А таких историй у меня было в жизни НАВАЛОМ!!!
Так что будьте Бдительны!
Бог Озорства НЕ СПИТ!
П.С. Всё. что здесь написано,- ПРАВДА!
Можете мне не верить.
Но,...это было.
дедушка.

Бог Локи, хитрейший лгун, бог озорства и обмана, самый очаровательный из всех богов в скандинавской мифологии. Он хитер и коварен, ему было присуще редчайшее для мифологического персонажа качество - изменение характера. Когда-то, на заре времен он помогал в сотворении мира и бессчетное число раз помогал другим богам. Позже его проказы стали более злорадными, например когда он отрезал волосы богине Сив. А потом злоба окончательно овладела им, что проявилось, например, в убийстве Бальдра, которое Локи сам и подстроил.

Локи был женат трижды. Его первую жену звали Глют, и она родила ему двоих детей - Эйнмюриа и Эйза; все три имени связаны с огнем и его теплом, потому что Локи считался также и богом домашнего очага, спокойствия и отдыха, вот почему крестьяне почитали его как величайшего из богов. Дети от его второго брака были менее симпатичными. Великанша Ангброда родила Локи троих детей. Первая дочь -Хель, богиня смерти; один сын - Ёрмунганд, Мировой Змей, а другой - Фенрир, ужасный волк, угрожавший самому существованию богов. Третьей женой Локи была прекрасная Сигюн. Ее детей звали Нарви и Вали.

Дети Локи и Ангрбод: Хель, Ёрмунганд и Фенрир

О скандинавском боге Локи сложено гораздо больше историй, нежели о других богах. Он мог быть добрым, помогал многим, развлекал их. Однажды великанша Скади поднялась в Асгард, чтобы отомстить за убийство своего отца Тиасси. Локи стал отвлекать ее, рассказывая разные скабрезные истории, и Скади сменила гнев на милость.

Иногда же Локи был чрезвычайно жесток. Однажды, прогуливаясь вместе с Одином и Хёниром по берегу реки, Локи заметил выдру, которая собиралась съесть лосося. Бог швырнул в нее камнем и убил. Но то была не простая выдра, а Оттер, один из сыновей короля троллей Хрейдмара. Так началась печально известная история о золоте Андвари и разорении семьи Хрейдмара.

Как известно, детьми Локи и великанши Ангрбоды были Хель, Ёрмунганд и Фенрир. Это был запрещенный богами брак, в пещере, но они росли так быстро, что Один узнал об их существовании. Он приказал Локи уничтожить их, пока они не выросли настолько, чтобы стать угрозой для всего мира. Один низверг Хель в Нифльхейм, и в этом мрачном царстве она стала богиней смерти. Змея Ёрмунганда он бросил в глубокое море, итак появился Мировой Змей, который, лежа среди моря, опоясал морское дно и кусает себя за хвост.

Третий сын Локи и великанши Ангрбоды волк Фенрир. Один его привел в для того, чтобы воспитать в нем доброту. Но Фенрир быстро увеличивался в размерах, и одновременно в нем росла свирепость. Тогда боги решили изготовить крепчайшую цепь и связать его так, чтобы он больше не смог угрожать им. После того как Фенрир разорвал две цепи, гномы соткали тончайшие путы - Глейпнир. Фенрир разрешил испытать на себе ее прочность, но только при условии, что кто-то из богов вложит ему в пасть свою руку в качестве гарантии, что никакое волшебство не будет использовано против него. Никто из богов не отважился. Тюр же вложил правую руку в пасть волку и тут же лишился ее. Потом волка посадили в подземное царство, где он дико выл. Чтобы заставить его замолчать, асы просунули ему в пасть меч: рукоять уперлась под язык, а острие - в нёбо, и кровь огромной рекой потекла из его глотки.

Боги скандинавских мифов пленяют Локи

Проказы Локи становились все более и более злобными. С его любовью ко лжи и чужим секретам он постоянно ссорил богов друг с другом. Одну из самых отвратительных выходок он совершил, отрезав великолепные золотые волосы Сив. В результате этого и его последующего пари с Брокком и Синдри Локи страдал от боли, потому что ему сшили губы.

Вскоре Локи отказался от мелких злодейств и им овладела мстительная страсть уничтожения. Он начал с Бальдра, а затемявился к богам на прощальный ужин и оскорблял их в самых едких выражениях. Боги посчитали, что с них довольно, и решили связать злодея. Локи мог изменять облик, и превратился в рыбу. Богам скандинавских мифов: , и Квасиру все же удалось поймать его. Они привели его в глубокую пещеру, заставили сына Локи Вали превратиться в волка и разорвать горло своему брату Нарви. Асы вынули его кишки и привязали Локи к трем огромным камням. Путы превратились в железо. Великанша Скади взяла ядовитую змею и повесила над головой Локи, чтобы яд капал ему на лицо до скончания дней. Каждая капля яда причиняла низвергнутому богу невыносимую боль. Во время великой битвы в час богам придется весьма пожалеть, что они так жестоко обошлись с Локи.

Просмотры 11 961

Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии.

Появление Диониса

Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери фиванского царя, Семелы. Пребывая в романтическом настроении, пообещал он своей пассии выполнить любую ее просьбу. Поклялся он священными водами подземной реки Стикс, что исполнит волю Семелы, в чем бы она ни заключалась.

Прослышала о Семеле Гера. Яростью вспыхнули глаза бессмертной жительницы Олимпа. Явилась она Семеле и приказала:

Проси Зевса предстать перед тобой во всем величии бога-громовержца, правителя Олимпа. Если он действительно тебя любит, то не откажет в этой малости.

Не посмела Семела противиться приказу Геры и обратилась к Зевсу с этой просьбой. Поклявшемуся водами реки Стикс Зевсу выбора не осталось. Предстал перед Семелой отец богов во всем великолепии повелителя бессмертных и людей, весь в блеске своей славы. А в руках его сверкали молнии. Содрогнулся от ударов грома дворец фиванского царя. Вспыхнуло все вокруг, зажженное молнией правителя Олимпа. Понеслось пламя по дворцу, поглощая все на своем пути, зашатались стены, потрескались каменные плиты.

С криком упала на землю Семела, охваченная пламенем. Погубила ее просьба, внушенная супругой Зевса. У умирающей фиванской принцессы родился сын, слабый, неспособный к жизни. Он должен был бы погибнуть в пламени пожара, но божественная кровь спасла его. Как по волшебству из земли потянулся к нему со всех сторон густой плющ, укрывший несчастного мальчика от огня, тем самым сохранив ему жизнь.

Подобрал Громовержец спасенного сына, но, видя, что тот настолько слаб и мал, что явно обречен на погибель, то, по легенде, зашил он его себе в бедро. Проведя некоторое время в теле своего родителя, появился Дионис на свет второй раз, окрепшим и сильным.

Повелел тогда Зевс-Громовержец быстроногому Гермесу отнести маленького сына к Ино, сестре фиванской принцессы Семелы, и ее мужу, правителю Орхомена, наказав воспитать ребенка.

Гера еще долго преследовала Диониса, не считая его ни равным богам, ни достойным этой чести. Пал ее гнев на Ино и ее супруга Атаманта за то, что приняли она под свой кров ребенка ненавистной ей земной женщины. Для Атаманта выбрала Гера безумие в качестве кары.

В припадке безумия убивает правитель Орхомена своего собственного сына Леарха. Ино со вторым ребенком чудом успевает спастись бегством. Потерявший разум супруг преследовал ее и почти настиг – у крутого, скалистого морского берега.

Не было у Ино спасения – позади настигает безумный супруг, впереди – морская пучина. Выбрала женщина стихию, отчаянным рывком швырнув себя вместе с сыном в морскую воду. Однако она не погибла. Приняли ее и ее сына в море прекрасные нереиды. Воспитательница Диониса и Меликерт, ее сын, были обращены в божества моря и с тех пор остались там.

Примчавшийся же на помощь Гермес спас от обезумевшего Атаманта Диониса. Быстрее ветра примчал он его в Нисейскую долину, перепоручив заботам нимф.

Бог вина и веселья вырос прекрасным и могучим. Гуляет он, делясь с людьми силой и радостью. А воспитавшие Диониса нимфы были в награду помещены на звездное небо. Появились они в одну прекрасную темную ночь среди других созвездий в образе Гиад.

Алчный царь

Одна из самых известных историй о Дионисе – легенда о Мидасе. Забрел шумный Дионис со своей многочисленной свитой в лесистые скалы Фригии. Отсутствовал лишь Силен, мудрый его учитель. Изрядно охмелевший, брел он, спотыкаясь по фригийским лугам. Заметили его крестьяне, без труда связали и отвели к правителю Мидасу. Узнал царь учителя бога вина и принял его со всем почетом, на протяжении девяти дней устраивая роскошные пиры. На десятый день царь лично сопроводил Силена к Дионису. Обрадовался бог вина и веселья и милостиво предложил Мидасу выбрать себе в награду любой дар за оказанный учителю почет.

Попросил царь, чтобы все, чего он не коснется, превращалось в золото. Прищурился Дионис, посетовал, что не придумал Мидас для себя лучшей награды, и сделал, как он просил.

Осчастливленный, удалился алчный Мидас. Идет он, срывая с деревьев листья, и превращаются они в золото, касается колосьев в полях, золотыми становятся даже зерна в них. Дотрагивается до яблока – и оно сияет, точно плод из сада Гесперид.

Даже капли воды, стекающие по его рукам, становились золотыми. Пришел он в свой дворец, переполненный радостным возбуждением. Накрыли ему роскошный ужин. И вот тут-то осознал алчный царь Мидас, какой ужасный дар попросил он у бога вина. Все превращалось в золото от его прикосновения – а, значит, ждала Мидаса голодная . Взмолился он к Дионису, умоляя забрать назад такой дар.

Не отказал ему Дионис, якобы в назидание, появился перед ним и научил, как избавиться от «золотого» прикосновения. Поехал царь по велению бога к истокам реки Пактол. Чистые воды избавили его от подарка, приняв его в себя.

Культ Диониса

Вечно юный Дионис, (Вакх или Бахус) в греческой мифологии плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. За то, что любил он обращаться в могучего быка, стал он известен как «бог с бычьими рогами».

Бог вина и веселья в венке из винограда и с тирсом, украшенным плющом, путешествует по свету в обществе менад, сатиров и селенов, открывая людям секрет виноделия. Обрадованные и благодарные греки устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии.

Со временем от дионисий произошел театр, а от хвалебных гимнов в четь бога вина – дифирамбов, исполняемых певцами, обряженными в шкуры козлов, появилось слово «трагедия» от τράγος - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь». Философ древности Аристотель указывал, что изначально трагедия была шутливой, исполняемая хором сатиров, козлоногих спутников Диониса, а свой мрачный оттенок приобрела позднее.

Бога вина и веселья Диониса славили, как приносившего освобождение от заботы и ослаблявшего путы размеренной жизни и быта, поэтому шествие этого бога Древней Греции носило экстатический характер. Неутомимо плясали менады и вакханки, дико бесновались и хохотали сатиры. Опоясанная змеями шумная свита Диониса крушила все на своем пути, упиваясь кровью растерзанных диких животных и таща за собой толпы смертных.

Некоторые исследователи стараются доказать, что культ бога вина имел восточное происхождение, а в Древней Греции стал популярен гораздо позже, чем культы других божеств, причем утвердиться смог с некоторым трудом.

Имя Диониса попадается уже на табличках критского линейного письма, датируемых примерно XIV веком до нашей эры, однако расцвет его культа приходится только на VII-VIII века нашей эры. К этому времени бог вина и веселья стал вытеснять других богов с пьедесталов популярности.

В число двенадцати олимпийцев бог вина и веселья тоже попал не сразу. Однако затем его стали почитать наравне с Аполлоном в Дельфах. В Аттике дионисии стали проводиться с поэтическими состязаниями. В период эллинизма культ бога Диониса поглотил (или был поглощен) культ фригийского бога Сабазия, получив себе новое постоянное имя - Сабазий.

Поделись статьей с друзьями!

    Бог вина и веселья Дионис

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/dionis-150x150.jpg

    Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии. Появление Диониса Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери...