История святок на руси для детей. Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. Обряды в рождественские дни на святочной неделе

История святок на руси для детей. Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. Обряды в рождественские дни на святочной неделе
История святок на руси для детей. Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки. Обряды в рождественские дни на святочной неделе

"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени." (Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

Н. Каразин. Поездка Ростовых на святках к Мелюковым.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры ..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.


Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.


Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами,гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит — одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.


М.Павлова. Встреча с ряженым.

Мы люд не простой — из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?


Парни "рядились" — солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

И.Крамской. Гадание.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В. Жуковский.

Гадали все... От мала до велика.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

А. Пушкин.

Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»
Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

А. Пушкин.

В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

К.Брюллов Гадающая Светлана.

Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.


К.Трутовский. Колядки в Малороссии.

Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу Младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где розыгрывались библейские истории рождения Христа.

Последним святочным вечером был крещенский сочельник.

Невероятные факты

Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.

На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту.

Две недели Святок относятся к отдыху и веселью .


Святкина Руси история и традиции

Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды . Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.


Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.

Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.


Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.



Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.

В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.



В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.

Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.


Святки на Руси, как проходят празднования

Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода - Святочные колядования , который включает в себя пение благостных песен - колядок, славящих Спасителя и Рождество.


Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.

Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.


Ряженая детвора пела поздравительные колядки , плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.

А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году .

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней . С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.



В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.



Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

Угощения на Святки


У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.

На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.

Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками .



Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.



Святки - период народных зимних праздников. В 2020 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» - традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола - узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья - блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы - дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

Гадания на Святки

Гадания - любимое развлечение в период Святок. При помощи магических ритуалов люди пытаются заглянуть в будущее и узнать, какие события стоит ожидать в ближайшем времени. Незамужние девушки стараются узнать дату свадьбы или имя будущего жениха. Для совершения обрядов они используют специальные атрибуты: воду, свечи, зеркала, кольца, иголки, предметы быта.

Приметы и поверья

  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Во время Святок на земле царит атмосфера волшебства. В этот период сны и магические ритуалы приобретают особый смысл. Люди стараются провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катаются на санках и коньках, посещают праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу.

Какого числа Святки в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
6 января Ср 6 января Чт 6 января Пт

Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год (Васильев день), Крещение Господне.

Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6 янв.) и завершаясь в день Крещенья.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году. В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, приписываемым этой пище мифологическим сознанием, и соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных "родителей", то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.

В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

Своеобразным испытанием готовности к браку, затрагивающим сферу сексуальных знаний, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко "машкаровалась" и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, являлся обычай являлся обычай зимних "смотрин невест", проходивших в разных местностях в сроки, близкие к Святкам - чуть раньше или чуть позже, - но чаще всего в последний день святочного периода - в Крещение Господне, после которого наступал "мясоед" - время свадеб.

За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.

Основным занятием русского народа было земледелие и, соответственно, традиционная культура русских была ориентирована на "жизнь" солнца. Поэтому издавна замеченное увеличение светового дня в Святки - "К 1 января день прибавляется на куричий шаг" - в крестьянском сознании связывалось с представлениями о "рождении" солнца, то есть о вступлении его в новый цикл.

Основным смыслом святочного периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причем именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу, например, во время приготовления "васильевой каши".

Вместе с тем, Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, то есть рождения мира вновь. Этот процесс наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Так, в мифопоэтических представлениях для первотворения характерным является движение от темноты к свету и от хаоса к упорядоченности. Универсальность перехода от тьмы к свету, свойственная космогенезу (сотворению мира), проявляется в соотнесении этого процесса в народном сознании с началом жизни любого объекта или явления: будь то "рождение" солнца во время Святок, прорастание зерна из земли или появление ребенка из утробы на белый свет. В этом плане показательно, что наибольшей значимостью в Святки отмечено именно темное время суток - вечер и ночь, на которые приходилось большее количество действий и обрядов святочного цикла. Так, для обозначения периодов внутри Святок у русских использовалось слово "вечер": "святые вечера" и "страшные вечера"; в Вологодской губ. Святки назывались "ворожными вечерами".

В мифопоэтических текстах и представлениях разных народов нашли отражение различные модели творения мира. Широко распространенной во многих культурах является так называемая "ремесленная" модель, представляющая создание мира как процесс изготовления объекта того или иного ремесла, мастерства: гончарного, кузнечного, кулинарного и др. "Ремесленная" модель наглядно демонстрирует переход от хаоса, бесформенности (сырьевая масса: расплавленный металл, размешанная глина, бродящее тесто и т.п.) к упорядоченности, то есть к обретению формы и возможности зрительного восприятия созданного объекта.

У восточных славян, например, были известны представления о возникновении мира как о процессе, аналогичном изготовлению нити или полотна. По определению носителей традиционной культуры, мир "свивается", как нить, или "снуется", как основа для тканья. Творение мира как пространства по типу изготовления объектов прядильно-ткацкого мастерства не исчерпывается лишь использованием терминологии этого женского занятия. В обрядовой практике и в фольклорных текстах образы нити и полотна символизируют пространственные объекты, чаще всего дорогу; в сказках они нередко превращаются в само пространство: клубочек ниток, ведущий героя, - и есть пространственно оформленный путь, в котором реализуются события его жизни. Для сказок характерен также образ клубка, в который сворачивается целое царство. Мотив создания пространственных объектов, достигающих космических масштабов, с помощью тканья или вышивания очевиден в сказочном сюжете "Царевна-лягушка": изображение на ковре, который героиня изготавливает для своего свекра, есть ни что иное, как небо и земля, солнце и луна, травы и цветы, города и пригородки.

С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в это время фольклорных текстов, содержащих представления об устройстве мира. Так, у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что, при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесенного слова и в возможность его материализации, должно было способствовать акту "рождения" мира.

Ориентированность Святок на времена первотворения, с одной стороны, и на продолжение жизни в установленной системе координат в будущем, - с другой, обусловливает традиционные представления о святочном периоде как пространственно-временной точке, в которой соединяются прошлое, настоящее и будущее (так, в частности, святочный период, осмысляемый как единый праздник перехода к будущему, соединяет в себе конец старого и начало нового года). Такое положение, явно отмеченное признаком хаотичности, размытости пространственно-временных границ, создает прецедент взаимопроникновения и контакта разноприродных "миров" ("миры" живых и мертвых, людей и мифологических существ, культуры (социума) и природы), которые в обыденное время четко разграничены и, в определенном смысле, самодостаточны. Хаотичность святочного периода, допускающая диалогические отношения мира людей с "иными" мирами, делает возможным получение сакральной информации, знания об идеальном миропорядке, которое дает энергетический толчок для нового жизненного витка в рамках наступающего годового цикла.

Идеей контакта и взаимообмена между "мирами" пронизана почти вся святочная обрядность. Во время гаданий, например, предполагалось, что знание о судьбах, которые "пишутся" за пределами мира людей, приобретаются в результате общения с нечистой силой, связанной с миром мертвых и миром природы. Так же и исполнители обрядовых акций в обходных ритуалах славления Христа и посевания, колядования и ряженья воспринимались в традиционном сознании как посредники между миром людей и миром природы. Обеспечение магической действенности обрядов и, следовательно, достижения желаемого - хороший урожай, приплод скота и благополучие в хозяйстве - в значительной мере зависело от правильного ведения символического диалога хозяев с "посланниками" "иного" мира, то есть, от соблюдения предписанных традицией норм поведения: радушный прием и щедрое одаривание обходчиков. Те же цели, равно как и стремление к равновесию в природе и мироустройстве в целом, предусматривали обряд кликанья мороза и обычай "греть покойников"; последний заключался в ритуальном возжигании костров в крестьянских дворах в кануны главных святочных праздников. Совершение этих обрядовых акций осмыслялось как забота о природной стихии и душах умерших, которые, в свою очередь, позаботятся о благополучии урожая в новом году. Таким образом, в основе данных ритуалов лежит все тот же механизм диалогических отношений человека с силами "иных" миров.

Помимо совершения обрядности залогом обеспечения благополучия во всех областях жизни в новом году являлось соблюдение ряда трудовых запретов, закрепленных в традиции за временем Святок. С другой стороны, некоторые обыденные действия приобретали продуцирующие свойства как раз за счет методичного выполнения их в течение всего святочного периода. Так, например, в Калужской губ. женщины на Святках каждый вечер подметали в избе: считалось, что от этого лен уродится лучше и будет чище.

Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь" (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, "издержкой" которого является проникновение в мир людей существ "иной" природы.

К такого типа существам, появление которых связывается в традиции именно со Святками, относятся бесы в образе людей с железными головами, в остроконечных шапках, которых в Вятской, Пермской губ. и в Сибири называли "шилuкунами", на вологодчине - "шулыкaнами", в Архангельской губ. "шулuкунами" или "чулuкунами". В последней считали, что изо рта у этих существ идет огонь, в руках они держат каленый крюк, которым загребают детей, находящихся во время Святок в неурочные часы на улице. В Вологодской губ. верили, что "шулыканы" - дети кикиморы, которые рождаются в Святки в ненастные ночи и вылетают через трубу на улицу, где и живут до Крещенья. Они могут показаться ворожащим девушкам в виде чертенят черного цвета, с маленькими рожками и козлиными ножками. Здесь же "шилыханов" воспринимали как "мальчишек"-пакостников и шалунов, живущих артелями в заброшенных постройках; они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека и под. В Олонецкой губ. святочные нечистые духи в облике человека или животного назывались "святке". Такой дух считался опасным для гадальщиц, но он не мог, по народным представлениям, переступить черту, проведенную железным предметом. Полагали, что "святке" в равной степени мог и повредить человеку, и принести добро. В Калужской губ. верили в появление "святочниц" - некрасивых, покрытых волосами духов, поющих и пляшущих в банях и неосвященных избах. В Орловской губ. считали, что тем, кто участвовал в святочном ряженье, явится нечистый бес "святоша". Сущность всех этих духов, а также вообще выход на землю в Святки нечистой силы как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка определенным образом соотносятся со святочными ритуальными действами: ряженьем, игрищами молодежи, гаданиями и т.п., содержащими элементы внешнего уподобления человека существам "иного" мира, а также с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения.

Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров.

С верой в козни колдунов и в возможность совершения в Святки временного или окончательного взаимообмена субъектов между "миром" людей и "иным" миром, связаны многочисленные рассказы об оборотнях - несчастных людях, которых колдун или колдунья заставили принять вид какого-либо животного. Сами колдуны, чтобы обрести облик животного (свиньи, волка и др.), перекидываются в подполе с заклинаниями через двенадцать ножей, стоящих лезвиями кверху. Очень часто они проделывают это в Святки и тешатся, пугая запоздалых прохожих, причем не только одиноких, но и целые партии людей. Того, кого колдун укусит, становится оборотнем, как правило, на срок в семь лет. Укушенный обычно обращается, по поверьям, в волка и бежит в леса, подальше от населенных мест, где он может принести зло, а его самого могут убить. Если колдун и колдунья добровольно принимают звериный облик, то оборотень-человек оказывается жертвой. Сердце и рассудок у него остаются человеческими: он старается не делать никому зла, ему жаль испугать человека, поэтому он убегает от людей. Считали, что оборотень опасен только в Святки, когда ему делается необыкновенно грустно и тоскливо. Иногда он пробегает огромные расстояния только для того, чтобы взглянуть на родной дом. И если в это время попасть ему навстречу, то он может укусить человека, и последний станет оборотнем, а первый вновь примет человеческий облик. Но, по народным представлениям, страдания оборотней столь велики, что они не желают передавать их другим и владеют собой в течение семи лет. По прошествии срока, в Святки же, оборотни обретают человеческий облик, оказываясь в своей старой одежде, иногда очень далеко от родных мест.

С той же идеей взаимообмена между "мирами" можно связать народные представления о том, что во время гаданий нечистая сила может удушить, то есть умертвить, неосторожную гадальщицу или утащить ее в "иной" мир, что есть одно и то же. С другой стороны, на Русском Севере существовали поверья о том, что в Святки, в день Крещения Господня, могут возвратиться, оказавшись вдруг у "иордани" или в бане, проклятые или пропавшие без вести дети или люди, которые, по их рассказам, время отсутствия проводили под водой у водяных.

В связи со столь опасной спецификой святочного периода, чтобы оградить себя, скот и все хозяйство от воздействия нечистой силы и колдунов, накануне и в дни праздников, особенно в "страшные вечера", крестьяне производили очистительно-охранительные акции.

Полное и окончательное очищение от "страшных вечеров", с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне - в праздник, завершавший Святки - время "без креста" - и манифестирующий установление порядка, расставляющего все на свои места.

Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила "передача" от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики, по народным представлениям, из всех социовозрастных групп общины были наиболее близки к "иному" миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.

В Святки посредническая функция стариков реализовалась в разных формах: и на уровне слова, и на уровне обрядового действия. Именно старики и пожилые люди святочными вечерами на игрищах и дома загадывали загадки, рассказывали сказки и былички детям и молодежи. Им же принадлежала ведущая роль в исполнении некоторых обрядов (см. Гадания об урожае), в руководстве молодыми в обрядовой ситуации, в трактовке и разъяснении примет и гаданий и т.п. В быличках, события которых относятся к святочному периоду, знание пожилых оказывается жизненно важным.

В свете представлений о действенности и магической силе произносимого в ритуальной ситуации слова, нашедших отражение в известной поговорке - "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь", - значимость посреднической функции стариков проявлялась и в определении будущего природы/мироустройства и социума - за счет передачи коллективного знания в данных сферах традиционной культуры, и в определении будущего конкретных судеб молодых людей: именно старикам принадлежала ведущая роль "арбитров" в обряде "смотрин невест", а также в формировании репутации парней и девушек во время святочных игрищ молодежи.

Здравствуйте, друзья!

28-е декабря — предновогодняя суетливая пора и... самое загадочное время года, не только у славян, а вообще. Люди прошлого были тесно связаны с природой, даже сейчас наша жизнь целиком и полностью от нее зависит (и очень жаль, что мы редко об этом задумываемся). Но в прошлом такая связь ощущалась довольно таки сильно.

И больший трепет у людей вызывало Солнце — его движение по кругу и явления с ним связанные (солнцестояния и равноденствия). Все крупные и важные праздники были приурочены к этим датам, но большей важностью отмечено именно зимнее солнцестояние — период, когда заканчивается старое (старый год, если хотите), и начинается новое (год новый). Период, когда граница между Навью и Явью (миром живых и миром теней) предельно тонка. Период, когда можно попросить помощи у добрых духов и необходимо защититься от злых. И, наконец, период, когда нужно помочь Свету побороть Тьму.

И у славян есть праздник приуроченный к этому времени, даже два праздника (они тесно связаны между собой, поэтому рекомендую к прочтению следующие статьи):

Но! Все эти праздники объединяет одна волшебная пора — Святки.

Что такое Святки?

Святки (Святые вечера) — это целый комплекс празднеств, состоящий из:

Зимние Cвятки на Руси были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: "слава хлебу", гадания о замужестве и т. д. (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян)

Само слово «святки» (святьё, светки, святые вечера) уже дает нам понять, с каким трепетом люди относились к этому промежутку времени. Есть версия, что такого рода праздники пришли к славянам от греков, а некоторые исторические источники утверждают, что похожие празднования с переодеваниями и песнями были у индийцев и египтян. Ничего удивительного в этом нет, вы можете присмотреться к празднику Йоль (у него тоже есть свои «святые дни»).

Когда начинаются Зимние Святки

Интересный вопрос. Пока я готовила статью, нашла три даты начала Зимних Святок. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: календари двигаются, а одни праздники накладываются на другие.

  1. По одной из версий, Большие Велесовы Святки начинаются с праздника Коляды, который, если так разобраться, приходится на 25-е декабря и заканчиваются 6-го января.
  2. По другой версии - в день солнцеворота. В 2017 году — это было 21-е декабря. Такая разница в датах объясняется движением солнца, которое, естественно отражается на длине года и, как итог, на календаре (кому интересно, это явление называется предварение равноденствий). Так вот, из-за этого астрономического явления дата в календаре сдвинулась, то есть, раньше она приходилась на 24-25 декабря, а сейчас на 21-22 декабря.
  3. Но самая актуальная дата, та, по которой мы сегодня ждем Святок — в январе. Промежуток между Рождеством и Крещением (с 1-го по 19-е января, по старому стилю с 25 декабря по 14-е января).

Святки, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят аж в VI век (и, возможно, еще в более раннее время). Но давайте по порядку.

Кстати, у славян есть еще и так называемые Зеленые святки .

Святки (или Святые вечера) можно разделить на две части, до Нового года, и после. Период времени до Нового года так и называется - Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения - Страшные вечера.

В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты.

Святые вечера - самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо - сочиво (канун, коливо или же просто - кутья). Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее.

Страшные вечера - время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни.

Святки - являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами - приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты.

Святочный календарь

Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак:

    6-е января - Сочельник (он же Кутейник). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться.

    7-е января. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.

    8-е января. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.

    11-е января - в этот день(и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января почитали младенцев, которых погубил Ирод.

    12-е января. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей.

    13-е января - Васильева коляда или же день святой Меланьи. Канун Нового года по старому стилю.

    15-е января. В этот день нельзя было есть яйца и кур. Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды. В народе 15-е января называли Сильверстов день.

    16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.

    17-е января. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.

    18 -е января. Канун Крещения. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистого. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях.

Ну вот, наверное, и все. А прежде, чем попрощаться, хочу вспомнить замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя - Ночь перед Рождеством. Она отлично погружает в атмосферу святочных вечеров.