Карлскирхе - одна из красивейших церквей вены. История строительства Карлскирхе

Карлскирхе - одна из красивейших церквей вены. История строительства Карлскирхе
Карлскирхе - одна из красивейших церквей вены. История строительства Карлскирхе

Св. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Сотрудничая со своим дядей, папой Пием IV, в 1563 г. завершил Тридентский Собор. Решения этого Собора он усердно претворял в жизнь в своей епархии. Организовал первые духовные семинарии, провёл 16 синодов, без устали посещал епархию. Щедрый к бедным, во время эпидемии отдал им всё, даже собственную кровать. Проводил покаянные процессии, идя босым в грубой мешковине и неся тяжёлый крест. Умер 3 ноября 1584 г.

Родился в Ароне, Италия, 2 октября 1538 г.; умер в ночь с 3 на 4 ноября 1584 г., канонизирован в 1610 г., его день раньше отмечался 5 ноября.

Чем больше святые творят чудеса, тем труднее поверить, что человек, рождённый в состоятельной семье, в век всеобщего упадка нравов, станет святым. Тем не менее Карл Борромео был человеком большой скромности, хотя в своей жизни он рано получил мирские блага. Патриций с светским воспитанием, он обладал чувством строгой умеренности. Он даёт нам, тоже живущим в безнравственный век, надежду, что мы, пройдя свой жизненный путь, подобно святому Павлу, будем увенчаны короной небесной славы, ждущей каждого из нас.

Карл (Карло), второй сын графа Джильберто Борромео, одарённого и благочестивого человека и Маргариты де Медичи, родился в семейном замке Арона на озере Маджоре (Maggiore). Мальчиком его отправили на учёбу в Милан, так как его отец был убеждён, что сын должен получить образование, достойное его положению в обществе, несмотря на то, что многие думали, что Карл страдает задержкой в психическом развитии, так как был заикой.

Карл рано показал, что имеет особое призвание. Уже в возрасте 12 лет ему было позволено носить рясу. Он был необычайно серьёзным и трудолюбивым учеником. Один из его учителей так выразился о нём: «Вы не знаете этого молодого человека; однажды он станет реформатором Церкви и сделает поразительные вещи». Эти слова стали предсказанием, исполнившимся позже.

Его дядя Юлий Цезарь Борромео отправил молодого человека в бенедиктинское аббатство Святых Грациана и Фелина, в Ароне. Здесь он обучался 3 года. Аббатство платило ему небольшую стипендию, а его отец выделял ему небольшие средства на содержание. Карлу всегда не хватало денег, так как он позволял себе неплохой стол и любил поразвлечься.

После изучения латыни в Милане, в возрасте 15 лет Карла отправили в университет Павиа изучать гражданское и каноническое право при Франциске Альчиати, позже ставшим кардиналом. В 22 года Карл защитил докторскую диссертацию. Оба его родителя к тому моменту умерли.

В 1559 году младший брат его матери, кардинал де Медичи, был избран на папство и принял имя Пия IV. В 1560 году Пий IV пригласил своего племянника в Рим, где того поджидала кардинальская должность. Его Святейшество назначил Карла в 1561 году на пост администратора миланской епархии, но не разрешил ехать туда. В своём рвении он также сделал любимого племянника папским легатом в Болонии, Романьи, Марко Анкона, Попечителем Португалии, Нижних областей, католических кантонов Швейцарии, орденов святого Франциска, кармелитов, рыцарей Мальты и других.

Всего спустя два года после прибытия в Рим, в возрасте 22 лет, не будучи рукоположен, Карл обладал такими же полномочиями, какими сейчас обладает госсекретарь Ватикана. Папа с лёгкостью назначал родственника на важные посты. Кто-нибудь другой на его месте возомнил бы, что является одним из семи золотых ключей святого Петра. Но не таков был Борромео. Возможно, он и склонил голову под весом стольких почестей, но не колени. Более того, он засучил рукава и принялся за работу.

Тем не менее он вёл разностороннюю жизнь. Карл умудрялся выкраивать время для занятий музыкой и спортом; не забывал он и о семейных делах, подыскивая мужей для своих четырёх сестёр.

К ужасу многих, вскоре Карл начал обличать римское высшее духовенство. В его глазах это были никчемные люди, со своей показной роскошью, безнравственностью и предательскими интригами. Он открыто высказывал своё отношение к этим порокам, осуждая развращённость, взывая к милосердию и сдержанности, восхваляя добродетели доброго примера. Его бесстрашный поступок вызвал враждебность многих священнослужителей, в чьих глазах он был посмешищем.

Среди священнослужителей и мирян Карл вёл просветительскую работу, учредив литературную академию в Ватикане. Записи о множестве её собраний и исследований можно прочесть в Noctes Vaticanae Борромео.

В 1562 году Папа Пий IV вновь созвал Тридентский Собор, открывшийся в 1545, но закрывавшийся с 1552 по 1562 гг. Благодаря Карлу Собор проходил ещё два года, где он ускорял принятие решений и примирял оппонентов.

Возглавив в 1566 году Миланскую епархию, 28 летний Карл оставил роскошную жизнь, которую была у него в Риме, и занялся применением принципов Собора для реформирования большой, беспорядочной епархии, которая оставалась без постоянного архиепископа уже 80 лет. В то время миланская епархия простиралась от Венеции до Женевы. К ней относились 3 000 духовных лиц и 600 000 мирян в более чем 2 000 церквях, 100 мужских монашеских орденов и 70 женских, примерно размер Римской Церкви в сегодняшней Англии.

Рождённый в аристократической семье, Карл Борромео решил отождествлять себя с бедными своей епархии. Он пересмотрел свои домашние вещи и продал фамильное блюдо и другие ценные вещи за 30 000 крон. Вся сумма была отдана бедным, по 200 крон бедной семье ежемесячно. Каждое утро перед Мессой он исповедовался (обычно Гриффиту Робертсу, Griffith (Gruffydd) Roberts, автору известной валлийской грамматики). Жизнь Борромео была примером добродетельного и самозабвенного служения, заботы о нуждающихся и бедных, свидетельством о живом Христе.

Свою епархию он изъездил вдоль и поперёк. Со временем Карл избавился от своего заикания, однако так и не смог до конца проповедовать без затруднений. Тем не менее, говорил он всегда убедительно, и во время своих объездов никогда не переставал проповедовать и вести катехизацию.

Чтобы преодолеть религиозную безграмотность народа, Карл основал Сообщество христианской доктрины и «Воскресные школы»; для обучения священников открылись семинарии (он много жертвовал для английского колледжа в Дуаи (Douai), так что кардинал Аллен назвал его основателем). Считается, что у него в миланской программе было занято 3 000 катехизаторов, обучавших 40 000 учеников. Он организовывал дома престарелых для священников, приглашал иезуитов для просветительской работы. Его влияние чувствовалось даже за пределами епархии и времени.

Карл Борромео является выдающейся фигурой среди католических реформаторов после Тридентского собора, его назвали вторым святым Амброзием. Его бескомпромиссность в некоторых вопросах и непреклонность не лишены критики, но такие заслуги, как религиозное просвещение детей, были оценены по достоинству.

Реформы Карла встретили сопротивление знати, чью разгульную жизнь он пытался ограничить. Предпринимались попытки заставить его отказаться от своего поста. В 1567 он вызвал враждебность миланского сената по поводу епископских полномочий, когда он отправил в тюрьму нескольких мирян за греховный образ жизни; а когда светские власти выгнали епископского исполнителя, он отлучил их от церкви, и в конце концов его поддержали Папа и король Филипп II.

И снова его права епископа привлекли к себе внимание. Каноники Санта-Мария делла Скала в Милане, после того, как их вернул губернатор Арбукерк (Arburquerque), однажды не допустили Борромео в свою церковь. Можно представить себе картину: священники собрались, как коммандос перед крепостным валом, негодующие и протягивающие руки к этому Божиему человеку. Борромео простил это оскорбление, но Папа и король вновь подтвердили его права.

26 октября 1569 года архиепископ миланский Карл Борромео был на вечерней молитве. Он пытался призвать к порядку отбившуюся группу верующих — гумилатов, в которой было не более 70 человек, но которой принадлежало имущество 90 монастырей. Одного из них, священника по имени Иероним Донати Фарина, наняли для убийства Борромео, продав для этого церковные украшения.

Он выстрелил в архиепископа, когда тот во время вечерней молитвы стоял на коленях перед алтарём. Фарина бежал. Карл, думая, что смертельно ранен, предал свою душу Богу. Пуля, однако, только пробила одежду сзади, вызвав синяк. Он тихо приказал продолжить службу. Вскоре после этого он получил папскую буллу, распускавшую это объединение. После благодарения Карл на несколько дней отправился в картузианский монастырь, чтобы заново посвятить свою жизнь Богу. Когда оказалось, что рана была не смертельной, Карл Борромео снова занялся реформой церкви.

Он отправился в альпийские долины, посещая католические кантоны, отстраняя невежественных и недостойных священнослужителей и обращая большое число Цвинглианцев. Говорили, что Карл обладал необычайным даром мгновенно распознавать способности и таланты окружавших его людей. Он хотел, чтобы рядом с ним были такие священники, которые помогали бы ему во многих его трудах, и поэтому собрал вокруг себя праведных и образованных людей, ставших образцами для других. Те же, кто претендовал на место или должность, ему не подходили.

Во время голода 1570 года он смог найти пропитание для 3 000 человек на три месяца.

Ломбардией в то время правил Филипп II Испанский. Устав от юридических споров и политических игр, в 1573 году Карл отлучил от церкви губернатора Луиса де Реквезенса (Luis de Requesens), которого впоследствии отстранил Филипп. Два следующих губернатора поняли из этого, что лучше не спорить с кардиналом-архиепископом.

В 1575 он направился в Рим, чтобы получить юбилейную индульгенцию, а на следующий год она была обнародована в Милане. Огромные толпы кающихся прибыли в Милан. К несчастью, они принесли с собой чуму. Губернатор и другие влиятельные люди покинули город; Карл Борромео отказался бежать, оставшись заботиться о больных.

Он собрал настоятелей приходов и обратился к ним за помощью. Много духовных лиц жило в его доме. Больница святого Григория была переполнена больными и мёртвыми, а ухода за ними не хватало. Он послал искать помощников в альпийских долинах, потому что миланское духовенство не захотело ухаживать за больными.

Когда чума ударила по торговле, началась нужда. Каждый день в продуктах нуждалось от 60 000 до 70 000 человек. Борромео первый продал своё большое имение в Орио, Неаполь, чтобы собрать средства для нуждающихся. Истратив собственные ресурсы, он влез в долги, чтобы собрать пропитание. Из флагов, которые вывешивались из его дома во время процессий, была сшита одежда. Занимались пустующие дома, возводились приюты для больных. Алтари выставлялись на улицах, чтобы больные могли из окон видеть богослужения. Он сам помогал больным, не переставая при этом организовывать городскую помощь. Чума продолжалась с 1576 по 1578 год.

Даже в этот период обиженное духовенство пыталось поссорить Карла с Папой. Когда чума закончилась, Карл хотел заново организовать свою епархию на основе общих принципов, однако каноники воспротивились этому. Тогда он учредил орден Облатов Амброзии (сейчас Облаты святого Карла).

Карл по-своему был мучеником. Он ездил без отдыха и сна. В 1584 здоровье его пошатнулось. После устройства дома для больных в Милане он уехал в Монте Валлано в свой ежегодный отпуск, сопровождаемый иезуитом о. Адорно. Он предупредил, что ненадолго задержится в этом мире, заболел 25 октября и вернулся в Милан на День поминовения усопших (2 ноября), в последний раз отслужив Мессу в своём родном городе Арона.

Лёг в постель, попросил соборование, получил его и тихо умер на рассвете 4 ноября на руках у своего исповедника из Уэльса, о. Робертса со словами «Смотри, я пришёл. Да будет воля Твоя.» Это случилось в 1584 году, когда ему было всего лишь 46 лет.

Его погребли в миланском соборе. Стихийное почитание его началось сразу же. Вскоре после смерти люди решили поставить ему памятник — 28 метровая статуя на 14 метровом пьедестале. Его назвали «Карлоне» или «Большой Карл».

В искусстве его символами являются кардинальская шапочка и crozier. Обычно его изображают кардиналом, молящимся перед распятием, часто босым и с верёвкой вокруг шеи. Иногда он (1) целует руку Пресвятой Девы и его благословляет Младенец Христос; (2) плачущим над книгой с непритронутыми хлебом и водой рядом; или (3) несущим Пресвятые Дары жертвам чумы (Roeder, White).

Он покровитель римского духовенства, семинарий, духовных наставников, катехизаторов, готовящихся к первому Причастию.

Карлскирхе - одна из красивейших католических церквей, популярнейшая достопримечательность Вены и настоящий образец барочной архитектуры. Здание находится в числе охраняемых городских памятников с XVIII века.

Карлскирхе - история

История Карлскирхе начинается в далеком XVIII веке, когда Вена содрогалась от эпидемии чумы. Правивший в то время Карл VI, император Священной Римской империи германской нации, находясь в соборе Святого Стефана, поклялся, что выстроит храм в честь своего тезки, Карла Борромео, как только страшная болезнь покинет город. Дана эта клятва была 22 октября 1713 года.

Кстати, сегодня можно встретить предположения, что появление церкви было обещано богу уже после отступления чумы, как благодарность императора за спасение. Однако история утверждает, что Карл VI дал именно обет - обязательство ради избавления от мора.

Создателя проекта нового храма определяли с помощью конкурса, в котором принимали участие известные венские архитекторы. Победителем стал Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, уже знаменитый к тому времени, благодаря Зимнему дворцу Евгения Савойского и не менее известному Шёнбрунну. Уже в 1715 он осуществил необходимые для строительства заказы, а в 1716 году приступил к работе. Строительство продолжалось вплоть до 1737, причем сам фон Эрлах умер, не дождавшись освящения кирхи. Последние этапы строительства осуществлялись под контролем сына Иоганна.

Карлскирхе - достопримечательности Вены
Карлскирхе плаза - достопримечательности Вены

Карлскирхе - архитектура

Несмотря на то, что в наше время здание Карлскирхе принято относить к барочному стилю, оно носит в себе явные черты эклектики. Так, знаменитый портик кирхи напоминает зрителю об искусстве древних греков. На треугольном фронтоне этого элемента авторы разместили рельефы, в характерном стиле иллюстрирующие ужасы эпидемии.

Известнейший римский собор святого Петра тоже оставил след в творчестве архитектора - огромный купол сооружен «по образу и подобию» итальянского божьего дома. Есть влияние и исламской стилистики, которое можно обнаружить в двух башнях, возвышающихся у главного фасада. Своей формой они напоминают минареты (поэтому издали храм похож на мечеть). Впрочем, некоторые исследователи утверждают, что башни копируют своей конструкцией колонну Траяна, построенную в Риме в 113 г. до н.э.

Карлскирхе - алтарь
Карлскирхе - орган

Карлскирхе - интерьеры

Интерьер церкви Карлскирхе не менее величественен - алтарь храма украшает рельеф, посвященный восхождению покровителя Вены, Карло Борромео, в рай. Роспись здания оформлена, в основном, Йоханн-Михаэлем Роттмайром. В ее фресках изображение святого тезки императора повторяются неоднократно.

Кстати, у посетителей Wiener Karlskirche есть возможность увидеть вблизи даже самые высокие рисунки. Стало это возможным благодаря возведению в 2002 году лифта, с помощью которого планировалось реставрировать те самые фрески. Изначально предполагалось, что подъемный механизм будет разобран после окончания работ, однако этого не произошло. В результате лифт, возносящий посетителей на высоту в 32 метра, продолжил работать и приносить деньги.

Подняться можно и выше, но только пешком - при максимальной высоте здания в 72 метра до смотровой площадки ведут только лестницы.

Карлскирхе: время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
С понедельника по субботу: 9 до 18 часов
В воскресенье и праздничные дни: 12 до 19 часов

Стоимость:
Взрослые: € 8,-
Школьники и студенты: € 4,-
Дети до 10 лет бесплатно

Адрес: Karlsplatz 10, 1040 Wien

  • Адрес: Hendrik Conscienceplein 12, 2000 Antwerpen, Бельгия
  • Телефон: +32 3 231 37 51
  • Сайт: carolusborromeus.com
  • Годы строительства: 1615-1621
  • Стоимость посещения: бесплатно

Одной из культовых считается церковь святого Карла Борромео, построенная в стиле барокко в интервале между 1615 и 1621 годами. Пышность и величие этого удивительного храма не перестает привлекать местных прихожан и туристов со всего мира.

История создания церкви

Проект по строительству храма долгое время разрабатывался братьями-иезуитами. После того, как в 1773 году орден был расформирован, новым покровителем церкви стал Карло Борромео, архиепископ из Милана. Некоторое время в здании находилась религиозная школа, и только в 1803 году церковь получает статус приходской.

1718 год стал для церкви святого Карла Борромео роковым. 18 июля в здание ударила молния, вследствие чего разгорелся страшный пожар. Разбушевавшаяся стихия уничтожила 39 бесценных полотен Рубенса и большую часть уникальных мраморов. Нетронутыми остались только аспиды главного алтаря и часовня Марии. Их первозданным видом можно полюбоваться и сейчас.

Архитектурные особенности церкви в Антверпене

Над оформлением фасада храма и внутренним интерьером работал известный живописец Питер Пауль Рубенс. Разрабатывая проект, архитекторы взяли за основу пример первой иезуитской церкви – римскую Иль-Джезу.

Конечный результат работы представляет собой базилику, состоящую из трех нефов. Боковые нефы поддерживаются изысканными колоннами, а над ними находятся галереи с большими окнами. В главном нефе расположен хор, который по всей ширине разделен алтарной оградкой из дерева. Аспида обрамлена венцом капелл, слева можно увидеть алтарь, посвященный Франциску Ксаверию, а справа – капеллу Девы Марии, которая уцелела в пожаре. Залы исповедален из темного дерева оформлены скульптурами ангелов и библейских персонажей.

Яркой особенностью интерьера являются работы живописца Корнелиуса Схюта. Картины Рубенса, которые раньше украшали храм, переданы в Музей искусств в Вене. Выдающейся деталью церкви святого Карла Борромео в считается оригинальный механизм, меняющий картины за алтарем. Он хранится в храме с 17 века и работает до сих пор, впечатляя туристов и прихожан. За свой роскошный декор церковь получила название «Мраморного храма».

Как добраться до церкви святого Карла Борромео?

До храма можно доехать на . Трамваи №2, 3, 15 ходят от остановки Groenplaats, №10, 11 – от остановки Wolstraat, №4,7 – от остановки Minderbroedersrui и №8 идет от остановки Meirbrug.

Посетить достопримечательность также можно, доехав на автобусе №6 и 34 от остановки Steenplein, №18, 25, 26 от остановки Groenplaats и №9 от остановки Minderbroedersrui.

В Вене Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет на площади Карла (она же Карлплац) возвышается изумительная по красоте и изяществу церковь Святого Карла (она же Карлскирхе), которую император Карл VI Габсбург возвел в честь своего небесного покровителя - святого Карла Борромео.

Церковь весьма необычная, она объединяет элементы различных стилей и эпох: древнегреческий портик, древнеримские колонны, два барочных павильона и большой купол... А в целом это венское барокко:)

Поводом для строительства этой церкви послужила эпидемия чумы в Вене, опустошившая город в 1713 году. А само строительство продолжалось с 1716 по 1737 г.

Кстати, в центре Вены посередине городской площади стоит Чумная колонна в стиле барокко возведенная в 1693г. Памятник посвящен Троице, а не Деве Марии. Кроме этого, сам столб почти не видно, так как он тонет в мраморных облаках, фигурах святых, ангелов и путти.

Справка: Путто (или путти) - художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо как скульптурный или живописный мотив для украшения внутреннего интерьера помещений. В отличие от крылатого эрота (амура), как правило, путти не обладали крыльями

Ангелы (или архангелы) перед входом в церковь символизируют Ветхий и Новый Завет.

На фасаде здания можно увидеть изображения 4 добродетелей: Покаяние, Милосердие, Смирение и Вера. Также здесь изображен Святой Карл, защищавший Вену от эпидемии

Образ Святого Карла опять же неоднократно запечатлен и в рельефах на колонах. На фронтоне изображены мучения городских жителей во время эпидемии чумы.

Справка: Карло Борромео (1538-1584) - кардинал и святой католической церкви. Во время эпидемии чумы 1575-1578 заботился об умирающих и совершал обряды над умершими. Был канонизирован в 1610 г.

Почитанию Карло Борромео посвящено и богатое внутреннее убранство храма.

Главный алтарь украшает

рельефный образ вознесения святого в рай.

Стены и потолки украшают великолепные работы известных мастеров.

Потолочные фрески поражают воображение,

на них в частности изображена жизнь Карла Борромео.

В настоящее время церковь работает как музей. Открыто с 9:00 до 18:00. Цена 8 евро.

По вечерам в церкви организуют концерты классической музыки, на которых, в основном, звучит музыка Моцарта.

В церкви есть обзорная площадка, которая расположена под куполом на высоте 72 м.

Поднимаемся вначале с помощью лифта, а затем нужно еще пройти пешком по лестнице.

Во время этого подъема с близкого расстояния можно оценить великолепную роспись купола.

Жаль только, что прекрасную панораму города нарушает защитная сетка на окнах.

Сама церковь нам очень понравилась. Однозначно стоит посетить ее:)

Великолепная архитектура и красивейшее убранство внутри. Облик Карлскирхе получился эклектичным: кроме стиля итальянского барокко в нем были использованы элементы древнегреческой, римской, византийской, исламской архитектуры.

Церковь св. Карла Борромея – Карлскирхе (Karlskirche) – одно из самых ярких творений Иоганна Фишера фон Эрлаха – мастера габсбургского барокко. Храм стоит на южной стороне , недалеко от .

История строительства Карлскирхе

Поводом для строительства этой церкви была эпидемия чумы в Вене, опустошавшая город в 1713 году. Тогда Карл VI дал Господу обет: после избавления от напасти возвести грандиозный храм в честь своего небесного покровителя – святого Карла (канонизированный кардинал Карло Борромео во время чумы в Милане помогал больным, отпевал умерших).

Строительство продолжалось с 1716 по 1737 гг. После смерти отца работу завершил сын архитектора – Йозеф Фишер фон Эрлах. Облик храма получился эклектичным: кроме стиля итальянского барокко в нём были использованы элементы древнегреческой, римской, византийской, исламской архитектуры.

Архитектура

Главный вход в храм ограждает массивный античный портик с треугольным фронтоном. С двух сторон от него установлены статуи архангелов. Фронтон украшен аллегорическими изображениями четырёх человеческих добродетелей, в тимпане – барельеф работы Станетти, посвященный победе над чумной эпидемией. В центре скульптурной группы над фронтоном – статуя Карло Борромео. Образ святого неоднократно запечатлен в рельефах, окружающих монументальные колонны у входного портала.

Интерьер

Почитанию Карло Борромео посвящено и внутреннее убранство храма. Главный алтарь украшает рельефный образ вознесения святого в рай. Изображения Св. Карла много раз повторяются в росписи сводов, плафонов, стен, алтарей. В художественном оформлении храма участвовали многие живописцы, однако большинство фресок создано Иоганном Михаэлем Роттмайром. Самый яркий элемент интерьера – фреска центрального купола, потолочная роспись «Святой Карл во славе» работы Роттмайра.

Боковой алтарь

Музей Карло Борромео

В церкви создан небольшой музей памяти Карло Борромео. В его коллекции – скульптурные изображения кардинала, его одежда и церковные облачения. В экспозиции также представлены ценные религиозные атрибуты, привезённые по велению Карла VI в 1733 г. из Праги.

Высота здания Карлскирхе – 72 м; диаметр центрального купола – 25 м. Для удобства осмотра церковь оборудована лифтом.

Полезная информация

Карлскирхе можно посетить:

ПН-СБ 09:00-18:00;
ВС 12:00-19:00.

Входной билет (подъем на лифте включен):

взрослый – € 8,
студенты – € 4,
дети до 10 лет – бесплатно.

Как добраться

Ехать трамваем 1, 62 или автобусом № 62, №66, №67, до остановки Wien Resselgasse;
метро U1, U2, U4 до станции Karlsplatz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.