Диалектические противоположности. Критика концепции диалектического противоречия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Диалектические противоположности. Критика концепции диалектического противоречия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины.

Современное представление о диалектике идет от Гегеля. Под диалектикой понимается:

Учение о всеобщих связях бытия, наиболее общих закономерностях развития,

Теория, метод и методология научного познания.

Рассматривая вопрос о коренных свойствах бытия, следует отметить его внутреннюю противоречивость как источник многообразия и развития.

Диалектическое противоречие -- это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые предполагают, друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их "борьбу".

Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен вопрос, чем отличается развитие от движения?

Если движение есть любое изменение, изменение вообще, то развитие - это направленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что все изменения качественно однородны и связаны с определенной линией движения. Необратимость значит невозможность повторения пройденного. А закономерность подчеркивает, что в основе изменений лежат внутренние закономерности, присущие данному объекту.

Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие.

Механизм движения объясняют количественно качественные изменения.

Качество -- это целостная характеристика существенных свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество -- это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория мера. Мера -- это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства

изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок.

Характер скачка зависит от природы развивающегося объекта, от условий его развития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.

История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных сторон вещей, процессов и явлений действительности. Исторически и теоретически вполне обоснованно считать закон диалектического противоречия главным существенным признаком диалектики.
Данный закон имеет еще другое название - закон единства и борьбы противоположностей. Это второе название содержит все категории, через которые раскрывается содержание и форма закона, - противоположности, борьба, единство. А первое название выражает саму суть закона. Здесь диалектическое противоречие представляет собой не просто закон, но основной принцип, развертывание которого раскрывает сущность материалистической диалектики как таковой. Данный закон-принцип представляет развитие как следствие борьбы противоположных сторон, характеризующих предметы, процессы, явления и системы мира. Закон имеет принципиальное значение, поскольку раскрывает источник развития, причины, импульсы движения и самодвижения объектов реальной действительности. Как закон развития, он всеобщ и абсолютен, ибо в каждой структуре, системе бытия есть источник их существования. Этот закон пронизывает все предметы и явления мира, входит в содержание других законов диалектики, поэтому его можно считать определяющим изменения во всем внутреннем поле взаимодействующих систем, выявляющим «сквозную», центральную линию развития, характер и темпы изменений. Благодаря этому закону все изменения, происходящие в мире, можно рассматривать как формы самодвижения, что положило конец всем идеям о первотолчке.
У данного закона долгая и богатая история. Ее начало восходит к восточной философии и астрологии. Взаимодействием противоположностей пользовались китайские и индийские мудрецы в объяснении мира вещей и идей. Множество теоретических положений высказали античные уче- ные и философы. Выше уже приводились соответствующие высказывания Гераклита, свидетельствующие о понимании развития через борьбу крайностей, через их связь и гармонию, в основе которой также лежат противоположности. Гераклит утверждает, что «борьба - отец всего и царь над всем», «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости».34 Он высказывает глубокие мысли о тождестве противоположностей, о «скрытой гармонии», которая характеризует все мироздание. Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся представляют собой единство, и получается «из всего одно, и из одного все».36 Концепция о схождении крайностей получила название поляризма.
Поляризм в несколько измененной форме используется в философии и науке Нового и новейшего времени. Так, по Ф. Шеллингу, «всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положительный и отрицательный заряд электричества, положительный и отрицательный полюсы магнита и т.д.».30 Такой взгляд философа на взаимодействие противоположных сил как определяющий фактор любого тела природы связан с открытиями А. Гальвани, А. Вольта, А. Лавуазье - словом, соответствовал уровню естествознания того времени и был направлен против распространенного тогда принципа механицизма.

В течение всей истории философии столкновение противоположных начал либо их гармония рассматривались как естественные свойства природы. Гегель создал учение о диалектическом противоречии как логическом принципе, важнейшем во всей его логической системе. В «Науке логики» он пишет: «Противоречие - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя само через себя. Но снятое противоречие не есть абстрактное тождество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Ближайший результат положенной как противоречие противоположности есть основание, которое содержит в себе как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам и тождество, и разли- чиє» .37 В этом фрагменте изложена, по сути, вся концепция диалектического противоречия Гегеля. Прежде всего, рассуждения мыслителя направлены против скептиков и агностиков (Пиррон, Секст Эмпирик, И. Кант), против софистов (Парменид, Зенон Элейский), которые делали неправильные выводы из рефлексии над своим познанием. Главная мысль здесь такова, что Гегель рассматривает принцип противоречия не как субъективные размышления «над», а как онтологический закон, утверждающий, что противоречие снимает себя через самого себя, т.е. через развитие.
Что означает « противоречие снимает себя через самого себя»? Это означает, что оно представляет собой естественный процесс, имеющий в себе источник собственного преобразования. Снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития.
«Снятое противоречие не есть абстрактное тождество», - далее говорит Гегель. То есть оно не должно быть односторонним определением, лишенным содержательной целостности. Абстрактное тождество - это пустое утверждение, лишенное основания. Философ полагает, что условием диалектического противоречия должно служить основание, которое содержит в себе и тождество, и различие.
Материалистическая диалектика восприняла многие идеи гегелевской концепции закона. Главное отличие материалистического понимания закона заключается в том, что снято идеалистическое понимание самого развития. У Гегеля развитие охватывает только мир понятий, и «снятие» противоречия происходит благодаря идеалистически понятому онтологическому развитию самого понятия. Согласно материалистической интерпретации закона, источником формообразования является не Абсолютный Дух, а материальный мир природы, предметы и системы материальной действительности содержат в себе этот источник.
Характеристика диалектического противоречия предполагает взаимодействие противоположных сторон предмета или процесса, взаимно исключающих и одновременно предполагающих друг друга, взаимосвязанных, взаимозависимых, обусловливающих существование самого противоречия. Существует множество противоположностей, которые не относятся к одному предмету или рассматривают- ся в разных отношениях. Такие противоположности не являются сторонами диалектического противоречия. Они только тогда выступают как диалектические, когда их взаимосвязь и взаимодействие опосредствованы субстратом и развитием. Гегель также подчеркивал идею опосредство- ванности, только он в качестве посредника называл основание (имея в виду какую-либо идеальную целостность, качество, например) и развитие (самих понятий). Материалистическая онтология исходит из принципа саморазвития материи.
Противоположные стороны выполняют в предметах различную функцию, поскольку сами имеют различную природу. А поскольку они различны, то имеют особую динамику и направленность. Будучи различными, но связанными и являясь свойствами единой субстанции, противоположные стороны не могут быть ¦безразличными» друг к другу и всегда находятся в состоянии борьбы. «Борьба» как термин закона соотносится с «изменчивостью», «движением», а потому носит абсолютный характер. Вместе с тем противоположности есть свойства некоей целостности, системы, качества и находятся в единстве. Поскольку качество обладает конечностью, временностью существования, единство противоположностей относительно, так как всегда нарушается совокупным движением. Борьба противоположностей выступает источником развития предметов и систем, но и той основой, в границах которой они существуют, т.е. обусловливает само их бытие.
Закон диалектического противоречия пронизывает всю внутреннюю динамическую структуру системы, выражает как ее целостность, так и саморазвитие. «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, - отмечает К. Маркс, - их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению».38 К. Маркс, естественно, имеет в виду желание удалить «дурную» сторону основного противоречия, характеризующую систему, а не отдельные несущественные для системы в целом черты, что в принципе возможно. Конкретно данная реплика Маркса направлена против понимания диалектики противоречия Прудоном, подразумевавшим под дурной стороной эксплуатацию, которая составляла существенное свойство капитализма, с его частной собственностью. Однако Маркс в «Экономических рукописях 1844 года» прослеживает длительный процесс самоотрицания частной собственности, превращения ее в собственность, лишенную эксплуатации, - это другой вопрос, касающийся развития определенной социальной системы и требующий специфического анализа.
Аналогичный пример можно привести с грубой интерпретацией концепции биохимического происхождения жизни, предложенной А. И. Опариным и Дж. Холдейном. Астроном Хайл считал, что данная концепция нелепа. Это то же самое, что утверждать, будто ураган, пронесшийся над местной свалкой, может привести к сборке «Боинга-747». Или мартышка, беспорядочно барабаня палкой по клавиатуре пишущей машинки, случайно напечатает 66-й сонет Шекспира. Хайл здесь продемонстрировал совершенное отсутствие способности к серьезной интерпретации научных концепций, которые обоснованы не только специальными научными фактами, но и применением добротной методологии. Сторонники современной концепции абиогенного происхождения жизни вовсе не имеют в виду превращение неживого в живое с сегодня на завтра, а исследуют длительный процесс громадных многокачественных изменений, анализируемых на основе целого комплекса наук, с учетом альтернативных точек зрения, противоборства их специфических методов и оснований.
Диалектические противоречия находятся в самой сущности вещей и имеют объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания людей. Это не означает, что их нельзя познать и использовать в практической деятельности. Они носят всеобщий характер, ибо свойственны всем формам движущейся материи. Их действие охватывает и материальные, и духовные процессы. Нет ни одного предмета, который не был бы включен в какую-нибудь систему и не испытывал бы на себе действие закона диалектического противоречия. Этот закон действует на всем продол- жении существования качества как определенной системной целостности, т.е. раскрывает ее динамическое содержание. Движение разнокачественно и представляет собой взаимодействие множества разнонаправленных процессов. Проявляясь в определенном предмете или явлении на единой основе, эти разнонаправленные процессы начинают демонстрировать раздвоение этой основы. И чем глубже противоречие, которое подлежит решению, тем более глубокой является «трещина» раздваивающегося качества.
Итак, структура диалектического противоречия такова: предметы и явления материального мира обладают противоположными сторонами или свойствами. Отношение междуданными сторонами и есть противоречие, которое обозначает взаимное исключение, взаимную связь и зависимость этих сторон. Противоречие характеризуется единством и борьбой. Борьба характеризует изменчивость и потому абсолютна. Единство относительно, как относителен конечный предмет, конечная система, конечное качество.
Основная функция диалектического противоречия - выступать источником специфического движения, которое мы называем развитием. Эта функция длится, пока существуют границы конечного качества, и определяет содержание процесса.
Структура противоречия изменяется. Противоположности не представляют собой какие-то абстрактные линейные связи. Это группы свойств, некоторые из которых совпадают и являются тождественными. Другие группы выражают различие. Таким образом, отношение противоположностей характеризуется тождеством и различием. Взаимодействие и взаимопроникновение противоположных сторон изменяют соотношение между тождеством и различием, обнаруживаются ступени развития противоречия. Это подтверждает мысль об опосредствовании взаимодействия противоположностей развитием самого предмета. Так, З.М.Оруд- жев, рассматривая вопрос о развитии противоречия, пишет: «Бесспорно, что чем менее развит предмет, тем менее развита система посредствующих звеньев. Изменение системы посредствующих звеньев (их количественное возрастание и качественное, структурное усложнение) является, на мой взгляд, весьма важным законом развития».39
Логика развития в силу специфики развивающегося предмета и природы самого процесса имеет различные темпы изменений. Противоречие имеет время для созревания. Это объективный процесс, и разрешение противоречия также обусловлено спецификой его созревания и развития. Разрешение противоречия является заключающей фазой в борьбе противоположностей. Суть данной фазы состоит в «снятии» их конкретного единства. Форма «снятия» необязательно является предельно обостренной, хотя такая вероятность объективно существует. В ходе разрешения противоречия изменяется качество системы или ее свойства, но в процессе продолжающегося развития никогда не уничтожается само противоречие.
Виды противоречий. В свое время Г. Гегель, критикуя различные школы и направления философии, неправильно, на его взгляд, толкующие природу противоречий, указывал на то, что они часто занимались внешними противоречиями, лежащими на поверхности бытия и не имеющими собственно отношения к диалектике. Однако внешние противоречия можно наблюдать и в диалектическом видении мира. Это такие противоречия, которые относятся к разным, но взаимодействующим предметам - например, человека и природы. Внутренние противоречия свойственны одному предмету, одной системе, и именно они выступают источником ее развития. Это не означает, что внешние и внутренние противоречия не связаны и что не могут меняться их функции в развитии предмета. В открытых неравновесных системах всегда действует множество противоречий, которые весьма условно классифицируются на внешние и внутренние. Внутренние противоречия обусловлены всей совокупностью внешних, которые часто определяют структурность внутренних, также, кстати, как и «раздвоение единого» (системной целостности) на существенном для системы этапе.

Поскольку диалектическое противоречие является су- щественныМу действует как закон развития данной системы, оно выступает не только ее источником, но и основным содержанием. В таком случае его можно считать основным противоречием. Оно составляет основу существования сис- темы и определяет ее развитие в течение всего времени ее бытия. Неосновные противоречия характеризуют отдельные свойства и стороны процесса, не оказывая прямого воздействия на саму сущность системы, хотя на общую картину развития они, разумеется, влияют.
Развитие диалектического противоречия, раскрывающего динамику определенных качественных систем, выделение ступеней его созревания и движения к разрешению, обусловливает выделение главных и неглавных «этапных» противоречий. Главное противоречие - это то, которое возникает и выдвигается на отдельном этапе развития системы и начинает определять всю ее противоречивую структуру. Разрешение данного (главного) противоречия оказывает заметное влияние на разрешение других противоречий и развитие системы в целом. Неглавное противоречие здесь выступает как зависимое, подчиненное процессу, определяемому в данный момент главным противоречием.

Диалектическое противоречие. Начало обсуждения.
- 21.02.10 г. -

>> Диалектическое противоречие к диалектической философии отношения никогда не имело, не имеет и иметь не будет .

Диалектическое противоречие является порождением диалектического материализма.
Диалектическое противоречие по существу своему - это казус, возникший в силу того, что диамат не смог понять, что именно собою представляет противоречие , и не смог решить его проблемы для логики , только запутал ее, а это, в частности, в СССР привело к значимому отставанию логики (по сравнению с западными странами).

А . Говоря о диалектическом противоречии обычно, для пущей авторитетности, даются ссылки на Гегеля, хотя он этот термин … не употреблял.
Но, с другой стороны, как парадоксально это не выглядело бы, при этом всегда обсуждается … противоречие, которое, с третьей стороны, так и … не определено в науках
Т.е. в целом уже многие десятилетия остается не понятным, что обсуждается, и зачем это вообще делается.
А Гегелем диамат прикрывался.
Однако Гегель дал лишь описание с диалектических позиций, скажем так, функционирования проекции противоречия в бытии. Гегель корректно использовал термин «противоречие», но только уже в конкретных случаях, в которых выступает его проявление, действие, проекция, а подчас и его результат. Вот, собственно, эти аспекты противоречия и стали называть в ряде случаев диалектическими противоречиями, так как философия Гегеля является, всем понятно, по своей сути диалектической. Произошло механическое соединение различных понятий по какому-то вымышленному поводу; так и появилось «диалектическое противоречие», но вне диалектической философии.
При этом, что особенно смешно, во всех изданиях и дискуссиях по поводу диалектического противоречия все сходятся на том, что, по мнению якобы именно Гегеля … оно (о котором он не писал!) является источником развития (хотя Гегель в своем труде «Наука логики» писал, что противоречие (а не какое не диалектическое противоречие) является корнем всякого движения).
Иными словами, Гегеля перевирают, в т.ч. для того, чтобы хоть как-то обосновать диалектическое противоречие (и оправдать диамат), а вместе с ним (или по аналогии с ним?) разные инсинуации, о чем еще будет сказано ниже.
Но диалектическое противоречие к диалектической философии отношения никогда не имело, не имеет и иметь не будет , оно - порождение диамата и современных разговорчиков.

Б . Противоречие ни в диамате, ни в науках не определено, и в них нет даже его однозначных пониманий (в т.ч. для логики), а не то, чтобы понимания противоречия для природы или вообще противоречия.
Быть может, именно в силу отсутствия определения противоречия в науках и очевидных несостыковок по его вопросу его и стали связывать со всемогущим «диалектическим»?
При этом обычно безапелляционно принимается ошибочная посылка о том, что диалектическое содержит противоречие, более того, что диалектика якобы априорно связана с противоречиями. Но тогда возникает вопрос о понимании самой диалектики в науках…
Иногда диалектическое противоречие понимается через отрицание … логического противоречия, что приводит к еще большим несуразицам.
При этом то ли о противоречии идет разговор (ибо Гегель этот термин употребляет), то ли о диалектическом противоречии (ибо про него повествуют диамате и современные знатоки), то ли обсуждается то и другое как присущее в природе, то ли то или другое есть лишь логическая форма - выбирай что хочешь и используй как надо! Вот какая ситуация сложилась в диамате и усиленно используется в современных научных или околонаучных повествованиях.
А в целом, следует отметить, что «диалектичность» сама, в т.ч. при рассуждениях о противоречиях (и противоположностях), не обоснована ни в диамате, ни в целом в науках, но … используется.

В диалектическом материализме в целом под диалектическим противоречием понимались либо противоположные моменты, свойства и т.п., либо взаимно исключающие моменты и т.д. причем либо в единстве, либо в составе конкретного феномена.
При объяснении диалектического противоречия обычно приводились примеры … противоречия, которое, по диамату, присуще природе, обществу и мышлению: тут старое и новое, бытие и мышление, притяжение и отталкивание тел и электрических зарядов, анализ и синтез, производство и потребности…
И неоднозначность противоречия/противоположности, категориальности/реальности и т.п. в диаматовских инсинуациях очевидна.
Часто утверждалось, что диалектическое противоречие отражает единство и «борьбу» противоположностей, т.е. подменялся одноименный «закон диамата» («закон» единства и борьбы противоположностей), но при этом диалектическое противоречие этим законом не считалось и существовало как бы параллельно ему, чем еще более запутывалась ситуация..
Таким образом, даже статус диалектического противоречия не был определен.
Главное, не было определено то, а является ли диалектическое противоречие присущим природе, или оно есть только логическая форма, а если и то и другое - то как они связаны?
Эта неопределенность не была исключена, да и не может быть исключена ни в диамате ни в логике.
Итак, можно сказать, что диалектическое противоречие раздирается разными мнениями, по меньшей мере, на следующие полярные позиции:
- противоположность/взаимоисключение,
- единство/конкретный феномен, объект,
- реальность/мышление, логика.
Доходило даже до того, что изыскивалась некая диалектическая противоположность , которая называлась стороной противоречия …
При этом всегда возникал один вопрос: так как же можно говорить о «диалектическом противоречии», да еще использовать его в тех или иных рассуждениях, тем более, о … самом противоречии?..
Кроме того, надо еще раз отдельно подчеркнуть, что используемые при определении диалектического противоречия понятия (единство, противоречие…) не были однозначно определены, т.е. очевидно, по крайней мере, одно из двух: либо диамат был некомпетентен, либо закладывалась мина замедленного действия.

Диалектическое противоречие, с подачи Э.Ильенкова, стало в определенной мере особым логическим противоречием, некоторым его странным для логики позиционированием, интуитивно как бы подразумевающим некоторую объективную составляющую, вообще свойственную противоречию.

А в современности диалектическое противоречие обычно (но не всегда!) считается логической ситуацией, логической формой, когда одновременно истинны два взаимоисключающих понятия или высказывания об одном и том же. При этом, правда, уже излишними становятся рассуждения о противоречии или о контрадикторности, или же, одно подменяет другое, хотя тут же можно сказать и о том, что одно развивает другое: это смотря какие тактические цели в конкретном разговоре преследуются.
И уже совершенно очевидной становится словесная эквилибристика вне диалектической философии по поводу диалектического противоречия, например, по поводу того, что противоречие запрещено в логике, а вот диалектическое противоречие есть обязательный акт познания, которое само без логики не возможно…; при этом для весомости ссылаются на Гегеля, только вот он именно о диалектическом противоречии не писал. А при указании на этот факт снова происходят подмены понятий, и опять понимается противоречие, и все возвращается на круги словесной эквилибристики.
Так что диалектическое противоречие, получается, применяют для скрытия подмен в рассуждениях и для вкидывания в них нужных тезисов.

В . В последнее время диалектическое противоречие стало достаточно часто использоваться, так как позволят бездоказательно декларировать разные тезисы.
Интересным моментом (свойством) диалектического противоречия в современности является то, что оно, как считается, после своего разрешения … остается. Это объясняется по-разному: и тем, что оно истинно (истинностно), поэтому не может исчезать, и тем, что оно стало дозволенным (оно получило свое разрешение), и т.д. А почему бы и нет? - на основе диамата можно утверждать все то, что нужно (в этом и состояла вся прелесть диамата для идеологии). В свою очередь, из винегрета всего, чего угодно, можно делать любые софистические выводы, например, о том, что именно диалектическое противоречие позволяет узнавать много нового об объекте, о его внутреннем строении и развитии. Впрочем, так можно сказать всегда, и без диамата.
Еще одним интересным моментом (свойством) диалектического противоречия в современности является то, что его априори полагается якобы решать (только) на более высоком уровне. Это означает, что этот самый уровень (особенно если говорить, что мало времени для дискуссии) не будет определяться, не будет выводится, как у Гегеля, на основе определенных категорий (тех же противоречия и противоположностей), а будет вводится априорно, причем еще так, как нужно говорящему. И все у говорящего за счет использования диалектического противоречия будет складываться в его повествовании так, как ему нужно (как этому и учил диамат). С другой стороны, тут прослеживается связь с выше обсужденной неверной априорностью противоречий для диалектики (диалектического)…
Быть может, красивая словесная форма (хотя и пустая), сама толкает к неким несуразицам, воспринимаемым в качестве противоречий, или инициирует понимание чего-то противоречивого, причем во многих случаях даже без определения конкретики моментов предмета рассуждений. С другой стороны, искусственно создаваемые несостыковки удобно выдавать за противоречие, поэтому можно хоть как-то оправдаться или, даже, строить различные гипотезы и выводы. Точнее - можно долго болтать на любую тему.
Так что «диалектическое противоречие» в современности во многих случаях на деле оказывается специально создаваемой логической уловкой. Но это еще раз доказывает авантюристичность многих словоизлияний на темы противоречий (противоположностей и др.).

Хотя, с другой стороны, все же неявно принимается (причем в аналитической плоскости) то, что если установлено противоречие, то оно не может быть разрешено. Т.е. диалектическое противоречие - не противоречие … и такой вариант возможен и может использоваться... (Хотя, как уже упоминалось выше, то, что при обсуждении одного вывод делается о другом , - это характерная черта обсуждений противоречия и противоположностей вне диалектической философии.)

Г . Еще раз подчеркнем, что диалектическое противоречие - это порождение (придумка) диамата, как для прикрытия его несостоятельности, так и для решения тех задач, которые ставила КПСС, а не научное познание.
Но, главное,
- диалектическое противоречие к диалектической философии отношения никогда не имело, не имеет и иметь не будет;
- на основе рационалистических представлений (в рамках традиционной логики) нельзя понять даже то, как может состояться сочетание «диалектики» («диалектического») и «противоречия»
, хотя бы потому, что противоречие не определено, а смысл «диалектического» на рационалистических основах установить нельзя,
- «диалектическое противоречие» в современности во многих случаях на деле оказывается специально создаваемой логической уловкой; и то, что диалектическое противоречие и до сих пор используется - это понятно, ибо оно удобно .

Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции – диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой – служит причиной её развития. Данный закон именуется ещё законом единства и борьбы противоположностей, так как он имеет два аспекта: 1)в сущность любой системы входят противоположности, 2)взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие. Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития – наличие противоречий. Гегель писал: «Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей.

Противоположности не тождественны элементам системы, в каждую из противоположностей входит много элементов. Например, в организме протекают миллионы химических реакций, но все они составляют две группы – реакции ассимиляции (синтеза) и диссимиляции (распада). Не все противоположности являются диалектическими. Например, «верх и низ стола», «правая и левая стороны дома», «чёрное и белое» – просто противоположности. К диалектическим относятся только те противоположности, которые взаимодействуют и тем самым обусловливают развитие.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, возбуждение и торможение в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании – ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.


Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяются две фазы: 1)фаза возникновения и развёртывания основных противоречий, 2)фаза разрешения этих противоречий. Во вторую фазу система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии – на более низкий (см. рис.4). На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом. Например, установление тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии было регрессом, который впоследствии сменился прогрессивными демократическими преобразованиями.

Покажем далее общий характер обсуждаемого закона. Предварительно отметим, что согласно Гегелю, познать суть какого-либо объекта - значит, раскрыть его основные противоречия. В неживой природе действуют противоречия между силами притяжения и отталкивания, положительными и отрицательными электрическими зарядами, веществом и полем, ассоциацией и диссоциацией атомов и молекул. Наличие этих противоречий обусловливает эволюцию неорганической материи, смену геологических образований, возникновение новых космических объектов, эволюцию галактик и метагалактик.

Своя система противоречий имеется в органической природе. Основным противоречием функционирования служит противоречие между ассимиляцией и диссимиляцией. В организме в силу второго закона термодинамики самопроизвольно протекают процессы распада структур и макромолекул. Чтобы организм мог существовать и сохранять свою целостность, разрушающиеся структуры должны вновь воссоздаваться на основе генетического кода. Поэтому в целом обмен веществ есть единство распада и синтеза. У человека примерно половина белков заменяется за 80 дней, ежедневно разрушается 350-500 млрд. эритроцитов и столько же создаётся вновь. Где-то до 22-24 лет в человеческом организме количественно преобладает синтез, и организм растёт, с 24 до 45 лет синтез и распад примерно уравновешены, после 45 лет деструкция всё больше и больше преобладает над синтезом, что проявляется как старение и дряхление организма.

Если в результате действия внешних или внутренних вредных факторов (инфекция, радиация, генетические поломки и др.) деструкция превышает меру, то в качестве реакции на неё возникает процесс компенсации и защиты. Например, повышение температуры подавляет размножение бактерий. В целом болезнь есть единство повреждения и защиты. Если преобладает первая противоположность, то болезнь прогрессирует, если вторая – наступает выздоровление, при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять первую и усиливать вторую противоположность, что выражается в заповеди «Не навреди».

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор – преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительным силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и в конечном счёте смену общественно- экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объёмом знаний и желанием знать больше, между мечтой и действительностью и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха – это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие – противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.

Диалектика, как говорилось, рассматривает объекты как единство противоположностей. Характернейшая черта метафизики заключается в односторонности: она обращает внимание на одну противоположность, преувеличивает или абсолютизирует её значение, соответственно преуменьшая или игнорируя роль другой противоположности. Поскольку противоречие имеет две стороны, то метафизики впадают либо в одну, либо в другую крайность. Поэтому метафизические крайности, так сказать, ходят парами, например, сенсуализм и рационализм, корпускулярная и волновая гипотезы света, волюнтаризм и фатализм и др. Рано или поздно, однако эти крайности преодолеваются в диалектическом синтезе объективных моментов прежних односторонних концепций.

§3.Закон перехода количественных изменений
в качественные и обратно

Данный закон раскрывает механизм возникновения новых качеств, отвечает на вопрос: «Как происходит развитие?». Он формулируется с помощью категорий качества, количества, меры, скачка. Многие авторы вслед за Гегелем определяют качество как «тождественную с бытием определённость». При этом предполагается, что предмет обладает одним качеством и, теряя своё качество, перестаёт существовать. Такой подход представляется неудовлетворительным, поскольку качество здесь отождествляется либо с самим предметом, либо с его сущностью. Если бы объект обладал лишь одним качеством, то при всяком качественном изменении он бы исчезал и на его месте возникал бы совсем другой объект. Мы же видим, что объекты, качественно изменяясь в ходе развития, остаются самими собою. Например, человек проходит этапы детства, юности, молодости, зрелости, старости, но остаётся при этом самим собой. Объект перестаёт быть самим собой лишь тогда, когда он утрачивает свою сущность.

Качество есть существенное свойство – способность объекта проявлять свою сущность при взаимодействии с другими объектами. Поскольку любой объект неисчерпаем, то он обладает бесконечно многими качествами. В процессе развития одни качества исчезают, другие возникают, третьи остаются прежними. Именно благодаря сохранению определённых качеств сохраняется и сам предмет как таковой.

Количество – это степень, или величина, развития качества. Нет чистого качества или чистого количества, самих по себе. Есть только объекты, которые обладают и качествами, и количествами. При сравнении объектов качества выступают как такие свойства, которые отличают объекты одного класса от объектов другого класса. Например, качество – это то, что отличает яблоки от груш, огурцы от помидоров, мужчин от женщин, студентов от школьников и т.д. Количество – это такое свойство, которое отличает объекты внутри однородного класса. Объекты, тождественные качественно, отличаются своими количествами. Количества выражаются в различных категориях математики, которая исследует количественные отношения в отвлечении от качеств объектов. К количественным показателям, которые устанавливаются путём счёта, измерения и вычисления, относятся число, величина, размер, объём, скорость, интенсивность, концентрация и др.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть ступень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К.Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». В наибольшей мере сейчас математизированы физика, кибернетика, технические науки, астрономия, химия, в меньшей мере геология, биология, психология, медицина, социальные науки. Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза – это фаза количественных изменений, вторая – качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое. Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и рН крови, концентрации веществ и др.) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений – это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений – это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В молекуле прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению вещества (пример: ОН – гидроксильная группа, Н 2 О – вода, Н 2 О 2 – перекись водорода). Изменение скорости тела, летящего над Землёй, приводит к изменению характера движения: при скорости 7910 м/с тело не падает на Землю, а движется по круговой орбите; при скорости 11189 м/с тело покидает орбиту Земли, а при 16662 м/с возможен межзвёздный полёт. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке.

Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера – это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости – интервал от 0 0 до 100 0 С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта – попустительством, чрезмерная гибкость в общении – беспринципностью, чрезмерная гордость – зазнайством и т.п. Поэтому правы были древние мыслители, говоря, что всё должно быть в меру. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Одно из определений культурного человека могло бы быть таким: культурный человек – это такой человек, который во всём соблюдает меру. Это касается питания, занятий физкультурой, особенностей одежды и обуви, причёски, употребления парфюмерии и косметики, использования шуток и острот, продолжительности труда, отдыха, развлечений и др.

Категория меры имеет огромное методологическое значение для биологии и медицины – дисциплин, которые в условиях распространения биотехнологий, возникновения особо опасных заболеваний, снижения безопасности жизни во всех странах интересны и имеют значимость для всех без исключения людей. В этих науках категория меры служит основой для разработки содержания важнейшего для них понятия – понятия нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для здорового состояния. Отклонения показателей от нормы – это симптомы болезни, по которым ставится диагноз. Таким образом, без знания нормы невозможна диагностика, а, значит, и лечение. Поэтому важнейшая задача медико-биологических наук состоит в дальнейшей разработке теории нормы, выявлении индивидуальных и возрастных границ нормы и создании точных методов её определения.

Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого. Поэтому Гегель назвал развитие узловой линией мер. В одних случаях мера имеет точные, вполне определённые границы, например, температурная мера воды в состоянии «жидкость». В этих случаях мера может быть выражена числом. В других же случаях границы, отделяющие одно качество от другого, точно установлены быть не могут. Кто может точно определить, когда кончается молодость и начинается зрелость, когда кончается зрелость и начинается старость? Это обстоятельство было использовано ещё некоторыми античными философами для отрицания наличия качественных различий вообще. Они придумали софизмы «куча» и «лысый»: «Одно зерно – не куча, два зерна – не куча, с какого количества зёрен их можно назвать кучей?»; «Если у человека выпадают волосы, то с какого их количества его можно считать лысым?» Поскольку никто точных чисел назвать не может, то, по мнению этих философов, существуют лишь количественные различия, но не качественные. Этот вывод неверен. Качественные различия существуют, хотя резких границ между качествами может и не быть. Это обусловлено особенностями соответствующих объектов и процессов.

Казалось бы, этот спор с метафизиками является чисто терминологическим: имеются определённые изменения, а как их назвать – количественными или качественными – не имеет значения. Дело обстояло бы так, если бы не одно обстоятельство. Приобретая новое качество, система преобразуется и переходит в новое состояние. В нём она подчиняется не только прежним законам, но и новым – специфическим законам. Например, в состоянии болезни организм подчиняется не только общефизиологическим, но и специфическим законам – законам этиологии и патогенеза, представляющим сущность болезни. Отрицание качественного отличия болезни от здоровья означает и отрицание наличия специфических закономерностей болезни, а без их знания не может быть ни правильной диагностики, ни лечения. Таким образом, метафизические представления о развитии как чисто количественных изменениях играют отрицательную методологическую роль в отношении познания и практики.

§4.Закон диалектического синтеза
(отрицания отрицания)

Этот закон раскрывает связь старого с новым и общую структуру процесса прогрессивного развития. Окружающий мир представлен развивающимися системами. Изучая его, мы обнаруживаем вызванную борьбой противоположностей беспрестанную смену одних состояний и объектов другими. Переход от старого состояния к новому называется отрицанием. Возникшее новое состояние содержит в себе свои противоречия, которые, разрешаясь, вызывают отрицание и этого состояния и т.д.

Наиболее крупные отрицания связаны с возникновением на базе физической других, более сложных, форм движения материи – химической, биологической, социальной. В рамках каждой из них имеются свои отрицания. В живой природе это возникновение новых видов животных и растений, в развитии общества – смена одних поколений другими, переходы от одного типа цивилизации к другому, в технике – смена одних машин и устройств другими, более совершенными, в духовной жизни – смена научных теорий, художественных стилей и т.п.

Итак, в любой сфере бытия мы обнаруживаем цепь следующих друг за другом отрицаний. Чем же является отрицание по своему содержанию? Существует два типа отрицания: метафизическое, или деструктивное, и диалектическое, или конструктивное. Если, например, зерно пшеницы попадает в неблагоприятные условия и разрушается, то это есть метафизическое отрицание, или полное уничтожение старого. Если же зерно попадает в благоприятные условия, прорастает и возникает растение, то это будет диалектическое отрицание. Метафизическое отрицание означает конец развития, чаще всего оно происходит под влиянием внешних факторов. Диалектическое отрицание представляет собой такую смену состояний, которая предполагает возможность дальнейшего развития. По своему содержанию оно представляет собой единство уничтожения и сохранения. Это единство обозначают термином «снятие». Везде, где происходит прогрессивное развитие, мы наблюдаем, что новое, диалектически отрицая старое, снимает и включает в себя положительные моменты этого старого.

Так, растение, отрицая семя, включает в себя его генетический код и потом транслирует в других семенах; новые биологические виды включают в себя полезные для выживания качества старых видов; более высокая общественно- экономическая формация использует для своего развития производительные силы предыдущей формации; новые научные теории аккумулируют правильные моменты прежних теорий.

Благодаря тому, что положительные моменты предшествующих состояний сохраняются в новом состоянии, возможна преемственность в развитии, т.е. связь нового со старым. Если бы всё старое полностью уничтожалось, то каждый раз природе или обществу приходилось бы всё создавать заново, и развития бы не было. Но его не было бы и в том случае, если бы негативные моменты старого не отбрасывались. Таким образом, развитие возможно благодаря диалектическому характеру отрицания – единству сохранения и уничтожения.

Если метафизическое отрицание имеет место в человеческой деятельности и культуре, то оно часто именуется термином «нигилизм» (от лат.«нихил» – ничто ). Нигилизм обычно присущ реакционным социальным силам и проявляется в отрицании этических норм (Ницше), форм политической организации (анархизм) и особенно часто в уничтожении произведений искусства и философии. Примером нигилистического отношения к культуре была позиция «Пролеткульта» – организации, существовавшей в первые после Октябрьской революции годы. Пролеткультовцы полагали, что пролетариат должен полностью отбросить старую культуру и создать совершенно новую. Представитель Пролеткульта поэт В.Кириллов писал:

Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

В 30-е и 40-е гг.XX в. нигилистическое отношение к культуре было свойственно немецким фашистам, которые, презрев существующие ещё со времён Гиппократа нормы врачебной этики, проводили острые опыты на людях, умертвили десятки тысяч душевно больных людей, сжигали книги с произведениями Гегеля, Гёте, Гейне.

Ярким художественным воплощением принципов деструктивного и конструктивного отрицания служат образы Мефистофеля и Фауста из поэмы Гёте «Фауст». Своё кредо Мефистофель выразил так:

Я отрицаю всё – и в этом суть моя.

Пригодна лишь на то, чтоб с треском провалиться,

Вся эта дрянь, что на земле живёт.

Уж лучше бы ей вовсе не родиться.

Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, -

Стремленье разрушать, дела и мысли злые,

Вот это всё – моя стихия.

Критика Мефистофеля не содержит ничего конструктивного. В отличие от неё критика Фауста созидательна. Фауст отвергает лишь ненужное, устаревшее и борется за новое, прогрессивное.

Итак, развитие включает в себя ряд следующих друг за другом отрицаний. Какова же общая структура процесса развития? Наблюдая такие циклические процессы, как смену дня и ночи, чередование времён года, смену поколений животных и людей, многие древние мыслители пришли к идее круговорота в мироздании. Представители древнегреческой школы пифагорейцев даже «вычислили» так называемый мировой год (10800 лет), в течение которого мир совершает полный цикл и всё возвращается в исходное состояние. В XVIII в. эта идея получила особенно большое распространение и оформилась в теорию развития как движения по замкнутому кругу. Итальянский философ Дж.Вико (1668-1744) распространил эту теорию на существование общества: всякая цивилизация, пережив периоды детства, юности, зрелости и старости, погибает; на её месте может возникнуть новая цивилизация, которая, пройдя названные этапы, тоже перестаёт существовать и т.д.

Теория круговорота – это метафизическая концепция, абсолютизирующая момент цикличности, повторяемости в развитии. В структуре всеобщего движения цикличность существует в двух формах: 1)как относительно самостоятельный процесс, например, чередование дня и ночи или работа мотора; в этом случае развития нет, а имеется просто круговое движение; 2)как момент сложного процесса развития, например, смена поколений животных в ходе естественного отбора. Во втором случае цикличность сочетается с восходящим, поступательным движением, переходом от простого к сложному. Сочетание цикличности (круга) и поступательности (восходящей прямой) и даёт развитие. Впервые это положение глубоко обосновал Гегель. Он показал, что развитие происходит не по кругу и не по прямой, направленной вверх, а по восходящей спирали. Почему же так происходит?

В одном цикле развития можно выделить три ступени. Гегель назвал их «тезис», «антитезис», «синтез». Исходная ступень – старое качество. В силу действия внутренних противоречий оно отрицается новым. Это новое состояние также имеет свои противоречия и под их действием подвергается отрицанию. Второе отрицание служит отрицанием первого, или отрицанием отрицания. Поэтому в результате второго отрицания происходит возврат системы к старому состоянию. Но, поскольку и при первом и при втором отрицании в силу его диалектичности позитивные моменты отрицаемого в основном сохраняются, а негативные отбрасываются, то возврат к старому осуществляется не в плоскости круга, а на качественно более высоком уровне (см. рис.5). Например, при исследовании сущности света вначале была выдвинута идея о том, что он есть совокупность движущихся частиц, корпускул. Затем возникла противоположная идея, согласно которой свет есть поток непрерывных волн. В XX в. обнаружили, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Противоречие двух противоположных взглядов разрешилось путём их синтеза в новой теории, которая рассматривает свет как единство корпускулярных и волновых свойств. Ещё пример: семена растений – растения – новые семена, видоизменённые естественным отбором.

В связи с тем, что на третьей ступени развития происходит объединение моментов двух предыдущих ступеней, обсуждаемый закон именуется ещё законом диалектического синтеза. Благодаря этому синтезу с каждым циклом происходит рост содержания системы, его обогащение, а также ускорение развития, повышение его темпов. Поэтому наиболее наглядной моделью прогрессивного развития будет конусообразная спираль, расширяющаяся кверху, где одновременно есть движение и вширь и вверх.

Из всех законов диалектики обнаружение действия закона отрицания отрицания наиболее сложно. Действие закона диалектической противоречивости обнаруживается в каждом пункте развития, закон перехода количества в качество выявляется при рассмотрении одного этапа, а закон отрицание отрицания – при рассмотрении по крайней мере одного цикла (или двух этапов, включающих три ступени). Например, если мы возьмём один год из жизни человека, то едва ли обнаружим на этом отрезке действие закона отрицания отрицания. Но если мы бросим взгляд на всю жизнь человека, то увидим, что она представляет собой своеобразную спираль: первый виток – дошкольный период, второй – школа, третий – вуз, следующий – профессиональная деятельность и т.д. На каком-то этапе жизни фокус наших интересов перемещается на детей и, как поётся в известной песне, «вновь мы с ними пройдём детство, юность, вокзал и причалы; будут внуки потом, всё опять повторится сначала».

Почему данный закон не именуется просто законом отрицания? Если бы он так назывался, то в нём фиксировалось бы только то, что в процессе развития происходит смена старого новым. А это было бы неполной характеристикой развития. Когда же мы говорим « отрицание отрицания», то подразумеваем, что в результате второго отрицания осуществляется синтез положительных моментов развития и возникает спиралевидность – происходит повторение некоторых существенных черт старого на более высоком уровне, в более развитом состоянии.

Закон отрицания отрицания определяет методологические принципы правильной, или конструктивной, критики, которая играет существенную роль в развитии демократического общества. Критика должна быть не апологетической (восхваляющей, фиксирующей лишь положительные моменты) и не нигилистической (деструктивной, фиксирующей лишь отрицательные стороны), а конструктивной. Последняя базируется на двух принципах – объективности и конструктивизма. Критика должна раскрыть и положительные и отрицательные стороны так, как они имеют место в рассматриваемом объекте. Она должна содержать также план, программу устранения негативных моментов и наращивания позитивных. Именно такая критика способствует развитию культуры и совершенствованию общества. В СССР преобладала апологетическая критика, в начале 90-х годов XX в. в России превалировала деструктивная критика, теперь наступило время конструктивной критики.

Кроме рассмотренных трёх законов диалектики, называемых часто основными, существует ещё ряд законов, выражаемых с помощью парных категорий (законы связи единичного и общего, необходимости и случайности, сущности и явления и др.). К их рассмотрению мы и переходим.

В диалектической концепции развития её источником (коренной причиной) выступает внутренние, заключенные в самом объекте противоречия в единстве с противоречиями внешними. При этом качественное изменение объекта подготавливается количественными изменениями, переходящими границу меры и развитие происходит по спирали, воплощая единство поступательного и кругового движения. Эти процессы описываются основными законами диалектики.

Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:

закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития);

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития);

закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития).

Закон единства и борьбы противоположностей

гласит: источником развития является борьба образующих единое целое и взаимодействующих противоположностей; борьба противоположностей ведет к противоречиям между ними; крайним обострением противоречия является конфликт.

Основные понятия закона:

Противоположности (формальные противоположности) - это такие свойства предметов (явлений, процессов), которые занимают предельные, крайние места (верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т. д.)

Диалектические противоположности - это противоположности (противоположные свойства, стороны, тенденции), которые находятся в непрерывном взаимодействии, - воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого. Отношение между ними всегда носит динамический характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. Они образуют диалектическое противоречие.

Диалектическое противоречие - взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон (тенденций, предметов, явлений), которые находятся во внутреннем единстве (взаимопроникновении), выступая источником самодвижения и развития. Противоположности, из которых складывается противоречие, противостоят друг другу как положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона (момент) направлена на сохранение противоречивого целого (и совпадает с ним), а отрицательная на устранение.

Этапы диалектического противоречия:

1. Этап нерасчлененного единства, примитивного тождества.

2. Этап развертывания противоречия, раздвоения единого, когда противоречие имеет характер различия, то есть не развернувшегося противоречия. Затем различие становится более существенным, углубляется, превращается в развернувшееся противоречие, противоположные стороны которого все меньше и меньше могут оставаться в рамках единства.

3. Этап разрешения противоречия. Он означает снятие единства, взаимосвязи противоположностей, его исчезновение или в форме крайнего обострения, конфликта противоположностей, или в форме перехода к расчлененному единству, разностороннему тождеству отношений. В любом случае борьба противоположностей необходимо ведёт к исчезновению вещи, как определенного единства противоположностей и возникновению нового объекта с новым единством противоположностей. Следовательно, единство противоположностей условно, временно, борьба - абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Поэтому, когда диалектика говорит, что вещь одновременно и существует, и не существует, это означает, что каждая вещь есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося.

Классификация диалектических противоречий:

В зависимости от области действий: объективные и (природные и социальные) субъективные, то есть противоречия мышления и других компонентов духовного мира человека;

Применительно в структуре объекта есть внутренние противоречия и внешние;

По степени значимости выделяют основные и не основные противоречия, существенные и несущественные;

В социальной жизни противоречия подразделяют на антагонистические, то есть такие, которые предполагают уничтожение одной из противоположностей, и не антагонистические.

Особенности диалектического противоречия:

1. Его существование, в отличие от «чистого», формального противоречия, не только в субъективной (сознание), но и в объективной (природа, общество) реальности.

2. Взаимообусловленность: каждая из сторон единого существует лишь постольку, поскольку существует другая, противоположная ей сторона.

3. Взаимоотрицание: каждая вещь тождественна другой и самой себе и, одновременно, отлична от другой и от самой себя.

4. Опосредствование противоположностей промежуточными звеньями (состояниями, свойствами, сторонами, предметами и т. д.), через которые и благодаря которым диалектическое противоречие, в отличие от формально-логического, живет и осуществляется. Например, формально снег всегда имеет белый цвет, и если вдруг он утратит этот цвет по причине угольной пыли, то тогда он перестанет быть снегом. Затруднение легко разрешается, если мы рассматриваем противоречие не как формальное: белое - черное, снег - не снег, а как диалектическое, то есть ищем промежуточное, посредствующее звено между противоположностями. Им в данном случае оказывается «грязный снег».

5. Снятие (разрешение) противоречия есть качественный скачок к новому единству противоположностей, к новому целому, то есть к новому качеству. Следовательно, в каждом противоречии присутствует противоречие между качеством и количеством.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

гласит: интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь, превышая границу меры, путем скачка вызывают качественные изменения в объекте, создавая условия для новых количественных изменений.

Основные понятия закона:

Качество - это устойчивая совокупностью существенных свойств объекта, то есть то, что делает эту вещь именно этой вещью.

Качество, будучи тесно связанным со структурностью вещи, есть не просто совокупность элементов, а их единство и целостность. Структурность позволяет понять, почему утрата некоторых свойств вещи тождественна с её конечностью: когда мы говорим о качестве вещи, то тогда соотносим ее с другой вещью и, следовательно, устанавливаем границы ее бытия.

Качественно одинаковые вещи отличаются по некоторым свойствам, т. е. количественно. Нет качества без количества и нет количества, которое не выражало бы определенного качества.

Количество - это определенность, выражающаяся в различиях внутри предметов одного и того же качества, это свойство объекта, изменение которого в определенных границах не нарушают качества. Количественные изменения могут быть интенсивными и экстенсивными. Первые приводят к коренным, качественным изменениям, а вторые - нет.

Мера - это интервал количественных изменений, в пределах которых качество объекта неизменимо . Мера, как и другие категории диалектики, отражает универсальные связи бытия. Нет ни одного явления природной, социальной и духовной деятельности, которое не

имело бы границ своего существования. Переход от меры к другой, от одного качества к другому осуществляется в форме скачка.

Скачок - момент превращения одного качества в другое, интенсивных количественных изменений в качественные.

Формы скачков:

Быстрое и резкое превращение одного качества в другое (атомный взрыв).

Постепенный качественный переход, когда вещь изменяется не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, путем постепенного накопления (эволюция видов животных).

Закон отрицания отрицания гласит: развитие - это бесконечная цепь генетических (диалектических) отрицаний старого новым при сохранении в новом всего необходимого из предшествующих стадий развития.

Основные понятия закона:

Отрицание - это уничтожение тех или иных свойств объекта или тенденция к этому. Развитие может быть рассмотрено как цепь бесконечных отрицаний, сменяющих друг друга.

Во-первых, отрицание присуще не только процессу развития, но и вообще любому движению, изменению, функционированию.

Во-вторых, следует различать отрицание как объективную закономерность и наши представления о нем (истинные или ложные). Отрицание как абсолютное уничтожение чего-либо материального вообще неосуществимо, т. к. материя при всех превращениях меняет свои формы. В материальном мире отрицании в конечном итоге всегда выступает как снятие, то есть как единство и уничтожения, и сохранения.

Виды отрицания:

Конструктивное (созидательное) и деструктивное (разрушительное);

Изменяющее качественную сторону объекта (снятие) или только количественную (трансформация);

Генетическое (диалектическое), и негенетическое (недиалектическое).

В генетическом отрицании имеет место постоянное воссоздание механизмов детерминации, обусловленности последующего развития системы, а в негенетическом - нет. То есть в процессе развития на локальном уровне могут входить различные негенетические отрицания или их элементы, но движителями самого развития они стать не могут. Эту роль выполняет только генетическое (диалектическое) отрицание. Оно присуще развитию как его закономерность.

Диалектическое отрицание предполагает деструкцию (разрушение) прежнего, кумуляцию (преемственность, частичное сохранение) и конструкцию (формирование, созидание качественно нового).

Триада Гегеля (Тезис-Антитезис-Синтез)

В XIX веке Ф. Шеллинг и Г. Гегель первыми предложили модель диалектического отрицания, которую иногда называют «триадой Гегеля». Она содержит два отрицания, различных по своей специфике и роли в развитии:

первое - раздвоение единого, или переход от тезиса к антитезису;

второе - взаимопереход тезиса и антитезиса, их слияние или синтез.

Триады бывают имманентными, то есть присущими вещи в любых условиях ее существования (например, действительность- возможность-действие) ивременными (историческими), характеризующими движение вещи во времени из одного качества в другое.

Развертывание временной триады.

В начале происходит первое отрицание, при котором новое есть полное противоположность старому. На ступени второго отрицания неизбежно восстанавливаются черты исходной формы. То есть развитие осуществляется путем перехода от старого к новому и от нового к новейшему: старое отрицается новым, которое в свою очередь стареет и отрицается новейшим.

Реализация одной триады - это естественное появление другой. И тогда развитие имеет форму не линии, а круга, в котором конечная точка совпадает с начальной, но на высшей основе, т. е. развитие идет по спирали.

Структура «триады Гегеля» обусловлена трехчленной структурой противоречия. Есть одна противоположность противоречия, другая противоположность и их единство как целостное противоречие.

Диалектико-материалистический подход к анализу диалектического отрицания, в отличие от гегелевской триадичности, состоит в том, что последнее не может иметь раз и навсегда установленную структуру, отличную от структуры процесса развития конкретных систем.

Черты диалектического отрицания: необратимость, исчезновение и возникновение (порождение нового), сохранение, снятие, накопление, раздвоение и объединение, дифференциация и интеграция, известная автономность, неравномерность и противоречивость, нелинейность, разнонаправленность и разнообразие, иерархизация, полиморфизация, порождение в системах определенного разнообразия, сложность, выбор, вероятность выбора, сравнительно большая роль случайности в выборе и т. д.

Именно необратимость и вероятностный характер процесса развития исключают возможность жесткой триадичности и однозначной повторяемости специфических черт систем, стадий их развития, их состояний. Вероятностный характер триады обусловлен следующими факторами:

Явления и их сущность никогда полностью не совпадают;

Вмешательство внешних сил (других триад) может исказить протекание второго отрицания.

Сущность материи как развивающейся субстанции в общем, виде раскрывается через основные законы диалектики. В более особенной, конкретной форме это осуществляется в законах единства формы и содержания, сущности и явления, причины и следствия, возможности и действительности и т. д. Структурными элементами этих законов являются категории диалектики, то есть наиболее общие философские понятия, в которых отражаются всеобщие свойства, характеристики и связи реальности.

Сущность и явление:

Сущность - философская категория, обозначающая объективные, необходимые, глубинные, устойчивые, внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики. Сущность сама по себе, то есть в самом общем виде реально не существует. В действительности она неотделима от особенной формы своего бытия, от явления. Только в единстве с последним она имеет место.

Явление - философская категория, обозначающая внешнее выражение сущности. Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним, между общим, особенным и единичным. Внутреннее никогда непосредственно не тождественно внешнему. Развитие сущности и явления состоит еще и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.

Только через форму содержание выражается и только благодаря ей существует. Если при раскрытии содержания мы пробуем ответить на вопрос: «Что?», то для понимания формы предмета мы задаем вопрос: «Как?». Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание. Отсюда следуют важные методологические выводы:

Нельзя отрывать форму от содержания.

Недопустимо чрезмерно преувеличивать роль формы и принижать роль содержания и наоборот.

Общее, особенное, единичное:

Единичное - философская категория, которая служит для обозначения отдельного, ограниченного в пространстве и времени предмета или явления определенного качества, противопоставляемого другим единичным и общему; это вся совокупность признаков и характеристик отдельного предмета. Иногда выделяют и категорию «отдельное», которая показывает связь всех индивидуальных параметров предмета и параметров, общих с другими предметами, и только характерных для данного предмета. Последнее выражает философская категория «особенное». Она показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным.

В пределах материалистической диалектики сложился и другой подход к пониманию общего и единичного. В его рамках принято отмечать «абстрактное всеобщее» от «конкретного всеобщего». Если первое есть одинаковость, похожесть элементов рассматриваемой системы, то второе представляет собой их сплетенный единой взаимосвязью целостный и, вместе с тем противоречивый организм (всеобщее поле). ожные связи и отношения.

Действительность и возможность:

Возможность - философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления.Возможность - это наличие в недрах старой действительности общей формы новой действительности. Превращение возможности в новою действительность осуществляется в результате наполнения этой формы субстанциальным содержанием.

Виды возможностей:

1. Абстрактная возможность. Она не имеет необходимых условий для реализации, но может быть со временем порождена.

2. Реальная возможность. Она порождается закономерными тенденциями развития объекта, конкретными условиями и имеет объективно необходимые предпосылки в самой действительности.

Причина и следствие:

Решающим фактором, который наполняет возможность субстанциальным содержанием, переводя тем самым действительность, является причина. В ней снимается, преодолевается полярность возможности и действительности.

Причина - это явление, вызывающее к жизни другое явление.

Следствие - это то, что порождено в результате действия данной причины.

Причинность (каузальность) универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины (причин), не было бы связано с другими явлениями и процессами причинно-следственными связями. Вот почему при переходе от отдельного случая, конкретного факта к общему невозможно установить начальную причину, так как одна та же связь одновременно выступает и как причина и как следствие. Поэтому для выяснения истинной картины необходимо исследовать максимально возможную совокупность причин и следствий.

Условиями называются те явления или процессы, которые способствуют возникновению следствия, но сами по себе его не порождают.

Поводом называется внешний момент, фактор, который способствует реализации причин, но не определяет проявление следствия..

Причину можно определить как диалектическое единство субстанции и акциденции.

Субстанция и акциденция:

Субстанция (лат. Subsrantia - сущность) - это основа всего существующего, существенное в предметах и явлениях объективной действительности. Это полностью самообусловленное бытие (cuasa sui - причина самой себя), которое вечно сохраняется во всех превращениях частных явлений, источник единства и многообразия.

Акциденция (лат. Accidenia - случай, случайность) - представляет собой форму внешнего проявления субстанции и по своей природе она есть изменчивое, переходящее, временное, несущественное, случайное свойство и состояние объективного мира. По отношению к

акценденциям субстанция обладает творческой функцией, но при этом она неотделима от внешних форм своего проявления, от акциденций, она существует в них, поэтому действительное ее движение не может приводить к разрушению одной акциденции не создавая другую. Она не может, стало быть, превратить действительность в возможность, не создавая на ее месте новой действительности.

Причины бывают творческие и формальные. В первом случае субстанция претерпевает существенные необходимые изменения, связанные со сменой способа ее движения. Например, один вид энергии превращается в другой, живой труд превращается в опредмеченный. Формальной причина становится тогда, когда субстанция в своем движении существенных изменений не претерпевает. Такова, например передача покоящемуся телу определенного количества движения другим телом, вследствие которой меняется носитель механического движения, но не сама форма движения.

Таким образом, понятие «субстанция» подходит как для всего мира (Всеобщая субстанция), так и для отдельных предметов и процессов. Диалектика показывает, что каждый относительно отдельный предмет воздействует не только на другие объекты, но и на самого себя, то есть является cuasa sui.

Система и субстанция-система:

Развитие понятия субстанции по пути выявления его диалектического содержания на все многообразие частных явлений приводит к пониманию субстанции каксаморазвивающейся системы. Эту проблему исследует синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин).

Система - это есть более или менее устойчивая совокупность множества элементов, представляющая собой такое единое целое, которое внутренне расчленено на относительно самостоятельные элементы-части.

Принцип системности требует рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность.

Структурность системы - это совокупность устойчивых, закономерных связей (отношений) между элементами. Специфика систем определяется их составом (количеством и качеством элементов) и структурой.

Элемент системы - это минимальный неразложимый компонент системы.

Организация системы - это динамичное бытие системы, при котором происходит активное и вместе с тем более или менее упорядоченное взаимодействие, взаимоизменение отдельных элементов, системы в целом и окружающей сферы. Большое значение приобретают в связи с этим понятия: динамическое равновесие, равновесные (закрытые) и неравновесные (открытые) системы.

Под самоорганизацией понимается и самоорганизующиеся системы, и процесс их образования. Единственной полностью самоорганизующейся системой является бесконечная материя.

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как прогресс.

Черты самоорганизующихся систем:

Открытость для обмена веществом, энергией и информацией с другими системами;

Самопроизвольный спонтанный характер самоорганизующихся систем;

Ярко выраженные на этой стадии неравновесность, неустойчивость и чувствительность к случайным воздействиям извне или изнутри;

Наличие точек крайней неустойчивости и перехода количественных изменений в качественные - к точек бифуркации, когда происходит разветвление возможных направлений и выбор одного из них.

Распространение понятия «система» на всю движущуюся материю означает признание всеобщности этого понятия и возведение системного подхода на уровень всеобщего: если материя есть система, то системными должны быть все ее элементы.

Метафизическое понятие «субстанция» выражает непосредственно целостность, единство бытия, его самообусловленность. Диалектическое понятие «субстанция-система» предполагает не только целостность, но и расчлененность, не только непрерывность, но и прерывность, не только необходимость, но и случайность.

Необходимость и случайность:

Случайность - философская категория, которая служит для обозначения явлений, возникающих в результате внешних или неглавных для данного объекта причин с заданной степенью вероятности (могут произойти обязательно, а могут и вообще не произойти).

Необходимая связь в «чистом виде» существует лишь в нашем сознании, но в реальной действительности она неотделима от случайных форм своего проявления и вне их она не дана. Всякая необходимая связь является связью, пробивающей себе дорогу сквозь хаос случайностей.

Альтернативы диалектики

Одновременно с развитием диалектики сформировалось и противоположное ей учение - метафизика. В переводе с греческого этот термин означает «то, что идет вслед за физикой». Этим словом была озаглавлена та часть трудов Аристотеля, которая имела философский характер. И поэтому очень долго метафизика была синонимом философии. Лишь с XIX века под метафизикой стали понимать концепцию развития, противоположную диалектике.

Метафизический подход мышления характеризуется следующими основными чертами:

Природа, общество и сознание рассматриваются как случайное скопление предметов, явлений, оторванных, изолированных, независимых друг от друга;

Природа, общество и сознание предстают в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости;

Процесс развития рассматривается либо как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным, а имеется уменьшение или увеличение, либо все изменения сводятся к качественным скачкам;

Направленность развития имеет либо циклический характер (то есть повторение пройденного), либо только прямолинейно- поступательный (то есть отсутствие преемственности);

Чаще всего единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил; при признании внутренних противоположностей в предметах отрицается их саморазвитие.

Для недопущения путаницы необходимо учитывать, что термин «метафизика» имеет еще несколько значений. Схоластическая философия метафизикой называла духовную природу предметов и явлений. К этому значению близко подходит и другое - размышление о духовных первопричинах бытия. В философии Нового времени метафизика отождествлялась с абстрактными умозрениями. В современной философии этот термин обозначает учение о том, что пребывает за границами эксперимента, опыта.

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ

Проблема сознания в философии:

Гносеологическое понимание сознания.

Выяснение характера соотношения сознания со своей противоположностью - материей и есть гносеологический аспект сущности сознания.

В этом аспекте сознание - это субъективный идеальный образ объективной действительности; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это означает, что в гносеологическом смысле материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.

Онтологическое понимание сознания.

Сознание есть свойство особым образом организованной материи, возникшее в результате развития свойства отражения, как высшая его форма. И в этом смысле сознание материально .