Церковь празднует день смоленской иконы божией матери. Смоленская икона божией матери

Церковь празднует день смоленской иконы божией матери. Смоленская икона божией матери
Церковь празднует день смоленской иконы божией матери. Смоленская икона божией матери

10 августа Русская православная церковь отмечает день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Перед ней молились во время войн, а одних только чудотворных списков с этого образа насчитывается свыше тридцати.

Тип этой иконы называется «Путь указующая» («Одигитрия»): Божья Матерь и Христос смотрят прямо на зрителя, а сама Богородица словно указывает рукой на сына, как на единственный путь человечества к спасению. Считается, что первую «Одигитрию» написал еще при жизни Богоматери евангелист Лука.

9 августа 2016 г. в Смоленск прибыл православный молодежный Крестный ход крестный ход «Наш общий путь – Одигитрия», который начал свое шествие в Витебске республики Беларусь. Уже 14 раз участники крестного хода приходят в Смоленск на торжества, посвященные главной святыне Смоленска – иконе Божией Матери Одигитрии.

В шествии приняли участие жители городов Беларуси, России, Украины, Молдовы. Крестоходцы принесли в Смоленск чтимые образы своих земель – святых Иоанна Кронштадтского, Евфросинии Полоцкой, Александра Невского и другие. Куратор Одигитриевского крестного хода – руководитель братства во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Витебска, руководитель Отдела Витебской епархии по работе с молодежью протоиерей Александр Ковалев.

Первым храмом, который посетили участники крестного хода, по традиции стал храм XII века в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем участники международного крестного хода продолжили свой путь в Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, где вознесли свои молитвы у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V в. императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия, отправила ее в Константинополь. Когда близ императорского дворца у залива Золотой Рог была построена Влахернская церковь, икону вместе с другими реликвиями, связанными с Богородицей, поместили туда.

В 1046 г. император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой, а потом она перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который в начале ХII в. привез ее в Смоленск, где заложил соборный храм в честь Успения Богоматери, куда и поместили святыню. Так она слала «Смоленской». Жители города верили, что именно ей они обязаны спасением от нашествия Батыя в 1239 г.

А когда в начале XV в. последний Смоленский князь Юрий принес ее в дар великому князю Василию, старшему сыну Дмитрия Донского, и икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, Смоленск был взят литовцами и на 110 лет стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.

В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 г., там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Играйте в казино только на сайте - http://frankcasino1.su

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России.

Древний образ Смоленской Божией Матери хранился в Успенском соборе Смоленска даже после того, как его в 1929 г. закрыли: в августе 1941 г. после взятия города немцами их интендантские службы извещали командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке икона (…) находится на изначальном месте и не повреждена». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден, иконы там уже не было. О судьбе ее до сих пор ничего не известно.

Место ее в Успенском соборе Смоленска после 1945 г. занял список начала XVII в., стоявший когда-то над Днепровскими воротами города, а 1812 г. находившийся в расположении русской армии. Перед этим образом служили благодарственные молебны после каждой победы, перед ним Кутузов со всем войском молил Богородицу о помощи и спасении России.

Вообще же списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, с древнейших времен почитаемой на Руси чудотворной, по всей стране великое множество - только особо чтимых известно не менее 30.

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

Успенский собор (Смоленск)

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска . Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.


Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

СПИСКИ С ИКОНЫ

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

ИКОНОГРАФИЯ

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с , но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

ПРАЗДНОВАНИЕ

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Престольный праздник в честь Смоленской иконы особо чтимой верующими Божией Матери. Это зримое выражение Боговоплощения стало символом русской веры, способным даровать ошеломительную, чудесную помощь.

Прообразом иконы является вариант иконописной Божией Матери, выполненный ближайшим последователем веры - евангелистом Лукой, чьи авторские работы имеет и Русская православная церковь. Икона представляет образ Иисуса уже несколько подросшего в отличие от другого, распространенного типа изображения икон, называемых «Елеуса». Это слово трактуется как умиление, выражение любви. Для смоленского образа догматика несколько иная – прославляет факт явления всему миру Небесного царя в виде божественного младенца, о чем свидетельствует характерный жест правой руки Богоматери.

Святыня принадлежит к определенному иконописному типу и известна как Одигитрия - «Путеводительница» с греческого. Она способна привести верующих к спасению по истинному пути – к Христу. Есть предание о том, как Пресвятая дева помогла исцелению, указав путь к храму двум слепцам, получившим его перед образом. А вот как сама икона попала на территорию будущей России, достоверных фактов нет.


Самой допустимой версией считается передача иконы в качестве родительского благословения византийского императора Константина своей дочери, когда её выдавали замуж за князя Всеволода в 1046 году. Его сын, знаменитый Владимир Мономах, затем перенёс икону из Чернигова, отцовского удела, в Смоленск в 1095 году. Спустя несколько лет он заложил Успенский собор, где поместили данную икону. Она стала именоваться Смоленской и хранить народ, населяющий данные земли.

Впервые чудотворная помощь пришла от иконы в 1239 году, когда Смоленск окружили войска хана Батыя, чьё численное превосходство казалось бы не оставляло ни одного шанса жителям. Скептики могут ставить под сомнение последующие события, но их можно отнести к категории истинных чудес. Горячая молитва смолян, обратившихся к защитнице, даровала спасение в лице верующего воина Меркурия. Святой глас от иконы направил его действия. Он ценой своей жизни пробрался в стан, одолел много врагов, в том числе, сильнейшего воина орды. И не один критик не сможет отрицать, что православная церковь объединяла русских людей от раздробленности, особенно в период татаро-монгольского нашествия.

Но последующие исторические реалии заставляли Смоленскую Богородицу покидать своё пристанище. Так было в 1395 году, когда княжество потеряло право на Одигитрию после захвата Литвой. Но опять очередная свадьба 1398 года, на этот раз дочери литовского правителя и московского князя, сына Дмитрия Донского, вернула икону Русской земле в качестве приданого, только в Москву. И через полвека (1456), по прошению смоленских послов, она торжественно возвращена.

Точный список, то есть копия иконы, впоследствии был перенесён 28 июля (10 августа) 1525 года в Новодевичий монастырь, построенный в честь освобождения от литовской власти. С этого момента и начинается период празднования. 10 августа проходит божественная Литургия, прославляя земную жизнь Иисуса и Богородицу. Далеко не все изображения удостоены своего храмового престольного праздника. Таковые есть еще у 4-х образов Божией Матери (например, Владимирской, Казанской).

Для тех верующих, для кого значение иконы велико, есть возможность совершить крестный ход, организованный православными активистами. Он стал традиционным, ежегодным мероприятием с паломническим маршрутом Витебск-Смоленск, а называется «Одигитрия». Празднование и торжества укрепляют духовные связи православных и наполняют жизнь радостью, хотя сам первообраз исчез после немецкой оккупации Смоленска, что было установлено в 1943 году. Его судьба пока неизвестна, но православные не теряют надежду.



Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" , что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Чудотворные списки с иконы

Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы, а посвященные Смоленскому образу храмы стояли во многих городах, селах и обителях русской земли.
В Москве особо чтились два чудотворных списка Смоленской Одигитрии. Один из них находился в Вознесенском монастыре Московского Кремля (хранится в ГТГ), о котором сохранилась важная летописная запись, гласящая, что «в лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…». Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий (в 1482 году), следуя ее первоначальной иконографии, и написал «в той же образ».
Почитание в Москве конца XV века «Одигитрии» из Вознесенского монастыря было связано со сложившейся исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии Палеолог. Скорее всего, именно благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской «Одигитрии».
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список Смоленского образа – та самая копия Одигитрии, которая в 1456 году была поставлена в Благовещенском соборе Московского Кремля на место увезенного на родину чудотворного образа. Список из Благовещенского собора отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. В настоящее время он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Иконография

Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…». Матерь Божья предстает в этом образе как Помощница на нелегком пути человека ко Христу, поэтому Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На левой руке Своей Богородица держит Младенца Христа, а десницей указывает на Него как на Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан 14:6) для всех. Сам Младенец Христос одной рукой благословляет Мать (в Ее лице и всех нас), а в другой руке держит свернутый свиток - Его святое учение. К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению
Существуют различные версии происхождения иконографии первообраза Смоленской иконы Божией Матери – константинопольской чудотворной Одигитрии. Для верующего человека несомненно его создание Евангелистом Лукой, что находит свое подтверждение и в чисто «портретной» фронтальной постановке персонажей. Некоторые исследователи, на основании типологической близости и сходного смысла двух изображений, предполагают, что иконография Богородицы – Путеводительницы является фрагментом, отделившимся от композиции «Поклонение волхвов», которая была широко распространена в раннехристианском искусстве. По всей вероятности, самые ранние изображения иконографического типа Одигитрии действительно могли представлять Матерь Божию как стоящей, так и сидящей, но впоследствии распространилось допоясное изображение, как на константинопольской святыне. Само название «Путеводительница» утвердилось не ранее IX века, хотя подобные изображения известны и от VI века и ранее.
Наиболее точное изображение несохранившейся константинопольской Одигитрии можно видеть на выходной миниатюре греко-латинской Псалтири Гамильтона (ок. 1300 г.), хранящейся в Государственном музее в Берлине. На ней представлено семейство (возможно члены братства, служившего чудотворной иконе в монастыре), поклоняющееся Одигитрии. Особенность изображенной иконы – широкая, почти квадратная доска и полуфигуры поклоняющихся архангелов в углах, которые являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею, и обтянута холстом. Богородица изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель десницей благословляет молящихся, в левой руке держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие, одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы, / но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

О Пречудная и Превышая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего, Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; www.portal-slovo.ru;иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.li.ru; www.photosight.ru; www.artvuz.ru; romanov-murman.narod.ru; foto.utoli.org.ru; www.ruschudo.ru; www.st-catherine.ru; makariya.ru; okuznechik.narod.ru; www.shushara.ru; culture.karelia.ru).

Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери.

Слово произнесено 28.07./10.08.1963 года в Троице-Сергиевой Лавре.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям — небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно — к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь — от самой юности до последней ее минуты.

Казалось бы, пора детства и юности — самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это — наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами. Называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с ней одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода.

В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм».

Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобой, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический».

Меркурий так и сделал — он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.

Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева — единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.

С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность — первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.

Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот — живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, — когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, — и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков.