Царь елисей. Почитание израильского пророка на православной Руси. В патристической экзегезе

Царь елисей. Почитание израильского пророка на православной Руси. В патристической экзегезе
Царь елисей. Почитание израильского пророка на православной Руси. В патристической экзегезе

Жизнеописание пророка Елисея
Пророк Елисей является одним из наиболее почитаемых ветхозаветных пророков, имя которого известно не только в христианском, но и в мусульманском мире. Сведения о жизни пророка встречаются в Третьей и Четвертой Книгах Царств. Согласно ветхозаветной истории, он родился в семье зажиточного землевладельца из колена Рувимова, недалеко от реки Иордан. Он был учеником и помощником пророка Илии и свидетелем его вознесения на небо, после чего Елисей продолжил свое пророческое служение. Имея ревностное желание подражать своему великому учителю, Елисей просил даровать ему большую пророческую силу, и когда пророк Илия был вознесен на небо в колеснице, то бросил ученику свою верхнюю одежду, милоть, передавая ему таким образом символически пророческий дар. Елисей взял милоть и, когда подошел к Иордану, то ударил ей по воде: она разошлась в разные стороны, чтобы святой мог пройти по дну реки. Видя это, народ и другие пророки признали его как последователя пророка Илии, поверив, что его дух почил на Елисее.
Пророческое служение святого Елисея длилось более 65 лет, при шести израильских царях (начиная от Ахаза до Иоаса). Книги Ветхого Завета много рассказывают о том, что он бесстрашно обличал не только народ, но и царей за их нечестие и склонность к идолопоклонству, благодаря чему Израильское царство за время его пророческого служения избавилось от поклонения Ваалу, одному из наиболее известных языческих божеств. Однако пророк Елисей также неоднократно помогал израильским царям и их союзникам, предсказывая действия их врага, ассирийского правителя, и давая возможность подготовиться к битве.
Елисей служил не только своим пророческим даром среди израильского народа, но и занимался проповедью среди язычников. Так, например, он совершил чудо исцеления от проказы военачальника Неемана в Сирии, велев ему совершить омовение в Иордане, что послужило также прообразом спасения язычников через принятие Крещения.

Чудеса святого пророка Елисея
Пророчества святого Елисея сопровождались часто совершением чудес, которые также служили прообразом для событий новозаветной истории. Наиболее известными чудесами является очищение воды с помощью соли в одном из Иерихонских источников, помощь бедной вдове, которой пророк увеличил запас масла, чтобы она могла расплатиться с долгами. Он также накормил более ста человек, умножив число двадцати ячменных хлебов. Одним из наиболее удивительных чудес является воскрешение ребенка одной благочестивой женщины, которое пророк совершил, приложив свои уста к устам младенца и вдохнув в него жизнь. Некоторые толкователи Ветхого Завета видят в этом пророчество того, что Господь, воплотившись, вдохнул в умерщвленного грехом человека дух вечной жизни. Прообразом животворящего Креста, возводящего падшую человеческую природу, стал в пророчествах Елисея следующий случай. Сын одного из пророков уронил топор в реку Иордан, и пророк взял кусок дерева и, помолившись, бросил его в воду, после чего топор всплыл.

Кончина пророка Елисея и его почитание
Святой пророк Елисей прожил долгую жизнь и умер, когда ему было около ста лет. Однако и после смерти от его мощей продолжали совершаться чудесные явления. Так, в его могилу было брошено во время нападения моавитян тело умершего человека, и когда он прикоснулся к мощам пророка, то воскрес. Почитание пророка продолжалось и после его смерти, и его могилу посещали многие евреи, однако во время правления Юлиана Отступника в IV веке место захоронения великого святого было осквернено, но частицы мощей удалось сберечь, и они были позже перенесены в Царьград.

Иконы пророка Елисея
Существуют различные иконописные изображения пророка Елисея. Наиболее известны поясные иконы, на которых святой держит в руках свиток с одним из своих пророчеств. Пророка Елисея также пишут на иконах, изображающих вознесение пророка Илии на огненной колеснице. Икону святого пророка размещают в храме в так называемом пророческом, четвертом, ряду иконостаса. В этом ряду находятся иконы ветхозаветных пророков, начиная от Моисея, каждый из которых держит свиток со своим пророчеством о грядущем Спасителе.

Тропарь, глас 4:
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елисееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Ин Тропарь, глас 4:
Иже во плоти Ангел/ и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/ дивны чудеса соделал еси, пророче,/ поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/ звери же погуби пожирающия,/ и Неемана очисти,/ и вдовича сына воскресил еси,/ и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.

Кондак, глас 2:
Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Величание:
Величаем тя Пророрче Божий Елисее: и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Ещё в ранний период истории израильского народа из его среды стали выдвигаться те, чьими устами Господь изъявлял Свою волю и обличал всех отступивших от Его священных заветов. Одним из них является пророк Елисей, имя которого с древнееврейского языка переводится как «Бог есть спасение». Исполняя своё высокое служение на протяжении 65 лет и пережив 6 израильских царей, он всегда бесстрашно говорил им правду в лицо, обличая, если это было нужно, в идолопоклонстве и нечестии. Икона святого пророка открывает статью.

Ученик и преемник пророка Илии

Пророк Елисей, икону которого сегодня можно видеть в иконостасах большинства православных храмов, родился в IX веке до н. э. в селении Авель-Мехолы, находившемся недалеко от реки Иордан. Несмотря на то что его отец был богатым землевладельцем, сам Елисей, прежде чем посвятить себя служению Богу, трудился в поле наравне с простыми работниками. Там во время пахоты его и застал другой великий пророк израильского народа ─ Илия, ставший наставником и духовным отцом молодого землепашца.

Сделавшись ревностным последователем своего учителя, Елисей сподобился быть единственным свидетелем его вознесения на небо. В 4 Книге Царств Ветхого Завета рассказывается о том, как, устремившись ввысь на огненной колеснице, пророк Илия сбросил ученику свою мантию (милоть), символически предав этим жестом силу, которой наделил его Господь.

Сила, ниспровергавшая законы природы

Далее описывается первое из чудес пророка Елисея: призвав Бога, он ударил мантией по воде, и, расступившись, воды Иордана, позволили ему посуху перейти на другой берег, как некогда Чермное море пропустило сквозь себя Моисея и всех, кто следовал за ним, спасаясь от преследования фараона.

Из Священного Писания известно, что некоторые пророки, желая придать своим словам большую силу, сопровождали их различными видениями, другие использовали с этой целью потрясения и страдания, выпадавшие на долю израильтян за их богоотступничество. Пророк Елисей был из тех, кто творил чудеса, свидетельствовавшие об истинности его предсказаний. Почивший на нём Дух Божий позволял святому ниспровергать законы природы и таким образом возвещать людям волю их Творца.

Чудеса, ставшие прообразом евангельских событий

Достаточно вспомнить, как пророк обратил затхлую воду иерихонского источника в чистую и живительную, как по просьбе бедной вдовы умножил её запас елея и двадцатью малыми хлебами накормил сто человек. Знаком же особой, ниспосланной ему благодати был дар воскрешения мёртвых, свидетельство которого приводится в 4 Книге Царств. В ней говорится о том, как пророк вернул к жизни умершего сына одной благочестивой женщины, оказывавшей ему гостеприимство во время частых странствований. Многие богословы обращают внимание на одну любопытную деталь, связанную с воскрешением ребёнка.

Не подлежит сомнению, что для его воскрешения было бы достаточно лишь молитвы пророка Елисея, однако в описании свершённого им чуда говорится, что святой возлёг на тело умершего и, прильнув своими устами к его губам, вдохнул в него жизнь. Принято считать, что эта сцена является прообразом того, как в будущем Иисус Христос вдохнул вечную жизнь в умерщвлённый грехом род людской.

Среди чудес, свершённых пророком Елисеем, христианские богословы усматривают и ещё одно, явившее собой прообраз будущего явления людям Сына Божьего. Рассказывается, что однажды у рабочего, трудившегося на берегу Иордана, упал в реку и утонул топор. Находившийся рядом Елисей взял часть некоего древа и, помолившись, бросил его в воду, после чего топор, вопреки всем законам природы, неожиданно всплыл. Что это, по общему мнению, как не прообраз будущей силы креста Господня, возводящего из пучин греха падшую человеческую душу?

Великий дар прозорливости

Сделав своего избранника пророком, Господь наделил его всепроникающим взором, открывавшим перед ним все тайные замыслы врагов его народа. Так, он многократно предупреждал израильских царей и тех, кто становился их союзниками, о намерениях коварного ассирийского владыки. Благодаря этому каждый раз, желая застать израильтян врасплох, враг получал с их стороны должный отпор и бывал разбит.

В житии пророка Елисея описан весьма показательный случай. Однажды Самария, где он жил в те годы, длительное время находилась в осаде сирийских войск. Когда подошли к концу запасы продовольствия, среди её защитников, а также мирных жителей начался страшный голод, отчего царь пришёл в отчаяние, и с его уст готовы были сорваться богохульства.

Однако человек Божий, как принято именовать пророка Елисея, прозрев внутренним оком скорое избавление от беды, сообщил об этом царю. И действительно, на следующий день осаждавшим было некое страшное видение, из-за чего они в панике бежали, бросив все свои запасы еды и награбленные в походе ценности.

Миссионерство Елисея среди язычников

Огромное значение имела также проповедническая деятельность Елисея среди язычников, которой он посвятил значительную часть своей жизни, и которая имела в себе глубокий внутренний смысл. В связи с этим уместно вспомнить совершённое им исцеление от проказы сирийского военачальника Неемана. Пророк повелел ему искупаться в Иордане, после чего тяжкий недуг в мгновение ока отступил. Данный эпизод рассматривается богословами всего христианского мира как прообраз будущего спасения язычников через принятия ими святого крещения.

Наказание лживого слуги

Известно, что Господь не раз избирал пророка Елисея Своим орудием для наказания греха. Так, описанный выше эпизод исцеления от проказы сирийского военачальника в Ветхом Завете имеет весьма поучительное продолжение. Дело в том, что Нееман в благодарность послал своему избавителю подарки, от которых тот отказался.

Воспользовавшись ситуацией и поддавшись искушению, слуга Елисея Гиезий попытался присвоить себе эти щедрые дары. Однако ложь, к которой он прибег для оправдания своего неблаговидного поступка, не укрылась от всепроникающего взгляда пророка, и обманщик был поражён проказой.

Наказание за дерзость

В 4 Книге Царств, повествующей о земной жизни пророка Елисея, имеется один эпизод, порой вызывающий недоумение многих, кто впервые открывает страницы Священного Писания. В советский период, насыщенный антирелигиозными кампаниями, его часто использовали воинствующие атеисты. Известен он как «пророк Елисей и дети». Речь в данном случае идёт о том, как однажды толпа детей зло глумилась над пророком, достигшим к тому времени преклонных лет. Преследуя его, они кричали разные оскорбления, за что и поплатились жизнями: из леса внезапно появились две медведицы и растерзали их. Подобный сюжет нередко даёт повод для вопросов о том, как описанные события увязываются с милостью Божьей и гуманизмом Его пророка.

Для правильного восприятия данного эпизода, шокирующего, на первый взгляд, вопиющей жестокостью, следует учитывать, что многие библейские тексты несут в себе сугубо иносказательный смысл, и, не являясь документальным отражением реальных событий, включены в Священное Писание исключительно в воспитательных целях. Нет сомнения, что и в данном случае смерть детей является лишь изображением нравственной гибели тех, кто попирает установленные Богом заповеди, среди которых важное место отведено почитанию старших.

Посмертное чудо Божьего избранника

Пророк Елисей завершил свой земной путь глубоким старцем. Уже на смертном одре он предсказал пришедшему проститься с ним израильскому царю Иоасу победу над сирийцами. Последнее же своё чудо человек Божий свершил, когда через несколько месяцев после его погребения напавшие на страну моавитяне бросили в его могилу тело убитого ими израильтянина. Однако, едва мертвец коснулся святых мощей, как жизнь вернулась к нему, и он восславил всемилостивого Бога.

Могила святого пророка пользовалась всеобщим почитанием ещё до явления в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Когда же в 362 году римский император Юлиан Отступник приказал осквернить её, то мощи были тайно изъяты из неё благочестивыми людьми и перенесены в носившие его имя храмы Константинополя и Александрии.

Почитание израильского пророка на православной Руси

В нашей стране, как и во всём христианском мире, пророк Елисей пользуется всеобщим почитанием, о чём свидетельствует упомянутая выше традиция помещать его иконы в церковные иконостасы, а также в день памяти, отмечаемый ежегодно 14 июля, читать посвящённый ему акафист. В нём подробно перечисляются деяния святого и возносятся прошения о ходатайстве перед Престолом Всевышнего о благоденствии всех грядущих путём Божьих заповедей.

В 1899 году недалеко от Санкт-Петербурга, в районе посёлка Сидозеро, была построена деревянная церковь пророка Елисея. В 30-х годах на волне очередной антирелигиозной кампании её закрыли, и по сей день она стоит заброшенная и забытая (фото представлено ниже). А когда-то округу оглашал благовест её колоколов, и во время богослужений непрестанно звучали молитвы пророку Господнему.

Величал в них православный люд пророка Елисея «светильником Божьим», избавившим сынов Израилевых от нечестия и тьмы многобожия. Просили россияне утвердить их в вере живой и действенной, молили о ниспослании благодатной силы в борьбе с врагом рода человеческого, а также об озарении их сердец светом кротости, смирения и братолюбия.

За свою многовековую историю израильский народ проделал долгий и мучительный путь от идолопоклонства к признанию единого Бога ─ Творца мира и Судии всех живущих в нём. Не раз случалось ему оступаться и пожинать горькие плоды Божьего гнева. Но, по безграничной Своей милости, Господь всегда посылал им тех, кто возвращал их на путь истинный, как заблудших овец избранного Им стада. Одними из них и были великие пророки Илия и Елисей.

В данной статье изучим житие Елисея — библейского пророка. Его отцом был Сафат — зажиточный пахарь. В год воцарения Ииуя Илья-провидец пригласил его к себе на должность помощника (3 Цар. 19:21). После чудесного вознесения учителя живым на небо Елисей сам стал самостоятельным пророком (4 Цар. 2:15).

Пророк Елисей ревностно следовал учению своего учителя, провидца Илии. Он прорицал более 65 лет, в период царствования шести израильских правителей (от Ахаза до Иоаса). Елисей бестрепетно рассказывал им правду, обличая их бесславие и склонность к идолопоклонству. Провидец почил в престарелом возрасте (около ста лет): он занялся пророческим служением при царе Ахаве (3 Цар. 19:19) — около 900 года до Р. Х., а преставился при царе Иоасе, в 30-х годах IX в. до Р. Х. (около 835 г.).

Акафист пророку Божию Елисею верующие читают с благоговением. Ведь с его именем связно множество чудес — от сказочного перехода Иордана до исцеления немощных и воскрешения сына хлебосольной жены-сонамитянки. Известными его диковинками также являются: увеличение елея по прошению малоимущей вдовы (4 Цар. 4:1-6), прирост хлебных начатков (4 Цар. 4:42-44), излечение сирийского полководца Неемана (4 Цар. 5:1-19).

Во всех повествованиях пророк Елисей изображён глубоко прозорливым человеком, сильным духом и верой. В те времена отмечается стремительное развитие древнего заведения, известного под именем «пророческих сонмов», или школ, которые являлись своего рода подвижными религиозно-просветительными общинами. Именно в них обучалось молодое поколение под управлением опытных и знаменитых своими трудами прорицателей.

Пророк Елисей один лишь наблюдал вознесение Илии на небо. В наследство от него он получил мантию (милоть), которая считалась видимым знаком наследия вещего духа. Имя Елисея было прославлено в литературных произведениях. О нём с высшей похвалой отзывается Иисус Сирахов, указывая на то, что он не содрогался перед царями, сообщая правду (Сир. 48:12-14).

Наказание детей

В отношении Елисея дети проявили дерзость, за что и были наказаны. Они насмехались над ним, восклицая: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!» (4 Цар. 2:23-24). По суду Божию, упреждённому проклятием Елисея, «выбежали из леса две медведицы и сорок два отрока растерзали» (4 Цар. 2:24).

И всё же Библия не считает, что причиной произошедшего является жестокость провидца, ведь, по учению божественной книги, проклятие человека бессильно, а суд совершает лишь Бог (Чис. 23:8). Фактически незаслуженные проклятия Господь не реализует (Прит. 26:2).

Пророк Елисей упомянут также и в Новом завете (Лк. 4:27). Память о нём православная церковь совершает 14 июня (по юлианскому календарю), католическая также 14 июня.

Елисей в Коране

Елисей — библейский пророк, который присутствует и в Коране. Только в этой книге он представлен пророком Аль-Ясой, о котором написано в аятах Корана 38:48 и 6:86. Вместе с вещуном Ильясом (Илиёй) провидец призывал израильский народ выполнять законы Таурата (Торы) и шариата Мусы (Моисея).

После того как жители Израиля не ответили на призыв Ильяса, изгнали его из страны и начали возносить почести идолу Ваалу, Аллах жестоко наказал их, прислав к ним засуху. Заблудшим израильтянам пришлось спасаться от голода: они в то время питались мертвечиной.

Народ Израиля пережил все несчастья, которые свалились на него, и снова пригласил к себе провидца Ильяса. Жители вернулись к вере в Аллаха, однако далее часть из них снова отошла от неё и начала совершать безнравственные действия. Вещун Ильяс покинул их и стал пророчествовать веру среди иных племён Израиля.

Так, Ильяс поселился в жилище одной женщины, которая жила вместе со своим сыном Аль-Ясой. Аль-Яса в то время болел страшным недугом. Мать попросила Ильяса помочь сыну, и тот вознёс молитву Аллаху об излечении. В итоге Аллах исцелил Аль-Ясу. После своего удивительного выздоровления юноша до конца жизни следовал за своим спасителем и вызубрил под его управлением Таурат.

После кончины Ильяса Аллах сделал Аль-Ясу провидцем и обязал его призывать свой народ веровать в Аллаха. К сожалению, народ отверг это вероучение. В те времена между различными племенами Израиля разгоралась борьба за власть, и Аллах прислал к ним бедствие в виде ассирийцев.

Ассирийцы завоевали территорию Израиля и увезли в рабство огромное количество жителей. В дальнейшем израильтяне иногда покорялись Аль-Ясу, а иногда бунтовали против него. Перед тем как уйти в иной мир, Аль-Яса своим преемником назначил Зулькифла (Иезекииля).

Чудеса провидца Елисея

Известно, что святой пророк Елисей появился на свет в городе Авел-Мехоле (3 Цар. 19:16) и был известен как великий чудотворец. Уже самому его рождению сопутствовали чудесные явления. В городке Симона находилась золотая телица, которой народ Израиля поклонялся как божеству и приносил жертвы. Когда родился Елисей, она так истошно закричала, что рёв её услышали даже иерусалимские жители.

Когда все удивлялись этому, некий священнослужитель произнёс: «Великий провидец Елисей родился ныне! Он сокрушит сильных и разрушит истуканов!»

Елисей, проводя безгреховную жизнь, достиг совершеннолетия. И тогда Господь поставил его на пророческую службу. Святой провидец Илия получил повеление Всевышнего помазать Елисея в прорицатели вместо себя.

Когда Елисей — пророк Ветхого Завета — вспахивал поле, святой провидец Илия подошёл к нему, вверил ему свою милоть, и, пересказав ему волю Всевышнего, нарёк его вещуном. Далее Илия приказал ему следовать за собой. Елисей поспешил за учителем и служил ему, изучая у него ведение тайн Божиих.

Когда же Господу было угодно забрать раба Своего Илию на небо в урагане на пламенной колеснице (4 Цар. 2:1-15), Илия задал вопрос Елисею: «Какого дара ты желаешь от Господа, который я могу своей молитвой исходатайствовать у него?»

И Елисей пожелал получить тот дар прорицания и дар чудотворности, какой имел Илия, но больше в два раза! Елисей желал заблудших людей, уклонявшихся в служение Ваалу, словом прорицательским научить, заверяя заветы свои чудесами, дабы через такие деяния обратить их снова к истинному единому Богу.

Илия молвил ему: «Ежели будешь наблюдать, как я буду взят на небо от тебя, исполнится твоё желание». Далее они продолжили свой путь и беседовали между собой. Вдруг возникла пламенная колесница, и кони огненные, которые отодвинули их одного от другого: в вихре Илия унёсся в небо. Елисей же глядел ему во след и голосил: «Отец мой, отец мой! Конница Израилева и колесница его!»

Когда колесница скрылась в небе, Елисей увидел спущенную с высоты Илией милоть, которая накрыла его. Он взял её, как знак полученного особенного духа Илии. Далее Елисей пожелал перейти реку Иордан: он ударил милотью по воде, и река раздвинулась, и перешёл Елисей преграду по сухому дну речному. Пророческие ученики, жившие в Иордане, увидели это чудо. Они убедились, что Дух Илии поселился в Елисее и, придя к нему, преклонились перед ним.

Казнь детей

Среди людей большую известность получил пророк Елисей. Житие ведь его исполнено различных неожиданностей. Однажды провидец направлялся в город Вефил, в котором проживали израильтяне, покинувшие Бога и поклоняющиеся идолам. Когда он подходил к городу, маленькие ребятишки, игравшие на дороге в разные игры, увидели его. Они начали смеяться над его плешивой головой и галдеть: «Ступай, плешивый! Плешивый, ступай!»

Прорицатель, проходя мимо них, оглянулся и увидел, что дети следуют за ним, продолжая кричать и насмехаться. Елисей проклял их именем Божиим. Внезапно из лесу выбежали две медведицы и сорок два отрока разодрали. Оставшиеся в живых спасались бегством в город. Данной казнью, по праведному суду, провидец покарал тех отроков за надругательство и лишил их жизни. Ведь, достигнув совершеннолетия, они превратились бы в более злых людей.

Родители же их понесли наказание этим за поклонение идолам. Они получили горькое поучение: воспитание детей должно проводиться в страхе Божием и наставлениях благоговейному почитанию слуг Господа.

Недуг знаменитого воеводы

Чем же ещё был знаменит пророк Елисей? Житие его изучаем далее. Однажды известный воевода Нееман, служивший царю Сирийскому, заболел проказой. Известно, что он славился военными победами и своей храбростью. Он болел очень долго и никак не мог отыскать врачей, которые бы исцелили его.

Как-то раз сирийские воины из израильской страны взяли в плен девочку и отдали её жене Неемана в услужение. Девочка о святом провидце Елисее слышала от отца и матери: они рассказывали ей о великих чудесах, свершавшихся по его молитвам. Она рассказала о том своей хозяйке.

«О, если бы мой хозяин посетил провидца Елисея, который в Самарии живёт, он бы исцелил его от проказы», — произнесла девочка. Её слова жена Неемана пересказала своему мужу, и он навестил царя своего и стал просить, чтобы тот позволил ему совершить путешествие в Израиль для исцеления у пророка.

Царь позволил ему идти и передал с ним письмо к правителю Израиля Иораму. Нееман с собой взял дары для Елисея — десять перемен богатых одежд, десять талантов серебра и шесть тысяч монет золотых. Вскоре он прибыл в Израиль и отдал царю Иораму письмо, в котором его царь писал: «Из моего послания, которое ты получишь, узнай, что я направил к тебе слугу своего Неемана, чтобы ты от проказы его очистил».

Израильский государь, изучив письмо правителя Сирии, опечалился сильно и, разодрав на себе одежды, произнёс: «Разве я Господь, который один может оживлять и умерщвлять, что он прислал ко мне прокажённого своего слугу, чтобы я его излечил от проказы? Видимо, он ищет предлог, чтобы против меня начать войну!»

Провидец Елисей узнал, что царь огорчён и изорвал свои одежды. Он отправил людей, чтобы те сказали правителю: «Что ты огорчаешься и зачем одежды разодрал свои? Пусть придёт Нееман и увидит, что есть провидец Божий в Израиле!»

Нееман пришёл к дому Елисееву и остановился возле него с конями и колесницами. Пророк через слугу сообщил ему: «Иди в Иордане семь раз окунись, и твоё тело очистится. Оно станет таким, каким было ранее».

Нееман обиделся, услышав такие слова пророка, и ушёл, взывая: «Я надеялся, что он сам ко мне выйдет и, встав передо мной, назовёт имя Господа своего, притронется к моему прокажённому телу и очистит его, а он велит мне купаться в Иордане! Реки Дамасские, Фарфар и Авана не лучше ли Иордана и всех израильских вод? Разве в них я не мог бы искупаться и исцелиться?»

И пошёл обратно Нееман из Самарии в большом гневе. В дороге слуги попросили его прислушаться к повелению провидца Божия и молвили при этом: «Если бы Елисей приказал тебе исполнить что-либо более трудное, разве бы ты не выполнил его повеления? А ведь он лишь сказал тебе окунуться в Иордане для очищения, а ты и этого не желаешь исполнить».

Нееман послушался своих слуг, подался к реке Иордан и погрузился в неё семь раз, как велел ему провидец Божий, и в тот же миг его тело очистилось. Возвратился он к Елисею с сопровождавшими его и, став перед ним, произнёс: «Теперь я уверовал, что лишь в Израиле есть Бог. Поэтому от раба твоего прими дары, которые я принёс тебе».

Нееман предложил провидцу серебро, одежды и золото. Но святой Елисей сказал ему: «Жив Всевышний, которому я служу, и ничего у тебя я не возьму». Нееман стал убеждать пророка принять принесённое, но тот был непоколебим. Тогда Нееман попросил святого: «Позволь взять земли рабу твоему столько, сколько увезти смогут мои два мула. Доставив её домой, я сооружу алтарь Израилеву Господу Богу, ибо твой раб отныне не будет жертвы приносить иным богам, а только лишь Единому истинному Богу».

Провидец позволил ему взять желаемое и отпустил с миром. Когда Нееман удалился, слуга Елисея Гиезий стал размышлять: «Вот какую неоценимую услугу оказал Нееману Сириянину мой господин и ни единого дара не взял из рук его. Догоню я его и попрошу что-либо».

И, поднявшись, поторопился вслед за Нееманом. Воевода увидел Гиезия, спустился с колесницы и поприветствовал его. Гиезий молвил ему: «Господин мой отправил меня передать тебе, что сегодня с Ефремовой горы спустились к нему два ученика вещих. Он просит тебя передать для них две перемены одежд и талант серебра». Нееман предложил ему взять два таланта и повелел серебро уложить в два мешка. Он предоставил Гиезию своих слуг, чтобы отнести дары, а ещё передал ему два одеяния.

Гиезий пришёл на закате домой, скрыл взятое в жилище, а сам отправился к господину своему. Божий провидец Елисей у него спросил: «Откуда ты явился, Гиезий?» Тот ответил ему: «Не ходил твой раб никуда».

Тогда Елисей молвил: «Разве моё сердце не следовало за тобой и не видело, как тот человек спустился с колесницы и шёл к тебе, и как ты взял у него одежды и серебро? Неужели я не знаю, что ты желаешь на это серебро приобрести виноградники и масличные деревья себе, волов, овец, служанок и слуг? За это Нееманова проказа пристанет к твоим отпрыскам и к тебе навеки».

И вышел от Елисея Гиезий белый, как снег: его моментально покрыла проказа.

Деяния Елисея

А вы знаете, что акафист пророку Елисею творит чудеса? Ведь известны были и иные дивные пророческие дарования и деяния Елисея, о которых подробно пишется в книгах Царств. Именно он прорицал о семилетнем голоде, бушевавшем на землях Израиля (4 Цар. 8:10). Он предсказал кончину Венадада — сирийского царя — и сообщил о переходе в руки Азаила царства Сирийского. Именно Елисей помазал на царство Ииуя — одного из царей Израиля, а затем побудил его уничтожить идолопоклоннический богоненавистный Ахаавов дом, всех волхвов вааловых и жрецов.

Когда царствовал Иоас (внук Ииуя), прорицатель Елисей, будучи уже древним старцем, сильно занемог. Израильский царь Иоас навестил его и, рыдая над ним, произнёс: «Отче, отче, Израилева колесница и кони его!»

Провидец попросил его взять стрелы и лук, отворить восточное окно, чтобы смотреть в сторону Сирии, и натянуть тетиву. Царь исполнил его просьбу. Провидец Божий, положив на царя свои руки, произнёс: «Пусти к Сирии стрелу». И государь пустил стрелу.

Провидец молвил: «Эта стрела — стрела божьего спасения, и ты Сирию победишь». И снова велел Иоасу взять стрелы и лук в руки. Царь взял. Тогда провидец молвил ему: «Ударь по земле стрелой». Иоас ударил три раза и замер. Провидец Елисей разгневался на него, молвив: «Если бы ты пять либо шесть раз ударил, одержал бы полную победу над Сирией. Теперь же ты сможешь лишь три поражения ей нанести».

Так, прорицая Иоасу, святой Елисей преставился и был похоронен с почтением.

Чудеса Елисея после смерти

Много добрых дел совершил пророк Елисей. Молитва его могла послать на землю даже обильный дождь. Известно, что провидец Елисей не только при жизни творил чудеса, но и явил себя чудотворцем после смерти своей. Через год после того, как он перешёл в мир иной, за город несли хоронить одного умершего. Появилась в этот момент орава моавитян, осуществлявших набег на земли Израиля.

Люди, которые несли почившего, издалека заметили неприятелей и оставили труп в близлежащей пещере. Это была именно та пещера, в которой прах провидца Елисея покоился. Мертвец коснулся костей прорицателя и мгновенно ожил: он вышел из пещеры и поспешил в город.

Так и после смерти Господь прославил Своего угодника. День пророка Елисея люди празднуют с благоговением. Дивен Господь Бог Израилев во святых своих.

Икона

Чем может помочь чудотворная икона пророка Елисея? Просящего человека она защитит от всех скорбей и бед, болезней, поможет ему обрести духовную силу и душевное равновесие.

Елисеевский храм

Церковь Елисея-пророка размещена недалеко от Санкт-Петербурга на берегу озера Сидозеро, около дачного посёлка с таким же названием. Раньше на месте этого посёлка было размещено Яковлевское урочище.

Храм пророка Елисея создан в 1899 году. Построен он из дерева, но имеет формы эклектичного русского стиля, свойственного каменному зодчеству. Закрыли храм в конце 1930-х годов. Сегодня он полностью заброшен и не функционирует.

Вообще, храм святого пророка Елисея знаменит и считается многозначительным объектом «Подпорожского кольца». Туристы рассказывают о нём, как о труднодоступном, хотя на самом деле от дачного посёлка до него идти всего сорок минут.

Это строение очень красивое и необычное. При этом оно постепенно разрушается и, судя по всему, в списке культурных объектов, подлежащих восстановлению, не значится.

История церкви Елисея

Известно, что церковь провидца Елисея была освящена 13 (по новому стилю 26) июня 1899 года в посёлке Сидозеро Олонецкой губернии. Это строение появилось не случайно. Его уникальное посвящение связано с тем, что храм был возведён на месте погребения некоего монаха Елисея. Народная легенда именовала его иноком близлежащей Яблонской пустыни — маленького монастыря, размещённого на Яблонском полуострове, посреди Свири.

По преданию, в Смутное время, когда Яблонскую пустыню разорили поляки, Елисей спасся в лесах на правом берегу Свири. Он поселился на побережье Сидозера. Местные жители ещё в конце XIX века рассказывали о «монаховой дорожке», которой провидец ходил с Сидозера к своему разорённому монастырю. Здесь же, на Сидозере, Елисей и преставился.

На его могиле был поставлен внушительный крест. Местные жители с давних пор почитали Елисееву могилку, икона пророка Елисея у каждого имелась в жилище. В 1870 годах, в память завершения эпидемии среди сельского скота, было решено каждый год 14 июня праздновать день памяти провидца Елисея. Тогда же над захоронением из дерева возвели часовню. С каждым годом увеличивалось число паломников, посещавших это святое место, и в конце XIX века люди решили здесь возвести особую церковь.

За что были прокляты дети?

Что же произошло, когда встретились на пустынной дороге пророк Елисей и дети? Почему Божий человек проклял ребятишек? Давайте разберём этот сложный вопрос.

  1. В оригинале текста 4 Цар. 2:24 слово «лес» может переводиться как «роща» или «дубрава». В те времена в тех местах было много дубрав и рощ, а животные были ещё не истреблены. Поэтому нет ничего странного в том, что медведи могли бродить где им вздумается.
  2. Провидец проклял не малых ребятишек. Ведь в оригинале используется слово «малые», которое может быть переведено как «меньший», «младший», а «дети» может переводиться как «мальчик», «юноша», «слуга», «раб». Фактически мы видим здесь не малышей, а толпу озлобленных подростков. А ведь они провидца не просто высмеивали. Они называли его лысым и призывали взойти на небо. Злые подростки требовали от Елисея, насмехаясь над ним, чтобы он взошёл на небо, как недавно его учитель Илия. Это было не только пренебрежением к пророку, но и непосредственно к Богу.

Надеемся, что данная статья помогла вам изучить житие провидца Елисея.

Время пророческого служения Илии приближалось к концу. Бог указал ему преемника в лице Елисея . Он был сыном Сафата (евр. Шофет — судия). Имя отца может указывать на высокое положение семьи в обществе. Родина его — Авел-Мехола, город в северной части долины Иордана. О состоятельности семьи говорит и то, что Елисей, когда его нашел Илия, пахал, имея двенадцать пар рабочих волов. Проходя мимо него, пророк Илия бросил на Елисея свою милоть (верхняя одежда из кожи). Это символическое действие означало принятие его в духовное общение. Пророк Илия призывал Елисея к совместному пророческому служению . Елисей с полной готовностью оставил своих волов и пошел за Илией. Так позже оставят апостолы Андрей и Иоанн сети и лодки и пойдут за Спасителем.

Пророк Елисей явился прямым продолжателем пророка Илии в борьбе против идолопоклонства в Израиле. По повелению Господа пророк Илия помазал Елисея . Через это Елисей принял пророческую благодать и право помазывать других .

Из 3-й книги Царств мы узнаём, что во времена Илии и Елисея существовали не только пророки, но и сыны пророческие . Кто они? Это — ученики пророков. В Израиле со времен пророка Самуила существовали пророческие школы под руководством известного пророка . Главной целью их была борьба за истинную религию против язычества, распространение среди народа истинного благочестия. При этом слово пророк надо понимать широко — как определенное религиозное служение, а не открытие будущего.

Зная о скором взятии из этой жизни, пророк Илия говорит Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя (4 Цар 2, 9). Елисей сказал: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне . На это пророк Илия ответил: Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар 2, 10). Чтобы правильно понять это прошение Елисея и не усомниться в смирении его, нужно знать, что он был в отношениях духовного сыновства с пророком Илией. Причем обладал духовным первородством, а по действующему закону первородный сын имеет право получить двойную часть, ибо он начаток силы (Втор 21, 17). Пророк Елисей просит святого Илию признать его первородство и из благодатного наследства своего духа пророческого и чудотворения уделить ему сугубую часть.

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони . У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей.

Великий пророк вознесся в теле . Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3-4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их , но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут .

В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2).

После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес : ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие.

Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34-35).

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128).

Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы . На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам.

По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама.

Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет.

О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14).

Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии.

Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20-22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

Личности Елисея Иисус Сирах дает такую высокую оценку: Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 48, 12-15).

Пророк Елисей был одним из великих и славных пророков Израильского царства. Сам пророк Илия, по указанию Божию, помазал его на пророческое служение и стал его учителем.

Праведник жил в то время, когда еврейский народ начал отступать от веры в единого истинного Бога. Чтобы вернуть израильтян к вере, Господь посылал к ним Своих служителей - пророков. Они своей проповедью возвращали людей на путь истинного богопочитания.

На израильтян Бог возложил важную миссию. Из их числа должен был родиться Сын Божий, Спаситель мира.

Уклонение в идолопоклонство наносило еврейскому народу большой вред. Язычество искореняло в нём памятование о грехопадении и необходимости спасения людей от власти греха и смерти.

Пророк Елисей проповедовал и совершал великие чудеса, являя народу силу истинной веры, дающей возможность человеку стать подобным Богу. Однажды к Елисею с плачем пришла бедная вдова. Её муж оставил после себя большой долг, и заимодавец угрожал взять за него в рабство обоих её сыновей. У бедной женщины не осталось в доме ничего, кроме одного сосуда с маслом.

Пророк Божий повелел ей собрать у соседей как можно больше пустых сосудов и разлить в них масло. Женщина послушала его и с верою исполнила указанное пророком. Свершилось чудо: масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды.

Женщина продала масло, уплатила весь долг, а на оставшиеся деньги смогла безбедно жить со своими сыновьями. Через пророка Елисея Бог явлет Свою силу, не оставляя всех притекающих к нему. Он щедро вознаградил бедную вдову за её твёрдую веру.

В другой раз пророк насытил сто человек двадцатью ячменными хлебами, и после трапезы ещё оставалась еда.

Это было прообразом чуда, совершённого Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, когда Он пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек.

Прославил Елисей Бога и тем, что в городе Сонаме воскресил умершего сына одной богатой женщины. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам пророка, моля вернуть ей ребёнка. Пророк вошёл в дом, где лежал умерший, и долго там молился. По его вере и горячей молитве ребёнок ожил.

Слава о чудесах пророка разнеслась не только по всей Палестине, но и за её пределами. Она стала поводом к одному из самых замечательных событий в жизни Елисея.

Военачальник сирийского царя Нееман был болен проказой. Никто не мог вылечить его. Страшная болезнь повергла в горе всю его семью. Несчастному оставалось лишь ждать своего конца. У жены Неемана была служанкой пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она вспомнила о пророке Елисее. В то время слава о его чудесах уже разнеслась по всему Израильскому царству. Служанка рассказала своей госпоже о пророке, и та, в надежде на чудо, поведала о нём своему мужу.

Нееман в сопровождении свиты поехал к пророку в землю израильскую. Елисей послал навстречу Нееману слугу - сказать, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Военачальник сделал так и тотчас исцелился. Обновлённый душой и телом, с богатыми дарами он возвратился к Елисею. Но пророк ничего не принял от него.

Праведник знал, что нет его заслуги в этом чудесном исцелении. Видь только Господь имеет силу исцелять человека. Это бескорыстие поразило Неемана, и он воскликнул: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа».

Желая приносить жертвы истинному Богу у себя на родине, в Сирии, военачальник Нееман испросил разрешения у пророка Елисея взять с собой частицу священной израильской земли. Так произошло великое чудо исцеления тела и обращения души к истинному Богу. Телесная немощь привела человека к обретению крепости духовной. Единый истинный Бог Израилев открылся через Своего святого пророка и просветил истинной верой душу язычника.

Великие чудеса и жизнь пророка Елисея ознаменовали собой исцеление от проказы язычества всего человечества. Язычники были просвещены светом Божественной истины. Этой истиной стал воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Задолго до Его пришествия в мир Бог являл человечеству пророков. Своей проповедью и чудесами они призывали людей к покаянию и подготавливали их к грядущему приходу Спасителя мира.