Потусторонняя жизнь. Жизнь после смерти: реальные факты и случаи в истории. Для всех ли людей загробная жизнь одинакова

Потусторонняя жизнь. Жизнь после смерти: реальные факты и случаи в истории. Для всех ли людей загробная жизнь одинакова
Потусторонняя жизнь. Жизнь после смерти: реальные факты и случаи в истории. Для всех ли людей загробная жизнь одинакова

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась.

В этой статье мы не будем приводить реальные случаи из практики врачей реаниматологов и рассказы тех, кто сам перенес клиническую смерть, поскольку массу таких описаний можно найти в таких книгах как:

  • «Ближе к свету» (
  • Жизнь после жизни (
  • «Воспоминания о смерти» (
  • «Жизнь при смерти» (
  • «За порогом смерти» (

Целью данного материала является классификация того что видели люди побывавшие в загробном мире и изложение рассказанного ими в понятной форме в качестве доказательства существования жизни после смерти.

Что происходит после смерти человека

«Он умирает» – это зачастую первое, что слышит человек в момент клинической смерти . Что же происходит после смерти человека? Сначала пациент чувствует, что он выходит из тела и секунду спустя он смотрит на себя сверху вниз паря под потолком.

В этот момент человек впервые видит себя со стороны и испытывает огромный шок. В панике старается привлечь к себе внимание, закричать, дотронуться до врача, передвинуть предметы, но как правила все его попытки тщетны. Его никто не видит и не слышит.

Спустя некоторое время человек осознает, что все его чувства остались функциональными, не смотря на то, что его физическое тело мертвое. Более того пациент испытывает неописуемую легкость которую ранее он никогда не испытывал. Это ощущение настолько прекрасно, что умирающему уже не хочется возвращаться обратно в тело.

Некоторые после вышеописанного возвращаются в тело, и на этом их экскурс в загробную жизнь заканчивается, кому-то напротив удается попасть в некий тоннель, в конце которого виден свет. Пройдя своего рода врата, они видят мир большой красоты.

Кого-то встречают родные и друзья, некоторые встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Кто-то уверен, что это Иисус Христос, кто-то утверждает, что это ангел хранитель. Но все согласны с тем, что он полон добра и сострадания.

Конечно, далеко не всем удается полюбоваться красотой и насладиться блаженством загробной жизни . Отдельные люди рассказывают, что они попадали в мрачные места и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.

Мытарства

Вернувшиеся с «того света» часто рассказывают, что в какой-то момент они увидели всю свою жизнь как на ладони. Каждый их поступок, казалось бы, случайно брошенная фраза и даже мысли проносились перед ними как наяву. В этот момент человек пересматривал всю свою жизнь.

В этот момент не было таких понятий как социальный статус, лицемерие, самолюбие. Все маски бренного мира были сброшены и человек представал на суд словно голым. Он не мог скрыть нечего. Каждый его плохой поступок отображался в мельчайших подробностях и было показано, как он подействовал на окружающих и тех, кому таким поведением была причинена боль и страдания.



В это время все достигнутые в жизни преимущества - социальное и экономическое положение, дипломы, титулы и т.д. - теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. В этот момент человек осознает, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия.

Для злых и жестоких людей – это поистине будет началом невыносимых внутренних мучений, так наз, от которых никуда невозможно деться. Сознание сделанного зла, искалеченной своей и чужой души, становиться для таких людей подобно «огню неугасимому» из которого нет выхода. Именно такой суд над поступками именуется в христианской религии как мытарства.

Загробный мир

Перейдя за черту человек, несмотря на то, что все органы чувств остаются прежними, совершенно по-новому начинает ощущать все окружающее. Его ощущения будто начинают работать на все сто процентов. Гамма чувств и переживаний настолько велика, что вернувшиеся просто не могут словами объяснить всего того, что довилось им там почувствовать.

Из более земного и привычного нам по восприятию это время и расстояние, которое, по словам побывавших в загробном мире течет там абсолютно иначе.

Люди, пережившие клиническую смерть, часто затрудняются ответить, сколько длилось их посмертное состояние. Несколько минут, или несколько тысяч лет, для них это не составляло никакой разницы.

Что же касалось расстояния, так оно и вовсе отсутствовало. Человек мог перенестись в любую точку, на любое расстояние лишь только подумав об этом, то есть силой мысли!



Удивительным моментом является и то, что не все из реанимированных описывают места похожие на рай и ад. Описания мест отдельных индивидов просто потрясают воображения. Они уверены, что были на других планетах или в других измерениях и это похоже на правду.

Посудите сами словоформы вроде холмистые луга; яркая зелень такого цвета, какого на земле не бывает; поля, залитые чудесным золотым светом; города неописуемые словами; животные каких больше нигде не встретишь – все это не относиться к описаниям ада и рая. Люди побывавшие там не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.

Как выглядит душа

В каком облике предстают умершие перед другими и как они выглядят в своих глазах? Такой вопрос интересует многих и к счастью те, кто побывал за гранью дали нам ответ.

Те, кто осознавал свой выход из тела, рассказывают, что поначалу им было нелегко себя узнать. В первую очередь пропадает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики – молодыми.



Тело тоже преображается. Если человек при жизни имел какие-либо повреждения или увечья, то после смерти они исчезают. Появляются ампутированные конечности, возвращается слух и зрение, если оно отсутствовало ранее у физического тела.

Встречи после смерти

Те, кто побывал по ту сторону «завесы» часто рассказывают, что встречались там со своими умершими родственниками, друзьями и знакомыми. Чаще всего люди видят тех, с кем были близки при жизни или состояли в родстве.

Такие видения нельзя считать правилом, скорее это исключения которые происходят не очень часто. Обычно такие встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кто должен вернуться на землю и изменить свою жизнь.



Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие».

Общение душ

Многие реанимированные люди утверждают, что там с ними общалось нечто или некто. Когда же их просят рассказать, о чем шел разговор, они затрудняются ответить. Происходит это по причине неизвестного им языка, а точнее нечленораздельной речи.

Долгое время врачи не могли объяснить, почему люди не помнят или не могут передать услышанное и считали это всего лишь галлюцинациями, но со временем некоторые вернувшиеся все же смогли пояснить механизм общения.

Выяснилось, что там люди общаются мысленно! Следовательно, если в том мире все мысли «слышны», то нам нужно научиться здесь контролировать свои мысли, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.

Перейти рубеж

Практически каждый, кто испытал загробную жизнь и помнит о ней, рассказывает о некоем барьере, который разделяет мир живых и мертвых. Перейдя на другую сторону, человек никогда не сможет вернуться к жизни и каждая душа это знает хоть ей об этом и никто не сообщал.

Эта граница для каждого своя. Одни видят забор или решетку на границе поля, другие берег озера или моря, а третьи как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого.



Прочитав все вышеописанное, только закоренелый скептик и материалист может сказать, что загробная жизнь это вымысел. Многие врачи и ученые долгое время отрицали не только существования ада и рая, но и вовсе исключали возможность существования загробной жизни.

Показания очевидцев испытавших это состояния на себе загнали в тупик все научные теории отрицавшие жизнь после смерти . Конечно сегодня есть ряд ученых которые до сих пор считают все показания реанимированных галлюцинациями, но такому человеку не помогут никакие доказательства пока он сам не начнет путешествие в вечность.

Про загробную жизнь известно человеку немного. Ученые вообще не могут прийти к единому мнению, существует ли она, ведь доказать такое невозможно. Можно лишь довериться тем, кто пережил клиническую смерть и видел, что происходит за чертой. В этой статье мы попытаемся разобраться, существует ли загробная жизнь, какие ее тайны на сегодняшний день раскрыты, а что еще остается недоступным для человека.

Загробная жизнь – это загадка. У каждого человека есть свое личное мнение на счет того, может ли она существовать. В основном ответы обосновываются тем, во что верит человек. Приверженцы христианской религии однозначны во мнении, что человек после смерти продолжает жить, ведь умирает только его тело, а душа – бессмертна.

Есть доказательства загробной жизни. Все они основываются на рассказах людей, которым пришлось побывать одной ногой на том свете. Речь идет о людях, переживших клиническую смертью. Они рассказывают, что после того, как останавливается сердце и прекращают работу другие жизненно важные органы, события развиваются так:

  • Душа человека покидает тело. Умерший видит себя со стороны, и это шокирует его, хотя состояние в целом в такой момент описывается, как умиротворенное.
  • После этого человек отправляется в путь по туннелю и приходит либо туда, где светло и красиво, либо туда, где страшно и мерзко.
  • В пути человек просматривает свою жизнь, как фильм. Перед ним появляются самые яркие моменты, имеющие моральную основу, которые ему пришлось пережить на земле.
  • Никто из тех, кто побывал на том свете, не чувствовал никаких мук – все рассказывали о том, что там хорошо, свободно, легко. Там, по их словам, счастье, ведь там люди, которые уже давно ушли из жизни, и все они довольные, счастливые.

Ученые считают, что люди, пережившие клиническую смерть, не боятся умирать по-настоящему. Некоторые вообще ждут, когда наступит их час отойти в мир иной.

У каждого народа существуют свои поверья и понимание, как живут умершие в загробной жизни:

  1. Например, жители Древнего Египта считали, что в загробной жизни человек первым делом встречается с богом Осирисом, который проводит над ними суд. Если при жизни человек совершил очень много плохих дел, то его душа отдавалась на растерзание ужасным животным. Если же он при жизни был добрым и порядочным, то его душа отправлялась в рай. До сих пор такого мнения о жизни после смерти придерживаются жители современного Египта.
  2. Подобное представление о загробной жизни и у греков. Только они считают, что душа после смерти однозначно отправляется к богу Аиду, и там она остается навсегда. Только избранных Аид может отпустить в рай.
  3. А вот славяне верят в перерождение человеческой души. Они считают, что она после смерти тела человека на какое-то время отправляется на небеса, а потом возвращается на землю, но уже в другой мерности.
  4. Индуисты и буддисты убеждены, что душа человека вообще не попадает на небеса. Она, высвобождаясь из тела человека, ищет сразу же себе другое пристанище.

18 тайн загробной жизни

Ученые, пытаясь исследовать, что происходит с телом человека после смерти, сделали несколько выводов, о которых мы хотим рассказать и своим читателям. На многих из этих фактов основываются сценарии для фильмов про загробную жизнь. О каких фактах идет речь:

  • В течение 3 дней после того, как человек умирает, его тело разлагается полностью.
  • У мужчин, которые покончили жизнь путем повешения, всегда происходит посмертная эрекция.
  • Мозг человека после того, как у него останавливается сердце, живет еще максимум 20 сек.
  • После того, как человек умирает, его вес существенно снижается. Данный факт был доказан доктором Дунканом Макдугало.

  • Тучные люди, которые умерли такими же, через несколько дней после своей кончины, превращаются в мыло. Жир начинает, будто таять.
  • Если похоронить человека живьем, то смерть придет за ним через 6 ч.
  • После того, как человек умирает, у него прекращают расти и волосы, и ногти.
  • Если ребенок проходит через клиническую смерть, то он видит только хорошие картины, в отличие от взрослых.
  • Жители Мадагаскара каждый раз на поминки выкапывают останки своего умершего родственника, чтобы станцевать с ними ритуальные танцы.
  • Самое последнее чувство, которого лишается человек после своей смерти – это слух.
  • Память о произошедших в жизни событиях на земле остается в мозге навсегда.
  • Некоторые слепые люди, которые родились с такой патологией, могут видеть то, что будет с ними происходить после кончины.
  • В загробном мире человек остается собой – таким же, каким он был при жизни. Все качества его характера, разум сохраняются.
  • Мозг продолжает обеспечиваться кровью, если сердце человека остановилось. Это происходит до тех пор, пока не будет констатирована полная биологическая смерть.
  • После того, как умирает взрослый человек, он видит себя ребенком. Дети же, наоборот, видят себя уже взрослыми людьми.
  • В загробной жизни люди одинаково красивые. Никакие увечья и прочие уродства не сохраняются. От них человек избавляется.
  • В теле человека, который умирает, накапливается очень большое количество газа.
  • Людям, которые покончили жизнь с собой, чтобы избавиться от накопившихся проблем, на том свете все равно придется ответить за этот поступок и разрешить все эти проблемы.

Интересные истории о загробной жизни

Некоторые люди, которым пришлось пережить клиническую смерть, рассказывают, что они чувствовали в этот момент:

  1. Настоятель Баптистской церкви в США попал в аварию. Его сердце перестало биться, и скорая помощь даже констатировала смерть. Но, когда приехали полицейские, среди них был прихожанин, который лично был знаком с настоятелем. Тот взял жертву ДТП за руку и прочел молитву. После этого настоятель ожил. Он рассказывает, что в момент, когда над ним произносилась молитва, Бог ему говорил, что тот должен вернуться на землю и доделать мирские дела, важные для церкви.
  2. Строитель Норман МакТагерт, работавший и на объекте по возведению жилого дома в Шотландии, однажды упал с большой высоты и впал в коматозное состояние, в котором пробыл 1 день. Он рассказывал, что, находясь в коме, он побывал в загробном мире, где общался с матерью. Именно она оповестила его о том, что ему нужно вернуться на землю, потому что там его ждет очень важная новость. Когда мужчина пришел в себя, его жена сказала, что беременна.
  3. Одна из канадских медсестер (имя ее, к сожалению, неизвестно) рассказала потрясающую историю, которая случилась с ней на работе. Среди ночного дежурства к ней подошел десятилетний мальчик и попросил, чтобы она передала его маме, чтобы та не переживала о нем, что с ним все хорошо. Медсестра начала гнаться за ребенком, который после сказанных слов начал от нее убегать. Она увидела, как тот забежал в дом, поэтому начала в него стучать. Дверь открыла женщина. Медсестра рассказала ей о том, что услышала, но женщина была крайне удивлена, ведь ее сын не мог выйти из дома, потому что был сильно болен. Оказалось, что к медсестре приходил призрак ребенка, который скончался.

Верить в эти рассказы или нет – личное дело каждого. Однако нельзя быть скептиком и отрицать существование чего-то сверхъественного рядом. Чем же можно объяснить тогда сны, в которых некоторые люди общаются с покойниками. Их явление часто означает что-то, предвещает. Если человек общается с покойником в первые 40 дней во сне после смерти, то это значит, что к нему реально приходит дух этого человека. Он может ему рассказывать обо всем, что с ним происходит в загробной жизни, просить о чем-то и даже звать с собой.

Конечно, в реальной жизни каждому из нас хочется думать только о приятном, хорошем. Готовиться к смерти бессмысленно, и думать о ней тоже, ведь она может нагрянуть не тогда, когда мы ее себе запланировали, а тогда, когда наступит час человека. Мы желаем вам, чтобы ваша земная жизнь была полна радости и добра! Совершайте высокоморальные поступки, чтобы в загробном мире Всевышний вас за это вознаградил прекрасной жизнь в райских условиях, в которых вы будете счастливы и умиротворены.

Видео: «Загробная жизнь реальна! Научная сенсация»


Большинство людей, достигнув определенного возраста, начинают задумываться над вопросами, существует ли загробная жизнь, как живут наши умершие. Большинство религий проповедуют мир иной, где человек избавлен от всех бед и забот, но для того чтобы получить место в Эдеме, необходимо заслужить его благочестивым поведением в земной жизни. После того как в последние десятилетия атеизм стал сдавать свои позиции, парапсихологи, экстрасенсы, ученые нетрадиционных направлений доказали, что загробная жизнь существует.
Что происходит по ту сторону видимости и что дало основание для таких заключений?


Существует ли загробная жизнь - доказательства:

Многие провидцы (Вангелия Гуштеровп – Ванга, Григорий Распутин - Новых, танзанийский мальчик шейх Шарифу) не сомневались в существовании потустороннего мира и в том, что для каждого человека там отведено свое место. Прямыми доказательства посмертного существования реальных, исторических личностей (в основном Девы Марии) можно считать Фатимские Чудеса (1915-1917 годы) и Лурдские исцеления. Некоторые ученые, придерживающие атеистического мировоззрения, на вопрос, существует ли загробная жизнь, доказательства которой в большинстве случаев носят косвенный характер, отвечают утвердительно.

Загробная жизнь: как живут наши умершие

Академик-нейрофизиолог Н.П. Бехтерева, сама профессия которой не приемлет никакого мистицизма, в своих автобиографических воспоминаниях рассказывает о том, что ей неоднократно являлся призрак покойного мужа. При этом супруг, также работавший в области медицинской физиологии, советовался с ней о нерешенных во время жизни проблемах. Если первоначально ночные встречи с призраком вызывали у женщины озабоченность, то после появления его в дневное время всякие опасения исчезли. Наталья Петровна ни капли не сомневалась в реальности происходящего.

Известный американский провидец Эдгар Кейси, вводя себя в сомнамбулическое состояние, сделал около 25 тысяч предсказаний, в одном из которых с точностью до часа указал время своей смерти. При диагностировании заболеваний Э. Кейси достиг точности 80% – 100%. Он был глубоко уверен о своей реинкарнации и повторном появлении на свет в другом образе.

Некоторые исследователи, основываясь на реальных событиях, явлениях и феноменах, читают непреложным фактом то, что ученые доказали, что загробная жизнь существует. Однако контакт с потусторонним миром возможен только у отдельных лиц – «проводников»: индивидов, находящихся в стрессовом или пограничном состоянии, или людей, обладающих экстрасенсорными способностями.

Последними доказательствами существования загробной жизни можно считать поиски жительницы Новосибирска М.Л. Бабушкиной могилы своего отца, погибшего вовремя Великой Отечественной Войны. Его захоронение Мария Лазаревна нашла в составе группы «Поиск». При этом, по утверждению участников экспедиции, она с поразительной точностью указала место упокоения. В интервью телевидению М.Л. Бабушкина достаточно убедительно объяснила корреспондентам, что к могиле отца поисковиков вел его голос, и он же указал с точностью до метра место нахождения останков фронтовика.

О подобных случаях неоднократно сообщали участники поисковых экспедиций из Новгорода. По их сообщениям, души не успокоенных должным образом фронтовиков выходят на поисковиков-одиночек и сообщают координаты захоронения. Наибольшее количество контактов с представителями загробного мира отмечено в одном их урочищ Мясного Бора (Долина Смерти), где в 1942 году была окружена фашистами 2 ударная армия, большинство солдат и офицеров погибло при попытке прорвать окружение.
ученые доказали что загробная жизнь существует

Видения потустороннего мира

***Галина Лагода из Калининграда во время клинической смерти, находясь на операционном столе, встретилась с незнакомцем в белом одеянии, который сказал, что она не выполнила свою земную миссию, а для его завершения этой миссии передал умиравшей дар предвидения.
***Юрий Бурков после остановки сердца не терял связи с внешним миром, а после возвращения к жизни первым делом поинтересовался у жены, нашла ли она потерянные ключи, о чем находящаяся в панике женщина никому не рассказывала. Он же через несколько лет, находясь с женой у постели больного сына, которому врачи поставили смертельный диагноз, предрек, что сын сейчас не умрет и ему дарован год жизни – предсказание сбылось с абсолютной точностью.
***Анна Р. во время клинической смерти наблюдала ослепительно яркий свет и коридор, ведущий в бесконечность, войти в который ей не дали успешно проведенные реанимационные процедуры.

О многочисленных посмертных явлениях святых, пророков и мучеников, которые с достаточной точностью предсказывают не только глобальные мировые события, но и будущее конкретного лица, можно говорить как о реальных фактах. Это дает основание полагать, что загробная жизнь существует, как живут в ней наши умершие, населяющим материальный мир остается неизвестно. Эти знания находятся за пределами понимания человека, и напоминают о потустороннем мире только единичные случаи.

Светлана Сушкевич
*******

PS: Верите вы или не верите, но умершие приходят ко мне, лет 30. Даже те души, которые должны уйти, они сами, их души, ко мне приходят, что бы предупредить через меня их родных. В предсказаниях я не ошибалась.Честно говоря, я не предсказываю смерть, только когда сами души приходят. Я очень редко предсказываю смерть. Моя задача предупредить об опасной трагедии. Но самое страшное, что я на самом деле вижу видения, людей, которые покидают это мир. Я их вижу и после смерти. Я видела Рай. Я принимала души в тот мир, по дороге, которой они идут. Конечно, это коротко. Долго описывать.

Здравствуйте уважаемые читатели! Весьма популярный вопрос от Владимира: Есть ли загробный мир, за гранью видимого материального мира? И существует ли загробная жизнь? В каком виде человек продолжает жить после смерти, если продолжает? И ещё одни вопрос – для всех ли людей загробная жизнь одинакова?

На самом деле, практически все эти вопросы мы уже рассматривали на нашем сайте. А в данной статье, я хочу подробнее рассказать о жизни в . Потому что, как заметил Владимир, не для всех людей загробная жизнь одинакова, и это действительно так.

Но для начала кратко ответим на первые вопросы:

Да, загробный мир существует и в он называется – . Тонкий мир на много разнообразнее и сложнее мира физического.

Да, загробная жизнь для человека существует , вернее для его бессмертной Души. По данной теме рекомендую к прочтению статьи:

Подробнее рассмотрим ответы на последние два вопроса.

В каком виде человек продолжает жить в загробном мире?

По сути, жить после физической смерти тела продолжает Душа человека, но вид у неё может быть очень разный. Душа может выглядеть большой и сияющей, с огромными белыми крыльями Веры, а может быть сжатой в комок, заточенной в тёмную оболочку эго, с обрезанными крыльями и дырой вместо сердца.

Больше всего это зависит от того, как человек прошёл своё земное воплощение, достойно или нет. В зависимости от этого, душа будет либо благословлена и , если она достойно реализовала свои земные задачи. Либо попадёт в рабство и будет страдать, если человек был падшим, злым. Либо зависнет между Небом и Землёй, там где пребывает серая масса ни во что не верующих и бездельников, когда человек ничего хорошего за всю свою жизнь не сделал. А мест, где может пребывать душа в загробном мире после смерти человека – огромное множество.

Для всех ли людей загробная жизнь одинакова?

Нет, для каждой души будет определено своё место, согласно Делам и Вере человека, согласно балансу и (накопленных грехов)!

Причём Вера человека имеет часто ключевое значение. Например, место пребывания в загробном мире мусульман, христиан, и людей других вероисповеданий будет разным.

Эгрегоры Религий – одни из самых мощных и огромных на Земле. Верхняя часть эгрегора религии, например Христианства – это светлые храмы, где служат Богу Души и фантомы христианских Святых. Самая нижняя часть эгрегора христианства – тёмная, это чистилища и ады, где отбывают наказания и проходят круги очищения грешники (преступники, предатели, и т.д.).

Как правило, в каждой религии, духовной или эзотерической системе – свои места рая и ада, воспитания и обучения души и фантомов, отработки и служения Богу. И каждая душа после смерти занимает то место, которое она заслуживает, которое необходимо для искупления грехов, отбывания наказаний, её обучения, роста, отдыха и подготовки к следующему воплощению.

Также, душа после смерти человека может пребывать какое-то время в родовом эгрегоре, с душами родственником, подводить итоги воплощения в эгрегоре и т.д. Сколько и где находится душа после её ухода в мир иной решают Высшие Силы.

Также читайте

Что же такое загробная жизнь, или какая она жизнь после смер-ти? Желая приступить к посильному разрешению этого таинственно-го вопроса, я помню Твои слова, Христе Боже наш, что без Тебя не можем ничего делать доброго, но «просите и дастся вам»; и потому молюсь Тебе со смиренным и сокрушенным сердцем; приди ко мне на помощь, просвещая меня, как всякого человека в мире, к Тебе приходящего. Сам благослови и укажи, при содействии Всесвятого Твоего Духа, где нам искать разрешения нашего вопроса о загроб-ной жизни, вопроса, столь нужного для настоящего времени. Для нас нужно такое разрешение и само по себе, а также и для посрамления двух ныне стремящихся к господству ложных направлений челове-ческого духа, материализма и спиритизма, выражающих болез-ненное состояние души, состояние эпидемическое, противное христи-анскому вероучению .

Часть 1

БУДЕМ ЖИТЬ!

Загробная жизнь человека состоит из двух периодов; 1) загробная жизнь до воскресения мёртвых и всеобщего суда - жизнь души, и 2) загробная жизнь после этого суда - вечная жизнь человека. Во второй период загробной жизни все имеют один возраст, по уче-нию слова Божьего.

Спаситель прямо сказал, что за гробом души живут, как ангелы; следовательно, загробное со-стояние души - сознательное, а если души живут, как ангелы, то их состояние и деятельное, как учит этому наша православная Церковь, а не безсознательное и сонное, как некоторые думают.

Ложное учение о сонном, безсознательном, а следовательно и не деятельном состоянии души в первый период её загробной жизни не согласуется ни с Откровением Ветхого и Нового Завета, ни со здравым разумом. Появилось оно ещё в III веке в христианском обществе вследствие неправильного понимания некоторых выраже-ний слова Божьего. В Средние века это ложное учение давало о себе знать, и даже Лютер иногда приписывал душам за гробом безсознательное сонное состояние. Во время Реформации главными представителями этого учения были анабаптисты - перекрещенцы. Далее это учение развивали социниане-еретики, от-вергающие Святую Троицу и божественность Иисуса Христа. Ложное учение не перестает развиваться даже и в наше время.

Откро-вение как Ветхого, так и Нового Завета предлагает нам догмат за-гробной жизни души, и вместе с тем даёт знать нам, что состояние души за гробом есть личное, самостоятельное, сознательное и дей-ственное. Если бы было не так, то слово Божье не представляло бы нам спящих действующими сознательно.

После разлучения с телом на земле, душа в загробном мире са-мостоятельно продолжает своё бытие в течение всего первого перио-да. Дух и душа продолжают за гробом своё существование, входят в состояние или блаженное, или мучительное, от которого могут быть избавлены по молитвам св. Церкви.

Таким образом, первый период загробной жизни заключает ещё возможность для некоторых душ избавления от адских мучений до наступления последнего суда. Второй же период загробной жизни душ представляет только блаженное или только мучительное состояние.

Тело на земле служит помехою душе в её деятельности, там же, за гробом, в пер-вом периоде, - эти препятствия устранятся отсутствием тела, и душе можно будет действовать единственно по своему настроению, усво-енному ею на земле; или доброму, или злому. А во втором периоде своей загробной жизни душа будет поступать хотя и под влиянием тела, с которым опять соединится, но тело уже изменится, и его влияние будет даже благоприятствовать деятельности души, освободившись от грубых плотских потребностей и получив новые духовные свойства.

В таком виде изобразил загробную жизнь и деятельность душ в первый период загробной жизни Господь Иисус Христос в своей притче о богаче и Лазаре, где души праведника и грешника представ-лены живыми и сознательно действующими внутренне и внешне. Души их мыслят, желают и чувствуют. Правда, на земле душа может изменить свою добрую деятельность на злую и, обратно, злую на добрую, но с какою перешла за гроб, та деятельность уже будет раз-виваться целую вечность.

Не тело оживляло душу, но душа - тело; следовательно, и без тела, без всех своих внешних органов, она сохранит все силы и способности. И действие её продолжается за гробом, с тем только различием, что оно будет несравненно совершеннее земного. В доказательство вспом-ним притчу Иисуса Христа: несмотря на неизмеримую пропасть, раз-деляющую рай от ада, умерший богач, в аде находящийся, увидел и узнал и Авраама и Лазаря, пребывающих в раю; мало того, беседо-вал с Авраамом.

Итак, деятельность души и всех её сил в загробном мире будет гораздо совершеннее. Здесь, на земле, мы видим предметы на далёком расстоянии при помощи зрительных труб, и всё-таки действие зре-ния не может быть совершенно, оно имеет предел, за который зрение, даже и вооруженное линзами, не простирается. За гробом же и про-пасть не препятствует праведникам видеть грешников, и осуждённым - спасённых. Душа, пре-бывая в теле, видела человека и другие предметы, - видела именно душа, а не глаз; слышала душа, а не ухо; обоняние, вкус, осязание ощущала душа, а не члены тела; следовательно, эти силы и способности будут с ней и за гробом; она или награждается, или наказывается, поскольку она чувствует награду или нака-зание.
Если душе естественно жить в обществе ей подобных существ, если чувства души соединяются ещё на земле Самим Богом в союзе неумирающей любви, то, согласно силе неумирающей любви, души гробом не разъединяются, но, как учит св. Церковь, живут в обществе других духов и душ.

Вну-треннюю, самоличную деятельность души составляют: самосознание, мышление, познание, чувствование и желание. Деятельность же внешнюю составляют многоразличные влияния на все окружающие нас существа и предметы неодушевленные.

УМЕРЛИ, НО ЛЮБИТЬ НЕ ПЕРЕСТАЛИ

Слово Божье открыло нам, что ангелы Божьи живут не уединённо, а находятся между собой в общении. То же слово Божье, а именно свидетельство Господа Иисуса Христа гласит, что за гробом правед-ные души в царстве Его будут жить как ангелы; следовательно, и души будут между собою в духовном общении.

Общительность есть природное, естественное свойство души, без которой бытие души не достигает цели - блаженства; только при общении, взаимодействии душа может выйти из того неестественного ей состояния, о котором сказал Сам её Творец: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18).Эти слова относятся ко времени, когда человек был в раю, где нет ничего, кроме райского блаженства. Для совершен-ного блаженства, значит, недоставало только одного - ему однород-ного существа, с которым он был бы вместе, в сожительстве и в обще-нии. Отсюда ясно, что блаженство требует именно взаимодействия, обще-ния.

Если общение составляет есте-ственную потребность души, без которой, следовательно, невозможно и самое блаженство души, то эта потребность совершеннейшим обра-зом удовлетворится за гробом в обществе избранных угодников Бо-жьих.
Души обоих состояний загробного мира, спасённого и нерешённого, если они были соединены ещё на земле (и в особенности почему-либо близкие сердцу друг друга, скреплённые тесным союзом родства, дружбы, знакомства), и за гробом продолжают искренно, чистосердечно любить: даже более, чём любили во время земной жизни. Если желюбят, то значит и помнят своих оставшихся ещё на земле. Зная жизнь живых, загробные жители принимают участие в ней, скорбя и радуясь с живыми. Имея общего единого Бога, перешедшие в загробный мир надеются на молитвы и ходатай-ство живых и желают спасения равно как себе, так и живущим ещё на земле, ожидая их ежечасно на покой в загробное отечество.

Итак, любовь вместе с душой переходит за гроб в царство любви, где без любви никто существовать не может. Любовь, зароненная в сердце, освящённая и укреп-ленная верою, горит и за гробом к источнику любви - Богу - и к ближним, оставшимся на земле.
Не только пребывающие в Боге - совершенные, но и не уда-ленные ещё совершенно от Бога, несовершенные, сохраняют любовь к оставшимся на земле.

Только одни погибшие души, как совершенно чуждые любви, ко-торым ещё и на земле любовь была тягостна, сердца которых посто-янно были полны злобы, ненависти, - и за гробом чужды любви и к своим ближним. Что душа усвоит на земле, любовь или нена-висть, с тем переходит в вечность. О том, что умершие, если имели только истинную любовь на земле, и после перехода в загробное состояние любят нас, живых, - свидетельствуют евангельские богач и Лазарь. Господь ясно высказывает: богач, находясь в аде, при всех своих скорбях, ещё помнит о своих оставшихся на земле братьях, печётся об их загробной участи. Следовательно, он любит их. Если так любит грешник, то какою нежной родительской любовью любят переселившиеся родители своих оставшихся на земле детей-сирот! Какою пламенною любовью любят перешедшие в иной мир супруги своих оставшихся на земле вдовствующих! Какою ангельской лю-бовью любят переселившихся за гробом дети своих оставшихся на земле родителей! Какою чистосердечной любовью любят отшедшие от этой жизни братья, сёстры, друзья, знакомые и все истинные хри-стиане оставшихся на земле братьев, сестёр, друзей, знакомых и всех, с которыми их соединяла христианская вера! Итак, и находящиеся в аду любят нас и заботятся о нас, и пребывающие в раю молятся за нас. Не допускающий любви умерших к живым обнаруживает в подобных умствованиях собственное холодное серд-це, чуждое божественного огня любви, чуждое жизни духовной, да-лекое от Господа Иисуса Христа, соединившего всех членов Своей Церкви, где бы они ни были, на земле или же за гробом, неумираю-щею любовью.

Деятельность доб-рой либо злой души относительно близких продолжается и за гробом. Добрая душа, думает, как спасти близких и всех вообще. А вторая - злая, - как погубить.
Евангельский богач мог знать о состоянии жизни братьев на земле из своего собственного загробно-го состояния, - не видя никакой загробной отрады, как повествует Евангелие, он и делал заключение об их безпечной жизни. Если бы они вели жизнь более или менее набожную, то не забывали бы и своего умершего брата, и чем-нибудь помогали бы ему; тогда и он мог бы сказать, что получает некоторую отраду от их молитв. Вот первая и главная причина, почему умершие знают нашу земную жизнь, добрую и злую: из-за влияния её на их собственное загробное состояние.
Итак, три основания, по которым несовершенные умершие знают жизнь живых: 1) собственное загробное состояние, 2) совершенство чувств за гробом и 3) сочувствие живым.
Смерть поначалу производит скорбь - по причине видимого раз-лучения с любимым лицом. Говорят, что скорбящей душе бывает гораздо легче после пролития слёз. Скорбь без плача сильно гнетёт душу. А верою предпи-сывается только воздержанный, умеренный плач. Уезжающий куда-нибудь далеко и надолго просит того, с кем разлучается, не плакать, а молиться Богу. Умерший в этом случае совершенно подобен уехавшему; с тем только разли-чием, что разлука с первым, т.е. с умершим, быть может, наиболее коротка, и каждый следующий час может стать опять часом радост-ного свидания - по заповеди, данной Богом, быть готовым к пере-селению в загробный мир во всякий час. Поэтому неумеренный плач безполезен и вреден разлучившимся; он мешает молитве, через ко-торую верующему все возможно.

Молитва и сетование о грехах полезны обоим разлучившимся. Души через молитву очищаются от грехов. Поскольку любовь к отошедшим не может угаснуть, потому и повелено прояв-лять сочувствие к ним - носить тяготы друг друга, ходатайствовать за грехи умерших, как бы за свои собственные. А отсюда рождается плач о грехах усопшего, через что подвигается Бог на милости к умершему. Вместе с тем Спаситель доставляет блаженство и ходатаю за умершего.

Неумеренный плач об умершем вреден и живому, и умершему. Плакать нужно не о том, что наши близкие переселились в иной мир (ведь тот мир лучше нашего), а о грехах. Такой плач и Богу приятен, и умершим доставляет пользу, и плачу-щим готовит верную награду за гробом. Но как же помилует Бог умершего, если живой не молится о нем, не благодушествует, а предается неумеренному плачу, унынию, а быть может, и ропоту?

Усопшие на опыте узнали о вечном житии человека, и нам, ещё оставшимся здесь, остается только стремиться к улучшению их со-стояния, как заповедано нам Богом: «ищите прежде всего царствия Божьего и правды Его» (Мф. 6. 33) и «носите бремена друг друга» (Галл. 6. 2). Наша жизнь много поможет состоянию умерших, если мы принимаем участие в них.

Иисус Христос повелел быть готовым к смерти во всякий час. Нельзя исполнить этой заповеди, если не представляешь себе и обитателей загробного мира. Нельзя представить суд, рай и ад без людей, в числе кото-рых находятся и наши родственники, знакомые и все любезные серд-цу нашему. А что же это за сердце, которое не тронулось бы состоя-нием грешных в загробной жизни? Видя утопающего, поневоле спе-шишь подать руку помощи, чтобы спасти. Живо представляя загроб-ное состояние грешников, невольно станешь искать средств к их спасению.

Плач запрещается, а вели-кодушие повелевается. Сам Иисус Христос объяснил, почему плач безполезен, сказав Марфе, сестре Лазаря, что брат её воскреснет, а Иаиру, что дочь его не умерла, а спит; и в другом месте учил, что он Бог не мёртвых, а Бог - живых; следовательно, перешедшие в мир загробный все живы. Что же плакать о живых, к которым и мы в свой час придем? Златоустый учит, что умершему честь творят не рыдания и клики, но песни и псалмопения и житие изрядное. Плач неутешный, безнадежный, не проникнутый верою в загробную жизнь, - запретил Господь. Но плач, выражающий скорбь от разлучения сожи-тия на земле, плач, который явил и Сам Иисус Христос при могиле Лазаря, - такой плач не воспрещён.

Душе присуща надежда на Бога и на себе подобные существа, которыми она находится в различных соотношениях. Разлучившись с телом и вступив в загробную жизнь, душа сохраняет при себе всё, что ей принадлежит, в том числе и надежду на Бога и на оставшихся на земле близких и дорогих ей людей. Блаженный Августин пишет: «Почившие надеются получить помощь через нас; ибо время делания отлетело для них». Ту же истину подтверждает и св. Ефрем Сирин: «Если на земле, переселяясь из одной страны в другую, мы имеем нужду в путеводителях, то как это станет необходимо, когда будем переходить в жизнь вечную».

Приближаясь к смерти, ап. Павел просил, чтобы верующие молились о нём самом. Если даже избранный сосуд Св. Духа, бывший в раю, желал молитвы за себя, то что же сказать о несовершенных усопших? Разумеется, и они желают, чтобы мы не забывали их, ходатайствовали за них перед Богом и чем только можем помогали им. Они точно так же желают наших молитв, как мы, ещё живые, желаем, чтобы о нас молились Святые, и Святые желают спасения и нам, живым, а равно и усопшим несовершенным.

Отходящий, желая продолжить исполнение своих дел на земле и после смерти, поручает воплотить свою волю другому, оставшемуся. Плоды деятель-ности принадлежат её вдохновителю, где бы он ни был; ему принад-лежит слава, благодарение и воздаяние. Неисполнение такого завещания лишает завещателя покоя, так как получается, что он уже ничего не предпринимает для общего блага. Неисполнивший завещания подлежит суду Божьему как убийца, как отнявший средства, которые могли бы спасти завещателя из ада, избавить его от вечной смерти. Он похитил жизнь почившего, он не раздал его име-ние нищим! А слово Божье утверждает, что милостыня избавляет от смерти, следовательно, оставшийся на земле - причина смерти живущего за гробом, то есть - убийца. Он виноват как убийца. Но здесь, правда, возможен случай, когда не принята жертва покойного. Наверное, не без причины, на всё - воля Божья.

Последнее желание, разумеется, если оно не будет противозакон-но, последняя воля умирающего исполняется свято - во имя покоя отошедшего и собственной совести исполнителя завещания. Исполнением христианского завещания подвигается Бог на милость к умер-шему. Он услышит просящего с верою, а вместе с тем доставит бла-женство и ходатаю за умершего.
Вообще, все наши нерадения относительно умерших не остаются без печальных последствий. Есть народная пословица: «Мертвец у ворот не стоит, а своё возьмет!» Нельзя пренебрегать этой поговоркой, ибо она содержит немалую часть истины.

До окончательного решения Божьего суда даже праведники в раю не чужды скорби, происходящей от их любви к грешникам, пребывающим на земле, и к грешникам, пребывающим в аду. И скорб-ное состояние грешников в аду, чья судьба окончательно не решена, увеличивается нашею грешной жизнью. Если же умершие лишаются благо-дати через нашу небрежность или злой умысел, то они могут взывать к Богу об отмщении, и истинный мститель не опоздает. Кара Божья вскоре постигнет таких несправедливцев. Похищенное имение по-чившего не пойдет впрок. За по-пранную честь, имущество и права почившего страдают и поныне многие. Муки бывают до безконечности разнообразны. Люди страдают и не понимают причины, или, лучше сказать, не хотят сознаться в своей вине.

Все младенцы, умершие после св. крещения, несомненно получат спасение, по силе смерти Иисуса Христа. Ибо если они чисты от общего греха, потому что очищаются Божественным крещением, и от своего собственного (так как дети не имеют ещё своего произвола и потому не грешат), то, без всякого сомнения, они спасаются. Сле-довательно, родители при рождении детей обязаны позаботиться: вве-сти через св. крещение новых членов Христовой Церкви в православ-ную веру, чем и сделать их наследниками жизни вечной во Христе. Понятно, что загробная участь некрещеных младенцев незавидна.

О загробном состояния младенцев свидетельствуют слова Злато-устого, сказанные им от имени детей: «Не плачьте, исход наш и прохождение воздушных мытарств, в сопровождении ангелов, были безпечальны. Дьяволы ничего в нас не нашли и милостью Владыки нашего, Бога, находимся там, где пребывают ангелы и все Святые, и молимся о вас Богу». Итак, если дети молятся, значит, сознают существование своих родителей, помнят и любят их. Степень бла-женства младенцев, по учению Отцов Церкви, прекраснее, нежели даже девственников и святых. Загробный голос младенцев к своим родителям взывает устами Церкви: «Я рано умер, но зато не успел и очернить себя грехами, как вы, и избежал опасности грешить; поэтому лучше о са-мих себе, согрешающих, плачьте всегда» («Чин погребения младенцев»). Любовь к умершим детям должна проявляться в молитве за них. Мать-христианка видит в своём умер-шем ребенке своего ближайшего молитвенника перед Престолом Господним, и в благоговейном умилении благословляет Господа и за него и за себя.

И ДУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ...

Если взаимодействие душ, ещё находящихся в теле на земле с уже пребывающими в загробной жизни без тел возможно, то как же отрицать это за гробом, когда все будут или без грубых тел - в первый период загробной жизни, или в телах новых, духовных - во второй период?..

Теперь приступим к описанию загробной жизни, двух её состоя-ний: райской жизни и жизни адской, основываясь на учении св. пра-вославной Церкви о двояком загробном состоянии душ. Слово Божье свидетельствует и о возможности избавления неко-торых душ из ада по молитвам св. Церкви. Где же находятся эти души до своего избавления, коль середины между раем и адом нет?

В раю они не могут быть. Следовательно, их жизнь - в аду. Ад содержит в себе два состояния: нерешённое и погибшее. Отчего не решены на частном суде некоторые души окончательно? Оттого, что не погибли для царства Божьего, значит, имеют надежду на жизнь вечную, жизнь с Господом.

По свидетельству слова Божьего, участь не только человечества, но и самых злых духов ещё окончательно не решена, что видно из слов, сказанных бесами Господу Иисусу Христу: «что прежде времени пришел мучить нас» (Мф. 8. 29) и прошения: «чтобы не повелел им идти в безд-ну» (Лк. 8. 31).Церковь учит, что в первом периоде загробной жизни одни души наследуют рай, а другие - ад, середины - нет.

Где находятся за гробом те души, участь которых на частном суде окончательно не решена? Чтобы постичь этот вопрос, посмотрим, что значит вообще нерешённое состояние и ад. И для наглядного пред-ставления этого вопроса возьмем нечто подобное на земле: темницу и больницу. Первая назначена для преступников закона, а вторая для больных. Одни из преступников, смотря по роду преступления и степени виновности, определяются на временное заключение в темнице, а другие на вечное. Так точно и в больнице, в которую поступают больные, не способные к здоровой жизни и деятельности: уодних болезнь излечима, а других - смертельна. Грешник - нравственно больной, преступник закона; его душа после перехода в загробный мир, как нравственно больная, носящая в себе пятна греховные, сама собою не способна для рая, в котором не может быть никакой нечистоты. И потому она поступает в ад, как в темницу духовную и как бы в больницу нравственных недугов. Поэтому в аде одни души, смотря по роду и степени своей греховности, задерживаются долее, другие - менее. Кто же менее?.. Души, не утратившие желания спасения, но не успевшие принести на земле плодов истинного покаяния. Они подвергаются временным наказаниям в аду, от которых свобождаются только молитвами Церкви, а не через терпение наказания, как учит католическая Церковь.

Предназначенные к спасению, но временно пребывающие в аду, наравне с жителями рая об имени Иисусовом преклоняют свои колена. Это третье, нерешённое, состояние душ в загробной жизни первого периода, т.е. состояние, которое должно стать позже состоянием блаженства, следовательно, и не совершенно чуждое ангельской жиз-ни. О чём поётся, напр., в одной из пасхальных песен: «Ныне все исполнилось света: небо, и земля и преисподняя...», а также под-тверждается словами ап. Павла: «дабы пред именем Иисуса прекло-нилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп. 2, 10). Здесь под словом «преисподняя» именно и нужно понимать переходное состояние душ, которые наравне с обитателями неба и земли преклоняют колена перед именем Иисуса Христа; преклоняют, потому что не лишены благодатного света Христова. Конечно, не преклоняют колен обитатели геенны, чуждой совершенно света благодати. Не преклоняют колен демоны и их сообщники, поскольку совершенно погибли для жизни вечной.

Есть сходство и различие догмата католической Церкви о чисти-лище с православным догматом о состоянии нерешённом. Сходство учения заключается в оценке того, какие души принадлежат к этому загробному состоянию. Несходство же состоит в способе, средстве очищения. У католиков очищение требует для души за гробом нака-зания, если она не имела его на земле. В православии же - Христос есть очищение для верующих в Него, ибо Он взял на Себя и грехи, и следствие греха - наказание. Не совершенно очищенные на земле души нерешённого состояния врачуются и восполняются благодатью, по ходатайству Церкви торжествующей и воинствующей за умерших несовершенных, в аде пребывающих. Сам Дух Божий ходатайствует о Своих храмах (лю-дях) невыразимыми вздохами. Он безпокоится о спасении Своего создания, падшего, но не отвергающего своего Бога, Господа Иисуса Христа. Умершие же в св. Пасху, в один из дней её, особенную от Бога получают милость; если они покаются в своих грехах, то им грехи прощаются, хотя бы они и не принесли плодов покаяния.

ЖИЗНЬ РАЙСКАЯ

Человек, имея нравственное стремление, ещё находясь на земле, может переменить свой характер, своё душевное состояние: доброе на злое, или наоборот, злое на доброе. За гробом же этого сделать невозможно; добро остается добром, а зло - злом. И душа за гробом является уже существом не самовластным, ибо переменить своего развития она уже не в силах, если бы даже и пожелала, чему доказательством служат слова Иисуса Христа: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю...» (Мф. 22, 13).

Душа не может приобрести новый образ мыслей и чувствований, и вообще не может переменить себя, но в душе может только далее раскрываться нача-тое здесь, на земле. Что сеется, то и жнётся. Таково значение земной жизни, как основания начала относительно жизни загробной - счастливой или несчастной.

Добро станет всё более и более развиваться в вечности. Этим развитием объясняется блаженство. Покоряющие плоть духу, трудя-щиеся во имя Бога со страхом - радуются неземной радостью, потому что предмет их жизни - Господь Иисус Христос. Их ум и сердце - в Боге и в не-бесной жизни; для них всё земное - ничто. Их неземной радости ничто не может нарушить; вот начало, предвкушение блаженной загробной жизни! Душа, находящая себе радость в Боге, перейдя в вечность, имеет лицом к лицу предмет, услаждающий чувства.
Итак, на земле, пребывающий в любви с ближними (разумеется в любви христианской - чистой, духовной, небесной) пребывает уже в Боге и Бог в нём пребывает. Пребывание и общение с Богом на земле есть начало того пребывания и общения с Богом, которое последует в раю. Предназначенным быть наследниками цар-ства Божьего Сам Иисус Христос сказал, что во время их пребывания ещё на земле - царство Божье уже внутри их. Т.е. телом они ещё на земле, а ум и сердце их уже усвоили себе духовное, безстрастное, свойственное царству Божьему состояние правды, мира и радости.

Не это ли в конце концов ожидает весь мир: вечность поглотит самое время, уничтожит смерть и раскроется перед человечеством во всей своей полноте и безпредельности!

Место, куда отходят праведники после частного суда, или во-обще состояние их, в священном Писании имеет разные наименова-ния; самое употребительное и чаще всего встречающееся название - рай. Слово «рай» означает соб-ственно сад, и, в частности, благодатный сад, полный тенистыми и прекрасными деревьями и цветами.

Иногда же Господь место пребывания праведников на небе назы-вал царством Божьим, например, в речи, обращенной к осуждённым: «там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех Пророков в царствии Божьем; а себя изгнанными вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в цар-стве Божьем» (Лк. 13, 28).

Для ищущих царства Божьего не много нужно на земле чувственного; они довольны бывают малым, и видимая скудность (по понятию светского мира) составляет для них совершенное довольствие. В другом месте Господь Иисус Хрис-тос местожительство праведных называет домом Отца небесного со многими обителями.

О двух периодах загробной жизни пра-ведников свидетельствуют слова св. ап. Павла; он, вознесенный до третьего неба, слышал там голоса, которыми невозможно человеку разговаривать. Это - первый период загробной райской жизни, жиз-ни блаженной, но ещё не совершенной. И далее апостол продолжает, что Бог уготовил праведникам за гробом такое совершенное блажен-ство, которого нигде на земле не видел глаз человека, ни ухо не слышало, и вообразить, представить себе что-либо подобное человек на земле не может. Это - второй период загробной райской жизни совершенного блаженства. Значит, по словам апостола, второй период райской загробной жизни - уже не третье небо, а другое совершен-нейшее состояние или место - царство небесное, дом Отца небесного.