Маги и колдуны по судебным тяжбам марийцы. Овда - марийские предания о ведьмах. Симптомы проявления работы марийской магии

Маги и колдуны по судебным тяжбам марийцы. Овда - марийские предания о ведьмах. Симптомы проявления работы марийской магии
Маги и колдуны по судебным тяжбам марийцы. Овда - марийские предания о ведьмах. Симптомы проявления работы марийской магии

Лечение стоматита у взрослых

Воспаление слизистой полости рта является самым распространенным стоматологическим заболеванием. Точно диагностировать заболевание достаточно сложно. Его проявления у взрослого часто путают с глосситом или поражением языка, а также хейлитом – поражением губ, как самостоятельными процессами. Однако при стоматите его элементы способны распространяться на язык, губы и небо. При возникновении стоматита на десне, уже говорят о гингивостоматите.

Главные причины стоматита у взрослого человека

Человеческий организм сложен и многогранен. Причины какого-либо заболевания у одного человека не означают причинность этих же заболеваний у другого. У каждого организм реагирует на раздражители по-своему и по-своему дает симптоматику. Когда у взрослых возникают частые стоматиты, стоит задуматься о своем здоровье. Скорее всего, причина их в общих соматических заболеваниях организма.

Причины стоматита у взрослого практически те же, что и . Но есть и свои особенности. В первую очередь на развитие огромное влияние оказывают различные вирусы и бактерии. Травмы возникают редко и связанны с несчастными случаями, профессиональными вредностями, неправильно изготовленными или поломанными ортопедическими конструкциями. Часто причиной в возрасте может стать такое состояние как гальванизм. Оно развивается из-за применения различных металлов в полости рта при протезировании. В результате больной испытывает неприятный привкус во рту, чувство жжения, припухлость слизистой, развитие эрозивных поражений, в поздних стадиях нарастает сильная боль и неприятный запах изо рта.

У пожилых людей воспаление наблюдается в подавляющем большинстве случаев после 60 лет. Проявление связанно с нарушением работы железистой системы слюнных желез. Из-за уменьшения выработки слюны развивается ксеростомия – патологическая сухость слизистой полости рта. Это не самостоятельная болезнь, а всего лишь симптом другого заболевания. Ксеростомия образуется и от приема определенных лекарственных средств или не сочетаемых препаратов. Основными заболеваниями, в результате которых появляется чрезмерная сухость, являются:

  • слюнокаменная болезнь;
  • сиалодохиты и сиалоадениты различной этиологии;
  • сахарный диабет;
  • железодефицитные анемии;
  • инфекционные заболевания;
  • ревматоидный артрит;
  • обезвоживание организма в результате рвоты, лихорадки, чрезмерной потери крови;
  • кистозные фиброзы;
  • нарушение слюноотделения в результате заболеваний нервной системы;
  • травматические поражения в процессе.

Сюда стоит отнести болезни ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) и сердечно-сосудистой системы, гормональные нарушения, злокачественные новообразования, результаты проведения химиотерапии и лечения изотопами. Но нельзя исключать и элементарных причин стоматита у взрослых. Так существенный риск возникает при отсутствии полноценной гигиены полости рта, наличие не леченных кариозных зубов и заболеваний пародонта.

Существуют сведения, что у людей с выраженной аллергией на химические препараты, может возникнуть воспаление, при использовании зубной пасты с лаурилсульфатом натрия.

Если возник стоматит, лечение его должно быть адекватным и незамедлительным. В очень редких случаях наблюдается самостоятельное снижение симптомов но, как правило, через некоторое время они возобновляются с новой силой.

Симптоматика стоматита у взрослых

Гиперемия слизистой может быть признаком развивающейся формы воспаления слизистой. Виды стоматита у взрослых различны, соответственно будут различные и симптомы. В дальнейшем наблюдается припухлость, покалывание, жжение особенно при приеме пищи и болевые ощущения от химических и термических раздражителей. Со временем боли нарастаю, становиться постоянными даже без действия раздражителей. Также сильные боли наблюдаются при остром течении процесса.

Основными морфологическими элементами является язва, афта, эрозия и пузырьки. Нередко на слизистой при воспалении наблюдается налет. Его цвет от серовато-белого, до темно – серого. Консистенция напоминает творожную массу или хлопья.

При легкой стадии язвы обычно единичные. В случае прогрессирования процесса они могут сливаться в одну большую язву. Это говорит о тяжелой стадии заболевания.

Нарушается и общее состояние. Нередко возникает повышенная температура тела, выраженный рвотный рефлекс, раздражительность, головная боль, обильное слюноотделение и неприятный запах изо рта.

Виды воспаления слизистой полости рта у взрослых

Как существует множество причин воспалительного процесса слизистой, так и существует множество форм. Однако наиболее часто встречаются следующие виды.

1. Катаральный стоматит

Катаральный стоматит является самым распространенным из всех форм. Может протекать абсолютно незаметно для больного или давать не яркую симптоматику. Слизистая выглядит отечной и болезненной. Боли самостоятельные и усиливаются при приеме пищи. Нередко она покрывается налетом желтоватого или сероватого цвета. Такие симптомы особо выражены на языке. При их проявлении заболевание связывают с проблемами желудочно-кишечного тракта. Также большую роль здесь играют местные факторы не леченый кариес, зубные отложения в виде камней, заболевания пародонта и отсутствие адекватной гигиены полости рта.

Лечения такой формы, будет направленно на усиление терапевтического воздействия, на основное заболевание. Симптоматическое лечение заключается в полоскании антисептическими растворами. Стоматологические мази при данной форме могут даже не понадобиться.

2. Язвенный стоматит

Язвенный стоматит достаточно тяжелое заболевание, развивается как самостоятельно, так и на фоне других болезней. Может возникать на фоне не леченного катарального воспаления. Но чаще из-за болезней ЖКТ, сердечнососудистой системы, особенно при инфекциях и отравлениях.

Отмечается повышение температуры тела до субфебрильных значений. На слизистой появляются единичные или множественные язвы. Они распространяются на все ее толщину. Увеличиваются регионарные лимфатические узлы, затруднен прием пищи, наблюдается общая слабость и боли во рту.

Встречается более тяжелое язвенное поражение, это язвенно-некротический стоматит Венсана . Причинность развития зависит от нескольких факторов:

  • некачественной гигиены полости рта;
  • острые инфекционные заболевания, в том числе и ОРВИ;
  • вредные привычки: курение, чрезмерное употребление спиртного;
  • значительное снижение иммунологического статуса.

Болезнь начинает развиваться с небольшого подъема температуры тела, общей слабости и неприятных ощущений во рту. Появляется сухость во рту, кровоточивость десен, незначительная болезненность при приеме пищи. В дальнейшем все симптомы усиливаются. Температура способна доходить до критических значений в 40-41 градус. Изо рта появляется достаточно неприятный гнилостный запах, кровоточивость десен сильно выражена. Даже малейшее прикосновение к мягким тканям, вызывает сильную боль.

На этом фоне начинают появляться язвы, покрытые некротическим налетом. Налет имеет светло-серый цвет. Морфологические элементы распространяется на небо и слизистую языка. Правильное лечение, помогает быстро избавиться от недуга, при отсутствии такового, острая форма легко переходит в хроническую стадию течения.

3. Афтозный стоматит

Данная форма характеризуется спецификой морфологических элементов – это афты. Они представляют собой поверхностные язвочки, с серовато-белым налетом и красным ободком. Их размер 3-5мм. в диаметре, могут быть единичными и множественными.

Причинами служат аллергические реакции, наследственность, вирусные инфекции. Воспалительный процесс сопровождается и общими симптомами: головная боль, слюноотделение, повышение температуры тела и боли в полости рта.

В зависимости от тяжести заболевания, больного госпитализируют или назначают лечение на дом. Госпитализации подлежат больные с выраженной аллергической реакцией, тяжелыми и вирулентными (особо заразными) инфекциями.

Лечение афтозного стоматита в домашних условиях, должно быть в строгом соблюдении всех рекомендаций врача и под его контролем.

В основном является болезнью детского возраста. У взрослых часто протекает на фоне поражения других органов грибами Candida, при развитии так называемой молочницы. Встречает в подавляющем большинстве случаев в пожилом возрасте, особенно при ношении ортопедических конструкций.

Основным симптомом является творожный налет, неприятный привкус во рту. Вкус пищи изменяется или отсутствует. При тяжелом течении слизистая кровоточит и имеет гиперемированный вид. Больные жалуются на чувство жжения и наличие инородного тела в полости рта.

Стоматит может передаваться через бытовые предметы, столовые приборы и половым путем. Основным лечением кандидозного стоматита у взрослых, будет прием противогрибковых препаратов и антисептиков в виде полосканий. Противогрибковым действием, особенно на грибы кандиды, обладают Леворин, Нистатин и Амфотерицин В.

5. Герпетический стоматит

Герпетический стоматит может иметь тяжелое течение. Причина — вирус герпеса. При легкой форме появляются единичные пузырьки, тяжелое течение характеризуется множественными высыпаниями. Слизистая отекает, повышается слюноотделение и температура тела, причем до высоких значений. Проявляется общее недомогание, токсикоз и увеличение лимфоузлов. Пузырьки сохраняются несколько дней и лопаются. На их месте образуются небольшие эрозии, которые, как правило, затягиваются через 3-5 дней.

С первого дня высыпания назначаются противовирусные препараты, после вскрытия пузырьков, регенерирующие средства. Противовирусные лекарственные средства, в тяжелых случаях назначают внутрь.

Лечебные мероприятия при различных видах стоматита

Чем лечить стоматит у взрослых, при большом количестве различных симптомов и форм заболевания? Конечно, подобные вопросы волнуют многих. Лечение назначается исходя их тяжести воспаления и вида стоматита.

Первым этапом всех лечебных процедур является санация полости рта. Важно удалить зубной камень, провести профессиональную чистку зубов. Рекомендуется залечить кариозные разрушения зубов. Однако при некоторых формах воспаления слизистой, делать подобное, не желательно. Это относиться к герметическому и кандидозному стоматиту. При лечении кариеса возможен дополнительный разнос инфекции.

Катаральное воспаление вполне проходит через неделю, если даже в домашних условиях проводить полоскания отварами ромашки или календулы. При переходе в иную более тяжелую форму, требуется и общее воздействие.

При герпетическом стоматите показаны противовирусные препараты и иммуностимуляторы. Их можно применять и в домашних условиях. Для этих манипуляций выпускаются специальные гели. Например, Виферон-гель, содержащий интерфероны, которые несут сочетанное действие, противовирусное и иммуностимулирующее. Слизистую перед нанесением стоит подсушить ватным тампоном.

Для лечения герпетического стоматита можно использовать Виферон-гель для местного применения

Для повышения общей сопротивляемости организма и укрепления местного иммунитета мягких тканей, хорошо подходит Имудон. Также Амиксин, он принимается по одной таблетки в день. Не помешают витаминные комплексы, их стоит использовать 3-х месячными курсами. Для антисептической обработки рекомендованы препараты активные к вирусу герпеса. Ярким представителем является Мирамистин ().

Мирамистин спрей в упаковках по 150 мл и 50 мл

Лечение афтозного стоматита начинается с выяснения причины. Так как основная причина в аллергических реакциях, то устраняют раздражитель, вызвавший эти изменения. Затем назначаются десенсибилизирующие препараты Кларитин, Супрастин, Тавигил и др. После 10-12 дней приема заболевание проходит полностью. При необходимости их вполне можно использовать для лечения стоматита у взрослых в домашних условиях.

Противоаллергическое средство Кларитин может применяться при лечении афтозного стоматита, так как основная его причина связана с аллергическими реакциями организма

Местно желательно применяются средства, которые обладают с противовоспалительным и обезболивающим эффектом. В начале процесса рекомендуется использовать . Наносится 4-5 раз в сутки, нетолстым слоем на очаг поражения.

Гель стоматологический Метрогил Дента для лечения и профилактики воспаления десен, пародонтита, стоматита

В более поздних стадиях подходят средства, которые дополнительно обладают эпителизирующим действием. Наиболее популярен для этой цели стал Актовегин-гель.

Актовегин — гель для наружного применения

При выявлении сильного обсеменения стафилококком, проводиться тщательная санация полости рта. Стафилококк присутствует в большом количестве при кариесе, заболеваниях пародонта, обильных зубных камней и самостоятельных заболеваниях языка.

Сложным представляется лечение язвенно-некротического стоматита Венсана. Оно должно проводиться строго врачом , а в некоторых случаях требует временной госпитализации. Если терапевтические мероприятия проводятся не правильно, это может привести к осложнению в виде обширного некроза десны и оголения корней зубов.

Все процедуры проводятся под местной анестезией. Обработку осуществляют последовательно. Вначале проводят полоскание антисептиками. Идеально подходит хлоргекседин 0,05%, он действует на большинство микробов ротовой полости. Затем наносят стоматологический гель: Метрогил-дента, Холисал или Ируксол.

Одними гелями и полосканиями процесс остановить редко получается. Параллельно назначают антибиотики в комбинации. Например, Клафоран в инъекциях и к нему добавляются таблетки Метронидазола. С таблетками можно сочетать Линкомицин, Амоксиклав, Цефазолин. При приеме сильных антибиотиков показаны антигистаминные средства Супрастин или Тавигил. Их курс соответствует курсу антибиотиков или слегка превышает его.

Идеального лекарства от стоматита у взрослых, к сожалению нет. Но здоровый образ жизни, всяческие профилактические мероприятия, направленные на снижение инфекционных заболеваний и укрепление иммунитета, способны в полной мере противостоять многим недугам.

В сегодняшней статье речь пойдет о таком заболевании, как - Стоматит .

Стоматит (лат. Stomatitis ) - наиболее часто встречающееся поражение слизистой оболочки полости рта. Стоматитом болеют примерно 20% населения Земли, из них почти каждая вторая беременная женщина.

Название заболевания произошло от др. -греч. «στόμα» - рот .

МКБ-10: K12.
МКБ-9: 528.0
MeSH: D013280

Как правило, стоматит проявляется в виде язвочек, и продолжается на протяжении от 4 до 14 дней. Заживление обычно проходит спокойно, и после него не остается никаких следов. Если вы однажды переболели стоматитом, вероятность повторения заболевания весьма велика, хотя частота этих повторений крайне изменчива. Если болезнь повторяется три-четыре раза в год — такую частоту можно назвать типичной. У некоторых людей, язвы не успевают зажить, как появляются новые, что провоцирует стоматит, как хроническое заболевание.

Многие люди задают вопрос, заразен ли стоматит? Ответ – Да, есть некоторые виды стоматита, которые заразны, например – герпесный стоматит, кандидозный (грибковый) стоматит.

Механизм возникновения стоматита ещё не выявлен полностью, но, вероятнее всего, это связано с реакцией иммунной системы на раздражители. Считается, что стоматит возникает в тех случаях, когда, по невыясненным пока причинам, иммунная система человека реагирует на появление молекул, которые она не может распознать. Появление таких молекул провоцирует атаку лимфоцитов иммунной системы (разновидность белых кровяных телец), - примерно так же иммунная система человека реагирует, например, на пересадку органа. «Нападение» лимфоцитов на эти неопознанные молекулы приводит к возникновению во рту язвенных образований, которые и получили название «стоматит».

Причиной возникновения стоматита в основном считают местные факторы: несоблюдение эубактериоза полости рта. , такие как , а также глистная инвазия, могут быть причиной катарального стоматита.

Сам по себе стоматит не заразен. При герпесе стоматит может возникать как следствие, но это уже один из вариантов реакции человека на вирус простого герпеса (ВПГ).

Выявлены, по меньшей мере, несколько факторов, вызывающих это заболевание. Любой из них, или сразу несколько, могут привести к образованию стоматита различной тяжести:

Зубные пасты и очистители для рта, содержащие лауриловый сульфат натрия. Данные исследований позволяют предположить, что использование продуктов, содержащих лауриловый сульфат натрия (ЛСН — вещество, очень часто включаемое в состав зубных паст и очистителей для образования пены) может сделать вспышки стоматита более частыми. Возможно, это связано с обезвоживающим воздействием, которое ЛСН оказывает на слизистую оболочку полости рта. От этого она становится уязвимой для различных раздражителей, например, пищевых кислот. По данным некоторых исследований, пациенты, использовавшие пасты без содержания ЛСН, утверждали, что они стали реже болеть стоматитом. В одном из исследований это снижение достигло 81%. По данным этого же исследования, пациенты сообщали, что даже в случае образования стоматита язвы были менее болезненными, если в этот период они пользовались зубными пастами, не содержащими ЛСН.

Механическая травма. Многие пациенты вспоминают, что стоматит образовался у них поле какого-либо повреждения — либо они прикусили мягкие ткани рта, либо их поцарапал острый обломок зуба, неровный край коронки, протеза или слизистая полости рта была повреждена какой-нибудь твердой пищей, например, чипсами или сухариками. Обычно такая травма бесследно проходит через пару дней, однако в случае осложнения может привести к длительному беспокойству.

Эмоциональный стресс / Психический стресс. Люди, болеющие стоматитом, часто сообщают, что образование язвы совпадает у них с периодами эмоционального или психического .

Недостатки питания. Исследователи обнаружили, что у некоторых пациентов, болеющих стоматитом, их обычный пищевой рацион был недостаточно сбалансированным. В частности, стоматит может возникнуть вследствие:

Афтозный стоматит имеет следующие симптомы: появление на слизистой оболочке полости рта единичных или множественных афт – небольших язвочек (3 -5 мм) серо-белого цвета с узким красным ободком; плохое самочувствие; повышение температуры и боли язвенных поражений. Болезнь может иметь острую форму или протекать хронически с периодами обострения и ремиссии так называемый хронический рецидивирующий афтозный стоматит.

  • Герпетический или герпесный стоматит. Возбудитель — вирус простого герпеса (ВПГ).

Заражение происходит от больного человека или носителя вируса контактным (через игрушки, соски, посуду) или воздушно-капельным путем. Заболевание начинается довольно быстро: малыш становится слабым, раздражительным, бледным, у него повышается температура, пропадает аппетит, заметно . На пике температуры усиливаются краснота и отечность слизистой ротика. Появляются пузырьки, которые очень быстро вскрываются, и на их месте образуются поверхностные эрозии, повышается слюноотделение, губки становятся сухими, потрескавшимися, покрываются корочками.

  • Кандидозный, или грибковый стоматит представляет собой грибковое заболевание, которое чаще всего появляется у маленьких детей (стоматит у детей) и людей пожилого возраста. Дети в основном подвержены этому виду стоматита из-за того, что их слюна не содержит достаточного количества кислотных веществ, необходимых для борьбы с бактериями. Кандидозный стоматит также называют — молочница.

Данный вид стоматита вызывается грибком (чаще рода Candida) и развивается чаще всего при снижении иммунных сил организма, в результате длительного лечения сильными антибактериальными препаратами, а также на фоне другого хронического заболевания.

Кандидозный стоматит имеет следующие симптомы: чувство жжения в ротовой полости и гортани, белый налет на языке и ротовой полости, гиперемия и кровотечение слизистой, неприятный привкус во рту или потеря вкуса. Данный вид стоматита считается заразным и может передаваться как бытовым, так и половым путем.

  • Аллергический стоматит. Этот вид стоматита не является отдельным заболеванием, а относится к общей аллергической реакции на какой-то из многочисленных аллергенов, и лечится вместе с основным заболеванием.

Проявляется, покраснением, белыми пятнами на слизистой, пузырьками или мелкоточечных кровоизлияний.

  • Травматический (Бактериальный) стоматит. Возникает при попадании инфекции на травмированную слизистую. Основными причинами травмирования слизистой оболочки полости рта является употребление твердой пищи (сухарики, чипсы и др.)
  • Катаральный и катарально-геморрагический стоматит. Указанные состояния являются наиболее легкой формой аллергии. Дети жалуются на зуд, жжение, нарушение вкусовой чувствительности, сухость и болезненность при приеме пищи.

У 1/3 больных поражения бывают изолированными, но у большинства детей, как правило, изменения слизистой оболочки рта сочетаются с поражением других органов. При осмотре полости рта отмечаются разлитая , отек слизистой оболочки, на что указывают отпечатки зубов на боковых поверхностях языка и щек. На языке происходит глубокая десквамация нитевидных сосочков — «лакированный язык». Наряду с гиперемией на слизистую оболочку рта отмечаются мелкоточечные геморрагии, механическое раздражение слизистой оболочки рта сопровождается кровотечением. Общее состояние не нарушено.

  • Язвенный стоматит. Это заболевание сопровождается высокой болезненностью, усиливающейся при приеме пищи и разговоре. Чаще всего язвенный стоматит развивается у людей, страдающих язвенной болезнью желудка или хроническим , заболеваниями сердечно-сосудистой системы и крови, а также при инфекционных заболеваниях и отравлениях.

На фоне гиперемированной и отечной слизистой оболочки рта в области нёба, десен, губ, языка возникают пузыри с прозрачным содержимым, после вскрытия которых образуются эрозии, покрытые фибринозным налетом. Одиночные эрозии могут сливаться, образуя обширные эрозивные поверхности. Десневые сосочки гиперемированы, отечны, легко кровоточат. Появляется гипосаливация, неприятные ощущения в зеве, першение.

Состояние ребенка может ухудшиться: появляется , снижается аппетит, температура тела повышается до 38°С. Поднижнечелюстные лимфатические узлы могут быть увеличены, болезненны при пальпации. Тяжесть течения заболевания зависит от распространенности патологических изменений на слизистую оболочку рта, наличия очагов хронической инфекции.

  • Везикулярный стоматит (stomatitis vesiculosa contagiosa) . Этот стоматит наблюдается у животных. Он представляет собой острую, инфекционную болезнь, преимущественно копытных, характеризующуюся лихорадкой, везикулярным поражением слизистой ротовой полости, кожи губ, носового зеркальца, вымени, венчика и межкопытной щели.

Диагностика стоматита

Для выявления стоматита врач обычно вначале изучает медицинскую карту пациента, а затем приступает к визуальному осмотру полости рта. Каких-либо специальных медицинских тестов (например, биопсии или изучения культуры) для выявления стоматита пока не существует. Главный признак стоматита — внешний вид язв, их расположение и тот факт, что стоматит — болезнь повторяющаяся. Кроме того, при стоматите ткань, непосредственно окружающая язву, имеет нормальный, здоровый вид, а сам пациент не испытывает каких-либо ярких системных симптомов (например, нет высокой температуры или плохого самочувствия), за исключением конечно же тяжелых форм стоматита, например язвенного или афтозного, которые сопровождаются болезненными ощущениями.

Лечение стоматита предполагает два направления стратегии: укрепление иммунитета (укрепление защитных сил организма), а также локальное воздействие на пораженный участок.

Для снятия воспаления и стимулирования восстановления слизистых покровов можно применять ватные тампоны или диски, смоченные прописанным лекарственным составом. Годятся также местные орошения и полоскания ротовой полости.

В процессе лечения стоматита также является задача — снять неприятные болевые ощущения. Для этого поврежденный участок полощут или орошают жидким антисептиком. Подготовленный состав может быть универсальным и производить обеззараживание (антивирусную обработку) ротовой полости. Среди доступных и эффективных средств можно порекомендовать слабый розовый раствор марганцового калия, «Риванол», а также «Фурацилин». Неплохо обеззараживает также простая перекись водорода.

Важно! При лечении стоматита, старайтесь избегать попадания лекарственных средств внутрь организма.

Как лечить стоматит у взрослых?

При подтверждении врачом заболевания, поврежденную область рта необходимо обрабатывать каждые 3 часа. Особенно это касается первого времени развития заболевания. Своевременно начатые лечебные процедуры снизят пораженный очаг и ускорят время восстановления, а также предотвратит перехода стоматита из легкой, в более тяжелую форму. После выполнения полосканий или прикладывания ватных тампонов, можно дополнить курс закладыванием противовирусных мазей. Для этого хороши: « », «Флореналевуя мазь» (0,5%-ная) или «Теброфеновая мазь».

В течение дня стоит следить за гигиеной ротовой полости, т.е. следить за состоянием зубов и своевременно удалять остатки пищи, что может повлиять на рост бактерий. Для этих целей, эффективными вспомогательными средствами могут стать масло шиповника, персиковое масло, масло облепихи, а также . Эти природные лекарства также применяют местно, ватными тампонами и дисками.

Хорошо дополняют лечение и ускоряют восстановление после стоматита средства, которые укрепляют защитные силы организма (иммунную систему человека). Развитый иммунитет способствует снижению риска рецидива поражений слизистой рта, а также стимулирует заживление кожных покровов. В целях восстановления укрепления иммунитета ограничивают стрессовые факторы, предписывают курсы интенсивной иммунизации, назначают общеукрепляющие процедуры. Ряд укрепляющих иммунитет средств весьма эффективны и доступны: настойка эхинацеи, пивные дрожжи, и прочие.

Как вылечить стоматит у детей?

Стратегия лечебной терапии ребенка при заболевании стоматитом остается без изменений, и подобна лечению, как и у взрослых.

Дополнительно можно добавить обработку ротовой полости ребенка 2-5%-ным раствором пищевой соды. Для этого размешивают десертную ложку соды в стакане чуть теплой воды. Такие полоскания создают щелочную среду в ротовой полости. Однако не стоит чрезмерно увлекаться таким составом (более нескольких дней), так как сода способствует разрыхлению структур слизистой, что делает покровы уязвимыми перед инфекцией. Если пациент совсем маленький, необходимо обработать раствором соды соски матери, а также все пустышки малыша.

Важным элементом в процессе лечения стоматита является рациональное сбалансированное питание. При стоматите не стоит увлекаться сладостями, которые способствуют формированию благоприятной среды для развития микроорганизмов. Рекомендуется насытить рацион свежими фруктами и овощами, которые в изобилии богаты витаминами и , например – апельсины, бананы, киви , яблоки. Также полезны следующие продукты: орехи (особенно кедровые), рис, печень говяжья, . Полезны и молочные продукты: кефир, ряженка. Стоит следить за , что является эффективной мерой профилактики и быстрого выздоровления.

В любом случае, стоит ограничить круг общения лица, заболевшего инфекционным стоматитом ввиду возможности заразить окружающих. Эффективной мерой защиты является ношение марлевой повязки, которую рекомендуется часто менять на свежую.

Лекарственные средства против стоматита

Важно! Прежде чем применить какой-либо препарат, обязательно проконсультируйтесь с врачом, внимательно ознакомьтесь с приложенной к нему аннотацией, в которой указаны показания, инструкции по применению и меры безопасности, позволяющие убедиться в том, что этот препарат подходит вам, и вы можете его использовать.

Анестезирующие препараты. Язвы при стоматите могут быть очень болезненными — вплоть до того, что могут мешать нормальной жизнедеятельности больного. Некоторые готовые препараты содержат анестезирующие (снижающие боль) вещества, например: «Бензокаин», «Лидокаин», «Тримекаин», сок коланхое. Эти продукты могут снизить чувствительность язв, чтобы язвы не мешали вам, например, есть или разговаривать. Некоторые фирмы-производители включают эти анестезирующие вещества в состав паст, покрывающих язвы защитной пленкой.

Антибактериальные препараты. Некоторые готовые препараты для лечения стоматита содержат ингредиенты, имеющие антибактериальное действие (« », «Метрогил-дента», «Натрия тетраборат»). Эти продукты могут предотвратить повторное заражение язв бактериями. По данным некоторых исследований, антибактериальные очистители для рта могут ускорить заживление язв и существенно снизить их болезненность. Например, ополаскиватели, содержащие хлоргексидина биглюконат-антибактериальный препарат, который, как показали исследования, ускоряет заживление язв.

Полоскать следует трижды в день, сплевывая раствор после полоскания. Помните, что использование этого препарата может вызвать образование пятен на зубах и «белых» пломбах, которые постепенно исчезнут после прекращения применения препарата.

Препараты, очищающие язвы. Бактериальный налет, попавший на поверхность язвы, могут замедлить ее заживление. Некоторые готовые продукты обладают свойствами, позволяющими удалять эти частицы. Такие продукты обычно содержат перекись карбамида или перекись водорода.

Противовирусные препараты. Если афтозный стоматит вызван вирусом, то справиться с ним помогут антивирусные средства, например: « », «Флореналевуя мазь» (0,5%-ная), «Теброфеновая мазь», «Интерфероновая мазь», «Бонафтоновая мазь». Прежде чем применять эти препараты, посоветуйтесь с врачом.

Продукты, образующие на язвах защитную пленку и ускоряющие заживление. Некоторые компании разработали пасты, которые, если нанести их на язвы, могут образовать на их поверхности защитную пленку. Эта пленка предохраняет язву от воздействия раздражающих веществ, содержащихся в некоторых пищевых продуктах и напитках. Кроме того, в состав этих препаратов входят компоненты, ускоряющие заживление слизистой

Препараты, ускоряющие восстановление поврежденного эпителия (кератопластики): «Каротолин», «Солкосерил», масло облепихи, прополисовая мазь, масло шиповника, винилин.

Средства укрепляющие местный и общий иммунитет. Существуют препараты, способные активизировать собственные защитные механизмы организма и заставить их работать в нужном направлении. Активизирует защитные факторы в полости рта препарат «Иммудон». Общеукрепляющее и стимулирующее общий иммунитет действие окажут поливитамины, содержащие витамин С и витамины группы В.

Народные средства лечения стоматита

При стоматите необходимо регулярно полоскать полость рта, что снизит боль, уменьшит воспаление и стимулирует восстановительные процессы. Важно исключить или хотя бы ограничить употребление соленой, кислой, пряной и копченой пищи, которая раздражает слизистую.

При стоматите в домашних условиях используют следующие средства:

Полоскание содой. 1ч. ложка на стакан воды, на один раз. Рот нужно полоскать часто — можно даже пару раз в час.

Полоскание перекисью водорода. 1 ч. ложка перекиси достаточно на 0,5 стакана теплой воды. Нужно быть внимательным и не глотать раствор. По этой причине перекись стоит осторожно давать для полоскания маленьким детям.

Борный вазелин. Когда стоматит у детей, надо обработать полость рта борным вазелином. Быстро снижается температура и язвочки заживают.

Квасцы. Купить в аптеке квасцы и сделать по нескольку раз в день полоскания. Через неделю все язвочки зажили. Чтобы приготовить лекарство, надо взять кусочек квасцов и развести в кипяченой воде. чтоб получилось на вкус нечто вязко-кисленькое. Если стоматит у ребенка, надо обмотать бинтом палец, смочить в растворе и обработать рот малыша.

Луковый отвар. Лечение и для детей, и для взрослых. Луковицу средних размеров мелко порезать и залить 30-50 мл воды. Довести до кипения и остудить. Взрослые должны держать этот отвар во рту. Чтобы вылечить стоматит у ребенка, надо вымыть руки с мылом, обмотать палец бинтом, обмокнуть в отвар и смазать полость рта.

Калина с медом. Приготовьте к употреблению калиновое пюре с медом. Детям должно понравится, а стоматит должен пройти за пару дней.

Лапчатка. Залить 1 чайную ложку измельченного корневища лапчатки прямостоячей 1 стаканом воды, настаивать 5 часов, прокипятить. Полоскать рот.

Ликер из чайной розы. Лепестки роз хорошо помогают лечить заболевания полости рта (стоматит, язвочки, трещины). Чтобы приготовить это народное средство от стоматита, надо собрать лепестки чайной розы (60-80 розочек), положить в эмалированную посуду, залить 2 литрами крутого кипятка, поставить на сутки настаиваться. Затем процедить, добавить 2 кг сахара, 500 мл хорошей водки, 1 ст. л. лимонной кислоты. Цвет должен быть, как чай. Лепестки собирать, когда роза начнет только-только осыпаться. Как лечить: вечером перед сном взять в рот глоток ликера, пополоскать во рту около минуты и проглотить. Утром чаще всего все проходит. Кому-то помогает это средство с первого раза, кому-то с 3-4 раза, но помогает всегда.

Зеленый чай. Приложить сухой листик зеленого чая на язвочку, и подождать, пока он не намокнет. Процедуру повторять несколько раз в день.

Настойка зверобоя. Приготовить настойку травы зверобоя на 40%-ном спирте или водке в соотношении 1:5. Применять как вяжущее и противовоспалительное средство для полоскания десен и полости рта: 30-40 капель на 0,5 стакана воды. Внутрь принимать по 40-50 капель.

Синеголовник. Залить 1 столовую ложку травы синеголовника плосколистного 1 стаканом воды, кипятить 15 минут, настаивать 1 час, процедить. Полоскать рот.

Ромашка аптечная. Залить 15-20 г цветков 1 стаканом воды, настоять, в настой рекомендуется добавить 4 г борной кислоты. Применять как противовоспалительное и антисептическое средство для полоскания полости рта.

Корень лопуха. Очень эффективным средством является корень лопуха. Для отвара нужно взять две части корня лопуха и одну часть травы цикория. Для начала берут измельченные корни лопуха две столовые ложки и заливают кипятком в 400 грамм. Затем его нужно прокипятить на медленном огне сорок минут и всыпать одну столовую ложку цикория. После этого отвар должен настояться час, а потом можно процеживать. Приготовленный настой используют для полосканий горла и глотки, несколько раз в день после приёма пищи.

Семена лопуха. Для этого семена измельчают любым удобным способом и в полученный сок добавляют не большую щепотку соли. Поставить на огонь и слегка выпарить, затем добавить часть свиного жира или коровьего масла. Получается своеобразная мазь, которой нужно смазывать дёсны. После применения такого лекарства выздоровление наступает в считанные дни.

Черника. Отличным средством против стоматита являются ягоды черники. Это народное средство можно применять для лечения стоматита у детей. Поскольку оно обладает приятным вкусом, дети обычно охотно его принимают. Ягоды черники можно употреблять как в свежем виде, так в виде отвара и чая. Отвар из листьев черники используется для полоскания рта 4-5 раз в день.

Мазь. Ингредиенты: облепиховое, льняное масло, масло шиповника, прополис. Для одной обработки полости рта при стоматите нужно в равных частях смешать все ингредиенты в зависимости от размеров участков, которые будут обрабатываться. Например, если язв во рту одна-две – вам хватит по одной капле каждого из перечисленных ингредиентов. Применять каждый раз после приема пищи и через час после полосканий.

Средства от стоматита у грудничков в домашних условиях

— Раствор Люголя. Лечить стоматит у грудных детей можно с помощью раствора Люголя в глицерине (продается в аптеке). Ваткой смазывают ранки во рту не менее трех раз в день. Этот народный рецепт безотказно помогает всем.

— Календула. Для лечения нужно заварить 1 ст. ложку сухих цветков календулы стаканом кипятка. Настаивать 1 час. Протирать ваткой или ватным диском, смоченным этим настоем, полость рта 3 раза в день. В питьевую воду ребенку добавлять морковный сок, количество сока зависит от возраста.

— Синий йод. В аптеках можно купить раствор метиленовой сини, в народе называемый синий йод. Обмакивают в этот раствор ватную палочку и смазывают ранки – они проходят буквально за 1-2 дня. Синий йод не щиплет, это самый лучший и надежный способ лечения стоматита у грудных детей. Но и взрослым он поможет вылечить стоматит!

Профилактика стоматита

Профилактика стоматита включает в себя следующие мероприятия:

— остерегайтесь повреждения тканей ротовой полости;
— следите за здоровьем зубов: поврежденные зубы и пломбы необходимо исправить;
— тщательно , для чего пользуйтесь не только , но и зубной нитью;
— полощите ротовую полость;
— не используйте средства по уходу за ротовой полостью раздражающие слизистую оболочку рта;
— брекет-системы можно покрыть зубным воском;
— не употребляйте пищу, способную вызывать у Вас аллергическую реакцию;
— старайтесь употреблять пищу, обогащенную витаминами и минералами;
— избегайте стрессовых ситуаций.

К какому врачу обратиться при стоматите

Видео о стоматите

Эта актуальная тема для нашего региона, как и магия Чувашии, Кировской области и Мордовии. Про нее действительно очень мало написано, большинство не владеет компьютером и обычно знания передаются не в «печатном издании». Марийская магия, магия земли- одна из сильнейших сил, как бы ее не называли деревенской, не относились к ней с оттенком полупрезрения, начитавшиеся магической литературы волна новоявленных экстрасенсов и космоэнергетов, считая ее простушкой. Она в своем принципе та же магия Вуду нашего региона.


Естественно нам привычнее почитать все иностранное. Один из примеров марийской магии: бабуля сидит на завалинке своего дома, дешевенькое круглое зеркальце в холстяном мешке из-под картофеля, ее полузакрытые глаза и тихий неразборчивый шепоток. Крайне мало найдется экстрасенсов, способных остановить смерть человека, чью жизнь и здоровье она забирает. Это не пугающее начало. Очень многие марийцы так и не приняли христианство, оставаясь детьми хозяев лесов. Обычно все жители деревни знают - эта роща добрая, эта злая. Здесь просишь добро, здесь зло.

Сила рощи разумная, приближенная к полной материализации реальности запроса, при этом мощная, изворотливо, по - житейски, хитрая,как и любой из нас разумный мыслящий организм. Например, парень говорит девушке "люблю" - это одно. Парень говорит девушке "люблю" в роще, практически это обряд помолвки, обряд обязательств, который при случае его отказа несёт за собой перечень очень серьёзных проблем, т.к. роща, как алтарь, и развенчать бывает очень проблематично. В простонародье это будет опять называться порча, в действительности - наказание за неисполнение взятых обязательств. В социуме – незнание законов тоже не освобождает от ответственности. Но в то же время, несмотря на свою жесткость, впрочем, как и любая другая система, настолько же разумна и имеет другую сторону медали. Если колдун имеет право доступа, достаточно четко знает законы и соблюдает их, не уничтожая все направо и налево (при этом уничтожая в первую очередь себя и клиента), нагромождая ком пресловутых врагов и порчи, которых в действительности нет, идет путем не потребителя - эту силу всегда возможно отправить домой. Уходит она медленно, в течение 5-7 дней, "вытекает" - я бы это назвала так, и что самое интересное, обратно в этого человека она не возвращается. А если ее настоятельно пытается этот же колдун отправить обратно, идет наказание этого колдуна и заказчика, вплоть до летального исхода, в этот момент хозяин рощи сам творит суд, как и любой хозяин за превышение власти и невыполнение его решения. Марийская магия-магия земли. Сегодня я хотела бы попробовать описать некоторые характерные

Симптомы проявления работы марийской магии.

Первые симптомы: слабость,боли под лопаткой с пятикопеечную монету.Повышенная потливость(обычно пот холодный),судороги рук(если брали в руки).Судороги ног - особенно по ночам.У мужчин - полная апатия к сексуальной жизни.У женщин прыгает менструальный цикл,вплоть до полного его прекращения.Наиболее эффективное поле поражения все же до пояса,там где поле земли имеет большую силу для среднестатистического человека. Многие, наверное, часто замечали людей,которые любят сидеть на корточках.Это правда другая тема.Чирьи и вспышки жадности до параноидальности у совершенно добродушного и нежадного человека,неожиданность поступков,когда муж внезапно уходя из дома,пытается забрать курицу из холодильника,это все же Чувашия,но довольно часто это проделывается и в Марийской магии. Почитатели марийской религии признают Единого Бога; Ош Кугу Юмо и девятерых его помощников (проявлений), ежегодно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды.

История возникновения Марийской Религии и магии До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога; Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог – Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за: - спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира (юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо) ; - милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни (Прыш юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо) ; - всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).
Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле. Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад.
После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в магию, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа – хозяина – двойника (водыж), души (чон), духовной ипостаси (шырт).

Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Юмо), его образом. Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, с помощью марийской магии, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Юмо.

Марийская религия (магия), как более древняя магия Она оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить своё единство, национальное самосознание, выжить в условиях социального гнёта Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII – XIX веках. Жизнь каждого ребёнка задолго до его рождения начинается с небес. Первоначально она не имеет антропоморфной формы. Бог посылает жизнь на землю в материализованной форме. Вместе с человеком развиваются и его ангелы-духи – покровители, представляемые в образе божества Вуй мбал юмо, телесной души (чон) и двойников – образных воплощений человека рт и шырт.
Религия марийцев Она учит, что человек, поступая праведно получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь и загробном мире. За праведную жизнь божества могут наделить человека дополнительным ангелом-хранителем, обеспечив тем самым способность к созерцанию и переживанию Бога, гармонию божественной энергии (шулык) и человеческой души.

Человек свободен в выборе своих действий и поступков. Он может вести жизнь как в направлении Бога, так и в обратном, разрушительном направлении. Выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла. Религия марийцев главной ценностью в этом мире считает все проявления жизни и призывает ради её сохранения проявлять милость даже по отношению к диким зверям. В общественной жизни традиционная религия марийцев стремится поддерживать и совершенствовать социальную гармонию. Марийская религия объединяет верующих древнемарийских (чимарийской) веры, почитателей традиционных верований и обрядов, принявших крещение и посещающих церковное богослужение (марла вера) и приверженцев религиозной секты «Кугу Сорта». Эти этноконфессиональные различия сформировались под воздействием и в результате распространения православной религии в крае. Религиозная секта «Кугу Сорта» оформилась во второй половине XIX века. Существующие между религиозными группами определённые несоответствия в верованиях и обрядовой практике не играют существенного влияния в повседневной жизни марийцев.


Эти формы марийской религии составляют основу духовных и магических ценностей марийского народа. Религиозная жизнь приверженцев марийской религии проходит в пределах деревенской общины, одного или нескольких сельских советов (мирской общины). На всемарийских молениях с жертвоприношением могут принять все марийцы, образуя тем самым временную религиозную общину марийского народа (национальная община). Марийская религия до начала XX века выступала как единственный социальный институт сплочения и единения марийского народа, укрепления его национального самосознания, утверждения национальной самобытной культуры. Нынешнее поколение верующих, признавая культ Единого Бога Вселенной, убеждено в том, что этому Богу могут поклоняться все люди, представители любой национальности. Поэтому они считают возможным приобщить к своей вере любого человека, верящего в его всемогущество. Почитатели марийской религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым(магическим) действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу – Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в распространении экологического движения, в сохранении первозданной природы. Религия марийцев и впредь будет отстаивать права и интересы своих верующих, защищать их честь и достоинство от всякого посягательства на основе принятого в стране законодательства.

Ритуалы, молитвенные собрания и массовые моления в зависимости от значимости и статуса (семейные, общинные, окружные, всеобщие и т.п.) инициируются и проводятся либо отдельными членами общины, либо по решению всей общины или её старейшин, а при необходимости в согласии с другими общинами или их старейшинами. Важной частью их проведения является магическое освещение или жервоприношение, проводимые в различных формах и сопровождаемые особыми молитвами и заклинаниями. Освящаются и жертвуются: продукты питания, птица, скот или деньги. Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, который община устанавливает согласно традиции и внутреннего договора. Календарь обязательно учитывает положение луны, а затем солнца.

Семья – основа человеческого общежития, одна из основ существования человека и общества. Брак признаётся священным и его расторжение порицается. Важнейшим признаётся взаимосвязь между поколениями – почитание старших со стороны молодёжи и абсолютная ответственность у старших за воспитание новых поколений. Вступление в брак с иноверцами в религиозных канонах не осуждается и всецело зависит от мнения самого человека, его родителей и семьи. Для вступления в брак священнослужителя нет ограничений, за исключением случаев, когда он сам накладывает на себя такой обет. Подобным отношением обусловлена исключительная сила марийского приворота.

Никандр Семёнович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить «на тот свет»?
- По мнению верующих, такое вполне возможно.

- Бывает такое?
- Бывает.

С известным марийским этнографом Никандром Поповым мы сидим в одном из заведений Йошкар-Олы, пьем пиво и говорим о мировоззрении марийцев.

- Насколько это серьёзно?
- Очень серьезно. При этом, конечно, нельзя исключать случайный фактор, совпадение.
Еще у каждого человека есть совесть, которая может замучить его за то, что он «не так» сказал или «не так» поступил. И этого тоже нельзя исключить.
Но бывает и такое, что когда человек принимает неправильное решение, отступает от всего святого, его за это наказывает не человеческая, а какая-то другая, неведомая сила.

- Чем можно объяснить то, что занятие магией стало частью образа жизни многих марийцев?
- Магией, вообще-то, занимается лишь небольшая часть людей. Между тем, почему-то считается, что все марийцы знают магические приемы. Это не совсем так. Хотя достоверно известно, что вера в магию у марийцев до сих пор сохраняется.
Почему люди обращаются к магии? По всей вероятности, потому, что в жизни они не имеют других, более действенных способов достижения желаемого, самозащиты.
Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик является выражением последней надежды на чудо.
Марийцы-крестьяне постоянно чувствовали свою зависимость от грозных природных стихий. Риск, опасность подстерегали их во время охоты, рыболовства, промысловых занятий.
Только обращаясь к Богу, почитаемым силам природы или же, совершая магические действия, человек, пусть в своем воображении, мог рассчитывать на успех и поверить в свою защищенность.
В царской России, жившие на своей земле марийцы официально считались «инородцами», постоянно ощущали свое неравноправное положение.
Из-за незнания российских законов им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.
Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?
Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого возмездия!
У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.
Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает…

- Как Вы разделяете понятия «религия» и «магия»?
- Традиционно считается, что религиозные моления не могут быть обращены к силам зла. Поклоняясь духам, божествам природы, Богу, люди надеются достичь всеобщего благоденствия. Молениями достигается всеобщее спокойствие, мир, гармония, счастье.
Марийцы молятся в Роще за себя, своих родственников, близких, знакомых, за жителей окружающих деревень и сел и за весь марийский народ, и даже за живущих с ними в тесном соседстве людей других национальностей.
Магия опирается на представления о сверхъестественных способностях человека подчинить своей воле природные силы, заставить выполнить желаемое путем совершения магических действий.
Здесь выражаются не общечеловеческие интересы, а личные, скорее корыстные.
Поэтому магические действия проводятся тайно, скрытно от других. Совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо, обращаясь к неведомым, вредоносным силам, выпячивая только свои интересы.

- Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и в церкви?
- Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.
Смотрите: языческая традиция - это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.
И эта традиционная религия, дала толчок к формированию других, так называемых «классовых», религий. В том числе и христианства.
Основа их очень древняя: Бог, олицетворяющий природу, олицетворяющий все мироздание.
В разных религиях представителя этого древнего Бога видят по-разному. Ислам, например, видит в лице Аллаха, христиане видят в облике Христа. У буддистов – Будда.
Понимаете, это все одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, «мировых» религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в условиях изменившихся общественных отношений.

- Никандр Семёнович, в чем смысл жертвоприношения марийцами домашних животных в священных рощах?
- Имеется в виду, что жертвоприношения проводятся с целью возобновления взаимосвязи между почитаемым божеством и людьми.
Собравшиеся на моление люди своим духовным настроем, верой, молитвами, возносимыми к божеству, формируют, выражаясь языком физики, невидимое глазу и неощущаемое человеческим телом мощное духовное (энергетическое) поле, направленное в заоблачную высь, позволяющее настроить человеческую жизнь в унисон с ритмом жизни природы.
Верующие это называют установлением невидимого контакта с божественным Покровителем.
Жертвенное животное, согласно представлениям марийцев, является олицетворением почитаемой живой природы. Оно тоже находится в пределах сформировавшегося в роще энергетического поля, поэтому становится частью аккумулированной духовной энергии.
Кроме того, душа жертвенного животного в процессе жертвоприношения, как считают верующие, переходит во власть почитаемого божества.

- Что же тогда передается Богу в процессе жертвоприношения?
- В процессе жертвования Богу передается, прежде всего, душа,- воплощение образа животного, а также олицетворения жизненных сил животного: части сердца, печени, других органов, связок, хрящей, которые в виде специального дара божествам бросаются в огонь.
В огне сжигаются все оставшиеся после жертвоприношения части животного.
Считается, что огонь способен донести не только просьбы людей, но и жертвуемое животное, его жизненную силу.
Жертва предстает на небесах целой и невредимой!

- Молиться в Роще: это обязательно для марийцев? Или можно дома исполнять традиционные обряды?
- В настоящее время проводятся моления не только в Священных рощах, но и в домашних условиях. Вообще, человек может молиться везде, если он находится в чистом месте.
Моление в Роще отличается тем, что оно проводится с участием большого количества людей. Совместные моления, по мнению марийцев, имеют более действенное влияние. Молитвы, направленные от имени народа, быстрее достигают Бога.
Но главное все же мне видится в том, чтобы у человека был стержень, понимание того, что он является сыном или дочерью народа, за которым следит, которому помогает тот или иной Бог-Покровитель!
У любого человека, будь то верующий православный или верующий Марийской Традиционной веры, или другой религии, если он верит в своего Бога, он будет всегда чувствовать надежду.
Надежду, что за ним стоит такая сила, которая всегда и в любой ситуации поможет!

- С какого возраста можно ходить молиться в Священную Рощу?
- Считается, что в Рощу надо ходить молиться в сознательном возрасте. Здесь все зависит от подготовленности человека участвовать в таком ответственном событии.
Деревенские дети с детства знают как режут гусей, кур, уток и других домашних животных.
Это часть аграрной культуры. Городские же дети могут всего этого не знать.
Но ведь проводятся моления и без жертвоприношений домашних животных.

- Увидит ли свет книга для детей «Основы Марийской Традиционной культуры»?
- Верю, что это произойдет. Сегодня никаких препятствий этому нет.

У нас бытует миф, что дети, говорящие на двух языках, могут иметь проблемы с русским языком и им якобы будет сложно в будущем где-либо учиться.
- Этот миф бытует не только в марийских деревнях. Вся Россия знает этот миф. У нас существует «мнение», что в России, с родным, не русским языком, не добьешься социального успеха.
А в мире, например, международным языком признается английский, не зная которого, трудно обеспечить свое будущее.
Сама жизнь заставляет нас учить и русский, и английский, и родной марийский языки.
Кроме того, люди, говорящие с детства на двух языках, например, на марийском и русском, обладают развитыми логикой и мышлением. Они легко осваивают и английский, и финский, и другие языки.
Примеров, подтверждающих это положение, можно привести сотни!

- Никандр Семенович, что будет с марийцами лет через двадцать? Сохранится ли народ?
- Я верю в будущее. Прежде всего почему? Вот мы говорим: марийцы - такой народ, который молится Богу Юмо. Если он молится Юмо, он его сохранит. Потому что мы сформировались, появились как народ, именно по воле Бога. Не будь этого, народ бы не сформировался. Остались бы меря или муромы, или мещера. А черемисы бы исчезли.
Но получилось иначе. Черемисы остались, а другие народы исчезли.
Почему? Потому что у нас была вера. Если вера сохранится, а через двадцать лет вера не исчезнет, это точно, - марийцы останутся!

- Как выжить народу в эпоху глобализации, когда исчезают границы между государствами?
- Без своей идеологии сохраниться народу в современных условиях невозможно.
Единственный стержень, который может сохранить народ от ассимиляции, это религия, традиции.

- А культура, песни, музыка?
- И они очень важны. Но религия дает больше возможностей для сплочения, сохранения обычаев, традиций, языка. Без такого объединяющего народ фактора мы можем очень быстро слиться с другими народами.

- Какую главную работу Вы написали за свои пятьдесят восемь лет?
- Мною написаны несколько книг и более ста пятидесяти статей. Но самой полезной для народа считаю книгу «Юмын Йӱла» , написанную совместно с Александром Ивановичем Таныгиным.
Ещё отмечу сборник молитв «Марий кумалтыш мут».

- О чём эти молитвы?
- Это традиционные молитвы марийцев, сохранившиеся с древних времен. В них излагаются сокровенные чаяния и мысли народа, его светлая вера в мирную, счастливую жизнь.
Молитвы дают образные представления о смысле жизни, идеалах, ценностях духовного единения народа с Богом.
Это обычные истины. Как человек может сохранить себя, обеспечить свое будущее. Это, прежде всего, такие начала, на которых строится вся жизнь.
В основе всего лежит положение, что все, что делает человек, - делается по воле Бога!

- Никандр Семёнович, что Вы пожелаете читателям газеты «Марийский мир»?
- Марийцы, если мы хотим достойно жить в двадцать первом веке, сохраниться как народ в последующие века, нам надо учиться, шагать в ногу с жизнью, двигаться вперед!
Марийцы, учитесь!
Но при этом не забывайте, кто вы есть, как вас зовут, кто ваши родители, откуда вы родом. Учёба - это не только получение высшего образования.
Это и освоение, сохранение и приумножение того, что даровано нам веками!

Юрий Юсупов

Овда - Марийские предания о ведьмах


«Посмотри на меня: Я – овда. Я безумна и я мудра, я старуха и я девица, я живу, хотя я мертва. Мои волосы – это ветер, мои глаза – это ночь, в моем сердце нет крови, моя душа пуста. Не живая, но и не тленна. Я – овада и песнь – это слово мое, и слез не знают мои глаза. Крови требуют мои губы. Боли требуют мои пальцы. Мои волосы – корни древа, мое платье – ночная мгла. Я – овада и я свободна, я – овада и я – раба» (из финно-угорского эпоса).
Овда – это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).

Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. «Чудь белоглазая» - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым («водянистым») цветом глаз и волос. «Чудь» - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов.

Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на «красных девиц» и «добрых молодцев». В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков («Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир» - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики).

Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный «баланс» - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу – не больше и не меньше.

Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним «девицу-огневицу» или иначе «огневку» из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).

Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и «злую» судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее «черная» душа не покинет тело.

До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее «добрые бабушки» проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья!

И еще об овде… теперь с точки зрения этнографии.

ОВДА, Г о выда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда». Полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Иногда Овда – великаны (поэтому их называют кугу калык «большой народ», кужу е «высокий человек», кужу чапан «большестопый»).

Там, где Овда-великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык «гора Овды»). Овда способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса (ср. опкын). Иногда Овда имеют крылья (шулдыран айдеме-шамыч «крылатые люди») или принимают облик птиц (кайык Овда «Овда-птица»). Овда устраивают свадьбы – Овда сяан, во время которых (под утро) они с криками пролетают по небу (МФ 1991, 228). Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает).

На своих свадьбах Овда поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овда живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее. В одной быличке Овда кува не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото (230). У Овды всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной (их можно узнать по повернутым назад ступням) и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой быличке Овда заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег.

Устраивая свадьбу, Овда просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овда любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овде, роднятся с ними, мужчины-Овда сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овда крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны (ср. монча кува). Тем, кто им понравится, Овда помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию.

Если же им отказывают в какой?либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей). В быличке мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую (= дикую) девушку – Овда ядыр «девушка-Овда». Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его (236-237). Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют ир айдеме, ир е‰ «дикий человек», ир ядырамаш «дикая женщина».

В другой быличке Овда ядыр вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья (ср. вувер, Азырен), но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает (227-228). Любимое развлечение Овды – катание на белых лошадях (чаще ночью, но иногда днем), которых они могут заездить до изнеможения.

Поскольку ступни Овды повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове (иногда говорят, что лошадь, на которой едет Овда, бежит задом-наперед). Лошадь, на которую вскочила Овду, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить (например, большой рыбой). Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине.

В быличке пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов (228-229). В другой быличке мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется яма (овраг). Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу (233-234). Овда были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овда вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом (235).

В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать – Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (238-239).

В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овда способны к перевоплощению. В быличке Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес.

Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо.

С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (225-227). В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный «антигерой». Встреча с Овдой вызывает несчастье (ср. таргылтыш), неудачу в охоте (вызванную, видимо, проклятием самой Овды). Иногда Овда предстает как существо с одной ногой (ср. пийнерешке), поэтому бегает зимой на одной лыже.

Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Некоторые верят, что Овдой становится некрещеный младенец, рожденный вне брака и умерщвленный или брошенный матерью. Обычно Овда живет в лесу, где можно слышать, как она хлопает в ладоши и смеется. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы.

Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения (ср. монча ия). Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем.

Встреча с Овда повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Иногда Овда живет в озере или стоге сена. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась. Овда часто устраивают свадьбы.

Если человек, узнав, где проедет свадебный поезд, выставит на его пути угощение, Овда в благодарность оставляют монеты. Если же, зная о проезжающем свадебном поезде Овда, не выставить никакого угощения, Овда проклинают (Sebeok 1956, 86-87). «Яга-баба – абда или обача может быть искаженное татар. [...] убыр, чуваш. вубур, малоросс. упырь, польск. upior; он у чуваш съедает луну (затмение луны)» (Золотницкий 1877, 24). См. также Овыча, Тятя.