Как можно очистить старую икону. Как мыть иконы в домашних условиях. Как проводится расчистка

Как можно очистить старую икону. Как мыть иконы в домашних условиях. Как проводится расчистка
Как можно очистить старую икону. Как мыть иконы в домашних условиях. Как проводится расчистка

Реставрация иконы в домашних условиях - непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.

Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.

Живописные иконы

Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.

Чистка

Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:

  1. Мыльный раствор. Снимает следы копоти, используют 5-процентный раствор детского мыла, но изредка.
  2. Скипидарно-спиртовой состав. Смешивают желток яйца, скипидара и спирта по две части, холодной воды кипяченой - пять частей. Кистью наносят на красочный слой, спустя несколько минут снимают ватным тампоном.
  3. Спиртовой раствор. Водка или спирт смешивается с водой в равных частях. Ватный тампон смачивают в жидкости и осторожно протирают поверхность.

Дезинфекция

Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.

Укрепление

Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.

Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.

Защита

Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.

Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.

Металлические иконы

Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.

Медь

Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.

Золото, серебро

Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.

  • не допускают застоя влажного воздуха в помещении;
  • ограждают иконы от прямых солнечных лучей;
  • устанавливают горящие свечи не ближе чем 15 см от образа;
  • поддерживают в помещении ровную температуру без резких скачков.

Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.

Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.


Икона - это образ Бога, и все верующие люди стараются хранить святой лик в целости и сохранности, поскольку это своего рода оберег от злых сил. Но металлические и медные реликвии с годами портятся, покрываются коррозией или окисляются. К тому же бывают старинные иконы, переходящие из поколения в поколение, и чтобы семейная ценность досталась детям, необходимо знать о том, как мыть иконы и бережно относится к ним.

Казалось бы, хранить священные реликвии дома очень просто и с ними ничего не произойдет, но это не так. Жаркий или влажный микроклимат в помещении может навредить иконам. Вслед за постепенной коррозией образ Бога или других святых будет портиться, а семейная ценность придет в негодное состояние. Поэтому важно не только молиться пред ликом, но еще и правильно ухаживать за ним.

Мелкие повреждения реликвии можно устранить своими руками в условиях дома. А вот отлетевшую краску и деформацию фанеры исправить сложно, поэтому потребуется специальная реставрация в церкви.

Отремонтировать икону - дело непростое, но выполнимое. Чтобы минимизировать риск новых повреждений, следует заниматься домашней реставрацией предельно аккуратно.

Чем чистят медные иконы, а также серебряные, золотые и бронзовые:

Красочное покрытие

Изображения следует мыть только мягкой материей: салфетками и тряпками без грубых ворсин. Церковные специалисты советуют мыть иконы следующими способами:

Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад - в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, - это грех.

Если самостоятельная чистка икон в домашних условиях пугает владельца, то ему лучше прибегнуть к профессиональным услугам. Неправильные процедуры могут еще сильнее повредить покрытие.

Удаление плесени и грибка

Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.

Если грибок распространился на задней стороне реликвии, то его можно удалить самостоятельно. Потребуется щетка, щетина которой сделана из нейлона.

Как удаляется плесень с деревянных поверхностей икон:

Ни в коем случае нельзя мыть иконы водой, иначе она просочится в более сложные места, следовательно, через малый срок лик и красочное покрытие повредятся.

Правила хранения

Правильный уход обеспечит длительное хранение семейной ценности. Поэтому, чтобы не пришлось восстанавливать лакокрасочное покрытие и оттирать икону от копоти, рекомендуется хранить реликвии только в надлежащих местах и соблюдать простые правила. Рекомендации специалистов по уходу за иконами:

Выполняя простые правила, икону можно сохранить не только детям, но и внукам, и правнукам. Если на изображении образовались мелкие трещины, надо срочно идти к церковному реставратору или другому опытному специалисту. Чтобы получить детальные советы, следует посетить церковь и получить консультации от опытных людей. Один из долгов истинно верующих людей - это не только соблюдение заповедей, но и бережное хранение икон и остальной священной церковной утвари.

Что такое реставрация икон?

Реставрация икон это восстановление целостности красочного слоя, левкаса и доски иконы и покрытие образа защитным слоем лака. Икона-живой организм, требующий постоянного наблюдения, ухода, а подчас и серьезного лечения.

Отчего происходят разрушения на иконе?

Чаще всего разрушения на иконе происходят от неправильных условий хранения. От частых перепадов температуры или недостаточной влажности могут образовываться трещины доски, левкаса и красочного слоя. От избыточной влажности на иконе могут появиться пятна грибка или плесени. Более того, со временем защитное покрытие иконы -олифа начинает темнеть, что тоже требует реставрационного вмешательства.

Из каких этапов состоит реставрация иконы?

Первый обязательный этап реставрации иконы- консервация или укрепление. Он производится для того, чтобы предотвратить возможные последующие разрушения.

Если доска повреждена жучком-точильщиком, проводятся работы по удалению жучка и восстановлению доски. Следующий этап- удаление поверхностных загрязнений. После этого проводится удаление старой потемневшей олифы, где необходимо производится восполнение грунта и дописи красочного слоя. Затем икона вновь покрывается защитным покрытием.


«Св. Дмитрий Солунский» Археологическая копия мозаики из Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве. Х., м. А.В.Прахов. 1887г. ГИМ. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Св. Дмитрий Солунский» Археологическая копия мозаики из Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве. Х., м. А.В.Прахов. 1887г. ГИМ. После реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Архангел» Фрагмент росписи церкви Живоначальной Троицы села Скирки Максатихинского района, Тверской области. Н.x. X.м. После 1865 МиАР. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

«Архангел» Фрагмент росписи церкви Живоначальной Троицы села Скирки Максатихинского района, Тверской области. Н.x. X.м. После 1865 МиАР. После реставрации. Подготовка к экспонированию. Лицевая сторона. Фотосъёмка в прямом освещении.

Какие иконы можно реставрировать?

В реставрации нуждаются иконы, имеющие видимые механические повреждения. В первую очередь, это шелушение, трещины красочного слоя и отставание грунта от доски. Утраты на иконе приводят к тому, что изображение на ней теряет свои эстетические качества. На икону с большими утратами, особенно в области лика, неудобно молиться.

Реставрировать икону необходимо, если на ней видны загрязнения. Это может быть потемнение защитного покрытия-олифы, сажа, копоть, мушиные засиды, пятна различного происхождения (воск, краска и т.д.)

Удаление старой потемневшей олифы и замена ее современными защитными покрытиями улучшит внешний вид иконы и сделает краски более яркими.

При неправильных условиях хранения может начать разрушаться не только древний образ, но и недавно написанная икона. Работы по реставрации современных икон также производятся в нашей мастерской.

Как определить возраст иконы?

Определение сюжета, возраста и места написания иконы называется атрибуцией. Этот навык требует больших профессиональных знаний. Если вы хотите узнать время написания вашей иконы, получить более подробные сведения об иконографии и месте ее создания, то наши специалисты составят для Вас атрибуционную справку. Эти данные необходимы для формирования более точного плана реставрационных работ. Кроме того, атрибуция поможет установить потенциальную ценность Вашей иконы.

Можно ли восстановить утраченное золочение?

Наши профессиональные позолотчики восстановят золочение и серебрение на иконе, возобновят или сделают заново позолоту металлических окладов и деревянных киотов.

Сколько стоит реставрация иконы?

Определит стоимость реставрации иконы только профессиональный мастер-реставратор после визуального осмотра повреждений. В нашей мастерской реставрация иконы стоит в среднем от 5 до 50 тысяч рублей, в особенно сложных случаях стоимость реставрации может быть увеличена.

Что делать, если сохранилась только доска от иконы?

Наши специалисты грамотно подготовят доску для написания новой иконы и напишут новую икону по Вашему заказу.

Как отреставрировать икону самостоятельно?

Реставрировать икону без специальных навыков ни в коем случае нельзя. Нарушив технологию реставрации, можно навсегда погубить икону. Однако в нашей мастерской проводится обучение реставрации икон. После обучения или в процессе обучения вы сможете самостоятельно отреставрировать свою икону.


«Архангел Гавриил» из композиции «Благовещение» Архиологическая копия мозаика из храма Св.Софии в Киеве Х..м. А.В.Прахов 1881-1885гг. ГИМ. Общий вид до реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в боковом освещении.

«Архангел Гавриил» из композиции «Благовещение» Архиологическая копия мозаика из храма Св.Софии в Киеве Х..м. А.В.Прахов 1881-1885гг. ГИМ. Общий вид после реставрации. Лицевая сторона. Фотосъёмка в боковом освещении.

Существуют ли правила хранения икон?

Для лучшей сохранности Вашей иконы важно соблюдать ряд правил. Необходимо защитить икону от воздействия перепадов температуры и влажности. Для этого лучше всего поместить икону в киот, который создаст воздушный буфер, позволяющий смягчить микроклимат вокруг иконы. Нежелательно ставить иконы над обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью. Более подробные рекомендации, касающиеся конкретного памятника, Вы получите при обращении к нашим мастерам-реставраторам.

Нужно ли реставрировать икону перед продажей?

Самый общий ответ - как правило, нет, в реставрации перед продажей необходимости нет.
Практически все иконы нуждаются в так называемом раскрытии - то есть удалении потемневшего лака (олифы) и поздних поновлений. Часто раскрытие коренным образом меняет представление о первоначальном замысле и истинном облике произведения. Однако дело это очень рискованное и сложное. Кроме того, многие коллекционеры и знатоки покупают иконы исключительно без вмешательств, строго с нетронутыми покровными слоями. Тем самым, немалые затраты на реставрацию могут только удешевить памятник, сократив число претендентов на него. В общем, если Вы не профессионал, то надо помнить, что решение о реставрации может оказаться опрометчивым.

Необходимо также понимать, что под реставрацией некоторые псевдо-специалисты могут понимать весьма широкий спектр воздействий и вмешательств, далеко не всегда необходимый. Зачастую доморощенная реставрация способна уничтожить всё то ценное, что было в старинной живописи, и икона в этом случае превращается в полуноводел, практически никому не интересный.

Святая Параскева Пятница
Начало XVIII века. Русский Север.
После раскрытия. Без вмешательств.
Частная коллекция.


Принципиально отличаются научная (или музейная), церковная и антикварная реставрации.

«Музейная реставрация» стремится в основном к консервации, к сохранению естественного облика иконы, как он есть, со всеми лакунами и потерями, в отдельных случаях лишь слабо тонируя особо диссониррующие утраты и намечая возможные силуэты фигур.

«Церковная реставрация» стремится вернуть икону в храм, в религиозную жизнь, поэтому после проведения необходимых работ по очистке и сохранению древней живописи икона обычно дописывается... Увы, иногда при этом памятник визуально гибнет. «Церковная реставрация», по сути являющаяся произвольной реконструкцией древнего образа, сделанной в согласии с личным вкусом и умением иконописца, среди коллекционеров считается истинным варварством.

Третий вид реставрации – наиболее просвещённый и коварный – «антикварная реставрация» . Поновитель изощрённо, иногда с применением микроскопа и хитрых техник старения, «подписывается» к фрагментам авторской живописи, так что создаёт полуподделку, иногда неотличимую даже специалистом. Явление это обоюдоострое – «антикварная реставрация» способна буквально возродить памятник из руины, не повредив его остаткам, особенно если вид иконы до вмешателств зафиксирован и не скрывается владельцем. Но при злоупотребленях существенно затрудняется последующее изучение иконы экспертами, а покупатель, обольщённый мнимой сохранностью вещи, рискует быть ввергнутым в обман.

Иногда прибегают к частичному раскрытию иконы - в этом случае очищается небольшой фрагмент, позволяя судить об авторском слое в общих чертах. Дальнейшие мероприятия по раскрытию и реставрации, если она необходима, будут предприняты покупателем. Однако фрагментарные расчистки могут также повредить иконе: потом, при полном раскрытии, границы первоначальных «шурфов» порой остаются заметны.