Храм илии обыденного расписание. Храм Пророка Илии в Обыденском переулке - чем он примечателен? Непростая судьба иконы «Нечаянная радость»

Храм илии обыденного расписание. Храм Пророка Илии в Обыденском переулке - чем он примечателен? Непростая судьба иконы «Нечаянная радость»
Храм илии обыденного расписание. Храм Пророка Илии в Обыденском переулке - чем он примечателен? Непростая судьба иконы «Нечаянная радость»

Илии Пророка в Обыденском переулке . Сам переулок назван по имени храма. Обыденский – означает созданный «об один день», именно за это время был построен здесь в XVI в. деревянный обетный (по обету, данному Богу) во имя Ильи-пророка.

Множество легенд связывают с его строительством. Одна из них утверждает, что произошло это в 1592 г. в связи не то с засухой, не то с голодом на Московской земле, ведь именно святому Илье возносят молитвы о даровании дождя или вёдра (сухой ясной погоды). Другое предание называет еще более раннюю дату постройки – начало XVI в., время правления великого князя Василия III (1505 — 1533), намекая, что князь самолично участвовал в устроении церкви. Одна из версий говорит, что князь попал в страшную грозу и обещал возвести храм во избавление от смерти, поскольку пророк Илия на Руси всегда почитался повелителем огня и молний, как и древне-языческий бог Перун, на месте чьих разоренных жертвенников часто возводили Ильинские церкви. А «Сказание» Авраамия Палицына утверждает, что на месте храма (видимо, уничтоженного поляками в 1611 г.) князь Дмитрий Пожарский в августе 1612 г. творил молебен накануне сражения с войсками польских интервентов.

Как бы там ни было, но в 1702 г. на пожертвования братьев Деревниных по проекту архитектора И. Зарудного на месте деревянной церкви XVI в. был выстроен каменный храм Илии Пророка в стиле петровского барокко по стандартной схеме – восьмерик на четверике. И поскольку храм никогда с тех пор не закрывался, то его основание дошло и до наших дней. Впрочем, это не означает, что храм совсем не перестраивался. Так, в 1706 г. был освящен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а в 1819-м – Петропавловский придел.

К 1867 г. здание храма пришло в аварийное состояние и грозило обрушением, в связи с чем церковный староста купец В. Коншин, посоветовавшись с настоятелем, решился на капитальный ремонт. К проекту он привлек свояка, архитектора А.С. Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи. Коншины, Третьяковы и другие доброхоты пожертвовали средства на строительство. Таким образом, была перестроена трапезная и возведена трехъярусная шатровая колокольня. 9 июня 1868 г. их освятил недавно поставленный Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, отслуживший в этом храме свою первую в Москве божественную литургию.

Богоборцы-большевики хотели закрыть храм Илии Пророка в Обыденском переулке в 1930 г. Но прихожане, которых к тому времени собралось немало из других закрытых церквей, не позволили это сделать, дружно встав на защиту последней твердыни православия на Остоженке. Власти были вынуждены смириться и оставить верующим храм. Множество святынь из закрытых и разрушенных церквей стекалось сюда, их приносили люди из ликвидированных приходов. Перед Великой Отечественной, в 1941 г., храм снова хотели закрыть, но помешала война, а в 1944 г. сюда привезли чудотворную икону Богородицы «Нечаянная радость» из Воскресенской церкви в Сокольниках. Она бережно хранится здесь и по сей день.

В храме Илии Пророка в Обыденском переулке множество уникальных икон как старинных, XVI – XVII вв.(в том числе – письма Симона Ушакова), так и более поздних, руки свщмч. Серафима (Чичагова), расстрелянного в Бутово в 1937 г. Современные прихожане вносят свою лепту в прославление любимого храма, проводя историко-краеведческие изыскания и публикуя их результаты. Здесь организована одна из самых больших в столице церковно-приходских библиотек, а также бесплатный лекторий о московских святынях.

В Москве недалеко от Храма Христа Спасителя в Обыденском переулке находится Храм Илии Пророка Обыденного. Многие даже и не знают о существовании этой церкви, хотя именно в ней находится одна из чудодейственных икон, которая помогает во многих жизненных ситуациях. Это один из моих любимых храмов в Москве, который я люблю посещать, т.к. именно в нем находится чудотворная икона «Нечаянная радость», у которой я просила о рождении ребенка.

Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 годов. По свидетельству «Сказания» 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени.

О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. 6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ноябре 1819 года освящен южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время происходит значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году церковным старостой Ильинского храма становится купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины. К составлению проекта В. Д. Коншиным был привлечён архитектор Александр Степанович Каминский. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать, Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с В. Д. Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и построение колокольни.Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию. В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года. А в 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день - видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский - неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин - о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты - купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова - мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи "барокко" для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

Илия Пророк - личность для христианства почти мифическая, однако, то, что такой человек действительно существовал, не сомневаются даже ученые-историки. Интересно, что упоминание об Илие встречается не только у православных христиан, но и у мусульман, иудеев и даже - язычников, где ему частично присвоены функции Перуна - управление дождем и громом, плодородие.

Церковь Илии Пророка в Обыденском переулке

История создания постройки

Храмы Илии Пророку возводились в разных городах, в столице эта церковь - старейший собор города. Именно он стал своеобразным участником времен смуты в России, когда молитвами духовников из города были изгнаны иноземные отступники, которые посмели осквернить святыню храма. Когда-то, во время засухи, в день памяти Ильи-пророка к храму совершался крестный ход, в котором принимал участие сам царь.

Статьи о святом пророке Илии:

Интересна и этимология происхождения названия церкви, а затем и переулков, ведущих к ней. Дело в том, что издавна лес для постройки новых домов переплавляли по реке, а само место, где собирали бревна-заготовки, именовали «скородомом». Именно на таком месте и вырос всего за один день храм Илии и получил свое второе название «обыденный», т.е. построенный в течение дня.

Спустя почти 200 лет, в 1702 году вместо деревянного здания на этом месте был построен собор из камня. Со временем переулки, ведущие к церкви, стали именоваться в честь пророка — Ильинскими, а затем были официально переименованы в Обыденские.

Интересно! Среди прихожан из уст в уста даже передается легенда о том, что в июне 1941 года, власти страны хотели закрыть храм, но страшное известие о начале Великой Отечественной войны остановило их. Кроме того, в церкви в годы войны были сохранены все святыни закрывающихся храмов Москвы.

Так из храма воскресения Господня, что находился в Сокольниках, была перенесена чудотворная , которая находится в нем и по сей день.

Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Илии Пророка

Современное состояние

В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.

Ежедневно проходят здесь богослужения:

  • Утренняя литургия.
  • Вечерняя служба.

По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.

Читайте также похожие статьи:

Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная . Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу - вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».

Внимание! При храме часто бывают организованы паломничества, либо экскурсии к православным святыням, благодаря которым можно узнать много полезной для ума и сердца информации. Принять участие в паломничестве может каждый желающий.

Описание храма

Архитектура здания представлена московским барокко, благодаря чему здание выглядит легким и даже воздушным. Выкрашенные в желтый цвет внешние стены напоминают о солнце, дающем тепло и жизнь всему живому.

Интерьер храма Илии Пророка в Обыденском переулке

Внутренне убранство собора, возможно, и не впечатлит какими-либо изощренными украшениями, но присутствие в нем святых икон и мощей наделяет церковь особой благодатной силой.

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая , занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Святыни

Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:

Трижды в год проходят в соборе престольные праздники - 1 августа (день обретения святых мощей), 2 августа (день Ильи-пророка) и 15 января (день, посвященный Святому Серафиму Саровскому). Престольные праздники также принято называть Днем храма, или Малой Пасхой.

Как добраться

Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.

На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее - через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.

Святыни Москвы. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке - приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери , написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость» .

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался , хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» , иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская» . В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии» , «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская» . В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы , хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
- Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
- Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)

- Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
- Святой мученик Иоанн Воин

- Великомученица Варвара
- Преподобный Сергий Радонежский
- Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
- Мощевик слева в центральной части
- Мощевик справа в центральной части

- Святой священномученик Антипа Пергамский
- Святой великий князь Данииил Московский
- Икона Божьей Матери «Владимирская»
- Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
- Великомученица Екатерина
- Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
- Икона Божией Матери «Умиление»
- Священномученик Серафим (Чичагов)
- Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
- Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
- Икона Божией Матери «Достойно есть»
- Икона Божией Матери «Смоленская»
- Икона Божией Матери «Скоропослушница»
- Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
- Икона Божией Матери «Тихвинская»
- Икона Божией Матери «Елецкая»
- Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- Икона Всех Святых
- Икона Божьей Матери «Казанская»
- Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
- Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
- Икона Божьей Матери «Троеручица»
- Святой пророк Иоанн Предтеча
- Святой мученик Иоанн Воин
- Святой великомученик и целитель Пантелеимон
- Святые мученики Гурий, Самон и Авив
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Икона Божией Матери «Милостивая»
- Распятие. Крест Господень
- Успение Пресвятой Богородицы
- Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
- Святой благоверный великий князь Александр Невский
- Спаситель в белом хитоне
- Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
- Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
- Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
- Покров Пресвятой Богородицы
- Святой пророк Илия в пустыни
- Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
- Господь Вседержитель на Престоле
- Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
- Икона Божией Матери «Державная»
- Святой мученик Трифон
- Распятие. Крест Господень
- Икона Божией Матери «Помощница в родах»
- Икона Божией Матери «Феодоровская»
- Святая Троица
- Воскресение Господне
- Канун
- Святой великомученик Георгий Победоносец
- Спас Нерукотворный
- Успение Богоматери
- Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию . Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ - библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции - повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья - «грозный святой». Пророк Илия ́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.


Согласно Преданию, святой пророк Илия ́ совершил следующие чудеса:
- Навёл голод (3Цар.17:3).
- Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
- Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
- Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
- Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
- Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
- По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
- По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
- Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
- Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
- Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
- По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
- Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
- Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
- Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
- Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
- Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия ́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия ́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.