Что такое древнегреческий миф. Мифы древней греции. И с лёгкостью ловит небесный огонь

Что такое древнегреческий миф. Мифы древней греции. И с лёгкостью ловит небесный огонь
Что такое древнегреческий миф. Мифы древней греции. И с лёгкостью ловит небесный огонь

Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и , а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также , Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.


Жан-Батист Мозес
Жан Огюст Доминик Энгр

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос . От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.


Ноэль Куапель

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос , хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию , Деметру , Геру, Аида и Посейдона .


Ноэль Куапель
Чарльз Уильям Митчелл

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса . Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

  1. Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.
  2. Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.
  3. Посейдон - владыка морей.
  4. Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.
  5. Деметра (Димитра) - богиня земледелия.
  6. Аполлон - бог света и музыки.
  7. Афина - богиня мудрости.
  8. Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.
  9. Гефест (Ифестос) - бог огня.
  10. Афродита - богиня красоты.
  11. Арес (Арис) - бог войны.
  12. Артемида - богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Греческая мифология условно делится на два больших раздела: деяния богов и приключения героев. Надо отметить, что даже, несмотря на то, что они очень часто пересекаются, грань проведена довольно чётко и заметить её в состоянии и ребёнок. Боги очень часто обращаются к героям за помощью, а герои, имея сущность полубогов или титанов, всячески выкручиваются из тех или иных ситуаций, создавая положительные стереотипы и творя добро.

Греческая мифология в именах богов

Как и всегда, на верхушке пантеона восседает бог-громовержец, который, тем не менее, не является прародителем всего сущего, но лишь наследником. В этом одна из отличительных особенностей языческих верований от монотеистических, и этим фактом явно пронизана вся греческая мифология. Боги, которые не являются творцами и созидателями, но лишь представляющие собой бессмертных существ, питающих свою силу поклонением и верой людей. Отцом и матерью всего сущего были предки родителей Зевса, Посейдона и Аида - мать-земля Гея и отец-небосвод Уранос. Они породили богов и титанов, среди которых был сильнейший - Кронос. Греческая мифология именно ему приписывает высшую власть и силу, но, тем не менее, возмужав, Зевс сверг своего отца и сам занял его трон, разделив Землю между братьями: Посейдону - водные пространства, Аиду - подземное царство, а сам стал верховным богом-громовержцем и взял в жёны Геру.

Следующей и промежуточной ступенью между богами и людьми являются различные Греческая мифология породила пегасов, сирен, минотавров, кентавров, сатиров, нимф и многих других существ, которые в той или иной мере обладали определёнными мистическими силами. К примеру, пегас - умел летать и привязывался лишь к одному человеку, а сирены обладали искусством наведения иллюзорных чар. Причём большинство этих существ в греческой мифологии было наделено разумом и сознанием, подчас куда высшим, чем у простого человека.

И тех, кто были людьми, но имел в себе хоть каплю божественной крови, именовали

героями и полубогами. Так как они, обладая силой бога-отца, тем не менее, оставались смертными и очень часто выступали против высших сил. Одним из самых ярких героев был Геракл, который прославился своими подвигами, такими как убийство гидры, Антея и так далее. Более подробно вы всегда сможете прочесть в любой книжке с пометкой «Греческая мифология». Имена таких героев, как Гектор, Парис, Ахиллес, Ясон, Орфей, Одиссей и других, не просто вошли в историю, они остались у всех на устах и по сей день, словно живые пословицы и примеры того, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Косвенные персонажи

Были ещё и те, кто не относился ни к богам, ни к героям. Это были обычные люди, свершившие подвиги такого масштаба, что деяния их вошли в историю и передаются из уст в уста и по сей день. Крылья Дедала и высокомерная глупость его сына Икара стали поучительной притчей. Бессмысленные и кровавые победы царя Пирра в войнах, послужили основой для поговорки «Пиррова победа», которая берёт истоки в его собственных словах: «Ещё одна такая победа и у меня не будет армии!».

Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги играли важные роли в устройстве мира, выполняя каждый свою функцию. Бессмертные божества были похожи на людей и вели себя вполне по-человечески: грустили и радовались, ссорились и мирились, предавали и жертвовали своими интересам, хитрили и были искренними, любили и ненавидели, прощали и мстили, наказывали и миловали.

Вконтакте


Поведением, а также повелениями богов и богинь древние греки объясняли природные явления, происхождение человека, морально-нравственные устои, общественные отношения. Мифология отражала представления греков об окружающем их мире. Мифы зарождались в разных районах Эллады и со временем слились в упорядоченную систему верований.

Древнегреческие боги и богини

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп . Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Итак, боги Древней Греции, список и описание:

Зевс - бог Древней Греции - в мифологии назван отцом богов, Зевсом-громовержцем, повелителем молний и облаков. Именно он обладает могущественной силой творить жизнь, противостоять хаосу, учреждать порядок и справедливый суд на земле. Легенды рассказывают о божестве, как о существе благородном и добром. Повелитель молний породил богинь Ор и Муз. Ор управляют временем и сезонами года. Музы несут людям вдохновение и радость.

Женой громовержца была Гера. Греки считали её вздорной богиней атмосферы. Гера - хранительница дома, покровительница жён, хранящих верность мужьям. С дочерью Илитией Гера ослабляла боли при родах. Зевс славился своей страстностью. После трехсотлетнего брака повелитель молний стал посещать обычных женщин, которые рождали от него героев - полубогов. Являлся Зевс своим избранницам в разных обликах. Перед красавицей Европой отец богов престал как бык с золотыми рогами. Данаю Зевс посетил как золотой дождь.

Посейдон

Морской бог - повелитель океанов и морей , покровитель моряков и рыбаков. Греки считали Посейдона справедливым богом, все кары которого посылались людям заслуженно. Готовясь к плаванию, моряки возносили молитвы не Зевсу, а владыке морей. Перед выходом в море на жертвенниках возносились курения, чтобы угодить морскому божеству.

Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Его великолепная золотая колесница появлялась из морской пены, запряжённая быстроногими конями. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Жена Посейдона - богиня шумящего моря Амфтрита. Трезубец - символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами. Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Его верность Зевсу не подвергалась сомнению - в отличие от Аида, повелитель морей не оспаривал первенства громовержца.

Аид

Господин подземного мира. Аид с женой Персефоной правил царством мёртвых. Жители Эллады боялись Аида больше, чем самого Зевса. Попасть в подземный мир - а тем более, вернуться - без воли мрачного божества невозможно. Аид путешествовал по поверхности земли в колеснице, запряжённой конями. Глаза лошадей пылали адским огнём. Люди в страхе молились, чтобы мрачный бог не забрал их в свои обители. Любимец Аида треглавый пёс Цербер охранял вход в царство мёртвых.

Согласно легендам, когда боги делили власть и Аиду досталось владычество над царством мёртвых, небожитель остался недоволен. Он посчитал себя униженным и затаил обиду на Зевса. Открыто Аид никогда не выступал против власти громовержца, но постоянно старался как можно больше навредить отцу богов.

Аид похитил прекрасную Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, силой сделав её своей женой и правительницей подземного мира. Зевс не имел власти над царством мёртвых, поэтому отказал Деметре в просьбе вернуть дочь на Олимп. Огорчённая богиня плодородия перестала заботиться о земле, настала засуха, затем пришёл голод. Повелителю грома и молний пришлось заключить договор с Аидом, по которому Персефона две трети года будет проводить на небесах, а треть года в подземном мире.

Афина Паллада и Арес

Афина - наверное, самая любимая богиня древних греков. Дочь Зевса, рождённая из его головы, она воплощала три добродетели:

  • мудрость;
  • спокойствие;
  • проницательность.

Богиня победоносной энергии, Афина изображалась могущественной воительницей с копьём и щитом. Она также была божеством чистых небес, имела власть разгонять тёмные тучи своим оружием. Дочь Зевса путешествовала с богиней победы Никой. Афину призывали как защитницу городов и крепостей. Именно она ниспослала справедливые государственные законы Древней Элладе.

Арес - божество бурных небес , вечный соперник Афины. Сын Геры и Зевса, он почитался как бог войны. Воин, исполненный ярости, с мечом или копьём - таким рисовало Ареса воображение древним грекам. Бог войны наслаждался шумом боя и кровопролития. В отличие от Афины, которая рассудительно и честно вела битвы, Арес предпочитал яростные схватки. Бог войны утвердил трибунал - специальный суд над особо жестокими убийцами. Холм, где проходили суды, назван в честь воинственного божества Ареопагом.

Гефест

Бог кузнечества и огня. Согласно легенде, Гефест был жесток к людям, пугал и губил их извержениями вулканов. Люди жили без огня на поверхности земли, страдая и погибая в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, не хотел помогать смертным и даровать им огонь. Прометей - титан, последний из старшего поколения богов, был помощником Зевса и обитал на Олимпе. Исполненный сострадания, он принёс огонь на землю. За похищение огня громовержец обрёк титана на вечное мучение.

Прометею удалось избежать кары. Обладая провидческими способностями, титан знал, что Зевсу в будущем угрожает смерть от руки собственного сына. Благодаря подсказке Прометея, повелитель молний не соединился в брачном союзе с той, кто родила бы сына-отцеубийцу, и укрепил своё владычество навечно. За тайну сохранения власти Зевс даровал титану свободу.

В Элладе существовал праздник бега. Участники соревновались с зажжёнными факелами в руках . Афина, Гефест и Прометей были символами торжества, которое послужило зарождением Олимпийских игр.

Гермес

Божествами Олимпа были свойственные не только благородные порывы, ложь и коварство нередко руководили их поступками. Бог Гермес - плут и вор, покровитель торговли и банковских дел, магии, алхимии, астрологии. Рождён Зевсом от плеяды Майя. Его миссией было передавать волю богов людям через сновидения. От имени Гермеса произошло название науки герменевтики - искусства и теории толкования текстов, в том числе древних.

Гермес придумал письменность, был молод, красив, энергичен. Античные изображения рисуют его как симпатичного юношу в крылатых шляпе и сандалиях. Согласно легенде, Афродита отвергла ухаживания бога торговли. Гремес не женат, хотя детей у него много, как много и возлюбленных.

Первая кража Гермеса - 50 коров Апполона, он совершил её совсем ещё в юном возрасте. Зевс задал малышу хорошую «трёпку» и тот вернул украденное. В дальнейшем громовержец не раз обращался к находчивому отпрыску , чтобы решать щекотливые проблемы. Например, по просьбе Зевса Гермес выкрал у Геры корову, в которую обратилась возлюбленная повелителя молний.

Аполлон и Артемида

Апполон - бог солнца у греков. Будучи сыном Зевса, Апполон зимнее время проводил в землях гиперборейцев. В Грецию бог возвращался весной, неся пробуждение природе, погружённой в зимнюю спячку. Апполон покровительствовал искусству, а также был божеством музыки и пения. Ведь вместе с весной к людям возвращалось желание творить. Апполону приписывалась способность исцелять. Как солнце изгоняет тьму, так небожитель изгонял хвори. Бог солнца изображался чрезвычайно красивым юношей с арфой в руках.

Артемида - богиня охоты и луны, покровительница животных. Греки верили, что Артемида совершала ночные прогулки с наядами - покровительницами вод - и проливала росу на траву. В определённый период истории Артемида считалась жестокой богиней, которая губит мореплавателей. Божеству приносились человеческие жертвы, чтобы добиться расположения.

Одно время девушки поклонялись Артемиде как устроительнице крепкого брака. Артемиду Эфесскую стали считать богиней плодородия. Скульптуры и картинки Артемиды изображали женщину с большим количеством сосцов на груди, чтобы подчеркнуть щедрость богини.

Вскоре в легендах появился бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Апполон остался божеством музыки и искусства, Артемида - богиней охоты .

Афродита

Афродите Прекрасной поклонялись как покровительнице влюблённых. Финикийская богиня Афродита сочетала два начала:

  • женственность, когда богиня наслаждалась любовью молодого человека Адониса и пением птиц, звуками природы;
  • воинственность, когда богиню изображали как жестокую воительницу, которая обязывала своих последовательниц принимать обет целомудрия, а также была ревностной хранительницей верности в браке.


Древним грекам удалось гармонично соединить женственность и воинственность, создав совершенный образ женской красоты. Воплощением идеала стала Афродита, несущая чистую, непорочную любовь. Богиню изображали как прекрасную нагую женщину, выходящую из пены моря. Афродита - самая почитаемая муза поэтов, скульпторов, художников того времени.

Сын прекрасной богини Эрос (Эрот) был её верным посланником и помощником. Главной задачей бога любви было соединять жизненные линии влюблённых. По преданию, Эрос выглядел как упитанный малыш с крылышками .

Деметра

Деметра - богиня-покровительница земледельцев и виноделов. Земля-мать, так ещё ее называли. Деметра была воплощением природы, которая дарит людям плоды и злаки, впитывая солнечный свет и дожди. Изображали богиню плодородия с русыми, пшеничными волосами. Деметра даровала людям науку хлебопашества и урожаи, выращенные тяжёлым трудом. Дочь богини виноделия Персефона, став царицей подземного царства, связывала мир живых с царством мёртвых.

Вместе с Деметрой почитался Дионис - божество виноделия. Диониса изображали весёлым молодым человеком. Обычно его тело оплетала виноградная лоза, а в руках бог держал кувшин, наполненный вином. Дионис научил людей ухаживать за виноградными лозами, петь буйные песни, которые позже легли в основу древнегреческой драмы.

Гестия

Богиня семейного благополучия, единения и мира. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, поэтому в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. Они были символом гражданского единения и мира. Существовала примета, что, если в дальнее путешествие взять угли с жертвенника пританея, то богиня окажет своё покровительство в пути. Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.

Храмы Гестии не строили , ведь ей поклонялись в каждом доме. Огонь считался чистым, очищающим природным явлением, поэтому Гестия воспринималась как покровительница целомудрия. Богиня испросила у Зевса разрешения не выходить замуж, хотя Посейдон и Аполлон добивались её расположения.
Мифы и легенды складывались в течение десятилетий. При каждом пересказе истории обрастали новыми подробностями, возникали неизвестные ранее персонажи. Список богов увеличивался, позволяя объяснять природные явления, суть которых древние люди понять не могли. Мифы передавали мудрость старших поколений молодым, поясняли государственное устройство, утверждали морально-нравственные принципы общества.

Мифология Древней Греции подарила человечеству множество сюжетов и образов, которые нашли отражение в шедеврах мирового искусства. На протяжении веков художники, скульпторы, поэты и архитекторы черпали вдохновение в легендах Эллады.


Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.






Карта античного мира, земли Эллады и Рима

Мифы, боги, герои, демоны Эллады и Рима. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая.

Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и – в меньшей степени – древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.

Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время Александр Сергеевич Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян; кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Греческая мифология . Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления.

Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ – «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов. В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Можно различить, далее, культы государственные и частные.


Боги Олимпа, роспись, Дворец дель Те, Мантуя

Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат. Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации.

Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до нашей эры. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи». Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея – земля, Тартар – ад и Эрос – любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха.

Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида – сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Пантеизм . Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли.

Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также богиню мудрости Афину. Афина была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы.

Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, то есть вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня. Первоначальная система римской мифологии – судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература – сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества – олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами).

В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы – боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 года до нашей эры).

К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже за principium всего и за отца богов. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Ворота ее в военное время были раскрыты; под аркой находилось изображение двуликого бога. Другим местом его культа был названный по его имени холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового тракта, ведшего в Этрурию и гавани; в связи с этим Янус был богом покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.

Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс – с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром; бег жрецов Фавна, луперков, имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильной жатвы; Флора была богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс – один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Он был также богом войны (Mars Gradivus); военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия, и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом. Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер – как бог дневного света, Юнона – как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков – Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие – молния; в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения.

Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру; родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы – Victor; в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius – бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Главным священнослужителем Юпитера был flamen Dialis; жена фламина – flaminica – была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы; оттого же она называлась Lucina или Lucetia. Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала брачные союзы, как Sospita – охраняла жителей. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии; у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus; наряду с ним упоминается богиня – покровительница умерших – Tellus, Terra mater, – принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, она называлась Lara, Larunda и Mania; как avia Larvarum – она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозные представления, которые создали ряд dei indigetes – божеств-представителей отдельных человеческих действий и деятельностей, – вызвали ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные отвлеченные понятия и человеческие отношения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены в Рим из Кум Сивиллины книги – сборник греческих изречений оракула, сделавшийся книгой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Геркулес (переделка на лат. лад греч. Ήρακλής) стал известен в Риме с установлением лектистерний; сказания о нем целиком заимствованы из греческой мифологии. Под названием Цереры (Ceres) с 496 года до нашей эры была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества, из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis = dives – богатый = Πλούτων). В 204 году был привезен в Рим священный камень Великой Идейской Матери из Пессинунта; в 186 году существовал уже греческий праздник в честь Диониса-Либера – Вакханалии; затем из Александрии перешли в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии – мистерии солнечного бога Митры. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала.

Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне – наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм.