Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь
Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Монастыри и храмы привлекали внимание туристов во все времена. Старинная архитектура, своеобразный жизненный уклад, уникальный иконостас, все это интересует людей. Для кого-то это возможность удовлетворить свое любопытство, для других - шанс узнать другую сторону жизни и, возможно, сделать определенные выводы. Успенский Горицкий монастырь - это интереснейший памятник, который стоит посетить всем. Почему именно памятник? Потому что на сегодняшний день он отдан музею, монахини проживают на небольшой территории, все остальные помещения комплекса свободно посещаются туристами.

Знаменитость среди туристов

Действительно, здесь стоит побывать хотя бы один раз. Успенский Горицкий монастырь является самым знаменитым в Переславле-Залесском. Практически все сооружения относятся к XVII-XIX векам. Самые древние на сегодняшний день нуждаются в реставрации, но остаются прекрасными. Особенно интересен главный храм монастыря - собор Успения Богородицы. Старинный и удивительный, он сотни лет стоит и взирает на происходящее вокруг. Успенский Горицкий монастырь украшает иконостас, который был создан еще в 1750 году. Грандиозный, резной, он до сих пор удивляет туристов своим величием. Многие отмечают, что он мог бы украсить и московские храмы.

История великого монастыря

Успенский Горицкий монастырь был основан в самом начале XIV века. Причем этот храм Успения не с самого начала был наречен Горицким. Уже позднее это название было добавлено ему из-за того, что его построили на холме. Сначала все церкви были деревянными, и от них на сегодняшний день не сохранилось совершенно ничего. Удивительно, сколько лет это намоленное место было обителью монахов, которые возносили благодарность Господу.

Однако лихие времена не пощадили Успенский Горицкий монастырь. История его, как и многих других древних храмов на Руси, включает темные страницы полного уничтожения. Так, в 1382 году войско Тохтамыша полностью разрушило Переславль, а с ним и монастырь. Однако он не канул в Лету. Именно в это время, непосредственно перед вторжением, на богомоление в святую обитель приехала княгиня. Она сумела спастись от татар, уплыв по реке на плоту.

Чудесное спасение не оставил без внимания ее муж, Дмитрий Донской. Уже в 1392 году он полностью восстановил Горицкий Успенский сделав это на свои средства. Но ни одно здание, созданное в ту пору, не дошло до наших дней. Все они были уничтожены набегами, пожарами, а также временем. Однако монахи не покидали его, раз за разом отстраивая свою тихую обитель.

От создания до наших дней

Переславский Горицкий Успенский монастырь существовал настолько долго, что летопись о нем имеет значительные пробелы. Доподлинно известно, что в таком виде, в котором мы его знаем сегодня, он строился в XVII-XVIII веках. Что происходило с ним в период с XIV века, как жили монахи, почему обитель пришлось полностью перестраивать - неизвестно, об этом можно только догадываться. Однако мы знаем, что и дальше судьба монастыря была достаточно сложной. Это ясно уже исходя из того факта, что он не функционирует уже несколько столетий.

В современной истории фигурирует уже Горицкий Успенский Переславле-Залесском, хотя изначально он был исключительно мужским. Монахиням выпала тяжелая ноша: уже в 1744 году их тихая обитель была упразднена. Службы в ней прекратились, а сама она была передана епархии. Однако скоро ее ждала такая же участь: епархию упразднили.

Заброшенный, но не забытый

Горицкий Успенский долго представлял собой довольно жалкое зрелище. Еще великолепный и торжественный, он был полностью заброшен. Стены ветшали и разрушались без присмотра, территория зарастала травой, вандалы засыпали ее мусором. Лишь к концу XX столетия о нем снова вспомнили и разместили в одном из зданий духовное училище.

Постепенно Горицкий Успенский монастырь начали приводить в порядок. Однако его ждало новое испытание: его отдали под музей-заповедник. При этом, что удивительно, монахини не оставляли свою обитель на протяжении всех этих сложных времен. И сегодня они пытаются восстановить старинный монастырь. Хотя монахинь на территории проживает не так и много, и поддерживать в порядке огромную территорию им непросто.

Дорога к монастырю

Если вы собираетесь в поездку по историческим местам нашей Родины, обязательно посетите и Успенский Горицкий монастырь. Как добраться, мы сейчас вам расскажем. Расположен он по адресу: Музейный переулок, 4. Если вы заезжаете со стороны Москвы, то при въезде в город, уже сможете увидеть стены и купола церквей (с левой стороны). Если вы гостите в Переславле-Залесском и хотите посетить тихую обитель, то можете воспользоваться общественным транспортом. Наиболее удобным для вас будет рейсовый автобус № 1 (остановка так и называется - «Музей»). На подъезде к монастырю вы издалека увидите стены. У них обязательно оглянитесь вокруг. Теперь действительно ощущается, что храм расположен на холме, с которого открываются прекрасные виды на Переславль. Вход на территорию монастыря, а ныне музея, обойдется в 250 рублей (если хотите посетить все экспозиции).

Стены монастыря

Именно их мы видим издалека, только подъезжая к храму. Рассматривая Успенский Горицкий монастырь (фото мы привели в статье), можно заметить, что, несмотря на прошедшие века, стены обители еще достаточно крепкие. Однако историки сразу скажут вам, что достраивались они уже в более поздние времена, скорее всего, в XVIII веке. Это видно по тому, что они совсем невысокие, а значит, не выполняли оборонительную функцию. Бойницы никогда не использовались по назначению, а в некоторых местах стен и вовсе нет.

Успенский собор

Это главная достопримечательность, которой славится Горицкий Успенский монастырь. Переславль-Залесскиий является хранителем настоящего чуда: немногие города Золотого кольца России могут похвастаться таким роскошным памятником архитектуры, хотя он и не действует уже более 200 лет, а сегодня принадлежит музею.

Итак, Успенский собор. Построен он был в 1750 году и существует до сих пор в первозданном виде. Даже если вы далеки от религии, вам здесь очень понравится. Собор венчает пять небольших изящных главков. Внутри стены богато украшены лепниной и потрясающей росписью в стиле барокко.

Иконостас - это главная святыня и достопримечательность. Создан он был одновременно с храмом и на сегодняшний день нуждается во внимании. Многоярусная, золоченая конструкция представляет собой пять рядов икон, которые поднимаются от пола возле алтаря до основания главного свода. Барочные колонны, фигуры святых и растительный орнамент завершают потрясающий интерьер. На сегодняшний день главной задачей является сохранить эту красоту для потомков, поэтому открывается храм только летом.

Не забудьте посетить

Церковь Богоявления - это еще одно интереснейшее здание. Она совсем небольшая, старинная, строилась еще в 1768 году. Собственно, внимание туристов больше привлекает не само это сооружение, а четырехъярусная колокольня, на нижнем этаже которой и расположена церквушка. Сама же колокольня просто потрясающая, когда находишься здесь, очень жалеешь, что ее звон не разносился по окрестностям уже сотни лет. Не пожалейте времени и поднимитесь на смотровую площадку. Отсюда открывается захватывающий вид на и сам город. Однако помните, что на колокольню пропускают только в теплое время года.

Церковь всех святых

Это здание построено также во второй половине XVII века. Находится оно рядом с Успенским собором и видно издалека, так как высоко поднимается над стенами монастыря. Культовое сооружение увенчано пятью небольшими главками. Когда на территории монастыря открылось духовное училище, оно было вплотную пристроено к стенам церкви. При этом сама она сама подверглась полной реконструкции и стала выполнять функцию домового храма. Сложно сказать, сохранилась ли она в первозданном виде, потому как чертежей не осталось.

Остальные достопримечательности

Прогулка по территории храма может занять целый день, так что лучше запаситесь временем. В северной стене расположена небольшая звонница, которая была построена во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательное, однако со второго его яруса открываются прекрасные виды на город.

Очень красива церковь Николая Чудотворца. Она расположена над Святыми воротами, а основана во второй половине XVIII века, построена в стиле Уже почти 300 лет богослужения здесь не проводятся, сейчас там расположена одна из экспозиций музея.

Фруктовый сад на берегу искусственного озера - это не просто красота. Здесь очень приятно погулять в жаркие дни. Создано это озеро было для того, чтобы обеспечить храм водой на случай пожара. Вода в него поступает по трубам из соседнего водоема. Такой вот интересный опыт, который сделал возможным выращивание прекрасного сада. Судя по отзывам, он сегодня не слишком ухоженный, и это несколько уменьшает его очарование.

Деревянные часовни на территории монастыря являются сравнительно молодыми постройками. Жители окрестных районов сами собирали деньги на них, а также принимали участие в строительстве. На сегодняшний день одна из них служит кассой музея.

Практически все туристы упоминают в своих отзывах Проездные ворота в восточной стене монастыря. Это настоящий шедевр русского зодчества, который наверняка не оставит вас равнодушным. Сравнительно невысокие, они все равно притягивают взоры гостей. Обратите внимание на овальную нишу над воротами - там находится уникальная фреска. Она сохранилась очень хорошо.

Вместо заключения

Судя по отзывам, монастырь до сих пор является очень красивым и представительным. Однако большой наплыв туристов и отсутствие ухода за памятником старины со стороны работников музея приводит к тому, что здание ветшает. Многие высказывают сожаление, что обитель не возвращена полностью монахиням. Действующий монастырь получает пожертвования, которые идут на его содержание, а сегодня музей взимает плату за посещение святыни и не заботится о сохранении комплекса для потомков. Но, несмотря на сложные времена, он остается очень интересным и привлекательным, так что многие настоятельно рекомендует посетить его.

В дни праздничных масленичных гуляний уместно будет вспомнить о прошлогодней поездке на Масленицу в Переславль-Залесский . Бегло о том путешествии я уже на страницах блога. Думаю, что пришла пора поговорить подробнее.
​Итак, Широкая Масленица. Мы едем на два дня в Переславль-Залесский - старинный город Золотого кольца России. Всего 150 километров, и вы в другой реальности.
К сожалению, на тот момент мы не знали, где в Переславле проводится Масленица. Та, которая не только для экскурсионных групп (как , на которую мы однажды нарвались), а та, что для народа - для всех жителей и гостей города - с массовыми народными гуляньями, развлечениями, сжиганием чучела Масленицы и, разумеется, блинами и многими другими угощениями.

Реклама — поддержка клуба

Не зная, где проводится (и проводится ли вообще!) Масленица в Переславле , мы рассудили здраво - надо ехать в Переславский музей-заповедник - главный культурный центр города.
Музей-заповедник - понятие объемное. Он включает и уникальный Спасо-Преображенский собор XII века, и музей-усадьбу "Ботик Петра I", и музей-усадьбу Ганшиных. Но центр заповедника располагается в Горицком монастыре. Вот туда мы и отправились.
Сегодня я расскажу вам о Горицком монастыре, покажу его архитектуру (о музейных экспозициях будет отдельный пост). Также вы увидите, какую Масленицу мы здесь застали.

История Горицкого монастыря

Горицкий Успенский монастырь - древнейший на Руси. Точную дату его основания не назовет никто. Известно точно только то, что уже в XIV веке обитель существовала. Название "Горицкий" идет от слова горица, возвышенность. Монастырь действительно стоит на высокой горе.
Идея создания в монастырях музеев мне, честно говоря, не нравится. Но не в случае с Горицким монастырем. Обитель была упразднена здесь еще в середине XVIII века, когда в 1744 году в обители обосновался Архиерейский дом. К сожалению и он пробыл здесь недолго. Все самое ценное вывезли, постройки забросили, так больше века стоял на горе монастырь и разрушался от времени и ветров. Лишь в конце XIX века на территории разместили духовное училище. А в 1918 году - краеведческий музей.
С тех пор прошло почти 100 лет, а музей-заповедник "жив-здоров". Конечно, храмы и здания, где располагаются экспозиции требуют обновления. Но если бы не музей, думаю не увидели бы Горицкого монастыря вообще. Музеи и другие организации, которые располагаются в стенах памятников архитектуры, порой единственное, что не дает уникальным памятникам - дворцам и церквям - разрушиться окончательно.

Архитектура монастыря

В плане Горицкий монастырь имеет форму квадрата. На его территории сохранилось не мало - три башни (XVI-XVII вв.), крепостная стена, Проездные и Святые ворота, палаты привратника (XVI в.), Трапезная палата (XVII в.), надвратная Никольская церковь, Всехсвятская церковь, Успенский собор (XVIII в.), звонница и т.д.
Монастырь интересен как архитектурный объект. И несмотря на потертый вид храмов, а может быть в какой-то степени благодаря ей, ощущаешь глубокую историчность этих стен.
На подъезде к Горицкому монастырю открывается вот такая картина - Проездные ворота, белокаменные стены, Палаты привратника.

Мы ставим машину на парковку у монастырских стен и оглядываемся вокруг. То, что обитель стоит на высоком холме, ощущаешь, глядя на виды, открывающиеся отсюда на Переславль.



Колокольня XVIII век (на рис. №6).

Проездные ворота XVII век (№ 1), Палата привратника (№ 2) XVII век.

Около часовни XIX века (№ 4) посетителей радушно встречает солнечная Масленица.

По дорожке идем в сторону храмов.



Всехсвятская церковь XVII век (№ 8).

Успенский собор XVIII век (№ 7).

Для увеселения граждан стоят такие вот картины с окошечком для лица, чтобы все желающие могли пофотографироваться.

Напротив здания Духовного училища и еще одной деревянной часовни мы застали сцену, на которой шло театрализованное действие. Вокруг стояли люди. Итак, что же происходит на Масленицу в музее-заповеднике Переславля? Здесь принимают и развлекают организованные группы, но принять участие в празднике могут и те, кто просто купил билеты в кассе. На мой взгляд, это тоже неплохой вариант. Погулять по территории, принять участие в празднике, посетить все экспозиции музея.

Развлекательная программа мне показалась занятной. Было весело. Это, конечно, не массовые народные гулянья, но в такой камерности тоже что-то есть.





Для тех, кто приехал группой, угощения - чай и блины - подаются организованно, в процессе программы. Для индивидуалов все еще проще - подходи, покупай блины, шашлыки, глинтвейн, чай и т.д.


После хороводов началось представление.




Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы.




После сжигания чучела мы отправились в музей, расположенный в зданиях Духовного училища (№ 10) и Трапезной палате XVII века (№ 9). О посещении музея я расскажу в отдельном посте.





​После музея мы пошли гулять по территории монастыря дальше.


Между Всехсвятской церковью и Успенским собором - большая площадка.

От звонницы хорошо видна колокольня монастыря.

Весна, однако. Почки набухают.

Ступени Успенского храма.

Сначала мы поднимаемся на стену, чтоб посмотреть через бойницы на Переславль.











​Но лучшие пейзажи, конечно, открываются со смотровой площадки звонницы. Заходим вот в эту деревянную дверцу.

На смотровой площадке.



Всехвсятская церковь и Успенский собор. Вид со смотровой площадки звонницы .

На звоннице одеваю телевик. Давайте разглядывать окрестности Переславля-Залесского вместе со мной.
Золотые купола - Никольский монастырь .

Сорокосвятская церковь на берегу Плещеева озера.

Та же церковь - поближе.




Никольский монастырь во всей красе.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.) - единственное, что осталось от Борисоглебского мужского монастыря в Переславле-Залесском.

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь стоит рядом с Никольским монастырем.

Никитский мужской монастырь - самый древний в Залесском крае (XI в.) и самый строгий.

Плещеево озеро.

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43"16.3"N 38°49"26.3"E

Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи .

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской , Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

Стены Горицкого монастыря

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества . И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей - узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже - ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством - пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года .

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца. На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро». Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 г.

История монастыря

В XII в., когда был основан Успенский Горицкий монастырь, это место называли Шутовой рощей, где племя меря поклонялось идолам.

В конце XIV в., после разрушения ордой Тохтамыша, его взяла под свою опеку вдова князя Димитрия Донского Евдокия (в иночестве Евфросиния).

Это была её благодарность за чудесное спасение от татар во время бегства в Кострому - плот, на котором она находилась вместе с сыном неожиданно отплыл на середину Плещеева озера и там замер, недоступный для татарских стрел.

К 1392 г. княгиня восстановила обитель и так украсила её, что монастырь стали называть лаврой.

В память о чудесном спасении в Переславле установилась традиция в шестое воскресение после Пасхи совершать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья к середине озера.

До XVII в. Успенский Горицкий монастырь был самым значительным из всех монастырей Переславля.

В течение 30 лет в монастыре подвизался прп. Даниил Переяславский. Его келейником был прп. Герасим Болдинский, который позднее основал монастыри Иоанна Предтечи и Болдинский.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие.

В нач.XVIII в. была образована Переславская епархия, управление которой было устроено в Успенском Горицком монастыре.

В 1744 г. монастырь упразднён и превращён в Переславский архиерейский дом.

В 1788 г. Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В 1883 г. в здания бывшего монастыря переведено духовное училище.

После революции в 1919 г. в монастырь переведён Переславский музей.

Архитектура монастыря

  • Успенский собор (1753—1762 гг.) построен на месте старого XVI в. и соединён с пятиглавием старой трапезной. Сохранились богатейшие лепные украшения, рельефы, стенопись XVIII в. и многоярусный иконостас, созданный в 1750-х гг. московскими резчиками под руководством Якова Жукова.Внутреннее убранство собора — один из самых ярких примеров русского барокко сер. XVIII в.
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII в.), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII в.), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.), ныне экспозиция,
  • (церковь) (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII вв.), ныне хранилища,
  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XX век), ныне смотровая площадка,
  • часовня из деревни Старово (XIX век),
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века).