Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, натурфилософская ориентация в знании. Гуманистический антропоцентризм в филосо­фии и культуре эпохи возрождения. социально-философские учения

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, натурфилософская ориентация в знании. Гуманистический антропоцентризм в филосо­фии и культуре эпохи возрождения. социально-философские учения

Введение

Эпоха Возрождения -- период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века -- с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное; брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И эта хотя эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной Ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии -- Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли -- одного из характернейших явлений данной эпохи.

Философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, развитие человеческой индивидуальности

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях человеческой культуры, в том числе и в философии. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.

Эпоха Возрождения для большинства стран Европы -- это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Само название эта эпоха получила в силу того, что в это время начался процесс возрождения классической древности, античной философии. Вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. В своей главной тенденции она пантеистическая. Тяготея к отрицанию Бога как главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе, отождествляет Бога и природу. Бог философии эпохи Возрождения -- это не Бог ортодоксальной религии, не Бог схоластического и догматического теоретизирования. Философия перестает быть «служанкой богословия», а становится выражением знания и мудрости.

Второй важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек, согласно этому подходу, становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится и центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

В философии эпохи Возрождения можно выделить три периода:

1) Гуманистический или антропоцентрический (период с середины XIV в. до середины XV в.);

2) Неоплатонический период (с середины XV в. до первой трети XVI в.);

3) Натурфилософский период (вторая половина XVI в. - начало XVII в.).

Первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были противопоставлены средневековому теоцентризму, когда во главе угла было понятие Бога и его сущности. Второй период был связан с формированием гносеологических и онтологических представлений, и третий -- с созданием целостной картины бытия.

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

В «Божественной комедии», Данте (1265-1321), которая представляет собой итог развития средневековой культуры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Первый путь открыт благодаря естественному разуму, и земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, по наставлениям философии, под водительством земного государя. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он основывается на вере в откровение, и к цели ведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе личной ответственности за содеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя к естественному разуму, он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого искренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного разума необходимо направлять не столько на теологические, сколько на этические проблемы.


Эпоха Возрождения (имеется в виду итальянское Возрождение, начавшееся во Флоренции в четырнадцатом веке и охватившее города Северной и Средней Италии, являвшиеся торговыми и промышленными центрами; для обозначения похожих процессов на Севере Европы, есть понятие «Северное Возрождение») охватывает период с четырнадцатого по шестнадцатый века и по характеру развития идей считается временем перехода к периоду Нового времени. С Возрождения начинается история профессионального художественного творчества. Название эпохи возникло в трудах возрожденцев, которые полагали, что человеческая мысль в период Средневековья ни к чему положительному в понимании человека не продвинулась и была пустой, или «тёмной». Значимым, по их мнению, было время Античности. Возлагая большие надежды на своё время, данные мыслители считали своей основной задачей «возрождение» идей и идеалов (художественно-эстетических, политических, философских) Античности, для продолжения «прерванного развития человечества». Философия эпохи Средневековья не только была однозначно заклеймена как пособница или «служанка богословия», она воспринималась как шаг назад по сравнению с достижениями античной мысли. Это одностороннее отношение ко времени Средневековья сохранялось очень долго и встречается в некоторых современных гуманитарных текстах. При этом главными идеологиями времени оставались религия и схоластика, которым противостояла гуманистическая (humanista, «человечность») мысль. Поэтому, не случайно часть мыслителей данный период объединяют со временем Средневековья, не считая его самостоятельным; в этом случае, для обозначения рассматриваемого периода времени существует красивый термин «Осень Средневековья».
Можно полагать, что с конца Средневековья в духовном развитии человечества обозначились два пути. Во-первых, продолжался прежний вариант «неразделённой» целостной духовности (с сохранением религиозных смыслов сознания в более или менее активном состоянии), в которой сознание человека не расщеплено, а принимает к сведению все возникающие знания и не равномерно, но естественно соединяет элементы всех видов знания в одном целостном мировосприятии. Во-вторых, формировался выражено светский путь развития, отрицающий традиционную религиозность, разделяющий религиозную и остальные сферы сознания так, как будто они принадлежат разным людям. Так, как если бы человек, занятый, например в сфере точных наук, не мог бы воспринимать миропонимание человека, с религиозной доминантой сознания, и как если бы не было общих основополагающих представлений в сознании каждого человека, делающих возможным взаимопонимание людей. В ситуации доминирования второго пути очень скоро место, «свободное от религиозного сознания», оказалось занятым комплексом идей (среди которых: антропоцентризм; вера в прогресс, основанный на знании законов развития; вера в возможность достижения социального порядка, воспитания человека с определёнными качествами и т.п., что наиболее полно отражено в просветительских идеях), по существу своему догматизированных по аналогии с религией, или мифологизированных, но «выстроенных» на иных ценностях. Социальные модели, возникающие при втором варианте развития, как сегодня очевидно, достаточно быстро начали размывать нравственную составляющую сознания и привели к отчуждению человека от его жизненных смыслов и к бездуховности общества в целом. Основополагания данного процесса сформировались во время Возрождения и первоначально казались весьма безобидными: они только фиксировали разницу между светским и религиозным миропониманием.
Возрождение предложило новую парадигму взамен религиозной, в это время формируется новое сознание с новым, близким к научному, мышлением, соответствующим начальному этапу рыночных отношений. Вместо теоцентризма торжествует антропоцентризм. Вместо геоцентризма - гелиоцентризм. Характерные черты и особенности философской проблематики Возрождения отразились и в других, очень важных, многоплановых и далеко не однозначных по последствиям процессах, охватывающих широкий спектр деятельности людей: в переходе к мануфактуре и возникновении национальных монархий; секуляризации всех сфер жизни; возрождении канонов классической античности и поклонении идеалам античности, особенно в поведении и культуре; гуманизме, развитии гражданской жизни и направленности общественного сознания к политическим свободам; возникновении нового самосознания человека, его вере в свой талант и силу; в трактовке человека как творца себя и ослаблении религиозной сосредоточенности на греховности человеческой природы, что нашло своё выражение и в идее, что божественная благодать не нужна для спасения; в осмыслении человека как центра мира и изображении его как творца нового (титана); в поиске человеком точки опоры в своей телесности; в формировании и установлении понимания ценности отдельного человека наряду с другими людьми, позже - «буржуазными» ценностями; пантеизме (слиянии христианского Бога с природой и, обожествлении природы, что ортодоксальное христианство заклеймило как «сатанизм»); развитии магико-алхимического варианта понимания природы (так, в трудах Парацельса прослеживается стремление при помощи оккультизма управлять природой) и многом другом.
Каждый из перечисленных процессов был, по меньшей мере, двояким: к примеру, алхимики не только занимались оккультизмом, но закладывали, как уже сказано выше, основы естественных наук. При всём величии человека данной эпохи в ней же обозначилась возможность его падения, что, по словам известного исследователя данной эпохи, А.Ф.Лосева (1893-1988), лучше выразили литература и искусство конца Возрождения (Шекспир и Микеланджело). Можно привести также известную оценку, относящуюся к данной эпохе: «в античности предел выше беспредельного, в Возрождении - действительность беднее возможности». Заслуги и успехи деятелей эпохи Возрождения, как следующего внушительного шага в развитии понимания человеком себя, несомненны. Может быть единственный явный, и серьёзный, недостаток этого времени (если такая формулировка правомочна) состоит в избирательном развитии идей предшественников. Это выразилось, как было уже сказано, в полном отсутствии позитивной оценки философии Средневековья; а что касается античной философии, практически, мыслители эпохи Возрождения, продолжая идеи Платона и неоплатоников, выступали против идей Аристотеля.
Основные особенности философии эпохи Возрождения выражают ориентация на художественноэстетическое мировосприятие (выраженное, прежде всего в творчестве титанов Возрождения) и такие её основоположения как гуманизм; антропоцентризм, гражданственность, пантеизм и натурфилософская направленность. Гуманизм сформировался на основе развития нескольких «пластов» смыслов (или идеологий): античного отношения к человеку, по аналогии с пониманием которого, может быть существовал в эту эпоху пантеон Богов, и идеи «человечества» (или человечности, воспринятой европейцами в процессе знакомства с Востоком, где человечность, человеческое благородство и достоинство, честность и ответственность, правильность поведения, «обязанность сохранить лицо» в любой ситуации и другое подобное вместе подразумеваются под словом «человек», несущим также смысл принадлежности к роду людей; осмысления тезиса христианского понимания человека, как сотворённого по образу и подобию Бога и обязанного соответствовать своему изначальному высокому духовному предназначению; выдвижения на передний план телесности человека, переработки разнообразных явлений городской культуры эпохи, связанной с ослаблением влияния церкви, с безграничной верой в безграничное духовное и физическое совершенство и возможности человека). Особенности понимания гуманизма в Европе были связаны с развитием здесь в данную эпоху «гражданской жизни», проблематики гражданства и стремлений к политической свободе. Можно утверждать, что развитие перечисленных видений ракурсов человеческого, способствовало становлению эталонных социально-моральных характеристик человечества в целом, качеств отдельного человека и того, как человек должен относиться к другому человеку и людям вообще. Именно особенности этих смыслов преломлялись идеологиями мировых религий.
В целом эпоха Возрождения - это, прежде всего, высочайший уровень искусства, который не был ни повторён, ни превзойдён ни в какое другое время. Имена титанов Возрождения (Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело) известны всем, т.е. культ творца, художника, не подражающего, а создающего как Бог, гениального во многих сферах приложения своих способностей, - становится основной характеристикой выдающихся людей данного времени. Очевидно, что такие высокие достижения были бы невозможны без сверхверы человеком в себя и свои возможности.
Поэтому с гуманизмом связан другой важный принцип Возрождения - антропоцентризм, выразителями которого были Лоренцо Вала, Марселино Фиччино, Пико делла Мирандола и другие. Своеобразные кружки, объединявшие гуманистически мыслящих людей, не были связаны с религией или схоластикой, хотя мир признаётся сотворённым Богом. Человек описывается как микрокосм, копирующий устройство макрокосма: Леонардо да Винчи, изображая пропорции человека, вписывает его в образ мира, сочетающий круг (совершенство) и квадрат (соединение четырёх стихий); провозглашаются идеи равенства всех людей и утверждаются принципы доброты человеческой природы самой по себе. Другая особенность объединений эпохи Возрождения состояла в рационалистической критике религии (оспаривалась идея бессмертия души, обращалось внимание на споры внутри самой церкви), что способствовало расшатыванию религиозного авторитета и становлению веротерпимости. Распространение рационального миропонимания и рационального постижения истины ослабляли связанность общественного сознания и повседневной жизни человека с церковью, утверждали идею ценности отдельного «уникального» человека, что в свою очередь было связано со становлением идеологии индивидуализма.
Субстанциальную свободу человека обосновывал в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), утверждая, что Бог создал человека существом, подобным себе и поставил его в центр мироздания. Поэтому человеку дана способность формировать своё бытие и свобода самоопределения; возможности человеческого духа определены свободой его воли и выбора, но господствующим должен быть принцип: «ничего слишком».
Следует сказать, что в эталоне человека, сложившегося в эпоху Возрождения, не обращается особого внимания на нравственные характеристики, здесь речь идёт не столько об оценках человека, сколько о любовании им, гордости за неограниченные возможности, об утверждении личности в её грандиозности, красоте и величии. Известно, что люди этого времени прославились также коварством, борьбой самолюбий, убийствами из-за угла, распущенностью священнослужителей, о чём свидетельствует изгнание францисканских и доминиканских монахов из города Реджио за нарушение норм нравственности. А.Ф.Лосев пишет, что проявление отрицательных качеств человека в это время было обратной стороной титанизма, свойственного эпохе.
Идеи гражданственности, свойственные Античности, были возрождены в рассматриваемую эпоху и нашли своё выражение с одной стороны в утопиях, отодвигавших осуществление желаемых реформ в далёкое будущее, а с другой - в исследовании сущности государства и политики. Интересно, что данные тексты направлены против индивидуализма, утверждающегося в общественном сознании данной эпохи. Общим для утопических текстов является насильственное приведение всех к равенству.
Английский государственный деятель Томас Мор (1478-1535) в «Утопии», которая вышла в 1516 году, сравнивая эгоистический интерес и этический идеал коллективизма и всеобщности, не скрывает своего предпочтения идеалу всеобщности. Автор утопии изображает остров с идеальной государственностью, где все люди заняты физическим трудом, послушно выполняют решения коллектива, который наделён правом определять своими декретами даже брачные отношения. Другие характеристики данного образца будущего: одинаковая одежда, одинаковое питание в столовых, веротерпимость, личные сады, которые периодически делятся заново, по жребию, чтобы избежать возможного неравенства.
Другой автор коммунистической утопии, Томмазо Кампанелла (1568-1639), в книге «Город Солнца» (1602) изложил своё учение о труде, отмене частной собственности, общности жён и детей. Государством, в котором регламентирована вся жизнь человека до мелочей, управляют философы и мудрецы. Браки совершаются по государственным декретам, дети воспитываются в специальных учреждениях, семьи не существует, дети не знакомы с родителями - многие положения данного произведения можно объяснить фактом биографии автора, который за подготовку антииспанского восстания провёл двадцать семь лет в заключении.
Никколо Макиавелли (1469-1527; «Государь», «О военном искусстве») выступил за установление в Италии политического единства и жёсткой государственной власти. Идеалом государственности мыслитель считал монархию, задачей монарха - прийти к власти и удержать её, для чего хороши все средства. Согласно Макиавелли, людям свойственен звериный эгоизм, для укрощения которого пригодны любые методы, поэтому понятно, что интересы отдельного человека могут быть принесены в жертву общественному благу. Считается, что данный мыслитель «освободил политику от морали и религии». Макиавеллизм расценивается А.Ф.Лосевым как детище позднего, изживающего себя Возрождения.
Пантеизм (существует два объяснения слова: от латинского названия общего языческого Бога природы и в переводе с греческого «всеобщий») подрывал личностную трактовку Бога. Например, Николай Кузанский (1265-1321) в трактате «Об умудрённом неведении» (другие варианты перевода названия работы «Об учёном незнании»; «О знающем незнании») растворял Бога в природе, лишая его внеприродного характера и считая Бога «бесконечным, или абсолютным максимумом», приближающимся к природе, которая представлялась «абсолютным минимумом». Мыслитель считал, что видимый и телесный мир зависят от начала, которое бестелесно, непостижимо (так как предшествует всему, является источником и концом всякого движения) и находится во всём. Пределом и центром мира является Творец. Другой мыслитель, Дж.Пико делла Мирандола, развивая пантеистические идеи, считал, что именно понимание божественного закона предполагает углубление в природу вещей и стремление к выявлению действительных причин. Развивая античные идеи, он полагал, что микрокосм человека тождественен природному макрокосму. Джордано Бруно считал природу «Богом в вещах», уточняя, что Бог не имеет пределов, следовательно, не имеют пределов и вещи природы.
Формирующаяся в эпоху Возрождения наука, существует в форме натурфилософии - философии природы, её умозрительного толкования. С другой стороны, сама философия в это время существует как «умозрительное истолкование природы в её целостности». Начало натурфилософии связано с именем Бернардино Телезио (1509- 1588); в работе «О природе вещей согласно её собственным началам», он заявил о новом методе - «изучать природу согласно её собственным принципам существования». По существу, данный метод выводит божественное начало из природы и сферы теоретического уровня анализа. Мыслители часто рассматривали природу как живое целое, пронизанное таинственными магическими силами. Такое понимание было свойственно и немецкому врачу, астроному и алхимику Парацельсу (1493-1541). Алхимики исследовали природу для управления силами, которые владеют всем происходящим. В мире как целом они пытались устанавливать живые связи, в частности между веществами и сферами человеческого: дух представлялся как ртуть, душа - сера; тело - соль. Магические обряды считались необходимыми для вхождения в контакт с силами природы. Флорентийский граф, Пико делла Мирандола в попытке рационального постижения смысла магии утверждал, что она связана с пониманием действительных тайн природы.
Самым важным в богатой открытиями эпохе, по праву считается созданная Николаем Коперником (1473-1543; «Об обращении небесных сфер», 1543) гелиоцентрическая система понимания мира. Следующим шагом в становлении европейской науки стало открытие Галилео Галилеем (1564-1642), благодаря сконструированному им телескопу, пятен на Солнце, спутников Юпитера, хребтов и кратеров на Луне, а также других космических объектов, что позволило современникам утверждать, что он открыл «новую Вселенную». На основе открытий предшественников, немецкий астроном Иоганн Кеплер (15711630) создал астрономию и сумел показать, что движение планет вокруг Солнца происходит не по идеальным орбитам, а по эллиптическим, и является неравномерным.
Опираясь на позиции Платона, Раймонд Луллий, Джордано Бруно (1548-1600) и другие, разрабатывали специфическое учение об «искусстве памяти»: пытаясь зафиксировать скрытые источники припоминания идей, они заносили всё, что «удавалось вспомнить» в сложно организованную по содержанию диаграмму. Анализ данных проводился на основе мистических, астрологических и оккультных теорий. Как известно, за свою диаграмму Джордано Бруно был привлечён к суду инквизиции («за приписывание себе богоподобия и претензию на знания, которые человеку не даны»).
В истории философии получила продолжение идея Бруно о совпадении противоположностей (которую он развивал, изучая соотношение «единства» и «множественности», вещей, созданных Богом и самого Бога); через Бруно и под влиянием мистицизма, особенно немецкого, учение о совпадении противоположностей стало у Шеллинга и Гегеля методологией: Гегель, как и Николай Кузанский, сформулировавший закон совпадения противоположностей, считал «принцип тождества» «законом абстрактного рассудка».
Мыслители Возрождения описывали эксперименты, которые, как считает современная наука, поставить невозможно (например, «вечный двигатель», который должен был сохранять движение). Галилей и Коперник опровергли геоцентрическую систему Птолемея и создали новое представление об устройстве Вселенной, что актуализировало философскую проблему видимого и действительного; отвергая созерцательную науку, и развивая физику Коперника, Галилей высказал идею «предвосхищающего мышления»: наука должна не просто наблюдать и описывать, но - моделировать явления.
В целом, относительно сменившейся физической картины мира следует сказать, что она имела важные психологические последствия: научная картина мира противостояла религиозным разъяснениям, делала более истинными воззрения человека, но не делала его более уверенным в себе, ведь мир перестал быть пространством с известными границами, перестал быть «надёжным домом». Не случайно знаменитый французский религиозный мыслитель и исследователь природы Блез Паскаль (1623-1662) о своём ощущении Космоса писал: «Это вечное молчание безграничного пространства ужасает меня».
В эпоху Возрождения возникает светская культура, дворянство формируется в качестве образованного класса, занимающегося искусством, литературой и философией; в городах распространяются философские представления о мире; но, как считают специалисты, успехи философии в этот период скромнее, чем теологические учения схоластов.
Вопросы:
  1. Каковы основные этапы и основоположения средневековой философии?
  2. В чём состоял «спор о природе общих понятий»? Какие позиции были свойственны номиналистам и реалистам?
  3. Что характеризует учение Фомы Аквинского? Почему он был «причислен к лику святых»?
  4. Что понимается под особенностями философии эпохи Возрождения: под «антропоцентризмом» и «гуманизмом», «натурфилософской ориентацией в знании» и другими характеристиками? Можно ли говорить об отрицательных и положительных достижениях философии данного времени?
  5. Каким был бы Ваш сравнительный анализ представлений о человеке в эпоху Античности,
Средние века и во времена Возрождения?

Эпоха Возрождения (XV-XV1 вв.) ориентирована на идеи гуманизма, антропоцентризма и пантеизма. Трактовка понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» неодинакова и зависит от духовной атмосферы того или иного периода эпохи Возрождения, разделяю¬щейся на Ранний Ренессанс (1400-1495 гг.) и По¬здний Ренессанс (1495-1520 гг.). Проторенессанс (XIV в.) – это период, предшествующий становле¬нию эпохи Возрождения, период зарождения гумани¬стических идей. Завершающим этапом развития ренессансной культуры является период Реформации (XVI–XVII вв.), приведший к духовному освобождению от искусственно навязываемых религиозных догм. Период Раннего Ренессанса известен как воссозда¬ние античных ценностей через обращение к духовным истокам Др. Греции. До XV в. книги были редкостью. В др. рукописях («Архитектура» Витрувия Поллио, I в. до н.э.) содержались сведения о методах, технике создания произведений искусства. Но уже в трудах Брунеллески, Донатело преобладает стремление к самостоятельному творчеству. Гуманизм – это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека дея¬тельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятель¬ности, и в ней состоит смысл его жизни (Альберти, Петрарка). В человеке все достойно внимания: духов¬ное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политич. свободу – в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм – это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир челове¬ка становится предметом творчества художников (Микеланджело, Рафаэль, Л. да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом ми¬роздания и любимым Божьим творением, но и сво¬бодным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувство к сер. XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония – в распад ренессансrой куль¬туры и деградацию человека.

26 Классицизм, барокко, романтизм, " реализм: общая характеристика стилей

Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением гря¬дущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпиде¬мий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной неста¬бильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Ита¬лии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Клас¬сицизм зарождается во Франции в период неогра¬ниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, пат¬риотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной при¬роды стихийной динамике, драматическому противо¬речию чувств барокко. Барокко отличают: представ¬ление о мире как о единой космич. стихии, пребы¬вающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выра¬жаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, от¬тенков жизнеощущения. Романтизм стремится к иде¬ализации форм, что порождает несоответствие же¬лаемого и действительного. Противостояние вообра¬жаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состоя¬ло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. ста¬новится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализ¬ма в целях непосредственной передачи действитель¬ности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха - эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм - учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм - разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

- Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

- Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

- Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

Светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

Ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

Отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

Использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

Тесная связь с естествознанием;

Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

- «Что лучше: внушать любовь или страх?»

- «Как государи должны держать слово?»

- «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

- «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»

- «Как избежать льстецов?» и др.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения Н. КУЗАНСКИЙКнига первая. Об ученом незнанииГлава II . Пояснение предыдущим последующего Прежде чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.Я называю

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Глава III Философия эпохи Возрождения

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

2. Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия антропоцентрического гуманизма. 2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.4. Социально-политическая философия гуманизма.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Антропоцентризм - философское

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Социальные основания философии Ренессанса.2. Земное предназначение человека.3. Проблема конечного и бесконечного в философии эпохи Возрождения.4. Проблема свободы человека и его ответственности.5. «Великие открытия» эпохи Возрождения и

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм - принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Глава 4 Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм Начиная с XIV–XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом

Из книги автора

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой

Из книги автора

Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек

Из книги автора

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится

Из книги автора

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрожде­ния был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие челове­ка в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был прежде всего Космос, а в средние века - Бог. Напротив, эпоха Возрожде­ния свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Не­удивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм - идейное течение, сторонники которого заявили о чело­веке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинст­ва, права на свободу и счастье.

Гуманизм как течение зародился в Италии («первая капитали­стическая страна», по определению Ф.Энгельса) в среде образо­ванных городских слоев. Он формировался в лоне художествен­ной литературы как критическая реакция на догмы религии, на ее учение о греховности и несвободе человека. Итальянские ли­тераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гора­ций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как об­разец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысяче­летней ночи» (средние века).

Центром итальянского гуманистического движения стала Фло­ренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте вы­двинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по при­роде своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. В этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный образ жизни. Герои поэмы - живые люди, ищущие и страдающие, сами творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого челове­ка, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со вре­менем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Родоначальником гуманистического течения в Италии счита­ется поэт и философ Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), осно­ватель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восста­навливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала прежде всего тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека - это всегда по­стоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.



Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313 - 1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передо­вых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Де­мосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Балла (1407 - 1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Балла был противником светской власти рим­ских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашест­ва. По его убеждению, схоластика является праздным и иррацио­нальным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаж­дении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные на­слаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Балла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмерт­ной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку вос­станавливало естественное право человека на полноту своего суще­ствования и индивидуальное счастье в жизни.

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463 - 1494 гг.). В своей «Речи о досто­инстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой чет­вертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, сле­довательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог яко­бы вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода - это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность че­ловека. Эта свобода дает человеку возможность проявить актив­ность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.

Гуманистическое движение имело место не только в Италии. Со временем оно охватило и ряд других европейских стран. Так, в Гол­ландии родился и вырос писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.), живший и творивший во Франции и в других странах Европы. Это был виднейший мыслитель своего времени, «Вольтер XVI века». Он известен также как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке, критик схоластики и мора­лист. Эразм видел в христианстве прежде всего моральное содержа­ние, носителем и выразителем которого был в его представлении Иисус Христос. В своей книге «Похвала глупости» писатель сделал предметом критики этот весьма распространенный человеческий порок. «В обществе - писал он, - все полно глупости, все делается дураками и среди дураков». Глупость как иррациональное начало многолика: она носит и индивидуальный (самодовольство и прочее) и коллективный (война и прочее) характер. Иногда она проявляется даже в форме безумия, что ведет общество к разрушению. Фанатизм и невежество ослепляют разум и поэтому не могут быть приемле­мыми для высокого духовного облика человека.

Развенчивание Эразмом Глупости - это, по сути дела, крити­ка схоластического мышления и официозной морали, сложив­шихся в средние века. За критическими высказываниями писате­ля в адрес творцов философских понятий, которые «никто не сможет различить простым глазом», стоял своеобразный бунт зародившейся в эпоху Возрождения новой философии, рацио­нальной по сути и гуманистической по духу. Эразм писал, что философская схоластика образовала столь прочную паутину, что «легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номина­листов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и про­чих». По определению Эразма, схоластика - это словесная псев-доученостъ, уводящая в сферу формализма и догматики.

Гуманистическая позиция Эразма Роттердамского проявилась также в его стремлении обосновать природное равенство людей. По убеждению философа, одаренность людей зависит лишь от воспитания и образования. Он подчеркивал наличие у человека свободной воли - поэтому фортуна (судьба) больше всего ценит людей отважных и решительных. Начало и конец человеческой жизни находится, конечно же, в руках Бога, но ее «наполнение» зависит от свободных и активных усилий человека. Разум же тре­буется для того, чтобы свободная воля не превышала допустимой меры и не сбивала человека с правильной дороги в его жизни. Мудрость состоит, по мнению писателя, в том, чтобы всегда со­блюдать принцип «ничего сверх меры». В противном случае муд­рый человек превратится в дурака, а мудрый государь станет жестоким деспотом.

Во Франции к гуманистическому движению принадлежал Ми­шель де Монтень (1533 - 1592 гг.), философ и моралист. Как и другие гуманисты своего времени, он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения. Он выступал за независимость человека и полноту его существования, за свободу философствования и литературного творчества. Французский мыслитель был критиком аскетизма, фанатизма и иных человече­ских предрассудков. Скептицизм Монтеня выступал как форма борьбы с религиозной схоластикой и канонами официальной церкви, с повседневным невежеством. «Философствовать означает сомневаться» - любил подчеркивать Монтень. «Боги создаются самими людьми» - считал философ. Следовательно, люди смогут найти в себе достаточно сил для преодоления этих массовых за­блуждений и предрассудков.

Следует заметить, что элементы антропоцентризма уже имели место и в религиозном вероучении средних веков. Так, в Библии подчеркивается особая роль человека среди всех живых существ планеты и его право («от Бога данное») владычествовать над жи­вотными. Однако человек здесь рассматривается с позиций теоцен-тризма, как существо ущербное и греховное, обреченное на моно­тонный труд и безрадостное аскетическое существование. Вся его жизнь словно тяжкое наказание за грехопадение, за неправильное распоряжение от Бога обретенной свободой воли. В отличие от средневековья, гуманисты Возрождения выдвинули человека на пер­вый план и сделали его предметом пристального внимания и культа (обожествления). К числу важнейших характеристик гуманистиче­ского антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения.

Во-первых, в эпоху Возрождения человек стал рассматри­ваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. Он автор, режиссер и актер своей собствен­ной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек - это соперник Бога на земле, он титан, т.е. великое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от рождения данное) право на полноту существования и способность устро­ить свою жизнь именно таким образом.

Во-вторых, в это время стала высоко оцениваться активная дея­тельность человека как важнейший способ его существования в ми­ре (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в эпоху средних веков). Деятельность рассматривалась как спо­соб вторжения в природу, преобразования ее по законам самой при­роды и в соответствии с замыслом человека. Деятельность - это творчество (созидание) нового мира, мира культуры. Приняв из рук Бога эстафету творчества, человек делает окружающий его мир объектом познания и практики.

В-третьих, в эпоху Возрождения имел место культ красоты и ду­ховности человека, посредством чего также восстанавливалась его самоценность, отвергнутые в средние века честь и достоинство. В период Ренессанса большое развитие получили те виды искусства (живопись, скульптура), посредством которых изображались лицо и тело человека, его неисчерпаемые физические и духовные силы. В своем стремлении постигнуть многогранную природу человека фи­лософия и искусство образовали весьма органичный синтез, допол­няя друг друга. Излюбленными для художников Возрождения стали возвышенные сюжеты, передающие величие и благородство челове­ка. В недрах философии и искусства сформировалось понятие лично­сти, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода вы­бора жизненного пути, включая и свободомыслие.

Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения имел под собой ряд предпосылок. В их числе и социальные, в частности - наличие городского населения, в среде которого энергично форми­ровалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида. Зарождение капиталистического способа производства, движущей силой которого является частная собственность и творче­ская деятельность свободного индивида, явилось экономическими предпосылками. Духовным истоком антропоцентризма стала пере­довая часть античной культуры, в недрах которой имело место обращение к теме человека как уникальному явлению Космоса и при­званному к особой (созидательной, животворящей) миссии в этом мире. Антропоцентризм эпохи Возрождения был не только истори­чески естественен, но и исторически оправдан. Он восстанавливал Человека в качестве «венца» длительной эволюции форм жизни на планете, носителя Разума и творческой созидательной деятельности.

Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения на­шел свое непосредственное выражение и в ряде социально-философских учений того времени. Обращенные к социальным и политическим процессам, они углубили и расширили представ­ления об общественной жизни. В этих учениях подчеркивалась необходимость и возможность преобразования общества в инте­ресах более разумного и гармоничного существования человека. Они возникли и развивались на почве раннего капитализма и не­избежно несли на себе его печать. В их рамках было сформулировано немало идей, оказавших большое влияние на последую­щую умственную историю человечества.

Крупнейшим представителем социально-философской мысли эпохи Возрождения является «великий флорентиец» Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.), государственный деятель, историк, писа­тель и поэт. Основной в его произведениях («Государь» и др.) стала тема государства и общественного устройства. В рамках этой темы Макиавелли раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведения в общественной жизни.

По убеждению Макиавелли, самым действенным стимулом всех человеческих поступков является интерес. Среди множества разнообразных интересов ведущую роль играет имущественный интерес: стремление приобрести и сохранить собственность. Ма­киавелли писал в связи с этим, что люди скорее простят смерть своего отца, нежели потерю имущества. Эгоизм человеческой природы неискореним, и это требует создания в обществе такой организации, которая смогла бы жестко (в том числе и с помо­щью принуждения) регулировать взаимоотношения между людь­ми. Таким инструментом является государство как центр власти" и средоточие силы в общественном организме. Происхождение его является естественным, а не божественным.

Макиавелли был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочия­ми. Этот государь должен быть многогранной натурой - силь­ной, честолюбивой и гибкой. Его действия оправданы, если про­диктованы заботой о благе и безопасности своей страны. В этих целях государь вправе применять и силу, вплоть до жестокости. Мудрый государь обязан по возможности быть добрым, но при необходимости он вправе проявлять и жестокость по отношению к своим противникам. Гибкость правителя состоит в его умении сочетать свойства хитрой и изворотливой лисицы с качествами прямолинейного и вероломного льва.

Со временем тезис об оправдании применения силы в политике получил название макиавеллизма. В этом явлении (отрыв политики от морали, т.е. аморализм) также проявил себя ранний капитализм Возрождения с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в общественных отношениях. И все же Макиавелли верно уловил про­тиворечивую природу политики, столкновение в ней разнонаправленных и даже полярных тенденций, стилей и форм деятельности ее участников. Проблема соотношения политики и морали является од­ной из самых сложных в философии и в общественной жизни, хотя и не относится к числу неразрешимых.

Гуманистическая тенденция в творчестве Макиавелли про­явилась также в его учении о фортуне и соотношении ее с дея­тельностью человека. В античном мире вместо этого понятия употреблялись понятия «рок» и «судьба», означавшие изначальную предопределенность («фатализм») всего жизненного пути человека. По сути дела, фатализм - это признание Бога как не­коей внешней таинственной силы, властвующей над людьми. В творчестве Макиавелли, в полном соответствии с духом Возрож­дения, эта внешняя сила («фортуна») уже не обладает всей полно­той власти над человеком. Мыслитель подчеркивал, что фортуна распоряжается лишь половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим. Наличие у человека свободной воли означает возможность дей­ствовать по своему усмотрению, быть «кузнецом» собственного счастья. Способность к такой деятельности, направляемой трез­вым и расчетливым умом, Макиавелли относил к числу безус­ловных доблестей («вирту»). Наибольшей доблестью обладали личности исторические: Моисей, Ромул и другие. Достоинство этих людей состояло еще и в том, что они сумели выразить дух своего времени и назревшие потребности общественной жизни.

Тему сильного централизованного государства раскрывал в сво­ем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530 -1596 гг.). Он рассматривал государство как некое содружество, которое осно­вано на частной собственности и выполняет ряд социальных функ­ций (охрана собственности, защита семьи и др.). Государство - это воплощение высшей, прежде всего правовой власти в обществе. Этот институт призван возглавлять монарх как высший источник власти. Ж.Боден был автором теории государственного суверените­та. Он полагал, что власть государства должна быть неделимой, по­стоянной и независимой от церкви. Власть абсолютна и не должна зависеть ни от каких законов и иных установлений. Монарх призван быть беспристрастным правителем, примиряющим различные соци­альные интересы. Ж.Боден развивал теорию абсолютизма, т.е. неог­раниченной власти правителя. По убеждению мыслителя, монарх имеет право на все и выше его находится один лишь Бог. Однако го­сударь все же не вправе вторгаться в семью и присваивать себе чу­жую собственность: это было бы тиранией. Семья и частная собст­венность являются священными и незыблемыми устоями общества, над которыми государство не властно.

Гуманизм эпохи Возрождения нашел свое проявление и в воз­никшем здесь учении о естественных правах человека. Эта идея за­родилась еще в античное время (Цицерон и др.), а развитую форму стала обретать в эпоху становления капитализма. Авторы этих учений исходили из того, что всякий человек от рождения (а не от Бога) наделен рядом фундаментальных прав (благ), которые делают воз­можным его самостоятельное и свободное существование в общест­ве. Индивид - это как бы атом, основа всего мироздания, а его ес­тественные права дают ему возможность самоопределения в общест­ве. К числу таких прав мыслители того времени относили прежде всего право на жизнь и обладание имуществом, на свободу убежде­ний, на личную безопасность. Все они естественны в том смысле, что даны индивиду от рождения и поэтому никто не вправе изъять их, в том числе и само государство. Идея естественных прав человека присутствует в творчестве многих мыслителей эпохи Возрождения. Она сыграла большую прогрессивную роль в идеологической под­готовке первых буржуазных революций XVII века в Европе.

Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явле­нии, как утопический социализм. Это течение общественной мысли было как бы интеллектуальной реакцией на становление раннего капитализма, его острые социальные противоречия и проблемы. В утопическом социализме воплотилась давняя мечта низов общества о его гуманном и справедливом устройстве. Основным в содержании этих учений стали критика капитализма и образ нового общественно­го строя.

Самой заметной фигурой в утопическом социализме эпохи Воз­рождения был английский писатель Томас Мор (1478 - 1535 гг.). В своем романе «Утопия» он создал вымышленный образ острова-государства с идеальным (совершенным) устройством общественной жизни. В начале книги автор нарисовал реальную картину становле­ния капитализма в Англии. В рамках этого процесса происходило стремительное расслоение общества на богатых и бедных. Мор вы­сказал тезис о том, что «овцы пожирают людей», т.е. происходит обезземеливание английских крестьян и превращение их в пролетари­ев (неимущих лиц наемного труда). Начиная с Т.Мора в утопическом социализме традиционной стала резкая критика частной собственно­сти как «несущей конструкции» капиталистического строя и требова­ние ее решительного уничтожения. Это требование высказывалось в основном по двум причинам. Во-первых, в частной собственности ви­дели источник чрезмерного имущественного расслоения и социально­го неравенства людей. Во-вторых, утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, ко­торые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.

В вымышленном государстве Т.Мора частная собственность от­сутствует. Там нет также золота и серебра, которые обычно выпол­няют роль денег. Из этих благородных металлов жители острова де­лают ночные горшки, цепи для рабов и кандалы для преступников. Участие в труде носит для утопийцев обязательный характер и рас­сматривается как одна из важнейших нравственных норм. Мор по­нимал под трудом прежде всего физическую деятельность и очень высоко оценивал труд земледельцев и ремесленников. Эти виды за­нятий рассматривались им как свободное и увлекательное дело, ог­раниченное шестью часами в день. В Утопии отсутствует тунеядство, но зато есть всеобщий и свободный труд, приносящий обитате­лям острова изобилие и радостную жизнь. Здесь нет социальных противоречий, поскольку все люди равны и образуют единую и дружную семью. Примечательно и то, что у утопийцев в достатке имеется свободное время, которое они посвящают самообразованию и гармоническому развитию себя.

В этом образе общества важной представляется нравственная сторона его жизни. Мор подчеркивал, что в Утопии основной цен­ностью является человек, а не деньги. Важнейшим принципом по­строения общества здесь выступает справедливость, выражаемая в оценке людей по их вкладу в общее дело. В данном художественном произведении был сформулирован идеал всесторонне развитой лич­ности, что считалось возможным через участие человека в различ­ных видах деятельности (физический труд, управление обществом, занятия науками и искусствами, воспитание). Утопийцы - реши­тельные противники праздного образа жизни и роскоши. Они миро­любивы и не ведут войн, но страстно сражаются, если на них напа­дают враги. Они хотят счастья, однако видят его, увы, лишь в аске­тическом образе жизни, который, по сути дела, является в данном случае образом жизни бедных людей.

Творчество Т.Мора положило начало утопическому социализму как весьма важному и содержательному пласту общественной мысли человечества. В эпоху Возрождения это идейное течение было пред­ставлено и другими именами. В частности, идеи утопического со­циализма развивал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.), итальян­ский монах и поэт. Он стал известен благодаря своему роману «Город Солнца», в котором, как и у Т.Мора, была нарисована кар­тина грядущего идеального общества. Здесь также имеет место со­вместный (общинный) образ жизни, основанный на всеобщем труде и социальном равенстве всех людей. Кампанелла - решительный противник индивидуалистического образа жизни. По его убежде­нию, индивидуализм -это «безбожие», которое следует решительно искоренять. Общество ведь являет собой своеобразный организм, поэтому в первую очередь следует заботиться о жизни целого, а уж затем о его отдельных частях.

В Городе Солнца существует разделение труда на умственный и физический. Государством управляют наиболее одаренные и спо­собные личности. Имеет место и коллективное правление в виде на­родного собрания. Здесь нет частной собственности и семьи, а воспитание детей носит исключительно общественный характер. Оно включает в себя игры, изучение наук и занятия ремеслом. В ходе воспитания выявляются задатки и способности детей. Т.Кампанелла разработал интересную модель наглядно-образного воспитания. Он полагал, что посредством такого воспитания станет возможным эффективное вхождение детей в мир знаний и представлений о самых различных областях окружающего мира (Солнечная система, Земля, растительный и животный мир, человек и общество).

Утопические социальные идеи оказали значительное воздействие на последующее развитие мировой общественной мысли. Под их не­посредственным влиянием сформировался марксизм как теория ре­волюционного созидания коммунистического общества. Утопиче­ские социальные идеи были широко представлены и в русской соци­альной философии.

Эпоха Возрождения несла в себе не только крупные изменения в философии и культуре, но и в сфере религиозного вероучения. XVI век был ознаменован таким значительным явлением, как Реформация римско-католической церкви. Ее содержанием было движение за приспособление религии и церкви к изменившимся историческим условиям и новой духовной ситуации в обществе. В рамках этого движения сформировался протестантизм (ветвь христианства) с его духом индивидуальной свободы и активности человека.

Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) выступал за восстановление подлинного значения содержания Биб­лии и, осуществил перевод ее на немецкий язык. Он предлагал значи­тельно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих. Церковная реформа Лютера привела к изъятию светской власти у церкви, упразднению "института монашества и отмене иконы как элемента богослужения.

В своем трактате «О свободе христианина» Лютер подчеркивал, что Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой нико­му, разве лишь самому себе. Одновременно Лютер отстаивал тезис о непоколебимости религиозной веры и неспособности научной фи­лософии разрушить ее. Разум - это «блудница дьявола» и препятст­вие для веры, а гуманизм невозможен, поскольку игнорирует испор­ченность человеческой природы первородным грехом.

Другой реформатор церкви, швейцарец Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) старался еще более упростить религиозный культ и вывести церковь из-под власти государства. Он был сторонником религиоз­ного фатализма и учил, что фортуна (судьба) совершенно неподвла­стна людям, а счастливы лишь те, кто избран Богом. Кальвин отри­цал учение гуманистов Возрождений о человеке. Он проповедовал идею изначальной испорченности человеческой природы, призывал к простоте жизни и бережливости во всем: «молись и работай!»

Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490 - 1525 гг.), вождь немецкой народной Реформации и вдохновитель крестьянской войны в Германии. Он полагал, что к подлинной вере способны лишь простые люди, не обремененные имуществом и властью. По убеждению Мюнцера, Бог безличен и выражает целостное состояние мира. Что касается человечества, то ему по природе свойственны общность и коллективизм, а не «безбожные» эгоизм и индивидуализм. Мюнцер провозглашал идею революционного преобразования общества, выступал за уничтоже­ние частной собственности и введение социального равенства. Не­удивительно, что этот мыслитель и общественный деятель получил широкую поддержку в народе.

Наряду с Реформацией, в то время имела место и контрреформа­ция, т.е. стремление католической церкви упрочить свою власть в обществе. Эта тенденция выразилась, в частности, в утверждении инквизиционного трибунала (1542 г.). В 1559 г. был опубликован первый «Индекс запрещенных книг» и создана церковная цензура. В 1567 г. Фома Аквинский был провозглашен одним из учителей като­лической церкви, а его работа «Сумма теологии» стала обязатель­ной для изучения во всех католических университетах.

Философия эпохи Возрождения представляет собой весьма со­держательную и интересную страницу в истории общественной мысли. Здесь уже нет монотонности и однообразия, присущих периоду средневековья. Ренессанс принес с собой расцвет философско­го творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политические учения). Значение эпохи Возро­ждения для философии состоит прежде всего в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее свет­ский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры. Постепенно преодолевалась теоло­гическая, фантастическая по сути своей картина мира, а новое миро­воззрение делало центром мироощущения живого и деятельного че­ловека. Философская мысль становилась все более самостоятельной, опираясь на данные опыта и научные знания о мире. Конечно, рели­гия все еще сохраняла большую роль в обществе, но развитие науки обретало все более широкие масштабы, и со временем это вылилось в научную революцию раннего Нового времени (XVII столетие).

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.

1. Что представляет собой пантеизм как тип философствования? Какое мировоззренческое значение он имеет?

2. В чем конкретно проявился гуманистический дух и направленность философской мысли эпохи Возрождения?

3. Имело ли место взаимодействие философии и искусства в эпоху Ренессанса? Какие примеры этого вам известны? В каком смысле зарождение капитализма повлияло на идейное содержание социаль­но-философских учений?

4. Какое влияние оказала эпоха Возрождения на последующее разви­тие философской мысли и духовной культуры человечества?

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Баткин А.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуально­сти. - М., 1989.

2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: эстетические учения XIV - XVвв. - М.: Высшая школа., 1980.

3. Волгин В. П. Очерки истории социалистических учений с древности до конца XVIII века. -- М. Наука, 1975.

4. Горфункель А.Х Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие для философских факультетов и отд. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1980.

5. Детская энциклопедия в 12 томах. Изд. 3-е. Т. 12. «Искусство». - М.: Педагогика, 1977.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. --М.: Мысль, 1978. 1. Гутенберг В.И. Титаны Возрождения.-М.: Наука, 1991.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV- XVII веков: Учеб. посо­бие для философских фак-тов. - М.: Высшая школа, 1984.

9. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек)/ Сост., общ. ред., вступ. ст. и комментарии Л М.Брагиной. - М, 1985

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII ВЕК)