Представления о справедливом общественном устройстве платона. Социально-философская мысль xx в. Сочинение Гоббса «Левиафан»

Представления о справедливом общественном устройстве платона. Социально-философская мысль xx в. Сочинение Гоббса «Левиафан»
Представления о справедливом общественном устройстве платона. Социально-философская мысль xx в. Сочинение Гоббса «Левиафан»

Урок 7-9

Обществознание, профильный уровень

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху (Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время )

Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24)

© А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»;
  • познакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • гуманизм;
  • разделение властей;
  • социалистический идеал;
  • марксизм;
  • технократизм;
  • экзистенциализм;
  • социальная статика;
  • социальная динамика.

Изучение нового материала

  • Политика и государство: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль xx в.

Вспомните. Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?


Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.

  • Сначала в рамках философских течений
  • А позже появились общественные науки (социология, политология и др.)

Философские учения оформились ещё в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):

  • Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.
  • Добродетельная жизнь путь к спасению во время Страшного Суда

ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)

  • Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах
  • Человек разумное, духовное и социальное существо , для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.

Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви ( томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)

АВГУСТИН (4-5 в.в.)

  • Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»
  • В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души

Известные философы средневековья:

Роджер Бэкон

  • Английский ученый 13в. доказывал:
  • что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом .
  • Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.

Известные философы средневековья:

МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)

  • Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом)
  • Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
  • Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
  • Лютеранская церковь

Философы эпохи Ренессанса ( Возрождение культуры античности) 16 в.)

  • Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку
  • Главным направлением в философии – гуманизм
  • В вопросах истины верховным авторитетом становится наука , а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
  • Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)

Макиавелли (15-16 в.в.)

  • Создал учение о механизме управления государством
  • Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства
  • Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»

Томас Гоббс (16-17 в.в.)

  • Английский философ.
  • Государство , по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми , положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех".
  • Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
  • Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).

  • Теория общественного договора происхождения государства , (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
  • государство возникло в результате договора между людьми,
  • в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

Сочинение Гоббса «Левиафан»


  • Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения.
  • О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
  • Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти

Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.)

  • Вывод о необходимости выделения 3-й ветви власти – судебной
  • Оформил идею принципа разделения властей
  • Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), " О духе законов" (1748).

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения.

  • Французский писатель и философ-просветитель.
  • боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
  • критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
  • Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
  • Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.

Жан-Жак Руссо 18 в.)

  • критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных.
  • В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество , в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты .
  • Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.
  • выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан .

  • Шотландский экономист и философ,
  • основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику
  • Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)
  • Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность.
  • экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.

Адам Смит (18 в.)


Огюст Конт (18-19 в.в.)

  • Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения)
  • Призывал изучать реальные факты общественной жизни
  • Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей

  • Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др.
  • Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества

Социалистические идеи:

  • социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
  • Французские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:
  • Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
  • О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
  • Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну

Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)

Проверь себя

1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество.

В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода?

2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».

Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.

3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?

4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории.

Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?


1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?

2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли?

3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?

4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?

5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.

7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс?

8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия.

9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.?

10) В чем суть идей технократизма?

11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Какое положение из названных НЕ относится к общественным отношениям?

1)Взаимодействие двух людей
2)Отношения между странами
3)Взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом
4)Украшение НГ елки

Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1)Центром этого понятия является человек
2)Существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам
3)основывается на определённом способе производства
4)Включает способы взаимодействия людей

Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1)Обществознанием; 2)философией; 3)политологией; 4)историей

Наука, исследующая понятия добра и зла,блага, гуманности, справедливости называется

1)социологией
2)этикой
3)эстетикой
4)педагогикой

Наука о наиболее общих вопросах бытия природы,общества,человека,о сущности мира называется
1)историей 2)социологией 3)философией 4)этикой

Множество связанных между собой элементов представляющие собой определённое целостное образование, называется ______________

17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это1) интуитивная догадка;2) экспериментально подтверждённый факт;3)

художественный образ;4) научная гипотеза. 18. Что свойственно командной экономике?1) свободное ценообразование;2) централизованное распределение факторов производства;3) преобладание частной собственности над другими видами;4) свободная конкуренция.19. Нравственный императив Канта звучит так:1) «Цель оправдывает средства»; 2) «Платон мне друг, но истина дороже»;3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех». 20. Социальной потребностью является потребность в:1) пище;2) воздухе;3) воде;4) семье.21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?1) теоретическом;2) эмпирическом;3) абсолютном;4) относительном 22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?1) развитое фабричное производство;2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;3) завершение промышленного переворота;4) высокоразвитая инфраструктура. 23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы», хард-рок, сленг:1) массовая культура;2) молодёжная субкультура;3) элитарная культура;4) народная культура.25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности:1) экономической;2) духовной;3) социальной;4) политической.

Здравствуйте! Приведите исторические примеры, подтверждающие высказывание Платона: "Самое страшное, что может случиться с человеком, совершившим зло - не б

ыть наказанным". Надеюсь на вашу помощь.

Помогите сделать тест по общ-ву

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам (насильственный захват государственной власти, слом старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.), так и в более умеренном, реформистском виде (стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества, отказ от разжигания классовой борьбы). Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. Особая роль в таком обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями, - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление социальными процессами. Идеи технократизма отражены в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта.
Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.
Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации. Это может быть направленность на Бога (религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность (условно говоря, атеистический экзистенциализм). Сторонники последнего направления (среди них - французский философ и писатель Сартр) исходят из того, что человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует», создает часто вопреки обстоятельствам своей жизни. Нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.
Основные понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм.
Термины: социальная статика, социальная динамика.



Проверьте себя

1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.? 2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли? 3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами? 4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители? 5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита. 6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему? 7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс? 8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия. 9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.? 10) В чем суть идей технократизма? 11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?

1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество.
В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода?
2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».
Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.
3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?
4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории. Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы «Человек и техника», написанной в 1932 г. немецким философом О. Шпенглером.

Мы спускаемся вниз зрячими

Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий - это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими...
Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам... Но каждый из нас - сам по себе ничто - на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Поэтому для нас она безмерно важна - этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе - или случаю - нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно борьба в смысле Ницше как воля к власти, свирепая, жестокая борьба без пощады...
Вопросы и задания: 1) Какие вечные философские проблемы затронуты автором? 2) Как, на ваш взгляд, отразилось в позиции автора мировоззрение человека первой половины XX в.? 3) Не усматриваете ли вы противоречий во взглядах философа? Если да, то укажите их.

Какое положение из названных НЕ относится к общественным отношениям?

1)Взаимодействие двух людей
2)Отношения между странами
3)Взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом
4)Украшение НГ елки

Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1)Центром этого понятия является человек
2)Существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам
3)основывается на определённом способе производства
4)Включает способы взаимодействия людей

Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1)Обществознанием; 2)философией; 3)политологией; 4)историей

Наука, исследующая понятия добра и зла,блага, гуманности, справедливости называется

1)социологией
2)этикой
3)эстетикой
4)педагогикой

Наука о наиболее общих вопросах бытия природы,общества,человека,о сущности мира называется
1)историей 2)социологией 3)философией 4)этикой

Множество связанных между собой элементов представляющие собой определённое целостное образование, называется ______________

17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это1) интуитивная догадка;2) экспериментально подтверждённый факт;3)

художественный образ;4) научная гипотеза. 18. Что свойственно командной экономике?1) свободное ценообразование;2) централизованное распределение факторов производства;3) преобладание частной собственности над другими видами;4) свободная конкуренция.19. Нравственный императив Канта звучит так:1) «Цель оправдывает средства»; 2) «Платон мне друг, но истина дороже»;3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех». 20. Социальной потребностью является потребность в:1) пище;2) воздухе;3) воде;4) семье.21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?1) теоретическом;2) эмпирическом;3) абсолютном;4) относительном 22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?1) развитое фабричное производство;2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;3) завершение промышленного переворота;4) высокоразвитая инфраструктура. 23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы», хард-рок, сленг:1) массовая культура;2) молодёжная субкультура;3) элитарная культура;4) народная культура.25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности:1) экономической;2) духовной;3) социальной;4) политической.

Здравствуйте! Приведите исторические примеры, подтверждающие высказывание Платона: "Самое страшное, что может случиться с человеком, совершившим зло - не б

ыть наказанным". Надеюсь на вашу помощь.

Помогите сделать тест по общ-ву

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Идею справедливого или идеального государства Платон выдвинул после того, как несправедливо казнили его учителя и наставника – великого древнегреческого философа и мыслителя . Он разработал концепт такого устройства общества, где самопроизвол отдельного человека должен отсутствовать.

Сама логика рассуждений об идеальном государстве приводит в восхищение до сих пор современников. Книгу древнего философа Платона «Республика» изучают в ВУЗах будущие юристы, социологи и философы.

Суть идеального государства Платона

Еще в IV веке до нашей эры люди задумывались о том, какое устройство общества могло бы послужить эталоном. В древней Греции наиболее известной являлась идея идеального государства Платона, которую он вынашивал много лет и пытался найти такого правителя, который бы принял его взгляды и взял модель справедливого управления на вооружение.

Типы государственного устройства

Платон ввел шкалу государственного устройства в обществе, которая представлена ниже (от идеального до худшего):

  • Аристократия. Наиболее справедливое государство, в котором правит меньшинство – лучшие граждане.
  • Тимократия. В государстве такого устройства правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, тем более «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, этим был обусловлен переход к олигархии.
  • Олигархия. В таком государстве уже имеется четкое разделение на богатых, которые являются правителями, и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь первых. Чем больше развивается такое уже не идеальное государство, тем больше оно становится похожим на демократию.
  • Демократия. Такое устройство общества еще более усиливает разобщенность все равно остающихся бедных и богатых классов, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, предметы роскоши и быта, ранее принадлежащие олигархам, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. Демократия далека от справедливости, по мнению философа, он не признавал ее.
  • Тирания. Избыток свободы при демократии в рассуждениях Платона приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по ничем не ограниченной прихоти одного человека – тирана.

Другое устройство общества

Всем выше упомянутым системам государственности, Платон противопоставил свое справедливое идеальное государство. По его представлениям, общество в нем разделено на 3 слоя:

Низший слой – земледельцы, ремесленники и торговцы. Они производят все, что необходимо остальным слоям, они трудолюбивы. Внутри каждого сословия стоит четкое разделение труда: земледелец не может быть торговцем, сапожник не может заниматься земледелием и т.п.

Платон считает, что для благосостояния государства в целом каждый отдельный человек должен заниматься таким делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

Средний слой – воины и стражи. Их основная обязанность – отдать себя полностью на служение государству и его защите от внешней угрозы. Прообраз такого сословия – Спарта . Стражи-воины не должны иметь частной собственности. Они живут и питаются совместно в военных лагерях.

Высший слой – мудрецы (философы) и правители. Эти люди должны посвящать себя полностью управлению и организации процессов в обществе, которые должны поддерживать его устрой – идеальное и справедливое устройство.

Худшее преступление

В идеальном государстве Платона самым худшим преступлением является переход гражданина из одного сословия в другое . Например, когда воин захочет стать правителем. Это не вписывается в рамки фундамента всей системы, и может разрушить ее.

Если же внутри одного слоя общества люди будут переходить от одного занятия к другому – это не является критичным для государства в целом. Однако, как мы знаем, даже одно слабое звено способно нарушить целостность цепи.