Этические концепции эпохи просвещения и нового времени. Этика эпохи просвещения. и муниципального управления

Этические концепции эпохи просвещения и нового времени. Этика эпохи просвещения. и муниципального управления

Этика просвещения.

Это была эпоха в которой сложилась первая безрелигиозная идеология. Бог был окончательно вытеснен из картины мира, но вместе с ним исчез и человек. Внимание переносится на то, что окружает людей.

Меняется представление и о самом человеке. По такой теории человек отныне считался прямоходящим и членораздельно говорящим животным, а, по мнению Гельвеция, худшим из животных.

Человек – всего лишь биологический механизм. Новое мировоззрение определило и новую мораль. Единственным принципом новой морали стал принцип эгоизма. Просветители считали, что люди по природе эгоисты. Эгоизм являлся врожденным и определяющим свойством любого человека. Они считали, что никто из людей никогда и ничего не сделает во благо другого, если это не принесет пользы лично ему. Даже в тех случаях, когда люди совершают с виду добродетельные поступки в них стоит искать эгоистичные мотивы. В большинстве ситуация быть хорошим выгоднее, чем быть плохим.

Сущность новой морали нашла отражение в предложенной просветителями теории разумного эгоизма. Неудовлетворенность жизнью большинства людей обусловлена тем, что их эгоизм является неразумным и зависит от следующих причин:

1) Подавляющее большинство людей не осознает природы собственных эгоистических желаний, поэтому они стремятся к достижению тех целей, которые ставят перед собою либо люди с яркой индивидуальностью, либо, занимающие высокое социальное положение, поэтому очень часто ценой огромных усилий, добившись желаемого, они чувствуют разочарование.

2) Очень многие люди бывают неспособны соотносить свои интересы с интересами других людей и интересами общества. Это всегда ведет к конфликтам, во время которых любые эгоистичные притязания остаются неудовлетворенными.

3) Люди, как правило, бывают неспособны соотносить свои желания со своими возможностями. Если человек хотел бы исполнения своих потребностей, то он должен помнить о том, что они должны быть разумны.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Этические идеи эпохи Просвещения.:

  1. 2. Какую эпоху в истории Европы называют «веком Просвещения»? Назовите её основных представителей в разных странах. Каковы главные идеи и значение Просвещения?

Новыми явлениями в развитии этической мысли обозначенное XVIII ст., величайшим явлением который пруд культурно-философское движение Просвещения. Оно в своем интеллектуальном поиске вышло далеко, чем границы непосредственно буржуазных идеалов, сформировав целый комплекс общечеловеческих социально-культурных установок. Просветительское движение, развиваясь в разных странах на грунте разных культурных традиций, имел и общую основу - веру в человеческий ум, предназначенное обеспечить прогресс человечества, увольнения от невежества, суеверий, мифов и духовного рабства.

В философских учениях того времени утверждался настоящий культ Разума, который отождествлялся с развитием научного познания как орудия преобразования природы и условий жизнь человечества. Эта позиция проявилась в таких культурно-идеологических приоритетах, как религиозная и этическая терпимость, защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, борьба против сословных привилегий и тирании.

Ярким феноменом просвещения постоянная французская традиция. Просветители-материалисты Дени Дидро(1715-1784), Поль – Анри Гольбах (1723-1789), Клод – Андриан Гельвеций (1715-1771) и прочие выдвинули тезис о том, что началом нравственности есть интерес,который вытекает из чувств любви к себе и самосохранение. Непосредственным движителем человеческой деятельности являются интересы или страсти, которые возникают на основе "любви к себе". В этическом мире страсти и интересы имеют такое же значение, как и движение в мире природы.

Основные положения французского Просвещения:

От природы человек ни добрая, ни злая, она подчиняется закона своего интереса;

Эгоизм и стремления к осуществлению своих интересов – ведущий мотив человеческих поступков;

Эгоизм – единая основа положительной нравственности;

Реформу моральных ценностей нужно начинать из реформы права;

Цель этики – сделать человека общественно полезным существом, соединив частный интерес и общественное благо;

Эта цель предусматривает преобразования естественного эгоизма на «умный эгоизм»;

Путь к этой цели – индивидуальное просвещение.

Клод-Андриан Гельвеций (1715 – 1771) различал страсти естественные (связанные с удовлетворением физических потребностей) и искусственные (рожденные социальной жизнью человека - гордость, честолюбие, стремления к славе и т.п.). В своей работе «Об уме» он рассматривает принцип чувства в антропологическом ракурсе, то есть, смотрит на чувство как на источник и двигатель всего в моральном мире.

Просветители-моралисты возражали установку этического рационализма XVII ст. на преодоление страстей как препятствий на пути к нравственности. По их мнению, именно страсти делают человека существом этическим. "Разрушьте в человеке ведущую страсть, - говорил К. Гельвеций, - и в тот же миг вы оставите его света ума". Страсти - это небесный огонь, который оживляет мир нравственности.



Нужно вести речь не об искоренении страстей, а о том, лишь бы сделать их соответствующими общим интересам общества. Это учение получило название теории «разумного эгоизма». В соответствии с ею, основная задача морали - не бороться с физической природой человека, его стремлением к удовлетворению, а формировать у нее личный умный интерес. Итак просветители обращаются к изучению социально-культурных механизмов, которые дают возможность эффективно объединять личный интерес с общим благом.

Другим важнейшим механизмом в этике французских материалистов относительно формирования высоких моральных черт были воспитание и образование. Настоящая нравственность всегда находится гармонии с разумом. Разум и знания открывают людям путь к постижению общественного значения личных устремлений к добродетелям и счастью. Поставив вопроса о влиянии социальной сферы на формирование морального сознания личности, философы-материалисты сделали важный шаг к изготовлению социально-исторического объяснения морали.

«Естественную» мораль исследовал Франсуа – Мари Вольтер (1694-1778). Естественность морали он отождествлял с ее соответствием требованиям разума, а важнейшую предпосылку такой морали усматривал в "естественной" религии. Французский просветитель выходил с двух основных положений: признания фактом разума существования высочайшей разумной существо – бога и возражения христианского учения, обезображенного суеверием и фанатизмом. "Естественная" религия считает существование Бога не вопросом веры, а результатом работы ума, здравого смысла. ее содержание сводится к поклонению высшему Существу, которое создало мировой порядок, и покорности ее вечным заповедям. Из этого вытекает вечный универсальный закон нравственности, которая призывает человечество к миролюбию, дружбы и братства.

Основное в морали, за Ф. Вольтером, чувства моральной обязанности , которая проявляется в двух аспектах: как этический инстинкт, заложенный в человеке Высшим Существом, и как результат свободных действий отдельных людей. Осознания обязанности в Ф. Вольтера есть основным содержанием его этики и поясняется правилом: "Веди себя с другими так, как ты хотел бы, чтобы вели себя с тобой".

В своей этике Ф. Вольтер объединяет натуралистические и рационалистические мотивы. Он выходит из положение про "добрую природу человека" и считает, что образование укрепит у нее стремления быть добродетельной. Его этика оптимистичная и гуманная, так как счастье состоит в возможности пользоваться всеми благами жизни.

Другой вариант создания "естественной" морали предложил второй выдающийся просветитель XVIII ст. Жан – Жак Руссо (1712-1778). Ее истоки он искал в "естественном" состоянии человека, когда она еще не была порабощена предрассудками и не познала неестественных страстей. В трактате "Соображения о науках" Ж.-Ж. Руссо писал, что дикарям не дает совершать плохо не образование, не требования законов, а естественное отношение к страстям и незнанию аморальных поступков.

В своих главных произведениях «Новая Элоиза», «Эмиль, или воспитание», «Исповедь», а также «Мечты любителя одиноких прогулок», «Соображения о происхождение и основании неравенства среди людей», «Об общественном договоре человека, данные нему природой основы здоровья и нравственности» ставит вопрос об эмоциональной общности индивидов, о возможности преодоления морального отчуждения между людьми. Так, в романе – трактате «Эмиль, или о воспитании» Руссо утверждал, что, развивая в ребенке чувства мягкости, сочувствия, человечности, воспитатель должен с помощью необходимой коррекции естественных качеств искоренять в ней черты жестокости и деспотизма. Философ делает акцент на человеческой совести, так как это – стержень личности, проявление его чувства, а не суждения, так как человек – существо эмоциональная. Моральное зло в обществе, по его мнению, порождается социальным неравенством, частной собственностью. А потому основой положительного преобразования нравственности должны быть социально – классовые изменения и волеизъявления народа.

В отличие от многих своих предшественников, Ж.-Ж. Руссо объединяет черты моралиста и этического мыслителя. Этика интересует его как способ осмысления первоочередных нравственно-воспитательных задач общества, поэтому внимание мыслителя сконцентрировано на разработке эффективной программы воспитания моральной личности. Его этическое учение очень противоречивое. Философ идеализирует природу человека, но абстрактность социальной позиции создала Ж.-Ж. Руссо явным образом несправедливую репутацию философа, который критически относится к достижениям цивилизации. Своей критикой бездушного, распущенного общества, которое уничтожает естественные человеческие стремления, и пропагандой идей "свободного" воспитания философ справил огромное влияние на европейскую этико-педагогическую мысль конца XVIII - начала XIX столетий.

Главная идея французских просветителей – естественное равенство всех людей – была направлена против социального деления французского общества и послужила идейным обоснованием Большой французской революции 1789 года.

В европейской культуре XVII в. - это век рационализма. В социальной жизни он положил начало полосе буржуазных революций (вплоть до начала XX в.). В общественном сознании господствующей формой является научное познание. На него и были сориентированы другие формы человеческого сознания и поведения. Рационализм способствовал и тому, что в самих знаниях был сделан акцент на технологичность , что отразилось и на правилах этикета.

    Этикет рассматривался как своеобразный инструментарий . С его помощью происходит сдерживание человеческих аффектов (чувств, эмоций, состояний сильного возбуждения), неуместных в обществе. Открытое, раскованное проявление чувств - признак невоспитанности.

    Существенной чертой эпохи Нового времени стала идея личностного начала в человеке, его автономности, суверенности. Человек стал рассматриваться как автономный субъект собственной деятельности, обладающий свободой воли. На первый план в это время выдвигается ценность человеческого достоинства. И этикет Нового времени стал одной из форм самоутверждения личности, ее «Я». Чувство собственного достоинства стало базовым и в этикете.

    Новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена было осуждение светского высокомерия , требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных рангов (а не только высшего).

Этикет эпохи Просвещения

    Веком прагматизма стал XVIIIв. В новой буржуазной системе ценностей и добродетелей появились нормы и правила этикета, принципы индивидуализма и полезности.

    Критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступает полезность . Сами правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность. Причем акцент в этих правилах переносится с внешней, формальной стороны на внутреннюю, содержательную. Происходит замена хороших манер хорошими людьми; понятия чести - честностью и т. п.

    Идеал добропорядочности - это «человек, который всем обязан самому себе».

    Щедрость, расточительность, праздность дворянского образа жизни постепенно сменяются добродетелями трудолюбия и бережливости.

    Владение правилами хорошего тона было средством , которое позволяло занять определенное положение в обществе, составить удачную партию в браке и т. д. Особенно это относилось к женщинам. Для них достаточно было научиться производить нужное впечатление - воплощенной женственности и хороших манер, чтобы завоевать популярность в светском обществе.

    В буржуазной культуре этикет становится более открытой и демократической системой. В нем все больше преобладают личностные характеристики и добродетели человека, его нравственная позиция. Все это нашло отражение в формировании нового образца эпохи - джентльмена . В Европе воспитанный человек издавна обозначался словом «джентльмен». Слово это появилось в Англии и распространилось по всему свету.

Образцу порядочного человека (джентльмена) соответствовали:

финансовая надежность, основанная на трудолюбии, бережливости, порядке, осмотрительности, прозорливости и мышлении в денежных категориях;

образованность и культура речи;

верность данному слову;

образцовая пунктуальность и точность.

В настоящее время личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» является лишь одной из форм вежливого обращения.

Этикетная культура буржуазного общества эпохи зрелого и позднего капитализма:

практичность норм этикета;

апелляция к здравому человеческому смыслу;

нравственная содержательность этикета: ценность человеческого достоинства как смысл этикетных норм;

равенство людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий;

недогматичность этикета, динамизм и изменчивость его правил.

Переходя к историческому обзору российского этикета, следует учесть, что Россия не пережила классического европейского средневековья, и культура этикета здесь распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, - в первой половине XVIII в.

XVII-XVIII вв. внесли значительный вклад в развитие этической мысли. Отличительная черта этики просветителей - ее предельная социализация; нормы морали она ставит в прямую зависимость от гра­жданских прав и обязанностей индивидов.

В XVII в. английские философы-просветители Дж. Локк и Т. Гоббс формулируют теории «естественного права» и «общественного до­говора», согласно которым нравственность возникает естественным путем из «человеческой природы». Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является «война всех против всех». Обладая разумом, индивид приходит к необходимости посредством «общественного договора» пожертво­вать для общего блага часть своих возможностей, чтобы впоследствии общество защитило его «естественные права» (в первую очередь - право на жизнь, свободу и собственность) от произвола других инди­видов. Так возникают государство, законы и моральные нормы, которые содержат четкие критерии, позволяющие отделить добродетели от пороков, справедливость от несправедливости. По Гоббсу, не может быть науки о морали вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она,
как и государство, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы данного государства, к которым личность приобщается через «индивидуальный опыт», связан­ный с процессом воспитания.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этическая мысль Нового времени

Этическая мысль нового времени.. в xvii xviii вв предметом изучения становится окружающая природа бурно развиваются экспериментальное естествознание..

Основное направление этической мысли.

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Отсюда параллелизм духовной и светской культуры с постепенной дискредитацией первой за ханжество и фанатизм. Единственным источником нашего познания является непредубежденный разум.

15Вопрос. Профессиональный долг и требования нравственности: единство и борьба противоположностей.

16вопрос. Теория морали И. Канта. Иммануил Кант (1724-1804).

Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность.

Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех "загрязнивших" ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи он ориентируется не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума". Избрав умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивал ее практическую значимость: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". Уже в этом высказывании отчетливо просвечивает основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: "Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видел в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не давал ему оснований надеяться на то, что это возможно большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумывается о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант связывает с постулатами о бессмертии души и бытии бога, которые позволяют помыслить осуществление нравственного закона, хотя и не детерминируют содержание морали. Что же касается истории то она "должна быть (хотя и не была до сих пор) областью приложения нравственности, но не является ее источником". Изначально отвергнув социальную практику в качестве основания морали, Кант вынужден был использовать религиозные ценности, хотя и подчеркивая, что в идеальном смысле "моральность отнюдь не нуждается в религии".

По Канту, многое зависит от самого человека. Есть такое понятие - достоинство. Надо знать, что это значит, и уметь сохранять его.

Не становитесь холопом другого человека.

Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав.

Не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть.

Не принимайте благодеяний.

Не становитесь прихлебателями или льстецами.

Тогда, - говорит Кант, - вы сохраните свое достоинство. А кто превратил себя в червя, пусть потом не жалуется, что его топчут ногами.