Четьи минеи автор. Великие минеи четии. Вкладная запись Софийского списка

Четьи минеи автор. Великие минеи четии. Вкладная запись Софийского списка
Четьи минеи автор. Великие минеи четии. Вкладная запись Софийского списка

В православии сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту св. Димитрию (1651-1709).

Источник: "Религиозный словарь"

  • - церковная книга, содержащая жития святых, творения Учителей Церкви, их толкование и т. п....

    Казачий словарь-справочник

  • - жизнеописание святых на каждый...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - В православии сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований...

    Религиозные термины

  • - см. Минеи-четии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - "" - см. "Четьи-Минеи"...
  • - "" - сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р. Че/тьих мине/й...

    Орфографический словарь русского языка

  • - МИНЕ́Я, -и, ж. Православная богослужебная книга, содержащая молитвы, песнопения, повествования о жизни святых и службы, расположенные по месяцам и дням...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Мине́и-Че́тьи мн. Сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Че́тьи-Мине́и мн. Сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Ч"етьи мин"еи, Ч"етьих мин"ей; но: ч"етья мин"ея, ч"етьей мин"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. Такимъ мужамъ, какъ ты, Господь даритъ чудесное прозрѣнье И ихъ устами истину гласить. «Такъ, сынъ мой; есть въ Минеяхъ Четіяхъ Тому примѣры; но до тѣхъ мужей Мнѣ далеко». Гр. А. Толстой...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - см. ЧЕТЬИ-МИНЕИ...
  • - жития святых, книга, в которой на каждое число каждого месяца приведены рассказы о жизни святых, память которых празднуется Церковью в соответствующий...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 менологий сборник четья минея...

    Словарь синонимов

  • - сборник, четьи минеи,...

    Словарь синонимов

"Четьи Минеи" в книгах

Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием (фрагмент)

Из книги О нравственности и русской культуре автора Ключевский Василий Осипович

Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием (фрагмент) Изучение нашего прошлого имеет за собой одно чрезвычайно драгоценное условие, которое может оказать на него плодотворное влияние, если только уметь им пользоваться. Важнейшие умственные и

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Завета сочинений отцов

«Великие Четьи-Минеи»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

«Минеи-Четьи»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

«Минеи-Четьи» «Минеи-Четьи», «Ежемесячные чтения» (от греч. m?n?ios - месячный и древнерус. четье - чтение), сборники церковно-религиозной литературы: житий святых, «слов», поучений, сказаний, легенд, расположенных в порядке дней каждого месяца. «М.-Ч.» предназначались для

Четьи-Минеи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Заветов сочинений отцов

74. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

74. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Заветов и сочинений

ЧЕТЬИ ИЗДАНИЯ БИБЛЕЙСКИЕ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ЧЕТЬИ ИЗДАНИЯ БИБЛЕЙСКИЕ в древнерус. традиции издания *церк. - слав. перевода свящ. книг, предназначенные для домашнего чтения. В отличие от *Апракосов и *Паремийников, в к–рых библ. текст расположен соответственно церк. чтениям, в Ч.и. расположение текста соответствует

Человеку, далекому от церкви, в словосочетании «четья минея» не понятно ни первое, ни второе слово. Поскольку существительное здесь «минея», с него и надо начинать объяснение. Церковно-богослужебная книга, в которую входят все службы годового круга, называется «минея». Месяцев в году 12, и она состоит из 12 книг (полная). Название заимствовано из греческого языка, и в переводе означает «месячная» - mhnaion (mhn - месяц). В каждой книге находятся тексты на месяц в порядке, соответствующему богослужениям дневного круга: вечер (согласно Моисею, день начинается с вечера) - девятый час, вечерня, повечерие и т. д., до литургии.

Отличие от миней

«Четья минея», существующая наряду с вышеприведенной богослужебной книгой, относится не к этому виду книг, а, скорее, к церковным, и содержит жития святых, расположенные тоже по месяцам, а в месяце - по дням. Эти тексты предназначены для чтения во внебогослужебное время. И переводится название «четья минея», состоящее из старославянского и греческого слов, как «месячное чтение», которое содержит огромные сведения для агиографии - науки, изучающей жития святых. Здесь же находится и церковно-учительский материал, который был основным чтением в Древней Руси. Великие Четьи Минеи митрополита Макария представляли собой своеобразный свод литературы русичей, о чем свидетельствует он сам: "Собрал все книги рускыя земли".

Писали и читали еще в глубокой древности

Известный духовный писатель

Особого внимания заслуживают Четьи минеи которые представляют собой многотомный труд «Книга жития святых», которая издавалась фрагментарно, четвертями с 1689 по 1705 год. Первоисточниками для книги святителя Дмитрия были, конечно же, Четьи Минеи Макария и «Акты святых», издаваемые католической конгрегацией болландистов, состоявшей преимущественно из ученых монахов-иезуитов. Название организация получила по имени своего основателя Жана Болланда. То есть труды, легшие в основу «Книги жития святых», были самыми серьезными, и Четьи Минеи митрополита Дмитрия Ростовского получились замечательными. За это духовный писатель и проповедник, епископ Русской церкви, в миру Данило Саввич Туптало, в 1757 году был прославлен в Православной Российской церкви. А после его кончины основной труд всей жизни святителя Дмитрия Ростовского бал дополнен описанием его собственной жизни. День памяти святого - 21 сентября. Книга переиздавалась неоднократно и всегда пользовалась большим спросом у верующих. Популярность самого автора такова, что сложилась легенда: если верующий попросит защиты у Дмитрия Ростовского, защищать его будут все святые, жизнеописанию которых он отдал силы и знания.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней , не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария , своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря - оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в - гг.) и священником Иоанном Милютиным (в - гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский . Его четьи-минеи издавались четвертями с по г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами , и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII -XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII -XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, - специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия... и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Жанр «миней» – православных богослужебных книг для ежемесячного использования – начал складываться в Византии не ранее IX в. С X в. там уже бытовали минеи двух типов: (1) «служебные», предназначавшиеся для служителей клира и (2) «четьи», адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст (то есть «Пересказчик», 940–976) – византийский церковный писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных славян в начале XI в.

Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.

В первой половине XVI в., в условиях укрепления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям, оказались особенно идеологически востребованными. Большую работу по собиранию «святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (1528–1563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней – так называемых Великих Миней-Четий, носящих теперь его имя.

Великие Минеи-Четьи – это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших годовой круг чтения на каждый день. К исполнению замысла митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его помощников и «многих различных писарей» свыше 25 лет. Книжники обработали материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки, разместившейся позже в Москве.

Современным архивистам известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий, приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей Российского Государственного Исторического музея).


Внешнее оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле «древнерусского монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют названию «великих», так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного формата, именуемого «александрийский лист» (примерно соответствует современному листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват. Пышность и «лепота» словесного оформления переложенных для «душеполезного чтения» текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность – грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. «третьего Рима».

В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных – Торжественников, Прологов, Требников, сочинения «отцов церкви» – Василия Великого, Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком – это Измарагд, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Златая цепь. Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия, Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились. Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века».

В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников – Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И. Милютина (1646–1654), а в конце XVII – начале XVIII в. – в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651–1709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников – Цветников).

Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.


Страницы: 8000
Форматы: pdf
Год издания: 1868-1917 /1993-2007

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.
Святитель Макарий - это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории - составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности - учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея - Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.
Главное книжное детище святителя Макария - это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.
Великие Макарьевские Минеи Четьи - сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами - составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.


I. ЖИТИЕ, СЛУЖБА И АКАФИСТ СВТ. МАКАРИЮ. ИКОНОГРАФИЯ.

1. Макарий (Веретенников), архим., составитель
Святитель Макарий, Митрополит Московский. Служба, акафист и житие.
Приложение. Песнопения службы святителю Макарию.
Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 66 с.
2. Макарий (Веретенников), архим.
Иконография Митрополита Макария.
Можайск, 2007. 56 с.

II. ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТИИ, СОБРАННЫЕ ВСЕРОССИЙСКИМ МИТРОПОЛИТОМ МАКАРИЕМ

1. ТЕКСТЫ ЧЕТИЙ-МИНЕЙ

Сентябрь. Под редакцией П.И. Савваитова. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1868-1889
Выпуск 1. Дни 1-13. СПб., 1868, VI, 672 с. и стб., 3 л. факс.
Выпуск 2. Дни 14-24. СПб., 1869, IV, 673-1392 с. и стб.
Выпуск 3. Дни 25-30. СПб., 1883, III, 1393-2300 с. и стб.
Указатель личных и географических имен к первому, второму и третьему выпуску Великих Миней Четиих. СПб., 1889, 94 стб.

Октябрь. Под редакцией С.Н. Палаузова, М.О. Кояловича. СПб., 1870-1880
Выпуск 4. Дни 1-3. СПб, тип. Императорской Академии наук, 1870, VI, 792 с. и стб., 1 л. факс.
Выпуск 5. Дни 4-18. СПб, тип. и литогр. А. Траншеля, 1874, IV, 793-1534 с. и стб.
Выпуск 6. Дни 19-31. Приложение. Указатель личных и географических имен к выпускам Миней Четиих (4, 5, 6) за октябрь месяц. СПб., тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880, V, 1533-2114, 26 с. и стб.

Ноябрь. Под редакцией В. Васильевского СПб., М., 1897-1917
Выпуск 7. Дни 1-12. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1897, VI, 884 с. и стб.
Выпуск 7. День 11. Приложение. Прп. Феодора Студита Большой Катехизис. Кн. 2. Предисловие и печатание греческого текста А.И. Пападопуло-Керамевса. СПб., тип. В. Киршбаума, 1904, Х/II, 414 с. и стб. Текст на русском и греческом языках
Выпуск 8. Дни 13-15. СПб., Синод. тип., 1899, VI, 885-2060 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16. Под редакцией Н.П. Попова. М., Синод. тип., 1910, 4, 2061-2380 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16-17. М., Синод. тип., 1911, 5, 2381-2700 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17-22. М., Синод. тип., 1914, X, 1701-3108 с. и стб.
Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23-25. М., Синод. тип., 1916, 4, 3109-3428 с. и стб.

Декабрь. М., Синод. тип., 1901-1914. Под редакцией С.М. Сироткина - выпуск 10; под наблюдением С.О. Долгова - выпуски 11-14
Выпуск 10. Дни 1-5. М., 1901, 5, 580 с. и стб.
Выпуск 11. Дни 6-17. М., 1904, 7, 581-1188 с. и стб.
Выпуск 12. Дни 18-23. М., 1907, 3, 1189-1860 с. и стб.
Выпуск 13, тетрадь 1. День 24. М., 1910, 5, 1861-2192 с. и стб.
Выпуск 13, тетрадь 2. Дни 25-31. М., 1912, 6, 2193-2510 с. и стб.
Выпуск 14, тетрадь 1. День 31. М., 1914, 6, 2511-2830 с. и стб.

Январь. Приготовление к печати и издание под наблюдением Б.А. Тураева. М., Синод. тип., 1910-1914
Выпуск 15, тетрадь 1. Дни 1-6. М., 1910, 4, 320 с. и стб.
Выпуск 15, тетрадь 2. Дни 6-11. М., 1914, 2, 321-740 с. и стб.

Апрель. Подготовил к печати С.Н. Северьянов. Изд. под наблюдением А.А. Шахматова. М., Синод. тип., 1910-1916
Выпуск 16, тетрадь 1. Дни 1-8. М., 1910, 3, 320 с. и стб.
Выпуск 16, тетрадь 2. Дни 8-21. М., 1912, 8, 321-640 с. и стб.
Выпуск 16, тетрадь 3. Дни 22-30. М., 1915, 145, 641-1158 с. и стб.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ЧЕТЬИХ-МИНЕЯХ

1. Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей библиотеке (ныне Синодальной). М., 1892. IV, 532, 502 стб.
2. Протасьева Т.Н. Минеи-Четьи // Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). Ч. I. М., 1970. С. 168-211
3. Макарий (Веретенников), архим. Великие Макарьевские Четьи-Минеи - сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды, 1989, сб. 29, с. 106-126
4. Макарий (Булгаков), митр. О новгородских Макарьевских Четиих-Минеях // Летописи Тихонравова. М., 1859. Т. 1. Смесь и библиография. С. 68-73
5. Шестаков Д.П. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях // Богословский вестник, 1914, №2, с. 369-382
6. Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях Митрополита Макария // Богословские труды, 1993, № 31, с. 175-266

III. ИССЛЕДОВАНИЯ О СВТ. МАКАРИИ, МИТРОПОЛИТЕ МОСКОВСКОМ

1. Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды свт. Макария, Митр. Московского и всея Руси. М., 2002. 512 с.
2. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, ч. 2, № 9, с. 392-406; № 10, с. 444-478; 1878, ч. 1, № 1, с. 391-429; 1880, ч. 2, № 9, с. 286-310; 1881, ч. 2, № 7, с. 47-69
3. Заусцинский К. Макарий, Митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения, 1881, № 10, с. 209-259; № 11, с. 1-38
4. Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви // Странник, 1869, № 12, с. 75-106
5. Макарий (Булгаков), митр. Московский Митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение, 1873, № 4, с. 597-657
6. Смирнов И. Материалы для характеристики книжной деятельности Всероссийского Митрополита Макария // Богословский вестник, 1916, № 5, с. 163-189; № 6, с. 275-291
7. Васильев В. Соборы 1547 и 1549 годов // Христианское чтение, 1889, № 1-2, с. 33-65; № 3-4, с. 266-292
8. Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих-Миней (К 400-летию составления Великих Четьих-Миней) // Журнал Московской Патриархии, 1953, № 5, с. 49-54
9. Макарий (Веретенников), архим. Митрополит Макарий в православной гимнографии // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Можайск, 1998, с. 30-37