Биография джафара ибн абу талиба. Джафар бин абу талиб - истории сподвижников пророка мир ему - каталог статей - ислам - религия мира и созидания. Ислам. Энциклопедический словарь

Биография джафара ибн абу талиба. Джафар бин абу талиб - истории сподвижников пророка мир ему - каталог статей - ислам - религия мира и созидания. Ислам. Энциклопедический словарь

От Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Джафару:

قال رسول الله لجعفر الطيار: أشبهت خلقي وخلقي

«Ты похож на меня нравом и внешностью ».

От Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) в Эфиопию, а когда он вернулся обратно, Пророк обнял его и поцеловал в лоб…»

Ибн Бурайда передаёт от своего отца:

«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе с сподвижниками возвращался, возместив ‘умру, которую они пропустили в год Худайбийского договора, они вышли из Мекки, и за ними последовала маленькая дочь Хамзы (да будет доволен им Аллах) и кричала: «Дядя, дядя!» ‘Али (да будет доволен им Аллах) взял её в руки и сказал своей жене Фатиме (да будет доволен её Аллах): «Побойся Аллаха, она же дочь твоего дяди». Тогда Фатима (да будет доволен ее Аллах) нагрузила её на себя и понесла. После этого поспорили между собой Зайд, Джафар и ‘Али (да будет доволен ими Аллах). Каждый из них хотел взять её к себе на воспитание.

«Я больше всех заслуживаю быть ее опекуном,– сказал Али, – потому что она дочь моего дяди». А Зайд возразил: «Она дочь моего брата». Тогда Джафар Ибн Абу Талиб сказал: «Она дочь моего дяди, и её тетя – моя жена». Он имел в виду Асму бинт ‘Умайс. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил этот спор в пользу Джафара и сказал: «Тетя (сестра матери) для неё будет на уровне матери».

Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Ты от меня, и я от тебя». Джафару (да будет доволен им Аллах) он сказал: «Ты похож на меня нравом и внешностью», а Зайду (да будет доволен им Аллах): «Ты наш брат и родственник».

Переселившись в Эфиопию, Джафар (да будет доволен им Аллах) занимался исламским дааватом (призывом). По его призыву и под его руководством приняли Ислам Ан-Наджаши и люди из его окружения. Он успешно отстоял свою религию перед правителем Эфиопии, когда курейшиты во главе с Амр Ибн аль-Ассом прибыли к нему с требованием вернуть мусульман обратно в Мекку. Речь Джафара произвела сильное впечатление на короля Ан-Наджаши, и итогом этого стало то, что Ан-Наджаши согласился с истинностью Ислама и опроверг требования курейшитов. Более того, он объявил о принятии Ислама и о полной защите мусульман в его стране. И это все было заслугой Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Когда мекканским неверным стало известно, что мусульмане совершили хиджру (переселились) в Эфиопию, они срочно решили отправить за ними делегацию с подарками для правителя Ан-Наджаши, чтобы он вернул их обратно в Мекку. Делегация курейшитов прибыла к Ан-Наджаши и при встрече с ним стала наговаривать на мусульман:

«Эти мусульмане – глупые юнцы, оставившие религию своего племени. Однако они не вошли и в вашу религию, и придумали себе новую, неизвестную ни вам ни нам, религию».

Но Ан-Наджаши был справедливым правителем и он пожелал выслушать и другую сторону (мусульман), чтобы вынести окончательное решение. Он оправил за ними человека, и вскоре перед ним стояли представители мусульман из числа переселенцев. На этом собрании со стороны мусульман выступал Джафар Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и Ан-Наджаши спросил его:

«Что это за религия, из-за которой вы отделились от своего племени, но не вошли ни в нашу, ни в другую известную на сегодняшний день религию?»

На это Джафар (да будет доволен им Аллах) ответил:

«Уважаемый правитель, мы были невежественным народом, поклоняющимися идолам, употребляли в еду мертвечину, совершали мерзкие непристойные деяния, разрывали родственные узы, не соблюдали права соседей, и сильный из нас мог просто съесть слабого. И это продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нам этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) который нам и до этого был известен благородием, правдивостью, честностью и скромностью. Он призвал нас к единобожию и поклонению единственному Аллаху, призвал оставить все те камни и идолы, которым поклонялись мы и наши предки. Повелел нам говорить только правду, выполнять данные обещания, укреплять родственные узы, соблюдать права соседей и отказаться от запретного.

Также он нам запретил совершать непристойные поступки, говорить неправду, злоупотреблять имуществом сирот и оскорблять невинных женщин. Ещё он нам повелел поклоняться Аллаху, не придавая ему сотоварища.

Мы запретили себе то, что он нам запретил, и дозволили то, что он нам дозволил. Тогда наш народ отнёсся к нам крайне враждебно. Они нас замучили и тем самим хотели отвратить от нашей религии, чтобы мы вернулись к поклонению идолам, оставив поклонение Аллаху. Они хотели, чтобы мы дозволяли мерзости, которые мы до этого считали дозволенными.

Вот когда они притеснили нас, создав невыносимые условия, препятствуя совершать предписания нашей религии, мы решили переселиться в вашу страну. Мы выбрали именно вас, а не кого иного, в надежде на вашу защиту и считая, что под вашей опекой нас никто не притеснит».

«У вас есть с собой что-либо из того, что было ниспослано Ему от Аллаха?» – спросил Ан-Наджаши. «Да, есть, конечно»,– ответил он и прочитал начало суры Марям.

После того, как он закончил чтение, Ан-Наджаши расплакался так, что его борода намокла. Также расплакались его священники, услышав то, что прочитал Джафар.

Затем Ан-Наджаши воскликнул: «Воистину, это и то, с чем пришёл пророк Муса (мир ему), исходит из одного и того же источника. Уходите! Я никогда, ни в коем случае даже не подумаю отдать вас им ». После этого Ан-Наджаши принял Ислам.

После возвращения из Эфиопии Джафар (да будет доволен им Аллах) принимал активное участие в жизни мусульман и во всем помогал Пророку (да будет доволен им Аллах). Он также участвовал в походах, которые совершали мусульмане с целью распространения своей религии, в том числе в знаменитом походе Муъта, который стал для него последним. Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара (да будет доволен им Аллах) в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил его в качестве одного из полководцев на битву при Муъта, явившуюся великим испытанием для мусульман.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), назначив командиром войска, отправляющегося на поход Муъта, Зайда Ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), сказал:

«Если убьют Зайда, то командиром будет Джафар, а если и его убьют, то Ибн Раваха». Далее Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я тоже вместе с ними участвовал в этом сражении. Мы искали Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), но нашли его уже убитым. На его теле было более девяноста ран».‎

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о смерти Зайда, Джафара и Ибн Равахи (да будет доволен ими Аллах) до того, как пришла весть об этом:

«Зайд взял флаг, и его настигла смерть, потом флаг взял Джафар, его тоже убили, после этого флаг взял Ибн Раваха, и он был убит, и его глаза были в слезах. Всё это продолжалось, пока флаг не взял один из мечей Аллаха (Халид Ибн Валид (да будет доволен им Аллах) и они не победили».

Также от Абдуллаха, сына Джафара(да будет доволен ими обоими Аллах)передаётся:

«Я помню, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заходил к нам и рассказал моей матери о смерти моего отца. Я смотрел на него, он гладил по моей голове, а из его глаз лились слезы так, что Его борода намокла. Потом он сказал: «О Аллах, поистине Джафар получил самую лучшую награду. Замени его для семьи самым лучшим из праведных твоих рабов в его семье ».

В 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Муъта» Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) стал шахидом. Сейчас на этом месте стоит полуразрушенная мечеть с аркой.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Муъта в пяти километрах к востоку от поля боя. Район, где похоронены шахиды этой битвы, из-за их могил называется «Мазар».
islamdag.ru

На юге Иордании есть город Му‘та. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и византийцами, состоявшейся в 629 году.

Битва при Муте (араб. غزوة مؤتة ‎‎).

На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Му‘т» стал шахидом Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) находится историческая арка, которую называют Машхада Му‘та. Она является частью полуразрушенной древней мечети.

Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить все, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва. В этом первом столкновении с Римом стали шахидами многие священные сподвижники, в том числе три величайших мусульманских полководца.

Причиной этого сражения явилось следующее происшествие. Пророк (мир ему и благословение) отправил Хариса ибн Умайра аль-Аздия с письмом к правителю Бусры. Шурахбиль ибн Амир аль-Гасаний, правитель Муаба, пребывавшего под властью римского цезаря (Кайсара), вероломно убил доверившегося ему посла.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось, как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

Примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана вблизи Сера, на юге Тафиля находится место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий (да будет доволен им Аллах). Оно известно, как место паломничества.

В истории человечества послы практически всегда пользовались свободой передвижения и неприкосновенностью.

А посланец Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был убит.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он подготовил трехтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джафар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займет Абдула ибн Раваха.

Сражение произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоевана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Мааан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Ираклий в местности Муаба собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.

Армия двинулась вперед согласно воле Аллаха. Достигнув Му’та, оба войска сошлись в жаркой схватке.

Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зеленое знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джафару ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Сначала в бою ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую; затем, когда и ее отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока также не стал шахидом. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нем, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его прозвали Джафар Тайар, т.е. летающий Джафар (да будет доволен им Аллах).

Затем знамя получил Абдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

Джафар – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу все.

Широкая равнина в 8 году по Хиджре была местом знаменитой битвы во время которой стали шахидами все три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (мир ему и благословение) – Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, и Абдула ибн Раваха.

Сражение при Муте было первым сражением мусульман против Рима, Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

В сердцах мусульман всегда будет жива память о легендарном полководце Джафаре (да будет доволен им Аллах). О том, как во время боя он спустился с коня, держа в руках знамя, и сражался, пока ему не отрубили правую руку. Как переложил древко в левую руку, а когда и ее отрубили, все равно не дал упасть зеленому знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук.

После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.

После убийства трех полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному мечом Аллаха. Он выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко выкрикивая такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.

В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть ее в священную Медину.

Джафар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджхаху).

Джафар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али (да будет доволен им Аллах).

Он обрел истинную веру, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось еще до события, известного в истории ислама как «Даруль аркам».

Джафар ибн Абу Талиб был поставлен во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию после того, как мучения и пытки со стороны курайшитов по отношению к последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) стали чрезмерными. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой дорогой Шуайба.

Во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Мина была известным местом, именно отсюда они совершили как первую, так и вторую хиджры в Эфиопию.

Главой группы мусульман во время первой хиджры был Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который стал главой мусульман в этой стране.

И когда курайшиты отправили к королю Наджаши делегацию с требованием вернуть мухаджиров обратно, именно Джафар обратился к королю с опровержением их доводов. Это явилось значительным событием в истории Ислама.

В Эфиопии мудрость Джафара проявилась особенно ярко во время переговоров, которые от имени курайшитов вёл Амр ибн Ас.

Целью Амра было убедить короля Эфиопии Наджаши в том, что он должен отказаться принять мусульманских мухаджиров.

На мой взгляд, мы должны досконально изучить обращение Джафара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не придают значения историческим событиям.

Особенно это касается традиций времен джахилийи, от которых Ислам избавил человечество. Ведь Джафар в числе прочего рассказал и о том, как они раньше ели харам, в том числе мертвечину, портили родственные отношения и прочее.

Речь Джафара ибн Абу Талиба не просто произвела впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным риваятам, он принял Ислам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение), узнав о его смерти, совершил за ним джаназа намаз.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать еще один центр исламского призыва.

Чтобы в случае, если в Мекке с дааватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия.

За те 14 лет, которые Джафар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители благодаря ему приняли Ислам.

Джафар (да будет доволен им Аллах) прожил в Эфиопии довольно долго. Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (мир ему и благословение) очень обрадовался ему, ведь Джафар был похож на него как внешне, так и чертами характера, к тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (мир ему и благословение) была особенно сильной.

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению с взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джафара?»

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет его в качестве одного из полководцев битвы при Му‘та, явившейся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джафар.

Воодушевленный, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в пяти километрах к востоку от поля боя.

Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

Там находятся зияраты великих сподвижников, полководцев битвы – Зайда ибн Хариса, Джафара ибн Абу Талиба и Абдулы ибн Равахи (да будет доволен им Аллах).

Макамы шахидов Му‘та были построены еще во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников. Говоря о Джафаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь помнить, что о нем говорил Пророк (мир ему и благословение): «Ты похож на меня характером и внешностью».

Даже если бы его отличали только эти черты, этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами…

Он был образцовым примером для подражания и в политических, и в военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодежь брать с него пример…

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) дал ему прозвище «Абу мискин» (т.е. «отец бедных»).

Велика была печаль Пророка (мир ему и благословение), когда он получил известие о гибели Джафара и его товарищей в сражении Му‘та.

Он даже сказал: «Если плачете, плачьте по Джафару!»

С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джафару, Пророк (мир ему и благословение) относился затем и к его детям.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Ислам. Энциклопедический словарь

Джафар ибн Абу Талиб

(погиб в 8/629)

дядя пророка Мухаммада, сын Абу Талиба. Родился в Мекке. Одним из первых принял Ислам. Во время гонений на мусульман, Джафар эмигрировал в Эфиопию. Через некоторое время, к эфиопскому негусу Наджаши приехали двое влиятельных мекканца - Абдулла ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас, с целью убедить его выдать им мусульманских беженцев. Негус Наджаши вызвал к себе мусульман и склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам. Тогда Джафар ибн Абу Талиб, пытаясь спасти положение, вышел вперед и задал вопросы относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию рабами курайшитов, и совершили ли они в Мекке какие-либо преступления? Послы курайшитов подтвердили, что среди эмигрантов рабов нет, и они преступлений не совершали, однако поставили в вину мусульманам то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару вопросы относительно мусульманской веры. В ответ Джафар вкратце изложил ему основные положения Ислама, и прочитал аяты из коранических сур "Мариам", "Анкабут", "Рум" и "Кахф". Убедившись в том, что исламская религия полностью соответствует принципам авраамического монотеизма, Наджаши решил не выдавать мусульман курайшитам и взял их под свое покровительство. Мусульманские источники говорят о том, что он даже принял Ислам. В 7 году хиджры Джафар ибн Абу Талиб и его друзья приехали из Эфиопии в Медину. В это время пророк Мухаммад вместе с мусульманской армией находился в Хайбаре. Одержав там победу, он распорядился выделить часть военной добычи и прибывшим из Эфиопии. В 8 году хиджры Джафар ибн Абу Талиб геройски погиб в битве при Муте. В момент смерти ему было приблизительно 40 лет.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

Джафар ибн Абу Талиб

(погиб в 8/629)
дядя пророка Мухаммада, сын Абу Талиба. Родился в Мекке. Одним из первых принял Ислам. Во время гонений на мусульман, Джафар эмигрировал в Эфиопию. Через некоторое время, к эфиопскому негусу Наджаши приехали двое влиятельных мекканца - Абдулла ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас, с целью убедить его выдать им мусульманских беженцев. Негус Наджаши вызвал к себе мусульман и склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам. Тогда Джафар ибн Абу Талиб, пытаясь спасти положение, вышел вперед и задал вопросы относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию рабами курайшитов, и совершили ли они в Мекке какие-либо преступления? Послы курайшитов подтвердили, что среди эмигрантов рабов нет, и они преступлений не совершали, однако поставили в вину мусульманам то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару вопросы относительно мусульманской веры. В ответ Джафар вкратце изложил ему основные положения Ислама, и прочитал аяты из коранических сур "Мариам", "Анкабут", "Рум" и "Кахф". Убедившись в том, что исламская религия полностью соответствует принципам авраамического монотеизма, Наджаши решил не выдавать мусульман курайшитам и взял их под свое покровительство. Мусульманские источники говорят о том, что он даже принял Ислам. В 7 году хиджры Джафар ибн Абу Талиб и его друзья приехали из Эфиопии в Медину. В это время пророк Мухаммад вместе с мусульманской армией находился в Хайбаре. Одержав там победу, он распорядился выделить часть военной добычи и прибывшим из Эфиопии. В 8 году хиджры Джафар ибн Абу Талиб геройски погиб в битве при Муте. В момент смерти ему было приблизительно 40 лет.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Джафар ибн Абу Талиб" в других словарях:

    Араб. علي بن أبي طالب‎‎ Каллиграфии представление Али по арабски … Википедия

    Абу Талиб ибн Абд аль Муталиб (араб. أبو طالب بن عبد المطلب‎‎‎; 549 619) дядя пророка Мухаммеда и отец имама Али. Глава племени курайшитов. После смерти родителей Мухаммеда Абу Талиб взял к себе на воспитание племянника. В свою очередь, когда Абу … Википедия

    Ибн Абд аль Муталиб (араб. أبو طالب بن عبد المطلب‎‎‎; 549 619) дядя пророка Мухаммеда и отец имама Али. Глава племени Курайшитов. После смерти родителей Мухаммеда Абу Талиб взял к себе на воспитание племянника. В свою очередь, когда Абу Талиб… … Википедия

    Араб. أبو بكر‎‎ Каллиграфии представление Абу Бакр по арабски … Википедия

    Абу: Абу (араб. أبو‎‎) часть арабского имени (кунья), означающая «отец того то» Абу Джафар Абу Кутейб Абу Хафс аль Урдани Абу аль Валид аль Гамиди Абу Умар Абу Сайяф (значения) Абу Даби Абу ль Фарадж бин Харун Абу л хайр Абу Джихад Абу аль… … Википедия

    Абу ль Фадл Аббас ибн Али (араб. العباس بن علی‎‎) один из шахидов Кербелы, сподвижников имама Хусейна, убитых в день Ашура. Сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы бинт Хизам аль Килябия (англ.) (Умму ль Банин), почитается мусульманами за его… … Википедия