Годовой круг богослужений схема. Годовой круг богослужений. Суточный круг церковных богослужений

Годовой круг богослужений схема. Годовой круг богослужений. Суточный круг церковных богослужений

Су́точный богослуже́бный кру́г в православии - череда богослужений, совершаемых на протяжении суток.

Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений:

Повечерие

Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду; призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного суда, который придёт внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Первый час - соответствующий общепринятому седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час - соответствует девятому часу утра, напоминает молящимся о сошествии Святого Духа на апостолов.

Шестой час - соответствует двенадцатому часу дня, напоминает молящимся о распятии Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час - соответствует третьему по полудни - воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа; в рамках суточного круга завершает его.

Между часами совершается междочасие (в современной практике это происходит только в некоторых монастырях в простые седмичные дни). Междочасие состоит из чтения трёх псалмов, тропарей, молитвы святителя Василия Великого и отпуста.

Сформировался в монастырях Востока к IV веку; первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.

Божественная литургия является главным богослужением. На ней воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство святого Причащения, установленное Им на тайной вечери. Литургия служится утром.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Нетрадиционные материалы для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Богослужение началось на Земле со времени сотворения Богом первых людей – Адама и Евы. Их богослужением в Раю было свободное, радостное прославление Бога, Его премудрости и всемогущества. И выражалось оно исполнением благой воли Божией.

После грехопадения людей и изгнания их из Рая, свою молитву к Богу о прощении и спасении от греха они стали соединять с жертвоприношением. Господь принимал эту молитву ради той великой жертвы, которую впоследствии принес за грех всего мира пришедший на землю Сын Божий – Христос Спаситель.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Происходят церковные общественные богослужения в храме. Они ставят верующих в присутствие Божие, вводят в общение с Господом и напоминают нам о важнейших событиях Священной истории помогают понять истинное учение Христово.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Живым Богом. Через участие в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

За литургией совершается величайшее в мире Таинство – хлеб и вино по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

И мы, причащаясь Святых Даров – Божественного Тела и Крови Спасителя, «входим в радость Господа своего» и благодарим Сына Божия за спасение человеческого рода от греха и смерти.

Посещая храм Божий и участвуя в церковных службах и Таинствах, мы с верой, надеждой и любовью стремимся к единству со Христом, с Его жизнью, с Его Царством. Мы приникаем к чистому источнику воды живой, воды, текущей в жизнь вечную.

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения . Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, где началом суток считается время солнечного заката, а самими сутками - период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву - это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу - «Седмицею днем хвалихъ Тя » (Пс. 118; 164). - это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужения : вечернее , состоящее из вечерни и павечерницы; утреннее , состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, и дневное , состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

Суточный, седмичный, годовой круг богослужения и подвижные дни

Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения . Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, - сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника . Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени - это все песнопения Октая . Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года - это все песнопения Минеи . Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода , то и существуют три круга богослужени я.

1) Неизменяемые молитвословия , повторяющиеся ежедневно, составляют суточный круг богослужения или суточное богослужение .

2) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем недели и повторяющиеся через каждую неделю, составляют седмичный (недельный) круг богослужения или седмичное богослужени е.

3) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем года и повторяющиеся через каждый год, составляют годовой круг богослужения . К годовому кругу богослужения относятся молитвословия и песнопения подвижных дней и праздников, содержащиеся в Постной и Цветной Триоди .

Таким образом, в одном и том же богослужении бывают молитвословия и песнопения всех трех кругов: суточного, седмичного и годового .

Православное богослужение удивительно и практически неповторимо. Если вы постараетесь запомнить богослужение в определенный день и придете в храм через год, богослужение будет другим. Ведь оно зависит от совпадения сразу трех циклов — суточного, недельного и годового круга богослужений. О недельном круге, его содержании и особенностях ученикам нашей школы рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Ровное священник Кирилл Бауков.

Православное богослужение циклично. Так, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая Рождество, страдания, смерть и Воскресение Христа. Причем мы не только слышим в храме об этих событиях, воскрешая в памяти какие-то детали, но и задумываемся над их нравственным значением для нашего спасения и преображения души.

А каждую неделю повторяется недельный круг богослужений. Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней, точнее, посвящение этих дней какому-то важному событию из жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Богослужебный недельный цикл начинается с воскресного дня, ведь это самый главный день седмицы, получивший название «малая Пасха». Собственно говоря, словом «неделя» в церковном календаре называют именно этот день, когда христиане отдыхают и не делают житейских дел (не-деля). В сознании современного человека воскресный день — это день отдыха, заканчивающий рабочую неделю. А в церковном сознании наоборот — воскресенье открывает неделю.

Урок литургики

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел. Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Вторник

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Истинному Богу сделали возможным пришествие в мир Спасителя мира. Олицетворением этой ветхозаветной праведности является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Христос сказал, что из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Службы понедельника и вторника содержат большое количество текстов покаянного характера. Стихира на «Господи, воззвах», которая поется в понедельник вечером, имеет определенное сходство с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского: «Все житие мое срамно изжих, Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче небесный, согреших очисти и спаси мя».

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Четверг

После Воскресения Христова святые апостолы отправились по всему миру проповедовать Слово Божие. Потому в четверг Церковь молитвенно прославляет апостолов и их преемников в лице одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца.

Апостолам посвящены на вечерне первые три стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне, на утрени — седальны, первый канон и стихиры на стиховне. Святителю Николаю посвящены на вечерне три стихиры на «Господи, воззвах», на утрени — второй канон.

Пятница

Трагические события Голгофской Крестной жертвы, бичевание, издевательство и казнь Иисуса Христа являются темой пятницы. Поэтому вся Церковь держит пост и вспоминает Животворящий Крест Господень. В пятницу второй канон утрени носит название «крестобогородичного». В «крестобогородичных» песнопениях Церковь молитвенно состраждет и прославляет Богородицу в Ее скорби и крестостоянии.

Суббота

Суббота — последний день недели, и в этот день Церковь вспоминает всех святых. И первой среди этих святых особо почитается Пресвятая Богородица. Конечно, мы прославляем Божию Матерь в любой день седмицы, но в субботу Она почитается особо. Также в этот день поминаются все наши усопшие, поминовение соединяется с воспоминанием о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и победе Его над смертью.

Как возник недельный круг богослужений?

Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20, 8-10). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В субботу совершалось священное собрание (см.: Лев. 23, 3); в этот день в жертву Господу приносились всесожжения (см.: Чис. 28, 9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24, 8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.

В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4, 16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий — господин и субботы (см.: Мк. 2, 28). Ученики Христа после Его Вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако днем совершения Евхаристии становится первый день недели. После того как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл.

Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения». Нередко этот день называли «восьмым днем» — как прообраз вечности. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Христос воскрес из мертвых.

В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати».

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение. И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь. Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню. В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.


Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает "день" с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как "жених в полунощи" согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом час е, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово "бдение" значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

Вечер.

1. Девятый час. - (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерие.

1. Полунощница. - (12 час. ночи)

2. Утреня.

3. Первый час. - (7 час. утра)

1. Третий час. - (9 час. утра)

2. Шестой час. - (12 час. дня)

3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье - Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы , созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель , как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя , - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые , достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми .

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов .

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых .

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные , которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные , которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые .

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение ; средние же праздники - не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе "о вере и жизни христианской", при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.