Церковь св лазаря в ларнаки. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Предания о жизни Святого Лазаря в Ларнаке

Церковь св лазаря в ларнаки. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Предания о жизни Святого Лазаря в Ларнаке
Церковь св лазаря в ларнаки. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Предания о жизни Святого Лазаря в Ларнаке

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11:3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12:3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11:31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11:18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11:53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15:24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».


Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.



Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он - человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11:12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11:14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11:4).

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии - выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.


Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) - это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения - арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря - ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря - это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Сретенская Духовная Семинария

Храм друга Христова Лазаря четверодневного - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов. Построен был храм в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены. К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

Во дворе храма святого Лазаря

Гробница в подклете храма Одной из главных святынь Православного Кипра является храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Китион, Китий - древнее название Ларнаки. Собственно, "ларнак" - означает, переводе с греческого, "саркофаг". В этом храме почивают мощи святого, а в подземной крипте находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Там же, в крипте, расположен и святой источник. Мощи праведного Лазаря были обретены в 9 веке здесь, в городе Китионе, где они лежали в земле в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь четверодневный, друг Божий". Тогда же над мощами был построен и храм в старинном редком архитектурном стиле.

Образ в подклете храма у гробницы Мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа".

Иконостас храма святого Лазаря Иконостас, который мы видим ныне, датируется 18 веком. Выполнен он с удивительным мастерством и является одним из самых лучших образцов резьбы по дереву на Кипре. В иконостасе 120 икон, в основном, 18 века, византийского письма. Есть и старинные иконы.

Ковчег с мощами святого Лазаря

Рака со святыми мощами Лазаря Четверодневного

Икона Воскресения (Сошествие во ад) перед иконостасом Ин.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.

Святой епископ Лазарь с сестрами Марфой и Марией Одержимые завистью иудейские начальники хотели убить святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом (его рукоположили апостолы Павел и Варнава), удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.

Икона в храме святого праведного Лазаря

Икона Николая Чудотворца

Образ Божией Матери Киккская

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси. (тропарь)

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие!
Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердной Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благоговение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспивавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому образу Твоему.

О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, Христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к родшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтимый образ "Воскрешение праведного Лазаря"

Древняя икона святого Лазаря Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин.11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин.11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе1). После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин.12:1-2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин.12:9-11.).

Икона святого Лазаря с житием

Пасхальный день Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове. Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма. Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря - находится на площади Агиу Лазару в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мёртвых спустя четыре дня после кончины.

Библейская история

Святой Лазарь жил в городе Вифании, рядом с Иерусалимом. В христианском мире Святой Лазарь известен, как друг Христа. В доме Лазаря Иисус останавливался не один раз. Когда Лазарь скончался, и сестры сообщили об этом Спасителю, Иисус воскресил его.
После того, как он был воскрешен, Лазарь прожил еще 30 лет. Скончался он в возрасте, примерно 60 лет и был погребен на том месте, где после выстроили храм в его честь - Церковь Св. Лазаря.

Обретение мощей Святого Лазаря

Современная Ларнака, которая ранее называлась Кития, обрела мощи Праведного Лазаря в 890 году. Первая церковь, которую построили в честь святого, была разрушена землетрясением. Тот вид храма, который предстает перед взором сегодня, Церковь Св. Лазаря в Ларнаке приобрела в 1743 году.
Вокруг Церкви Св. Лазаря раскинулся двор, в северо-западной части которого есть небольшое кладбище протестантов. История храма тесно переплетается с историей Ларнаки. Христианская Церковь Св. Лазаря поддерживала школы и больницы, помогала бедным и нуждающимся. Сегодня можно увидеть во дворе церкви одну из школ, которая была организована в 1857 году. В здании этой школы был создан Музей церкви Святого Лазаря.
Архитектура Ларнаки представлена многими интересными объектами. Однако город особо гордится церковью Св. Лазаря. В свое время, стены этого памятника истории и архитектуры украшали росписи, красоту которых сравнивали с красотой королевских дворцов. К сожалению, до наших дней фрески не сохранились.

Внутреннее убранство и традиции Церкви Св. Лазаря

Первое, что поражает того, кто вошел в здание церкви Св. Лазаря в Ларнаке - величественный иконостас, который составляют 120 икон. Самая ценная икона изображает Святого Лазаря в сане Епископа Китиона. Она датирована 1734 годом. Справа от иконостаса располагаются ступени, которые ведут еще к одному памятнику архитектуры Ларнаки - маленькой церкви, которая высечена прямо в скале. В этой церквушке установлены саркофаги, в одном из которых обнаружены мощи Святого Лазаря.
Ранее, все жители Ларнаки ежегодно устраивали чествования святого. Во дворе церкви Св. Лазаря проводилась церемония его воскрешения. К сожалению, эта традиция не дошла до наших дней.
Сегодня этот памятник архитектуры Ларнаки доступен для посещения туристов, которые стремятся в Ларнаку со всего мира. Их привлекает этот прекрасный город, его архитектура, храмы и доброжелательные люди.
Ларнака каждый день наполняется звоном колоколов храма. Туристы, которых привлекает архитектура Ларнаки, могут посетить гробницу, чтобы увидеть саркофаг с мощами Святого Лазаря, а также родник святой воды. Туристам разрешено не просто спуститься в гробницу, но и набрать себе святой воды.
Во дворе, рядом с церковью есть еще памятник архитектуры - музей Agios Lazaros Church. В его залах можно познакомиться с древнейшими иконами праведного Лазаря и других святых. Также в музее представлена церковная утварь и облачения священников. Тут же можно увидеть икону Святого Лазаря, которая была написана в XII веке. Есть еще одна древняя икона, на которой изображен Святой Лазарь. На ней он правой рукой творит благословление, а в левой - держит Евангелие. В свое время эта икона сильно пострадала от пожара, однако не потеряла своего прекрасного предназначения.

Когда меня спрашивают, какие достопримечательности Кипра следует посмотреть в первую очередь, я всегда отвечаю: церковь святого Лазаря, потому что:

  • Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове.
  • Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма.
  • здесь хранятся мощи святого Лазаря
  • расположена церковь в центре Ларнаки и добраться до нее самостоятельно не составляет особого труда, даже если Вы живете в другом городе. В последнее время на Кипре стали развивать автобусное сообщение, а кроме того есть т.н. сервис-такси. В любом отеле вам без проблем его вызовут, стоит только сказать на рецепции, что вы хотите куда-то поехать на сервис-такси.
    Прежде, чем начать занудствовать, напишу еще что-нибудь полезное:
  1. Храм святого Лазаря открыт:
    с апреля по август с 8-00 до 12-30 и с 15-30 до 18-30
    с сентября по март с 8-00 до 12-30 и с 14-30 до 17-00.
  2. В большинстве кипрских храмов разрешено фотографировать . Исключение составляют церкви, входящие в мировое наследие UNESCO, и монастыри.
  3. На Кипре в храм женщина может входить в храм с непокрытой головой . А вот голые плечи и ноги желательно прикрыть. Равно, как и мужчинам входить в храм в шортах тоже не стоит . У многих храмов, особенно у тех, куда приезжают многочисленные экскурсии, рядом со входом стоят вешалки со специальными накидками.
  4. По воскресеньям по церкви святого Лазаря проводятся бесплатные экскурсии на русском языке.

Я долго не могла решиться на съемку в храме. Боялась, что здоровый штатив с фотоаппаратом, установленный прямо перед иконостасом, и парочка суетящихся вокруг неизвестных личностей, вряд ли, приведут священника в восторг. Поэтому мы с мужем робко начали съемку с хОров, потом осмелели и перебрались вниз, поближе к иконостасу. Но прежде чем начать снимать, я все-таки пошла к священнику, испросить разрешения. Батюшка невозмутимо кивнул головой и единственное о чем попросил нас, закончить до закрытия, до которого было еще 3 часа. Более того, уж не знаю, за какие такие красивые глаза, но в виде исключения, моему мужу было разрешено провести съемку в алтарной части, расположенной за иконостасом. Но тут на все про все было выделено всего 5 минут. Муж, ворошиловский стрелок, с честью выдержал испытание и снял панораму. Я даже не подозревала, что в алтарную часть может быть доступ простому смертному. Знала только, что женщин туда не пускают ни при каких условиях. Так что у нас всех есть прекрасная возможность заглянуть туда одним глазком.

Ну а теперь, похваставшись эксклюзивным материалом, можно смело начинать

Историю церкви святого Лазаря.

"Ларнака - третий по величине город Кипра, уступает только Никосии и Лимассолу" - гласит всезнающая Wikipedia. При этом она скромно умалчивает, что городов на острове всего-то "раз, два и обчелся", целых 4 штуки: столица Никосия, "русский" город Лимассол, Ларнака и Пафос. Любимая молодежью Айя Напа статуса города до сих пор не получила.

Но еще более странно, что в Википедии ни слова не говорится о том, что Ларнака - один из старейших городов мира. Свое летоисчисление Ларнака ведет аж с 13 века до н.э. На протяжении своей истории город несколько раз менял свое имя. То он назывался Китион, то Цитиум, то СкАла, а теперь Ларнака.

Сюда, в древний Китион, после воскрешения из мертвых приплыл святой Лазарь Четверодневный, друг Христа. Апостолами Павлом и Варнавой был возведен в сан епископа. При нем Китион принял христианство. Святой Лазарь построил в городе небольшую церковь, где проводил службы. В этой же церкви он был вторично похоронен 30 лет спустя. Место получило название "Ларнакс", что означает "саркофаг". Позднее так стал называться и весь Китион. По второй версии город получил свое нынешнее название из-за римских гробниц-саркофагов в окрестностях города.

В 890 году византийский император Лев VI Мудрый начал на месте первой церкви строительство нового храма с условием, что часть мощей святого Лазаря из мраморного саркофага будет перенесена в Византию (нынешний Константинополь). Позднее, "благодаря" стараниям крестоносцев мощи оказались в Марселе. На этом их след обрывается. Куда они попали после Марселя, не известно. Однако в Марселе можно услышать легенду о том, что святой Лазарь был епископом Марселя и там же похоронен.

Древняя византийская церковь, построенная Львом VI, сохранилась и поныне. Разумеется, что на протяжении 12 веков храм неоднократно разрушался и перестраивался. Первоначально храм украшали три купола. Но во времена турецкого владычества купола были уничтожены. Существуют две версии объясняющие причину уничтожения куполов. Согласно первой, некий высокопоставленный турецкий офицер принял храм за мусульманскую мечеть и совершил в его сторону положенные молитвы. Когда он понял свою ошибку, то в ярости приказал снести купола. Согласно второй версии, купола были разрушены во время землятресения. Как бы то ни было, купола были построены вновь в XIX веке после окончания турецкого владычества.

Во время франкского владычества, в храме располагался бенедектинский монастырь. От католиков в 1571 году храм перешел к туркам, которые превратили его в мечеть. В 1589 году православным удалось выкупить храм у турков. Но каким-то образом до 1784 года за католиками сохранялась привилегия два раза в год проводить мессы в северном приделе храма. Об этом свидетельствуют сохранившийся по сей день небольшой алтарь, а также эмблема с пятью крестами над северным входом.

В 1750 году к храму святого Лазаря была пристроена открытая галерея, под каменными плитами которой находятся могилы. Об этом свидетельствуют плиты с надписями на греческом и других языках, вмурованные в южную стену храма. Четырехярусная колокольня была построена в 1857 году вместо старой колокольни, снесенной турками.

К сожалению, росписи храма не сохранились из-за высокой влажности воздуха в Ларнаке.

Прекрасный иконостас, украшеный богатой резьбой по дереву, появился в 18 веке. Резьбой занимался выдающийся мастер Хаджи Саввас Талиодорос, иконы для храма писал Хаджи Михаил. Работа над иконостасом продолжалась с 1773 по 1882 год. Иконостас украшают 120 икон разного размера, каждая из которых настоящий шедевр. Но особо ценится и почитается икона святого Лазаря, на которой он изображен в святительском одеянии.

За многовековую историю храму не удалось избежать пожаров. К сожалению, некоторые иконы безвозвратно погибли в огне. На фотографии внизу хорошо видны сгоревшие иконы в левом верхнем углу иконостаса.

Попав в храм, следует обратить внимание на принадлежащую критской иконописной школе икону, показывающую сцены мученичества св. Георгия, а также на икону русского письма XVIII века Богоматерь Одигитрия в богатейшем резном киоте. Обе иконы находятся в северном приделе.

В 70-х годах ΧΧ века в церкви святого Лазаря проводились реставрационные работы, во время которых были обнаружены каменные гробницы, расположенные под алтарной частью храма. В одной из них была обретена часть мощей святого Лазаря. Сейчас мощи в специальной серебряной раке выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. Все желающие могут спуститься в подземелье, чтобы посмотреть на саркофаги. У самого входа в подземелье, называемое криптой, находится святой источник.

У киприотов есть обычай приносить в храм восковые фигурки людей или частей тела, отлитые из воска, в знак благодарности за исцеление от болезни. Некоторые фигурки небольших размеров, а некоторые, особенно руки и ноги, выполнены чуть ли не в натуральную величину. Примерно такую же традицию я наблюдала в одном из храмов Вильнюса в Литве. Только в Вильнюсе перед алтарем во множестве висели небольшие изделия из серебра.

В настоящее время иконостас храма святого Лазаря по праву считается самым красивым на острове, а святой Лазарь считается небесным покровителем Ларнаки

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес


Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.