Бог со слоновьей головой. Бог Ганеша — слон, исполняющий желания. Посвящение в Луч взаимной любви

Бог со слоновьей головой. Бог Ганеша — слон, исполняющий желания. Посвящение в Луч взаимной любви
Бог со слоновьей головой. Бог Ганеша — слон, исполняющий желания. Посвящение в Луч взаимной любви

В эпической и пуранической мифологии – сын Шивы и Парвати , брат Сканды. Жены Ганеши – Буддхи (“разум”) и Сиддхи (“успех”). По версии “Вараха-пураны” Боги обратились к Шиве с просьбой создать бога, который препятствовал бы свершению злых деяний, и Ганеша возник из сияния величия Шивы.

Иконография. Ганеша обычно представляется в виде плотного человечка с человеческим туловищем красного или желтого цвета, с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем.

Ганеша – Божество, составляющее свиту Шивы. В индуистском пантеоне появляется сравнительно поздно, в эпоху раннего средневековья, но сразу занимает в нем почетное положение и принадлежит к числу наиболее популярных и почитаемых индийских богов. Его призывают в помощь, предпринимая важное дело. Бог мудрости и устранитель препятствий, покровитель торговли и путешественников.

Символ Шри Ганеши – свастика.

День Ганеши – четвертый лунный. Именно в четвертый лунный день месяца Бхадра отмечается Чатур-Ганеш фестиваль, который празднуется в течение следующих 10 дней.

Ганеш является Ишта-Дэватой и покровителем людей, которые родились в четверг , а также в -е, 5-е и 22-е лунные сутки.

Также Ганеш являет собой пранаву ОМ, без которой ничего нет в этом мире.


Версии рождения Ганеши

1. “Брихаддхарма-пурана” (II кн.). После появления на свет Сканды, Шива отказывался “предаваться любовным ласкам” ради появления потомства, но Парвати страстно желала сына. Разгневанный Шива свернул полу одеяния богини и подал ей в руки: “Вот тебе сын, Парвати”. – “Как может этот кусок ткани заменить мне сына?” – возразила она. Но, когда она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди. Как только сверток коснулся груди богини, он ожил и Парвати велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при рождении сына.

Версии появления слоновьей головы

1.По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани, который из мести испепелил голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон.

2.Брихаддхарма-пурана” (II кн.). После рождения Ганеши все боги были приглашены на праздник, где каждый мог взглянуть на младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, т.к. он был проклят своей супругой за пренебрежение ею и от его взгляда гибло все, на что падал взор бога. Парвати пренебрегла предупреждением Шани и попросила его взглянуть на сына. Как только Шани посмотрел на Ганешу, голова младенца отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос, велевший “приставить” к плечам Ганеши голову того, кто “спит лицом к северу”. На поиски головы был отправлен слуга Шивы Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел Айравату, слона Индры, лежащего головой на север. Победив в сражении с Индрой, Нандин отсек голову слону и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению Шивы стал во главе ган (сонмов слуг Шивы), получив от Брахмы имя Ганеша, “Владыка сонмов”. Индра пришел с покаянием к Шиве и в знак прощения, Шива велел бросить тело обезглавленного слона в океан, чтобы тот обрел новую голову, после чего воскресший Айравата вернулся к Индре.

3.Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон.

4.”Вараха-пурана”. Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его появлением на свет.

Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень .

1.Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором.

2. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Ганеша очень любит сладкое блюдо: шарики из рисовой муки со сладкой сердцевиной. На одном из своих дней рождения Ганеша ходил от дома к дому, принимая предложения сладких блюд. Съев большое количество их, он поехал ночью на своей мыши. Внезапно мышь споткнулась – она увидела змею и испугалась так, что в итоге Ганеша упал. Его живот открылся и все сладкие блюда вышли. Но Ганеша запихнул их назад в свой живот и, поймав змею, обвязал ее вокруг живота. Увидев все это, Луна в небе весело засмеялась. Это недостойное поведение Луны очень Ганешу рассердило, и он швырнул один из своих клыков и в Луну и сказал, что отныне никто не должен смотреть на Луну в день Ганеша-Чатуртхи.

Однажды Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили – кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь мир и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения – павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих родителей и просил награду за Его победу. Господь Шива сказал: «Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?» Ганеша ответил: «Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!» Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

———————————————————————

Хотя Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы , он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий . Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»).

Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании , с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

———————————————————————

Имена. ГАНЕША В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). Гхатодара – “Толстобрюхий”; Вигхнеша – “Владыка препятствий”; Экаданта – “Однозуб”.

Мантры и пуджа Ганеше

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА – это главная мантра, посвященная Ганеше. Она дарует чистоту намерений и опять же успех во всех начинаниях (читайте продолжение информации после фото).

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ САРВЕ ВИГХНА РАЙЕ САРВАЙЕ САРВЕ ГУРАВЕ ЛАМБА ДАРАЙЯ ХРИМ ГАМ НАМАХА – одна из самых мощных мантр, способствующих обретению Богатства.

1. Ганеша Гаятри

Ом Бхур Бхувах Сваха
Тат Пурушая Видмахе
Ванратундайя Дхимахи
Танно Дантих Прачодаят

Перевод: Ом, Земля, воздушное пространство и небеса.
Медитируем на тот великий дух,
На обладающего хоботом,
Пусть Он направляет меня к постижению Истины.

2. Ом Гам Ганапатае Намо Нама (или Намаха)

Приветствие Великому Ганеше.

3. Ом Шрим Хрим Клим Глаум Гам Ганапатае
Вараварада Сарва Джанаме Вашаманайя Сваха

Перевод: Биджа мантры Лакшми, Дурге, Кали и две биджа-мантры Ганешу. Пролей свою милость, о Господь, и прими мое эго, как дар. Слава тебе.

4. Призвание Ганеши

Гаджанам бхутганадисевитам
Капиттха джамбху пчаячару бхакшанам
Умасутам Шоквина Шкаракам
Намами Вигхнешвар Панпадкаджам.

Перевод: О, слоноликий, почитаемый всеми,

Тот, кто поедает плоду каппитхи и джамбу,
О, сын Умы, уничтожителя печалей,
Я склоняюсь к твоим лотосным стопам Владыки Мира.

Как провести ритуал в домашних условиях

Если у вас нет возможности или желания присоединиться к нам, но вы очень хотите сделать что-нибудь, чтобы Ганеш Джи обратил на вас свое внимание, мы вам расскажем о том, как провести ритуал в домашних условиях.

Зажгите огонь и благовония.

Для начала просто произнесите мантру-приветствие Господу Богу, Божественной Матери, пяти стихиям, Солнцу, Луне и Звездам, своим предкам и родителям, своим учителям и свему Гуру Джи. В этот раз сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы призвать своего Гуру и проведите Гуру-манас-пуджу, поднеся к фотографии своего учителя благовония и читая мантру Аим Шрим Пайлот Баба Гуруве Намаха.
Также вы можете прочесть мантру гуру

Ом Гуру Бхйо Намаха
Ом Парама Гуру Бхйо Намаха
Ом Пара-пара Гуру Бхйо Намаха
Ом Парамештхи-гурубхйо Намаха! ОМ.

или Мантру

Гурур Брахма!
Гурур Вишну!
Гуру Дэво Махешварам !
Гуру Сакшат Парабрахма.
Тасмай Шри Гуравэ Намаха . ОМ.

(перевод: Гуру – это Брахма! Гуру – это Вишну! Гуру – это Господь Махешвара! Я созерцаю в Гуру самого Парабрахмана. И так вечно поклоняюсь Шри Гуру.
Таким образом вы установите связь со своим учителем и получите благословение на проведение ритуала.

Вы конечно можете сделать хому или небольшую ягью-подношение (жертвенный огонь) в честь праздника Ганеша, но можете просто прочесть мантры, предложив Ганеше прасад, в виде огня, благовоний, сладостей, риса, кумкума (красный порошок) и цветов.

Мы предлагаем вам во избежание путаницы просто призвать дух Бога Ганеши в ваш дом и в образ, который он олицетворяет.

Для ритуала необходимо иметь благовония, огонь, сладости, воду и красный цветок, поднося которые мурти (статуе или изображению) Ганеши, стоит произнести мантру, с помощью которой вы перенесете энергии божества в мурти и установите присутствие Ганеши в вашем доме:

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА СИДДХИ БУДДХИ САХИТАЙА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ГАНАПАТИМ АВАХАЙАМИ СТХАПАЙАМИ.

(эта мантра призывания Божества Ганеши, которого будут сопровождать Богини Сиддхи и Буддхи – божественных супруг Ганеши).

Затем предложите Божеству занять его место:

ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АСАНАМ САМАРПАЙАМИ

Во время произнесения “самарпайами” предложите Ганеше немного риса и цветов.
Следующий шаг – это приветствие Ганеши в том образе, который стоит перед вами:
НАМО ВРАТА ПАТАЙЕ НАМО ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ПРАМАТХА ПАТАЙЕ НАМАСТЕСТУ ЛАМБО ДАРАЙАИКАДАНТАЙА ВИГХНА ВИНАШИНЕ ШИВА СУТАЙА ВАРАДА МУРТАЙЕ НАМО НАМАХА. ОМ.

(В этой мантре приветствуется покровитель обетов, Ганапати, толстопузый Экаданта – устранитель препятствий, сын Шивы). После чего начинает пуджа.

Если перед вами находится мурти в образе скульптуры, вы можете омыть стопы богоподобного Ганеши водой со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАДЪЯАМ САМАРПАЙАМИ

Затем омыть руки Ганеши, произнеся:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АРГХЬЯМ САМАРПАЙАМИ

После чего омыть лицо и дать испить воду Ганеше с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АЧАМАНИЯМ САМАРПАЙАМИ

Теперь самое вкусное – омовение Ганеши панчамритой (смесью молока, йогурта или кефира, меда, сахара и масла-гхи) со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАНЧААМРИТА СНАНАМ САМАРПАЙАМИ .

После чего необходимо омыть Ганешу Джи теплой водой и начисто вытереть с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ШУДХОДАКА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ

Одеть Ганешу Джи в чистую красивую одежду:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ВАСТРАНИ САМАРПАЙАМИ

Нарядить Ганешу в различные украшения, корону:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА БХУШАНАНИ САМАРПАЙАМИ

Преподнести Ганеше сандаловую пасту:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ЧАНДАНАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести кум-кум (красный порошек), которым поставить тилак на лоб и на стопы Божества:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА КУМКУМАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести рис:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АКШАТАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цветы:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПА МАЛАМ САМАРПАЙАМИ (в том случае, если вы предлагаете божеству не один-два цветка, а целую гирлянду).

Поднести благовония:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести светильник с огнем:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести сладости:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА НАЙВЕДЬЯМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цельные плоды:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПХАЛАМ САМАРПАЙАМИ

Поднесение монет и денег:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДРАВЬЯ ДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

Совершение парикрамы (обхождение алтаря или места пуджи вокруг 3 раза по часовой стрелке) или просто повернуться по часовой стрелке вокруг своей оси, произнеся мантру:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПРАДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

После чего начните арати – божественное восхваление Ганеши.

В конце сделайте намаскару, склонив колени и коснувшись лбом пола, мысленно поблагодарив Ганешу и всех Божеств.

October 17th, 2017

Сегодня вторник, день Марса, Мангалавара. В этот день недели рекомендуется прибегать к практикам Ганапати. И намедни я как раз вспоминал великого, на мой взгляд, переводчика тантрических текстов, который создал для нас русскоязычный вариант текста коренной тантры класса чарья - "Махавайрочана абхисамбодхи", а также комментариев к ней И-цзина и Буддагухьи. Также его перу принадлежит перевод общей объяснительной крия-тантры "Сусиддхикара-сутра", коренного текста йога-тантры - "Ваджрашекхара" и комментариев к ней Амогхаваджры. На русский язык никто из известных наших буддологов, любителей Ламрима, перевести это ни разу даже не попытался)). Об этом переводчике кратко можно прочитать здесь - https://www.hse.ru/staff/fesyun Андрей Григорьевич Фесюн выпустил в свет много различных книг, но упомянутые мною тантрические тексты, комментарии к ним и ряд статей вы можете скачать в трёх томах вот здесь - Тантрический буддизм . В день мангалавара я как раз и вспомнил о его статье, посвящённой слоноголовым божествам)). Вот она:

Популярное божество со слоновьей головой, широко известное под именем «Ганеша», является интригующим для всех, интересующихся Востоком, вплоть до наших дней. Это мистическое божество, поздно вступившее на арену ведического пантеона, довольно быстро превратилось в одну из самых значительных фигур; наука, йога, тантры, танцы, драматургия, музыка, каллиграфия, ― все эти сферы человеческого самовыражения возникли благодаря существованию Ганеши. Он исполняет желания своих почитателей, отгоняет от них все злые воздействия, приносит им радость, достаток и мир. В священных текстх приводятся многочисленные легенды о его рождении. Самая популярная ― та, в которой рассказывается, как богиня Парвати сотворила Ганешу в виде охранителя своей частной жизни.

Раздраженная отказом мужа уважать ее право на уединение, возмущенная тем, что он позволял себе входить в ее покои даже тогда, когда она принимала ванну, Парвати решила определиться с этим раз и навсегда. На следующий раз, перед тем, как войти в ванную комнату, она соскребла со своего тела некоторое количество мази ароматного сандалового дерева и слепила из нее фигуру юноши. Вдохнув в нее жизнь, она объявила ему, что он является ее сыном и должен охранять вход, покуда она принимает ванну, для чего вооружила его палицей и передала некоторые колдовские приемы.

Вскоре после этого Шива (божество разрушения и муж Парвати) пришел, чтобы взглянуть на нее, однако юноша встал перед ним и не пускал внутрь. Шива разгневался, не зная, что это ― его сын, и с яростью стал с ним сражаться, в результате чего голова юноши оказалась отделенной от тела. Выйдя из ванной, Парвати увидела своего обезглавленного сына; в горе и гневе она угрожала уничтожить небо и землю.

Шива успокоил ее и приказал своим сподвижникам (известным как гана) пойти и принести голову первого живого существа, которое они встретят. Таковым оказался слон; они отрезали у него голову, приставили ее юноше и вновь вдохнули в него жизнь. Обрадованная Парвати обняла своего сына.

Шива назвал его Ганеша; это слово состоит из двух частей: гана (последователь Шивы) и иша (повелитель). Таким образом, он был назначен повелителем его последователей.

Ганеша обычно изображается с головой слона и лишь одним бивнем; второй отломан. Другой его отличительной чертой является большой живот, почти выпадающий через край нижней одежды. Через левое плечо и груди повязана священная нить, обычно в форме змеи. Повозку Ганеши тащит мышь, часто изображаемая поклоняющейся своему повелителю.

Согласно строгим правилам индуистской иконографии, запрещено изображать Ганешу лишь с двумя руками, поэтому чаще всего из у него четыре, что является признаком божественности. На некоторых фигурах мы видим шесть, восемь, десять, двенадцать и даже четырнадцать рук, в каждой из которых зажат отдельный символический предмет (всего таковых насчитывается до пятидесяти).

Сами физические аттрибуты Ганеши богаты символизмом. Обычно одна его рука совершает охранительную абхая-мудру, а в другой держит сладость (модака), выражающую сладость осознания своей внутренней сути. В двух других руках он часто держит перед собой анкушу (слоновье стрекало) и пашу (аркан). Последний предназначен для уловления и удерживания мирских желаний и привязанностей; первый ― для направления людей на путь добродетели и истины. Также стрекалом Ганеша поражает и устраняет всяческие препятствия.

Его толстый живот символизирует природное изобилие, а также то, что Ганеша проглатывает все несчастья вселенной и охраняет мир.

Облик Ганеши составной: четыре существа ― человек, слон, змея и мышь - формируют его фигуру. У всех у них вместе и у каждого по отдельности есть глубокое символическое значение. Таким образом, облик Ганеши представляет собой вечное человеческое стремление к слиянию с природой.

Главной отличительной его чертой является слоновья голова, символизирующая благорасположенность, силу и интеллектуальную мощь. Все качества слона заключены в облике Ганапати. Это ― самое большое и сильное животное леса, однако он добр и, что удивительно, ― вегетарианец, поэтому не убивает для собстенного пропитания. Он очень привязчив и предан своему хозяину и очень хорошо чувствует, когда к нему относятся с добром и любовью. Хотя Ганеша и обладает огромной силой, он также любящ и всепрощающ; его трогает привязанность поклоняющихся ему. В то же время, если его спровоцировать, слон может уничтожить весь лес, являясь армией сам по себе. Он также совершенно безжалостен в искоренении зла.

И еще, большая голова Ганеши символизирует мудрость слона. Его огромные уши, подобно опахалу, отсеивают добро от зла. Слыша все, они оставляют одно доброе; они чутко воспринимают все просьбы молящихся ― большие и малые.

Хобот Ганеши ― символ его проницательности (вивека), наиболее важного качества в духовном совершенствовании. Слон пользуется им для того, чтобы свалить крупное дерево, донести до реки огромные бревна или для других тяжелых работ. Тот же огромный хобот может быть использован для того, чтобы поднять несколько травинок, или разбить небольшой кокосовый орех, снять твердое покрытие и съесть мягкое содержимое. Самые тяжелые и самые тонкие операции по силам этому хоботу, символизирующему разум и проницательность Ганеши.

Любопытным аспектом его портретного изображения является обломанный бивень, от чего произошло еще одно его имя ― Экаданта (где эка ― «один», а данта ― «зуб»). По этому поводу существует одна интересная легенда:

Когда Парашурама, один из любимых учеников Шивы, пришел с визитом, то столкнулся с Ганешей, охранявшим внутренние покои. Поскольку его отец спал, Ганеша не позволил ему войти. Парашурама, тем не менее, не оставлял попыток проникнуть внутрь, и дело дошло до обмена ударами. Ганеша схватил его хоботом, раскрутил и бросил на землю, от чего Парашурама на время потерял сознание. Прийдя в себя, он бросил в Ганешу топор; тот узнал в нем оружие отца (Шива подарил его Парашураме) и не стал уворачиваться, но почтительно принял удар одним из бивней, который немедленно отвалился, и теперь у Ганеши всего один бивень.

По другой легенде Ганешу попросили записать великий индийский эпос ― «Махабхарату», который ему собирался диктовать сам автор, святой Вьяса. Представляя себя гигантские масштабы и значимость этого труда, Ганеша понял неуместность в таком деле любого обычного «пера», поэтому он обломал один из своих бивней и сделал из него письменное стило. Урок из этого: в стремлении к знаниям не бывает чрезмерных жертв.

В древней драме «Шишупалвадха» приводится иная версия. Там сказано, что Ганеша лишился бивня происками негодяя Равана (отрицательного героя «Рамаяны»), который силой отнял его, чтобы сделать из слоновой кости серьги для красавиц Ланка.

Маленькая мышь, на которой, предположительно, должен ездить Ганеша, ― еще одна занятная фигура его иконографии. На первый взгляд кажется странным, что повелителю мудрости выдали скромную, ничтожную мышь, разумеется, не могущую поднять ни его массивную голову, ни огромный живот. Однако, это подразумевает, во-первых, что мудрость ― это довольно причудливый конгломерат факторов, а во-вторых, ― что мудрый никогда не считает что-либо в этом мире непропорциональным или отталкивающим.

Во всех смыслах мышь сопоставима с высоким интеллектом. Она способна незаметно проскальзывать в такие места, куда, как считается, проникнуть невозможно. При этом ее мало занимает мысль о том, насколько это добродетельно или зловредно. Мышь, таким образом, представляет наш блуждающий, ищущий ум, притягиваемый к нежелательным, испорченным областям. Изображая мышь поклоняющейся Ганеше, подразумевают, что интеллект приручается его силой проницательности.

При любой попытке проникнуть в глубины феномена Ганеши следует помнить, что он был рожден богиней Парвати без какого бы то ни было вмешательства со стороны ее мужа Шивы, и поэтому их отношения с матерью уникальны и специфичны. Чувствительная природа этих отношений становится яснее при прочтении следующей легенды:

Будучи ребенком, Ганеша мучил кошку, дергая ее за хвост, катая по земле и причиняя ей большую боль, как часто делают избалованные дети. Через некоторое время, когда эта игра ему наскучила, он пошел к своей матери Парвати и обнаружил ее страдающей, покрытой царапинами и всю в пыли. На вопрос ― что произошло, он получил ответ, что сам в этом виноват. Она объяснила, что была той самой кошкой, с которой он забавлялся.

Его абсолютная привязанность к матери ― причина того, что в южно-индийской традиции Ганеша изображается в одиночку, без партнера-женщины. Свою мать Парвати он считал самой прекрасной и совершеннейшей женщиной во вселенной. Приведите мне такую же прекрасную женщину, ― говорил он, ― и я женюсь на ней. Но никто не мог найти равную восхитительной Ума (Парвати), так что поиск продолжается до наших дней…

В противоположность этому, в северной Индии Ганеша часто изображается с двумя женами ― дочерьми Брахмы, а именно Буддхи и Сиддхи, которые метафорически выражают мудрость и достижение соответственно. В йогических школах Буддхи и Сиддхи представляют собой женские и мужские потоки в человеческом теле. Произведения искусства выражают этот аспект Ганеши грациозно и очаровательно.

В тантрическом направлении Ганеша изображается в облике Шакти Ганапати. Здесь у него четыре руки, две из которых держат символические предметы, а двумя другими он обнимает свою наложницу, усевнуюся на его левом бедре. Третий глаз на этом изображении ― разумеется, глаз мудрости, взгляд которого проникает за пределы обычной физической реальности.

Ганеша соотносится с муладхара-чакрой в теле человека; его цвет ― красный.

Рассмотрение Повелителя Ганеши невозможно без упоминания о мистическом слоге ОМ. Это ― наиболее сильный, универсальный символ божественного присутствия в индуизме. Считается, что таков был первый звук после создания мира.

В перевернутом виде этот божественный профиль образует профиль божества с головой слона.

Ганеша, таким образом, ― единственное божество, в «физическом» смысле ассоциируемое с доисторическим священным звуком ОМ ― весомое напоминание о его высоком положении в индуистском пантеоне.

Нандикешвара

Божество с головой слона. Именуется «Радостным Небожителем» (歡喜天, яп. Кангитэн), «Великим Благородным Небожителем» (大聖天, яп. Дайсётэн) или (полностью) «Великим Благородным Радостным Небожителем Самопребывания» (大聖歡喜自在天, яп. Дайсё канги дзидзайтэн).

Ранее Нандикешвара были предводителями войск Махешвара (大自在天, яп. Дайдзидзайтэн), царями демонов, приносившими несчастья и страдания людям, однако после обретения Учения Будды стали божествами счастья и достатка, охраняющими буддийский Закон. Поклоняясь им, устраняют бедствия и страдания, обретают изобилие и богатство.

В эзотерическом буддизме является Основным Почитаемым группы Благородных Небожителей, несущих добродетельное счастье.

В Японии стали рассматриваться, как хранители гармоничных отношений между супругами; помещаются в ракрываемые дверцей поставцы и редко выставляются на обозрение. Представляются в виде одной или двух фигур; чаще всего — во втором варианте, стоя и обнявшись, в обликах мужчины и женщины; подбородки положены на правое плечо партнера. Иногда обе головы повернуты в одну сторону; очень редко представляются целующимися.

Когда они еще были царями злобных демонов, мучивших людей, Авалокитешвара обращался небесной девой и удовлетворял демоническую плотскую страсть; обратившись же в буддизм, они стали защитниками учения. Их называют Винаяка В Двух Телах (双身毘奈夜迦, яп. сосин бинаяка). Ритуал поклонения включает поливание фигур маслом и рисовым вином, по причине чего небольшие фигурки, изготовленные из меди, с веками приобрели блестящее черное покрытие. Церемония поклонения Благородному Небожителю проводится втайне, группой посвященных, и включает подношения дальневосточной редькой (蘿蔔根, рафукон) в виде фаллического символа.

Фигура Радостного Небожителя с двумя руками изображена во внешнем пределе Ваджрадхату-мандалы; на отдельных же картинах или в скульптурах его представляют с четырьмя или шестью руками, а также иногда трехголовым.
Винаяка

Шесть Отделов Винаяка Четырех Направлений (四方六部歡喜天, яп. сихо рокубу кангитэн):

восток — Алмазный Дробитель — сангай бинаяка (зонтик),

юг — Алмазная Пища — кэман бинаяка (гирлянда),

запад — Алмазная Одежда — кокюсэн б. (сжимающий лук и стрелы),

север — Алмазное Лицо — тёдзу-тэн (Божество С Головой Вепря),

север — Алмазное Заклинание — кото бинаяка (сжимающий меч),

север — Винаяка — канги-тэн (Радостное Божество).

Слово винаяка означает «удалитель», «уничтожитель»; это божество, воздвигающее препятствия исполнению ритуалов и обретению просветленности, однако оно может удалить эти препятствия, если его умиротворить. Имена его — те же, что и у Нандикешвара; Кэйсицу в «Гёдзохонки» говорит о нем следующее:

Этот великий, благородный небожитель-царь есть свободно превращающееся тело Махешвара; сокровенное учение гласит, что его называют «Благородным Небожителем», поскольку он обладает Шестью Чудесными Проникновениями; «Великим Свободным Небожителем» его называют, так как он полностью овладел мудростью и состраданием. Он — не обычный Винаяка, но Тело Превращения Татхагаты Махавайрочана, а также бодхисаттвы Авалокитешвара, поэтому, говоря о его исходном теле, всегда прибавляют «Благородное».

Другие его санскритские имена: Нандикешвара («Радостный Повелитель»), Ганеша («Предводитель Войск»), Ганапати («Повелитель Войск»). Последние два имени даны потому, что он предводительствует сонмами воинов Махешвара (Ишана). В «Ганкоки» сказано:

Сила, укорененная в добродетели сострадания, придает всем Винаяка радостное сердце (яп. кангисин), так что даже пытки не оказывают на них воздействия.

«Радостным» его еще называют потому, что в эзотерическом буддизме он тесно ассоциируется с восторгами, возникающими при сексуальном единении. Одно из изображений Винаяка, используемых в тайных ритуалах с целью перенаправить его энергию на устранение препятствий, им же воздвигнутых, представляет его в виде обнимающейся пары. В «Канги сосин куёхо» говорится:

Наложница царя-небожителя Великого Самопребывания (Махешвара), богиня Ума (Умахи) родила три тысячи детей. Тысяча и пятьсот находятся слева, и первый среди них — царь Винаяка, каждое действие которого являет зло. Он предводительствует над ста семью тысячами разрядов Винаяка. Тысяча и пятьсот находятся справа, и первый среди них — бог Сэнаяка, приверженец добродетели, каждое действие которого благо. Он предводительствует над ста и семью десятью восьмью тысячами разрядов воителей, поступающих благородно и высоко держащих добродетель. Царь Сэнаяка — Тело Превращения Авалокитешвара. Для того, чтобы подчинить злые практики царя Винаяка он проявляет себя в обликах мужей и жен, предстающих в совершенно одинаковых видах, обнимая друг друга… Ради того, чтобы обильно наградить несчастных живых существ, Татхагата Махавайрочана так проявляет свои Тела Превращения.

Обнимающиеся тела Винаяка описаны в различных текстах, таких как «Канги хисё», «Какудзэнсё» и «Бякухо кусё». В одном из легенд говорится, что Благородный Небожитель был сыном наложницы Махешвара. Его внешность была вульгарной, представления низки, поведение яростное и злобное, из-за чего его и прогнали с небес. Проживая на горе Винаяка, он обратил внимание на прекрасную богиню, появившуюся рядом, и набросился на нее, однако та обратилась ужасным демоном, объявившим, что она — Кундали. Увидев этой отвратительный облик, Винаяка сильно испугался, но Кундали сказала: Теперь ты в моей власти, однако я сжалюсь над тобой и стану твоей наложницей, дабы твое сознание отвратилось от зла и наполнилось прекрасными вещами, и более не строило препятствий и затруднений».

Другая легенда повествует об одном царе, проживавшем на континенте Маракейра, который ел лишь говядину и редис. Когда весь скот в его царстве был съеден, он принялся пожирать плоть мертвецов, а когда и они закончились принялся за живых людей. Верховный министр вместе с группой подданных и солдат убили омерзительного царя, который немедленно обратился злобным демоном Винаяка и исчез в небе. После этого царство поразили голод и эпидемии; тогда министр и подданные стали молиться Сахасрабхаджарья Авалокитешвара, который принял облик женщины Винаяка, и эта манифестация бодхисаттвы соблазнила злого демона. Пребывавший в радости (канги) от сексуального удовлетворения, полученного от наложницы, Винаяка снял проклятие голода и болезней со страны, и люди в ней зажили в мире.

В «Ганкоки» сказано, что Винаяка есть тело Превращения Махавайрочаны, «для которого нет места, куда оно бы не достигло» (яп. мусё фуси-син), которое Татхагата проявляет для освобождения живых существ подходящим для их восприятия образом. Также он — превращенное тело бодхисаттвы Авалокитешвары: «Бодхисаттва проявляется в этом теле, как наложница Винаяка, носительница добродетели, и потому отвращает Винаяка от создания препятствий».

В «Сёсэцу фудоки» дается следующее иконографическое описания Винаяка:

«Он изображается с человеческим телом и головой слона. В правой его руке — широкий топор; левая согнута в локте, а в ладони, обращенной направо, зажат огромные редис, указывающий налево».

В «Дарани сюкё» приводится такое описание:

«У него человеческое тело и слоновья голова. Его правый локоть согнут, а в ладони, обращенной вверх, зажат редис. В левом кулаке, ладонью вверх, он держит «кольцо удовольствия» (яп. канги-тон). Тело и руки его украшены браслетами, ожерельями, поясом, парчой «утренняя дымка» (яп. асагасуми) и прочим. Он сидит с подогнутыми ногами».

Примечания

Шесть сверхъестественных способностей (санскр. шадабхиджня, яп. рокуцу).

Цит. по: «Миккё дайдзитэн». С. 384, s. v. Кангитэн.

Тайсёдзо-дзудзо 1:127.

Цит. по: «Миккё дайдзитэн». С. 384, s. v. Кангитэн. На мандале Алмазного Мира он изображен таким же, но сидящим со скрещенными ногами на лотосовом листе. На Гэндзу-мандара он сидит со скрещенными ногами, держит редис в левой руке, а в правой — слоновье стрекало-крюк (иногда — широкий топор).

В индийской мифологии Ганеша - владыка препятствий, бог мудрости, покровитель мудрецов. Он является тем, кому поклоняются первому.

1) Генеалогия. Ганеша (Ганапати) - сын Шивы с головой слона. Шива назначил его главнокомандующим ганов, назвав его Ганапати (владыка ганов).

2) Рождение. В то время, когда Шива и Парвати захотели принять форму обезьян и получить удовольствие в лесу, Парвати забеременела, и Шива взял семя из ее чрева и отдал его Вайю (Бог ветра). Вайю хранил его в утробе Анджаны, которая родила сына по имени Хануман.

Шива принял форму слона с бивнями, а Парвати слонихи самки. Парвати родила сына в форме слона. Этот сын был назван Ганеша. (Уттара Рамаяна).

3) Сломанный бивень. Однажды Парашурама прибыл на Кайлас встретиться с Шивой. В то время Шива выполнял важную медитацию. Ганеша не пропустил Парашураму, между ними возникла дуэль. В этом поединке один из бивней Ганапати был сломан. (Падма Пурана).

4) Превращение в ворона. Исключительно жаркое лето установилось однажды в Южной Индии. Вся земля пересохла. Тогда мудрец Агастья отправился к Шиве и попросил некоторое количество святой водой. Господь положил реку Кавери, которая поклонялась ему в это время в камандалу (сосуд, который саньясины носят с собой) Агастьи и отправил его обратно. Индра, который не одобрил это действие Шивы, попросил Ганешу опрокинуть камандалу Агастьи со святой водой, и Ганеша, в облике вороны полетел и сел на краю камандалы, чтобы перевернуть ее. Агастья и ворон ссорились друг с другом. Тогда, Ворон принял свою первоначальную форму Ганеши и благословил Агастью. Кроме того, Ганеша заполнил камандалу Агастьи святой водой, которую последний распределил среди преданных в Южной Индии, теперь эта вода превратилась в реку Кавери.

5) Рассказы о голове Ганеши. Пураны содержат две разных истории относительно того, как Ганеша получил голову слона. После того, как Парвати обратила внимание планеты Сатурн на Ганешу, его голова была спалена дотла энергией взгляда Сатурна, и в соответствии с этой историей, голова Ганеши была потеряна и заменена слоновьей.

Другая история более интересная. Когда однажды Шива попытался войти в комнату, где Парвати принимала ванную одетой только в одну одежду, Ганеша помешал Шиве сделать это. Шива, разгневанный созданным Ганешей препятствием, отрубил ему голову, и когда его гнев остыл, он заменил потерянную голову Ганеши головой слона. (Падма Пурана).

6) Свадьба Ганеши. Ганеша имеет двух жен, которых зовут Сиддхи и Буддхи. Когда Ганеша и Субраманья достигли возраста вступления в брак, они поскорее спешили сделать это. Шива решил провели испытание. Шива и Парвати сказали своим сыновьям, кто вернется первым обойдя весь мир, тот сможет жениться первым. Субраманья сел на свое транспортное средство павлина и отправился в путешествие вокруг света. Ганеша не сделал ничего подобного. Спустя некоторое время он обошел своих родителей, Шиву и Парвати. Когда его попросил объяснить его действия, Ганеша ответил, что поскольку вся Вселенная существует в Шиве и Парвати, и следовательно, обойдя вокруг них, он обошел весь мир. Удовлетворенные его ответом, родители разрешили Ганеше жениться первым.

7) Vighneshvaratvam. (Сила устранять все препятствия). Ганеша называется Вигнешвара потому, что он бог, который устраняет все препятствия на пути людей или создает их.

Ганеша владыка препятствий. Ганеша имеет как силу устранить какие-либо препятствия, так и силу, чтобы поставить преграды на пути кому-нибудь. Таким образом, обрел популярность обычай совершать поклонения Ганеше в самом начале любого действия для его завершения без препятствий и сопротивления. Индийцы верят, что какие-либо действия должны начинаться с такого поклонения, чтобы быть надлежащим образом законченными и выполненными.

В подтверждение этого, существует легенда. Дэвы решил назначить Субраманью генералом своей армии, чтобы убить Таракасура. Когда Индра взял сосуд с водой, очищенной мантрами чтобы миропомазать голову Субраманьи, его руки онемели и он стоял ошеломленный. Тогда Шива сказал, что любое действие, начатое без пуджи Ганеше, встретится с препятствиями.

Индра сразу совершил поклонение Ганапати и его руки восстановились из парализованного состояния. И, Субраманья, был должным образом помазан святой водой.

8) Ганеша записывает Махабхарату. После смерти Кауравов и Пандавов, мудрец Вьяса вошел в медитацию. Вся история Бхараты нашла свое отражение в зеркале его ума. Он хотел изложить этот рассказ в великой поэме и попросил Брахму подыскать ему подходящую личность, чтобы записать его историю под диктовку. Брахма предложил для выполнения этой миссии Ганешу. Когда Вьяса подумал о Ганеше, тот появился перед мудрецом. Но Ганеша не оценил эту идею, выступить в качестве писца мудреца Вьясы. Он предусмотрел условие, что он будет записывать поэму, диктуемую Вьясой таким образом, чтобы его перо (по одной из версий он использовал свой бивень) ни разу не останавливалось (Вьяса не делал пауз), пока эпос не будет завершен. Вьяса согласился, предусмотрительно добавив свое условие, что когда он будет без малейшего перерыва или паузы диктовать, Ганеша не должен записывать текст, не поняв его смысл. При таких условиях составление Махабхараты было завершено в течение трех лет. (Ади Парва, глава 1, стихи 74-80).

9) Ганапати пуджа. Ганеша занимает самое видное место среди божеств, связанных с Шивой. В Южной Индии, Ганапати пуджа стала популярной в VI веке нашей эры, и сохранившиеся идолы Ганапати, возможно, были сделаны в тот период. В Южной Индии, количество храмов посвященных Ганеше не меньше количества храмов, посвященных Субраманье. Статуя Ганеши устанавливается на воротах деревень и крепостей, под фиговым деревом, у входа в храмы и в юго-западном углу храмов Шивы. Два типа статуй важны: Itampiri (хобот повернут в левую сторону) и Valampiri (хобот повернут в правую сторону). Чрезвычайно большой живот Ганеши содержит в себе всю вселенную.

10) Другие имена Ганеши (Ганапати).
Vinaayaka, Vighnaraaja, Dvaimaatura, Ganaadhipa, Ekadanta, Heramba, Lambodara, Gajaanana.

Бог мудрости Ганеша - величественный представитель индийского пантеона небожителей. Каждый индус хотя бы раз в жизни произносил молитву в его честь, ведь именно он является исполнителем заветных желаний человека. Помимо этого, своей мудростью он направляет тех, кто хочет познать секреты мироздания или стремится добиться успеха в бизнесе.

Пару слов об индуизме

Индуизм сильно отличается от всего то, к чему привык русский человек. Религия этой страны основывается на мифах и легендах, которые скорее похожи на сказки, нежели на правдивые истории из прошлого. Но для индусов они вполне реальны, ведь они существуют в их культуре столь давно, что стали ее неотъемлемой частью.

Поэтому не стоит удивляться тому, что в современной Ганеша представляется столь же реальным, как Иисус в европейском мире. Этот факт очень важен, так как позволяет посмотреть на мир индуизма глазами самих индусов.

Облик Ганеши

Бог Ганеша - воплощение мудрости и успеха. Зачастую его изображают в виде тучного мужчины, восседающего на троне или крысе. Подобный образ символизирует достаток, который приходит в дом вместе с божеством. Однако главным отличием бога является слоновья голова, которая выделяет его на фоне остальных представителей индийского пантеона.

Следует заметить, что бог Ганеша всегда изображается с одним бивнем. Касательно этой детали его образа существует множество легенд, но обсудим их позже. Также, в зависимости от его конкретного воплощения, может меняться и количество рук. Например, у привычной формы божества их четыре, а у просвещенной - тридцать две.

Рождение великого бога

Любое божество в индуизме окутано множеством легенд и суеверий: одни дополняют основную историю, вторые, наоборот, только противоречат ей. Так получилось и с богом мудрости, чье рождение описано в десятках различных сказаний, которые сильно отличаются друг от друга.

Согласно основной версии, жена Шивы Парвати любила принимать ванну в полном одиночестве. Но ее муж часто прерывал этот процесс, вероломно вламываясь в купальню. Уставши от подобного поведения, Парвати решили создать себе защитника, который бы преграждал нерадивому супругу дорогу в ванную.

Измазавшись глиной и шафраном, богиня создала мальчика, которого назвала впоследствии назвала Ганеша. Наделенный космической силой, он пообещал матери во что бы то ни стало защитить ее от визитов Шивы. Увы, решимость Ганеши не помогла ему в борьбе с верховным богом - увидевший юного защитника Шива пришел в ярость и убил мальчика одним сильным ударом.

Узнавши об этом, Парвати возненавидела своего мужа. Дабы насолить ему, она создала и Кали, которые начали сеять хаос по миру. Долгое время Шива пытался успокоить свою супругу, но все его попытки оказывались тщетными. Тогда он оживил мальчика, наделив его частью своей силы. Таким образом, Ганеша стал сыном двух великих небожителей - Шивы и Парвати.

Индийский бог Ганеша: история и факты

Историки уверены в том, что впервые образ Ганеши был сформирован в древнем гимне Ригвед. Он был написан примерно 3,5 тысячи лет назад, и воспевал величие древних богов. Среди прочих строк была часть, посвященная божеству Брихаспати, которое позже перевоплотиться в бога Ганешу.

Данную часть гимна можно перевести следующим образом:

«Мы взываем к тебе, о великий Гапати ганов (титул командующего божественными войсками)!

О, Брихаспати - поэт из поэтов, творец из творцов!

Ты богаче всех известных, и самый прекрасный из существ!

Выслушай наши молитвы и одари нас своим благословением, восседая на престоле!»

К тому же в пользу подобного перевоплощения свидетельствуют существующие описание Брихаспати. В древности люди считали, что это божество выглядит как крупный мужчина, одаривающий всех богатством и мудростью. Неизвестным остается лишь то, как именно Брихаспати превратился в Ганешу. И все же многие теологи склоняются к тому, что старое божество попросту обзавелось новым обликом и именем, при этом сохранив большую часть своих способностей и титулов.

Место в божественной иерархии

Как говорилось ранее, бог Ганеша является сыном Парвати и Шивы. Это делает его весьма могущественным созданием, занимающим почетное место в пантеоне индуистских бессмертных. К тому же он является военачальником небесного войска, что дает ему право повелевать многими младшими духами и якшасами.

Помимо этого, многие мифы рассказывают нам о том, что у Ганеши есть старший брат Сканда - беспощадный бог войны, всегда соперничающий с воплощением мудрости. Но первый сын Шивы зачастую проигрывал своему родственнику, так как всегда решал проблемы силой, а не умом. Любопытно то, что в Индии массовое поклонение Ганеше началось лишь после того, как исчезли храмы Сканды. Подобная перемена в культуре индусов объясняется тем, что потребность в воинственном боге постепенно угасла, а вот существо, исполняющее желания, только укрепило свою власть.

Семейное положение Ганеши

Изначально было принято считать, что бог мудрости дал Это было связано с тем, что, по преданиям, он практиковал особую технику самодисциплины, подразумевающую половое воздержание - брахмачарьям. Из-за этого многие индусы верили в то, что тело их божества никогда не коснется женщины.

Однако с годами моральные устои менялись, а вместе с ними и легенды о боге Ганеше. Согласно некоторым из них, он был женат на трех богинях - Буддхи, Сиддхи и Риддхи. Они воплощали недвижимые идеалы мудрости: разум, успех и процветание. А вот более поздние сказания приписывали богу-слону брак с духовным воплощением культуры и искусства Сарасвати.

Символика в образе бога

Сегодня каждый индус знает о том, что представляет собой Ганеша. Фото этого божества стоит в каждом доме, и родители с детства обучают детей распознавать символы, сокрытые в лике святого. А заключаются они в следующем:

  1. олицетворяет благоразумие и преданность.
  2. Столь огромные уши позволяют слышать даже те молитвы, что произносятся в душе человека.
  3. Один бивень символизирует силу бога и то, что он пресекает любую двусмысленность.
  4. Хобот является признаком высокого интеллекта.
  5. Большой живот демонстрирует богатство и щедрость божества, которую он готов разделить со всем миром.

Бог и демон-великан

Однажды между богом и демоном Гаджамукху развязалась нешуточная битва. Следует заметить: хоть бог-слон и обладал внушающими размерами, он явно уступал своему врагу, который был настоящим великаном. И тем не менее силы противников были равны, что затянуло битву на долгие дни.

И вот, казалось бы, демон начал побеждать Ганешу, оттесняя его назад. В пылу сражения, не желая проигрывать, слоноподобный бог оторвал один из своих бивней и со всей мощи запустил его во врага. В тот же миг Гаджамукху упал на землю, поверженный неожиданным ударом. Более того, волшебная сила бивня превратила злого демона в послушную крысу, которая навеки стала ручным питомцем бога мудрости.

Поверья о слоновой голове

Если верить основной версии, своей родной головы Ганеша лишился в тот день, когда преградил Шиве путь в купальню матери. Разъяренный бог не просто убил мальчика одним ударом, а отсек ему голову, которая впоследствии бесследно исчезла. Позже это стало главной проблемой всемогущего творца, желающего оживить сына своей супруги. В итоге, не видя другого выхода, он пришил мальчику голову слоненка, которого поймал недалеко в лесу.

Второе предание гласит о том, что человеческого лица Ганешу лишил бог Шани. Произошло это из-за того, что Шива забыл пригласить своего друга на день рождения к сыну, и это сильно разгневало его. Ворвавшись в тронный зал, Шани посмотрел на мальчика своим испепеляющим взглядом, тем самым уничтожив его голову. Благо на торжестве присутствовал великий мудрец Брахма, который посоветовал Шиве приделать сыну голову другого существа. И им стал слон Айравата, который принадлежал богу Индре.

Великий обжора

Ганеша - бог богатства, обожающий все сладкое. Особенно он любит приготовленные по особому рецепту. Поэтому все, кто хочет заручиться поддержкой этого небожителя, приносят ему на сладкое блюдо. Есть даже легенда, рассказывающая о том, как Ганеша собирает дары со своих святилищ.

Однажды бог-мудрости так переел угощений, что еле залез на своего ездового питомца - крысу Гаджамукху. Он приказал ей не спеша отвезти его домой, дабы он смог переварить все съеденное. Но по пути им дорогу переползла змея, из-за чего крыса споткнулась и уронила Ганешу на землю. От удара живот бога не выдержал и разорвался, а все сладости выкатились наружу.

Благо божество было бессмертно, и подобный поворот событий не убил его. Поэтому он неспешно собрал все угощения, после чего поймал злополучного змея. В качестве наказания он опоясал им свой живот, дабы тот навеки сдерживал его.

Бог мудрости в современной Индии

Начнем с того, что даже сегодня многие индусы верят в существование такого своеобразного бога, как Ганеша. Фото этого небожителя есть в каждом доме, так как оно привлекает в семью достаток и удачу. Боле того, в этой стране предприниматели привыкли носить в своем кошельке изображение этого божества, искренне веря в то, что именно оно принесло им удачу. К тому же многие из них молят о благосклонности Ганешу перед началом любой крупной сделки. То же касается и студентов, которые просят у своего покровителя мудрости и наставления.

Помимо этого, во многих домах стоит статуэтка бога Ганеши. Если верить поверью, то она оберегает своих хозяев от беды. Например, отпавший кусочек глины или трещина означает, что статуэтка приняла на себя удар судьбы или кармы. Поэтому поврежденные обереги стараются сразу же менять, дабы они и в будущем охраняли своих владельцев.

К тому же один раз в году индусы отмечают день рождения Ганеши. В его честь устраивают пышное гуляние с красочным фестивалем. В этот день вся работа откладывается, и люди занимаются лишь празднованием и молитвами. При этом индусы верят в то, что в эту ночь Ганеша выполнит любое желание человека, если тот действительно верит в него.

В индуизме существует множество различных богов, один из которых точно знаком многим благодаря своей голове. Ганеша, а речь идёт именно о нём, имеет слона. Это божество считается очень добрым и благосклонным к тем, кто ему молится и ведёт правильную . Давайте узнаем о нём побольше.

Кто такой Ганеша

Ганеша, или, как его ещё называют, Ганапати - бог благополучия и мудрости, относится к числу самых почитаемых и любимых божеств в . Он имеет большое значение для индуизма. Нередко в знак уважения перед его именем добавляют приставку Шри.

Ганеша - покровитель бизнеса и торговли, его призвание - убирать препятствия на пути к достатку и для тех, кому это действительно необходимо, награждать достатком за праведность. Кроме того, божество оказывает помощь странствующим и имеющим тягу к знаниям, исполняет желания.

Знаете ли вы? Поскольку, согласно древней легенде, с помощью хобота Ганеша разрушает все преграды, слоновий хобот считается у жителей Индии символом благополучия.


Ганеша - сын богов Шивы, в свиту которого входит, и Парвати. Его жёны - Буддхи (разум) и Сиддхи (успех).

Как выглядит (иконография)

У индийского бога жёлтое или же красное (изображать божество могут немного по-разному), огромный живот, четыре и голова слона с одним бивнем. На поясе - обвивающая змея, что является символом , проявляющейся в разнообразных видах.

Практически всё время бог сидит на цветке лотоса. Рядом находится мышь (по другим версиям, крыса, землеройка или даже ). Предание гласит, что Ганеша усмирил эту мышь, которая ранее была демоном, и начал на ней ездить.

Мышь - символ суетливости, дерзости. Такое толкование подтверждает: Ганеша уничтожает фальшивую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Обычно божество изображают с четырьмя руками, но случается и с шестью, восемью, восемнадцатью - до тридцати двух.

В верхних руках божества находятся цветок лотоса и трезубец, а четвёртая рука имеет такое расположение, будто она что-то дарит. Иногда в этой руке изображают ладу - сладкий шарик, сделанный из рисовой муки.
В хоботе у Ганеши конфета, это символизирует сладости от освобождения. А огромные уши у него не просто так, ведь он не должен пропустить ни одной просьбы о помощи от .

Тайный смысл частей тела

Практически все части тела индийского бога Ганеши таят в себе особый смысл:

  • слоновья голова - символ благоразумия, преданности;
  • огромные уши говорят о мудрости, умении услышать всех молящих;
  • бивень - это могущество и способность бороться с дуализмом;
  • хобот - символ его высокого ;
  • большущий живот показывает его щедрость, стремление спасти всех от страданий.

Знаете ли вы? Одна из самых больших статуй бога Ганеши находится в Таиланде в провинции Чачоенгсао. Размеры этого гиганта поражают: 15,8 метра в высоту и 23,8 метра в ширину.


Популярные версии рождения божества

По преданию, мать Ганеши мечтала о сыне и постоянно молила Вишну помочь, в результате тот сжалился и даровал ей , в честь которого организовали приём. Туда пришёл и бог Шани, у которого есть способность испепелять одним только взглядом.

Он глянул на малыша, и у того сгорела голова. Шива приказал прислуге достать первого попавшегося им . Вот так Ганеша обрёл слоновью голову.

Есть версия, что именно Шива оторвал сыну голову, разозлив этим жену. Чтобы исправить ситуацию, он прирастил Ганешу голову слона.

Ещё одна версия гласит о том, что Парвати слепила из шафрана и глины фигуру мальчика, которая стояла при входе в её комнату в качестве охраны, чтобы муж не заходил туда без спросу.

Однажды мальчик не дал зайти Шиве к Парвати, тот сильно разозлился и обезглавил мальчика. Богиня огорчилась, и Шива оживил Ганешу, подарив мальчику голову слона.

Как обратиться к богу-сладкоежке: мантры Ганеше

Чтобы обратиться к индийскому божеству, которое так любит , нужно использовать . Но для каждого случая они разные.

Для успеха и достижения целей

Для этого есть две мантры, которые используют, например, накануне серьёзного дела: Ом гам ганапатайе намах - направляет на правильный путь, принося успех. Ом шри ганешайе намах - помогает бизнесменам, способствует раскрытию и развитию талантов.


Для очищения ума и препятствия страхам

Эта мантра нужна для очистки разума от плохих , которые их засоряют; она приводит в порядок перед каким-либо ответственным событием: Ом Татпурушайя Видмахи Вакратундайя Дхимахи Танно Данты Прачодайят Ом Экадантайя Видмахе Вакратундайя Дхимахи Танно Данты Прачодайят

Кроме этого, чистят разум, убирают преграды, убивают боязнь и фобии ещё две мантры: Ом Лакшми-Ганапатайе Намах и - Ом Гам Гам Ганапатайе Хигхна-Хинаши Ме Сва­ха.

Для любых начинаний

Гарантирует успех в начинаниях: Джей Ганеша Джей Ганеша Джей Ганеша Пахи Мам Шри Ганеша Шри Ганеша Шри Ганеша Ракша Мам Гам Ганапатайе Намо Намах Ом Шри Ганешайя Намах

Для защиты от врагов

Мангалам Дишту Ме Махешвари - защищает от врагов и недругов.

Для исполнения желаний

Аум Ганадхипатайе Ом Ганакридайе Намаха - кроме исполнения желаний, также способствует успешным начинаниям, процветанию.

Внешность Ганеши на первый взгляд может не приглянуться, но божество покровительствует лишь людям с тонким . Поэтому учитесь видеть истинную суть, которая прячется за , иначе на вашем пути к обретению духовности будет большая преграда.

Для удачи и материального благополучия не достаточно знать, кто такой Ганеша - следует купить статуэтку бога и разместить её в своём жилище. Есть мнение: чем больше фигурка, тем лучше (якобы достатка придёт очень много). Правда, эта теория подтверждения не обрела.

Важно! Фигурки Ганеши также носят на руке, шее, в кошельке. Если же у мини-божества отломалась какая-то деталь, знайте - Ганеша уберёг вас от неприятности и перебрал негатив на себя. Не торопитесь выкидывать поломанный талисман. Если отломанная частичка не потерялась, попробуйте прикрепить её на место и не забудьте о словах благодарности - в таком случае бог возвращается в своё изначальное состояние, продолжая оказывать покровительство и помощь, как и до поломки.

Бронзовую фигурку лучше разместить на западе или северо-западе жилища, можно выделить ей место и на своём , по правую руку. А деревянную фигурку следует разместить в зоне семьи (восточная сторона) или же богатства (юго-восточная часть дома). Всё это для прибавления денег.
Обязательно относитесь к статуэтке уважительно, трите богу живот и ладонь - он это обожает. В целях усиления эффекта при этом следует распевать мантры, обращённые к нему. Также, чтобы заслужить благосклонность божества, рекомендуют разложить возле его фигурки конфеты или другие сладости.

Теперь вам известны основные особенности культа Ганеши. Верить в силы индийского божества с головой слона или нет - дело каждого, но всё же фигурка с его изображением и уважительное отношение к ней ещё точно никому не помешали. Тем более что приобрести её не является проблемой в наше время. И ехать для этого в Индию совсем не обязательно.