Живая богиня Непала — Кумари. Кумари — маленькие богини Непала, живущие на земле среди простых людей. Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больши

Живая богиня Непала — Кумари. Кумари — маленькие богини Непала, живущие на земле среди простых людей. Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больши

Кумари - это живая богиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Малла вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что король Малла сел икрать в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ), золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: и размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер. Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и

есть настоящая богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. Этот дворец, он же храм, называется Кумари Чхен, в южной части площади Дарбар. В обычные дни она играет с детьми слуг, учебе под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центе - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз. Выглядит очень грозно.

Единственная возможность для большинства непальцев увидеть свою живую богиню - во время праздничных шествий на индуистских фестивалях и во время чествований королевской семьи.

Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни. Наверное, ее часто "дергают", отрывают от игр, потому что показывается она всего на несколько секунд.

Такая жизнь продолжается недолго - до начала взросления, то есть до первых месячных кровотечений. Если она потеряла много крови вследствие ранения или операции, то и тогда она теряет свою божественность. Правда, о таких случаях не известно.

И снова начинается новый цикл поисков богини в маленьких девочках. А старая удаляется из своего дворца с большим "наследством", оно могло бы стать неплохим приданым, но вступать в брак с бывшей живой богиней молодые люди не спешат, это считается очень неудачным выбором, приводит к несчастью. Поэтому чаще всего бывшие богини остаются на попечении родителей до конца дней, или уходят в монахини.

О Кумари в западном мире ходит много легенд, связанных со всеми этапами жизни богини. Начиная от ее выбора и до жизни после того, когда девочка теряет свой божественный статус. Одна из них – если бывшая Кумари выходит замуж, ее супруг умирает в течение года. Так кто же она, эта загадочная девочка, увидеть которую едут люди со всех уголков планеты?

Непальцы (да и не только они), верят, что божественный дух может вселяться в живого ребенка. В каждом из трех городов, когда-то суверенных государств, долины Катманду - Бхактапуре, Патане и - есть своя Кумари, но в Катманду живет главная, Королевская Кумари. У богини много имен - Дурга, Таледжу или Дайя, все они означают девственность и великое женское начало. Культ Кумари обнаруживает не-разрывную связь буддизма и индуизма. Она - индуистское божество, но выбирают ее из детей буддийского рода Шакья, и поклоняются ей и буддисты, и индуисты.

Когда приходит время выбирать новую Кумари, приглашают всех девочек 3–4 лет из рода Шакья. К нему же принадлежал принц Сиддхартха - тот самый, что жил 2,5 тысячи лет назад, обрел просветление и открыл людям четыре благородные истины - основу буддизма. Королевские жрецы и астрологи определяют будущую богиню по 32 признакам безупречности: здоровье, кожа, зубы, волосы - все должно быть идеальным. Она должна быть спокойной, бесстрашной, не слишком веселой, не слишком грустной — так уже столетия выбирают из многих девочек единственную, достойную поклонения.


После того, как выбор сделан, девочка, которая становится Кумари, покидает свой дом и живет во дворце, где родные могут посещать ее, но не могут остаться на ночь. Ее передают на воспитание семье Махендра с женой и детьми, которые уже несколько поколений воспитывают Кумари. Говорят, дух Кумари вселяется в девочку постепенно, по мере того как над ней проводят обряды посвящения (в том числе принося в жертву домашних животных), особым образом укладывают ей волосы, одевают в ярко-красное платье, покрывают красной пудрой ступни, сажают на трон и надевают на шею ожерелье в виде змей.
Как живет богиня? Кумари просыпается сама, никто не имеет права ее будить. Она спускается в собственную ванную, куда никто не должен заходить, потом старшие сестры расчесывают ее волосы и туго их затягивают, рисуют жирные стрелки под глазами. Потом приходит монах, чтобы сотворить утреннюю пуджу - тот самый ритуал, во время которого он покрывает ступни девочки красной пудрой, делает подношения риса и цветов, читает мантры и совершает мудры - тайные знаки руками.
После завтрака к Кумари приходит учитель, и они занимаются. Весь оставшийся день Кумари посвящает играм и приему посетителей - туристов и паломников. Ей не разрешено выходить из дворца, но у нее есть друзья - в основном дети из временной приемной семьи. К ней приходят ее настоящие братья, сестры и родители. В году есть только тринадцать праздников, когда ее на руках или в паланкине выносят на улицу - богиня не должна ступать по земле.

Никто не может заставить богиню делать то, чего она не хочет, но есть негласное правило. Посетители и туристы часами стоят у дворцы Кумари, чтобы ее увидеть – считается, что это к большой удаче. Посетители оставляют деньги в специальном ящике, поэтому их не стоит разочаровывать. После того как в 2008-м была упразднена монархия и местные коммунисты получили большинство в парламенте, новое правительство урезало содержание Кумари. Маоисты считают Кумари пережитком феодального прошлого, а новому Непалу не нужны символы старого самодержавия. Так что Кумари и ее воспитатели все больше зависят от туристских пожертвований.
Когда двор наполняется туристами, в резном окне третьего этажа появляется, без преувеличения, фантастической красоты ребенок с густо подведенными глазами и абсолютно недетским выражением лица, точно соответствующим описанию: не грустная, не веселая, не испуганная, не надменная. Ей запрещено улыбаться: Кумари не должна растрачивать божественную силу на слова и улыбки, объясняет Махендра. Единственная эмоция, которую можно прочесть на прекрасном спокойном лице, - детское любопытство. Иностранцы могут только стоять внизу, но непальцев Кумари в особых случаях принимает в своих покоях.


Так богиня живет до того времени, пока не становится девушкой – считается, что с появлением первой крови божественный дух покидает ее. Процесс выбора очередной Кумари запускается занова.
Как и когда появилась традиция выбирать девочку-богиню, неизвестно, но историки считают, что, скорее всего, этот культ основал Джайя Пракаш, последний император династии Малла, который пришел к власти в 1736 году и воздвиг дворец Кумари Че на дворцовой площади Дурбар в центре Катманду (тогда Кантипура).

Кумари (от санскритского Kaumarya - девственница) - живая богиня в Непале, которую местные индуисты и буддисты считают воплощением богини Таледжу (непальское название богини Дурги).
Идея телесного воплощения Дурги в индуизме существует много веков. В трактате "Деви-махатмья", написанном в 4-5 веках, богиня Чанди (ипостась Дурги) говорит, что присутствует во всех существах женского пола во Вселенной. По сей день на праздниках Дурга-Пуджа и Наваратри верующие Индии выбирают девочку, которая является для них живой богиней, но лишь на один день - во время празднования. В Непале индуистская идея о воплощении богини в девочке достигла своего наивысшего развития благодаря влиянию буддизма. В тибетском буддизме существуют культы Далай-ламы, который является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а также Пачен-ламы, который является воплощением будды Амитабхи. После смерти очередного Панчен-ламы или Далай-ламы буддисты находят ребёнка, в котором перевоплотился будда / бодхисаттва. Культ Далай-ламы возник в буддизме в 14 веке, а в с конца 17 века в Непале возникла традиция поиска среди маленьких девочек воплощения богини Таледжу. Буддийское влияние сказалось в том, что воплотившуюся богиню ищут в касте Шакья (откуда происходил основатель буддизма будда Шакьямуни). Представители этой касты являются частью неварцев (народ в Непале численностью 1,3 млн. чел.) и исповедуют буддизм, сильно перемешанный с индуизмом.
В отличие от буддийских культов Панчен-ламы или Далай-ламы, где воплощение святого заканчивается с физической смертью ламы, в культе Кумари считается, что богиня покидает тело девочки при любом кровотечении, поэтому при первой менструации Кумари теряет свой статус и выбирается новая Кумари.
Кумари должна быть девочка, у которой присутствуют 32 признака богини. У девочки не должно быть никаких кровотечений, болезней, должны быть в целостности все зубы. Главной функцией Кумари было благословление короля на царствие во время праздника Пуджи, поэтому гороскоп девочки проверяли на совместимость с гороскопом короля. В 2007 году Непал перестал быть королевством и стал республикой, однако Кумари продолжают выбирать и после этого срока. Стоит отметить, что в Непали не одна Кумари, а несколько в разных поселениях, при этом главной и особо почитаемой является Королевская Кумари, живущая во дворце столицы Непала - Катманду.

Кумари города Патан (третий по величине город Непала). На лбу Кумари - огненный глаз (по легенде, три глаза Дурги возникли из блеска трехглавого Агни - бога огня)

Жизнь в качестве Кумари начинается для девочки с ночи, проведенной в комнате в одиночестве среди отрубленных во время жертвоприношения голов быков и коз. Если девочка не показала признаков страха, то она поселяется во дворце и несколько лет до наступления первой менструации не может ходить по земле - во время церемоний её носят на носилках или на руках. Кумари не носит обувь, она может одеть на ноги лишь красные чулки. К живой богине стекаются больные с болезнями крови и нарушениями менструации, т.к. считается, что богиня способна их излечить. Просителей Кумари принимает молча, лишь по её поведению и взгляду люди могут понять, будет ли исполнена их просьба. Все пожелания богини тут же исполняются прислугой.

До недавнего времени считалось, что богиня всеведуща и образование ей не нужно, однако в последнее время Кумари всё же стали получать образование во время своей жизни во дворце.

Кумари города Патан с матерью:

Кумари города Катманду:

После того, как девочка перестает быть Кумари, государство назначает ей пенсию. Среди простых непальцев ходят слухи, что тот, кто женится на бывшей Кумари, скоро умрет от харкания кровью, однако все Королевские Кумари, кроме четырех последних, без особых проблем выходили замуж.
Рашмила Шакья, которая была Королевской Кумари с 1984 по 1991 год, издала автобиографию, где описала все сложности перехода из статуса богини в статус обычной девушки.

Обложка книги Рашмилы Шакья

Рашмила Шакья:

На углу площадей Дурбар и Басантапур в столице Непала Катманду целый день толпа – туристы фотографируют, местные что-то продают, что-то покупают и заходят в хра­мы-паго­ды – их тут десятки. Гул стоит невообразимый. Я здесь вместе с молодой женщиной Рашмилой. Когда-то она была Радж Кумари (королевской Кумари) и жила на втором этаже дворца-храма Кумари Гхар. Под ее окнами, выходящими во внутренний двор, дежурили тысячи паломников. Главный священнослужитель каждое утро целовал ей ноги. Сам король Непала ежегодно просил ее благословения (в 2008 году Непал стал Федеративной Демократической Республикой).

«На протяжении восьми лет я служила своей стране, участвовала в церемониях, помогала больным детям. Живая богиня, я имела доступ к тайным мантрам, которые могут произносить только посвященные. Некоторые из них я буду повторять до самой своей смерти. Серебряный обруч "нага" (один из атрибутов Кумари) наделял меня сверхчеловеческим могуществом – я не чувствовала ни голода, ни жажды, ни жары, ни страха. За все восемь лет я ни разу не плакала и не болела. Правда, несмотря на то что у меня были качели, сотни кукол и телевизор, мне часто было одиноко», – рассказывает Рашмила без ностальгии.

До первой крови

Нани Майджу из города Нагхал была Кумари с 1961 по 1969 годы. Ее появление вызывало у паломников бешеный восторг.

Традиция выбирать живую богиню или, как ее здесь называют, «Кумари­» возникла в Непале в 17 веке. На этот счет есть несколько легенд. Начинаются они все одинаково: с давних времен при принятии важных решений королей Непала консультировала богиня Таледжу Бхавани, ипостась очень популярного в индуизме персонажа – многорукой Кали-Дурги. Богиня была прекрасна. Дальше версии расходятся. По самой жесткой один из королей вступил в связь с маленькой непалкой.

Она умерла, и сладострастник, чтобы искупить вину, ввел в стране культ маленьких девочек, объявив, что в них вселяется богиня. По другой, в девочку действительно вселилась Дурга, и за это кроху изгнали из страны. Но за изгнанницу вступилась королева, вернула на родину и всем велела ее почитать. Третья версия – классическая. Король влюбился в богиню и этим ужасно ее разгневал.

Преети из Итумбахала была богиней с 2001 по 2007 год.

С тех пор, чтобы не искушать монархов, Дурга стала воплощаться в невинных девочек. Как только у Кумари начинается первая менструация, совет священнослужителей и астрологов подыскивает ей замену среди девочек 3–5 лет – в этом возрасте у детей выпадает первый молочный зуб. Претенденток проверяют по тридцати двум критериям. Семья будущей Кумари должна принадлежать к касте барэ (каста ювелиров) клана шакья народа невари на протяжении трех поколений. Ее личный гороскоп должен соче­таться с гороскопом страны. Большое значение имеет внешность – расстояние между глазами, форма мочек ушей, цвет глаз и волос, безупречные зубы, кожа без единой родинки, бородавки или шрама. Намек на любую ссадину или царапину, из которой когда-либо могла идти кровь, лишает претендентку шансов, а для действующей Кумари означает конец карьеры.

Девочек, которые прошли все замеры, напоследок запирают на ночь во дворце Хануман Дхока среди голов жертвенных животных. Время от времени к ним врываются люди в страшных масках и пугают до полусмерти. Самая смелая наутро становится Радж Кумари (кроме королевской Кумари в разных районах страны одновременно может быть десяток Кумари рангом пониже) и после обряда очищения переезжает во дворец в Катманду.

Руками не трогать

До первой менструации маленькая богиня Радж Кумари не может ступать на «нечистую» землю за стенами дворца, не говоря уже о том, чтобы покинуть Непал.

Сквозь лабиринт узких улочек старого города Рашмила выходит к неказистому мрачному зданию. «Это дом моей семьи. Стыдно признаться, но в тот день, когда я перестала быть богиней и меня забрали обратно, я его просто возненавидела – за то, что он стоит не особняком, а рядом с другими, за то, что здесь нет своего двора, за то, что это не дворец.

Моя собственная семья была для меня чужой, и я не понимала, почему должна есть с этими людьми за одним столом». Для бывшей Кумари годы, проведенные во дворце, ассоциируются не столько с роскошью, сколько с уединением. Семья, друзья, первые игрушки, одежда и украшения – все это остается за порогом нового жилища. Здесь она общается в основном с прислужниками «кумарари» и изредка с детьми своей касты, которые приходят к ней в гости с разрешения Совета и играют только в спокойные игры – чтобы, не дай бог, богиня не поранилась. Сама она покидает территорию дворца всего несколько раз в год – во время крупных религиозных праздников – и только в паланкине. Нога Кумари на протяжении всех этих лет не должна касаться «нечистой» земли. Каждое утро и каждый вечер девочка на золотом троне творит молитву, принимает прошения и подношения – цветы, деньги, рис, сахарную пудру и другие подарки.

Как и большинство бывших богинь, Нани Майджу любит одежду красного цвета и время от времени приходит во дворец повидаться с теми, кто о ней там заботился.

По особым случаям в тронный зал допускаются непальцы и индийцы. Иностранцам, которых здесь приравнивают к неприкасаемым, вход во внутренние покои воспрещен. Они могут за небольшое пожертвование проникнуть во двор и оттуда позвать: «О, моя богиня!» Считается, что тот, кто увидит Кумари, будет всю жизнь счастлив. Девочка, во-первых, осознает важность своей миссии. Во-вторых, ей ужасно скучно – из окон дворца ей виден только Дурбар-сквер и площадь с бегающими по ней торговцами овощами, рикшами, носильщиками-шерпа. Поэтому, как правило, в ответ на зов на галерее появляется маленькое любопытное личико с нарисованным на лбу огненным оком и жирными черными стрелками от глаз до самых корней волос.

Своими ногами

Рашмиле 30 лет. Она первой из бывших Кумари получила образование и стала программистом. Благодаря ей во дворце появился доступ в Интернет, а богинь теперь учат читать и писать.

Рашмила первой из экс-богинь получила образование – она стала программистом. Все ее предшественницы так и не научились даже читать. «Мне ужасно трудно было осваивать простейшие бытовые вещи: выходить на улицу, самостоятельно одеваться, мыть посуду, ходить в школу. Меня отправили в один класс с моим пяти­летним братишкой! Через два часа там я уже была без сил и не понимала ни слова из того, что говорил учитель. Мне не давался ни один предмет – ни английский, ни математика, ни элементарный алфавит. Но я победила в себе Кумари».

Рашмила добилась того, что теперь маленькие богини, живя во дворце, могут выходить в Интернет и их учат всему, что потом пригодится в нормальной жизни.

Дил сейчас 91 год. Она с гордостью позирует на фоне своего портрета, сделанного, когда она была богиней (1933–1942 гг.).

Сегодня в Непале живет девять бывших живых богинь. Дил, самой старшей из них, 91 год. Вопреки поверью, что мужья живых богинь умирают через полгода после свадьбы от кровавого кашля, из-за чего многие Кумари не выходят замуж, у нее есть семья. Дети и внуки относятся к Дил с почтением. В доме есть комната, куда кроме нее никто не имеет права входить. Там Дил произносит мантры, выученные восемьдесят лет назад. Ее дочь пытается выпытать у матери хоть что-то о ее прошлой жизни – что та видела, живя во дворце, чему научилась, – и всегда получает один ответ: «Терпению».

В 2008 году покинула свой пост еще одна богиня – Преети. Ей тогда было 12 лет. Она помнит, как вручала атрибуты власти четырехлетней Матани – своей преемнице, как расставалась с символизировавшими ее могущество обручем «нага» и короной, которые переходят по наследству от одной богини к другой на протяжении трехсот лет.

Положение богини обязывает и сближает. Преети с новой Кумари Матани, которой она передала свои полномочия.

Среди украшений, в которых Кумари появляется на публике, есть еще золотое ожерелье. Непальские ювелиры, из касты которых выбирают Кумари, делают свое для каждой девочки, но оно не будет ее собственностью. Когда Кумари отправляется домой, реликвию из золота и самоцветов забирают в Национальный музей или в частную коллекцию.

В память о годах, проведенных во дворце, Преети сохранила только огненно-красное платье – подарок непальского народа. Но все это такие мелочи по сравнению с обретенной ею свободой! Теперь она может ходить куда и когда захочет. И танцевать. Ее мечта – выступать на сцене и ездить с гастролями по всему миру. Она еще побаивается выходить на улицу одна.

Четыре года назад Преети жила во дворце, а теперь наслаждается свободой, магазинами и собирается стать профессиональной танцовщицей.

Преети обожает браслеты-банглы, но покупать их ходит вместе с отцом. В сумерках они прогуливаются от лавочки к лавочке. И за исключением того, что девочка слишком крепко держится за папину руку, богиня ничем не отличается от других подростков.

Фотография Driu&tiago/madame figaro/fotolink

Кумари - маленькие девочки, которых непальские индуисты и буддисты считают настоящими богинями. Каждое утро их одевают в красную одежду и украшают бесценными украшениями, в их распоряжении множество игрушек и телевизор, им целует ноги сам король, а простые люди мечтают их увидеть!

Эти девочки - Кумари-деви, телесное воплощение богини Таледжу Бхавани на земле.

Таледжу Бхавани - ипостась грозной Кали-Дурги.


Стать богиней может любая девочка из низшей касты. Она должна быть красива, здорова, без единого шрама, бородавки или родинки. Гороскопы всех претенденток проверяют на совместимость с королем. Отобранных девочек подвергают последнему испытанию: запирают на ночь с отрубленными козлиными головами, и время от времени к ним врываются люди и пугают их. Самая смелая избирается богиней.

Теперь с нее снимаются все бытовые обязанности, но накладываются ритуальные: любые ее действия – это знаки удовольствия или неудовольствия богини. Если девочка плачет, кричит, значит нужно срочно что-то изменить в политике государства. Если же она спокойна и рада, значит все идет отлично! Конечно, в интересах государства любые капризы Кумари исполняются без промедления.


Вот в таком дворце она живет:


Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больших праздников - на руках или в золотом паланкине.

Любой желающий может войти во внутренний двор дома богини и попросить ее выглянуть. Обычно во дворе всегда много народу.


Очень часто богиня выглядывает, потому что в дворцовых покоях ей скучно.

С родителями девочки видятся очень редко, и обычно это бывают официальные визиты.


Считается, что Кумари обладают огромной духовной силой, поэтому на прием к девочкам приходит много желающих, которые делают подношения: деньги, рисовую пудру, цветы. Взамен просят исцеления и благословения.

Считается, что Кумари обладают всезнанием, поэтому учиться им не нужно. Однако в последнее время к маленьким богиням все-таки приходит учитель, но ему запрещено требовать что-то с девочки, он может лишь увлекать и заинтересовывать предметом.


В знак ее божественного всезнания слуги Кумари наносят на ее лицо огненный глаз.


После любого ранения или наступления первой менструации считается, что дух богини вышел из девочки, и начинаются поиски новой Кумари. Происходит церемония передачи полномочий. Бывшим Кумари назначается большая пожизненная пенсия.


По возвращении в мир девочек ожидает тяжелая адаптация. Им приходится осваивать простейшие бытовые навыки, изучать улицы, пробовать общаться с людьми на равных, в конце концов - просто ходить ногами! Трудностям адаптации посвящена автобиографическая книга Рашмилы Шакья, бывшей богини.


До конца своих дней бывшие кумари любят красные платья и читают тайные мантры, защищающие страну и народ. Они гордятся своим статусом даже после того, как лишаются его.