Захоронения староверов. Похоронно-поминальные традиции. Прощание с умершим

Захоронения староверов. Похоронно-поминальные традиции. Прощание с умершим
Захоронения староверов. Похоронно-поминальные традиции. Прощание с умершим

ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА В МОЛДОВЕ

Особенности похоронно-поминального обряда

Помни кончину твою и во веки не согрешишь…
Уготовь к исходу дела свои
(Сир. 7, 39)

Старообрядцы веруют, что в день всеобщего воскресения умершие, оживши, обретут свои тела уже в новом качестве – неподверженными тлению и разрушению. Все предстанут суду Божию имея лишь одну печать своих прижизненных дел. Старообрядческое погребение во всех своих обрядах выражает то, во что они верят и чего ожидают по смерти.
Во время похорон умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и как бы в ожидании всеобщего восстания мертвых. Над могилой, в ногах покойного, поставляется символ спасения – Честный и Животворящий Крест.
Обрядово-ритуальная культура в основном обслуживает три основные переходные моменты в жизни каждого члена старообрядческого прихода: (рождение \свадьба \смерть, погребение и переход в иной мир). Среди родильно-крестильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, последние – наиболее консервативные ритуалы в любой культуре. Он в своей структуре, в своей последовательности отражает и сохраняет в себе особенности религиозно-мифологических представлений и смерти, о загробной жизни. Его особенности сохраняются на протяжении тысячелетий и в них можно выявить элементы ритуалов, существовавших ещё в дохристианской архаике. Несмотря на воздействие христианских влияний, основная структура погребального обряда в целом не изменилась.
В старообрядческих общинах за строгим соблюдением погребального обряда следят «молящие» и читалки.
Во время похоронно-поминального обряда исполняются: молитвы (заупокойные, поминальные), благословения (на омовение и обряжение; на поминальную трапезу; на чтение молитв после поминальной трапезы); читаются Псалтыри (во утешение живых скорбящих родственников); Трисвятое (или плачи-причитания от имени усопшего, но без упоминания имени покойника)…
Среди погребальных служений особо выделяются Панихиды и заупокойные Литии. Панихида (всеночный) – общая продолжительная молитва (со свечой и окуриванием ладаном) об умерших для поддержки отошедшей души усопшего, который должен предстоять Господу. Она совершается (в доме, в Храме \на могиле). Лития – усиленное народное моление, заключительная часть Панихиды.
Как и любой обряд перехода, похоронно-поминальный обряд содержит как ритуалы (очистительные, охранительные), совершаемые в двух различных мирах, так и ритуалы самого перехода. Общая структура обряда перехода трехчастна и включает: (отчуждение \смерть \ возрождение).
В некоторых старообрядческих согласиях (беспоповцы) в похоронно-поминальной обрядности, которую исполняется под наблюдением наставников, в основном выделяют (обмывание и обряжение, отпевание, погребение, поминовение). Считается, что строгое соблюдение этих ритуалов обеспечивает благополучный переход души умершего к предкам и дальнейшее его покровительство роду. С другой стороны они являлись оберегом для участников ритуала от негативного воздействия смерти.
Во многом общая структура похоронно-поминальных обрядов у старообрядцев всех согласий похожа. Так, исследователи подчеркивают устойчивость на протяжении всего ХХ века похоронно-обрядового голошения (плачи с приговорами как при прощании в доме, так и у могилы) у старообрядцев. Но если раньше первые три дня молились непрерывно, отмечали третины, девятины, полусорочины, сорочины, полугодины, годины, то теперь число поминок сократилось.
В общей структуре обряда выделяются три основные части (приуготовление \похоронная процессия \погребение и поминовение). Эта структура характерная для всех индоевропейских обрядов такого рода, в том числе и для сформировавшегося на смену древним ритуалам православного ритуала похорон. Она включает три основные группы ритуалов: (до смерти, во время смерти, до похорон \похороны \погребение, после погребения, поминания)…
Особенностями похоронного обряда у старообрядцев занимались многие исследователи, в том числе и В.Степанов, Н.И.Сазонова, П.Любич В некоторых сообщениях (С.Батуев, С.Михайлов, Игумен Кирилл (Сахаров), рассказывается об особом институте читалок (молящих), которые строго соблюдают проведение погребальных ритуалов, а также описывается и сама структура похоронно-поминального обряда. В них выделялись 6 основных ритуалов: 1) действия перед и во время исхода; 2) омовение, обряжение покойника и положение его в гроб; 3) сбор общины, вынос из дома и похоронная процессия; 4) отпевание (в церкви); 5) погребение; 6) поминки.
В целом, чин и метафизика (система мифологических и религиозных представлений) обряда должны подготовить душу умершего (очистить душу, обеспечить безопасное перемещение к месту перехода, помочь во время долгого пути в самом иномирье) к путешествию из этого мира (дом, Храм, город) в мир иной.
Умерших девушек одевади невестами: если до брака, то с фатой, а уже замужних – в свадебном платье. Т.о. похоронно-погребальный ритуал во многом сохранял структуру свадебного ритуала.

Приуготовление:

У старообрядцев наиболее благоприятным моментом (благодатью небесной) для «исхода» считается смерть на Пасху.
Приуготовление включает: подготовка тела к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба.
Приуготовление начинается задолго до исхода приготовлением свежего белья и погребальной изготовленной вручную одежды (льняной или холщовый сряд): рубаха-вошивку (сарафан), штаны (чулки), саван с капюшоном, пояска, суконных тапочек без каблуков, кепки-самшуры (два платка). Холсты, из которых шили одежду, тщательно прополаскивали в проточной речной воде. Иногда эту одежду (ворот, рукава, подол) украшали простым красным орнаментом. Во время шитья одежды концы ниток не завязывались.
Далее, приуготовляют венчик с тремя крестами (символ Св. Троицы), Писание, подручник, свечи, восьмичастный крест (из можжевельника) и лестовки, гроб (колода, домовина, гроб без использования железных гвоздей), ленточки для повивания тела, кичку, половик, подстилка и покрышка (или пелена в 3-4 метра), гайтаны (холщовые косички с крестиками на уши).
Затем идет очищение через соборование и пост, исповедь и «Разрешительная молитва», которая заканчивалась наложением епитимии. Это ритуал во здравие тела и прощения грехов. После исповеди умирающий прощался с родственниками, отписывал имущество наследникам, раздавал долги и извинялся перед теми, кого обидел: «Тебя Бог простит, а ты меня прости», а в ответ «Ты перед Богом предстанешь, помолись за меня грешного»… В идеале, завершалось всё соборованием 3 священниками (у новообрядцев ещё и причащением) и беседами с духовником...
Основная структура приуготовления к исходу содержит: (покаяние, исповедание грехов, причастие).
В момент исхода умирающего помещают в «красный угол» (место соединения, связи этого и «иного» миров) дома. Сам исход предваряется молитвой – «Каноном молебный на исход души» (отходной молитвой). Этот Канон покаяния, мольбы о милости, надежды читается священником или мирянами. Возжиганием огня (4 свечи на гробе, свеча на столе в стакане, лампада перед иконой), каждением ладаном и пением псалмов отгоняют нечистую силу, облегчают приход Ангела и исход души. По исходу души читается «Последование по исходе души», занавешиваются зеркала в доме усопшего, окна по обе стороны от божницы, останавливают часы, тушат печь.
Очищение. Сразу после смерти, возжигаются новые свечи, звонят колокола. Через 2 часа после смерти тело обмывается (начиная с головы и завершая обмыванием ног) святой водой (освященной на Крещение) в специальном тазе, троекратно, с пением охранительной молитвы «Святыи Боже, Святыи Крепкий, Святыи Безсмертныи, помилуй нас.», обтирается (сначала лицо, голову, груди и пр.), затем облачается в новые одежды и укладывается на лавке (или в гроб) ногами к иконам (чтобы душа усопшего видела огонь лампады перед иконой). Огонь, зажжённый в месте исхода, должен гореть 40 дней.
Обмывальщиками (не родственники) обычно назначают 3-х самых старых вдовца (вдовиц) из благочестивых (уже не «ведающих греха») прихожан (один обмывает, другой держит посуду с водой, третий держит тело): это связано с тем, что они олицетворяют «мир предков», с которыми вскоре (с 10 по 40 день) встретится умерший. Во время обмывания читалась охранительная (от нечистой силы) молитва «Святый Боже, …». Обмывались по три раза основные части тела и суставы движениями сверху вниз.
Для обмывания использовались специальные: глиняный сосуд со святой водой (или с мылом), ложечка, тряпки (губка), гребень. После обмывания тела вода называлась «мертвой» и от неё избавлялись… Сосуд разбивался в тайном месте. Волосы расчесывали специальным гребешком, который затем клали в гроб при погребении.
Места, где прятались (или сжигались) предметы очищения мертвеца, мокрая простынь, его старая одежда, назывались «страшными» (чёртовыми, запретными», а сами предметы (если их не успевали спрятать) использовались «колдунами» при наведении порчи на родственников, в магических ритуалах…
Гроб также приуготовляется: совершается троекратное каждение, устилается березовыми листьями и чабрецом «богородской травой» (или соломой), сверху них белая простыня и подушка набитая листьями и чабрецом (соломой).
Одни участники погребального ритуала собирают воду, старую одежду, свечи и уносятся из дома в тазе и зарываются в тайном для всех месте. Обмывальщикам дарят мыло, полотенце и новую нижнюю рубашку.
Перед положением во гроб читается Лития. Затем участники ритуала укладывают (полагают) с пением Ангельской песни переодетое тело и обернутое белым саваном (покров Христа, символ того, что усопший находится под покровительством Христа и Церкви) с капюшоном (открытое лицо и грудь) в гроб (или на лавку), устланный полотенцем, рядом с покойником укладываются гребешок, рушник, иконка, крестик с гайданом, венчик (символ победы на жизненном поле брани) на лоб и кепка для мужчины рядом с головой.
Надевая поясок, его не завязывали. Саван также иногда перевязывали в трех местах: грудь, живот, колени.
Отметим, что омовение теплой водой тела покойника тремя обмывальщиками, облачение в белые одежды, чтение Псалмов, поминальной молитвы – это отголосок ветхозаветной старины.
На грудь поверх савана кладут (ставят) икону Божьей матери (или св. Николы Чудотворца). В левую руку покойника вкладывают лестовку (четки). На неё кладут правую руку с двуперстием. Иногда кладут и «рукописание» (отпускную молитву). Одевают в две одежды: бельё (у женщин это бельё и сарафан, у мужчин – рубаха, портки) и саван, который трижды крестообразно связывали лентой. Устарообрядцев саван изготовляли сразу после смерти, сшивая лёгким швом. На ногах – белые носки и кожаные (тряпичные) тапочки. На голову женщин надевается повойник и сверху платок. Третьим защитным слоем выступает подстилка (снизу, на дне гроба) и покрышка (поверх савана). Таким образом, и в одевании покойника чётко прослеживается трехслойная структура.
Под сам гроб также кладут половик, а возле ног ставиться принесенный из Храма крест, домашний крест, подсвечник из церкви, поднос для приношений, тарелка с зерном (мукой). Из Храма приносили также хоругви, подсвечник. Священник служил молебен, всю ночь поддерживая огонь в свечах.
Всё время распевной погласицей читается Псалтырь (и духовные стихи). Раньше Псалтырь читался поочередно несколькими чтецами все три дня (от исхода до утра дня похорон). Теперь зачастую ограничиваются трехразовым чтением Псалтыря. Как писал св. Иоанн Златоуст, непрерывное чтение Псалтыри заменяет архаические причитания и душераздирающие голошения над покойником.
Третья группа помощников изготовляла 80 калачей для подарков, готовили угощения для трапезы…
Приходящие родственники прощаются с покойником и просят у него прощение следующим образом: положив три простых поклона и крестное знамение перед иконой, обходили гроб «посолонь», доходили справа до лица покойного со словами: «Прости меня Христа ради и благослови. Тебя Бог простит и благословит» и, повернувшись к иконам, делали ещё два крестных знамения и поясных поклонов. Потом, поцеловав крест на груди покойного и венец на лбу (родственники), отходили на свою сторону в помещении (мужчины на правую половину, женщины – на левую). Иногда троекратными взмахами платка над головой покойника «утирали слёзы» ему.
Отпеванием усопшего, чином самих похорон занимается старший помощник священника.
Вечером, перед первой панихидой, родственники трапезничают возле гроба с покойником – последняя совместная с покойником трапеза – и первая поминальная…
Если тело переносится в храм, то это совершается как раз после этого, что бы на ночь тело было в храме (или в звоннице). Зачастую в церковь для отпевания несут во время самой процессии.
Непременными элементами этой части обряда считаются: ночное бдение возле покойника, зажигание свечи в месте смерти, приглашение родственников проститься с покойником. С другой стороны, поскольку старообрядцы должны были ложиться спать с крестом и пояском, то и во время приуготовления покойного, его тоже должны были препоясывать и надевать на него крест.

Похоронная процессия

Похоронная процессия включает: сбор общины и родственников, вынос тела, отпевание в церкви, процессия на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба в могилу, возвращение в дом умершего.

Первая панихида читается вечером перед погребением.
Утром, в день погребения, перед собором общины читается вторая панихида,
Тогда же (или накануне вечером) отправляют команду (друзья умершего) для рытья могилы (глубиной до плеч: чтобы душа усопшего и воскресшее тело по второму пришествию могла выбраться из могилы). Копальщикам (копачам) за рытьё давали рубашку, материал, полотенце.
В старину тело лежало на лавке, а в гроб тело клали только перед выносом из дома.
За два часа до выноса гроба возжигаются от одного огня посолонь 4 свечи: (у темени, у сердца, у ног, у правой груди) и поют Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!).
Перед выносом тела на столе, где лежал покойник и стоял гроб, обязательно оставляли на 40 дней (калачи, колево, воду и свечи)… За полчаса до выноса тела в комнате остаются только родные – для последнего разговора и прощания с покойным…
Формирование процессии начинается после второй панихиды и с выноса гроба из дома. Погребение должно было осуществиться до полудня, до макушки дня.
Перед выносом покойника (если он лежал на лавке) его кладут в гроб. Гроб окуривают с четырех сторон, читая при этом молитву Трисвятое. Читается третья Панихида. После этого окуривают четыре угла дома и двери, выносят крест, делают с крышкой гроба в помещении предварительный круг по ходу солнца и выносят его. Потом, то же самое совершают с гробом (также совершив круг по ходу солнца) ногами вперёд.
В средние века во время выноса гроба полагалось громко причитать…
Сразу после выноса тела (гроба) дом окуривается дымом ладана и в нем моется пол.
Гроб во дворе ставят на табуретки (в редких случаях просто ставят на шесты (носилки) на земле, предварительно подстелив листья берёзы (солому), накрыв их половиком). Здесь совершается первая заупокойная Лития. Это момент прощания покойника с домом. Совершается отпевание (читается из Псалтыря Канон «За единоумершего»). Затем все близкие и родственники поочередно троекратным поклоном, перекрестием и целованием (образок Спаса \образок Богородицы с младенцем \венчик на лбу покойника) прощаются с покойным.
В некоторых согласиях именно после этого последнего прощания священник вкладывает в правую руку покойника прощальную грамоту с именами покойника и священника.
Под погребальный звон (перебор) гроб в сопровождении процессии направляется к кладбищу. Процессия, сопровождающая гроб к месту погребения, при всех локальных особенностях, в целом также подчинена определенному закону.
Перед гробом впереди процессии шли дети и разбрасывали еловые ветки (цветы). Затем выносятся храмовый и домашний кресты, затем кутья и хоругви. За ними шёл человек, несший икону, обрамленную рушником (иногда рядом с ней несли освященную кутью). Следом идут певчие (иногда певчие идут сразу за гробом). Затем следует священники (свеча в левой, крест в правой руке) и дьякон с кадилом. Затем двое несут крышку гроба (со Св. Крестом на ней), а шесть мужчин (не родственники!) на полотенцах (или на трёх шестах, или на носилках) несут гроб с покойником ногами вперёд. За ними следуют близкие родственники со свечами (или факелами: донести присмертный огонь до места погребения) и по старшинству, затем дальние родственники, псаломщики, друзья, соседи и гости.
У старообрядцев-поповцев во время процессии к храму торжественно поется заупокойная молитва «Святый Боже,…», которая заменяет причитания и голошения архаических времен. В отдельных местностях идут молча и певчие поют только во время остановок процессии на перекрёстках улиц. У старообрядцев (в отличие от новообрядцев) перед иконой (крестом) несут ещё и зажженную от посмертного огня свечу. Если путь длинный, то делается три остановки (последняя у храма), на каждой из которых делают каждение гроба (охранительно-очистительный ритуал) и поётся ектения. В некоторых согласиях приглашаются плакальщицы, которые идут по бокам процессии и впереди неё (их главная задачи – охранительная, отогнать плачем, голошением и возгласами нечистых от процессии). С другой стороны, в своих причитаниях\плачах они создавали положительный образ усопшего и положительную легенду о его жизни.
Во время шествия, процессия несколько раз останавливается (особенно возле мест, где покойный часто бывал) и во время остановок пелись псалмы и одаривали (калачами, кружками с водой или вином, полотенцами) участников церемонии и встреченные гости. Обычно останавливаются 3 раза: на середине села (или у Храма), на выходе из села (здесь совершается вторая заупокойная Лития), у могилы на кладбище (вход в город мертвых). Во время процессии поётся Трисвятое и помощники одаривают первых встречных калачами и платками. Во время остановок священник с кадилом возглашает сугубую ектинию, призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.
Если гроб сначала приносят в храм (обычно до Божественной Литургии – для соучастия умершего в общей молитве, в соединении живых и почивших), то его ставят посреди церкви и сразу возжигается 4 светильника.
Погребение

Наиболее архаичный элемент погребального обряда – похороны царя (вождя) на сороковой день после смерти. Все сорок дней по всей стране в церквах служили панихиды и угощались кутьей.
Похоронная процессия возглавлялась патриархом (и высшим духовенством), затем шли царские сановники, затем бояре и военные, затем царская семья и завершали процессию боярыни. Затем несли гроб, за которым шло войско, посадские и народ. Родственники одевались в синее или чёрное.
День погребения царя (сорочины, очистительный день, день снятия траура) был и днем поминовения. Панихида по усопшему и трапеза совершались как в доме усопшего, так и на могиле. На могиле ставили голубец, прикрытый рогожей (отсюда и Рогожское кладбище в Москве?), в него помещали образок, возле которого монах читал псалтырь.
Погребение обычного старообрядца как в давние времена, так и теперь сопровождается пением псалмов, молитвами, троекратным каждением могилы и гроба. Яма окропляется опаусом. Гроб ставится на табуретки (на шесты) параллельно яме. Гроб окуривают дымом ладана с четырех сторон. Читается Трисвятое. Родственники снова троекратно прощаются с покойником под причитания плакальщиц.
Затем гроб ставится на шесты прямо над ямой.
Из правой руки усопшего забирается крест (святой крест нельзя хоронить) и вместо него вкладывается отпустительная грамота. В могилу стелется половик.
В это время с груди покойного снимают литой образ, развязывают ноги и руки, убирают носовой платок от лица умершего, крапиву, яйца и все это бросают на дно могильной ямы. Лицо покойного прикрывают саваном и покрывалом. Священник, встав с правой стороны гроба, читает псалом 23 «Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?..» и окропляет покойника елеем (остатком от соборования или из семисвечника) в виде восьмиконечного креста и сверху гроба кладут крышку гроба. У некоторых старообрядцев крышку гроба перевязывают лыковыми верёвками (а не забивают гвоздями)…
Гроб ставится ногами и лицом к востоку (полуденное солнце справа от покойника: символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности)…
Читают разрешительную молитву. Гроб опускают в могильную яму на полотенцах. Один из отрезов привязывают на крест или на стоящее рядом дерево. На гроб в яме бросают мелкие медные монеты. Затем Священник со словами «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи…» и родственники крестообразно сыплют по щепотке земли на гроб.
В некоторых местностях этот элемент ритуала погребения на третий день идёт по иному чину: священник (сын) читает поминальную молитву (или Литию). Священник (или наставник) лопатой бросает землю на изголовье гроба, к ногам и по обеим сторонам, читая при этом молитву «Вся от земля…».
После этого могильная яма засыпается, в ногах ставится домашний восьмиконечный деревянный крест с крышей (голубец), делается насыпь. На могильный холм обязательно кладут камень (под который иногда прячут денежку для детей) – место отдыха для ангелов и души усопшего… С другой стороны, что бы душа не выбралась сразу же из могилы и не пошла за родственниками…
После погребения трижды целуют образа и обращаются к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» При этом всех также троекратно угощают (тризна, поминальное угощение) кутьёй, вином, сладостями… Кутью кладут в левую руку. Перед этим провожающие читают Тропарь «Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего…» и каждый делает несколько (от 3 до 15) поклонов (или приговаривая «Поклон, Господи…). После поедания кутьи также делаются поклоны (7 поклонов). Отдельно одаривают и угощают кутьей могильщиков. Всем участвующим в похоронной процессии раздавали также калачи (или специально выпеченный хлеб), лепешки, пряники, детям - конфеты. Остатки пищи разбрасывают на могиле для птичек (для душ усопших).
Иногда могильный холм укрывают еловыми ветками (на еловых ветках отдыхают души умерших предков). Поэтому и у новообрядцев венки чаще всего изготовляют из еловых веток…
На деревянном кресте делаются надписи, аналогичные надписям на лицевой стороне нательного креста: «Царь Славы, Иисус Христос, Сын Божий». По традиции, восьмиконечные кресты, которые устанавливались над могилами старообрядцев, скреплялись не железными гвоздями, а деревянными шпонками. На могильном кресте до 40-го дня устанавливались медные иконки.
В давние времена с кладбища возвращались в том же порядке, как и во время процессии, неся впереди икону и под пение догматиков. В отдельных местностях, возвращаясь домой, разбрасывали еловые веточки (чтобы скрыть дорогу домой для души покойника и для нечистых, ель – Древо Предков).
Теперь просто уходят с кладбища, не оглядываясь (чтобы нечистые или покойник не увязались следом). По возвращении в доме умершего накрывают поминальный стол.
Перед первой поминальной трапезой часто принимают баню (истопленную соседями) и переодеваются.
Когда приходят к столу, вначале молятся, иногда даже литию. На стол ставят кутью – раз¬ведённый тёплой водой мёд, в который добавлена слегка сваренная пшеница, затем подают щи, в зависимости от того, постный день или нет, они могут быть с мясом или без него. После щей встают на молитву. Все блюда едят обязательно деревянными ложками из общих мисок, по одной миске на несколько человек. Далее подают по очереди две каши: гречневую и рисовую (или гороховую). Затем подают компот, также в обшей миске, который также берут ложками. За компотом следует кисель, густой, как желе, на меду. В него макают хлеб. Мед должен обязательно присутствовать на поминальном обеде. Завершается поминальный обед общей молитвой и все выходят из-за стола…
В других местах подают три раза кутью, пироги, кисель…
Перед сном родственники обходили усадьбу, помолясь и, получив благословение, закрывали все ставни и двери, чтобы покойник не мог вернуться домой с кладбища.
В древние времена до 9 дня над могилами устанавливались домовины (срубики, клодки), куда приносили угли и кашицу (для души) на (9 день, 40-ой и ежегодно).
Могилы у старообрядцев ориентированы по оси запад- восток («головой на запад, ногами на восток»), чтобы утром душа покойника видела крест (Христа) на фоне поднимающегося солнца (Отца).

Поминовение у старообрядцев совершались: на третий, девятый, (двадцатый), сороковой дни, годовщину после смерти, когда заказывали поминальные требы в церкви, организовывали трапезы и домашние моления по умершим. На сороковины, после обеденной поминальной трапезы, устанавливали на могиле деревянный крест.
Согласно византийским источникам, день смерти, день ухода из этого мира – это и день рождения усопшего в новую, вечную жизнь, уход в новый мир. Отсюда и многоуровневая символика самого ритуала поминовения. В нём отражается как элемент прощания (панихида) в этом мире, так и приветствия ангелов и предков (Лития) и обретение защитными свойствами в мире ином. А также переходной, временный элемент – совместный собор (во время трапезы) как живых и умерших, так и ангелов…
В целом, согласно устойчивым представлениям, сложившимся у старообрядцев, душа умершего за 40 дней после исхода встречается с Господом три раза.
Третины – отмечаются в честь Св. Троицы, перехода в вечную жизнь к Триипостасному Божеству и в честь 3-х дневного воскресения Исуса Христа… Это первая встреча с Господом. После неё душа в сопровождении ангела возвращается на землю и ангелы указывают ей на её добрые и злые дела. Создается событийный Образ усопшего для представления его на Суд.
Девятины – связаны с общением усопшего с девятью ангельскими чинами и присоединением к душам всех святых… Вторая встреча с Господом. После чего Образ души знакомится с Раем и Адом, где находящиеся там умершие прежде предки, определяя степень добра или греха в каждом событии его жизни, выносят его Образу свой вердикт…
Сороковины – на сороковой день по воскресении было вознесение Господа на небеса. Так и души христиан на 40 день возносятся к Господу на окончательный суд…
В древние времена был особый поминальный (навий) день в конце октября, который совпадает сейчас с Дмитровой субботой. В этот день организовывали баню и угощение для умерших предков.
Поминовение должно обеспечить благополучное путешествие души покойника в страну предков, для суда и предварительного решения её судьбы. Главным здесь остается представление, что сама душа ещё частично материальна и требуется некоторая подпитка для неё. Это обеспечивается системой (3\9\40)-дневных поминовений (Панихид) и вечерий, а также ежегодными поминками (и Панихидами) в день смерти и в день святого-покровителя, чьё имя он получил при крещении. У старообрядцев помимо чтения обычного сорокоуста в течение 40 дней (ежедневное поминание умершего за Литургией), в один из этих дней «духовные» или родственник читают ещё и особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри за душу умершего). В эти дни на могилу обязательно ставятся остатки общей трапезы, освящённые в храме, куда входят: (калач, кутья \квас, вода, вино \свечи).
Ежедневно читается Псалтырь.
Вечером (с 7 до 9 часов), накануне поминальных дней зажигают поминальную лампадку (огонь горит до конца поминального дня), устраивают домашнюю вечерю с молитвами, духовными стихами, а в сами поминальные дни также читают Псалтырь, устраивают поминальный обед (из двух частей: утром для родственников; в полдень – совместная трапеза с умершим на могиле; вечером, до заката солнца, поминальная трапеза для соборных, во время которой читается Панихида и Лития). На закате после вечери все выходили прощаться с солнышком (с душой предка). Иногда, утром, перед посещением могил сначала идут в храм на службу и раздают в память об усопшем печеньки и деньги. Затем, навещая могилу, также раздают милостыню. Остатки разбрасывают птицам. Запрещается приносить домой с кладбища что-нибудь (чтобы по следу вещи покойники не могли найти обратную дорогу).
Во время трапезы запрещено употреблять спиртное (кроме сороковин, которые отмечали по чину свадебной трапезы – «свадьба» умершего с Господом!), мясо, картофель, чай… Запрещено также петь духовные стихи на поминках.
Раньше в отдельных местах на сороковой день проводился обряд проводов души: полотенце, которое вешали на икону в доме умершего снимали с иконы и выносили за околицу села, где его с поклонами трижды встряхивали в сторону кладбища.
В течение 40 дней родственники-мужчины не брились, а женщины носили чёрные платки.
Считалось, что троекратное поминовение определяется тем, что в третий день изменяется образ и Ангел приводит душу на поклон Господу. В девятый день распадается тело и душа, после путешествия с Ангелами по аду и раю, возвращается в дом и к могиле для последней встречи с родными. В 40-й день истлевает сердце и душу Ангелы снова приводят к Господу для окончательного суда.
Согласно архаичным представлениям, в это время душа одновременно может пребывать как в доме (где горит присмертная свеча), в Храме (где стоят погребальные хоругви и Храмовый крест), так и в месте погребения тела. Именно к этим трём сакральным точкам приносят поминальные предметы, возле них свершаются поминальные службы и произносятся молитвы.
Среди старообрядцев поминовение усопших проводятся в Радоницу, а также в дни «вселенских родительских суббот»: суббота мясопустная (за восемь дней до Великого поста), Троицкая суббота (день перед Троицей) и Дмитриевская суббота (суббота перед днем памяти св. вмч. Димитрия Солунского).
За общий стол усаживаются так же, как шли в процессии: рядом с иконой и лампадой святые отцы, родственники (родители усопшего, старшие родственники\родственницы, семья), миряне, дети... В этом же порядке подаются и блюда.
В старину поминальные трапезы поставлялись прежде всего для родственников, друзей, бедных и сирот. Поминальная пища готовится в специальной посуде, предназначенной только для этого обряда. Благоухающая кутья была главным угощением на поминках. Считалось, что души и Ангелы питаются не кашицей, а запахом и благоуханием: «святи бо не едят, не пьют, но вонею и благоуханием тем сыти суть»...
Согласно старообрядческому «Потребнику» общая 3-х частная структура такой старообрядческой поминальной трапезы включает (благословение \трапезу \благодарение). Или в усеченной версии (Панихида \трапеза \Лития).

Структура
старообрядческой
«Поминальной трапезы»

Благословение на трапезу включает: возжигание огня, Панихиду за усопшего (либо Канон), затем предобеденную молитву. Далее после крестного знамения начинается собственно трапеза: трижды едят освященную кутью (пшеница, мёд\изюм\мак, св. вода), предваряя это молитвой (Покой, Господи, душу усопшего раба твоего…), потом пьют медово-ягодный взвар (кисель на св. воде). Трапеза сопровождается громким чтением (одним из присутствующих) поучений из святых книг. Завершается поминальная трапеза благодарением: молитвой за пищу и о здравии хозяев (и стихирой), заупокойной Литией, 15 поклонами в память усопшего.
В чине трапезы отражается и общая двойственная символика поминок. Так, если подается сладкое (сыта на св. воде) перед началом трапезы – символ сладкой жизни в мире сем, а в конце трапезы – как символ сладкой жизни в ином мире. В целом, этим устроители ритуала могут указывать на своё отношение к судьбе поминаемых.
В кутье также заложена глубокая символика перехода. Зёрна пшеницы\гречки (риса) – символика возрождения в новой жизни, изюм\мак\(кунжут) – символы грядущего бессмертия (отголосок древнеегипетской традиции)… Если добавляли зёрна кунжута (сим-сим), то указывали на возможный высокий статус отошедшего среди умерших предков, на особую благодатную силу, присущую ему…
В новообрядчестве перед трапезой после возжигания огня на свечах и в лампаде перед иконой, или служится Лития или читается Псалтырь (17 кафизма из 20), а затем читается Господня молитва.
Во время трапезы вспоминаются благие деяния усопшего.
После крестного знамения приступают к трапезе. Перед каждой переменой блюд читается краткая молитва. Сначала подается подслащенная сыта (святая вода с медом), потом кутья с изюмом, блины, каши и завершается трапеза киселем.
После трапезы все читают благодарственную молитву… Уходя, каждый выражает сочувствие родным…

***
Похоронный обряд у старообрядцев отличается многими существенными деталями: изготовление гроба (в прошлом) без гвоздей, перенос гроба на шесте, движение «по солонь» во время похорон, сооружение домовины над могилой.
Во время исповеди перед исходом старообрядцы не причащаются, как новообрядцы; если без покаяния, то не отпевали, а просто читается молитва на отход души …
Обязательно читаются три Панихиды (вечером, с первыми поминками, накануне дня погребения \утром в день погребения \перед выносом тела)… Три Литии поются возле дома (после выноса тела), перед кладбищем (храмом или могилой) и после погребения.
У старообрядцев впереди похоронной процессии несут свечу (светильник), затем икону (крест) и пр. В некоторых согласиях крышку гроба или иконы несут за гробом.
При погребении старообрядцы крышку гроба не заколачивают гвоздями… После последнего прощания в гроб кладётся прощальная грамота… После погребения на могиле оставляют камень…
До сороковин читается особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри) по умершему,

***
Потребности реформы древнерусского языка, его опрощения, которая возникла в начале 17 века, в период смешения среднерусского населения с юго-западным (присоединение Малоросии) и тюркским (Казань, Астрахань) оказала роковое влияние на единство православия в Московской Руси. При Никоне чин Исповеди, Елеосвящения, Соборования, Крещения и самого погребения были существенно сокращены. Как писала Н.И. Сазонова (2008 г.), эти сокращения были связаны, в основном, с заменой древней аористной формы глагола только что завершенного действия (которая стала выходить из употребления) на перфектную форму прошедшего времени, давно завершенного действия. Т.е. евангелические события, которые раньше включали события, только что совершённые и тем самым делающие Воскресение Христово только что произошедшим событием (во время литургии), вдруг, с введением реформы, становились событиями давно совершёнными, символичными, снимая тем самым внутреннюю напряженность во время богослужения, ослабляя чувство непосредственного присутствия на Воскресении Господнем. В дониконовской редакции Бог был как бы рядом с человеком, воспринимался более остро, более предметно. В литургии человек как бы присутствовал при Воскресении, при нисхождении Св.Духа… Поэтому Священная история для старообрядцев не была символическим описанием когда-то произошедшего…
В то же время в новой, никоновской редакции, предлагается воспринимать чудо Рождения, Воскресения Христа умом, мысленно, как давно произошедшие, некими символами, а не реально происходящими «здесь и сейчас».…
Это коснулось не только Священной истории, но и ежедневной практики, например, чина погребения в Требнике, где тексты стали более обобщенными, отвлеченными, лишенными конкретного, личностного начала... Умирает или кается не данный человек, а вообще «христианин». Священник уже не обладает своей конкретностью и греховностью, но выступает как священник вообще, лишенный таковых, просто обладающий благодатью, представитель священства… С реформой произошла десакрализация пространства-времени человеческой ойкумены, их секурялизация от событий, которые ежеминутно свершаются согласно Священного Писания.
Так было удалено около 30 тропарей и стихир, детализирующих описание смерти; стихир и тропарей, поющихся от лица умершего;

О структуре поминальных богослужений

Выше мы уже писали, что основными литургическими службами во время похорон и поминовений у старообрядцев являются Панихиды, Литии и Отпевание. Остановимся на более детальном анализе этих служб и на сравнении их с аналогичными службами у новообрядцев.
Панихида содержит 2 ектиньи (Великую и малую), две молитвы (Гоподню и иерейскую), два тропаря (большой и малый), псалом (90) и Канон (об усопших), 3 Трисвятых,
Чин Панихиды включает: (Начало, псалом 90 (Живый в помощи Вышняго…), Великая ектенья (Миром Господу помолимся…\ прошения \Аллилуйя…), тропарь (глас 8 \глас 5 \молитва: Боже духов и всякия плоти…) и Канон (об усопших, глас 8), Господня молитва и 3 Трисвятых, тропарь (глас 4), Малая ектенья (Помилуй нас, Боже…), Иерейская молитва (Во блаженном успении…), Отпуст.)
В целом, текст Панихиды имеет явно выраженный 3-х частный вид: ((Начало \\ (псалом \Вел. Ектинья \Бол. тропарь) (Канон \Господня молитва \ 3 Трисвятых) (тропарь \Мал. ектинья \Иерейская молитва) \\Отпуст)). В центре этой текстовой структуры стоит Господня молитва, относительно которой достаточно симметрично расположены остальные части текста.
Общая 3-х частная структура Литии достаточно проста. Она включает: начало, три обращения (к Исусу Христу, к Божьей Матери, к Отцу Небесному – Господня молитва), три Трисвятых, поклоны и отпуст.
Лития начинается молитвой (Господи, Исусе Христе…. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…). Далее шли три Трисвятых с поклонами и крестным знамением. (Слава…), просительная молитва (Пресвятая Троице, помилуй…), три раза (Господи, помилуй!)… (Слава…), Господня молитва, 12 раз (Господи, помилуй!). Лития завершается тремя поклонами, сопровождаемые словами (Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу (посланник), Цареви (царь земной) и Богу нашему)…
Как и в тексте Панихиды, в центре Литии стоит Господня молитва, которая и формирует всю структуру текста Литии. Вся содержательная часть текста в её первой половине, а после Господней молитвы идут, в основном, поклоны и просьбы о помиловании. По сути, эта усечённый, опрощённый вариант самой Панихиды.
Если большинство поминальных текстов и ритуалов повторяются многократно, то Отпевание совершается только один раз (на дому или в Храме). Причем до закрытия гроба крышкой. Оно символизирует радость грядущей встречи с Господом, присоединению к сонму святых душ предков, в нём содержится вера, надежда и любовь – поэтому оно свершается священником в светлой одежде. Отпевание включает в себя чтение текстов из (Псалтыри \Апостола \Евангелия). Отпускная молитва, записанная на бумаге (отпускная грамота, отпуст), по завершении отпевания вкладывается в правую руку усопшего и, после последнего прощания всех с усопшим, гроб закрывается.
Согласно Потребнику (раздел «Последование мертвенное мирских тел»), отпевание совершается после Литургии в храме. Перед выносом из дома над усопшим совершается заупокойная Лития. Во время переноса гроба в храм поётся Трисвятое.
Структура отпевания также 3-х частна. В чин отпевания мирян, монахов и диаконов входят:
I. ((Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир), 3 статии исполнения 118 псалома «Непорочны» (о блаженстве в ином мире); тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно),
У старообрядцев несколько иной чин первой части: (Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир); Великая ектинья; Аллилуйа со стихирами) (тропарь (Глубиною мудрости…); 2 статии 17 кафизмы (о блаженстве в ином мире): после первой шла Малая ектиния, после второй тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… и Благослови, Господи… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно);…)
II. 50 псалом (Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего…), (Канон, обращение Церкви к мученикам о ходатайстве за усопшего, икос, кондак); малая ектинья; тушатся свечи, 8 стихир Иоанна Дамаскина (песнь о мирской суете), «Слава» и стихира о Троице, Апостол (послание св. Павла к фессалийцам о грядущем преображении), Евангелие (заповеди о воскресении и о вечном блаженстве); ектения (об упокоении), поминальная молитва (Помилуй, нас Боже…) и молитва (Боже, духов…). После завершающего возгласа (Яко Ты еси Воскресение и живот…) идёт прощание с покойником под пение 3-х стихир (Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему...). В этой части обряда во время прощания в стихирах оглашается моление усопшего к живым (… Что есть наша жизнь? Цвет, дым и утренняя роса…Где юность? Всё увяло, как трава… Нет разлуки, нет страданий… Уйдем от греха мирского… Молитесь обо мне Гсподу, чтобы я вновь влился в жизненный свет…),
У старообрядцев во второй части: нет Канона (он появился в начале 17 века), после тропарей следовала ектиния седален (Покой, Спасе наш…), 50 псалом, стихиры самогласны (Как житейская мудрость… их больше, чем у никониан), стихиры на блаженных, прокимен, Апостол, Евангелие, прощание с покойным и стихиры «на целование» (у старообрядцев их больше на 3 стихиры)…

III. Затем идёт Лития за усопших (Господня молитва, Трисвятое, малая ектинья (Помилуй нас, Боже…), здесь обращение живых к Троице и ангелам за усопшего, поклоны), Отпуст (имя усопшего), 3 «Вечная твоя память,…), Разрешительная молитва (прошение у Господа о прощении прегрешений, о примирении усопшего и Церкви в прощении грехов и грамота в руку усопшего, как свидетельтво Господу о примирении в мире сем), Трисвятое по выносу тела умершего…
У старообрядцев в третьей части: Разрешительная молитва читается тайно.
Если говорить об общей структуре современного чина отпевания мирских, то она имеет следующий вид:
1. «Благословен Бог наш...» \Псалом 90 \Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией. По третьей статии: тропари по Непорочных) \ Ектения: «Паки и паки...» \Тропари: «Покой, Спасе наш...», «От Девы возсиявый...» \Псалом 50
2. (Канон «Яко по суху...», глас 6-й; Стихиры самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость...»; Стихиры блаженны с тропарями) (Прокимен; Апостол; Евангелие) (Разрешительная молитва; Стихиры при последнем целовании;….)
3. (Лития \Вынос тела из храма и процессия под Трисвятое \Лития и опускание тела в могилу)
При опускании гроба в могилу также читается Трисвятое и краткая Лития за усопших.

***
Примечательно, что большинство структур поминальных молитв также 3-х частны. Например, трижды повторяемая 3-х частная по структуре поминальная молитва: (Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память.) завершается также 3-х частной молитвой: (Господи, помилуй, Господи помилуй, Господи, помилуй. \\Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков), аминь. (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков, аминь \\ Алилуйя, Алилуйя, Алилуйя)... И т.д.

Очень интересное фото Натальи Тыриной. Могилка младенца на староверском кладбище в с. Усть-Цильма. Проживают там старообрядцы поморского безпоповского согласия.
Конечно же, домовины и голбцы, ето отголоски язычества. Чтобы совместить с христианством, в них стали врезать медные иконки или кресты. К сожалению сейчас, почти со всех старых кладбищ, их украли... чтоб у воришек руки отсохли.
По могиле, можно как по компасу, понять расположение по сторонам света. Крест или голбец, ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Жалко не видно, целиком детской домовинки, есть ли окошко на торце... у "взрослых" почти всегда делают или с торца, или на крышке, чуть вправо от головы (кстати, в глубине на фото видно).
В дохристианской традиции, в окошко приносили и еду покойнику, и вещи клали, например кузнецу- молот и щепцы, мельнику- мешки и т.д. Для младенца, отец измерял себя ниткой, и тоже клали ему через оконце, чтобы он знал, до каких размеров ему надо вырасти, когда он предстанет на Страшный Суд. Вообще то, уход человека из временного нахождения в етом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность! В разных местностях, традиции немного разнятся, создано множество апокрифов и мифов, но в целом, смысл один- чтоб душа "не застряла" тут и спасение от вечных мук, за грехи наши... и если Вы християнин, то спасет вас, только Спаситель- Исус Христос, а если вы- атеист, то уж думайте сами...куда вам дальше.

Когда человек умирал, то его родственники приходили к мастеру и говорили: "Сделай нашему тятеньке новый домик, в старой хате не хочет больше жить".

классическое поморское кладбище начала 20 века.

Еще сохранилась традиция от первых русских поселенцев на Аляске. Хотя местные аборигены, красят их в соответствии с цветами своего рода. В старой традиции- не принято шибко ухаживать за домовиной... земля- дала, земля и забрала.

Не подумайте, что покойного клали прям в етот домик, гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и ето кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство... если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали что кто то в скорости умрет.
Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см. Горбатые люди- еще больше распрямляются... от сюда и пословица "Горбатого могила исправит", так что опытный мастер- должен расчитать.

Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед)стараясь не задеть за косяк дверного проёма...чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста... захотел покойник вернуться домой, подошел к саням, ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть. Омовение делают, только- одноверцы. По христианской традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не кладут в гроб - иконы, книги, вещи и т.п.
Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

семейские мужики рубят домовину.

Так как в библейской традиции, гроб ето пещера с заваленным камнем входом, то иногда клали на холм- камушек. Хотя в языческой традиции, большим камнем придавливали могилу- колдунов, воров, самоубийц... чтоб не болтались по етому свету.
Как и у любого дома, у домовины- окно. Почему справой стороны? Нуууу, в церкви справа стоят мужики, кафтан застегивается- правой стороной на верх, руки скрещиваются- правая сверху... "Наше дело правое, мы победим!" (с) -)))

В случае если крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь или закопать тут же. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».
Хоронят на третий день, поминают на 3-ий, 9-ый и 40-ой дни с момента смерти.
Потом принято поминать покойного в его день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасха, Троица, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).
И кратенько о поминках. Желательно, чтобы поминальный стол был «рыбным». На поминальном обеде не хорошо излишнее изобилие и по старым традициям он должен состоять из трех блюд. На поминках категорически запрещено пить спиртное! Не в коем случае! и ни каких,накрытых хлебом, стаканов с водкой.
По традиции сначала ставят — хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Затем рыбные пироги (если можно в етот день по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно по Уставу, но всегда без мяса), сладкие пироги, компот. В конце хозяйка обходит посолонь (по солнцу) присутствующих, начиная с попа или наставника, и раздает милостыню (обычно - крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги — все в одном мешке). Затем подают кисель («прибелочный» — на закваске из овса).
Во время поминального обеда за столом запрещается громко говорить, лучше вообще молчать. Хорошо бы, если во время поминок, чтец, благословившись, будет читать «Жертвенник» (поучение из учительных книг).
Пижма.2014

п.с. на всякий случай,напомню- приносить еду для покойника, устраивать трапезу на кладбище...тем более бухать там, приносить вещи- ето языческие обычаи и христианством отвергаются. Лучшая помощь душе усопшего- ето милостыня бедным, поминание и молитва за безсмертную душу человека. У староверов принято читать Заупокойный тропарь:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за кого молишься).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон).
Вечныя муки избави (поклон).
Небесному царствию причастники учини (поклон).
И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Читается 3 раза подряд, поклонов всего 15-ть. (поклон имеется ввиду- перекреститься и поклониться в пояс)

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: "Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел..."

Человек, готовящийся принять смерть, составлял завещание, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распределял состояние. Перед смертью делал какие-нибудь добрые дела: раздавал милостыню, выделял деньги на строительство храмов или дарил какие-то суммы богоугодным заведениям - больницам, приютам и пр.
Потом ложился на лавку в святом углу, и сыновья разбирали над ним земляную крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а также - чтобы не вздумала остаться в доме, беспокоить живых.

Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада. Считалось также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания. (и это вроде как правда, моя прабабушка была свидетельницей таких мучений деревенской колдуньи которая всеми правдами и не правдами призывала на смертном одре свою ближайшую живую родственницу и когда та все же пришла они остались вдвоем, только после чего первая испустила дух,)

Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. После исповеди прощались с родными, давали наказы, благословляли, "приказывали долго жить".

Среди приверженцев старой веры, напротив, считалось тяжким грехом исповедоваться у православного священника. Покаяние возможно было приносить только перед своим наставником. Случалось, что наиболее убежденные староверы уходили перед смертью из деревни и умирали где-нибудь в полном одиночестве, зачастую уморив себя голодом.

В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позже - полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать возле него было нельзя. Если человек мучился, старались помочь душе отлететь, открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше или просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.

Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан ("обвыт") надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву. (в наше время священник наоборот увещевает не рыдать, не плакать, не убиваться, а иначе покойному будет тяжело уйти и не спокойно - его как бы держат на земле близкие)

Формы погребения.

Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, - связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.

На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямленном виде.

Затем появилась кремация - сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берет начало обычай (в частности, у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу. (а никак не защита креста от дождя или снега)

В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах - "могылах".

После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин или домин.

Языческие обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.

Представления о смерти.

Православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.

В житейском же представлении смерть, безвозвратная потеря близкого и любимого человека, всегда и вполне естественно является горем, требующим своего выражения в плаче и причитаниях. В старину для придания похоронам торжественно-печальною характера существовала даже профессия плакальщиц.

Как долг первой необходимости рассматривалось присутствие в момент смерти у постели больного близких родственников. По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между нечистой силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает нечистая сила (черт, дьявол), она будто бы не отдает душу ангелу.

Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном.

Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова воскресения, когда, по поверьям, открыты райские двери по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как награда за благочестивую жизнь, трудная - как удел грешников.

Подготовка к похоронам.

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.

Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного.

Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - сборами в дальнюю дорогу.

Омовение.

Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей - смывальщики.

Смывальщики.

Обмывальщицы, мытницы, умывальники - везде их называют по-разному.

Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовцы, уже не "имеющие греха", то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчеркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем "того света", но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого. Мужчину обмывали мужчины, женщину - женщины. Обмыть мертвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов.

Девицы, занимавшиеся "собиранием" умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего.

Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.

Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребёнка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза "жжет ребенка".

В некоторых селах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нем одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.

Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи.

Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: "один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело". Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также "во всех местах, где суставчики". Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.

На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мертвой, ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использующиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под елочкой, когда везли хоронить. Все это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места считались в народе страшными.

Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.

Предметами омовения колдуны умело пользовались: "мертвую" воду они использовали для порчи молодоженов. Плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома кусок савана, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью - подавить, умерить нежелательные явления. Жены подавали его, например, для умывания злым мужьям, чтобы их "злоба замирала", а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.

Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала.
Волосы покойному расчесывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.

Одевание.

В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, - душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста.

В начале XVII века мертвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешевой материи. Так и несли его на кладбище.

Женщин было принято хоронить в платочках: молодых - в светлых, пожилых - в темных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.

Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).

Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают. А хоронить стараются в новой, еще не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе "смертный наряд". Хотя, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как и покрывало, имитирующее саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).

Положение в гроб.

В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.

Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Считалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, "от бесов".

Гроб. При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.

Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями березового веника, причем "чистого", т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.

Положение. Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.

Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и "рукописание" - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставят свечи.

Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.

В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Проводы усопшего.

Домашние проводы. Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника.

Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах.

Сразу после смерти стараются поставить на полочку к иконам или на окно стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этому - "душа находится до шести недель дома".

В изголовье покойного зажигают свечи, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами - лампады.
Раньше в зимнее время не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневную литургию и панихиды, и только на восьмой день предавали тело земле.

Вынос тела. Бытует мнение" что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

Старались сразу же после покойника занять место - на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.

Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.

Топор.

Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет "подсечена" и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным солнечный крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения солнца и грома. Подобный топор, всаженный в двойной косяк, был неодолимым препятствием для нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилье.

Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы "запутать его след".

В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол.

При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.
Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи. Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Матери не должны были плакать по умершим детям. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался. Петр I издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который также не возымел действия.

Траурная процессия. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы.

Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.

В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений старались переносить гроб в рукавицах, на полотенцах, жердях, носилках.

В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем даже летом.

Сидя на санях.

Отсюда пошло выражение "сидя на санях", что означает "в конце жизни". Владимир Мономах так начинал свое знаменитое "Поучение": "Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться..." Перевернутые сани часто служили намогильным памятником. Но иногда сани сжигали либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями.

При выносе покойника из дома производился обряд "первой встречи" - человеку, который первый встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший, в свою очередь, первым встретил на том свете принявшего хлеб.

По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц.

Похоронной процессии, по церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища. Но, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались - покойничьими. Здесь часть провожающих покидала процессию, далее следовали преимущественно родственники.

На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам , существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие современная Библия , а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

Староверы всегда отличались от прихожан православной церкви, и обряд похорон у них также обладает некоторыми отличительными особенностями. Они стараются всегда придерживаться заветов предков – причем куда заметнее, чем в случае с прочими православными.

Из-под умирающего всегда убирали подушку, а к его губам обязательно прикладывали святую воду. Для облегчения мук умирающего ему задавались вопросы:

  • не желает ли он поведать что-либо важное;
  • нет ли у него желания исповедать свой грех;
  • не хранит ли он обиду на кого-либо из близких?

По окончанию исповеди всегда налагалась епитимья согласно озвученным им грехам. Считалось, что без такого покаяния нельзя предстать перед Богом. По нераскаявшимся же при жизни усопшим читали лишь молитву на отход души, но без отпевания.


Подготовка тела

Причитать у старообрядцев начинают обычно прямо с момента констатации факта смерти. Часто для подобных целей всегда приглашали плакальщиц, и опытные жалобщицы всегда могли своими причитаниями растрогать присутствующих.

В обязательном порядке по всему этому дому занавешивались абсолютно все зеркальные поверхности. Это касалось даже зеркал, начищенных металлических створок и самоваров.

Очищение всех телесных покровов всегда проводили в первые часы после кончины. В силу серьезной трудоемкости этим всегда занимались 2-3 человека. Начинали всегда с головы и заканчивали его ногами. Правую сторону омывали всегда прежде левой. Часто для подобных целей применяли крещенскую воду. После омовения такую воду никогда не выливали в общественных местах.

Одежду всегда заготавливали ранее – это были нательная рубаха, носки, а у женщин – чулки, мягкие тапочки из кожи, соломы либо грубой ткани. Женская рубашка достигала самых щиколоток, мужская – колен.

Гроб

Гроб изготавливали лишь после смерти и никогда не готовили заранее. Его обычно сбивали из досок, без применения железных гвоздей: их заменяли крепления боковин по типу ласточкин хвост.

На дно гроба клали оструганную щепу, много берёзовых листьев, хвойный лапник. В изголовье же клали подушку, которую набивали листьями или же собранными в течение всей жизни волосами, сверху клали само тело.

Похороны

Старообрядцы обычно хоронят на третий день. Но летом, чтобы избежать быстрого разложения, тело могли захоронить и на следующий день после смерти. Прощание с умершим обычно устраивали у порога его дома: для этого гробы выносили во двор, обязательно ногами вперед, и клали на стол или же табуреты. Собравшиеся обычно подходили к усопшему с длинными молитвами или поклонами. Хозяева могли сразу же накрыть обильный обеденный стол.