Высота храма василия блаженного на красной площади. Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри. Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»

Высота храма василия блаженного на красной площади. Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри. Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»
Высота храма василия блаженного на красной площади. Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри. Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»
№ 7710342000 Состояние хорошее Сайт Официальный сайт Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) на Викискладе

Координаты : 55°45′08.88″ с. ш. 37°37′23″ в. д.  /  55.752467° с. ш. 37.623056° в. д. (G) (O) (Я) 55.752467 , 37.623056

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , также называемый Собор Василия Блаженного - православный храм , расположенный на Красной площади Китай-города в Москве . Широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице ; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти » Патриарха .

Статус

Собор Василия Блаженного

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

История

Версии о создании

Покровский собор был построен в - годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством . Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма . По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела . По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем , как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения , но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного , чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля .

Собор в конце XVI - XIX вв.

  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
  • в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери , завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Первый этаж

Подклет

«Богоматерь Знамение» в подклете

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Сень над могилой Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане - праотцы, в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. - более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Роспись галереи

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Купол церкви Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского .

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского .

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.

Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Купол церкви Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Иконостас церкви Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Церковь Святой Троицы

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.

На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» - деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса - необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.

«Троица Ветхозаветная » в местном ряду иконостаса - одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

Церковь Трёх Патриархов

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».

Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе - история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.

Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

Центральная церковь Покрова Богородицы

Иконостас

Внутренний вид барабана центрального купола

Колокольня

Колокольня

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

См. также

  • Храм Спаса на Крови - мемориальный храм памяти Александра II в Петербурге, для которого храм Василия Блаженного послужил одним из образцов

Примечания

Литература

  • Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI-ХVII века. - М.-Л.: Искусство, 1943. - 12, с. - (Массовая библиотека). (обл.)
  • Волков А. М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин ; Рисунки И. Година. - Переизд. - М .: Детская литература , 1986. - 384 с. - (Библиотечная серия). - 100 000 экз. (1-е издание - )

Ссылки

А давай зайдём? - сказал сын.
- А давай! - ответил я.
Почему то, многие, находясь на Красной площади, смотрят на этот символ России (а именно таковым и является собор в глазах мировой обществености), и виядят в нём некий цельный объект, имеющий только красивую оболочку. Так же смотрят на мрамрную статую. Да и я так смотрел на него. Но после вопроса сына я понял, что надо исправлять ситуацию. Подробную историю Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , а именно так он официально называется, не буду тут цитатничать. Скажу только, что я ожидал увидеть некую классическую компоновку православного храма, к тому же я бывал в кремлёвских храмах и там всё именно так и было. Но тут всё по другому.


1. Вот этот красивый вход с шатром на самом деле выход из собора. А вход слева от меня. Билет можнго купить тут же в кассе (на предыдущем фото видно слева домик коричневый в кустах). Стоит он 350 руб. Детям бесплатный вход, но билет нужно взять всё равно. Надо сказать, что тут действуют разные льготы, из-за которых только при мне возникло несколько скадалов между кассиром и посетителями. Снимать можно, но без вспышки. На входе осматривают сумки.

2. Зайдя внутрь, ты попадаешь в какую то бесконечную вреницу сводчатых помещений. Тут нет привычной средней части храма, в которой обычно стоят верующие. Дело всё в том, что собор состоит из 10 храмов. Каждый из них назван в честь праздников, совпадающих с решающими боями за Казань. В честь той победы и был постороен собор.

3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом. Тоже не привычно. Из архитектурных особенностей мне запомнились эти скосы лесенкой. Они встерчаются по всему собору.

4. Между помещениями устроены такие окошечки, тоже с лесенками, только сверху.

5.

6. На каждом шагу расположены экспозиции посвещённые как стротельству собора, так и эпохам, через которые он прошёл.

7.

8. Красивый узор.

9. Экскурсия проходит по двум ярусам. Но вот вопрос как найти второй. Ты ходишь по коридорам и понимашь, что не знаешь как подняться на верх. Навигация тут очень слабо развита. Тебя кругами водит надпись "Продолжение осмотра".

10. Пока искали лестницу, забрели в Церковь святого Василия Блаженного. На самом деле именно она и дала название всему собору, так как в ней находится могила Василия Блаженного .

11. Алтарь.

12. А это сень над могилой.

13. Но вот, добрая девушка, сотрудница, указала нам куда идти дальше. Проход оказался скрыт в одном из залов, справа от главного входа (того, через который мы заходили). Лестница ведущая на верх очень узкая. Такое ощущение, что ты поднимаешся на вершину какой-то башни.

14. Второй ярус.

15. Всюду чувствуется древность. Как это часто бывает, при посещении не действующих храмов, мне не хватило (или я не зметил) их запахов. Свечи, ладан и тд.. Кстати, в Стамбуле, во дворце Топкапы, в одном из залов пел мулла (тут могу ошибиться в сане). Причём, его можно было увидеть только на выходе. Но, атмосферу это создавало необычайную.

16. Сквозь узкие окна видны купола. Каждый их них венчает одну из церквей собора.

17. Светильники мне понравились.

18.

19.Это иконостас церкви Николы Великорецкого.

20.

21. Высота прядка 28-ми метров. Помните тот самый высокий купол у собора? Мы сейчас под ним.

22. Створка двери. Кстати, я немного протормозил и не снял пол. Он под стеклом, так как это единственный сохранившийся деревянный пол собора.

23. Один из декоротивных элементов.

24. Верхний ярус опоясывает внешняя галерея. Сейчас она остеклена, но это не мешает делать фотографии с необычных ракурсов.

25. Вид на Москва-реку. Слева, на месте бывшей гостиницы "Россия" идёт грандиозное строительство. Прямо перед нами Большой Москворецкий мост и Васильевский спуск.

26. Памятник Минину и Пожарскому на фоне ГУМа. Справа - Лобное место.

27. Спасская башня.

28. Красная площадь и Государственный исторический музей. Надо отметить, что весь ансамбль Красной площади необычайно гармоничен.

29. Ну вот и выход.

30. Я рад что побывал внутри. И всем рекомендую заглянуть в Собор, так как он прекрасен не только внешним, но и внутренним убранством.

31. Спасибо за внимание!

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.


Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников