Верные суждения об истине и ее критериях. Представление об истине и ее критериях в истории философии. «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки

Верные суждения об истине и ее критериях. Представление об истине и ее критериях в истории философии. «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки

pone возникло и стало шириться движение, провозгласившее банкротство науки. Оно включало в себя следующую доблестную когорту ниспровергателей научного разума:

1. Течения в современной философии, утверждавшие, что статус науки не выше любого функционального мифа.

2. Малочисленная, но довольно-таки влиятельная в культуре группа отчужденных маргинальных интеллектуалов, например Артер Кестлер.

3. Настроения научного сообщества, связанные стремлением отыскать соответствия между мышлением Нового века и восточным мистицизмом, найти выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустальночистой власти».

4. Радикальное крыло научного направления, склонного к высказываниям, принижающим значение научного знания, типа «сегодняшняя физика - это всего лишь примитивная модель подлинно физического».

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Истина и ее критерии.

Целью научного познания является достижение истины. Однако споры о понятии истины, о ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Платон весьма настоятельно рекомендовал отделять истинное знание как эпистеме от доха- мнения. Аристотелю принадлежит определение истины, которое впоследствии получило название классического. Оно гласит: истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины именуют теорией соответствия. Вместе с тем возникает вопрос о том, что чему должно соответствовать. У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать соответствие наших представлений реальности. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: простота и ясность (Декарт), всеобщность и необходимость (Кант), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П.Флоренский утверждал, что истина есть «естина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений,

135 только для ознакомления

Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки 1bitt

изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.

Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь при сопоставлении знания с объектом в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический, общественноисторическая практика есть универсальный критерий истины.

В современной научной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне сознания познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.

История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием. Истина представляет процесс, обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому ее следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который неотделим от деятельности.

Понимание истины как процесса включает в себя понимание того, что истина всегда конкретна и включает в себя момент абсолютности и относительности. Термин «абсолютная истина» имеет три значения:

Точное исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некоторый своеобразный гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.

Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины». Примеры подобных истин: Лев Толстой родился в 1828 г., химический элемент обладает атомным весом.

только для ознакомления

PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки 1bitt

Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная

система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.

Коль скоро исторично человеческое бытие, исторично и научное познание. Историчны и подвержены размыванию и старению критерии истинного знания. Обычно критерии определяются как правила оценки результатов познания, их соответствия стандартам науки и объективной реальности. Считается, что именно критерии позволяют субординировать результаты познания с позиций принадлежности или отдаленности их от науки. Автор монографии «Критерии научности» В.Ильин подчеркивает, что критерии научности задаются диспозициями (набором предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов), санкциями (вступающими в силу вследствие игнорирования или деформаций диспозиций), условиями (фиксирующими особенности возможных ситуаций в науке). Поскольку критерии научности неоднопорядковы, их следует классифицировать и, по мнению того же автора, подразделить на три группы:

1. Критерии группы «А» отделяют науку от ненауки при помощи формальной непротиворечивости, опытной проверяемости, рациональности, воспроизводимости, интерсубъективности.

2. Критерии группы «Б» представляют собой исторически преходящие нормативы, требования к онтологическим схемам, гипотезам существования. Они фиксируют культурностилистические размерности мышления ученых.

3. Критерии группы «В» составляют дисциплинарные критерии научности, предъявляемые к профессионально расчлененным отраслям знания. Они представляют собой инструмент аттестации конкретных видов знания и деятельности, отображающий частные параметры науки.

Исследования, многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этапе развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности исчерпывающего реестра критериев истинности. Это справедливо в связи с постоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия,

PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки 1bitt

как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, а на вторых - логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания.

В объем логического критерия входят требования непротиворечивости, полноты, независимости. Среди этих составляющих непротиворечивость, которая, согласно сформулированному еще Аристотелем закону непротиворечивости, звучит так: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время и было присуще и не было одному и тому же в одном и том же отношении, - занимает самую шаткую позицию. По отношению ко многим основополагающим логическим системам в отношении их содержательных выводов (например, теорема о неполноте Геделя) можно усмотреть их принципиальную противоречивость. И выдвинутый К.Поппером принцип фаллибилизма - принципиальной опровержимости научных положений, поскольку они носят гипотетический характер в отличие от религиозных догматов - обыгрывает именно ограниченность императиванепротиворечивости.

Существенные изъяны очевидны и в требованиях полноты как компоненты логического критерия истинности. Семантическая и синтаксическая полнота - всего лишь желаемый идеал всестороннего описания действительности, а не реальность в бурно изменяющемся и постоянно развивающемся мире. С требованием независимости связывают ситуацию невыводимости одной аксиомы из другой и условия соблюдения принципа простоты в науке. Однако независимость как составляющая логического критерия в конечном счете упирается в конвенции - соглашения между учеными в выборе той или иной системы отсчета в качестве исходной.

Особое внимание привлекает к себе принцип простоты, который может быть обоснован как с онтологической стороны ссылкой на гармонию и завершенность, объективно присущую миру, так и с синтаксической и прагматической точек зрения. Понятие синтаксической простоты, как отмечают исследователи, задается представлением об оптимальности, удобстве применяемой символики, способов кодирования, трансляции. Понятие прагматической простоты уточняется посредством введения представлений о простоте экспериментальных, технических, алгоритмических аспектов научной деятельности. И именно из принципа простоты, с которым связывают стройность, изящность, ясность теории, вытекает эстетический критерий истинности. В высказываниях многих ученых чувствуется тяга к красоте теории, «темные понятия» которой уже с самого первого взгляда свидетельствуют о ее неудовлетворительности. Когда

PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки 1bitt

речь заходит об эстетическом критерии, то с необходимостью следует ссылка на П.Дирака, которому принадлежит суждение: «Красота уравнений важнее, чем их согласие с экспериментом». А.Эйнштейн также предлагал применять к научной теории критерий внутреннего совершенства. Внедрение в чуждую эстетике и художественному видению мира автономную сферу строгой науки идеалов эстетичности весьма проблематично, хотя определенная взаимосвязь этих двух способов мироосвоения очевидна.

Особое место в массиве критериев научности отведено когерентности. Она обеспечивает согласованность, взаимосвязанность полученных исследовательских результатов с теми знаниями, которые уже были оценены как фундаментальные. Тем самым когерентность охраняет науку от проникновения в нее претенциозных, не имеющих достаточных оснований суждений и положений.

Нередко указывают также и на прагматический критерий научного знания, ориентирующийся на успех как на самый главный признак научного исследования. Критерий строгости в науке имеет также весьма существенное значение. Понятие научной строгости входит в объем критерия объективности. Э. Агации определяет научную строгость «как условие, предполагающее, что все положения научной дисциплины должны быть обоснованными и логически соотнесенными».

Иногда в качестве критерия истины выступает понятие эври-стичности, отражая творческий потенциал содержащихся в теории основоположений. Эвристичность фиксирует способность теории к саморасширению, к выходу за собственные пределы, отвечает за появление принципиально нового и нетривиального. Именно при помощи категории «эвристичность» отрицается все, что не обеспечивает прироста информации.

С процедурой фальсифицируемости связывают исключительно эмпирический критерий научности. В отличие от фальсифицируемости фальсификация представляет собой методологическую процедуру, устанавливающую ложность гипотезы или теории в соответствии с правилами классической логики. При фальсификации должны быть сформулированы научные правила, усматривающие, при каких условиях система должна считаться фальсифицируемой. Фальсификация основывается на фальсифицируемой гипотезе, которая имеет эмпирический характер.

Поэтому не следует соглашаться с позицией, пытающейся отыскать и провозгласить один единственный критерий истинности. Такой критерий представал бы как абсолютный и внеисторич-ный, поскольку никак не зависел бы от конкретноисторической формы развития науки и практики.

Давно известно, что фундаментальные открытия делаются «на кончике пера» и что практика в качестве критерия истины столь

PDF-версия специально для MirKnig.com

Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки 1bitt

же определенна, сколь и неопределенна, чтобы не позволить достигнутому уровню человеческих познаний превратиться в абсолют. И тем не менее недостаточность эстетического критерия истины (согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой, красивой формой уравнений, изяществе доказательств), логического критерия истинности (когда все должно быть обосновано, непротиворечиво и самодостаточно, на основе выводов и доказательств) и всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании, хотя выявить истину можно лишь при сопоставлении (соотнесении) знания с объектом. Видимо, следует согласиться с тем, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степин B.C. Идеалы и нормы в динамике научного поиска/ Идеалы и нормы научного поиска. Минск, 1981.

2. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции//Вопросы философии, 1997, № 2.

3. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

4. Дынич В.И., Емельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения// Вопросы философии. 1994, № 9.

5. Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992, № 2.

6. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

7. Агации Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

только для ознакомления

PDF-версия специально для MirKnig.com

Вариант – 1

1.

1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика 6) суждение 7) понятие

2.

1) поведение 2) ощущение 3) предложение

4) восприятие 5) понятие 6) суждение

3.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

4. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

5.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина - знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

6.

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

7.

1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.

2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.

3) Относительная истина - это ограниченно верное знание.

4) Только абсолютной истине свойственна объективность.

5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

8. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина - это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

9. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

1) чувственное познание

2) рациональное познание

10. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анкетирование одноклассников 2) наблюдение за поведением одноклассников

3) описание внешнего вида одноклассников 4) выявление закономерностей поведения

5) выдвижение гипотезы 6) формулирование выводов

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается. В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».

Список терминов:

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под термином «____»(А) в философии понимается процесс отражения объективной действительности в сознании человека. Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней - _____(Б) (эмпирический уровень) - характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме __(В), восприятия и представлений. Она является исходным пунктом освоения мира.

Другая ступень познавательного процесса – _____(Г) (теоретический уровень) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся ___(Д), синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, суждения, _____(Е)».

Список терминов:

13.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительного) вида истины .

Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии, 10 кл.

Вариант – 2

1. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) умозаключение 2) ощущение 3) представление

4) суждение 5) планирование 6) описание

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение 3) моделирование 2) восприятие 4) представление 5) понятие 6) суждение 7) практика

3. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

4. Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.

2) К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.

3) Практическое применение может проверить истинность знания.

4) Разум и интуиция учёного являются критериями истины.

5) С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.

5. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.

6. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Наблюдение - одна из форм рационального познания.

3) Одним из результатов рационального познания являются научно сформулированные научные законы и теории.

4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.

5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов».

7. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

5) Истина всегда объективна.

8. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина - это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины - соответствие существующим научным теориям.

9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ощущение

Б) понятие

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение

1) чувственное познание

2) рациональное познание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

10. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

11.

«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней - ________(Б) - характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса - _______(Д) - обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».

Список терминов:

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

Список терминов:

13.

14.

Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии, 10 кл.

КЛЮЧИ

35|53

13|31

15|51

21211

618324

365714

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: Познание – процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания, например: И восприятие, и представление как формы чувственного познания предполагают создание целостного образа объекта.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины .

Пояснение.

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности.

2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

    12112

    584126

    659247

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: познание - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;

2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие - целостный образ предмета.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: истина - это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);

2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». Проблема истины, как и проблема смены теории, не такая уже тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов. Атомы неделимы» является ли с позиции науки нашего времени истиной или заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом?

Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность, на практике оказаться ложной? В этом случае мы придем к признанию того, что сегодняшняя теория (теории) - социологические, биологические, физические, философские- только «сегодня» истинные, а через 100-300 лет будут уже заблуждениями? Альтернативное утверждение, что концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходиться отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, атомистическая концепция XVII-XVIII вв. не истина и не заблуждение.

Классическая концепция истины

Концепция, согласно которой, истина - есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее начинается теоретическое исследование истины. Классическая концепция всегда стояла ближе к материальному, чем к идеальному. Лишь в рамках материализма она получила свое полное развитие.

Центральным понятием классической концепции является понятие соответствия мыслей действительности. Когда говорят о том, что мысль соответствует действительности, имеют в виду следующие: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятием «воспроизведение», «адекватность».

Другое важное понятие классической концепции - понятие действительности, или реальности. Когда познание ориентировано на внешний мир, то это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Однако в контексте теории истины такая трактовка действительно является все же узкой. Эта концепция претендует на универсальность, на принятие понятие истины не только к мыслям, обращенным к объективному миру, но и к мыслям, относящимся к объектам любой природы, в том числе и к мысленным объектам.

В любом ли случае, мысль, соответствующая действительности, может быть квалифицирована как истина? Здесь существенное значение имеет то, что представляет собой мысль с точки зрения своей логической формы. Понятия: атом водорода, и подобные. В логическом плане они - суть понятия. Первое существует в реальном мире, второе - нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, однако эта логическая форма в любом случае лишена истинного значения. В логической литературе почти общепринято считать, что носителями истинного значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествовательными предложениями.

В зарубежной философской и логической литературе, иногда проводится различие между просто повествовательными предложениями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина связана не с любыми повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.

Но не все утверждения с точки зрения классической концепции являются носителями истинных значений. Так же существует класс утверждений, которые не являются ни истинными, ни ложными. Обычно в классической концепции в качестве истины принимаются только такие предложения, которые являются описательными (дескрентивными). Предложения, не являющиеся дескрептивными, считаются лишенными истинного значения.

Эта концепция столкнулась с целым рядом проблем:

а) Проблема природы, познаваемой реальности.

Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром «самим по себе», а в том его виде как он (мир) чувственно воспринимается и концептуально осмысливается. Факты, которым соответствует истинное знание и которые определяются как то, что имеет место, является элементами необъективного, чувственно воспринято и концептуально осмысленного мира.

Такая ситуация создает определенные трудности. Согласно корреспондентской теории истины, факты являются независящими от мышления предпосылками истины, которым должны соответствовать убеждения, если они истинны. Но факты не являются не зависящими от мышления и не могут быть таковыми, ибо они несут концептуальную нагрузку.

б) Проблема характера. Соответствие мыслей реальности.

Классическая концепция истины рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями. Это соответствие сопряжено с целым рядом конвекций, соглашений. Так Д. Хэшлин пишет: «Часто говорят, что корреспондентская теория не может быть даже основной для оценки некоторого положения, как истинного. Ибо данная теория предполагает, что существует простое отношение между языками и миром, что утверждения являются копиями мира. Язык, в действительности, не похож на эту копию, поэтому данная теория ошибочна».

в) Проблема критерия истины.

Если человек непосредственно контактирует не с миром «в себе», а чувственно - воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения действительности? Если соответствие или несоответствие индивидуальных, частных утверждений «обозримо» для исследователя, то этого нельзя сказать об универсальных высказываниях. Универсальность предложения создает трудности для ее проверки.

Классическая концепция в любой действительности приводит к логическому противоречию, получившему название «парадокс лжеца». Согласно классической концепции, истина представляет собой соответствие утверждения некоторому референту. Однако она не ограничивает выбор референтов высказываний. Референтом данного высказывания может быть само это высказывание.

«Парадокс лжеца» является парадоксом классической концепции истины. Он был воспринят некоторыми философами, как свидетельство ее логической противоречивости.

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

1.
А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина - это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.

Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вариант № 2868013

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Прибыль , имущество , собственность , объ­ект налогообложения , цен­ные бумаги , зе­мель­ный участок .

Ответ:

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».

1) социальные нормы

2) санкции

3) государственное принуждение

4) формальная определенность

5) ответственность

6) свободный выбор

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина - это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины - соответствие существующим научным теориям.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми структуры деятельности: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Эко-но-ми-ку как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ре-сур-сов.

2) Эко-но-ми-ку как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой про-мыш-лен-но-сти.

3) Эко-но-ми-ка вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хо-зяй-ство.

4) Эко-но-ми-ка как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Эко-но-ми-ка как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное про-из-вод-ство.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведённом ниже списке отличительные признаки рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода конкуренции

2) экономическая свобода производителей

3) массовое промышленное производство

4) преобладание коллективных форм собственности

5) натуральное хозяйство

6) диктат хозяйственного опыта предков

Ответ:

На графике отражено изменение предложения моркови и лука на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (на графике Р - цена товара‚ Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение доходов производителей моркови и лука

2) гибель урожая в результате неблагоприятных погодных условий

3) уменьшение платы за аренду земельных участков

4) снижение цен на дизельное топливо и бензин

5) повышение цен на посадочные материалы

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­ях мо­ло­де­жи от дру­гих со­ци­аль­ных групп и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания , под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Молодежь от­ли­ча­ет­ся от дру­гих групп со­ци­аль­ной активностью.

2) Перед мо­ло­де­жью стоит за­да­ча про­фес­си­о­наль­но­го самоопределения.

3) В от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных групп, жиз­не­де­я­тель­ность мо­ло­де­жи целенаправленна.

4) К осо­бен­но­стям со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния мо­ло­де­жи от­но­сит­ся вы­со­кий уро­вень мобильности.

5) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па от­ли­ча­ет­ся ак­тив­ным по­ис­ком сво­е­го места в жизни.

Ответ:

Учёные опро­си­ли груп­пу 45-летних жи­те­лей стра­ны Z. Жен­щи­нам и муж­чи­нам за­да­ва­ли вопрос: «Почему сни­жа­ет­ся вос­пи­та­тель­ный по­тен­ци­ал семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны в гистограмме.

Проанализируйте дан­ные гистограммы. Вы­бе­ри­те из приведённого спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Мужчины и жен­щи­ны еди­но­душ­ны в опре­де­ле­нии глав­но­го фактора, сни­жа­ю­ще­го вос­пи­та­тель­ный по­тен­ци­ал семьи.

2) Плохие от­но­ше­ния между ро­ди­те­ля­ми как при­чи­на сни­же­ния вос­пи­та­тель­но­го по­тен­ци­а­ла семьи не­до­оце­ни­ва­ют­ся опрошенными.

3) Женщины более не­га­тив­но оце­ни­ва­ют вме­ша­тель­ство род­ствен­ни­ков в вос­пи­та­ние детей, чем мужчины.

4) При оцен­ке раз­лич­ных факторов, вли­я­ю­щих на вос­пи­та­ние детей, муж­чи­ны в мень­шей степени, чем женщины, при­да­ют зна­че­ние со­ста­ву семьи.

5) Отсутствие у ро­ди­те­лей не­об­хо­ди­мых зна­ний не рас­це­ни­ва­ет­ся опро­шен­ны­ми как ве­ду­щий фак­тор сни­же­ния вос­пи­та­тель­но­го по­тен­ци­а­ла семьи.

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке эле­мен­ты си­сте­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов между вет­вя­ми вла­сти в пра­во­вом государстве. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) возможность на­ло­же­ния Пре­зи­ден­том РФ вето на законопроект

2) конфедерация об­ществ за­щи­ты прав потребителей

3) свободные сред­ства мас­со­вой информации

4) институт Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека

5) право ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы Пре­зи­ден­том РФ

6) подотчётность Пра­ви­тель­ства РФ парламенту

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между ком­по­нен­та­ми по­ли­ти­че­ской си­сте­мы и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет ча­стич­ный за­прет на де­я­тель­ность оппозиции. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что в го­су­дар­стве уста­но­вил­ся ав­то­ри­тар­ный по­ли­ти­че­ский режим? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми она указана.

1) власть носит пуб­лич­ный характер

2) сложилась си­сте­ма пра­во­охра­ни­тель­ных органов

3) все сто­ро­ны жизни под­чи­не­ны еди­ной идеологии

4) большое вли­я­ние имеет цер­ковь как об­ще­ствен­ный институт

5) для удер­жа­ния вла­сти ис­поль­зу­ют­ся си­ло­вые структуры

6) контроль над эко­но­ми­кой пол­но­стью централизован

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к про­яв­ле­ни­ям кон­сти­ту­ци­он­но­го прин­ци­па со­ци­аль­но­го го-су-дар-ства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) за-прет уста­нов­ле­ния об­ще­обя­за­тель­ной идео-ло-гии

2) ра­вен­ство прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от пола, расы, на-ци-о-наль-но-сти, языка

3) уста-нов-ле-ние го­су­дар­ствен­ных пен­сий и по-со-бий

4) охра­на труда и здо­ро­вья людей

5) га-ран-тии един­ства эко­но­ми­че­ско­го про-стран-ства

6) уста-нов-ле-ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда

Ответ:

Най-ди-те в при-ве-ден-ном ниже спис-ке по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к ос-но-вам кон-сти-ту-ци-он-но-го строя РФ. За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) при-зна-ние прав и сво-бод че-ло-ве-ка выс-шей цен-но-стью

2) усло-вия и по-ря-док за-клю-че-ния тру-до-во-го до-го-во-ра

3) вер-хо-вен-ство Кон-сти-ту-ции и фе-де-раль-ных за-ко-нов РФ на всей ее тер-ри-то-рии

4) об-сто-я-тель-ства, ис-клю-ча-ю-щие уго-лов-ную от-вет-ствен-ность

5) идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между действиями, на­прав­лен­ны­ми на со­зда­ние закона, и ста­ди­я­ми за­ко­но­твор­че­ско­го процесса, на ко­то­рых эти дей­ствия осуществляются: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫЕ НА СО­ЗДА­НИЕ ЗАКОНА СТАДИИ ЗА­КО­НО­ТВОР­ЧЕ­СКО­ГО ПРОЦЕССА

A) обращение в ор­га­ны пред­ста­ви­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми по со­вер­шен­ство­ва­нию законодательства

Б) воз­буж­де­ние перед за­ко­но­да­тель­ной ин­стан­ци­ей во­про­са об из­ме­не­нии закона

B) заслушивание до­кла­да о вне­сен­ном законопроекте

Г) чте­ния по за­ко­но­про­ек­ту на за­се­да­нии палат пред­ста­ви­тель­но­го органа

Д) вне­се­ние в за­ко­но­да­тель­ную ин­стан­цию го­то­во­го законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника? Запишите под которыми указаны соответствующие черты отличия.

1) требование соблюдать дисциплину труда

2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра

3) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

4) необходимость согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора

6) выполнение работы в соответствии с трудовым договором

Ответ:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство - один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

При-ве-ди-те на ос­но­ве тек­ста любые три зна­че­ния тер­ми­на «куль-ту-ра».


(Д. А. Лалетин )

Как, по мне­нию ав-то-ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де-я-тель-ность? По­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль-ту-ры, ука­зан­ным в тек-сте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «культура» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто неопределённо. До­ста­точ­но напомнить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка вообще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «культура Древ­ней Руси», «культура ан­тич­но­го мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле говорят, например, о мно­гих культурах, о срав­не­нии культур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии культур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «культура» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая культура, со­здан­ная в определённом ареале...

Этим сло­вом (термином) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «культурное» или «некультурное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской деятельности; они не могут по­явить­ся в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие способности, ха­рак­тер­ные черты и привычки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном общества; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, со­ци­аль­ные институты, орудия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми компоненты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской деятельности, име­ю­щие место в кон­крет­ном социуме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого социума. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных соображений, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став культуры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (локальной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет неполной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми частями, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе говоря, куль­ту­ра конкретно-исторического об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в преступности, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и процессах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «антикультура», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как целого.

(Д. А. Лалетин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «культура» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто неопределённо. До­ста­точ­но напомнить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка вообще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «культура Древ­ней Руси», «культура ан­тич­но­го мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле говорят, например, о мно­гих культурах, о срав­не­нии культур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии культур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «культура» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая культура, со­здан­ная в определённом ареале...

Этим сло­вом (термином) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «культурное» или «некультурное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской деятельности; они не могут по­явить­ся в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие способности, ха­рак­тер­ные черты и привычки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном общества; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, со­ци­аль­ные институты, орудия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми компоненты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской деятельности, име­ю­щие место в кон­крет­ном социуме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого социума. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных соображений, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став культуры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (локальной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет неполной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми частями, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе говоря, куль­ту­ра конкретно-исторического об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в преступности, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и процессах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «антикультура», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как целого.

Этим сло­вом (термином) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «культурное» или «некультурное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской деятельности; они не могут по­явить­ся в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие способности, ха­рак­тер­ные черты и привычки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном общества; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, со­ци­аль­ные институты, орудия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми компоненты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской деятельности, име­ю­щие место в кон­крет­ном социуме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого социума. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных соображений, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став культуры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (локальной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет неполной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми частями, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе говоря, куль­ту­ра конкретно-исторического об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в преступности, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и процессах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «антикультура», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как целого.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.4 Политология: «Тоталитаризм - такой политический режим, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.