Велесов День – что мы знаем об этом празднике? Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления

Велесов День – что мы знаем об этом празднике? Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления
Велесов День – что мы знаем об этом празднике? Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления

Славянские язычники отмечают Великий Велесов день (Коровий праздник). Владыка животных является очень мощным и таинственным Богом. Он предстает "крупным рогатым богом скота", богом богатства, счастья, сельского хозяйства и животноводства.

В древние времена праздник приходился на Лютен месяц. В это время природа еще в ледяном сне, но жестокая зима подходит к концу.

И только Велес остается с людьми в этот тяжелый период, не позволяя шаловливым духам играть трюки над людьми и животными. А Марена, богиня зимы гневается на него, пытаясь напустить лихорадку на людей и скот. Природа находится в ледяной дремоте, и только бог Мудрости обходит города и села, чтобы не расстраивались люди.

Этот день является переломным моментом зимнего периода, когда люди ощущают неизбежное приближение весны. Часто можно услышать выражение, что сам Велес «сломал рога» холодной поре. В этот день Владыка всякого живота защищает скот, гонит прочь болезни, и дает силы жить в морозы.

Люди начинают готовиться к празднику накануне. Выливают молоко в специальные кувшины, раскидывают ковры или шкуры животных, на которых ставят высушенные коровьи рога. Ночью волхвы идут к алтарю, чтобы узнать волю Мудрого Бога. Сны, которые приходят в эту ночь пророческие.

Этот день считается хорошим для лечения заболеваний, для изготовления различных оберегов (амулетов), которые символизируют Силу жизни и творческой силы. На праздник готовят ритуальную пищу: кашу с большим количеством масла и пьют мед. Есть говядину в праздник строго запрещено, потому что сам Бог родился на заре мира от небесной коровы. Пища благословляется на алтаре, а затем помещается на стол для общего пира.

В древние времена после шествия состоялся ритуальный бой Велеса и Марена. Под общие ликования Бог животных (одетый в шкуру быка с копьем) "ломал рог" о Марену. А потом начинались игры и люди шли пировать.

Ночью женщины, хранители очага, производили ритуал вспашки. Они делали борозду деревянным плугом вокруг деревни, чтобы защитить ее. Самая старая женщина шла от двери к двери, сообщая об обряде, прося людей не выходить из домов и не смотреть в окно, чтобы избежать большой беды. Женщины мыли и сушили руки, распускали волосы. Мужчины остались в своих домах, глядя на огонь, который символизировал очаг и честную жизнь. После принесенной жертвы для Велеса, большая чашка медовухи переходила от одного человека к другому.

Другим важным моментом праздника является борьба Велеса со священным Медведем. В отличие от воинственных конкурсов, проводимых в День Перуна, поединки на Велесовый день добродушные. Мать-Земля советует человеку не убивать друг друга, а честно трудиться.

Ночь после Великого Велесова дня хороша для зачатия детей, которые будут сильны духом и телом. Перед тем, как лечь спать, женщины чешут волосы своих мужей специальными гребнями, чтобы защитить их от различных болезней и наполнить силой и мудростью Велеса.

По окончании праздника волхвы уходили глубоко в лес, били в ритуальные бубны и пели хвалу Мудрому Богу.

Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Встарь для славян, живущих в ладу с природой и обретающих достаток собственными трудами, со скотиной на подворье связывали богатство. Потому в Велесов День обращаются к славянскому Богу Велесу как к Богу, помогающему обрести и приумножить достаток.

Велесов День наступает сразу после Малых Велесовых Святок. Об этом празднике можно больше прочесть в нашей статье «Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу ».

Славянские мифы рассказывают, что однажды Морена , Богиня Зимы и Смерти, решила уморить всех коров в деревнях да создала страшного духа коровью смерть. Было это в феврале, когда приходит пора зиме отступать. С начала Малых Велесовых Святок ходит коровья смерть по дворам и только после Дня Велеса покидает мир Яви.

Когда явилась впервые коровья смерть, Велес прознал про то, посоветовался с Богиней Макошь да другими Богами и научил деревенских женщин, как прогнать коровью смерть. С тех пор повелось, что празднуют в деревнях Малые Велесовы Святки и День Велеса, проводят обряды на защиту домашнего скота, прогоняют коровью смерть, и сказывают, что «Велес сшибает рог зиме» – зимней стуже скоро придет конец.

Славянские обряды на Велесов День

Утром в День Велеса может проводиться обряд изгнания из деревни коровьей смерти, иногда этот обряд проводят раньше, в один из дней Малых Велесовых Святок. В обряде участвуют только женщины, мужчины и дети не выходят из избы, пока женщины не вернутся после обряда домой. Деревню опахивают, создавая вокруг неё снежную борозду, которую не может переступить коровья смерть.

В Велесов День проводят обряды на здоровье домашнего скота. Обязательно дают скотине лучший корм. Часто выпекают особый хлеб, который посвящают Богу Велесу, и кормят скотину им. В муку для выпечки этого хлеба может быть подмешано немного зерна из колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая. При этом приговаривали:

Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали.

Иногда в Велесов День выставляли утром на мороз и оставшиеся колосья от «Велесовой бороды», чтобы позже при посеве зерна добавить их к остальному зерну. Славяне верили, что так урожай будет богаче. Женщины также выставляли на мороз непряденый лён, чтобы пряжа получалась ровнее, тоньше.

Хозяйки в Велесов День пекут сдобные пышки на молоке да подают их со свежим маслом. Такое блюдо появляется на столе впервые за зиму, потому что только в начале февраля коровы рожают телят и появляется свежее молоко.

В сам Велесов День не выполняют работы, кроме ухода за домашним скотом. Славяне считали, что работа в День Велеса может навлечь болезни на коров.

Приметы на Велесов День

Про день Велеса есть такие приметы да поговорки в народе:

  • У Велеса и борода в масле (в начале февраля коровы начинают рожать телят, появляется свежее молоко и масло).
  • Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги.
  • Если в день Велеса оттепель, суровых морозов больше не будет.
  • Велес рог зиме сшибает.
  • Велес не обманет, от всякой прорухи упасёт! (говорили, отправляясь на торг, с Велесова Дня начиналась продажа скота).

Во времена двоеверия на Руси наши предки праздновали 11 февраля один из самых значимых славянских праздников - день Велеса или святого Власия, покровителя скота. Он приходится на самую суровую (лютую) зимнюю пору: люди его очень ждали и верили, что придет Велес и “сшибет рог Зиме”, а значит пойдут на спад морозы, и наконец наступит Весна. В деревнях Бога Велеса еще величали “Скотий Бог” или “Велес Корович”, оберегающий домашних животных от смерти и болезней. Традиции наших предков наполнены огромным смыслом и поэтому, о них будет полезно узнать каждому. Редакция ТМ “Плацент Формула” и “Ланьер” подготовила много всего интересного об этом особенном празднике, не пропустите!

11 февраля в деревнях праздновали Большой Велесов день, делали оберег для домашних животных и всего дома, просили защиты и покровительства для самих хозяев и всего имущества, процветания и приплода. В этот день, чтобы “коровья смерть” не одолела скотину, освящали ее водой, приговаривая: “Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков: чтоб со двора шли-играли, а с поля шли-скакали”.

Традиции и обряды празднования Велесова дня

Одна из народных примет - если наступает оттепель на день Велеса, ждите теплой весны. В противном случае, зима (Морена-Зима) будет еще долго буйствовать суровыми морозами. Но на то и Велес, который дает людям силы пережить стужу.

Как же праздновали день Велеса наши предки? Начинали приготовления заранее. Накануне праздничного дня, вечером, хозяюшки разливали молоко по кувшинам, а по всему дому расстилали шкуры и раскладывали высушенные и очищенные коровьи рога.

В день праздника главным угощением была каша, от всей души приправленная маслом. Запрещалось подавать говядину или телятину: по поверьям матерью могучего Быкоголового Велеса была Небесная Корова Земун.

На стол также ставили крепкий медовый напиток. Его пили молодицы, “чтобы скотина ласковой была”, а своих мужей “били” прялкой для льна, чтобы “бычки были здоровыми и послушными”. Заканчивалась трапеза молитвой к Велесу.

Мужчинам в это день надо было сидеть дома и не выходить “на беду великую”. Обряд отгона “коровьей смерти” совершался женщинами и специально выбранной повещалкой. Несмотря на мороз, они в одних рубахах, с распущенными волосами, с дубинами и серпами шли на Капище. Если на на пути встречался человек или животное - били, не жалея, так как верили, что в них прячется “коровья смерть”.

Велес - Великий славянский бог

Если Перун у славян считался покровителем воинов, то Велес был защитой мирным людям, всей Русской земле. Его признавали владыкой дикой природы, поэтому называли “Скотий бог”. Он также был покровителем путешественников и торговли, бог удачи, Великий волшебник. Много других разных обликов было у Велеса, все они были тем, как воспринимал его народ.

Обращаться к нему за поддержкой и помощью мог любой человек. Например, для людей, которые заняты физическим трудом (земледельцы, фермеры и пр.) Велес предстает, как хозяин Природы, Скотий Бог. Для деловых людей - он становится богом богатства и покровителем торговли, разрушителем любых препятствий.

Велеса считали могучим богом, объединившем в своем Начале такие главные понятия, как Величие, Власть, Воля. Он - это Творец, Защитник и Разрушитель, Вещий наставник и Владыка всей Природы.

Считалось, что именно этот день лучше всего подходит для гадания . 11 февраля все девушки собирались и гадали на любовь, удачу и благополучие. Если и вы хотите узнать, что вам преподнесет судьба в ближайшее время, предлагаем прочитать статью “ ”. В этой статье мы откроем вам секреты наших предков, которые могли не только увидеть своего суженного, но и правильно растолковать вещие сны и сделать для себя мошнейший оберег.

Счастья, здоровья, мира и процветания всем вам! ТМ “Плацент Формула” и “Ланьер”

Могуч и славен… Велес-бог! Вот так и никак иначе!

Велес (Волос) один из старших богов славянского пантеона, внук Перуна, сын Сварога, брат Даждьбога – Ярилы.

Как же получилось, что называют его «Тёмным Богом»?

Почему славят его, коли он – тёмный?

В привычном для нас понятии, слово «тёмное» ассоциируется с чем-то страшным, неразумным, животным началом. А тут – Бог! Да ещё из «эшелона верхней власти», так сказать. Давайте разбираться!

Началось всё давным-давно.

После того, как Лада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Был свет и была тень.

Но день не сменялся ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине – вечная ночь и вечная зима.

Вот тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. И поручили эту задачу Велесу. Кто лучше бога-оборотня смог бы справиться с этим?

Обернулся Велес в чудовищно-огромного крылатого змея, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтился в землю. Словно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасывая за собой огромные камни, заставляя сдвинуться неподвижную твердь.

Могутной его силе его толчков уступила неподвижная до селе земля и… повернулась!

С тех пор, раскрученная Великим Змеем она так и крутится, сменяя день ночью, а ночь – ясным днём.

В какую сторону рыл Велес, в ту сторону и начала вращаться земля.

С того времени день стал сменятся ночью; за зимою проходили весна и лето, сменяясь на осень и зиму…

Вот так: вдох – выдох; радость – печаль; жизнь – смерть.

Это даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это – основа всей жизни.

Происходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду – посолонь, по часовой стрелке. Значит, против часовой стрелки будет – осолонь.

Вот этот-то закон правильности движения и дал всем живущим на земле Великий Велес, это он привёл сотворённый Родом мир в движение.

Выброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

Потому и славят Велеса, брата Хорса, как Великого Бога, Бога Всего Сокрытого, Тёмного Бога.

Вплоть до IX в. стоял на Чудском озере Тёмный Храм – капище Велесово, о чём рассказал нам летописец в житие Авраамия Ростовского: «Чудские люди ходют поклоняться идолу камену, называют его Велесом Великим и Великим Змием. Одевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.»

Существовало капище и недалеко от г. Владимира на реке Колочке, где впоследствии и был основан Николаевский монастырь, который люди ещё долгое время называли «Волосовым монастырём».

В Македонии есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка. Тут надо сказать, что Илья-пророк в христианстве «принял на себя обязательства» Перуна.

А в Хорватии есть небольшой городок Волоско, расположенный как раз под горой Перун.

Стоял кумир Велеса и в пантеоне князя Владимира.

Только стоял он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на Подоле, на самом берегу реки Почаины.

Почему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенностях, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Никакого изгнания нет! Велес – не просто бог-брат Богу-Солнцу, он сам Правитель Нижнего мира – Нави, Бог Луны, страж реки Смородины (Ра-река) и хранитель Чёрного камня Познания.

А Солнце с Луной вместе не встречаются, потому и стоит Велесов идол супротив идола Даждьбога и отца их – Перуна.

Надо сказать, что понятия «Правь», «Явь» и «Навь» - единая триада нерушимости мира. Грубо можно объяснить так: «Явь» - это реальность, в которой мы живём; «Правь» - истинные законы, которые управляют Вселенной; «Навь» - потусторонний мир, который совершенно не является миром мёртвых, как многие себе представляют, мир мёртвых находится в Нави, как и множество других, «тонких» недоступных нашему пониманию, миров.

Во всяком случае, именно так трактует эти понятия историк, знаток древнеславянского фольклора, активный участник перевода «Велесовой книги» Ю.П. Миролюбов.

И всё это обширное «хозяйство» управляется одним-единственным Тёмным (Скрытым) богом – Велесом.

Согласно ведическим учениям, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Нави, где её встретит Навий Бог, которому повинуются все низшие боги.

Дни общего поминания покойных на Руси назывались Навьими днями, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник Фоминой недели (Радоница, Красная горка).

До наших времён сохранилось поверье, что перед Новым Годом ворота между Навью и Явью широко открываются, и умершие предки приходят невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

Отсюда и обычай богато накрывать праздничный стол – радовать достатком и хлебосольством предков.

Но строгий Бог Всего Сокрытого мог смиловаться и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребёнка.

Вот так поётся об этом в одной из старинных песен-причитаний:

Пусти меня, Месяц, пусти меня, Ясный, на деревню тучкою!

На деревню тучкою, частым тёплым дождичком!

Частым тёплым дождичком, красною зарёю!

Дай увидеть, Месяц мой, Свет-звезда блескучая,

Как украсят к свадебке милое дитя!

Теперь понятно, почему считается доброй приметой, когда во время венчания, или на свадебном пиру прольётся частый мелкий дождик?

Так что приходилось Велесу заниматься и многими земными делами.

Почитали его и как Владыку лесов и животных.

Кому, как не ему, могущему обращаться и в волка, и в змея, и в медведя понимать язык и чаяния всех гадов земных и тварей бессловесных?

Но нужна была ему и добрая жена-хозяюшка, самому ему в помощь.

Была, была такая красавица! Звали её Асова (Азова), была она покровительницей и духом Азовского моря.

А свою земную резиденцию установил Волос на острове Буяне (Руяне), ибо такова была воля его светлоокой супруги. Почему?

Потому, как лежал на этом острове Бел-горюч камень, который не позволял Тёмному Богу «оборачиваться» в зверьё всякое.

Этих «оборотов» побаивались не только обычные люди, но и сама Азовушка, т.к. часто случалось, что в образе зверя переставал Велес различать чёрное и белое, и был способен принести не столько явной пользы, сколько сотворить страшное зло…

Но как случилось, что стали называть Велеса «скотьим богом», если изначально был он покровителем лесного зверья и Охочьим (Охотничьим) богом? А все божества плодородия, скотоводства и растениеводства находились под волею Яра, так как он являлся подателем всех земных благ? Даже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дням празднования Ярилиных гулянок!

О! Это целая история!

Как все мы помним, у брата его – Даждьбога была колесница, влекомая белоснежными, златокрылыми то ли конями, то ли волами, то ли львами. Так вот, Великий Велес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! Показалось-де Волосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

Украл он тех коней-волов и отогнал их в Кавказские горы.

И наступила на земле великая засуха.

Обратились люди с мольбою к Небу вернуть им тучи-волы, иначе ждёт всё живое на земле погибель мучительная.

Крепко тогда поссорились братья-боги, так крепко, что пришлось вмешиваться их родителю – Перуну.

Задал он большую трёпку обоим, отбил у Велеса коней-волов, и Даждьбог успел напоить иссушенную землю.

Помнят об этом люди и славят победу Хорса в день первой майской грозы, прося его получше охранять скотину «от похитчиков: от медведя лютого, да от волка хищного!»

А Велесу, чтобы не повторялось больше подобного, передал Перун заботу над «всем скотьём, и над диким, и над домашним».

Так Тёмный Бог Всего Сокрытого стал ещё и богом материального благополучия.

У многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветствия: «Добры ли твои стада? Полны ли табуны? Не пусты ли нетели?»

Другое название богатства и достатка – «скотъ».

В Древней Руси, впрочем, как и в других краях, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия и богатства, а так же – важным объектом торговли.

О состоятельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

Вот и вышло, что Волос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. По сему, в культе Велеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

Как отмечал один из крупнейших исследователей славянского язычества и культуры академик Б.А. Рыбаков: «Ранее, до самого средневековья, слово «скотъ» означало «имущество, деньги». «Скотником» именовался *финансовый чиновник*, стоящий между старостой поселения и казной – «скотней».

А непосредственно сама домашняя скотина именовалась «худоба», это, так сказать, «для отвода злого глаза».

Боги – богами, но… На Аллаха надейся, а верблюда привязывай!

Во время свадебного обряда молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

В деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар полевым божествам.

Волхвы – первоначально жрецы только бога Велеса, называются так от слова «волохатый», то есть «мохнатый» или «волосатый», из-за обычая этих жрецов совершать обряды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому Велесу.

У западных славян встречается название Велеса-Волоса, как «Волховец»; у восточных – «Волох».

Амулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было принято вешать не на себя, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

Согласно «христианско-славянскому обычаю», после крещения Руси, функции Тёмного Бога взяли на себя аж двое святых!

В народных верованиях задачи Велеса по уходу за скотом «унаследовал» св. Власий.

В день св. Власия, который частенько называют «коровьим» или «воловьим» праздником, к этому святому обращаются с просьбами: «Святый Власий! Дай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!»

Вплоть до середины ХIX века, если случался падёж скота, то икону св. Власия обносили вокруг всего села трижды.

До этого же времени сохранялся праздник «Волоссе» или «Волосье» - этот праздник справляли, чтобы скот был тучным, а лён – высоким.

Есть ещё одно название этого же праздника – «День льняного волоса» или просто «Льняной день».

Праздник приходится на один из дней Масленицы.

Тягловый скот в этот день получает «освобождение от работ», ему несут всякую *вкусняшку*, перестилают подстилку, вычёсывают и лелеют.

Молодёжь развлекается объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным Велесовым, пардон, Власьим святкам много жирной, мясной пищи, хотя на масленичной неделе мясо есть ещё не положено.

Но готовят столько, чтобы хватило и родне, и соседям, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрёсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

(Кстати, Повелителя Нави ещё величали Властителем трёх дорог… Ну, да это я к слову!)

В этот день пекут оладьи. Пекут, да приговаривают: «Пеку оладки, чтобы тёлки были гладки!», а большие вареники, которые называют «волами» или "валуями", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Блины так же не оставались "пустыми". В них заворачивали начинку из яйца, из творога, мясную, овощную, крупяную. Закатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Называлась такая красота - "скиба", "скибочка".

Второй святой, которого мы знаем – св. Николай.

Празднуют его 19 декабря по ст.ст. Прежде всего св. Николай – покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом – Санта Клаус! «На Николу и медведь в лесу – добрый хозяин!» Интересно, а почему такое совпадение?

А ещё св. Николай покровитель ростовщиков и всяческой торговли. Опять совпадение? А что тогда делать с «Николеной бородой», которую оставляют на поле точно так же, как и «Волосову»? Оставляют, да приговаривают: «Вот волос Миколе на бородку!»

Сейчас уже можно спорить, откуда взялись смутные воспоминания о 9-ом дне и о 11 февраля. К каким дням относятся Малые Велесовы Святки, а к каким – Большие?

В памяти народной остались лишь особо памятные Велесовы дни: 22-25 декабря, само собой – 31 декабря; 2, 6 января (Никола-зимний); 24 февраля (Никола-поворотник); 22 мая (Никола-вешник); 12 июля (Власий-косник); 18-20 августа (Николина борода).

В России «День охотника» отмечают 2 октября, по странному стечению обстоятельств в этот же день славяне отмечали «Вуков (Волков) день», после чего начинался охотничий сезон.

А на одной весьма любопытной иконе рядом со св. Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

А клятву Святослава помните?

Клялись воины и гневом Велеса, ибо гнев тот был страшен.

«Если предам я клятву свою, то пусть стану золотом!» Это не просто слова.

Золото – это то, чем безраздельно владеет Бог земных недр, Великий Змей, Правитель Нави.

Фактически обозначает эта клятва одно: «Пусть смерть моя будет безвременной, пусть стану я вечным рабом Тёмного бога!»

А, учитывая тот факт, что Велес был ещё и покровителем воинских доспехов…

Слишком глубоко ушёл в подсознание культ Великого Бога.

Многое забылось, многое исказилось.

Но неужели мы не вспомним о том, что был этот «тёмный», расчётливый, а иногда и теряющий разум бог, – покровителем поэзии и музыки?

Кому, как не теряющему разум, писать по ночам стихи и сливаться в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

«Чу ли воспети было, веще Бояне, Велесов внуче…»

Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Встарь для славян, живущих в ладу с природой и обретающих достаток собственными трудами, со скотиной на подворье связывали богатство. Потому в Велесов День обращаются к славянскому Богу Велесу как к Богу, помогающему обрести и приумножить достаток.

Велесов День наступает сразу после Малых Велесовых Святок. Об этом празднике можно больше прочесть в нашей статье «Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу ».

Славянские мифы рассказывают, что однажды Морена , Богиня Зимы и Смерти, решила уморить всех коров в деревнях да создала страшного духа коровью смерть. Было это в феврале, когда приходит пора зиме отступать. С начала Малых Велесовых Святок ходит коровья смерть по дворам и только после Дня Велеса покидает мир Яви.

Когда явилась впервые коровья смерть, Велес прознал про то, посоветовался с Богиней Макошь да другими Богами и научил деревенских женщин, как прогнать коровью смерть. С тех пор повелось, что празднуют в деревнях Малые Велесовы Святки и День Велеса, проводят обряды на защиту домашнего скота, прогоняют коровью смерть, и сказывают, что «Велес сшибает рог зиме» – зимней стуже скоро придет конец.

Славянские обряды на Велесов День

Утром в День Велеса может проводиться обряд изгнания из деревни коровьей смерти, иногда этот обряд проводят раньше, в один из дней Малых Велесовых Святок. В обряде участвуют только женщины, мужчины и дети не выходят из избы, пока женщины не вернутся после обряда домой. Деревню опахивают, создавая вокруг неё снежную борозду, которую не может переступить коровья смерть.

В Велесов День проводят обряды на здоровье домашнего скота. Обязательно дают скотине лучший корм. Часто выпекают особый хлеб, который посвящают Богу Велесу, и кормят скотину им. В муку для выпечки этого хлеба может быть подмешано немного зерна из колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая. При этом приговаривали:

Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали.

Иногда в Велесов День выставляли утром на мороз и оставшиеся колосья от «Велесовой бороды», чтобы позже при посеве зерна добавить их к остальному зерну. Славяне верили, что так урожай будет богаче. Женщины также выставляли на мороз непряденый лён, чтобы пряжа получалась ровнее, тоньше.

Хозяйки в Велесов День пекут сдобные пышки на молоке да подают их со свежим маслом. Такое блюдо появляется на столе впервые за зиму, потому что только в начале февраля коровы рожают телят и появляется свежее молоко.

В сам Велесов День не выполняют работы, кроме ухода за домашним скотом. Славяне считали, что работа в День Велеса может навлечь болезни на коров.

Приметы на Велесов День

Про день Велеса есть такие приметы да поговорки в народе:

  • У Велеса и борода в масле (в начале февраля коровы начинают рожать телят, появляется свежее молоко и масло).
  • Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги.
  • Если в день Велеса оттепель, суровых морозов больше не будет.
  • Велес рог зиме сшибает.
  • Велес не обманет, от всякой прорухи упасёт! (говорили, отправляясь на торг, с Велесова Дня начиналась продажа скота).