В каком храме находится икона нечаянная радость. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость

В каком храме находится икона нечаянная радость. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость
В каком храме находится икона нечаянная радость. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость

Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, человек, даже если он атеист, обращается к Богу. Однако доверить свои проблемы можно и другим высшим силам. Для благополучного разрешения сложных вопросов вам поможет «Нечаянная радость» (икона) – о чём молятся люди изображенной на иконе Богородице? , у каждого прихожанина будут свои собственные.

История появления

На иконе изображена Божья Матерь Мария с младенцем Иисусом на руках. На теле Богомладенца можно заметить открытые раны. Кроме этого, на изображении виден мужчина, который словно просит что-то у Богородицы, воздев к ней руки.

Придание гласит, что страдавший грехом мужчина всегда каялся в содеянном перед образом Девы Марии с младенцем на руках. Грешник клялся никогда не повторять своих ошибок. Однако уже через некоторое время мужчина вновь приходил к иконе исповедоваться и просить прощения. После очередного раскаяния грешник заметил, что на теле Иисуса появились кровоточащие раны. После этого грех уже не искушал мужчину.

О чём допустимо просить?

Прекрасным подарком верующему человеку может стать «Нечаянная радость» (икона), о чём молятся люди: благополучие в семье, исцеление от недугов, зачатие ребёнка, избавление от вредных привычек и многое другое. Известны случаи, когда безнадёжно больные люди, от которых отказалась официальная медицина, полностью излечивались: глухие начинали слышать, слепые прозревали. Женщина, признанная бесплодной, беременела и рожала здорового малыша.

Не стоит просить лик о нанесении вреда. Даже если вы считаете, что человек вас незаслуженно обидел, не просите для него наказания. Нужно быть уверенным в том, что если обидчик виновен, он обязательно будет наказан без ваших просьб. Не просите также о деньгах или богатстве. Если в данный момент вы находитесь в поисках работы, можете попросить о хорошем рабочем месте и возможности обеспечивать семью своим трудом.

Существуют специальные молитвы для обращения к Богородице. Некоторые представлены на неудобном для современного христианина старославянском языке. Однако молиться можно и без знания специальных текстов. Верующие получали желаемое и после самого обычного обращения к лику своими словами.

В исполнении многих заветных желаний помогла «Нечаянная радость» (икона) – Божьей Матери столетиями? Прежде всего, о здоровье и простом человеческом счастье для себя и своих близких.

Нечаянная радость то чудо, на которое мы уже не надеялись и не рассчитывали – неожиданное, внезапное и непредсказуемое. Верующие обращаются с молитвой к Богородице перед иконой «Нечаянная Радость» тогда, когда, кажется, что огонёк надежды уже угас. Они просят Пречистую о защите от скорбей и бед, молятся об избавлении от душевных тревог и телесных болезней.

Молитва перед иконой «Нечаянная Радость» помогает матерям испросить для своих детей физическое и духовное здоровье. Заблудшие, но раскаявшиеся души могут, наконец, получить прощение и обрести покой. Те, у кого пропали родные и близкие, обращаются к Богородице, чтобы вновь соединиться с дорогими людьми. А страдальцы, которых постигла физическая болезнь, исцеляются. Икона также помогает и тем, кто тяготится тяжёлым душевным бременем – непримиримой обидой или глубокой печалью.

Приблизительно в XVI веке Дмитрий Ростовский написал книгу "Руно Орошенное", в котором описал историю, давшую толчок на написание этого святого образа. Жил один мужчина, который вел очень непростую и далеко не праведную жизнь. Но он был очень привязан к образу Царицы Небесной. Однажды, когда он собирался вновь идти на не богоугодное дело, он упал на колени и стал молиться Матери Божией об успехах в делах. В этот момент он увидел, что из язв у младенца Иисуса на теле начала идти кровь. Руки, ноги и бок младенца кровоточили, и вдруг он услышал голос самой Богородицы: "Иудеи распяли моего сына, но вы грешники делаете это снова. Вы говорите, что я Милосердна и при этом оскорбляете меня своими грехами?!". Мужчина осознал свои грехи и с того момента вел праведную жизнь.

До сих пор досконально не известна история этого образа. Есть предположение, что эта икона окружными путями была передана в Воскресенскую церковь, которая находится в Сокольниках. На то время это был центр обновленческой ереси. Попала она туда из Константино-Еленинской церкви из Тайнинского сада Кремля. В советские года (в 1928 году) храм был разрушен и все святыни и реликвии были изъяты. Позже движение обновленцев было закрыто, оно распалось после того как "красная" власть отказалась спонсировать их. Все уцелевшие образа и святыни были переданы в остальные храмы и монастыри, которые в тот момент были открыты.

После передачи иконы, настоятель "Ильи Обыденного" отец Александр Толгский обратился к патриарху Сергию с просьбой о позволении переноса иконы на свое настоящее место. Патриарх благословил это дело и в 1944 году образ Царицы Небесной помпезно был перенесен. Действие это случилось в пятницу и теперь каждую пятницу в храме проходит торжественная служба, при которой читают акафист "Нечаянной радости".

Слава об этой иконе Божией Матери разнеслась на сотни городов. К образу приходили люди и просили о помощи в рождении детей, наставления своих чад на верный путь, молились о помощи в делах и прощении.

В дни почитания образа, 22 декабря и 14 мая, люди просят помощи и надежды на то, что их проблемы будут решены, матери просят за своих детей, просят об исцелении недугов.


Сегодня, 22 декабря - день иконы "Нечаянная радость". Удивительна история этого образа и удивительны уроки, которые можно из нее вынести. Читаем о семи гранях чуда нечаянной радости.

История праздника

Не всем известна история иконы "Нечаянная радость", и потому вкратце приведем ее. Некий многогрешный человек ежедневно молился перед образом Богородицы с младенцем, а после шел на скверное беззаконие. И вот однажды образы на иконе вдруг как бы зашевелились, а раны Спасителя открылись, и из них хлынула кровь, как на Кресте. При виде этого человек упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Человек этот взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить этого грешника. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. Эта история-притча и стала основой и сюжетом иконы "Нечаянная радость".

Нечаянный

Слово "нечаянный" приобрело в современном языке значение "случайный, ненарочный", и потому икона "Нечаянная радость" у многих вызывает ассоциации с радостью, которая посетила человека нечаянно, как будто бы без его воли и участия. Но такое понимание противоположно смыслу этой иконы. Кажется, для лучшего понимания название иконы стоило бы написать в три слова: "Не чаянная радость". Радость, на которую уже не рассчитывали, не надеялись и которой не ждали. Радость, не заслуженная чем-то и не посланная за что-то, а дарованная по милости Божьей и усердном молении Богоматери.

Привычка

История о чуде Нечаянной радости - это еще и история о привычке. Ведь беззаконный человек, произнося изо дня в день молитву перед образом Божьей Матери, привык к своей молитве, привык говорить: "Радуйся, Благодатная Мария..." - и, кажется, не проникал слишком глубоко в смысл этих слов. Иначе они застряли бы у него в горле, не смогли бы быть произнесенными, ведь каждый день он совершал некое беззаконие. Только страшное чудо, которого сподобился этот молящийся, смогло раскрыть ему глаза на самого себя, на свою привычку и к молитве, и к беззаконию, и помочь ему устрашиться своих дел и раз и навсегда изменить их.

Страшный праздник

Недаром грех, на который ходил человек по имени Никита, не называется в истории о нем. Умолчание, особенно в духовной литературе, порой не менее важно чем сказанное. Почему грех не называется? Потому, наверное, что это может быть разный грех, любой грех - а значит, грех каждого из нас. И если задуматься, что наши грехи действительно распинают каждый раз Спасителя, и каждый раз, когда мы грешим, "мы делаемся участниками страстей Христовых, сами наносим эти страдания, становимся в ряды тех, кто Христа предал, кто Его засудил, кто Его распинал, или тех, кто по малодушию и страху не заступился даже словом за Него", то праздник "Нечаянной радости" действительно устрашает.

Осмысление смерти

Осмысливая эту притчу - притчу о нечаянной радости - важно помнить, что чудо произошло не только потому, что беззаконный человек молился. Да, молитва здесь сыграла очень важную роль: она и открыла человеку его греховность, и послужила поводом к прощению этого человека. Однако на прощении притча не заканчивается, она повествует нам о том, что человек этот полностью исправил свою жизнь и уже до конца своих дней жил благочестиво. То есть произошло настоящее покаяние - изменение сознания. Митрополит Антоний Сурожский приводит такой пример: "Если кто-нибудь из наших родных, близких, или просто чужой человек был бы убит за нас – разве мы могли бы это забыть? Если бы мы были виновны в чьей-нибудь смерти и встретились лицом к лицу с его матерью – разве мы могли бы просто сказать: "Прости!" Мы должны были бы так жить, чтобы оправдать это прощение, и оправдать и осмыслить эту смерть".

Любовь Божьей Матери

Конечно, один из важнейших уроков притчи о Нечаянной радости - урок о милосердии Божьем и о бесконечной любви к людям Божьей Матери. Ведь как могла Она, видя, что Сына ее вновь распинают, что кровь хлыщет из его ран, все-таки молить его помиловать этого грешника? И не один раз, а несколько. Вот как рассказывает об этом святитель Дмитрий Ростовский: "Тогда Она начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, - и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня». Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же - под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою». Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать". И даже несмотря на такой ответ, Божья Матерь продолжает молить Его.

Икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная радость" является одним из многочисленных чудотворных образов Девы Марии, почитаемых всей полнотой Русской Православной Церкви. В отличие от нерукотворных икон Богородицы, исторически явившихся в различных местах России, образ "Нечаянная радость" является вполне рукотворным. Историки датируют время написания иконы XVIII веком.


Основой для иконографии образа послужил рассказ святителя Димитрия Ростовского о раскаявшемся грешнике, вставшем на праведный путь благодаря помощи Богородицы. В своем произведении "Руно орошенное", датируемом 1683 годом, святитель рассказывает историю о человеке-грешнике, занимавшемся разбоем и прочими делами, являющимися не только греховными, но и запрещенными гражданским законом. Грешник перед совершением злодеяний имел обычай молиться Богородице. Однажды Дева Мария явилась с Богомладенцем разбойнику. Грешник увидел, что у младенца Христа открылись кровавые язвы на руках и ногах, а также в месте прободения тела Спасителя копьем. Разбойник спросил Богородицу о причине появления язв. Дева Мария ответила, что грешники своими преступлениями раз за разом вновь распинают Христа.


Проникнвшись чувством покаяния, грешник стал молить Божию Матерь перед Христом о прощении грехов. После молитв ко Христу Пречистой Матери Божией Спаситель повелел грешнику облобызать кровавые язвы. При этом, Христос сказал, что подобает чтить Матерь, поэтому ради ее молитв и будут прощены грехи человеку.


Таким образом раскаявшийся грешник получил прощение грехов от Господа. Это изменило его жизнь. Отныне разбойник встал на путь праведной жизни и покаяния.


В основе иконографического сюжета образа "Нечаянная радость" лежит изображение молящегося грешника перед иконой Богородицы.


По благочестивой традиции перед этим образом Богоматери молятся родители о вразумлении своих детей. Кроме этого верующие христиане обращаются к Богородице с просьбой о духовном вразумлении, а само памятование о рассказе святителя Димитрия Ростовского сподвигает человека помнить о великой милости Бога к людям, ведь по учению православной Церкви нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.


Празднования иконе Богородицы "Нечаянная радость" совершаются 14-го мая, 3-го июня и 22-го декабря по новому стилю.

Некоторые иконы Божией Матери считаются нерукотворными (они являлись на определенных местах), другие образы могли писаться святыми людьми по поводу каких-либо событий или чудес. Икона Пресвятой Богородицы Троеручица относится к рукотворным образам, имеющим свою историю.

История образа Божией Матери «Троеручица» восходит к VIII веку. Эта икона связана с великим подвижником христианской Церкви и выдающимся богословом Иоанном Дамаскиным.


Иоанн Дамаскин известен многими богословскими трудами, однако одними из главных его творений считаются трактаты в защиту иконопочитания. За свое особое рвение в защите иконопочитания святой Иоанн претерпел мучения.


Святой подвижник был сирийским подданным, служил при дворце халифа Дамаска. Именно оттуда Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания, чем привел в ярость императора Византии Льва III Исавра. Разгневанный император не мог сам наказать святого, так как последний не являлся подданным Византии. Однако Лев Исавр написал подложное письмо от имени святого Иоанна и передал его халифу Дамасскому. В письме Иоанн будто бы хотел оказать свою помощь императору Византии в захвате сирийской столицы. Князь дамасский приказал отрубить Иоан­ну правую руку, которой святой Иоанн будто бы писал изменническое письмо. Рука была отсечена и пове­шена на всеобщее обозрение в публичном месте.


Святого после наказания в темницу, а вечером ему возвратили отрезанную руку. В заточении преподобный Иоанн Дамаскин молился перед иконой Божией Матери об исцелении, приложив свою кисть к отрубленной руке. Святой просил исцеления у Богородицы для того, чтобы он смог вновь писать свои трактаты в защиту иконопочитания. После усиленных молений подвижник заснул. Во сне преподобный увидел Деву Марию, говорящую ему: «Вот рука твоя исцелена; не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве».