В: Гуруджи, можно вместо медитации «Сахадж Самадхи» я буду делать управляемую медитацию? Виды медитаций Шри Шри

В: Гуруджи, можно вместо медитации «Сахадж Самадхи»
 я буду делать управляемую медитацию? Виды медитаций Шри Шри
В: Гуруджи, можно вместо медитации «Сахадж Самадхи» я буду делать управляемую медитацию? Виды медитаций Шри Шри

Медитация (Дхьяна)

Перед тем как знакомиться с этим разделом мы рекомендуем прочитать страницу Дхармы на нашем сайте.

Лучшим объектом для медитации и созерцания всегда является Брахман,
а идея о том, что Бог пребывает во всем, а все – в Боге
и все есть Бог, - это та идея, на которой
должен быть сосредоточен ум.
Шри Ауробиндо, «Письма о йоге», том 3.

Не существует каких-либо особо важных условий, но одиночество и уединенность
во время медитации, а также сохранение тела в неподвижности очень помогают,
а для новичка иногда являются почти необходимыми условиями.
Шри Ауробиндо, "Письма о йоге", том 3.

Итак, Медитация...

Медитация - есть сама суть практики Йоги. Это время, когда Ваше сознание изменяется, отходя от привычного мыслительного процесса и эмоциональных волнений. Шри Ауробиндо был против сложных практик медитации (сложных крий ), включающих в себя наблюдение за нади (тонкими энергетическими каналами), или многоступенчатых визуализаций Божеств (Дэв ) в энергетических центрах (чакрах ) и на отдельных частях тела. Также он не рекомендовал составную дыхательную практику (пранаяму ) с задержками дыхания (кумбхаками ) или замками (бандхами ) в энергетическом теле. Это связано с тем, что с одной стороны, простые энергетические крии могут иметь лишь некоторый оздоровительный эффект, а более сложные крии, с другой стороны, легко могут привести к серьезным расстройствам, если будут выполняться даже с незначительными на первый взгляд неточностями.

Вместо этого Шри Ауробиндо предложил очень простой и вместе с тем очень трудный Метод практики медитации. Простой потому, что он почти не требует на первых порах особенных йогических знаний. Основу такого метода составляет искреннее раскрытие себя Божественному Сознанию-Силе. Сверхсознательная, эта Сила сама нисходит в тело йогина, изменяя и постепенно делая его Божественным.

Почему же этот, простой на первый взгляд, метод является одновременно довольно трудным? В начале духовной практики нами движет ментальное озарение от Истин, которые нам открылись; эмоциональный энтузиазм жизненной энергии, которая увидела возможность бесконечного расширения и возвышения своей природы; зов нашего истинного Сердца. Мы чувствуем подъем во всем нашем существе. Но движение эмоциональной части человеческой природы крайне непостоянно и за взлетами неизбежно следуют падения. Уму требуются новые идеи, он всегда опережает тело, в его мечтах мы уже должны быть совершенными (сиддхами ) и ум не понимает, почему этого еще не произошло. Движение духа требуют от нас бескомпромиссной искренности. Если же мы не следуем его руководству, которое может пожелать полностью изменить нашу обыденную жизнь, если мы не готовы к этому, то духовный призыв становится тише, больше ни на чем не настаивая. Мы теряем склонность к спонтанным медитациям, взаимодействие с Сознанием-Силой становится более завуалированным, ведь мы, цепляясь за свою привычную жизнь перестали быть искренними в своих призывах. Часто начинает приходить апатия и неуверенность в том, что следует делать… Но Дух в нас, однажды пробудившись, не готов так просто проиграть сражение, ради которого он пришел в этот мир. Скрыто он продолжает вести нас, иногда напоминая нам об Истине, которую мы должны найти. Именно к этому вечно-живому Духу обращены эти строки...

Великому Терпению должна научиться наша человеческая природа. Наш ум должен понять, что энергиям и телу нужен Метод, а для того чтобы этот метод приносил плоды – необходимо достаточное количество времени, чтобы фундаментальное изменение природы стало возможным. Эмоционально-энергетической части нашего существа необходимо будет научиться быть спокойной и восприимчиво-открытой Сознанию-Силе. Так постепенно, шаг за шагом, нам предстоит преобразовать все наше существо. Другого пути нет.

Однако нечасто находится такой терпеливый и внимательный человек (Дхаирьям ), который способен воспользоваться этим простым Методом.


Базовая Дхьяна

Расположитесь в тихом уединенном месте, примите удобное неподвижное положение для медитации (обычно это сидячая поза на коврике или стуле). Такое положение тела высвободит воспринимающий ум и ту часть сознания, которая отслеживает нашу двигательную активность. Породите в себе намерение уделить это время самопознанию. Преподнесите это действие и все его плоды Господу. Начните подготовительную часть дхьяны – понаблюдайте за своими мыслями со стороны, не привязываясь к их содержательной части. Найдя в сознании зону не затронутую мыслями попытайтесь расширить ее. Это можно назвать пространственным подходом. Остановить ментальную активность можно увеличивая промежуток между мыслями. Или открыв область думающего ума вверх к Сверхсознательной области над головой. В последнем случае ментальная активность сразу же останавливается. Последний метод требует достаточно развитого сознания и не желателен для начинающих. Как правило, чтобы реализовать эту подготовительную ступень требуется от нескольких недель до нескольких лет. В любом случае, если вам удалось хотя бы на очень короткое время избавиться от пелены мысли, вы с удивлением ощутите, как прекрасно ваше сознание ощущает себя в этом новом статусе. Более нет отвлечений, переживаемое стало ярче и насыщеннее. С этого момента сознание готово к чистому созерцанию.

В Интегральной Йоге основными центрами для концентрации являются: 1) область Духовного Сердца, расположенная в середине груди, 2) область Трансцендентного Сверхсознания, источник Изначальной Шакти (Сознательной Силы), расположенная над макушкой головы.

Можно сказать, что Сверхсознание и Изначальная Шакти находятся повсюду, в каждой точке пространства, однако, указанные центры являются вратами, через которые легче всего войти. Это обусловлено расположением в нади-каналах сознания-силы, сосредоточенной в этих центрах.

Два этих центра дают возможность высвобождения своего Истинного Я.

Область Духовного Сердца дает возможность раскрытия Индивидуального Божественного Я. При этом йогин переживает состояние бессмертия и чувство абсолютной Свободы и Радости, а также получает знание других своих Я. Это освобождение (мукти ), обретаемое в Сердце.

Центр над головой, расположенный в Сархасрадала чакре, открывает Трансцендентный аспект Господа, который стоит над всеми своими воплощениями в мире и наслаждается их Игрой. В этой области проявляется также и динамический аспект Ади Шакти – Изначальная Личность Силы – Мать Мира. Она порождает все вселенные и все движения и силы в них.

Три реализации: Индивидуальное, Трансцендентное и Космическое сознание являются фундаментальными в Интегральной Йоге. Однако они не могут придти сразу, т.к. являются плодом продолжительной медитационной практики в результате которой человеческое сознание трансформируется в более высокое. Но даже просто ментальное понимание этих аспектов Сознания приближают Йогина к их реализации.

Сосредотачиваясь во время дхьяны на указанных центрах, в безмолвной молитве созерцая свое Духовное Сердце и Сахасрадала чакру – область над головой, практикующий начинает осознавать описанные переживания как изначально присущие своему истинному Я.

Когда переживаются первые опыты высвобождающегося сознания и мы, пусть даже сперва на очень короткое время, больше не отождествляем себя с телом, эмоциями или умом – к нам приходит ощущение Силы. Она повсюду, она окружает наше тело, она и есть само наше тело. Мы также можем ощущать ее Высшие проявления в Сархасрадале чакре. Из тех высот Сознание-Сила нисходит в наш ум (маномайя коша ), энергетическое (пранамайя коша ) и физическое тело (аннамайя коша ) и преобразовывает его в совершенную божественную форму (варам рупам ).

Итак, удерживая мыслительный процесс и эмоции в пассивном состоянии, перенесите внимание на область Духовного Сердца. Созерцая Бога внутри себя и утвердившись во внутренней Искренности сосредоточьтесь в области над головой на Высочайшем и его Светоносной Силе. Подобно цветку или чаше раскрывайтесь этой нисходящей Силе и Божественному Сознанию. Откройте свой разум, свое эмоциональное существо. Раскрывайте эти области для их изменения и преображения в их более высокую форму. Прислушивайтесь к своим ощущениям, вибрациям в теле, и в безмолвии ума отслеживайте как изменяется ваше сознание; доверьтесь Богу, ведь это самое естественное движение, которое может сделать живое существо. Откройтесь Небу и попросите у Него новый Ум и новое Сердце…

Пройдет некоторое время, возможно несколько дней, месяцев или лет. Вы утвердитесь в своем Сердце и Мудрости Высочайшего Я – Духовного Солнца над головой. Вы почувствуете, что Сознанье-Сила нисходит, преображая не только ваш разум и сердце, но и пронизывает все ваше тело, разливая по нему потоки радости. Нисходящая Сила входит в руки, в живот, где работает с жизненными энергиями, спускается в ноги, работая с подсознанием. Сознание-Сила также нисходит в пространство вокруг тела. Изменится само ощущение тела: оно будет переживаться больше и шире границ физической оболочки. С этого периода начинается работа по интеграции с Космическим Сознанием.

Раскрывайте Божественной Матери все тело, все пространство вокруг. Отслеживайте раскрытия тела Разума, Эмоционально-энергетического тела, работу Шакти с физическим телом. Стремитесь подняться Сознанием все Выше: один метр над головой, два, десять, Бесконечность... С его возвышением будет меняться и переживание пространства, времени, причинно-следственных связей. Все Тело будет наполняться нектаром Ананды – Божественной Радости. Чередуйте медитации с закрытыми и с приоткрытыми глазами. Во время подобной духовной практики оживают слова Священных текстов, они переживаются как реальность Вашего истинного Я.

Чем выше поднимается ваше сознание, тем отчетливее вы ощущаете пространство под телом. Это открывается область подсознательного – тантрические Паталы, Ады. Пока Духовное Солнце не засияло в теле в своей полноте, не стоит уделять этой области особого внимания. Но если Свет стал устойчивым, вы заметите как он проходит вниз освещая все и растворяя все страхи, убирая искривления и зажимы, которые в физическом мире проявляются как болезни или неудачи. Сознательная стадия работы с этими уровнями должна происходить только после благословления Духовного Учителя.

После медитации на Высшие уровни над головой, постарайтесь ощутить пространство перед телом, позади тела, справа и слева, низводя эти высшие вибрации на уровень тела и ниже. Старайтесь не перемещать сознание из одной области в другую, но объединять, присоединяя одну область к другой, создавая Великий Шар – Маха Бинду – Всепребывающего, Единого Всенаправленного Сознания.

Состояние Маха Бинду характеризуется отсутствием границ. Нет больше объектов для концентрации, каких-то особых приемов. Сознание меняется во всем пространстве от качества к качеству. Это – изначальное естественное безусильное состояние (Сахаджа ). Это состояние остановившегося, сильного, тренированного и преображенного Сознания. В период раскрытия Пространства Всех Направлений и осознавания Маха Бинду, выполняются как тихие базовые медитации так и работа с Мантрой. Мантрические вибрации раскрывают солнечную природу Проявленного Мира.

Этот вид медитации можно практиковать в динамике, т.е. во время ходьбы, разговора, приема пищи, а также во время сна.

Так созерцая Брахмана - Высшую Сознанье-Силу в себе и во всех существах все время - мы замыкаем круг дня и ночи. Йогин реализует великое Освобождение – познание Своей Изначальной Природы и в его Теле начинают проявляться Сверхспособности.

Он смотрит прямо и через его глаза смотрит Бог... Это является завершением всех Йог и Великим началом нового Путешествия...

Пройдет еще много времени, и эти реализации будут углубляться, пока само физическое тело не будет полностью преображено.

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ

Структурированная Дхьяна

Медитация по планам сознания

Цель

В полной и искренней самоотдаче раскрыть все планы сознания человеческого существа действию Божественной Шакти, которая планомерно замещает их Своим Сверхводительством.

Метод

Перед началом практики сделайте внутреннее обращение и посвятите ваше действие и результаты Всевышнему.

Примите правильную позу (позвоночник прямой). Сосредоточьте свое внимание на Сахасраре чакре (пространство над головой). Удерживая концентрацию, раскройте это пространство, подобно распускающемуся белоснежному лотосу, Всевышнему Светоносному Источнику, преобразующей Силе и Энергии. В течение всей практики необходимо удерживать сосредоточение на нисходящей энергии Божественной Шакти, а также со всей искренностью быть обращенными к Божественному.

Сконцентрировавшись над головой, последовательно раскройте Ади Шакти (Изначальной Сознании-Силе) следующие планы сознания:


Удерживайте сосредоточение в центре над головой, раскрытыми Светоносной Шакти все верхние центры (Буддхи, Манас,Читту) и пространство вокруг этих центров.

Не теряя сосредоточения, раскройте Сознанию пять основных пран (тонкая энергия, поддерживающая работу всего тела с помощью 5-ти ветров):


  1. Удана вайю (прана, движущаяся вверх по всему телу, центрируется от основания шеи до макушки головы – является каналом связи между физической жизнью и высшей жизнью Духа).
  2. Прана вайю (прана, которая действует в верхней части тела, центрируясь в легких, и является дыханием жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему).
  3. Самана вайю (прана в центре тела, регулирующая чередование праны и апаны в месте их встречи, являющаяся наиболее важной в равновесии витальных сил и их действий; посредник в усвоении пищи, огонь пищеварения).
  4. Интегрируйте праны со Светоносным Источником над головой.

  5. Апана вайю (прана расположенная в нижней части тела, участвует в выделительных процессах физического тела; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу, ее пополнение за счет нисходящего потока замедляет старение плотного тела).
  6. Вьяна вайю (прана, пропитывающая все тело и распределяющая по нему энергии, от нее зависит циркуляция крови и распределение существенной части усваеваемой пищи).
  7. Удерживайте раскрытыми все пять пран.

В своем сосредоточении вернитесь в центр над головой и удерживайте в полной и искренней самоотдаче Божественной Шакти все центры и праны Сукшма Дехи (тонкого тела).

  1. Кожный покров. Почувствуйте, как Свет мягко прикасаясь к коже проникает и начинает пропитывать поверхность вашего тела. Постепенно проникает и циркулирует по венам и сосудам, попадая в кровеносную систему.
  2. Свет наполняет все внутренние органы,
  3. мышечную ткань,
  4. костную ткань,
  5. суставы, сухожилия,
  6. все тело целиком.

Все ваше тело пронизано Преобразующей Светоносной Энергией. В полной самоотдаче, со всей искренностью раскройтесь Силе, Энергии и Сознанию. Удерживайте такое сосредоточение.

Перенесите ваше внимание в центр над головой и удерживайте полное раскрытие Сукшма (тонкого) и Стхула Дехи (грубого тела), а также пространство вокруг вас, раскрытое этой Силе.

Свет внутри, Свет снаружи, сверху и снизу, Свет вокруг вас. Нет ничего кроме Светоносного Преобразующего Пространства.

Приоткройте глаза и удерживайте такое сосредоточение еще некоторое время.

После окончания дхьяны преподнесите все результаты Всевышнему и постарайтесь удерживать достигнутое состояние в течение всего постмедитативного периода.

Признаки продвижения

При правильной и продолжительной концентрации возможны следующие признаки продвижения:

Первичные признаки:

  1. Увеличение силы концентрации, четкость сосредоточения.
  2. Преодоление тамасичности и сонливости.
  3. Приостановление мыслительного процесса.
  4. Легкое давление в верхней части головы, в последствии ощущение присутствия Силы во всем теле.
  5. Ощущение растворения тела.
  6. Признаки дальнейшего продвижения:

  7. Мыслительный поток практически останавливается, появляется способность его контролировать.
  8. Ощущение приятной прохлады над головой (активизация сахасрара чакры)
  9. Внутреннее и физическое ощущение расширения пространства
  10. Возможны ощущения внутреннего волнообразного движения, закручивания.
  11. Состояние беспричинной радости, легкости и чистоты, как внутренней так и физической.
  12. Видение и физическое ощущение нисходящей Световой Энергии и ощущение Радости во всем существе.
  13. Интуитивное знание о любом объекте
  14. Восстановление нарушенных функций тела
  15. Ощущении присутствия Господа во Всем
  16. Возможность влиять на происходящие обстоятельства силой Сознания – Айшварья Сиддха.

Апаратхи (препятствия на пути).

Всегда помните, что все результаты этой медитации, так же как и ее процесс необходимо посвящать Божественному. Отклонение от этого главного правила может привести к таким последствиям, как порождение неблагоприятных самскар, которые в последствии могут стать причиной йогических затруднений и падений. Кроме того является ошибкой выполнение практики из состояния личной заинтересованности и стремления к сиддхам (сверхспособностям).

Господь пребывающий везде, я раскрываюсь твоему Высочайшему Состоянию

Медитация "Колокол Безмолвия"

30-минутная медитация, в течение которой через разные промежутки времени звучит колокол, напоминающий о безмолвии ума. Практикующий должен стараться, созерцая область над головой, находиться в безмыслии между двумя ударами колокола. Если эта задача окажется трудной, то попытаться удержать внутреннюю тишину во время звучания колокола. Медитация заканчивается тремя ударами.

Эту медитацию можно выполнять дома, поставив диск в mp3-проигрыватель. Она также может выполняться в движении. Для этого можно использовать плеер с наушниками. Также настройки современного проигрывателя позволяют установить режим проигрывания с повторением композиции. Таким образом, эта медитация может стать часовой, полуторачасовой и т.д.

Скачать Медитацию "Колокол Безмолвия"

Постарайтесь, чтобы звук колокола приносил вам покой и радость.

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ

Господь пребывающий везде, я раскрываюсь твоему Высочайшему Состоянию

Медитация: язык Бога

Медитация говорит нам только oднo: Бог есть.

Медитация открывает нам только одну истину: наши мечты - о Боге.

Почему мы медитируем?

Почему мы медитируем? Мы медитируем потому, что наш мир не может удовлетворить нас. Так называемый покой, который мы испытываем в нашей повседневной жизни, это пятиминутный покой после десяти часов беспокойства, волнений и разочарований. Мы постоянно находимся во власти враждебных сил, окружающих нас, - зависти, страха, сомнения, волнения, беспокойства и отчаяния. Эти силы как обезьяны. Когда они отпускают нас на время своего кратковременного отдыха, мы говорим, что наслаждаемся покоем. Но это совсем не настоящий покой, и в следующий момент они атакуют нас снова.

Только лишь через медитацию мы можем обрести длительный покой, божественный покой. Если утром мы медитируем, вкладывая в это всю свою душу, и испытываем покой только одну минуту, эта одна минута покоя распространится на весь день. Когда мы медитируем на самом высоком уровне, тогда мы действительно получаем постоянный покой, свет и восторг. Мы нуждаемся в медитации, так как мы хотим расти в свете и проявлять себя в свете. Если это является нашим устремлением, если это - наша жажда, тогда медитация - единственный путь.

Если мы чувствуем, что мы удовлетворены тем, что имеем, и тем, что мы есть, то для нас нет необходимости вступать в область медитации. Причиной, по которой мы обращаемся к медитации, является наш внутренний голод. Мы чувствуем, что внутри нас есть что-то светлое, что-то бескрайнее, что-то божественное. Мы чувствуем, что мы в этом очень нуждаемся, но только сейчас не имеем доступа к этому. Наш внутренний голод исходит из нашей духовной потребности.

Медитация - это не уход от жизни

Если мы вступаем на путь медитации для того, чтобы уйти от мира и забыть наши страдания, тогда мы делаем это по ложной причине. Если мы вступаем в духовную жизнь из-за разочарования или неудовлетворенности, тогда мы можем и не остаться в духовной жизни. Сегодня мне не удалось удовлетворить свои желания, поэтому я не удовлетворен миром. Но завтра я скажу: "Давай попробую еще раз. Может быть, на этот раз я получу удовлетворение". Но в конечном итоге мы почувствуем, что жизнь-желание никогда не удовлетворит нас. Мы почувствуем необходимость обратиться к внутренней жизни. Это и есть устремленность.

Что такое медитация? Медитация - это самопробуждение человека и самоотдача Бога. Когда самопробуждение человека и самоотдача Бога встречаются, человек становится бессмертным во внутреннем мире, а Бог становится проявленным во внешнем мире.

В устремленной жизни мы нуждаемся только в Боге. Если мы искренне нуждаемся в Боге, тогда, естественно, Он отдаст нам Себя. Но Он сделает это по-своему и в установленное им самим время. Если мы молимся и медитируем с искренней устремленностью желая обрести определенные качества, то даже если Бог не одарит нас ими, все равно мы будем удовлетворены. Мы просто скажем себе: "Ему лучше знать. Сейчас я пока не готов к этому. Но Он обязательно даст мне их в тот день, когда я буду готов". В устремленной жизни не наши достижения приносят нам удовлетворение, а наша устремленность. Устремленность сама и является нашим удовлетворением.

Сознательная устремленность и усилие

Для обретения духовности не годится метод "жми и дави". Мы не можем привлечь духовный свет насильно. Когда он снизойдет сам по себе, только благодаря нашей устремленности сможем мы воспринять его. Если мы попытаемся привлечь больше света, чем способны воспринять его, наш внутренний сосуд разрушится. Как мы воспринимаем этот свет, идущий свыше? Как мы расширяем свое сознание, чтобы повысить восприимчивость? Ответом является медитация.

Медитировать - не значит просто сидеть спокойно пять или десять минут. Медитация требует сознательного усилия. Ум должен быть приведен в состояние покоя и тишины. В то же самое время, он должен быть бдительным для того, чтобы не позволить никаким отвлекающим мыслям или желаниям проникнуть в него. Когда мы сможем привести ум в состояние покоя и тишины, мы почувствуем, что внутри нас зарождается новое создание. Когда наш ум становится свободным и спокойным, и все наше существование становится пустым сосудом, наше внутреннее существо может призвать бесконечный покой, свет и блаженство войти в этот сосуд и заполнить его. Это и есть медитация.

Медитация - язык Бога. Если мы хотим знать, что значит Воля Бога в нашей жизни, если мы хотим, чтобы Бог направлял нас, формировал нас и проявлял Себя в нас и через нас, тогда медитация - тот язык, который мы должны использовать.

Когда мы думаем, что именно мы пытаемся медитировать, тогда медитация кажется сложной. Однако настоящая медитация совершается не нами. Она совершается нашим Внутренним Пилотом, Всевышним, который постоянно медитирует в нас и через нас. Мы всего лишь сосуд, и мы позволяем Ему наполнять нас всем Его Сознанием. Мы начинаем с нашего собственного личного усилия, но как только мы погружаемся глубоко внутрь себя, мы понимаем, что не наше усилие позволяет нам погрузиться в медитацию. Это Всевышний медитирует в нас и через нас с нашего ведома и сознательного согласия.

Душа каждого человека имеет собственный способ медитации. Мой способ медитации не подойдет вам, а ваш способ медитации не подойдет мне. Есть много ищущих, чья медитация не бывает плодотворной, так как они выполняют медитацию, которая им не подходит. Если у вас нет духовного Учителя, который может направлять вас, тогда вам надо погрузиться глубоко внутрь себя, чтобы медитация исходила из сокровенных глубин вашего сердца.

Это очень трудно для начинающего. Вы должны погрузиться глубоко-глубоко внутрь себя и понять, слышите ли вы голос, мысль или идею. Тогда надо погрузиться глубоко в этот голос или мысль и понять, дает ли он вам чувство внутренней радости или покоя, где нет ни вопросов, ни проблем, ни сомнений. Только когда у вас будет подобное чувство, вы можете быть уверены, что голос, который вы услышали, есть истинный внутренний голос, который поможет вам в вашей духовной жизни.

Но если у вас есть Учитель, который является реализованной душой, его молчаливый пристальный взгляд научит вас, как медитировать. Учитель не должен словесно объяснять, как медитировать, либо давать особую технику медитации. Он просто будет медитировать на вас и внутренне обучать вас медитации. Ваша душа войдет в его душу и научится у его души. Все истинные духовные Учителя обучают медитации в безмолвии.

Конечная цель медитации - установить сознательный союз с Богом. Все мы - дети Бога, однако в данный момент у нас нет сознательного единства с Богом. Кто-то может верить в Бога, во эта вера не является реальностью в его жизни. Он просто верит в Бога потому, что какой-то святой или йог, или духовный Учитель сказал, что Бог существует, или потому, что он читал о Боге в духовных книгах. Но, если мы занимаемся медитацией, приходит день, когда мы устанавливаем сознательное единство с Богом. И тогда Бог дарует нам Свой бесконечный покой, бесконечный свет и бесконечное блаженство, и мы превращаемся в этот бесконечный покой, свет и блаженство.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В Как медитировать?

О Есть два способа медитации. Один из них - успокоить ум. Обыкновенный человек чувствует, что если он заставит молчать свой ум, он станет глупцом. Он чувствует, что если ум не думает, значит ум потерял все. Но это неверно в духовной жизни. В духовной жизни, когда мы заставляем ум молчать, мы видим, что в уме зарождается новое создание, новое обещание Богу. В настоящий момент мы не выполнили обещание, данное Богу, мы не полностью посвятили Богу все свое существование. Когда мы сможем заставить ум молчать, мы будем в состоянии удовлетворить и проявить Бога.

Осенью 2007 года из жизни ушел один из самых известных индийских учителей двадцатого столетия Чинмой Кумар Гхош , более известный как Шри Чинмой — музыкант, поэт, спортсмен, учитель медитации, автор множества книг по восточной философии. В последние годы жизни Чинмой вел занятия по медитации при ООН, руководил гуманитарным проектом «Всемирный Бег Гармонии», охватившим десятки стран и сотни городов.

Шри Чинмой родился 27 августа 1931. Подробную информацию о его жизненном пути здесь мы рассматривать не будем, осветим только некоторые факты. Чинмой остался сиротой и с юных лет занимался медитацией в ашраме Шри Ауробиндо . Считается, что уже в 13 лет он достиг реализации. В 1964 году Чинмой по приглашению практикующих переезжает в США, где сначала ведет курсы медитации, а потом создает собственную духовную организацию «Центр Шри Чинмоя», организует общемировые проекты по пропаганде спорта, толерантности, духовных знаний.

За свою жизнь Гуру сочинил тысячи песен на бенгали и английском, написал тысячи афористичных стихов, написал сотни картин в созданном им самим жанре «Джарна Кала» (бенг. «фонтан искусства»). Его стихией была полная импровизация. Он медитировал в начале своих концертов, а потом играл на нескольких десятках инструментов, меняя их по зову сердца. Он медитировал каждый день, а потом несколькими движениями кисти или карандаша создавал удивительные картины, в которых нет привычной нам четкости, последовательности, но есть потрясающая душевная теплота.

Поскольку Шри Чинмой реализовывал себя во многих сферах жизни, у него было много последователей среди музыкантов, писателей и спортсменов. Чинмой учил медитации известных гитаристов Джона Маклафлина и Карлоса Сантану, олимпийского чемпиона по легкой атлетика Карла Льюиса, рекордсмена книги рекордов Гинесса Ашрита Фурмана, российского рок-музыканта Бориса Гребенщикова и др.

Основой его учения является «Всевышний» (англ. Supreme), обрести которого должен каждый человек. Для связи с Божественным Чинмой предлагал использовать медитацию и йогу. Медитации Шри Чинмоя имеют свои особенности и отличия от привычных способов медитации. Одним из объектов медитации должно быть Сердце-Единство Мира. Подобные практики должны раскрыть эмоциональные каналы человека, сделать его более восприимчивым к внешним событиям, научиться испытывать сострадание к живым существам.

Путем постижения Всевышнего является Любовь. Как ребенок чувствует свое единство с родителями через взаимную любовь, так и человек может почувствовать свое единство с Божественным через такую любовь. Чинмой полагал, что человек — это инструмент, который использует Всевышний для трансформации и совершенствования мира. Любовь — основа жизни, постижение которой равно постижению Божественного.

Шри Чинмой предлагал заниматься различными медитациями для работы с сознанием. Так он одна из практик была медитация на изображения (божеств, геометрических фигур, точку), вплоть до практики соединения сознания с объектом. Практика медитации на точку строилась так, что ученик в конце упражнения должен был попытаться увидеть себя со стороны, взглянуть на себя из точки, на которой концентрируется ум. Также предлагалась практика медитации на изображения учителя, медитация на звук его голоса. Многие оценивают подобные практики как типичный «гуруизм» (учение, основанное на беспрекословном подчинении и почитании своего основателя). Но стоит заметить, что любая практика может принести одному человеку вред, а другому — пользу. Все зависит от тренированности ума, терпения, понимания, личных психологических качеств. Поэтому давать скоропалительные оценки не стоит. Практики Чинмоя помогли раскрыть таланты и способности десяткам тысяч людей, а значит, они нужны и должны практиковаться.

Одним из важных элементов философии Шри Чинмоя является понятие «устремление». Считается, что человек для достижения благих состояний должен иметь желание, намерение и волю, чтобы идти по выбранному пути. В сердце каждого человека заложено устремление к Духу, к Божественному. Его не нужно искать специально, а нужно найти в себе и раскрыть. Для этого нужно заниматься медитацией, йогой, созерцать те процессы и явления, которые нас окружают и, конечно же, взращивать в себе настоящую и искреннюю любовь. Устремление Сердца — причина духовного роста человека, сила, которую он может использовать на Пути.

Чинмой говорит: «Устремление — это мольба в сердце. Сердце взывает и стремится, как рвущееся вверх горящее пламя». В этом и заключается особенность его подхода: медитация, как и любая практика, требует огромной внутренней работы и еще более огромного искреннего желания. Из этого суждения проистекает и другое: любое действие может стать духовной практикой, если оно связано с устремлением сердца.

Медитация Шри Чинмоя — это обращение внимания не на ум, а на сердце, но не физическое сердце человека, а его духовное начало, его духовный центр. Такой центр есть не только у людей, но и всего Мира. Медитация в уме, по словам Чинмоя, — это постоянная борьба с умом как с непослушным ребенком, который хочет куда-то убежать. Чистое сознание не может быть главной целью, потому что оно не вечно, но вечна душа, которая живет в Сердце. Поэтому медитация в Сердце — это соприкосновение с Душой, чей свет может дать истинное наслаждение и по-настоящему счастливую жизнь.

Как медитировать на Сердце Мира? Сначала нужно найти чистое и тихое место, успокоить свой ум. Затем мы должны ощущить, что мы находимся в безбрежном океане, на его дне, где царит спокойствие. Мы можем отождествить себя с этим безмятежным пространством, раствориться в нем полностью. Потом мы прикрываем глаза и представляем перед собой бескрайнее небо. Сначала мы медитируем на небо перед собой, потом представляем, что мы сами — бескрайнее небо. После, мы должны попытаться ощущить, что небо находится в нашем сердце. Весь безбрежный и бескрайний мир — в нас самих. Мы чувствуем, что в нас — Вселенское Сердце, в которое легко помещаются и океан, и небо. Так мы становимся едины с миром, раскрываем себя для полного восприятия. Наше сознание, наше сердце пронизывает Свет.

Шри Чинмой так описывает подобную медитацию:

За пределами речи и ума
В поток вечно лучезарного Света
Погружается сердце мое.
Сегодня тысячи дверей,
Закрытые веками,
Распахнулись настежь.

Шри Чинмой предлагал и более простую медитацию на дыхание. Мы должны дышать как можно медленнее, так, чтобы не пошевелилась нитка, если бы ее держали возле нашего носа. С каждым вдохом мы ощущаем, как получаем чистую космическую энергию, которая наполняет наши мысли и наше тело, очищая и гармонизируя их. на выдохе представьте, что вы выдыхаете не воздух, а скверну, все свои загрязнения, мрачные идеи и нечистые поступки.

Таким образом, медитация на Сердце Мира — это благородная практика, помогающая очистить ум. Для этой практики нужно иметь устремление — волю к достижению благих результатов. Медитация строится на работе с дыханием и глубокими визуализациями, в ходе которых человек отождествляет свое духовное сердце, свою душу со всей вселенной, добиваясь гармонии, спокойствия и здоровья.

ШРИ ЯНТРА — одна из самых могущественных и притягательных Янтр. И является самой динамичной из всех янтр!

Шри Янтра – это место обиталища самой красивой Богини во всей Вселенной – Дэви Бхагавати, это олицетворение тела богини Трипура-Сундари, в некоторых текстах ее называют «пупком Божественной Матери». Это единственная Янтра, через которую возможно получить Её даршан непосредственно или любого другого Божества. Эта всеобъемлющая Янтра является единой для всех религий.

Так же ее называют «Янтра Космоса».

Она является единственной в своём роде Божественной формой, приемлемой абсолютно для всех религий.

Форма Божественной Янтры.

Эта Янтра содержит 9 Чакр – из которых 4 принадлежат Шиве в аспекте Пуруши, и 5 Шакти в аспекте Пракрити. Также она включает 43 Трикона, (треугольника), 28 Марма–Стхаан, и 24 Сан-дхи-ян. Места пересечения одновременно трёх Линий (Rekha), известны под названием «MAРMА», а места пересечения двух линий, известны как «САНДХИ».

9 чакр Янтры соответствующих 9 чакрам в теле человека:

1. Бинду. (Точка внутри центрального треугольника и янтры) – АДЖНА (межбровье)

2. Трикон. (Центральный треугольник, содержащий бинду) – ИНДРА-ЙОНИ (между носом и горлом)

3. Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона) – ВИШУДДХА (горло)

4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников) – АНАХАТА (сердце)

5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников) – МАНИПУРА (пупок)

6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников) – СВАДХИСТХАНА (ниже пупка)

7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лооса) – МУЛАДХАРА (тазовая область)

8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса) – КУЛ (ноги)

9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами) – АКУЛ (стопы)

Однако, для начала давайте разберемся, что такое Пран Пратиштха.

Пран Пратиштха означает вселение жизни и сознания в тело идола. Без дыхания – Праны, человеческое тело безжизненно. Подобным образом идол – это кусок металла, дерева или камня, пока в него не вдохнули жизнь. Это совершается с помощью особой церемонии, при исполнении соответствующих мантр, направленных к Божеству с просьбой войти в тело мурти. Как только это случается, идол вмещает в себя сознание и качества божества.

Далее следует омовение божества, подношение Ему (или Ей) одежд, украшений, пищи, благовоний, вознесение молитв или рецитации мантр в сопровождении арати (огня) утром и вечером. Теперь опять вернёмся к делу.

1. Чар. От этого действия Пран Пратиштхит перемещается в Янтру посредством чистых действий.

2. Ачар. Во время этого действя Янтра не может быть перемещена и остается зафиксированной на одном и том же месте.

3. Дхарния. Этот тип Янтры очень устойчив и может быть устранен только Пуджей.

Вот три способа создания для трёх типов Янтр. Но также существует множество доступных подтипов, они не описаны в данной статье во избежание путаницы.

Эффективность янтры зависит от материала, на котором она вырезана.

1. Бхупраштийя — Янтра, вырезанная на плоском листе (материале).

2. Качхап Прашт – Янтра, вырезанная на спине черепахи.

3. Сумеру – Янтра, вырезанная в форме Горы Сумеру (пирамида).

Эта Янтра может быть сделана из следующих Элементов и металлов:

Тамра Патра Янтра – Янтру, сделанную из меди, считают Низкой.

Раджат Патра янтра – Янтру, сделанную из серебра, считают как Среднюю.

Свам патра Янтра – Янтру, сделанную из золота – Хорошей.

Спхатик Янтра – Янтра, сделанная из кристала – Лучшая.

Парад Янтра – Янтра, сделанная из ртути, рассматривается как наивысшая.

Говорят, что едва прикоснувшись к Параду, человек может избавится от воздаяния такого греха, как убийство Брахмана, которое мы называем Брахм-хатья.

Когда же Парад Шри Янтра проходит установку через Вама Тантру, она дает огромное счастье и богатство, оставаясь навсегда активной и эффективной. При желании ее можно использовать для привлечения богатства и всех видов Васту Доша Ниваран.

Мантра Посвящения (Садхнатмак мантра) для Парад Шри Янтра держится в строгой тайне, но даже обычное посвящение этой Янтры даёт превосходные результаты. Только Садгурудев может развернуть весь процесс и форму Шри Янтры, так как он единственный хранитель Божественного знания о процессе чудесного происхождения этой божественной Янтры. И было бы большой удачей для нас всех выяснить секрет этой Янтры в полной мере, тогда мы смогли бы стать творцами бесконечных Вселенных вместе со Шри янтрой. Давайте же попытаемся обрести милость Гурудева ради обретения всех сокровенных тайн.

Шри Янтра является излюбленным инструментом Богини Лакшми, — Богини богатства и процветания. Там, где есть этa Янтра, — там поселяется процветание, и благополучие – там больше не может быть нехватки денег, и всевозможных благ. Все Риши, йогины, и все великие души единодушно признают тот факт, что эта Янтра способна привлечь большое богатство в тот дом где она установлена. Лакшми не может быть легко достигаема другими средствами, но размещение ртутной Янтры в доме — радует Её, и Она, тут же дарует богатство, благополучие, комфорт, и успех садхаку. Там, где эта Янтра размещена, не может быть бедности, и нищеты. Эта Янтра также уникальна, как наилучшее средство для избавления от долгов.

Внутри Шри Янтры, содержится, очень мистическая надпись, которая состоит из семи треугольников. Примерно в центре треугольника восьмиугольник, вокруг которого де-кагон, и наконец, фигуры с четырнадцатью сторонами. Примерно в центре Шри Чакры, присутствуют три границы, которые символизируют три энергии. Под ней располагаются шестнадцать лепестков, внутри которых присутствуют ещё восемь лепестков лотоса. Ниже — четырнадцать треугольников, которые символизируют четырнадцать типов энергий, а также, десять треугольников, представляющих десять видов процветания.

Шри Янтра символизирует в общей сложности 2 816 энергий, или Божеств, и поклонение этой Янтре задействует весь спектр этих энергий. Существуют сотни текстов, относящихся к этой Янтре. И не только индийских текстов. Даже видные Западные учёные оценили эту Янтра высоко. Западный ученый Вудрофф сказал – чем болея старался разгадать тайну этой янтры, тем больше я запутывался в ней. Положение этой Янтры таково, что она по определению является воплощением Божественного присутствия, и Божественных сил на Земле. Каждая линия, и каждый треугольник вмещает в себя множеством форм, наделяющих её могущественной мистической силой, которая, несомненно, принесёт своему обладателю успех. Тот, кто владеет этой Янтрой — тому действительно невероятно повезло, он станет известным, и Великим человеком.

Мудрец Канид, когда то сказал, что если кто либо является обладателем Шри Янтры, то такому человеку, не надо пробовать любую другую Садхану, или ритуал на этой Янтре. Такая Янтра сама по себе является вместилищем Божественных сил, несущих положительные результаты и благословляющий эффект, если установлена в доме. Благовония, способны разносить свой аромат во всех направлениях, аналогичным же образом, там, где это Янтра установлена, начинают происходить удивительные, благотворные результаты.

Практика

Смотрите на Шри Янтру, осознавайте что перед вами находится графическое изображение Мироздания.В котором заключена вся его Энергия в спящем состоянии.Которая пробуждается вашим желанием (намерением) её пробудить.

Держите такое желание в своем сознании.

Попросите высшее Я объединить Энергию заключенную в Шри Янтре с вашей Энергией.

После этого закройте глаза и представьте вокруг себя Шри Янтру в объеме (трехмерную).

Лечебная медитация.

Расслабьтесь, сядьте поудобнее, спину держите прямой, голова — продолжение туловища. Сосредоточьтесь и смотрите в белый центр Шри — Янтры не чаще одного раза в день около двух — трёх минут. Через указанный промежуток времени постарайтесь рассеять внимание и смотреть на янтру рассеянным взором около 5 — 10минут. После этого закройте глаза и в том же положении туловища созерцайте янтру внутренним взором ещё 5 — 10минут. Дыхание равномерное. Вдох через нос, выдох через рот. Начинающие практиковать, старайтесь не превышать указанное время занятия. Из состояния медитации выходите неспеша, медленно открывая на выдохе глаза, приходя к обыденной деятельности через плавное потягивание, вытягивая руки над головой, делая глубокий медленный вдох, а затем медленный выдох.
Старайтесь регулярно и в одно и то же время повторять процедуры

Главное в практике

1. Не форсировать и не напрягать ментал… прочувствовать связь через Осознание с тем, что видишь… грань за гранью.
2. ТО, что начнет раскрываться пусть не пугает. Полное спокойствие и тишина внутри… пропускай сквозь.
3. Если чувствуешь, что не готов, а оно начинает затягивать, плавно останавливайся…

изменения могут происходить и с закрытыми глазами
1. нужно весь взгляд сфокусировать в точке…точка — это Аджна(через аджну открывается видение).
2. не отрывая взгляд от точки, стараться постепенно идти, охватывая взглядом каждую открывающуюся плоскость (группы из восьми треугольников, десяти внутренних и внешних…и т.д.)

результат: у всех может быть различен, как и способ.

Эти плоскости начинают смещаться, двигаться, приближаясь и отдаляясь. Волевым усилием их можно направлять…
Идет преломление пространства и открывается видение…

Все, что вам необходимо — оставить ум в покое.
И сосредоточить внимание на внутреннем свете.

Янтра — это не внешний предмет.
Это проекция ума внутреннего сознания.
Если не получается длительное время практика, начните с малого.

Делайте тратаку на пламени свечи. (техник множество)

Вариации Шри Янтры

Инверсия

Инверсия

Инверсия

Инверсия

Индия – родина многих духовных наставников, известных по всему миру. Во главе их по праву находится Шри Шри Рави Шанкар . Он делится своими умениями и знаниями вот уже около полувека. На сегодняшний день медитация Шри Шри имеет множество поклонников, ведь это не просто практика, это настоящее чудо.

Способы погружения в медитацию

Индийский гуру советует своим последователям выполнять несколько несложных упражнений. Этот комплекс необходим для достижения лучшего эффекта от занятий, а также он помогает новичкам достигать правильного состояния перед очищением мыслей. На самом деле, не очень просто ни о чем не думать. Чтобы медитация Шри Шри имела благоприятное воздействие на ваш внутренний мир, выполните несколько методик:

  1. Занятия физической культурой

Мышцам будет гораздо легче расслабиться, если перед этим они немного поработают. Спокойствие нервной системы также достигается быстрее после спортивных упражнений.

  1. Контроль дыхания

Духовный наставник Шри Шри Рави Шанкар разработал собственную систему, по которой легко найти свой личный ритм дыхания. Она носит название Сударшан Крию и была открыта во время длительного молчания гуру. Именно благодаря данной системе медитация Шри Шри легка в выполнении.

  1. Правильное использование органов чувств

Человек, тонко ощущая каждое отдельное чувство, может выйти за его границы. В этот момент все системы организма расслабляются. Согласно древним учениям, каждое чувство соответствует природному элементу. Распределение происходит следующим образом: зрение – огонь, вкус – вода, слух – эфир, тактильные ощущения – воздух, нюх – земля.

  1. Эмоции

Мыслительные процессы очень зависят от общего эмоционального фона человека. Забавный факт: во время удивления наш мозг не создает новых мыслей, то есть самостоятельно освобождается от них. А негативные эмоции, наоборот, могут вам очень помешать, и медитация Шри Шри будет прервана. Для начинающих лучше всего подходят такие ощущения, как романтика, любовь, сочувствие, нежность. Они помогают перестать заботиться о чем-либо, освобождают от проблем.

  1. Интеллектуальные способности

Медитативные техники лучше получаются у тех, кто обладает большими знаниями и стремится постоянно их пополнять. У таких людей разум находится в определенном возбуждении, которое способствует правильному погружению во внутренний мир.

Суть медитации Шри Шри

Шри Шри Рави Шанкар

Разум человека приобретает чистоту только в момент абсолютного спокойствия.

Благодаря расслабленному состоянию мы учимся концентрироваться автоматически.

Если быть лишь наблюдателем происходящих событий, но не участвовать в них, не стремиться что-либо изменить, можно с легкостью обучить свой ум без усилий сосредотачиваться в нужный момент.

К тому же медитация Шри Шри благоприятно влияет на память человека, развивает интуицию, повышает интеллектуальный уровень.

Следуя напутствиям великого гуру медитация Шри Шри преследует главную цель: любовь внутри нас – это и есть Божество или Высшая Сущность.

Индийский наставник Шри Шри Рави Шанкар утверждает, что существует две стороны медитативного занятия:

  • Первый подразумевает изучение внутреннего мира, естественное ощущение Божественного участия во всех жизненных ситуациях. Его именуют Нивритти.
  • Второй, зовущийся Правритти, представляет медитации, в которых человек покидает свою внешнюю оболочку. В процессе таких практик он является хозяином всего происходящего.

Верно проделанная медитация Шри Шри улучшает общее состояние организма, благоприятно влияет на активность, как физическую, так и умственную, создает гармонию внутри человека, а также вокруг него. Окружающие моментально замечают изменения, ведь те, кто занимается данной практикой, чувствуют себя счастливее.

Виды медитаций Шри Шри

Хари Ом

По словам Шри Шри основное действие кроется в правильном произношении звуков и сопровождаемых их вибраций. То есть смысл слов абсолютно не важен, главное – научиться управлять звуковой энергией.

Звук «ОМ» участвует практически во всех практиках восточного мира. Он несет в себе частички любви и блаженства.

Данная медитация Шри Шри, носящая название «Хари Ом» уничтожает любые виды боли, избавляет от страдания и горя, негативных мыслей. Она приводит в действие все чакры, обновляет энергетическую составляющую, способствует улучшению ее циркуляции. Основная идея – работа с энергетическими точками, которые находятся в нашем позвоночном столбе.

Управляемая медитация «Хо-Хе»

Практика связана со смехом – к такому выводу можно прийти исходя из самого названия. Наставник советует выполнять упражнения, которые положительно влияют на все энергетические точки в нашем организме. Например, повторите шесть раз звук «Хо», а затем один раз звук «Хе».

Для правильного эффекта вам понадобится удобно сесть, опустить веки и следить за дыханием. Никаких резких движений и никаких мыслей.

Сахадж Самадхи

Данная медитация Шри Шри требует профессиональной помощи, так как для ее выполнение каждому обучающемуся выдают индивидуальную мантру. Именно она и есть основой практики. Правильное произношение звука, создание вибрационных потоков раскроют вашу сущность и помогут найти веру в собственные силы. Занятия снимают напряжение в нервной системе, улучшают кровообращение, помогают работе сердца.

Первые три занятия длятся по часу, затем человек может самостоятельно уделять несколько минут в день для благоприятного результата.

Практика молчания

Индийский гуру учит своих учеников, что все практики должны проводиться спокойно, без напряжения. Не стоит заставлять себя что-либо делать, все действия должны исходить прямо из сердца. Молчание помогает достичь необходимого спокойного состояния. Эту практику можно проводить в домашних условиях без специальной помощи.

Вы должны мысленно произносить мантру. Благодаря практике молчания можно навсегда избавиться от внутреннего зажима, обрести уверенность, возобновить энергетические потоки.

  1. Лучшее время, чтобы начать заниматься медитацией – это девять-десять лет. Этот возраст позволяет скорее научиться концентрации, ведь разум и тело очень гибки и восприимчивы. Подросток способен впитать в себя значительно больше информации, нежели взрослый. Следует помнить о постоянстве занятий, а также желании их выполнять.
  2. В домашних условиях можно медитировать, но следует позаботиться об устранении ненужных шумов и раздражающих факторов.
  3. Благодаря особенным звукам и вибрациям человек побеждает три основные преграды, которые мешают открыться душе: желание, интеллектуальные возможности, эго человека.
  4. Без правильного дыхания медитация Шри Шри не имеет никакой силы.

Друзья, заходите к нам в любое время дня и ночи!

Сайт всегда рад видеть вас своим гостем!

Чувствуйте себя как дома!

Интересное