В епархии не хватает священников. О православии – в светских газетах

В епархии не хватает священников. О православии – в светских газетах
В епархии не хватает священников. О православии – в светских газетах

Какой должна быть та община, которая не отвратит человека от Христа? Б елорусские священники размышляют о том, каковы основные проблемы современных приходов православной церкви, и какие существуют пути их решения.

Иерей Иоанн Ковалёв, настоятель прихода храма Архангела Михаила д. Новый Двор Минского района:

“Каждый человек должен понимать, что мы приходим в Церковь к Богу”

– Сразу надо сказать, что правильность взаимоотношений между людьми в приходе как в религиозной организации во многом, конечно, зависит от настоятеля. Управление настоятеля приходом откладывает непосредственный отпечаток на всей структуре прихода. И поэтому, попав на какой-либо приход, побывав на богослужении, мы уже можем что-то сказать о той организации и о той деятельности, которую ведёт приход и которой управляет настоятель. Если не брать финансовую составляющую, то на приходе всегда настоятель сталкивается с определёнными проблемами, связанными с прихожанами.

Проблему взаимоотношений на приходе можно разделить на две части. Во-первых, это взаимоотношения между постоянными прихожанами и теми, кого называют захожанами или прохожанами. В городских храмах прихожане – люди разные, и храм не испытывает в них недостатка. В сельских приходах своя специфика – там приходится работать с тем контингентом, который уже представлен. Это, как правило, люди пожилого возраста, которые стояли у истоков этого прихода, и люди нового поколения. По сути, всё упирается в проблему отцов и детей. В городских храмах, может быть, эта проблема не так остро выражена, но сельским приходам, порой из-за недостатка молодёжи, сложнее развиваться.

Для приходов присущи те же проблемы, которые характерны для любого коллектива, то есть определённое брожение в умах, стремление и гонка за тем, чтобы тебя заметили. Решать их можно по-разному – или путём жёсткого регулирования, или более лояльными методами. Мне кажется, каждый человек в храме – и клирик, и прихожанин – должен понимать, что мы приходим в церковь к Богу, а приход – то место, где мы непосредственно соприкасаемся со всей полнотой Церкви, поэтому недопустимы взаимные подозрения, разногласия, зависть, стремление выделиться. Бывает и такое, что прихожане даже разбиваются на лагеря, особенно в тех приходах, где есть несколько батюшек, и это не является духовно здоровой ситуацией. То есть, помимо проблемы отцов и детей, важна ещё и такая проблема, как стремление свои личные интересы, своё видение жизни прихода продвигать как единственно правильное, не прислушиваясь ко всем остальным.

Возможно, это и является одной из причин снижения посещения храмов. Известны истории, когда человека в церкви встречает какая-то бабушка, что-то ему говорит и человек обижается. Испорчена первая встреча с Богом, а ведь считается, что первая встреча – самая важная. Не каждый член прихода готов к этой первой встрече, особенно на приходах, где один священник или малый штат священников, не отлажен механизм встречи человека. По сути, это проблема и миссии, и катехизации. Нам не хватает правильной работы с людьми, и надо что-то менять.


Иерей Сергий Ярмолович, клирик Свято-Троицкого собора г.Слонима:

“Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как”

– В православных приходах многие священнослужители уделяют огромное значение богослужению, но, к сожалению, на приходах мало небогослужебной деятельности, её недостаточно. В результате формируется группа людей, которая приходит в храм, молится, в лучшем случае причащается, но не знает друг друга. Получается, нет общины как таковой, у людей нет возможности просто пообщаться, узнать о проблемах друг друга. Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как. В итоге у нас формируется достаточно абстрактное представление о любви: мы должны любить своего ближнего, исполняя заповедь Божию, но на деле это не проявляется.


Добавлю, что в группе приходского консультирования, образованной мной на приходе, я старался сделать так: пожилые общаются с пожилыми, более молодые общаются с более молодыми, поскольку тогда канал связи практически одинаковый. Мне немного проще – зная некоторые особенности возрастной психологии, я стараюсь найти подход к каждому, вне зависимости от возраста, психологическое образование здесь немного помогает. Проблема взаимоотношений поколений – это действительно проблема извечная в связи с тем, что абсолютно каждое поколение и каждый возраст видит всё происходящее через призму собственного опыта. Кому-то более молодому кажется, что силы есть на всё, к более зрелому возрасту понимаешь, что не всё так просто. Проблема поколений существовала и будет существовать. Однако, подходя к Чаше, мы все равны вне зависимости от пола, возраста, достатка, семейного положения и социального статуса. На самом деле, это необходимо учитывать. Если священник правильно к этому относится, объясняет это, то в храме этот момент очень сильно сглаживается.

Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

“Приходам не хватает действительной вовлечённости прихожан в жизнь Церкви”

– Мне сложно говорить про проблемы всех приходов, потому что я этим не занимаюсь. Но мне видится, что действительно есть одна вещь, которую мы упустили.

С одной стороны, существует ряд проблем в управлении приходами, когда прихожане никак в нём не участвуют. Речь не о том, что они не могут собраться и сделать вместе что-то полезное, организовать при приходе какое-то братство, но они не управляют приходом, его финансами и направлением развития, за исключением редких случаев. Многие прихожане хотят этим заниматься, например, как в Западной Европе, где часто церковный совет решает, куда двигаться в разных случаях и куда тратить полученные средства. У нас такого полного самоуправления нет.

С другой стороны, эта проблема полностью не решится до тех пор, пока мы не поймём, кто такой прихожанин конкретного прихода. На каждом приходе есть круг лиц, которые максимально вовлечены в жизнь прихода, и кого можно считать прихожанами, кто живёт приходом и отдает ему все силы. Есть люди, которые часто появляются на приходе, но не так сильно вовлечены в его жизнь. Есть люди, которые появляются на приходе редко и уходят, совершенно не зная, чем живёт храм. А некоторые просто живут около храма и приходят в лучшем случае освятить кулич на Пасху.

Все они формально считаются прихожанами этого храма, но все они не до конца представляют, чем живёт храм на самом деле. Они просто знают, что храм есть и что у батюшки машина такой-то модели.


Канули в Лету годы безбожия и гонений на Церковь и верующих. Никого уже не удивляют строящиеся в городах и селах храмы и монастыри, привычным стало появление в церквях по большим праздникам представителей светской власти, а священников - на различного рода официальных и общественных мероприятиях. Сейчас уже не редкость встретить священнослужителя в рясе на улице, в магазине или в общественном транспорте. И, тем не менее, прохожие обязательно бросают в его сторону любопытные взгляды. Многих мирян чрезвычайно интересует жизнь духовенства. А всякое незнание неизбежно рождает мифы. Какова же реальность? О некоторых сторонах жизни духовенства мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2 , 9).

– Скажите, Владыка, сколько священников служит в Покровской епархии? Достаточно ли их, чтобы каждый приходской батюшка знал свой приход, и у него хватало бы времени не только на богослужения и выполнение треб, но и на доверительные беседы с прихожанами?

– Кадровый голод – общая проблема для всей Саратовской митрополии, Саратовская православная духовная семинария не может полностью удовлетворить потребности в кадрах Саратовской, Балашовской и нашей Покровской епархии.

На территории нашей епархии располагается более 100 храмов, а количество священников чуть более 80. Для того чтобы регулярно поддерживать богослужебную жизнь в храмах, священникам, особенно сельским, приходится трудиться на нескольких приходах. Городское духовенство тоже загружено до предела ежедневными службами, просветительской работой, различными епархиальными и общественными мероприятиями. А от батюшек, как вы верно заметили, ждут не только совершения богослужений и того или иного Таинства. Люди часто нуждаются в словах утешения, советах, личных беседах, но для этого нужно время, а у священников его просто нет. Поэтому кадровая проблема у нас одна из главных, мы ее стараемся решать, и, я надеюсь, со временем решим. Я всегда говорю священникам, чтобы они на своих приходах внимательно приглядывались к молодежи, и, если среди молодых прихожан есть люди с особым желанием послужить Богу, надо помочь им встать на этот путь.

– Но достаточно ли одного желания, чтобы попасть в «род избранных»? Или существуют критерии, по которым решается, есть у человека священническое призвание или нет?

– Мы живем сегодня в особенный период развития Церкви. За последние 20-25 лет наши храмы наполнились людьми, мало знакомыми или вовсе незнакомыми с церковной жизнью. Большинство наших прихожан – это неофиты, и их надо воспитывать, учить и просвещать. Если раньше ребенок в семье воспитывался в православных традициях и с раннего детства знал Закон Божий и церковную жизнь, то сейчас приходится взрослым людям объяснять азы Православия. Поэтому священник помимо своих прямых обязанностей должен быть еще педагогом, хорошим проповедником, иметь организаторские способности, он должен учить людей жить христианской общиной и воспитывать себе помощников. Священнику необходимо также знать и бухгалтерскую, и канцелярскую работу, быть экономом и прорабом на стройке, так как сейчас строится и восстанавливается много храмов, и многое другое он должен знать и уметь. А если не умеет, то в процессе работы ему предстоит всему этому научиться. Но главное, конечно, он должен быть избранником Божиим. Вот тогда он сможет быть хорошим батюшкой, и с Божьей помощью и храм построит, и церковную жизнь в приходе наладит.

– Но ведь священник не только пастырь, но и глава семьи, часто многодетной, он может быть обременен многими домашними заботами и проблемами. Как же на все у него хватает сил и времени?

– На первом месте у священника должна быть Церковь, если это не так, то служить ему будет трудно, возможно, даже появится охлаждение к церковной жизни. Да, у священника есть долг перед семьей, но он сам выбрал этот путь, создал семью, значит, должен находить и силы, и время все и везде успевать. Очень важно для будущего священника не ошибиться в выборе спутницы жизни. Надо найти супругу не только по сердцу, но и единомысленного человека, чтобы вместе они соработничали, вместе несли свое служение. Когда матушка во всем поддерживает супруга, берет на себя груз домашних забот, она фактически тоже служит Церкви, но на своем домашнем поприще. Тогда и священнику служить легче. Чтобы это было так, мы в нашей епархии установили такую практику – семинарист, собирающийся принять священный сан, приходит со своей будущей избранницей на беседу к архиерею. И если я вижу, что выбор будущего пастыря не удачен, и в его семейной жизни в дальнейшем могут возникнуть проблемы, то, конечно, не буду торопиться с принятием решения о его хиротонии.

– Кстати, почему молодой человек, желающий принять священный сан, обязан сначала вступить в брак? Разъясните, почему нельзя жениться после рукоположения.

– Хиротония – это тоже обручение, но только с Церковью. Священник заключает брак с Церковью, и этот союз выше человеческого. Поэтому сначала заключается брак с человеком, и только после этого с Церковью.

Все ли архиереи Русской Православной Церкви являются монахами или они могут иметь семьи?

– В традиции Русской, Греческой, Болгарской и других Православных Церквях существует правило, что архиерей может быть избран только из «черного» духовенства.

– То есть он должен без остатка принадлежать только Церкви?

– Да, этому есть подтверждение в Священном Писании. Женатый заботится, как угодить жене, а неженатый, как угодить Богу, вот и все. Хотя в истории Церкви были времена, когда епископы избирались из женатых людей. Но тогда уровень духовной жизни и ревности о Боге были намного выше, чем сегодня. Жизнь меняется, меняются и церковные каноны.

– Владыка, если по какой-то причине священника лишают его сана, благодать, полученная в Таинстве Священства, оставляет его или нет?

– При совершении хиротонии священник получает Божию благодать, и это невозвратный дар. Но, как часто бывает в жизни, своими грехами, страстями он может этот огонь в себе погасить. Неправедными действиями он сам отлучает себя от Церкви, а Церкви остается только подтвердить этот печальный факт. Такие ситуации бывают в церковной жизни, и в нашей епархии они были. Священнику, совершившему тяжкий грех, дается время на покаяние, исправление, но если этого не происходит, то приходится извергать его из сана, это, конечно, крайняя мера.

– Скажите, а перевод пастыря из одного храма в другой – это тоже дисциплинарная мера?

– Нет, перевод совершается не в качестве наказания, а для корректировки церковной жизни. У одного все получается на приходе, и видно, что он способен на большее. Тогда этот батюшка может занять, к примеру, место благочинного, где принесет еще большую пользу. А другой «не тянет» службу настоятеля, значит, «не по Сеньке шапка», и он может быть переведен на другой приход на должность второго или третьего священника. Конечно, такие переводы бывают болезненными, и семье тяжело, и прихожане переживают уход любимого батюшки. Но я убежден, что если близкие люди любят Церковь и верят ей, то они смогут понять и принять такое решение управляющего епархии.

– Насколько приемлемо для церковной среды понятие карьерного роста? Молодые люди учатся, стремятся подняться выше, для мирского человека это нормально, а для священника?

– Человек, посвятивший свою жизнь Богу, не должен руководствоваться карьерными интересами и, расталкивая всех локтями, стремиться наверх. Скорее всего, его там ждет разочарование. Большая должность – это огромная ответственность. Кому много дается, с того и много спрашивается. Но и прозябать на месте, не повышая своего профессионального уровня, тоже не правильно. Здесь важно найти золотую середину – стремление человека к росту должно сочетаться с его внутренним смирением. И опять же все зависит от воли Божьей. Надо доверять Ему, и тогда будет найден ответ на главный вопрос: что мне полезно для моего спасения, а что нет.

– Объясните, Владыка, нашим читателям, почему в Вашем присутствии не принято подходить к батюшке за благословением? Существует ли на этот счет каноническое правило или нужно просто соблюсти этикет?

– Это просто объяснить. Священник получает право на священнодействия от правящего архиерея. Фактически, священник – это его представитель на том или ином приходе, которому делегировано право совершать Евхаристию и благословлять народ от имени архиерея. Если же архиерей сам присутствует на богослужении, то за благословением следует подходить к нему. Это церковное правило прихожанам следует знать.

– Очень часто в обывательской среде ведутся разговоры о благосостоянии духовенства, многие уверены, что священники – люди вполне обеспеченные, а наличие у них иномарок лишь укрепляет эти слухи. Так ли это?

– На самом деле, далеко не так. В разных городах и селах священники и живут по-разному. Нельзя сравнивать жизнь духовенства в Москве, Питере, Екатеринбурге или Саратове с жизнью приходского священника, скажем, в Озинках. Испокон веков в крупных городах России за счет зажиточной паствы духовенство жило более обеспеченно, чем на периферии. Но материальное состояние батюшки зависит не только от уровня жизни прихода, но и его личных добродетелей. Народ у нас благоговейный и, видя старания своего пастыря, всегда ему поможет. Поэтому хороший пастырь голодать и бедствовать нигде не будет, паства его всегда поддержит.

Традиционно русский православный священник мало отличается благосостоянием от своей паствы. Скажу, что духовенство нашей епархии – это люди со средним достатком. Уверяю вас, никто из них в роскоши не пребывает. Что касается наличия у священнослужителей иномарок, то это самое расхожее обывательское обвинение в адрес духовенства, как будто служители алтаря в ХХI веке должны передвигаться на телеге и жить в нищете. А ведь батюшкам, особенно сельским, приходится ежедневно накручивать на своих железных конях по бездорожью десятки километров. Есть у меня в епархии священник, он служит в районном центре, который за два года на своей разбитой иномарке накатал почти 100 тысяч км! В любое время дня и ночи он мчится туда, где его ждут, потому что он один на весь район. А что бы он делал без машины? Поэтому наличие у священника автомобиля – это уж точно не роскошь, а необходимое средство передвижения.

– Священник, как известно, не работает, а служит. Есть ли у него право иметь заработок на стороне, помимо храма, как это принято в некоторых странах Европы и Америки?

– В западных странах есть такая практика, но в Русской Церкви иные традиции. У нас батюшка должен заниматься своими прямыми обязанностями, пастырством. В Священном Писании об этом прямо говорится: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).

– Для священнослужителей сейчас наступило благоприятное время, которого никогда не было в истории Русской Православной Церкви. Однако почему такие уникальные пастыри, какими были архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или архимандрит Кирилл (Павлов), являлись в прошлой жизни, когда Церковь была гонима, а в современной их нет?

– Я бы не стал так категорически говорить о Церкви. Во все времена в ней были и есть настоящие подвижники, которые всецело посвятили себя Богу и Церкви. Почитайте творения святителя Игнатия (Брянчанинова). У него на каждой странице рассуждения о том, что в наше бездуховное время (XIX век!) старцев не стало и все в Церкви плохо. Что бы он написал, живя в наше время? А ведь упомянутые вами старцы жили уже после святителя Игнатия. А сколько новомучеников и исповедников в земле Российской просияло в истории Церкви ХХ века!

В моей личной жизни было много замечательных, ярких и интересных архипастырей, которые определили мою судьбу, за что я благодарен Богу. Из ныне живущих это, конечно, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, мой духовник и наставник, под влиянием которого я начинал священническое служение и продолжаю его уже много лет.

Нам Господь судил жить сегодня, и мы должны в этих обстоятельствах, в это время искать Бога, стараться подражать Господу, спасать свои души, исполнять свой долг, свое служение. Да, священники – другие люди, но их жизнь мало чем отличается от жизни мирян. У священника так же плачут и болеют дети, так же ломается машина и где-нибудь в квартире текут трубы, чаще это бывает съемная квартира. Проблем житейских у священников хватает. Но, служа Богу и Церкви, они получают и моральное удовлетворение, и людям помогают, и души свои спасают. И надо благодарить Бога за эту радость!

Беседовала Ольга Стрелкова

Фото Алексея Лузгана

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Все больше россиян хотят стать священниками. Такая тенденция наметилась в экономически непростое для страны время. Только за минувший год число граждан, подавших документы на подготовительные курсы семинарий, выросло на четверть, а число поступивших в духовные учебные заведения — на 19%, приводит данные Учебный комитет Русской православной церкви.

Так сложилось, что в народе слова "батюшка" и "достаток" довольно часто употребляются вместе. И практически ни одна дискуссия о церковных деньгах не обходится без фразы про "попов на мерседесах". О том, как молодые люди выбирают духовный сан, сколько на самом деле зарабатывают священники, и почему Церковь в годы СССР была намного богаче — в материале РИА Новости.

"Каков приход — таков и поп"

В последнее время информационный фон вокруг духовенства РПЦ не самый благоприятный. Так, на днях патриарх Кирилл призвал священнослужителей РПЦ не ездить на дорогих машинах, даже если их подарили. Аргумент прост: общественное мнение. Когда у храмов "целые кавалькады дорогих лимузинов, это, конечно, вызывает у людей реакцию". Поводом для такого заявления стал скандал с участием епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария. Тот якобы просил СМИ не публиковать информацию о подаренном ему дорогом внедорожнике.

У епископа на джипе нашлись как противники, так и защитники. Одни апеллировали к извечному "Христос учил нестяжательству". Другие обращались к многовековому наблюдению народа: "каков поп — таков приход". Мол, если прихожане приезжают на службу на мерседесах, а священник ходит в рваной рясе, то это "не есть правильно".

"Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника — то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства", — поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

В 95% процентах случаев иного источника дохода у священника, отмечает Козлов, попросту нет. А прибыльность прихода зависит от многих факторов, в том числе и от общего экономического благополучия того или иного региона.

"Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и Церковь бедная. Если народ встает на ноги, то и Церковь встает. <…> Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от численности паствы", — отмечает, в свою очередь, настоятель московского храма Климента, папы Римского протоиерей Леонид Калинин.

В 2013 году Архиерейский собор Русской церкви принял положение о материальной и социальной поддержке духовенства, церковных работников, а также членов их семей. Документ, по сути, привел этот вопрос в полное соответствие со светским законодательством в области охраны труда. Зарплаты священников стали соответствовать среднему уровня заработка по региону.

Кроме того, РПЦ создала дополнительный механизм финансовой поддержки своего духовенства: "В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской православной церкви, а также членах их семей", — говорится в положении.

"При СССР было лучше"

Тем не менее в РПЦ не отрицают, что некоторые священники на приходах склонны к корыстолюбию. Более того, эта проблема достаточно давняя и вряд ли полностью искоренима.

Известный православный святитель и врач Лука Крымский в 1948 году, когда страна восстанавливалась после войны, издал указ, обращавший внимание на "недостойное поведение священнослужителей".

"Некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. … Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе", — так архиепископ Лука изобличал духовенство Крымской епархии.

Тем не менее Церковь не осуждает материальное благополучие, особенно если оно приносит пользу обществу, замечает известный церковный миссионер, ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" иеромонах Макарий (Маркиш). Но, как ни парадоксально это звучит, сейчас РПЦ испытывает нехватку как материальных, так и человеческих ресурсов.

советское время под давлением власти Церковь материально была богаче. Почему? Потому что люди приносили свои пожертвования, а возможности их тратить почти не было. Например, поставить новую крышу деньги есть, но надо изворачиваться с получением всевозможных разрешений", — обращает внимание Маркиш.

Сейчас же у каждого прихода полная свобода действий в материальном плане. Да вот только во многих случаях бывает так, что нет денег отремонтировать ту же крышу.

"Сегодня мы живем беднее, чем при советской власти", — утверждает иеромонах.

Это, по его словам, влияет на выбор православной молодежи. Зарплата многих священников неконкурентоспособна в сравнении с другими сферами деятельности.

Патриарх попросил настоятелей монастырей отказаться от дорогих посохов "Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи", - заявил предстоятель Русской церкви на открытии собрания игуменов и игумений.

"Вот юноша заканчивает институт. И ему говорят: "Поступай работать к нам в храм катехизатором, а потом закончишь семинарию заочно и станешь священником. Тебе сейчас мы будем платить целых 10 тысяч рублей". В нашем областном центре (город Иваново. — Прим. ред.) это хорошая зарплата для катехизатора, кстати говоря. А другой ему говорит: "Поступай к нам в банк работать. Мы тебе для начала будем платить 50 тысяч рублей". А этот молодой человек женат, у него маленький ребенок. Вот что сказать этому молодому человеку?! Понимаете, о чем я говорю?", — намекает Маркиш.

Смена мировоззрения

Наверное, поэтому в намерении молодых людей пойти в священники деньги играют далеко не первую роль. Протоиерей Максим Козлов связывает увеличение числа семинаристов с тем, что все больше церковных учебных заведений получают государственную аккредитацию, тем самым улучшая качество духовного образования.

"Семинарии постепенно получают государственные аккредитации, их число незначительно, но увеличилось. Шесть из них имеют государственную аккредитацию. Параллельно идет процесс смены поколений духовенства и увеличения числа священнослужителей", — замечает представитель Учебного комитета.

В Русской церкви не скрывают, что развитию духовного образования способствует признание теологии наукой на светском уровне. В какой-то степени, утверждают церковные деятели, это также будет способствовать мировоззренческому выбору молодых людей. Более того, государство намерено вдвое увеличить число бюджетных мест по специальности "теология".

"Я бы не сказал, что профессия священника в целом экономически привлекательна … Сейчас происходит смена социальной базы прихожан Русской православной церкви. Если 25-30 лет назад это были в основном женщины старше 50-60 лет и не в крупных городах, то теперь чем крупнее город, чем больше количество молодежи, тем интенсивнее и живее жизнь приходов. Это ведет к тому, что те молодые люди, которые воспитаны в православных семьях в новой России, постепенно заполняют места абитуриентов в наших семинариях", — заключает протоиерей Максим Козлов.

Согласно действующему законодательству, Элладская православная церковь - автокефальная церковь, чья каноническая юрисдикция распространяется преимущественно на территорию Греческой Республики, не отделена от государства, и священнослужители, равно как и учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников.

В рамках кампании по сокращению финансирования государственного сектора было урезано выделение средств в том числе и Церкви Эллады. Власти Греции, в чьей компетенции находится, помимо прочих, также и согласование количества новых священнических хиротоний, резко сократили число одобренных рукоположений, вследствие чего сотни приходских храмов по всей стране остались без духовенства, сообщает сайт издательского дома «Святая Гора» со ссылкой на Ekklisiaonline.gr.

По существующим законодательным нормам, любой государственный служащий, в том числе и священнослужитель, принимается на работу лишь после того как десять его коллег выйдут на пенсию. Это соотношение было установлено недавно; первоначально оно составляло один к пяти, затем увеличилось до одного к семи.


Нарастающая нехватка духовенства. Статистика

По данным Священного синода Элладской церкви, на сегодня из 10,5 тысяч священников, необходимых для совершения служения на всех действующих приходах Греции, в «штате» находятся около 8,2 тысяч человек. Нехватка духовенства составляет 2300 человек, или 22% от общего числа клириков.

Наиболее тяжелое положение сложилось на небольших приходах, расположенных в маленьких городах и населенных пунктах.

В этом году Министерство образования приступило к рассмотрению и утверждению штатов духовенства для приходов в Греции, на Крите и архипелаге Додеканес в юго-восточной части Эгейского моря. Всего должно быть занято 178 постоянных должностей, из которых 160 - это ставки для священнослужителей в Греции, 10 - на Крите и еще 8 - в восьми крупных городах Додеканеса.

Издание со ссылкой на ΕΚΚΛΗΣΙΑ online сообщает, что в ходе последней встречи предстоятеля Элладской церкви архиепископа Иеронима с премьер-министром страны Алексисом Ципрасом греческий иерарх поставил вопрос об увеличении числа рабочих мест для духовенства. Премьер обещал рассмотреть эту просьбу.

Священный Синод недавно решил тщательно исследовать данный вопрос с учетом того, что в течение ближайших 5-10 лет процесс будет лишь нарастать в силу увеличения среднего возраста греческого духовенства. Греческие иерархи отмечают, что дефицит духовенства, который возник по причине действующих законодательных норм, при сохранении существующего положения дел устранить невозможно.

Характерно, что проблема нехватки священнослужителей ощущается не только в отдаленных митрополиях (где проблема стоит особенно остро), но также и в крупных мегаполисах.


Мнение греческих иерархов о проблеме и пути ее решения

Один из авторитетных иерархов Элладской церкви, член комитета по диалогу между Церковью и государством митрополит Монемвасии и Спарты Евстафий в комментарии для издания высказал опасения, что позитивные сдвиги в решении создавшейся проблемы в ближайшем будущем вряд ли возможны. По его мнению, даже если греческий Синод добьется от государства двукратного увеличения числа ставок для священнослужителей, это не устранит проблему.

«В каждой епархии не хватает по крайней мере двадцать священников, в то время как в нашей митрополии - семьдесят, в том числе для небольших приходов. А каждый приход ожидает, что литургия будет совершаться в местном храме каждое воскресенье. Среди местных жителей много пожилых людей, которые ощущают большую необходимость присутствия Церкви и священника. <…> Эти люди брошены президентом, учителями, чиновниками, государственными службами, которые свернули свою деятельность в деревнях, и единственное, что у них осталось, это Церковь. Если не будет священника, они вообще останутся без защиты и поддержки», - приводит издание его слова.

«Через 15 лет в епархии из 120 священников останутся двадцать-тридцать, которые вынуждены будут окормлять по четыре-пять приходов, удаленных друг от друга на многие километры», - отметил митрополит Евстафий.

В епархиях Элладской церкви ищут пути решения сложившейся ситуации. Одним из наиболее очевидных способов стала задержка с выходом на пенсию престарелых священников. Однако, как признают сами греческие иерархи, эта мера способная лишь частично облегчить проблему, в то же время создавая условия для еще более серьезного кризиса в будущем.

Еще один путь, по которому пошли в некоторых греческих епархиях ради преодоления дефицита духовенства, - введение неоплачиваемых ставок священнослужителей. В таких случаях епархии (преимущественно в крупных городах) отказываются от государственного обеспечения для части своих священнослужителей, рассчитывая на то, что большие и относительно благополучные приходы смогут содержать духовенство за счет пожертвований и приходских взносов.

Однако и в подобных случаях возникают сложности, связанные, например, с тем, что такие священники не имеют формального права подписывать какие-либо официальные церковные документы, не являясь государственными служащими.

В некоторых епархиях, например, в митрополии Эдессы по предложению правящего архиерея митрополита Иоиля был учрежден епархиальный фонд, средства которого формируются за счет ежемесячных отчислений из зарплат священников. Но данных средств хватает на содержание лишь двух священнослужителей.

Митрополит Гортинский Иеремия разделяет озабоченность священноначалия Элладской Церкви.

«В моей епархии из 150 храмов в 50 не осталось священников. Перестали звонить колокола. Один из местных жителей как-то мне сказал: “У нас нет учителя, нет священника, перестали звонить колокола. Так рано или поздно мы станем турками”», - заключил иерарх.


Элладская православная церковь - современное состояние

Церковь Эллады насчитывает 81 епархию, 30 из которых в расположены Северной Греции и крупных островах Севера. Эти так называемые «Новые территории» номинально находятся в юрисдикции Константинопольского Патриарха, однако де-факто управляются Синодом Элладской церкви.

Прихожанами являются около 8 млн человек (из 10,6 млн всего населения Греции).

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

В Элладской церкви порядка 200 монастырей.

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей Церкви Эллады на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 - Критской церкви, 228 - митрополиям Додеканесских островов и 16 - Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Материальную заботу духовенстве Греческое государство приняло на себя в 1949 году.