Учение джона локка философия. Джон локк и его философия. Когда в Лондон переехал Бойль, то они продолжили совместные эксперименты, за успехи в естественнонаучной области Локк избирают в Британскую Академию Наук

Учение джона локка философия. Джон локк и его философия. Когда в Лондон переехал Бойль, то они продолжили совместные эксперименты, за успехи в естественнонаучной области Локк избирают в Британскую Академию Наук

Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.

Основные идеи Джона Локка

Политические и государственные идеи Джона Локка кратко

Считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.

Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.

Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.

Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:

  • Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
  • Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
  • Федеративная

Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав. Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.

Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.

Джон Локк открытия в педагогике

Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Джон Локк педагогические идеи:

  • Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
  • Применение развивающих упражнений и игр.
  • Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
  • Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
  • Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.

Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.

Мой комментарий:

Я уже писала об этом чуть раньше, комментируя фильм "Лок", но повторюсь: интерес к философии Джона Локка возник у меня в тот момент, когда я увидела параллель с главным героем этого фильма, Айваном Локом. Некоторые зрители отметили сходство имен и решили, что это неспроста. Меня заинтересовала эта взаимосвязь и мне захотелось узнать больше о взглядах реального Локка, тем более, что на протяжении всего фильма экранный герой Лок только тем и занимается, что решает проблему выбора. И не между главными и второстепенными вещами, а между одним главным делом, другим главным и третьим главным. Да, и такое бывает. И когда говорят некоторые, что всегда можно выстроить приоритетную оценочную шкалу, на которую можно ориентироваться, чтобы сделать правильный выбор, то вот этот самый фильм - наглядное пособие, показывающее, что иногда одинаково важным бывает все, и тогда единственно правильного выбора не существует. И при любом выборе платится очень высокая цена.

Все это очень любопытно, но я не очень понимала, причем здесь настоящий Локк и его философия, если он и правда имеет отношение к нашему герою.

Рассказывая на днях своим домашним об этом фильме, я задала им вопрос:" Кто знает что-то о Локке и кто может в трех словах сформулировать его философию применимо к данному фильму?" И тут мой сын, от которого я меньше всего ожидала какой-либо реакции, моментально дал мне ответ (по-английски из трех слов, по-русски будет из двух) : " Свобода выбора (freedom of choice)". (Кстати, спасибо классу философии, который берет сейчас мой сын в колледже, за эти знания, хотя и учится он на программиста!)

После этого мне стало стыдно, но и интересно вдвойне. И я стала искать информацию. Но выкладывать, как и читать, целиком любую статью о Локке - это непростое занятие. Без подготовки разбираться в его философии очень трудно. Поэтому я из десятка прочитанных мной статей, посвященных ему, отобрала несколько относительно не сложных для понимания цитат, которые могут помочь познакомиться ближе и с ним, и с его взглядами. А также определить, существует ли взаимосвязь двух Лок(к)ов или это не более чем совпадение имен.

**************************************** **************************************** ***************************

Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. Критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.


ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632-1704), Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в семье состоятельного адвоката. Джон Локк окончил Оксфордский университет, в котором позже стал профессором греческого языка и риторики. Кроме стационарного обучения он усердно занялся самообразованием, благодаря чему стал наиболее образованным человеком своего времени. Его иногда называли «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения.

***
Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. ... На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие в частности на разработку американской конституции .

Идеи Локка по достоинству оценили уже в конце его жизни. В последние годы Локк издал практически все свои труды, которые так или иначе впоследствии повлияли на Вольтера, Жан-Жака Руссо, Давида Юма и других умнейших представителей человечества.

***
Мировую культуру Джон Локк обогатил рядом важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок.
Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную .

В годы жестоких религиозный воен он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме".

***
В свое работе Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government , 1689, в книге проставлен год издания 1690) Локк изложил теорию революционного либерализма. В этой книге он выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание . Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению.

***
В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) - это обязанность не государства, а церкви. Локк признавал религию неотъемлемой частью государственной машины и считал, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос - Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

***
Вера, в его понимании, есть проявление креативной силы Господа. ... и никакими гносеологическими потребностями человека невозможно объяснить ее появление. Следует отметить, что Локк выдвинул свой вариант космологического доказательства бытия Божьего, правда, повторив во многом схему рассуждений Ньютона, который считал, что помимо Бога невозможно найти никакого источника активности материи и сознания. Локк резко отрицательно относился к атеистам и даже предлагал лишить их гражданских прав, ибо атеисты с его точки зрения, будучи прирожденными скептиками, утрачивают способность к повиновению, ни во что не ставят государство и, в конечном счете, морально деградируют, становясь опасными для других, законопослушных и богобоязненных, индивидов.

Справедливости ради необходимо сказать, что, будучи деистом по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все непонятное разуму должно быть отвергнуто. ... (Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм - мое дополнение )

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, - спрашивал он, - от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, - писал он, - здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

***
Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локка вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком.

***
Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окулътуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками.

Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний , считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых» . Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить» , исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру.

Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,... должно меньше всего заботить родителей» . Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания» .

Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу . Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

***
Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности . Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей».

***
Локк отмечает весьма значительную роль страдания и удовольствия среди идей, получаемых от ощущения и рефлексии. Добро и зло также выводятся из удовольствия и страдания: «Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие либо уменьшить наше страдание или же обеспечить либо сохранить нам обладание каким-нибудь другим благом или же отсутствие какого-нибудь зла. Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание, либо уменьшить какое-нибудь удовольствие, или же доставить нам какое-нибудь неудовольствие, либо лишить нас какого-нибудь блага» . Все человеческие страсти вращаются одного стержня - это «удовольствие и страдание и то, что их вызывает, - добро и зло». Однако удовольствие и страдание воздействую на поведение человека не непосредственно. Опосредствующим звеном является беспокойство.

Определяет волю не само благо или зло, «а некоторое беспокойство (и по большей части наиболее гнетущее), которое человек испытывает в данный момент» из-за отсутствия (недостатка) блага, либо в целях избавления от страдания. «Всякий человек всякий жаждет счастья», т.е. наивысшего удовольствия, а «устранение беспокойства есть первый шаг к счастью». Беспокойство по поводу ожидаемого зла оказывает на человека более непосредственное воздействие, определяя его поведение, чего не скажешь об ожидании блага.

***
Итак, человек действует свободно, когда он руководствуется решением разума: «свобода человека и свобода поступать по его собственной воле основываются на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли ». Если отвести вопрос о том, может ли ошибаться разум (как не имеющий ответа в теории Локка), то, тем не менее, остаётся другой не менее важный вопрос - всегда ли человек способен (настроен) руководствоваться разумом? (Хороший вопрос!) На данный вопрос Локк отвечает отрицательно.

Поведение человека определяется не только разумно понятым благом или даже высшим положительным благом (иначе «бесконечно большее возможное благо регулярно и постоянно определяло волю во всех… действиях и не было бы необходимости в иных регуляторах поведения человека). Однозначно рационалистическая трактовка сущности человека оказывается не в состоянии объяснить многообразие человеческого поведения. Разрешение противоречия - разумная природа человека и его не всегда разумное поведение - осуществляется Локком по пути, намеченному его старшим соотечественником Гоббсом. Локк вынужден признать, что «беспокойство желания» может определять волю, невзирая на соображения разума. «Правда, добро и зло, наличествуют они или отсутствуют, действуют на ум. Но то, что время от времени непосредственно определяет волю на совершение каждого произвольного действия, есть беспокойство желания, направленного на какое-нибудь отсутствующее благо - или отрицательное, какова безболезненность для страдающего, или положительное, каково наслаждение от удовольствия».

В каждый «… момент мы способны принять лишь одно решение воли к действию, поэтому беспокойство , переживаемое нами в данный момент, естественно, определяет волю для того, чтобы достичь того счастья, к которому мы стремимся…» . Несмотря на провозглашение активной способности ума определять своё содержание и свой выбор, Локк вынужден отступить. Он указывает: «наиболее важное и сильное беспокойство, испытываемое нами в данный момент, есть то, что обыкновенно определяет волю к последовательному ряду произвольных действий».
Человек, будучи существом разумным, способен следовать велениям разума для достижения блага или даже высшего блага, но делает это, по крайней мере, непоследовательно. Но что есть благо (счастье), и что есть высшее благо? Если каждый решает этот вопрос для себя, руководствуясь соображениями пользы (удовольствия или страдания), то исчезает всякая основа для общих для всех законов нравственности. Следовательно, необходимо сделать вывод о наличии неких объективных, вне и помимо человека существующих законов, которые должны определять его поведение.

Нравственные отношения состоят «в согласии или несогласии сознательных действий людей с правилами, к которым эти действия относятся и по которым судят о них». Локк называет их «нравственными отношениями, потому что они дают наименование нашим нравственным действиям…». Независимо от того, что мы определим в качестве нормы (божественный закон, обычаи страны или волю законодателя), указывает Локк, «понятие нравственного добра или зла, которое есть сообразность или несообразность какого-нибудь действия с правилом или нормой и потому называется часто нравственной справедливостью ».

В таком случае нравственное добро и зло есть «лишь согласие или несогласие наших сознательных действий с некоторым законом, по которому, согласно воле и власти законодателя, нам делают добро или причиняют зло, причем эти добро и зло, удовольствие или страдание, которые по велению законодателя ожидают нас за соблюдение или нарушение закона, мы называем наградой и наказанием » .

***
Свобода рассматривается Локком как отсутствие подчинения, несвязанность человека. Однако любая свобода предусматривает подчинение закону. «Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только законом природы». Аналогичным образом свобода в обществе и государстве («в условиях существования системы правления») определяется как подчинение только лишь законодательной власти, установленной «по согласию в государстве», и её законам. Другими словами, «это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной… воли другого человека».

Вот она, связь с Айваном Локом! И фильм этот - не столько о проблеме выбора, получается. Он о свободе делать собственный выбор. Ведь герой, на самом деле, сделал свой выбор в первую же минуту фильма, а потом только тем и занимался, что защищал его от давления других людей. Спасибо Локку, сейчас, как мне кажется, я поняла фильм и его героя гораздо глубже.
Спасибо и экранному Локу - за жизненный урок и за удовольствие от знакомства с его тезкой!

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.

В отличие от Декарта, крупнейший английский мыслитель 17 в. Джон Локк, в основу своей философско–психологической системы взглядов положил критику теории врожденных идей, учение о внешнем и внутреннем опыте, учения о простых и сложных идеях, учения о побудительных силах, представления об уровнях познания. В своем единстве все разделы системы Локка представляют собой стройную концепцию человека и его познавательных способностей.

Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно–волевые состояния.

ДжонЛокк

(1632-1704)

Великий английский философ и психолог. Родился в семье судейского чиновника. Учился в Оксфордском университете и по окончании его некоторое время преподавал там. В 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу Шефтсбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи, лидеру противников режима реставрации Стюартов. В течение 20 лет Локк занимал различные политические должности и неоднократно был вынужден эмигрировать из Англии во Францию и Нидерланды. Не оставляя научные занятия, Локк становится идеологом партии вигов.

После революции 1688 г., лишившей династию Стюартов английской короны, Локк возвратился на родину и, оставив политическую деятельность, приступил к изданию своих трудов. Важнейший из них – «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал 20 лет, был опубликован в Лондоне в 1690 г.

Последние годы его жизни были посвящены продолжению научной работы, а также имевшей большой общественный резонанс, научной полемике с епископом Стиллингфлитом и известным французским философом Мальбраншем.

Первоначально человек появляется на свет с душою, подобною чистому листу бумаги (tabula rasa), на котором только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источником идей.

От внешнего опыта, доставляющего душе лишь идеи отдельных вещей (образы восприятия) или их свойств (ощущения), человек может иметь только то, что предлагает ему природа. В действительности душевная деятельность не ограничена рамками простого пассивного созерцания. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются идеи другого рода, существенно отличающиеся от чувственных идей. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена к внешнему миру, она по своей функции сходна с внешними чувствами и поэтому может быть названа «внутренним чувством» или внутренним опытом. Согласно Локку, рефлексия (внутренний опыт) и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия является производным, вторичным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, отличные от идей внешнего опыта, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.


Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями Локк называл неразложимые элементы сознания. Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии и, более того, одновременно из обоих источников. Общим продуктом внешнего и внутреннего опыта являются простые идеи удовольствия или страдания. Примерами простых идей внешнего опыта могут быть ощущения, идущие от одного из органов чувств (свет, цвет, запах, звук, и т. д.) или сразу от нескольких (идеи протяжения, формы, покоя, движения и др.). К простым идеям от рефлексии следует отнести образы восприятия, памяти, воображения.

Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных элементов опыта. Комбинирование простых идей осуществляется различными способами. Ими являются ассоциации, соединение, отношение и обособление. Локку принадлежит введение термина «ассоциация идей». В отличие от ассоциаций более надежными способами образования сложных идей, за которые ответственна рефлексия, являются суммирование или соединение, сопоставление или сравнение и обобщение или обособление. Сложение или суммирование основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных идей связан с установлением сходств и различий через сопоставление и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Примером подобных идей могут быть понятия «отец», «друг», «материнство», «тождество» и др. Наконец, последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством которого образуются самые общие понятия, подобные таким, как понятия «души», «бога» и т. д. Своим обстоятельным описанием технологии мышления Локк далеко вперед продвинул проблему происхождения общих понятий.

Завершает теорию познавательной деятельности учение о границах и уровнях познания. Познание Локк определял как установление соответствия или несоответствия двух идей, причем адекватность познания зависит от способов восприятия душою своих идей. Их три: интуитивный, демонстративный и чувственный. Низшим и наименее надежным является, по Локку, чувственное познание, при котором вещи познаются через образы восприятия. Высшим же и самым достоверным источником является интуитивное познание, когда соответствие или несоответствие двух идей устанавливается через сами эти идеи. Когда раскрыть сходство или различие в идеях с помощью их самих не удается, человеку приходится привлекать другие идеи, прибегать к дополнительным доказательствам и рассуждениям. Этот вид знания, выводимого посредством ряда промежуточных умозаключений, назван Локком демонстративным познанием. По своему характеру и достоверности оно занимает место между чувственным и интуитивным познанием.

Познавательные силы (сила восприятия и сила разума) не исчерпывают всего богатства душевной жизни человека. Наряду с ними в душе имеется другой ряд психических явлений, тесно связанных с познавательными силами и названных Локком силами желания или стремления. В рамках побудительных сил он выделял волю и эмоциональное состояние – удовольствие и страдание. Воля как сила желания заключается в способности выбирать и предпочитать рассмотрение той или иной идеи или осуществление какого–либо действия. А где человек имеет возможность выбора, там он свободен и действует как активное существо.

Волю движет стремление к добру и совершенству. В этом плане воля связана с эмоциональными переживаниями, чувствами удовольствия или неудовольствия. Всякое телесное страдание, вызванное встречей и столкновением с вредными для человека и его души воздействиями, переживается как неудовольствие. Последнее порождает желание избавиться от страданий и выбрать действия, позволяющие избежать или устранить вредные влияния. Удовольствия и неудовольствия, по Локку, – это все то, что радует или огорчает человека благодаря внешним воздействиям. Из этого вытекает, что эмоциональные состояния связаны не только с волей, но и сопровождают все идеи, независимо от того, исходят ли они из внешнего или внутреннего опыта, являются ли они простыми или сложными. Таким образом, в целом, побудительные силы являются активной стороной всей познавательной и практической деятельности человека.

Локк оставил в истории мировой психологии глубокий след, только после Локка эмпирическая линия становится одним из систематически развиваемых направлений не только в Англии, но и за ее пределами.

Первоначальный импульс рационалистических учений был так плодотворен, что уже в первой половине 18 века возникла необходимость оценки и осмысления достигнутых результатов, замедлившая на непродолжительное время темп появления новых теорий. Но уже вторая половина 18 века была отмечена новым взлетом теоретической мысли, связанным с утверждением в обществе идеи исторического прогресса и появлением диалектического метода в философии. С системных позиций сущность диалектики заключается в подчеркивании временного (темпорального) аспекта любой системной связи, динамики изменений этой связи с момента ее появления в системе до исчезновения. Идея динамической связи явлений характерна для большинства мыслителей второй половины 18 века, работавших в различных областях науки.

Во Франции эта идея вплетается в общую канву эпохи Просвещения и приобретает социально-психологический и политический характер. В Германии она получила более глубокое философское развитие, у истоков которого стоят работы Канта, показавшие несостоятельность построения логических систем мышления и сознания на основе только статических, неизменных связей между их элементами. Некоторые частные случаи образования динамических связей в деятельности человека исследовали младшие современники Канта - Фихте и Шеллинг. Но свою философскую завершенность диалектика получила в фундаментальной системе Гегеля, которая, подобно системе Аристотеля в античный период, стала вершиной развития мысли в русле рационалистической философии.

Джон Локк

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя. Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, - писал он, - здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Главные философские труды.

"Опыт о человеческом разумении" (1690), "Два трактата о государственном правлении" (1690), "Письма о веротерпимости" (1685-1692), "Некоторые мысли о воспитании" (1693), «Разумность христианства, каким оно передано в Писании» (1695).

Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей.

Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как "знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности". В "Опыте о человеческом разумении" он описывает задачу философа как задачу мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из нашего знания.

Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалисгических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из явственного опыта. "Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки", - писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) "более восхваляется, чем соблюдается".Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.

Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк полагает, что ум человеческий представляет собой "белую бумагу без каких-либо знаков и идеи". Единственный источник идей - опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт - это ощущения, которые заполняют "чистый лист" различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт - это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением.

Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи. Идеи подразделяются у Локка на два класса:

1) идеи первичных качеств;

2) идеи вторичных качеств.

Первичные качества -это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покои, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, и в другом случаях идеи образуются через так называемый импульс.

Идеи, получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт.

Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств - пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза - сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция.

По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи (железо, камень, солнце, человек), представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия (материя, дух). Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, то можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и философской субстанции - универсальной материи, основа которой непознаваема.

В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Для Локка язык несет на себе две функции - гражданскую и философскую. Первая -средство общения между людьми, вторая -точность языка, выражающаяся в его эффективности. Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания.

Локк подчеркивает важную социальную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживаются множество бездельников или просто шарлатанов.

Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова - это просто общественное выражение мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями.

Все существующие вещи, говорит он, являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и "отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи", мы можем прийти к общей идее "человека". В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи - животного, растения. Все они -результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.

Локк также занимался проблемой видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания:

· Интуитивное (истины самоочевидные);

· Демонстративное (выводы, доказательства);

· Сенситивное.

Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух.

Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того, что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.

Как и Гоббс, Локк рассматривает людей в естественном состоянии как "свободных, равных и независимых".Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники создания стоимости.

Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной.

Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля.

Локк - сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивая "естественную религию". Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости.

Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и государством.

Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в своей теории воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII- XIX веков.