Тюремное служение. Миссия тюремного служения русской православной церкви и пенитенциарные учреждения

Тюремное служение. Миссия тюремного служения русской православной церкви и пенитенциарные учреждения
Тюремное служение. Миссия тюремного служения русской православной церкви и пенитенциарные учреждения

Окормление Исправительной колонии № 1 пос. Ново-Гришино

В условиях современного российского общества все больше внимания уделяется духовной жизни. Особенно важной духовная составляющая становится для людей, находящихся в местах лишения свободы. Христос сказал: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). Таким образом, милость, оказанную заключенным, как и вообще всем, находящимся в трудном положении, Он принимает, как оказанную лично Ему. На этих словах Спасителя основывается тюремное служение Православной Церкви. На этом принципе строится работа Попечительского совета при Храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящемся на территории Исправительной колонии № 1 в пос. Ново-Гришино Дмитровского района Московской области и возглавляемым Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
Колония берет свои корни с дореволюционных времен. В 1904 году в районе станции Икша Савеловской железной дороги (ныне поселок Ново-Гришино Дмитровского района), торжественно был открыт филиал Московского Рукавишниковского приюта - колония для малолетних с «земледельческим уклоном» на площади около 200 десятин. В 1902г Архитектор Дритенпреис возвел по именному указу Императора Всероссийского Николая II домовую церковь для обитателей данного учреждения на средства Константина Васильевича Рукавишникова, которая была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены (в честь своего святого покровителя и святой угодницы своей матери Елены Кузьминичны).
В двадцатых годах прошлого века, как и многие другие православные святыни, храм был закрыт, а на его территории разместился литейный цех и водопроводная башня. Впоследствии территория, где располагалась церковь, принадлежала различным пенитенциарным учреждениям. Так, начиная с 1922 года, здесь базировалась колония НКВД для беспризорников, которая в 1940 году была реформирована в Икшанскую детскую колонию, а чуть позже в воспитательную колонию. В настоящий момент здесь находится исправительное учреждение для женщин, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В 2011 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия руководством УФСИН России по Московской области принято решение о восстановлении этой православной святыни. В храме с более чем вековой историей начались восстановительные и реставрационные работы. В частности, весной 2012 года на куполе храма был установлен православный крест, а в 2013 году на колокольне появились первые колокола. Весь процесс восстановления храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены занял всего лишь два с половиной года. Неоценимую помощь в восстановлении этой православной святыни оказали представители различных организаций, причем не только Московской области. Так, Наталья Девятых, возглавляющая один из акционерно-коммерческих банков Казани, узнав от дочери-студентки одного из московских вузов, что на территории женской исправительной колонии будут восстанавливать храм, не задумываясь, приняла активное участие в его восстановлении.
16 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Храм, а 16 декабря 2014, на базе ИК-1 УФСИН России по Московской области прошла встреча священнослужителей Московской епархии, окормляющих пенитенциарные учреждения региона с руководителями подразделений УИС Московской области. Мероприятие было приурочено к годовщине освящения восстановленного на территории женской колонии Храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В храме прошла божественная литургия, которую провел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, кроме этого, его Высокопреосвещенство освятил социально-реабилитационный центр для осужденных женщин. По окончании службы участники встречи возложили цветы к памятнику основателя приюта для беспризорных детей и подростков - Руковишникову, находящимся на территории учреждения. Проведение столь масштабного мероприятия стало возможным благодаря созданию в Епархии Московской области - отдела по тюремному служению, возглавил который с благословления митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия - благочинный церквей Можайского округа, игумен Даниил.
- Служение в местах лишения свободы накладывает особую ответственность на священнослужителей. Это, прежде всего, исполнение одной из божественных заповедей Христа, а именно, посещение человека в узах. Каждый из нас должен не только нести своим прихожанам духовно-нравственное просвещение, но и помочь им направить свою энергию в нужное русло, а именно встать на путь исправления, - отметил Митрополит Ювеналий, обращаясь к священнослужителям. В ходе мероприятия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил воскресную школу, а также музей учреждения, встретился с осужденными женщинами. На память об этой встрече, каждая женщина получила из рук Высокопреосвященнейшего Владыки икону «Всех скорбящих радостей» и белую розу.
С возрождением храма руководством колонии и Дмитровского благочиния в июне 2015 было принято решение о создании Попечительского совета при храме, цель которого исправление осужденных через духовно-нравственное воспитание. В функции совета входит организация богослужений в храме, работы воскресной школы, оказание духовной и материальной помощи 130 женщинам, находящимся в ПФРСИ и ожидающим приговора суда.
Каждую неделю по воскресениям и праздникам в храме совершается Божественная литургия с участием всех клириков благочиния. В настоящее время приход храм насчитывает от 40 до 70 человек, из 250 осужденных женщин, отбывающих свой срок в колонии. Радостно видеть женщин, исповедовавшихся и причастившихся первый раз, понимая все тяжесть совершивших ими преступлений.
Особенно торжественно прошли праздники равноапостольных царей Константина и Елены, престольный праздник, Преображение, Рождество, Крещение, Сретение. В праздник Преображения Господня состоялось освящение яблок в колонии и раздача их всем осужденным женщинам. Яблоки были собраны прихожанами храма священномученика Серафима в п. Икша, которые передали часть своего урожая заключенным. В праздник Рождества Христова после
Торжественного богослужения осужденные женщины колонии показали спектакль по рассказу Александра Куприна «Чудесный доктор». Костюмы, декорации, сделанные руками заключенных, профессиональное исполнение актерами своих ролей создали рождественское настроение у всех присутствующих. После спектакля протоирей Дмитрий Пономарев вручил подарки от лица митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия всем заключенным и женщинам, а также женщинам, находящимся в ПФРСИ, ожидающим вступления приговора в законную силу, и всем сотрудникам колонии.
10 ноября икона святой Матроны Московской с частицей мощей «посетила» женскую Исправительную колонию. В храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящегося на территории учреждения, благочинный Дмитровского церковного округа протоирей Афанасий Чорногуз отслужил молебен перед прибывшей иконой при большом количестве осужденных. Обращаясь к присутствующим, протоиерей Афанасий сказал: «Сегодня мы молимся святой Матроне и надеемся, что наши просьбы о ее помощи не останутся безответными, что она каждого из нас защитит, каждому из нас поможет». На молебне также присутствовали начальник учреждения подполковник в/с Кириленко М. В., служащие и сотрудники колонии.
Святая блаженная Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых православных святых у осужденных. Более 200 заключенных пришли помолиться перед иконой, передать Матроне свои письма с просьбами, которые были переданы в Покровский женский монастырь, где находятся ее мощи. После молебна всем были розданы цветы от мощей Матроны и небольшие сладкие подарки от Попечительского Совета, возглавляемого, благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
30 ноября, в рамках ХIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, состоялось собрание отдела по тюремному служению Московской епархии и пастырский семинар с духовенством Дмитровского благочиния. Собрание проходило в женской колонии. Торжественную Божественную литургию совершил председатель отдела по тюремному служению игумен Даниил (Жирнов) в сослужении благочинного Дмитровского округа протоиерей Афанасия Чорногуза, членов отдела и священников, совершающих служение в ФКУ ИК - 1. На богослужении присутствовали: начальник учреждения Кириленко М. В., сотрудники женской колонии и осужденные женщины - постоянные прихожане храма. После службы в храме, состоялось возложение цветов к памятнику Константина Васильевича Рукавишникова - основателя приюта для беспризорных детей, в связи со 100 - летием его памяти, и экскурсия по учреждению. На собрании начальник ФКУ ИК - 1 Кириленко М. В. Марина Вазиховна рассказала о совместной работе с благочинным протоиреем Афанасием и клириками округа, и дальнейших задачах по развитию приходской жизни. В адрес священнослужителей, совершающих служение в учреждении, были сказаны теплые слова, а также подарены вязаные изделия, изготовленные осужденными женщинами.
В один из дней Великого поста более шестидесяти осужденных женщин пришли в Храм, чтобы принять участие в таинстве елеосвящения,
С 2012 года на территории колонии была открыта воскресная школа, в которой преподает основы православного вероучения иерей Александр Рожнов. Силами Дмитровского благочиния в воскресную школу были приобретены телевизор и DVD плейер для просмотра духовных фильмов, заставляющих задуматься о смысле жизни. Особо запомнился заключенным фильм «Фордпост», заставивших два часа плакать осужденных, пришедших на урок в воскресную школу.
Попечительским советом оказывается содействие в улучшении медицинского обслуживания и снабжения медикаментами. По просьбе осужденных женщин в колонию был приглашен врач -окулист и на средства Совета были приобретены 55 пар очков для остронуждающихся. Часть затрат на изготовление очков взяла на себя руководитель оптической компании ООО «Мидель» из г. Дмитрова Егорова Елена Васильевна. Приобретение лекарств, пломбировочного материала, костылей к большим церковным праздникам входит в задачи Попечительского совета.
Силами прихожан храмов Дмитровского благочиния были собраны для осужденных предметы первой необходимости: мыло, шампунь, зубная паста, а также продукты: белый хлеб, чай, сладости. Особенно заключенные остались довольны зимней обувью, которую передали прихожане. На средства Совета были приобретены порядка 30 пар непромокаемой теплой обуви.
На проведение масленицы в колонии Попечительским Советом была оказана помощь в виде муки, масла, сметаны.
Заключенные идут в храм за духовной и материальной поддержкой, и Попечительский совет старается оказать им посильную помощь. Молитвословы, Евангелие, ладанки, иконки, крестики выдаются заключенному по его просьбе. Белый хлеб, чай, сладости получает каждый прихожанин Храма в конце службы.
ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) это охраняемое помещение, в котором содержатся подозреваемые в совершении преступлений лица. При этом приговор суда относительно их дальнейшей участи еще не вступил в силу. В следственном изоляторе пребывают и те, которые в скором будущем должны отправиться в исправительно-трудовые учреждения для отбытия наказания. Попечительский совет один раз в две недели оказывает помощь туалетными принадлежностями, а также раздает белый хлеб, чай, сладости, тетради, ручки и, конечно, практически в каждой камере есть молитвослов, Евангелие, духовная литература. В ПФРСИ у каждого православного есть крестик, а желающие креститься могут обратиться в Попечительский совет.
28 февраля, в неделю блудного сына, в ПФРСИ и крестились 5 подследственных женщин, ожидающих решения суда. Совершил таинство настоятель храма священномученика Серафима епископа Дмитровского протоирей о. Александр (Рожнов). Перед этим со всеми была проведена огласительная беседа, в которой о. Александр, отметил, что с момента принятия крещения человек вступает на новый путь, становится воином Христовым, православным христианином, и что эта жизнь требует от него определенных усилий. Это начало новой жизни, жизни во Христе.
Колония, ПФРСИ - это места особые, и неслучайно именуются они пенитенциарными органами. Слово «пенитенция» это церковное слово, в переводе с латинского означает «покаяние». Обращение к Богу в колонии, следственном изоляторе - явление распространенное, поскольку человек, лишенный главного в жизни каждого - свободы, ищет не только путь к спасению, но и реально обдумывает свои поступки.
Учитывая сложный режим работы ПФРСИ, не так часто удается исповедовать и причащать всех желающих, находящихся в изоляторе, но Попечительский Совет совместно с руководством колонии решает этот вопрос.
В настоящее время Попечительский Совет поставил задачи об организации церковного хора из числа лиц заключенных, находящихся в колонии, создании библиотеки православной литературы, организации богослужений два раза в неделю. Несмотря на медленное сближение тюрьмы и церкви, Попечительский совет, возглавляемый Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом, делает все возможное, чтобы заключенные чувствовали себя членами церкви.
В преддверии Светлого праздника Пасхи в колонии готовится большой праздничный концерт и спектакль «Господи помилуй маму, папу и разбойника», посвященный воскресшему Христу. А Попечительский Совет готовит на Пасху каждому заключенной и всем женщинам, находящимся в ПФРСИ, по куличу и красному яйцу. Помня, что благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ. Пожелаем и мы всем заключенным обрести спасение души.

Окормление заключенных в нашем храме происходит с декабря 1999 года.

Именно в это время на адрес нашего храма пришло первое письмо с просьбой о помощи и о переписке.

Одна наша прихожанка Нина болела и не могла выходить из дома. Вот и решили, чтоб она не скучала, принести ей письмо. За первым скоро пришло и второе, но уже от другого заключенного. Теперь на наш адрес регулярно пишут около 20 человек.

По Божьему промыслу так сложилось, что один из первых респондентов стал недавно священником. Он сидел в тюрьме и переписывался с нашей Ниной на духовные темы. Нина сама в этот период очень много читала и горела проповедью Слова Божьего. Посылала ему в тюрьму такие посылки с книгами, что иногда их было невозможно за один раз донести от раздаточного пункта до камеры. Ночью под одеялами, чтоб никто не видел, два друга заключенных стали читать молитвы. Потом начали восстанавливать храм в тюрьме. Будущий священник был старостой тюремного храма, помогал на службе. После освобождения стал алтарником, псаломщиком, ездил с батюшкой по тюрьмам и окормлял заключенных, переписывался. Взял несколько адресов для переписки у нашей Нины, чтобы немного облегчить ей работу. Женился, родился ребенок, был рукоположен во дьякона, а в декабре 2014 года в иерея.

Интересно знать и страшно даже представить суровую действительность этих людей. Попав в тюрьму, человек лишается прописки в родном доме. Хорошо, если он успевает освободиться до того как умрут его родители или по какой-то причине жилье перейдет другим людям, которые не захотят прописать его снова. Если человеку некуда освободиться, часто он так и остается сидеть в тюрьме. Поэтому заключенные старательно ищут место, например, монастырь или храм, которые могли бы их принять после освобождения.

Некоторые люди, находясь в заключении сами пытаются кому-то помогать. Мы знаем одного мужчину, который вяжет носки и варежки и отсылает их в детский дом. Другой заключенный вышивает.

Некоторые из них не представляют себе как жить вне тюрьмы и вне системы. Например, это дети, родившиеся в неблагополучных семьях и выросшие в детских домах. Довольно рано они впервые попадают в колонию или тюрьму. И дальше их жизнь так и идет, возвращая в знакомое и понятное место. Иногда письма от них даже трудно прочитать, так как грамотностью они почти не владеют.

На данный момент нашлось еще трое прихожан кто взял на себя труд по переписке с заключенными, потому что одна Нина уже не справляется. Ведь нужно не просто послать открытку и написать общие слова, а нужно вложить свою душу и сердце, хорошо продумать что и как сказать и не забывать кому и что ты пишешь.

Если среди вас есть желающие разделить это служение помощи тем, кто оказался в темнице, сообщите нам, мы с радостью расскажем вам подробности и поделимся адресами тех, кто всегда ждет ответ.

Свои вопросы можете прислать на адрес: [email protected]

Все фото взяты из Интернет.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся, - говорит народ. В каждой российской семье были или есть осужденные. Кто-то пострадал за убеждения, кто-то действительно преступил закон, кто-то был оклеветан.

Исправление, а не истязание

Сочувствие к тем, кто томится в неволе, традиционно для русской культуры. Но в последнее десятилетие культ психологического комфорта вытесняет из сознания людей всё негативное. Мы стараемся не замечать чужих проблем - своих хватает. В обществе растёт раздражение против инвалидов, матерей-одиночек, бездомных, что говорить о преступниках… Россияне с удовольствием слушают шансон, но настоящие зеки для них словно в параллельной реальности - сидят, значит, поделом.

С какой-то садистской убеждённостью некоторые граждане пишут, что заключённые должны мучиться, в этом смысл наказания. Пока друг или родственник не окажется по ту сторону забора с колючей проволокой, многие не проявляют понимания.

Кем переполнены российские тюрьмы? Большинство сидельцев не маньяки и не серийные убийцы, а обычные оступившиеся люди.

Есть осужденные за превышение мер защиты - заступился за близкого человека или оборонялся, а оказался виноват. Есть осужденные за невыплату кредитов - не рассчитал свои силы, назанимал денег и не расплатился. Есть осуждённые за браконьерство - ловил безработный мужик рыбу, его задержали раз-другой и посадили.

Помню, в нашем селе соседка Лиза познакомилась по переписке с зеком. Когда он освободился, то приехал к ней, поженились. Надо сказать, что отсидел Володя за сущий пустяк - украл колесо от машины. Первое время все на него смотрели настороженно, но потом перестали опасаться. Парень был добрый, красивый и весёлый. Но вот беда - не успели молодые порадоваться на своего первенца, как бывший зек опять угодил в переделку - угораздило стащить мешок зерна у местного бригадира.

Под луной, огородами, прокрался Володя в чужой сарай и совершил кражу. Мешок опознали по пёстрой заплатке. Кажется, ситуация комедийная, но жадноватый бригадир беднягу не простил. Легкомысленного Володю задержали по горячим следам и снова осудили – рецидивист. В тюрьме он заразился туберкулезом и умер – там нет шансов вылечиться от серьёзного заболевания. Велики ли были его прегрешения, чтобы вообще отправлять за решётку? Колесо и мешок зерна. Но минимум 10% заключённых в нашей стране вообще невиновны…


О том, как живут зеки, мы узнаём от близких за решёткой. Зарплата 300 рублей в месяц за работу 6 дней в неделю с 8.00 до 18.00. Достать обычные лекарства стоит больших денег и вместо квалифицированного врача зек-фельдшер, если что-то серьёзное - тут и умрёшь. Лето в бараке при заваренных железными листами окнах. Горячая вода в душе - час в сутки на всех. В общественных наблюдательных комиссиях - бывшие сотрудники тюремных администраций, толку-то от них. Зек совершенно бесправен перед охраной и начальством. Это я о конкретной колонии, может быть, где-то иначе…

Родственники, бывает, забывают о заключённых, а бывает, заботиться о них просто некому - осталась старушка-мать, которая сама нуждается в опеке.

Сама атмосфера тюрьмы, где царят обречённость и недоверие, доводит людей до суицида.

«Пишу, а мои письма словно вопли с кладбища», - признаётся знакомый зек, у которого признание в преступлениях выбили в пресс-хате.

Цель тюремного заключения в цивилизованной стране - не просто содержание в ограниченном пространстве среди товарищей по несчастью, а исправление и социализация преступников, возвращение их обществу порядочными людьми. Но для этого нужны не казённые нотации и карцеры, а любовь и сострадание.

Даже Христа судили

Православие советует относиться к заключенным милосердно. Даже Христу пришлось пережить арест, допросы, пытки, казнь.


А сколько святых томились в заключении и были осуждены за более, чем два тысячелетия христианства, начиная со времён языческих императоров до сталинских репрессий. Поэтому в Священном Писании сказано, что когда Господь станет судить человечество, то скажет праведникам:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Конечно, обычные заключённые не святые, но кто мы, чтобы обвинять их? Такие же грешники - убить можно плохим отношением, обокрасть можно изменой, и мы не меньше огорчаем своих родителей.

Помощь тем, кто томится в узилище, на Руси оказывали и крестьяне, и аристократы. Обычным делом было перед православными праздниками приходить с милостыней к осужденным. Позже помощь узникам - духовную и материальную стали называть тюремным служением .

Особую силу оно приобрело при благочестивом царе Алексее Михайловиче (1645-1676), который сам навещал заключенных, выслушивал их просьбы и освобождал тех, чья вина невелика. А его близкие приносили в тюрьмы милостыню и одежду. Стали посещать заключенных священники, беседы с которыми облегчали души страдальцев.

Позже в Российской Империи создавались и работали комитеты и общества, задачей которых была поддержка заключённых. В таких организациях состояли представители царской фамилии, дворяне, купцы, которые вкладывали свои средства в обеспечение узников.

Священники и монахи посещали их, чтобы поведать о Боге, направить на путь истинный, причастить Святых Христовых тайн.

В наши дни заключённые также нуждаются в самом необходимом и в нашей поддержке. Как гласит статистика, среди женщин в тюрьме порядка 73% православных. Зато мужчины легче организуются в церковную общину.


Также у ФСИН сегодня 13 домов ребенка, где воспитываются 550 детей, в том числе в возрасте до 1 года - 262. За последний год ни одна освобождающаяся женщина не оставила своего ребёнка на попечении государства – это говорит о положительных переменах в мышлении.

В тюрьме у многих людей появляется время и повод обратиться к Богу. Там впервые открывают Библию и крестятся на образок. Но чтобы эти предметы появились в камере, нужна помощь с воли - благотворительность. Она меняет судьбы.

Отвечает ли Бог на молитвы преступивших закон? Есть необычные примеры участия Всевышнего в судьбах заключённых. Так мой знакомый рассказал о том, как одного зека освободили после того, как тот написал письмо на могилу святой Ксении Петербуржской.

Способы тюремного служения

У христианина есть немало возможностей сделать доброе дело для ближних, страдающих за тюремной стеной. Вот несколько вариантов

Встречи осужденных с представителями церкви

В наши дни у священников и катехизаторов есть право посещать тюрьмы и колонии. Более того, на территории многих учреждений ФСИН силами зеков построены храмы, украшенные иконами местных художников. Там происходят не только крещения и причастие, но и венчания сидельцев с избранницами-заочницами.

Духовная переписка с заключённым

В России тысячи женщин переписываются с зеками и порой выходят за них замуж. Не всегда такие браки бывают счастливыми, нередко после освобождения происходит крушение иллюзий. Женщинам стоит помнить, что мужчину может изменить к лучшему вера. Поэтому стоит заранее позаботиться о том, чтобы приобрести супруга во Христе - общаясь с заключённым, обратить его сердце к религии.


Но переписываться на православные темы можно и дружески - только в целях просвещения узника.

Общение во время кратких свиданий

Свидания с зеками на один-два часа разрешены не только родственникам, но и знакомым. В рамках таких бесед можно обсудить не только насущные нужды и тревоги, но и вопросы веры.

Социализация после освобождения

Для человека, покинувшего зону, актуальны проблемы трудоустройства и поиск жилья. Если не помочь бывшему зеку найти работу и кров, он рискует совершить новое преступление и вернуться в тюрьму. Поэтому важно выручать людей в такой ситуации.

Профилактика преступности

Миссионерская работа с молодёжью или родителями школьников служит предупреждению правонарушений. Сегодня особенно важно противостоять наркомании, поскольку молодое поколение заключённых во многом состоит из сидящих по 228-й статье. Православная вера способствует трезвому взгляду на жизнь и оберегает юных россиян от ошибок.


Финансирование тюремного служения

Помощь и благотворение друг другу является отражением единства Церкви. Чувствуя доброту незнакомых людей, заключённый обретает веру в Бога, в будущее, в свой народ, который не оставил его в беде. Помогая человеку в сложной ситуации, мы спасаем его от ожесточения и отчаяния.

Забота о ближнем в христианстве - лучший способ искупления грехов. Милостыня избавляет от погибели в этом мире и в будущем, говорили святые отцы. Также она способствует процветанию самого благотворителя. Жертвуя на доброе дело, мы привлекаем благосклонность Творца.

Умножайте Добро

Фонд «Елицы» в конце 2017 года заявил новое направление - «В темнице и заключении находящимся».

Основные задачи нашей организации в местах лишения свободы:

  • совместно с духовенством Русской православной церкви совершение богослужений;
  • миссионерская и катехизаторская работа;
  • покупка и раздача заключённым православной литературы, нательных крестиков и икон.

Деятельность фонда приносит достойные плоды. Мы получаем отклики заключённых, открывших для себя Православие.



Протоиерей Михаил Федин , с которым фонд «Елицы» сотрудничает в тюремном служении, передал письмо одной из своих подопечных, юной Виктории К.. В нём немало трагических строк, но есть и вера, и надежда:

«В роковой день ареста ты с трудом осознаёшь, что у тебя больше нет права выбора и права голоса. Что бы ты ни говорил, что бы ни пытался доказать, теперь ты не человек, теперь ты «ЗК» – заключённый контингент, осуждённый на 9,6 лет.

А ведь я ещё недавно ходила в школу, и радовалась солнцу, проживая счастливое беззаботное пятнадцатилетнее детство. С момента задержания прошло 2 года и 2 месяца, из них год и 10 месяцев я не общалась с родными, даже с мамой.

Осознание того, что ты оставлен наедине с огромнейшими проблемами. Осознание того, что ты не нужен даже человеку, который 9 месяцев ждал твоего появления на свет. И, наконец, осознание того, что в любую минуту ты навсегда можешь исчезнуть из этого мира, потому что готов предпочесть неестественную смерть душевной боли, замкнутой в четырёх стенах. Да, тогда бы я предпочла самоубийство!…».

Но неожиданно жизнь Виктории озарило Православие. Горе отступило.

«В один из дней случилось, как оказалось, чудо. Я познакомилась с человеком, который заставил меня открыть молитвослов. Мне было слишком плохо. И я взвыла в небо сквозь решётку: «Господи, помоги, я не знаю, как выжить здесь! Услышь меня». И он услышал. Вскоре я встретила моего духовного Отца Михаила. Человека, которого я люблю и безгранично уважаю. Про таких людей, как он, говорят: «Излучает любовь». С первого дня, с первого слова на исповеди я полюбила его. Эти добрые глаза смотрели на меня, как на родную дочь. Он помог мне покаяться перед Богом. Отец Михаил стал для меня всем. И тогда я поняла, что мир - это не только зло. Я смогла поверить, что Господь не оставит меня!».

История тюремного служения церкви

"ГОЛГОФА"

«ГОЛГОФА В УЗАХ»

…для слова Божия нет уз…

В начале было...

В начале 1994 года началась переписка церкви «Голгофа» с одним из осужденных тюрьмы строгого режима ЮА 45/85, находящейся в поселке Буча Киевской области (35 км. от Киева). Этот человек искал Бога и общения с Христианами.
В процессе переписки выяснилось, что есть несколько осужденных, которые хотят больше узнать о Христе и спасении. В письмах мы давали ответы на вопросы о Христианской вере, пересылали Евангелизационную литературу и советовали, как организовать общение на территории тюрьмы.

К концу 1994 года, встречи «ищущих Бога» стали еженедельными, и мы приняли решение обратиться к Богу с просьбой о благословении совместных Богослужений на территории тюрьмы. После молитвы осужденные подали просьбу в администрацию тюрьмы: разрешить открытые Богослужения. предложила администрации ЮА45/85, помощь в организации совместных Богослужений. Ответ был положительным.

В декабре 1994 года Господь открыл двери для открытой проповеди Евангелия в тюрьму строгого режима ЮА 45/85 пос. Буча Киевской области. Через небольшую группу верующих,(7 чел.) Слово Божие распространялось и достигало других осужденных. Систематические Богослужения привлекали новых людей, которые с радостью принимали спасение. Господь начал создавать Христианскую общину, в которую приходили, ищущие Бога, люди.

И дом Мой назовут Домом Молитвы

В июне 1995 года, на территории тюрьмы, была закончена установка баптистерия, где состоялось первое водное крещение. Семнадцать братьев исполнили заповедь Божью и заключили завет с Богом. В этом же году администрация тюрьмы разрешила начать реконструкцию и восстановление полуразрушенного помещения для создания там Евангельской церкви. При непосредственном участии церкви «Голгофа» это помещение было восстановлено и отремонтировано. «Дом молитвы» – так названо это здание, у входа в который, был посажен небольшой сад. Любой осужденный теперь мог свободно посещать «Дом молитвы», во все дни Богослужений.
После открытия «Дома молитвы» на общем собрании было принято решение назвать тюремную общину «Голгофа в узах», избрав девизом служения место Писания:

2-е Тимофею 2-9 "…для слова Божия нет уз.."

Божье слово действительно не имеет границ и новая жизнь возрожденного человека – это самое лучшее свидетельство. Созидая церковь, Господь благословил её членов Духовными дарами, которые подтверждают 2-е Тим. 2:9.

В июле 1996 года, состоялось второе водное крещение, в котором участвовало четырнадцать братьев, они дополнили молодую общину и присоединились к проповеди Евангелия внутри тюрьмы. Для решения вопросов организации Богослужений и содержания «Дома молитвы», был избран братский совет и назначен «ответственный за помещение».

В сентябре 1996 года еще двадцать семь братьев заключили завет с Богом, через принятие водного крещения. После крещения, ко мне подошли трое незнакомых осужденных спортивного телосложения и спросили: «Всё ли в порядке?», предлагая любую помощь. Поблагодарив я пригласил их в служение. Это были местные «авторитеты», которые хотели лично поддержать церковь.

На воскресных Богослужениях собиралось по 60 – 70 осужденных, сердца которых изменял Господь Своим Словом. «Голгофа в узах» становилась всё более известной среди осужденных. Если в самом начале создания церкви были слышны открытые насмешки и даже попытки физического надругательства над членами общины, то теперь, неподдельное уважение и искренний интерес к жизни Христиан, стали проявлять даже представители тюремных «авторитетов».

Пришло время молиться о проведении общетюремной Евангелизации с участием хора церкви «Голгофа». Самая большая сложность в этом вопросе состояла в том, что на территорию мужской тюрьмы строгого режима категорически запрещено пропускать женщин! А хор церкви состоит, в основном, из сестёр.

На письменную просьбу к начальнику ЮА 45/85, о проведении общетюремной Евангелизации, мы получили отказ.
Но устно разрешение было дано! Выделив по два офицера охраны для каждой из шести сестёр, начальник учреждения лично присутствовал на Богослужении. В не отапливаемом клубе, несмотря на ноябрьский холод 1996 года, собралось более 300 осужденных. После «призыва» многие приняли Иисуса, как личного спасителя. В этой Евангелизации хорошо потрудились члены «Голгофы в узах». Братья раздавали литературу о Христе, беседовали с покаявшимися, приглашали в дом молитвы для Христианского общения.

Бог меняет человека

Администрация тюрьмы постоянно благодарит церковь за заботу об осужденных и Богослужения. Явные изменения к лучшему, в жизни многих людей, это самое лучшее подтверждение полезности церкви. То, что не смогли сделать суды и заключение, делает Господь и весьма успешно. К членам общины нет претензий по режиму содержания. У некоторых восстановились семьи, многие получили чудесные исцеления, все братья свободны от вредных привычек
(курение, алкоголь, наркотики, сквернословие…).

По мере развития и становления общины росло и доверие к её членам. Сразу после открытия «Дома молитвы» все Богослужения проходили в присутствии сопровождающего офицера охраны. Помещение открывали перед Богослужением и закрывали после окончания общения. Со временем было разрешено собираться среди недели, а потом и каждый день. Появилась возможность проводить семь Богослужений в неделю и с 1997 года каждый день в «Доме молитвы» собираются братья для прославления Бога, изучения Писания и общения.

Благодаря тесному сотрудничеству с «Фондом Варнавы», служением пастора Тео Вандерэнде и благотворительным отделом Союза СЦХЕВУ, появилась возможность привозить подарки на Рождество и Пасху для всех членов «Голгофы в узах» и осужденных находящихся на лечении в Областной тюремной больнице, которая находится на территории учреждения ЮА 45/85. (около 200 чел.)
Не остаётся без внимания со стороны церкви, персонал и администрация тюрьмы. Помощь медикаментами и спецодеждой, непосредственная помощь в ремонтно – строительных работах, подарки для детей и даже Рождественский концерт для сотрудников учреждения - это реальная Божья забота не только о членах церкви, но и о семьях военнослужащих, медработниках и администрации Бучанской тюрьмы.

Укрепляя Свою церковь, Господь постоянно приводит новые души ко спасению. Каждый год проходят водные крещения новообращенных. За время существования «Голгофы в узах» завет с Богом заключили более 160 человек.
И даже учитывая специфику тюремной церкви, где постоянно кто–нибудь освобождается, число спасенных не уменьшается. С 2000 года проходят регулярные Богослужения в «дочерней» церкви, которая собирается в другом помещении на территории колонии и насчитывает 20 членов. Совместные Богослужения двух общин проходят в день Хлебопреломления.

Сегодня тюремная община имеет своё помещение, баптистерий, большую Христианскую библиотеку, аудиоаппаратуру и видеомагнитофон с телевизором. Богослужения, общения и видео просмотры проходят ежедневно в «Доме молитвы», который удалось капитально отремонтировать, с помощью «Фонда Варнавы», в 2001 году.

Служение вне деноминаций

2001 год стал особенным в жизни всех тюремных сужений Украины. В течении прошлого года состоялись две межконфессиональные «тюремные» конференции. В которых приняли участие представители многих Христианских конфессий, занимающихся служением в тюрьмах и вопросами реабилитации в Украине.

Впервые за «круглым столом» собрались представители двенадцати Христианских конфессий, которые несут Евангелие в тюрьмы и принимают, отбывших наказание, на реабилитацию.

Результатом этих конференций стала:
«Украинская Межконфессиональная Миссия»
«Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы»

Соучредителями которой стали:

  • Всеукраинский Союз Евангельских Христиан Баптистов
  • Всеукраинский союз Христиан Веры Евангельской – Пятидесятников
  • Объединение Независимых Харизматмческих Христианских Церквей Украины (Полного Евангелия)
  • Объединение Религиозных Общин Христиан Веры Евангельской «Церковь Божья в Пророчествах» в Украине
  • Римо – Католическая Церковь
  • Союз Свободных Церквей Христиан Евангельской Веры Украины
  • Украинская Автокефальная православная Церковь
  • Украинская Греко – католическая Церковь
  • Украинская Православная Церковь
  • Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата
  • Украинская Христианская Евангельская Церковь
  • Церковь Адвентистов Седьмого Дня

Эта миссия создана с целью координации тюремного служения в Украине и устранения межконфессиональных конфликтов среди Христиан различного вероисповедания. С помощью «Мисии» можно правильно планировать работу по развитию служения в тюрьмах, не дублируя друг друга:

К Римлянам 15-20 "Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании"

И что наиболее важно - теперь появилась реальная возможность заботиться о верующих осужденных, не упуская ни одного звена в их Христианском росте. Одни служения проводят Евангелизации в тюрьмах, другие создают Христианские общины на территории колоний и обеспечивают совершение необходимых священнодействий (крещение, Причастие, Христианские браки и т.п.), третьи принимают отбывших наказание для реабилитации, четвертые приглашают прошедших реабилитацию, в свои церкви «на свободе». Все звенья этой «цепи Христианского роста» работали самостоятельно уже несколько лет, но только теперь появилась реальная возможность соединить различные служения в один слаженный механизм, где нет места для врага, похищать спасенные души.

Взаимоотношения между разными служениями развиваются быстро и весьма эффективно. Церковь «Голгофа» постоянно проводит Богослужения совместно с представителями реабилитационных центров миссии «Краеугольный камень». Личное знакомство и общение со служителями, условиями жизни в реабцентрах, снимает пелену неизвестности и даёт осужденным уверенность в будущем. Служители «Голгофы» приняли приглашение миссии «Краеугольный камень» и посетили несколько мужских и женских реабцентров с музыкальным служением и Рождественскими благословениями, приглашая «реабилитантов» в свою общину.

Всем миром...

Работой «Украинской Межконфессиональной Миссии» «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы» заинтересовалось «Международное Тюремное Служение», "Prison Fellowship International" (PFI) . Это мощное международное Христианское служение, объединяющее в своих рядах тюремных служителей более чем 115 стран мира и имеющее своё представительство при ООН.

На очередной «Тюремной конференции» в феврале 2002 года в Киеве, Украине было предложено стать членом «Международного Тюремного Служения» (МТС), со всеми полномочиями полноправного члена этого международного сообщества служителей.

Членство в «МТС», открывает огромные перспективы для Украины в служении осужденным и их семьям. Члены всех Международных сообществ, руководствуются в своей деятельности «Законами международного права». А это значит, что какой – бы «Политический ветер» не дул на Украине, тюремное служение будет проходить беспрепятственно. Потому что на территории всех стран – членов ООН, преобладают законы международного права!

Господь защищает Своё служение международными законами «О правах человека на свободу вероисповедания».

Оглядываясь на прошедшие 16 лет, хочется сказать:

Откровения 15-3 "…велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель…"

В 1994 году никто не мог даже предположить, что простая переписка с одним из осужденных Бучанской тюрьмы, станет началом служения Республиканского масштаба, сыграет свою роль в налаживании межконфессионального диалога в Украине и даже поможет нашей стране выйти на международный уровень Христианского служения.

Сегодня церковь «Голгофа» с радостью благодарит Господа за все Его чудеса и благословения. Иисус позволяет нам быть маленькой частичкой Его огромного дела Спасения, которое Он постоянно совершает на земле. Всё, что Господь ожидает от Своих детей это таких – же слов, которые произнёс пророк:

Глядя вперед, просим Божьего водительства в развитии и улучшении тюремного служения. Составляя планы на будущее, стараемся делать Божье дело - правильно. Используя опыт прошлых ошибок и успехов, будем приводить новые души ко спасению, сохранять как можно больше спасенных, в лоне церкви. Стараясь оградить сердца и умы новообращенных, от ересей и лжеучений, которые сегодня настойчиво предлагает враг.

Хочется исполнить Божью волю и своё предназначение в Его деле.

Огромная благодарность за многолетнюю помощь и практическое содействие:

  • «Фонду Варнавы»,
  • «Служению пастора Тэо Вандерэнде»
  • Благотворительному отделу Союза Свободных Церквей Христиан Евангельской Веры Украины.

Искренне Благодарим всех, кто своими молитвами, личным участием и финансами помогает тюремному служению.
Благодарим представителей всех Христианских конфессий, миссий, фондов и служении за сотрудничество и братские взаимоотношения.

Церковь «Голгофа» открыта для сотрудничества. Если в вашем распоряжении имеются материалы, литература или любые ресурсы, способствующие развитию служения осужденным и их семьям, мы с удовольствием ознакомимся с ними.

На днях в Москве в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялась конференция, посвященная проблемам тюремного служения. В ней приняли участие общественные организации и церковные приходы Москвы и разных регионов России, которые оказывают поддержку заключенным. Что же такое тюремное служение, нужно ли оно и зачем, и чего уже добились те, кто самоотверженно им занимается.

Подобные конференции проходят два раза в год в Синодальном отделе Московского Патриархата. Тема тюремного служения будет обсуждаться и в рамках предстоящих Рождественских чтений. Значит, тюремное служение сегодня набирает силу? - именно с таким вопросом я обратилась к руководителю Центра духовного просвещения и миссионерства сектора по взаимодействию с Уголовно-исполнительной системой Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Наталье Пономаревой :

"Тюремное служение в России именно сейчас вышло на достаточно стабильный уровень действия. Показателем этого является то, что в уголовно-исполнительной системе не просто возникла идея о тюремном священстве, но в нескольких епархиях эта идея реализуется уже полным ходом. Практика тюремного священства была широко распространена до революции, но потом ее упразднили. И вот сейчас тюремное священство восстанавливается.

Показателем является и то, что на этих конференциях собирается все больше и больше представителей разных приходов Москвы и областей России. Начиная это служение 6 лет назад, мы видели, как тяжело оно идет, как редко священники посещают тюрьмы. Потому что, во-первых, раньше их не часто туда пускали; во-вторых, священники настолько заняты, что у них часто даже не бывает возможности доехать до тюрьмы, чтобы там послужить. Если на территории колонии нет храма, Церковь должна сама идти к человеку, который там находится. И когда она не могла попасть туда в лице священника, она приходила в виде катехизаторско-миссионерской переписки. С этого, собственно, тюремное служение и началось".

Так что же такое тюремное служение, в чем оно заключается? Об этом рассказывает член группы милосердия по тюремному служению Храма Успения Пресвятой Богородицы Маргарита Ломова :

"Тюремное служение - это служение тем людям, которые попали в затруднительное положение. Да, разумеется, большинство из них преступники. Но в каждом человеке заложены зерна добра. Если эти зерна не взращивать с малых лет, то со временем человек озлобляется и в результате, как правило, становится преступником. Наше служение заключается в том, чтобы взращивать эти зерна добра. Если относиться к человеку по-доброму и с любовью, можно искоренить все злое, что было заложено в него обществом на протяжении всей его жизни, начиная с малого возраста, и возрастить семена добра.

Поэтому, тюремное служение - это очень сложный процесс. Принимать человека-преступника, очень злого, видеть в нем эти крупицы добра и прежде всего добро, а не зло, которое мы замечаем и которое действительно является его внешним проявлением, - вот наша основа. Не отторгнуть человека, а принять его таким, какой он есть и верить в то, что он возродится.

Наше тюремное служение в основном заключается в том, что мы, во-первых, ведем духовную переписку с осужденными. Во-вторых, собираем и отправляем посылки. Сейчас обозначился еще и третий пункт - реабилитация осужденного после его освобождения. Это новый для нас этап, еще не опробованный. У нас есть один такой осужденный, который в настоящее время находится в туберкулезной больнице в Сокольниках.

Здесь мы находимся на правильном пути. Это подтверждается и тем, что со стороны общества мы никакого сопротивления не испытываем. Я считаю, что это тот путь, который мы должны проделать. Этого человека могли просто-напросто поместить в больницу для бомжей, то есть в ту же среду, из которой он вышел. А человек начинает реабилитироваться только в нормальной среде, где живут нормальные люди, а не такие как он. Он еще очень слаб и нуждается в духовном лекарстве. Ему нужны нормальные условия для того, чтобы он смог увидеть этот свет, общаться с нами, выйти на новый уровень общения. Другой среды быть не должно".

Нормальные условия нужны не только тем, кто уже вернулся из мест лишения свободы, но и тем, кто находится за решеткой, - считает председатель Карельской региональной общественной организации "Равновесие", председатель Попечительского совета УФСИН России по Карелии Александр Гезалов :

"Посещая исправительные учреждение в первый раз, мы отправились туда со священником. С лязгом открылась дверь следственного изолятора, и мы увидели темную камеру с зарешеченными окнами, едва освещенную тусклой лампочкой. Камера, рассчитанная человек на десять, была до отказа набита около полусотней заключенных. И я вдруг осознал всю глубину проблемы, не только духовной, но в том числе и материальной. Тогда мы со священником договорились, что он будет питать их по своей программе, а мы материально.

Начали мы с ремонта камер, установили душевые кабины , унитазы. Одновременно с этим стали насыщать литературой, не только духовной, но и светской, среди которой произведения Достоевского и других писателей. Со временем стала осуществляться поддержка новорожденных, женщин, подростков следственных изоляторов. В двух учреждениях, в том числе в СИЗО N1, открыты классы для обучения подростков школьным программам. Потому что им предстоит возвращение обратно в социум. И они, зная, как креститься, не будут знать, как вернуться в свой класс".

Но не решат ли в таком случае заключенные, что нас, мол, и здесь неплохо кормят, не пропадет ли у них ощущение наказания, расплаты за совершенное ими преступление?

Александр Гезалов : "Дело в том, что осужденные, оступившись и находясь там, теряют веру в людей, в государство, вообще теряют веру как таковую. По моему глубокому убеждению, веру можно вернуть и таким образом. Чаще всего среди заключенных находятся люди, загнанные в угол, которые совершают преступление в алкогольном опьянении и т.д. И вдруг они видят, что к ним приходят люди, которые начинают относиться к ним иначе, нежели относилось государство и общество, когда они находились на свободе. Когда такой человек к ним приходит, они говорят: "О! у нас камера стала светлее, потому что вы там-то и там-то сделали то-то и то-то...". Я на протяжении 7 лет каждую неделю посещаю исправительные учреждения. Общаясь с женщинами, вижу, как ко многим из них приходит осознание содеянного, и они плачут, понимая, что плачут по своей душе.

Осознав это, мы начали сотрудничать с епархией, создали Фонд Анастасии Узорешительницы. Вместе с нами, с людьми, которые, грубо говоря, дают материальную пищу, исправительные учреждения начали посещать священнослужители, преподавать Закон Божий, давать пищу духовную. То есть сначала человеку нужно на руке что-то подать, а потом уже пытаться приблизить его к тем благам, которые дарует Господь.

"Наказание" - это "наказ" и "покаяние". То есть государство наказывает, а человек сам уже берет на себя ответственность и миссию попытаться покаяться в грехах при помощи священников и своих внутренних переживаний. Государство наказывает и говорит: "Мы тебя наказываем тюремным заключением сроком на 5 лет, попытайся исправиться". Попробуйте покаяться, находясь в каменном мешке. Я думаю, что человек, находясь в таком положении, вряд ли покается. Наоборот, он, скорее, устроит побег, взломает стену и убежит. Или стену равнодушия попытается переломить. А вот когда у него более-менее нормальные условия, то он, мне кажется, готов к исправлению".

Когда у человека есть нормальные условия для выживания, озлобленность становится меньше, и вот тогда он сможет услышать слова, обращенные к нему священником или просто верующими, готовыми помогать. Правда, путь для них не всегда открыт. К сожалению, секте, обладающей финансовыми средствами, порой бывает легче проникнуть в стены тюрьмы, чем православному священнику. И здесь на помощь приходит адвокат. И в наше время находятся юристы, которые готовы помогать безвозмездно. Как соотносится адвокатская деятельность и тюремное служение? - с таким вопросом я обратилась к адвокату Ивану Кузьмину:

"Я думаю, помощь может осуществляться самым непосредственным образом. В наше время, когда адвокатура вынуждена быть частично коммерциалиозованой, то есть когда отношения между клиентом и адвокатом ставятся в силу определенных экономических особенностей на платную основу, должность адвоката, как и любого другого члена общества, обязывает к определенной части благотворительной деятельности.

Очень часто такая помощь бывает нужна, когда возникают препятствия, связанные с контрольно-пропускной системой СИЗО или других исправительных учреждений. Исправительный кодекс как раз и определяет места лишения свободы наиболее закрытыми для посещения. То есть именно те заключенные, наказание которых связано с избранием такой меры наказания как лишение свободы, лишены возможности поучаствовать в общественной жизни.

У каждого адвоката свое представление о благотворительности. По крайней мере, я знаю много своих коллег, которые не чураются подобных мероприятий. Я знаю, что есть адвокаты, которые берут на себя бесплатно категорию дел, кто-то выбирает каждое десятое дело, кто-то каждое двадцатое - кому как позволяют возможности".

Организовать тюремное служение при храме не так уж сложно, - говорит Наталья Пономарева :

"Если найдутся просто двое желающих (не обязательно это должны быть священники или какие-то образованные люди, просто нужна инициатива хотя бы двух людей на приходе), мы готовы им всячески помочь организовывать тюремное служение на приходе, приглашать их еженедельно, обучать, оснастить методически, дать необходимую литературу. По сути дела, ничего особенного от храма не требуется".

Как приходят к тюремному служению люди? Свою историю рассказала Маргарита Ломова :

"У меня это произошло странным образом. Теперь, конечно, когда я читаю литературу, я понимаю, что так действует Господь. В определенный момент жизни у меня возникло такое желание, возможно, это чувство любви, что я должна кому-то что-то давать. У меня трое детей, которым я свою любовь даю и, думаю, что им больше не нужно. Ведь нужно не много, а столько, сколько нужно. А у меня ее было больше, поэтому и возникла потребность кому-то отдавать. В то время у меня в голове созрели два варианта: либо это должны быть дети детских домов, либо, почему-то, - тюрьма. Просто возникли два таких варианта, других и не было. И я выбрала тюрьму. Потому что главное здесь - переписка, здесь есть дистанция. Если бы это были дети, то я могла бы окунуться в детский дом с головой и забыть о своей семье. Для меня это было тяжело, поэтому я выбрала тюрьму. А тюрьма уже привела меня в храм. Я перестала справляться с перепиской, потому что она пошла на другом уровне, на котором это и должно происходить. Я поняла, что-то не так, и обратилась в храм, священник которого как раз и вел тюремное служение. Я стала прихожанкой этого храма, и стала заниматься тюремным служением уже всерьез".

У многих людей, которые сами задумываются о тюремном служении или которым предлагают им заняться, возникают страхи. И страхов этих немало. Ответы на все возникающие вопросы есть в литературе, выпускаемой Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Наталья Пономарева рассказала о самых распространенных заблуждениях и беспокойствах, связанных с тюремным служением:

"Не секрет, что есть люди, которые искренне желают узнать о Боге. А есть и такие, которые спекулируют этим, выпрашивая какую-то материальную помощь. Сейчас мы эту проблему уже научились решать. Мы координируем переписку. То есть каждый приход или каждая организация выбирает себе одну колонию или сразу несколько колоний в своем регионе, с которыми собирается вести переписку. На все остальные письма она не отвечает, а просто передает их по назначению, согласно таблице координат. Со своим регионом люди работают вплотную. Они знакомятся со священниками, с начальниками колоний. Очень часто начальство колоний и как раз и показывают тех людей, которые спекулятивным образом пишут письма во все храмы и организации.

Один из самых распространенных страхов, - как начать переписку. Во всех приходах действует примерно одна и та же схема. На Валаамском подворье, например, под письмами вообще не ставятся личные подписи. Там просто подписываются "братья и сестры" и получают письма на адрес храма. В наш Центр духовного просвещения письма приходят на адрес Свято-Тихоновского института, хотя мы подписываемся именем и фамилией. Иногда, если человек очень беспокоится, он может просто подписать свое имя. Если это, например, мама с двумя детьми, которой трудно ездить в центр за своей корреспонденцией, то она может получать ее на адрес "до востребования". Но, поверьте, ничего страшного в этом нет. Я сама мать троих детей и занимаюсь перепиской почти 7 лет. Слава Богу, Бог миловал, - только положительные плоды. Ребята молятся за нас, за то служение, которые мы несем. И их молитвенная поддержка - это большая сила, потому что их сердце взывает из утесненных обстоятельств, оно кричит к Богу".

Маргарита Ломова занимается тюремным служением уже 4 года. Она по своему опыту хорошо знает, что с находящимися за решеткой людьми ухо надо держать востро:

"Конечно, приходится встречать очень много лукавства. Но это нас нисколько не смущает. Часто нам, как женщинам, приходится проявлять определенную твердость, чтобы не опуститься до отношений на уровне "мужчина - женщина", а держать тот статус, на который благословил нас Господь".

Группа милосердия при храме Успения Пресвятой Богородицы ведет постоянную переписку с 60-70-ю заключенными. Из четверых вышедших на свободу трое опять вернулись в тюрьму. Не заставляют ли такие неудачи бросить все, прекратить это отбирающее немало физических и душевных сил занятие?

"Нет, конечно. Наоборот, это еще больше укрепляет нас и дает возможность искать нужные пути. Трудности закаляют. Я считаю, что 4 года это очень маленький срок. Тюремное служение еще настолько молодо, что настоящий этап можно сравнить с начальной школой. Нас очень мало, всего три человека, и все женщины. И духовный опыт у нас тоже еще очень маленький, но мы растем вместе с ним. Нас как того слепого, который идет и палочкой отмечает свой путь, ведет Господь. И все постепенно развивается".

У тех, кто готов помогать порой опустившимся, порой воспринимаемым как потерянные члены общества людям, обрести твердую почву под ногами, кто готов держать за руку тех, кто уже падает в пропасть, у этих людей есть свой взгляд, почему преступности сегодня становится все больше и больше. Говорит заведующий сектором Отдела по взаимодействию с Управлением исполнения наказаний священник Александр Добродеев :

"Очень большая часть нашего народа находится в местах лишения свободы. Это может показаться парадоксальным, потому что процент очень большой: если население нашей страны занимает одну десятую часть населения всего земного шара, то наши заключенные или как их называют осужденные или подследственные в общей сложности составляют десятую часть всего тюремного населения планеты. Почему такой большой процент преступности? Неужели наш народ действительно такой недостойный? Мне кажется, так считать не правильно. Главная причина кроется в тех условиях, в которых человек существует, и которые способствуют преступности. А следовательно, необходимо менять принципы организации свободного общества".

А то, что это благое дело движется медленно, объясняется многими причинами, - говорит отец Александр.

"Это объясняется нехваткой священников, человеческой косностью, незаинтересованностью государства в этом вопросе. Но мне кажется, что все-таки рано или поздно мы придем к осознанию этого процесса, повернемся лицом к этим людям. Я считаю, что если мы всем миром возьмемся за это, - не за деньги, не за интерес, а по расположению доброго сердца, то картина, конечно, изменится".

Http://www.narodinfo.ru/article/1446