Тропарь святым первоверховным апостолам петру и павлу. Молитва, акафист, тропарь первоверховным апостолам петру и павлу

Тропарь святым первоверховным апостолам петру и павлу. Молитва, акафист, тропарь первоверховным апостолам петру и павлу
Тропарь святым первоверховным апостолам петру и павлу. Молитва, акафист, тропарь первоверховным апостолам петру и павлу

Апостолов первопрестольницы, /и вселенныя учителие, /Владыку всех молите /
мир вселенней даровати /и душам нашим велию милость.

Тропарь Петру (поклонение честным веригам an. Петра)

Рима не оставль, к нам пришел еси /честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. /Имже верою покланяющеся, молимся: /твоими к Богу молитвами /
даруй нам велию милость.

Приложение к статье: праздник Касперовской иконы Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери - чтимый всем югом России чудотворный образ, главная святыня Успенского собора города Одессы.
Как повествует предание икона была принесена из Трансильвании в Россию в XYI веке. В 1809 ее получила в благословение от родителей Иулиания Касперова, владелица села Новая Ивановка, недалеко от Херсонеса. В феврале 1840 года во время молитвы Иулиания увидела, что сильно потемневшая икона стала светлой, то есть обновилась сверхъестественным образом. От новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она была помещена в Никольский храм села Касперовка.

26 сентября / 9 октября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город. На первый взгляд Одесса была обречена, однако, по просьбе жителей перед иконой в течение недели неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу. Упоминается также, что было некое явление Божией Матери, которая говорила, что если привести икону в Севастополь и совершить с ней молебен и крестный ход, то город также будет спасен, но власти не прислушались к этим словам. Результатом было позорное поражение….. Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами в Крыму князя Александра Сергеевича Меншикова матросы называли «Изменщиков», а люди осведомленные прямо утверждали, что «светлейший - вольтерьянец и старый масон». Участник обороны Севастополя П.Кислинский рассказывал после войны «Серафимову служке» Н.Мотовилову: «Как-то раз я был у светлейшего... Адъютант докладывает, что явился гонец от архиепископа Херсонского Иннокентия…

Владыка прислал доложить вашей светлости, что он прибыл к Севастополю с Чудотворной иконой Касперовской Божией Матери и велел просить встретить ее как подобает, у врат Севастопольских. Владыка велел сказать: се Царица Небесная грядет спасти Севастополь.

Что, что? Как ты сказал? Повтори!

Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь!

А! Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нея обойдемся!»

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1/ 14 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году.

Празднование Касперовской иконе Божией Матери соверщается 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

События дня.

Накануне у меня было дежурство, то есть на всенощном бдении я был лишь мысленно, слушая то, что доносилось из храма. Интересно, что хотя о.Виктор присутствовал в храме, но в службе не участвовал. В отличие от прошлых лет, всенощное бдение было без литии. Однако, паремии читались, правда, пытаться заглядывать в храм, дабы их послушать. оказалось бесполезно, ибо читающий их местный чтец Сергий читал их буквально себе под нос, притом, очень быстро, скороговоркой, скорее, чтобы соблюсти ритуал, так что я не разобрал ни единого слова….

Паремии

(Отрывки из Соборного послания апостола Петра).

1 Особенно интересны слова «искушения вашей веры лучше золота гибнущего…», «обратится в похвалу и честь и славу…». А мы унываем при каждой скорби).:Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради, иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей, спасение душам.

2.:Возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят есмь. И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа.

3(Очень полезные слова о повиновении властям, особенно полезные тем, кто любит костерить власти по поводу и без повода, призывая «гнать таких правителей»).:Возлюбленнии, молю яко пришельцы и странники, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу, житие ваше имуще добро во языцех, да о немже клевещут вас аки злодеев, от добрых дел видевше, прославят Бога в день посещения. Повинитеся убо всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от Него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем. Яко тако есть воля Божия, благотворящим обуздовати безумных человек невежество: яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии. Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяцем страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно: Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем.

Евангелие на всенощном бдении: 1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.

8 А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а


В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


В стихире Иоанну Предтечи службы его Рождества говорится о том, что он проповедал «Христово к человекам истощание», которое и сам разделил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Зачем умалялись Бог и великий пророк? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


«Петр и Павел час убавил» - знаете такую поговорку? О том, как народное сознание воспринимало образы первоверховных апостолов, - публицист и историк Андрей ЗАЙЦЕВ


Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)


Что онтологически нового для человека в том, что ему был ниспослан Святой Дух? Что изменилось в апостолах? И как нам воспринять дары Святого Духа?


Богослужение (Всенощная и Литургия) 11-12 июля славит первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему именно их? Петр трижды отвергся Христа, но именно его Христос назвал камнем веры и поручил Церковь; Савл побивал камнями учеников Христа, а Христос посылает его проповедовать язычникам. Первоверховную двоицу объединяет одно: Петр с Павлом на деле знали, что такое грех, а что – покаяние, они знали – что любовь Христова побеждает. И потому в Паремиях на Всенощной ап. Петр имеет право нам сказать: «Возлюбленные, прошу вас удаляться от плотских похотей, воюющих против души, проводя добрую жизнь вашу между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как делающих злое, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».


Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.


На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир


Андрей Десницкий: "Споры о богослужебном языке ведутся так упорно и горячо потому, что речь идет здесь скорее о месте Церкви в нашем обществе и в этом мире, о ее смысле и назначении здесь и сейчас, применительно лично к нам. Правильные ответы можно найти в катехизисах, но они будут слишком общими и мало помогут. Может быть, отчасти потому, что сами вопросы обычно не проговариваются вслух"


В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной начинают петь Рождественский канон. Сначала все понятно: «Христос раждается - славите!» Но чем дальше, тем сложнее. Смысл песнопений поясняет протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории

Язык богослужения: "житейское море"
Жизнь Средиземноморской цивилизации -- финикийцев, греков, римлян и т. д. -- была тесно связана с морем. С водной стихией жизненно необходимо было ладить, чтобы ею пользоваться во благо. Но во все времена морская пучина даже у опытных мореходов вызывала страх, тая в своей глубине непредсказуемую разрушительную силу. Апостол Павел, путешествуя с проповедью христианства по Средиземноморью, трижды терпел кораблекрушение, ночь и день проведя «во глубине морской» (см. II Кор. 11, 25). Как образ моря преломился в богослужебных текстах, пришедших к нам из средиземноморской Византии?


Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 4-й

И же апостолом первопрестольницы, и вселенней учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. (2 раза).

Слава, и ныне. Богородичен. И же от века утаенное, и Ангелом несведомое таинство, Тобою Богородице земным явися Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И Крест волею нас ради восприим, им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.

Канон, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

О тверзу уста моя и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся тоя чудеса.

Запев: С вятии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас (поклон) .

П одаждь ми Господи Пресвятаго Твоего Духа, капля дарования, слово нарочито, и возвеселюся верно похваляя, первых апостол Твоих исправления.

Запев. О ставил еси прехвальне Петре, усердно временная, и Христовым стопам последовал еси. Неверство же оставив Павле, и призвавшему тя последовал еси.

Слава. Б лагодать апостоли существене нашедшую вам приемше, божественаго Духа, проидосте землю всю Петре и Павле, учаще концы.

И ныне. Богородичен. В итийстии многовещаннии, и мусикийстии велегласнии языцы, Тя не могут чтити, или пети Чистая, паче человека о содеяннем на Тебе, Едина бысть божественых таин.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Т воя певцы Богородице, живыи нетления Источниче, лик Себе совокупльши духовен утверди, и в божественей Ти славе венцем славы сподоби.

Запев. С родник Петре тебе Андрей, проявляет Месию Христа, к Нему же верою приступил еси. И ты Павле чудныи, богодетельным крещением, от Анании просветися.

Запев. Л естно иже писанием закона, падающии род израилев, просвещением благодати Петр привед, язык же стада, Павел от прелести избави.

Слава. Н аги и просты, во языки послал еси Своя ученики: вместо оружия, Твое имя носяще святое, и лестную брань Христе, верою разрушиша.

И ныне. Богородичен. И сполнися, апостоли, познати Господа вся земля, иже от Девы возсиявшаго, и мира обновльша, божественым вашим проповеданием, Петре и Павле прехвальная. Катавасия.

Слава, и ныне. Ипакой, глас 5-й. К ая темница не име тебе узника; кая ли церкви не име тебе витию; Дамаск вельми мудрствует о тебе Павле, виде бо тя преодеяна светом, Рим твою кровь прием, и той играет: но Тарс множае радуется, и любит чтущи твоя пелены. Петре каменю веры, Павле похвало вселенней, от Рима сошедшеся утвердите нас.

Песнь 4. Ирмос

Н еизследному Божию совету, еже от Девы воплощению, Тебе Вышняго, пророк Аввакум дивяся вопияше, слава силе Твоей Господи.

Запев. С крепкими убо немощнии, с витиями же невежди, соплетшеся благочестно, Петр и Павел, вземше победу Христови апостоли.

Запев. О тступника Симона волхва лютаго, яко златолюбца обличи божественыи Петр. И ныне Павел мудрыи, иже стези развращающа Христовы, Елима ослепил есть.

Слава. Н евежествено рыбарь и усмарь слово имуще, но растворено божественою солию, душа любомудрых усладиша, и Христови верою приведоша.

И ныне. Богородичен. Р ечию богодухновенною прежде, Аввакум гору Тя часту и присенну божественыи рече, приходящаго от юга, и Тобою воплощаема Владычице, возвещая явленно. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

У дивишася всяческая, о божественей славе Твоей. Ты бо браконеискусимая Девице, прият во утробе надо всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающа.

Запев. Я ко суща тверда, Христос тя камень нарече Петре, и на тебе Церковь, ей же адова врата не одолеют. Тебе же Павле сосуд избран рече, сего понести пред языки имя.

Запев. П етр отвергся Учителя трищи, трищи еже любити обличением присвоися. Павел иже первое хулник сыи, тяжко же оскорбляя верных, послежде проповедаше, его же гоняше первее.

Слава. Н етленно звание, и славу присносущну, Петр ко Христу обрете с Павлом: ов убо ключи небесныя прием, сей же в Рай восхищься, глаголы неизреченныя навык паче человека.

И ныне. Богородичен. О т божественаго Духа Исаия исполнь, рожество без Отца прорече, из Тебе Дево Рождьшагося Еммануила, иже есть с нами Бог, Его же Чистая родила еси. Тем же вси поем Тя. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Б ожественое се и всечестное совершающе празднество, богомудрении Божия Матере, приидите руками восплещем, от Нея Рождьшагося верою славяще.

Запев. С ветла Петрова чудеса, честна же и Павлова знамения: ибо ризы и сени их, недуги болящим исцелевают прилагаемо.

Запев. П етр воистину славныи, и Павел поистине чудныи, двоица божественая, и честнейша жилища живоначальней Троице, всеми поминается.

Слава. Б олящим душа и телеса, яко божественыи врач изряден Петр исцели. Павел языки озари, и светом Господним назнамена.

И ныне. Богородичен. П ети Тя должни есмы, но воистину по достоянию не можем, тем же поем Тя молчанием, чтуще несказанное, еже на Тебе Дево содеянное таинство. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. Т вердыя и боговещанныя проповедателя, верх ученик Твоих Господи, прият в наслаждение благих Твоих покоя. Труды бо онех и смерть прият, паче всякаго приношения, Едине сведыи сердечная.

Икос. У ясни ми язык Спасе мой, разширив ми уста, и исполнив я, умили сердце мое, да яже глаголю, последую, и яже учу, сотворю первее: всяк бо творя и уча, рече, сей велик есть, аще бо глаголя не творю, яко медь звенящая вменюся. Тем же рещи ми подобная, и творити полезная научи, Едине сведыи сердечная.

Песмь 7. Ирмос

Н епослужиша твари, богомудрении паче Зиждителя. Но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще, препетыи иже отцем Господь и Бог благословен еси.

Запев. У блажися Петр от Христа, яко сему рекшу Сына Бога живаго. И Павел почтеся, яко сосуд благопотребен, и взываху, отцем Господь и Бог благословен еси.

Запев. З аконослужебники убо Петр умудряше, якоже завещася ему, Павел же язычники: оба же благодатию Христови привождаху, и взываху, отец наших Боже благословен еси.

Слава. Я ко преизряден Петр Христов пастырь, стадо прият. Церкви же Павел, учитель божествен бысть, взывающе, отец наших Боже благословен еси.

И ныне. Богородичен. В сенепорочная Марие, и изрядная святостию, яже Бога плотию Дево рождьши, неискусобрачная Чистая, Того моли, от всякаго нас избавили наведения и греха. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

О троки благочестивыя в пещи, рожество Богородичо спасло есть. Тогда убо образуемо, ныне же действуемо, вселенную всю воздвиже пети, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Запев. С илою укреплься Петр божественою, умершую Тавифу воскреси: Павел же Евтиха с высоты падша, и умерщвена возстави, оба взывающа, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Запев. В идением ужасным и чудным, Корнилия убо Петр просвети: Павел же Гаия, Криспа, и Панестия, и Стефанина крести, оба зовуще, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Слава. Б людома Петра связана, Христос убо Ангелом нощию разреши. Павла же и Силу, абие молящемася, в кладе ноги твердо стягнуты изведе, и темницу потряс, темже воспоем Христа во веки.

И ныне. Богородичен. И збави страстей всепагубных, пленицы же согрешении ныне расторгни ими же кождо стяжется, вси бо согрешихом, и очищения просим, суще повиннии, еже подаждь Богородице мольбами си, превозносящим Христа во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

В сяк земен да взыграется, Духом просвещаемь. Да ликовствует же безплотных умов естество, почитая святое торжество Божия Матере, и да поет, радуися Преблаженная Богородице чистая присно Дево.

Запев с поклоном. В есь всюду мир проидосте, якоже крилаты, и Евангелие коленом всем, языком и странам, Христово проповедавше, вся привлекосте к вере, Петре преблаженныи, и чудныи Павле апостоле.

Запев. П риник во глубокую старость и естества долг Петре исполняя, Учителя своего Христа подобием, крест претерпел еси. Ты же во главу твою Павле усечен быв, о, чудо страшно, вместо крове, млека источил еси потоки, и неверныя обратил еси.

Слава. О , божественая двоице, мудре вручившаяся, всего мира душам, и ко благочестию от нечестия претворше, и по смерти спасающе еще верных душа. И ныне нас помяните, и представите Христу, верховнии апостоли.

И ныне. Богородичен. С пасе благии, иже естеством Человеколюбец, и многомилосерд, препетыя Ти Матере Девыя, божествеными мольбами, Петра молитвами и Павла апостол Твоих, милость Твою и помощь с Небесе нам посли. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, святых славных и всехвальных верховных апостол Петра и Павла, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Тропарь Петру и Павлу, первоверховным Апостолам:

Тропарь

Петру и Павлу, первоверховным Апостолам:

Апостолов первопрестольницы, / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость

Апостол Петр

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Апостол Павел

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался реввностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все - дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитаются вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Апостолов превопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.

Первенствующие из апостолов и Вселенской Церкви учителя, Владыку всех молите мир миру даровать и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из Апостолов Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой, ибо страдания их и смерть благоволил принять как жертву, выше всякой жертвы, Единый, ведающий сердца наши.

Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Прославляем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир своим учением просветивших и приведших ко Христу народы всей земли.

Молитва первая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших,и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва третья

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.