Теория гедонизма. Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл. Все хорошо в меру

Теория гедонизма. Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл. Все хорошо в меру
Теория гедонизма. Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл. Все хорошо в меру

Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

  • удовольствия;
  • вечной молодости (здоровья);
  • счастья.

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования - счастья.

Что такое гедонизм

Гедонизм - это система ценностей, усматривающая высшую цель человеческого существования в наслаждении. Для гедониста наслаждение и счастье - синонимы. Причем здесь совершенно неважно, от чего человек получает наибольшее удовольствие: от чувственных (сексуальных, гастрономических) или интеллектуально-духовных (чтение книг, просмотр фильмов) наслаждений. Интеллектуальные усилия и чувственные удовольствия ставятся в один ряд тогда, когда первые не преследуют цель обучения, а совершаются исключительно ради наслаждения. Другими словами, можно сказать, что гедонизм - это, помимо всего прочего, еще и деятельность, не отягощенная целью и какими бы то ни было внешними или внутренними результатами. Например, человек смотрит фильмы и читает книги только ради развлечения или повышения самооценки.

Гедонизм глубоко укоренен в природе человека

Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек - природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Говоря психоаналитическим языком, общество хочет, чтобы "принципу реальности" подчинялся "принцип удовольствия".

Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился - насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации.

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм - это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы - это такие же "крысы", которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Но в группе риска не только любители экспериментов со своим сознанием. Обжорам и сластолюбцам тоже не следует расслабляться. Правда, первые теряют человеческих облик и разрушают только себя, а вот вторые вполне могут навредить и другим.

Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл

Здесь не будет подробного описания сюжета фильма, потому что это не входит в задачи, но следует сказать, что Кэтрин Трамелл - это классический случай гедониста, перешедшего границы добра и зла. Почему она это сделала? Потому что ей стал скучен обычный секс, и она обратилась к сексу, сопряженному с убийством для остроты ощущений. Если наслаждение не преследует никакой моральной цели, то оно быстро наскучивает. Человек переходит от одного наслаждения к другому, нигде не находя покоя (классическое описание такого состояния дано у С. Кьеркегора в его книге "Наслаждение и долг"). Затем он также случайно, не замечая, оставляет позади все моральные общественные установления. И если мера скуки превысила все возможные пределы, то гедонист не остановится даже перед убийством - все только для того, чтобы себя хоть как-то развлечь. Кстати, таким человеком был еще и римский император Нерон. При этом вышесказанное не означает, что само наслаждение или стремление к нему преступно. Само удовольствие не может быть каким-то образом морально окрашено. Гедонизм - это преступление, но только тогда, когда удовольствие для человека самоценно и ему решительно все равно, из какого источника его черпать.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение - это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Наслаждение и смысл жизни

Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни - гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать.

Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр и Эпикур). Для них гедонизм в философии - это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий.

Были, конечно, и те, кто настаивал на наслаждении во всех его многообразных формах (например, мыслители эпохи Возрождения). Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. И в обществе тотального потребления всего и вся как нельзя кстати придется определение о том, что гедонизм в философии - это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий.

У каждого из нас, осознаем мы это или нет, есть свой жизненный стержень, определенное мировоззрение на цель существования человека и свой набор жизненных ценностей, которые мы ставим превыше всего. особенности и извечный поиск жизненных ценностей привели к появлению множества субкультур, среди которых готы, эмо, трэш, гедонисты и т.д. и т.п. Последние в наше время составляют довольно многочисленную группу, и потому поговорим о них в первую очередь.

История появления данного мировоззрения

Гедонист - это человек, для которого главной и наивысшим благом является получение наслаждений и удовольствия. Соответственно, он всячески старается избегать всего, что может принести страдание. Данная жизненная позиция имеет очень богатую историю. Начало учения, обосновывающего такой появилось примерно в 400 году до нашей эры в Древней Греции. В то время там жил Аристипп Киренский, который впервые развил и проповедовал данное учение. Изначально считалось, что гедонист - это человек, для которого добром является все то, что приносит наслаждение. Из этого вытекает, что приоритет потребностей индивида, разделяющего данное учение, всегда будет выше перед социальными установлениями, которые превращаются в условности, ограничивающие его свободу. Такая точка зрения нередко приводила к крайностям. Так, среди последователей Аристиппа появились и такие, которые считали, что гедонист - это тот, для которого любое удовольствие является оправданным, и этим объясняли все свои действия, направленные на получение наслаждения.

Мудрый Сократ критиковал эту крайность. Он признавал, что удовольствия играют большую роль в жизни, но вместе с тем подразделял их на хорошие и дурные, а также истинные и ложные. Аристотель вообще не признавал их за благо и считал, что сами по себе они не достойны быть Несмотря на такую критику, школа гедонистов не прекратила свое существование и получила развитие в виде умеренного варианта, предложенного Эпикуром.

Этот греческий философ учил, что лишь необходимые и естественные удовольствия, не разрушающие невозмутимость человеческой души, достойны быть целью устремлений личности. В эпоху Возрождения в основном преобладала мягкая эпикурейская версия этого течения. А начиная с конца 18 века, гедонизм плавно приобретает новую форму - утилитаризм. Его особенность в том, что моральная ценность поступка или поведения определяется полезностью.

Почему к гедонизму многие относятся негативно

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что все хорошо лишь в меру. Это же правило касается и получения удовольствий. Хотите узнать, кто такой настоящий гедонист? Это человек, который чересчур увлечен получением физиологических наслаждений. Он переедает вредную пищу, пьет разрушающий его тело и разум алкоголь, курит табак и полностью безответственен в сексе.

Классический портрет выглядит так: объевшийся гедонист отлучается, чтобы вызвать рвоту для возможности продолжить застолье. Гедонисты довольно эгоистичны, но вместе с тем легко сходятся между собой, если чувствуют, что это может принести им какую-то пользу, например, сделать карьеру.

Интерес к гедонизму как направлению мысли и жизненной философии зашкаливает, потому что все человечество, получив определенную порцию свободы, не знает, как ей лучше распорядиться. Трех вещей никогда не бывает достаточно человеку: счастья, удовольствия и времени. В настоящей статье мы поговорим о феномене гедонизма и о том, гедонист - это кто? Как его распознать?

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист - это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик - это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Зигмунд Фрейд и естественный человеческий гедонизм

Родоначальник психоанализа полагал, что гедонист - это человек без всяких оговорок. Каждый из нас стремится к наслаждению. И это незаметно лишь потому, что чем старше человек становится, тем труднее ему получать удовольствие от жизни. Все будет понятно на простых примерах.

Младенец испытывает наслаждение от удовлетворения своих потребностей в сне, еде и ласке. Затем, когда ребенок растет, он вынужден ограничивать свое естественное стремление к наслаждению. На психоаналитическом языке это называется так: принцип удовольствия подчиняется принципу реальности.

Взрослый же вообще получает удовольствие зачастую только социально одобряемым способом и только в то время, когда он свободен от своих общественных обязанностей, т. е. у взрослого человека времени на наслаждения не так уж и много.

Но нет худа без добра. Если человек может отодвинуть свое наслаждение на некоторое время, дождавшись подходящего момента, то в процессе ожидания он может, например, написать книгу или статью. Таким образом, он с одной стороны, сделает что-то полезное для общества, а с другой стороны, получит некоторый заменитель удовольствия, найдет временное успокоение в творчестве. Небольшая ремарка: удовольствие мыслится Фрейдом исключительно в контексте сексуальности или ее производных.

Явление, когда сексуальная энергия перенаправляется на культурнозначимые цели, называется сублимацией. Собственно, так и созидается культура, согласно Фрейду. Человек хочет все время наслаждаться, а общество постоянно его подавляет, играя на этом естественном стремлении. И первый вынужден подчиняться.

Почему постоянное наслаждение - это плохо?

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что панацея такова: пусть цивилизация отпустит человека на волю, даст ему возможность наслаждаться, и он обретет счастье. Если это так, то очень жаль, что создалось такое впечатление. Человек существо нелинейное и чрезвычайно сложное. Он - есть сумма различных факторов и влияний, но если оставаться в системе координат «наслаждение-страдание», то только индивидуальное соотношение и создает личность человека. Далее читателя ждет пример, который поможет ему понять поведение гедониста.

Если людей отдать на откуп только наслаждению, то они превратятся в крыс из известного опыта. Напомним читателю, что суть опыта такова. К центру удовольствия в мозге крысы подключили электроды и научили ее жать на педаль, таким образом стимулируя центр удовольствия, и она умерла от голода и истощения, так как только и делала, что нажимала на злосчастный рычаг. Если дорогому читателю этого мало, то пусть он подумает о наркоманах и алкоголиках, которые пожелали, чтобы их жизнь была беспрестанным кайфом. В итоге про первого можно сказать, что гедонист - это он. Правда, человек с зависимостью потерпел фиаско в своей погоне за удовольствием.

Гедонисты современности, кто они?

Это сложный вопрос. С одной стороны, нужно четко знать среду современных искателей наслаждений, а с другой, быть как бы за ее пределами, чтобы трезво оценить. Но мы попробуем ответить. Прежде всего надо четко различать медийные конструкты такого рода людей и подлинных любимцев жизни, купающихся в наслаждении.

Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)

Существует живучий миф о том, что работать на заводе - плохо, а петь на сцене - хорошо, т. е. в первом случае - тяжело, а во втором - жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они - есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.

Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы

Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.

Все хорошо в меру

Не стоит думать, что наслажение - это плохо. Все хорошо в меру. Давление и время формируют идеальный образец человеческой породы. Люди не должны излишне чем-то увлекаться, кроме любви (и то в определенном возрасте). Много наслаждения сформирует тип личности «гедонист», который мало на что способен в жизни. Уж слишком ему все легко давалось. В итоге не обнаружилось в нем умения противостоять сложным жизненным обстоятельствам, а выход - наркотики, дабы убежать от проблем.

Но и чрезмерные страдания не сулят ничего хорошего. Озлобленность и внутренняя сломленность - это результаты постоянных трагических испытаний. Каждое поколение людей вынуждено искать баланс между страданием и наслаждением, чтобы род человеческий не сгинул. Пока мы справляемся, судя по всему, но не без затруднений.

Введение

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Антология мировой философии. М. сборник. 2012 г. с 794.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Гедонизм

Гедонизм (от греч. hedone -- наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи гедонизма разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики -- Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует гедонизм прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий -- дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго -- состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. с 79-81.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли идеи гедонизма, с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде -- в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности -- в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической стороны, удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

Наше общество так устроено, что редко кто может назвать себя абсолютно счастливым человеком, всегда находится повод для недовольства, будь то материальные блага, неудовлетворяющая работа, проблемы со здоровьем или в отношениях с близкими.

А люди, умеющие наслаждаться жизнью и уметь быть счастливыми в любых условиях, как правило, становятся париями.

Так вот, гедонист – человек, умеющий брать от жизни все и, в некоторых случаях, делиться удовольствиями с другими, ведь его главная цель – получение наслаждений и чувства счастья.

История зарождения гедонизма

Гедонизм, как учение, считающее высшим благом получение удовольствия от жизни, был сформулирован древнегреческим философом Аристиппом. Другой античный философ Эпикур считал, что удовольствие является итогом успешной жизни и полагал, что достигается оно через освобождение от беспокойства.

Впоследствии Фрейд, занимаясь анализом данного учения, писал, что человек от рождения гедонист, но с течением жизни меняется, учится контролировать себя дабы соответствовать нормам, и способен получать удовольствие при осуществлении ряда действия, прежде всего приложив к этому усилия.

Философ Генри Сидгвик разделял гедонизм на два вида – психологический и этический.

  1. Психологический гедонизмхарактерен для людей, стремящихся преумножить собственное удовольствие и избегнуть при этом страданий.
  2. Э тический гедонизм отличается тем, что человек стремится к эгоистическому удовлетворению (гедонический эгоизм), или кроме собственных удовлетворять и потребности окружающих (универсальный гедонизм).

Таким образом, гедонизм представляет собой целую систему убеждений и ценностей , ставящих целью получение наивысшего наслаждения, не одномоментного, а постоянного. Казалось бы, к этому стремится каждый человек в социуме, однако методы, применяемые гедонистами отнюдь не для всех приемлемы.

Способы получения наслаждения, используемые гедонистами

Гедонисты уверены, что их цель стоят попрания норм морали и этики. Мнение и комфорт окружающих их редко интересует. Итак, гедонисты используют в основном для получения наслаждения:

  • алкогольные напитки;
  • секс;
  • пищу;
  • разнообразные развлечения;
  • друзей и семью;
  • славу и признание;
  • работу.

Также они умеют наслаждаться созерцанием окружающего мира, путешествиями, организацией различных мероприятий.

Что мешает быть гедонистом?

Психологи считают, что только сам человек способен оценивать свое состояние, и оценка эта будет состоять из того, что он ожидает от жизни и как относится к различным ситуациям, происходящим с ним. Так, один может максимально наслаждаться омлетом, в то время как другому нужно посетить дорогой ресторан и в особой атмосфере насладиться изысками кулинарного мастерства. При этом удовольствие оба получат равное.

Также происходит искажение понятий и в интимных отношениях. Кому-то достаточно заняться любовью раз в неделю с женой, а кому-то нужна каждодневная близость желательно со сменой партнеров.

Гедонистом можно назвать того, кто в собственном сознании имеет свою градацию счастья и реализует себя, оглядываясь на неё. При этом гедонист свято уверен, что сам строит свое счастье.

Такие люди стараются постоянно достигать большего, ведь осознают, что используя для кратковременного наслаждения наркотические вещества или алкоголь, впоследствии от этого пострадают сами. Поэтому стараются получать удовольствие, не вредя окружающим.

Гедонисты совершают добрые дела в том случае, когда получают от них удовлетворение, многим из них нравится дарить радость. Так что разница между гедонистом и эгоистом все же есть.

Страхи гедонистов

Больше всего гедонистов страшат обязательства . Они абсолютно равнодушны к тому, что «должны что-то делать во имя чего-то». Все что делается из-под палки и не доставляет удовольствие, по мнению гедониста бесполезно и приводит его в ужас.

Гедонистам нельзя навязывать свое мнение и настаивать на чем-либо, он должен делать все сам, в охотку, иначе результат будет отрицательным, а эмоции – исключительно негативными.

Если вы способны найти общий язык с гедонистом, то он, общаясь с вами, будет делиться позитивом и с ним будет интересно. Как правило, гедонисты связывают себя с творчеством, стараются вести оригинальный образ жизни, очень активны и любознательны, с прекрасным чувством юмора, но при этом весьма ранимые и чувствительные.

Большинству людей сложно принять гедонистов такими, какими они есть, для этого нужно понять их мировоззрение. Гедонисты могут приносить огромную пользу обществу, живя в соответствии со своими убеждениями.

Как бы то ни было, но люди, способные находить повод быть счастливыми , достойны уважения, ведь основное условие развития общества – получение позитивных эмоций, являющихся одной из движущих сил прогресса.