Таинство Причастия: старинный ритуал и надзиратели у Чаши. Почему в храмах епархии после причастия перестали разрешать целовать чашу

Таинство Причастия: старинный ритуал и надзиратели у Чаши. Почему в храмах епархии после причастия перестали разрешать целовать чашу

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

  1. Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Поклон совершается не перед Самой Чашей, а в стороне;

  2. Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

  3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

  4. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

  5. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

  6. Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

  7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

  8. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

  9. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

  10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;

  11. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

  12. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?

К Таинству Святаго Причащения приступают только православные, те, кто постоянно ходят в церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные, молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,- такие люди с разрешения духовника приступают к Чаше.

Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.

Перед Причащением необходимо чистосердечно покаяться в присутствии священника. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. До и после Причащения надо воздерживаться от супружеских отношений.

Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение. После Причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Божественные книги.

Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?

Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу, читает утренние и вечерние молитвы, живет со всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением все правило и считает себя недостойным, приступая к Причащению с верой и со страхом, то он причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу, вдруг почувствует себя достойно причастившейся. Может, на другой день или на третий душа почувствует умиротворение, радость. Все зависит от нашей подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться, чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце, поститься и считать себя при этом грешным и недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие в нас Господа. После Причастия будут в нас мир и радость. Сразу же может прийти и искушение. Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились. Но самое главное - считать себя грешными и недостойными. Конечно, если мы будем так жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны, утреннее и вечернее правило, и мы будем это делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени, побегать, посмотреть - что где лежит, кто чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или будем дотягивать, гнать время: "О, три минуты до полуночи осталось! Надо пойти поесть!" Это не православный дух. Это дух сатанинский. Так не должно быть. Православный все должен делать с благоговением и страхом Божиим. Душа православного христианина чувствует Бога и после причастия, и между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат Его стук? Святые отцы чествовали благоговение, страх в своей душе и поддерживали эту благодать молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение - это единственное таинство Церкви, где душа человека может загореться пламенем божественной любви; потому что в Причащении мы принимаем в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.

He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?

В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы уже не на земле. Церковь - маленький кусочек Неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о брезгливости (брезгливые обычно блудливые, - говорят святые отцы). Инфекция передается только греховным путем. Многие люди работают в инфекционных отделениях, в туберкулезных больницах, но не болеют этими болезнями. Туда и священники приходят - причащают. И никогда никто еще не заразился. Заражаются люди только через грех.

Когда к Чаше подходят, то принимают с одной маленькой ложечки - лжицы - Творца Вселенной, Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто, что у верящих даже не возникает мысль о заразе. Через руки священника Сам Христос входит в человека. Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете, в страхе присутствуют. И что тут говорить о какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты приходили в церковь и учили, что надо после каждого причастника лжицу опускать в специальный раствор. Ну, это для них... Они же не понимают ничего. А то, что душа их стала уже сосудом сатаны - это нормально, ничего страшного!

Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: "Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий..." Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное - наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны - мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно".

Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься - "сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься - страсти отойдут. После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились - и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бытовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное - чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них - все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их - ужалят...

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то - в осуждение?

Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно - чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: "Я есмь хлеб Жизни" (Ин.6,35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: "Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: "Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?" Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой - рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа - жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил - я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?" - "Покайся, что ты усомнилась в этом", - говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба - Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос.

Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров "без рассуждения ". Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?

Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А "сырому материалу", который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься "на всякий случай", мы обычно говорим: "Вам рано причащаться. Надо готовиться". Некоторые защищают таких "прихожан", говорят: "Если их не допускать, то кого же тогда допускать?" Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным".

Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, "православных". Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу.и ангелам его" (Мф.25,41).

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Можно ли причащаться невенчанным?

Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?" Многие воскликнут: "Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут".

Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: "Что я буду ездить туда-сюда". Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.

Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет "зарегистрирован" на Небесах. Этот брак Богом благословлен.

Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: "Надо вам обязательно повенчаться!" И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.

Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.

Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. "Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует" (Лк.1б, 18). "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1 Кор.7,10).

Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Наталья, Сургут

Действительно ли нельзя повторно выносить чашу из алтаря для опоздавших к Причастию?

Здравствуйте! Сегодня я с маленьким ребенком опоздала на причастие в храм. Всегда приезжаем заранее, а сегодня по каким-то причинам не успели, батюшка уже занес чашу в алтарь. Мы дождались окончания литургии и попросили причастить младенца, но батюшка нам отказал. Он объяснил, что повторно выносить чашу нельзя. У меня вопрос, это действительно так, или батюшка отказал по какой-то другой причине?

Здравствуйте, Наталья! Мне кажется, следует доверять священнику, который причащает вашего ребенка. Почему вы подозреваете, что он что-то скрывает или лукавит? Неужели не проще смиренно принять, как есть? Тем более, что ничего страшно не произошло — не причастили сегодня, причастите в следующий раз.

Мне как-то неудобно обсуждать действия своего собрата-священника, но по существу дела могу сказать следующее. Многие священники потребляют все причастие до окончания Литургии. Но даже если они не успели этого сделать, то считают невозможным заново выносить чашу и причащать мирян. Дело не просто в том, что чашу унесли в алтарь (а это символизирует вознесение Господне), а в том, что мирян причащают только определёнными частицами Тела Христова. После того, как чаша заносится вновь в алтарь, в неё добавляются другие частицы, вынутые из частных просфир о здравии и за упокой. Но это уже тонкости. Достаточно того, что таков обычай. Хотя в экстренных случаях довелось видеть и исключения. Помню, в Великий пост старушка на костылях приехала издалека в храм, говела, была накануне на исповеди, готовилась, но в самый момент причастия по немощи человеческой вынуждена была покинуть храм. Пока вернулась, певцы уже пели 33-й псалом. Батюшке сообщили, и он причастил ее после отпуста. Но, повторюсь, это исключение. У вас же есть возможность регулярно бывать в храме.

Научитесь смиренно принимать случающееся в жизни как действия благого Промысла Божия, благодаря Бога за все. И любите своих священников!

Причастием мы подтверждаем свое право находиться в Церкви, и тогда оно становится номинальным ритуалом, к которому мы должны подойти «достойно», чтобы получить «благодать». Но, может, Причастие более многообразно – размышляет священник Сергий Круглов.

Что стариннее, то правильнее

Приступила ко мне недавно одна прихожанка:

– Батюшка! А мне сказали, что к Причастию надо готовиться более строго!

– Это как?

– Ну, кроме Правила к Причастию, говорят, надо еще читать такие и такие-то каноны и акафисты. И строго поститься неделю! Говорят, так делали в старину. А что стариннее – то правильнее!

На это я нашелся сказать только:

– Ну, коли так, то язычество гораздо стариннее христианства, но это же не значит, что оно правильнее?..

С тем от совопросницы и ретировался.

Вообще-то, вопросы о Причастии и подготовке к нему – многократно обсуждаются и прихожанами, и священниками, и даже были предметом особого суждения высших церковных инстанций, и, наверное, трудно в этом вопросе изобрести что-то новое.

Всё тут сводится к простым вещам: если некто приступает к Причастию Христовых Тайн раз в год, а то и реже – то, понятно, ему совесть велит и правила дотошно вычитывать, и попоститься в кои-то веки, именно на этом он сосредотачивается, психологически оно вполне объяснимо.

А если нормальный христианин, как и положено, причащается на каждой воскресной литургии (а для чего литургия служится вообще, как не для того, чтобы мы все вместе приступали к Тайнам Христовым?), то у него и другой режим в совершении молитвенного правила, и соблюдения обычных постов в среду-пятницу и четырех больших – для него более чем достаточно…

Но я сейчас даже не об этом.

А о чем?

О том, о чем я сейчас думаю.

Не надзиратели у Чаши

Подтолкнуло меня думать – прочтение «Книги о свободе» протоиерея Сергия Овсянникова, выпущенной недавно в издательстве «Никея» . Этот священник замечателен тем, что в соцсетях он не сидит, книг пишет мало, собственно, эта книга пока что – единственная у него. Книга эта – о главной занимающей отца Сергия идее – о свободе.

Книга небольшая, но выглядит концентрированной, как соль Мертвого моря, и ее простые слова просты так, как выглядят порой обычные приходские катехизические беседы, но подкрепленные осмысленным и переработанным опытом св.отцов (в частности, опытом митрополита Антония Сурожского, который когда-то и рукополагал отца Сергия во иереи), и читается книга как сборник писем или дневник, глубоко личный и прочувствованный, где нет ни одного лишнего или «красного», вычурного слова…

И вот там – о Причастии и о традиции нашего восприятия этого величайшего таинства:

«Есть ведь такая опасность, как привыкание. Потеря, если можно так выразиться, духовной тонкости восприятия. И тут всё зависит от того, каким органом мы воспринимаем реальность. Если только на уровне головы, то это может стать скучной традицией, многократным повторением действия, смысл которого потерян. А если мы воспринимаем Причастие по-настоящему, то есть на уровне всего человека, это уже не может быть обыденно, потому что это живое соединение с Телом и Кровью Христа».

Именно, подумал я…

Если для нас Причастие – просто традиционный номинальный ритуал, который необходимо совершать, чтобы подтверждать пред людьми и пред самим собой свой статус «члена Церкви», тогда законнические, ритуальные мотивы «буквы» подготовки, действительно, выходят на первый план.

А если это – вновь и вновь страшная, желанная, вышеестественная, но необходимая, ЕДИНСТВЕННАЯ встреча с любимым Христом и соединение с Ним… Тогда ритуал – не упраздняется, нет. Он уходит на другой план, становится на совсем иное место в иерархии наших ценностей.

И мы-то, священники, – как часто считаем своим долгом только лишь донести прихожанам информацию об этом ритуале да допросить их, идущих к Чаше, о том, насколько они этот ритуал дотошно исполнили!.. Такие типа «человеки-с-ружьем», надзиратели у Чаши…

А о том, что мы – пастыри, в евангельском смысле слова, что мы первые должны идти, впереди стада, в полные опасностей неизведанные земли, в поисках источников воды и пастбищ для овец, а потом уже – СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ пастве о тех чудесах Божьих, которые увидели и обрели, думаем ли об этом?..

Как можно благодать Бога – «расплескать»

И вот еще момент, который мне видится как очень важным, так и часто неосознаваемым многими: а для чего оно, Причастие? Каков его практический смысл? Вот причастился я Тела и Крови Христа, соединился с Ним – а дальше что?

Готов услышать хор «самособойразумеющихся» голосов:

И на расспросы о том, как именно удается эту благодать хранить, я часто слышу (и со мной, думаю, согласятся многие приходские священники, выслушавшие много таких признаний), примерно такое:

– Ох, батюшка… Грешник я! Никак не могу благодать Причастия сохранить… Вот знаю, что надо же ее хранить! От Чаши отхожу – весь как на крыльях лечу! И зарок себе даю, что вот уж на этот раз не расплескаю благодать-то… А минут пятнадцать проходит, выйду из храма, встречу знакомого, поговорю с ним – и все благодатное состояние куда-то улетучивается.

– Простите, а что вы называете «благодатью»? Особо приятные, «духовные» ощущения? И отчего это вы решили, что «теряете благодать»?

Что, по-вашему, Бог так призрачен и бессилен, что Его благодать можно вот так просто «расплескать»? Странный Бог какой-то, вам не кажется?

А не думали ли вы о том, что, коли вы соединились в Причастии со Христом, то теперь Он ждет, что вы понесете Его с собой из храма – в бурную вашу жизнь, что этой благодатью, как творческим инструментом, будете в этой жизни теперь действовать, исполнять Его заповеди, и первую из них: любить и служить вашим ближним, пока еще Христа не знающим?..

Из многообразного Таинства мы выбираем что-то одно

… Вот что я думаю о Причастии: что оно – таинство. Не в смысле «тайный секрет». А в смысле – жизнь. Большое, непростое, многоплановое, как сама жизнь. Вот есть таинство любви мужчины и женщины. Таинство рождения и становления ребенка. Таинство творчества. И много иных таинств, которые не поддаются рациональному уплощению, но без которых, понимаем и чувствуем мы, прожить нельзя.

Когда мы декларируем только один аспект таинства Причастия – кто-то аспект «говения и молитвенного правила», чтобы подойти «достойно», кто-то «благодатные переживания» и понятие «личного освящения», кто-то еще какой-то аспект – мы что делаем? Из большого и многообразного таинства выбираем что-то одно и его поднимаем как знамя.

Как по-гречески звучит слово «выбирать»?

«Ерео».

Вот с этого и начинались все ереси, неприметно приводящие их адептов к отпадению от полноты Церкви, от жизни во Христе: к выдергиванию из живого – чего-то одного. И к забвению чего-то другого, очень важного…

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго!

Помоги нам, немощным, огради нас от ереси, от самокастрации вольной и невольной, дай нам познать Тебя как Ты есть, во всей полноте, и жить в Тебе и с Тобою, во исполнение заповеди о любви, исполнении не в благочестивых фантазиях, как оно нередко у нас бывает, а на самом деле.

Все мы прекрасно знаем, что христианин должен чаще приступать к Таинству Евхаристии, иначе у него не будет духовных сил. Кто-то уже много лет причащается Святых Христовых Тайн, а кто-то пришел в первый раз, но, к сожалению, сказанное ниже относится и к первым, и ко вторым.

Часто священнослужители с некоторым опасением выходят из алтаря с Потиром - неизвестно, что можно ожидать от людей, пришедших причащаться. Речь идет об обычных взрослых людях, которые, подойдя к Чаше, либо впадают в «священный ступор», либо, наоборот, чересчур активны. В связи с этим давайте поговорим о часто встречающихся странностях, которые проявляют люди в момент Святого Причащения.

Причастие в обычном режиме должно проходить так: человек с крестообразно сложенными руками (правая поверх левой) подходит к священнику, который держит Чашу в руке, и останавливается на таком расстоянии, чтобы священник мог без затруднений донести лжицу (специальную ложку) с Причастием до уст человека. Подошли, назвали свое имя священнику, открыли рот, аккуратно забрали Причастие губами с лжицы, спокойно дождались, когда вам вытрут уста специальным платом, поцеловали подножие Чаши (если вам позволяют) и молча отошли к столику, где работники храма предлагают вам кусочек просфоры и запивку (компот, вода или сильно разбавленное вино). Запили. Все.

Ваша основная задача, как и священника, - не допустить, чтобы Святое Причастие упало на пол или на одежду. По церковным правилам, если Причастие попадет на одежду или священническое облачение - их нужно сжигать! Я сомневаюсь, что женщина в дорогой шубе позволит ее сжечь, если на нее попадет Тело и Кровь Христовы. Чтобы избегать подобных ситуаций, Причастие следует принимать аккуратно, внимательно и без спешки.

Не следует резко подходить к Чаше. Во-первых, этим вы можете напугать священника тем, что врежетесь в Чашу и Святые Тайны прольются, а это, в свою очередь, может спровоцировать у священника инстинктивное резкое действие, от которого Дары также могут пролиться. Во-вторых, вы можете на самом деле врезаться в Чашу, не успев затормозить. Обычно стоящие с платом диаконы или алтарники говорят подойти ближе или отступить дальше. Подлетать не нужно, равно как и тормозить движение очереди.

Не нужно опускать голову вниз. Вас технически невозможно причастить, если вы склонили голову. Смотрите на священника, прямо перед собой. Все внимание на лжицу.

Не нужно стоять с открытым ртом после Причастия. Бывают такие люди, которым говорят: «Закройте рот», а они не слушаются, еще и пытаются спорить. Почему? Это недомыслие? Брезгливость? Вы боитесь дотрагиваться до лжицы? Священнослужители, между прочим, после всех причастников: детей, взрослых, стариков - потребляют оставшиеся Святые Дары, пользуясь этой самой лжицей.

Не нужно целовать плат. Чтобы на губах не осталось Крови Христовой, уста вытирают специальным красным платом. В этот момент тоже начинают твориться необъяснимые вещи! Один человек опускает голову вниз, другой - целует плат (зачем?), третий - вывертываясь самым неожиданным образом, пытается сократить время этого неприятного для него действия до минимума. Каждый из этих трех не позволяет священнослужителю качественно вытереть себе уста. А если Кровь Христова попадет с его губ опять же на одежду или в другое место? Это поругание святыни!

Не креститесь до и после Причастия. Даже если вы уже причастились, но все еще рядом с Чашей, из-за крестного знамения Чашу можно случайно толкнуть. Здесь все то же правило: важно не пролить Святые Дары. После Причастия целуют основание Чаши, ее подножие. Но практика в этом вопросе различна: где-то всегда позволяют это делать, где-то никогда не разрешают, а где-то в зависимости от количества народа. Когда пять человек причастников поцелуют Чашу, существенной задержки во времени не возникнет, но когда их 50-100-200 - это уже займет значительное время, прибавьте к этому сумятицу, наличие престарелых прихожан, которые просто могут упасть, когда потянутся к Чаше - в таких ситуациях лучше не рисковать. Правило простое: дают целовать Чашу или даже в каких-то приходах требуют целовать - целуйте. Не позволяют, платом закрывают, говорят, что не надо это делать - не целуйте. Слушайте священника. А ведь есть такие прихожане, которые только причастились - и здесь же, у Чаши Христовой - начинают ругаться со священником, требовать, чтобы разрешил, руками лезть к Чаше! Если вас какой-то почтенный старец научил целовать Чашу, а в другом храме вам не разрешают, не нужно скандалить - езжайте причащаться к тому, кто вас так благословил. Хотя мысль мне кажется странной: неужели прикоснуться к Чаше важнее Того, Кто в Чаше? Кстати, целовать нужно именно подножие Чаши, а не руку священника, который ее держит.

Зачем нужна запивка? Для того чтобы у вас во рту не осталось Тела и Крови Христовых - вы омываете рот запивкой и проглатываете ее.

Другой вопрос в том, что, к сожалению, бывают священники, которые небрежно преподают Святые Тайны. Бывают и диаконы с алтарниками, которые должны следить за вашими устами, а они задумались или не выспались… Учитывайте и это! Сами будьте начеку!

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ