Священная обязанность мужчины. Большая энциклопедия нефти и газа

Священная обязанность мужчины. Большая энциклопедия нефти и газа

Священная обязанность?

Есть у меня знакомая. Когда ей было 10 лет, ее мать умерла. Отец сразу сдал ребенка в детский дом, но отказ не написал. Живи, доча, как знаешь, сказал, ведь мужчине с ребенком трудно, да и бабу не найдешь. Какая баба захочет за чужим дитем ухаживать? А отказываться от родной кровиночки не буду. Еще чего - потом алиментов не получишь на свое содержание. Лучше так.
Сдал и забыл. Не приходил, не звонил, не узнавал. Жил себе, баб менял, ел и пил в свое удовольствие. Рассказывала она мне, что интернат обращался к папе, чтобы посещал дочу и принимал посильное участие в воспитании, а папа отказался, говоря: "Да, что ж поделать, тяжело сиротой без матери-то!"
Доча после восьмилетки в ПТУ поступила, профессию получила, на завод пошла работать, потом институт, карьера. Замуж вышла, парень прочно на ногах стоит, детей родила. Достаток в доме, за границу ездят, ни в чем себе не отказывают. Иногда про папу какие-то сведения получала - разошелся с одной, сошелся с другой. Папе же доча была неинтересна совершенно.
И тут папочка заболел. Все дамы от него отвернулись. И вспомнил папа, что есть у него дочка, обеспеченная, вот пусть она и заботится. Дочка по первому же зову побежала, отца домой привезла, заботой и вниманием окружила. Папа, оклемавшись, вернулся к прежней жизни. Решил свои порядки в дочкиной семье устанавливать. Типа, он хозяин, отец, и перед ним на цырлах, и никак иначе. Но тут уж муж не стерпел. Вышла у них стычка, победила молодость, и папаша почти притих.
А доча в умилении за папашей ухаживает, заботой и любовью его окружает.
На вопрос: "А почто? Ведь он же тебя бросил! Тридцать лет его не было", отвечает: "Отец все-таки. Родная кровь. Святая обязанность - родителей досмотреть."
Я много раз слышала эти фразы. "Святая обязанность"... Я согласна, что родителей нужно любить, ухаживать за ними в старости. Они тебя воспитали, ночей не спали, всегда были рядом. Не важно, родные это родители или приемные. Мне кажется, что кровь сама по себе не имеет ценности. Просто чаще всего заботу и любовь дают люди, связанные кровью - родители, дети, сестры, братья. Возвращать нужно тому, кто дал, а не тому, кто ждал, когда понадобится взять у вас. Священные обязанности - договор двусторонний.
Это очень удобно для недобросовестной стороны - ничего не делал, и просто одной кровью заработал себе почет и уважение. А лох-вторая сторона с восторгом играет в эту игру, чувствуя себя героем и молодцом. Ну как же, святая обязанность, священный долг!
А по-моему, если ты ничего не получил, то и отдавать не должен. Если тебя предали, то и ты свободен от обязательств.
Лучше вернуть "священный долг" соседу, который тебе как отец родной, чем отцу, который абсолютно чужой тебе.

leebrasss (Израиль)

В борьбе за авторитет военной службы важнее традиции, а не закон . Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах «доведенной до нового облика» армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной.

Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается.

За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» и «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан», изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности.

В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите ». Военный публицист и историк А.А. Керсновский отмечает, что «в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю ». Это отличало ее от западноевропейской системы, где «царил принцип найма, вербовки», а военное дело считалось «доходной профессией».

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу.

Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: «И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду ».

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: «Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно ». В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги «з городов всего Московского государства». При этом «со всяких служилых людей» брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение «ратных людей», Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков.

Строгое наказание было за самовольный «побег з государевой службы» – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья.

За воровство ружья полагалось бить кнутом «нещадно», а лошади – «руку отсечь». За убийство мирного населения и насилие над женщиной – «казнити смертию».

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму.

При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также «церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут ». Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться «священной обязанностью каждого русского подданного». К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии.

Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь «обязанностью всех граждан республики». Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о «священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии», то Конституция 1918 года слово «священный» не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета.

Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует, прежде всего, его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл , каждый будущий воин начинал ее словами «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием» и заканчивал «в чем да поможет мне Господь Всемогущий». Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства «пред лицом трудящихся классов России и всего мира», обращаясь к идеологии и ценностям социального характера.

Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству «быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству». Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова «народ и Отечество», но приоритет явно отдается закону.

Гражданин Российской Федерации клянется «свято соблюдать Конституцию». Из современной присяги исчезло слово «враг», имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах , кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – «обещаюсь». При Николае II – «обещаюсь и клянусь», при Временном правительстве – «клянусь… и обещаюсь», во время советской власти в 1918 году – «обязуюсь», далее – «торжественно клянусь», в Российской Федерации – «клянусь». Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге «Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы» пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 %, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 %. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше.

В связи с этим можно утверждать, что слово «клянусь» в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово «обещаю».

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан . Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля «отцов своих и дедов», народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

/Виктор Ясинский, действительный государственный советник 1-го класса, полковник в отставке, vpk-news.ru /

Испокон веков на Руси служба Отечеству считалась священной обязанностью каждого мужчины. Сегодня это не только дело чести. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», - говорится в главном документе страны. Жители Бокситогорского района, достигшие возраста 18 лет, с честью и гордостью выполняют воинский долг. Наши ребята выделяются среди призывников 47 региона. Они не только лучше подготовлены, осознанно сделали выбор в пользу исполнения воинского долга, но и с большей ответственностью относятся к исполнению служебных обязанностей в частях и подразделениях, о чём говорят исключительно положительные отзывы их командиров.

25 июня в Бокситогорске прошла, пожалуй, самая крупная отправка призывников к месту прохождения службы. В этот торжественный день мы побеседовали с военным комиссаром городов Бокситогорск и Тихвин, Бокситогорского и Тихвинского районов Сергеем Свириденко и узнали о том, куда и сколько ребят из двух районов отправится к месту прохождения службы, почему родителям не стоит бояться армии и что скажет своим сыновьям военком перед отправкой в войска.

Весна-2018, так по традиции именуют между собой призыв первой половины текущего года военнослужащие, ознаменовалась для жителей Бокситогорского и Тихвинского районов призывного возраста знанием конкретного места службы. В этом году, в отличие от предшествующих, они направляются в те рода войск, куда определили будущих солдат в ходе мероприятий призывной кампании. Доподлинно известно, что наши ребята отправятся проходить службу по призыву в сухопутные войска, военно-космические силы, ВДВ, ВМФ, инженерные подразделения на территории Западного военного округа.

- Сергей Михайлович, наши призывники считаются одними из лучших в Ленинградской области. С чем это связано?

В основном мы направляем в войска подготовленных специалистов (в этом призыве их более 70 человек). Тех ребят, которые окончили техникумы и получили дефицитную военно-учётную специальность механика-водителя. Автошкола ДОСААФ в Бокситогорске и Тихвине едва ли не единственная на территории региона осуществляет подготовку водителей тех категорий, которые сегодня требуются в армии.

Командиры частей и подразделений, в которых проходят службу наши ребята, всегда дают положительные отзывы о солдатах из Бокситогорска и Тихвина. Они всесторонне подготовлены, ответственно подходят к выполнению служебных обязанностей, хорошо развиты физически, вежливы с сослуживцами и командирами.

Сегодня из Бокситогорска отправляется 21 призывник, а сколько всего ребят будет проходить службу из наших районов в рамках весеннего призыва?

Впереди нас ждёт ещё 9 крупных отправок, которые будут проходить вплоть до 15 июля. К месту прохождения службы отправится более 110 человек.

Сегодня состоялась одна из самых крупных отправок. 21 призывник направляется в город Калининград, где ребята будут нести службу в подразделениях морской пехоты Военно-морского флота России. В этом году бокситогорцы попадают именно в те части, в которые получили предназначение в ходе призывной кампании. В Калининград наши земляки будут отправлены из Санкт-Петербурга авиатранспортом.

- Отправка призывников - торжественное мероприятие. Какие традиции неукоснительно соблюдаются в такие дни?

Ежегодно перед отправкой напутственные слова ребятам говорят начальники призыва и военный комиссар. Обязательную беседу проводят и представители духовенства. Отец Николай, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бокситогорске, делает краткий экскурс в историю, объясняет будущим солдатам важность соблюдения таких истин, как взаимоуважение, терпимость, верность долгу и чести, окропляет святой водой призывников, обязательно упоминая о том, что вера - дело добровольное. Но в основном все ребята подходят к батюшке за благословением.

В будущем, скорее всего это произойдёт в 2019 году, отправка призывников будет проходить под звуки марша «Прощание славянки».

- Сергей Михайлович, что бы Вы сказали родителям, чьи дети отправляются на военную службу?

Не надо переживать и бояться службы в войсках. И не стоит слепо верить всему, что пишут о службе в Интернете. Армия существенно изменилась за последние годы.

Родители могут приехать на присягу к своему ребёнку и увидеть, где служит, в каких условиях живёт солдат. На присяге есть возможность узнать номера телефонов командиров части и подразделения, чтобы в любой «тревожный» момент узнать достоверную информацию о своём сыне. Также каждый солдат имеет свой мобильный телефон, по которому связывается с родными в свободное время.

Особенно много нового и интересного отметят приехавшие на присягу отцы солдат, которые сами проходили службу. Они смогут лично убедиться, что сегодня в армии нет дедовщины, зато оснащённость и условия прохождения службы стали на порядок выше, чем в годы их молодости.

Для родителей главное - понять, что их сын уже не ребёнок, а взрослый человек, служба же в армии поможет ему состояться и в личной, и в трудовой жизни.

- И главный вопрос - почему же всё-таки надо служить?

Защита Родины - это не ярмо, а конституционная обязанность каждого мужчины. Гражданин должен уметь защищать своё Отечество.

- А что бы Вы сказали своему сыну?

Своим детям я скажу то же, что говорю другим призывникам: «Служба в армии - это обязанность каждого гражданина». У меня трое сыновей, и все они рано или поздно отправятся на службу в армию. Старший - в 2019 году. Средний сын планирует поступать в военное училище, а младший мечтает о службе в спецназе. Они знают, что поблажек в этом отношении им не будет. Ребята чётко для себя решили, что обязательно выполнят свой долг перед Родиной.

Мы обратились и к призывникам с вопросом: «Почему служить в армии надо?» .

Данил Хватаев, выпускник Борского агропромышленного техникума по специальности «Техник-механик», 20 лет:

«Надо умело защищать Родину от возможных военных угроз. Поэтому и служить надо. Ведь только в армии можно научиться военному искусству. Я осознанно принял решение о службе, а попасть хочу в морскую пехоту - элитные войска, получу необходимые знания, овладею навыками и умениями, важными для мужчины. Они пригодятся мне и после демобилизации».

Егор Майоров, выпускник лицея № 8 г. Тихвина, 18 лет:

«Я решил пойти в армию сразу после окончания школы, чтобы определиться, кем я хочу стать в будущем, какую профессию выбрать. И вполне возможно это будет военная служба. Сейчас ещё рано говорить о том, что будет потом. Я считаю, что каждый мужчина должен уметь защищать Родину. От кого? Да от любых угроз. Мой папа служил в ВДВ, поэтому в нашей семье сильные мужские традиции. Хочу, чтобы родители гордились мною так же, как я горжусь ими».

Ирина Никитина

Непосредственное предназначение воинской обязанности - обеспечение Вооруженных сил необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего предусмотренным законодательством требованиям. Содержание, формы, порядок исполнения воинской обязанности в России в настоящее время определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. «Настоящий федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан», говорится в тексте преамбулы законодательного акта.

В соответствии с оным разработан Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (редакция от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации). Таким образом, основные правила внутреннего распорядка и уставных взаимоотношений утверждаются главой государства и главнокомандующим в одном лице.

Безусловно, исторические перипетии, включая кардинальные изменения в политическом и экономическом устройстве, не могли не отразиться на содержании и форме основных положений, определяющих жизнедеятельность защитной функции страны. Сегодняшний воинский устав кардинально отличается от своих предшественников. А прародителем (если можно так выразиться) главного для всех, кто призван под ружьё, документа является Устав о воинской повинности и специальный манифест о нём, утверждённый Александром Вторым (Александр II - Александр Николаевич Романов, 29 апреля 1818 г. - 13 марта 1881 г., Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский).

В соответствии с документом, датируемым 13 (1) января 1874 года, вместо действовавших доселе и введённых ещё в 1705 году Петром I рекрутских наборов в России вводилась всеобщая всесословная воинская повинность: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются... Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени... Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком...»

Отныне призыву на службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года от роду. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 лет и 3 года соответственно): «Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе... Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе... Указанные сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность... Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав... Во время состояния в запасе чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе и каждый раз не долее как на шесть недель».

Пехота и пешая артиллерия отныне комплектовались по территориальному принципу: для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались так называемые «губернские по воинской повинности присутствия», которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской Империи. Для гвардии, кавалерии и флота вводился экстерриториальный принцип комплектования.

Исторический во всех смыслах документ предусматривал также и многочисленные льготы, в том числе по образованию и семейному положению. От военной службы, к примеру, полностью освобождались представители духовенства, медики и преподаватели, единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и некоторые национальные меньшинства. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (а таковые порой составляли свыше 50 процентов от общего числа призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны.

Уставом предусматривалось и решение вопросов пополнения войск в период ведения военных действий: личный состав подразделений пополняли призывники и резервисты так, чтобы 75 процентов комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний (лицами русской национальности), и лишь четвёртая часть - жителями пограничных областей.

Устав 1874 года стал завершающей частью масштабной и многолетней военной реформы, начатой Александром II в 1862 году. Кардинальные преобразования проводились впервые за период со времени царствования Петра I (Пётр Первый Алексеевич Романов, прозванный Великий, 30 мая 1672 год - 28 января 1725 года, последний царь всея Руси и первый Император и Самодержец Всероссийский). В 1865 г. была начата военно-судебная реформа, основы которой строились на принципах гласности и состязательности военного суда и отказе от системы телесных наказаний. В итоге были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы Российской империи. Были созданы две ветви судов - мировые и общие, которые, в свою очередь, имели по две инстанции (мировые суды и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты), третьей общей инстанцией стали кассационные департаменты правительствующего Сената.

Развитие армии всегда зависело и от наличия хорошо подготовленного офицерского состава. А поскольку к середине 1860-х более половины офицеров не имели вообще никакого образования, остро стоял вопрос подготовки офицеров. Более того, было принято решение об открытии доступа к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий.

Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. В итоге российская императорская армия стала более мобильной и современной как по структуре, так и по вооружению и уровню образования младшего и среднего офицерского звена.

Устав о воинской повинности 1874 года (с изменениями и дополнениями) действовал на территории Российской империи до января 1918 года.

И в завершение - несколько интересных фактов из всемирной истории военного дела:

В 300 году до н. э., во время битвы за Сицилию, карфагенский флот обратил римлян в бегство, стреляя из катапульт живыми змеями.

Римляне использовали в сражениях боевых мастифов. Противники были вынуждены использовать щиты, защищая ноги от свирепых псов, и в это время сверху на них обрушивался град стрел.

По указу Петра I, на лицевую сторону рукава солдатского мундира нашивали ряд пуговиц. Делалось это с одной целью - сохранить дорогое сукно, не позволяя вчерашним крестьянам вытирать рукавом нос или рот после еды.

Создавая российский флот, император Пётр I Великий приказал: «Женщинам на морской службе не бывать!» Этот приказ был нарушен лишь однажды - столетие спустя другим императором, Александром I. Столь высокой чести была удостоена гречанка, вошедшая в мировую историю под именем Ласкарина Бубулина (урождённая Мария Пиноци, 11 мая 1771 года - 25 мая 1825 года, прославленная героиня греческой революции 1821 года). Национальная героиня Греции - единственная женщина-адмирал российского флота. Император Александр I, с восторгом воспринимавший подвиги своих соотечественниц на поле брани, не обошёл вниманием и греческую героиню, присвоив Ласкарине Бубулине звание контр-адмирала российского флота и даровал монгольский меч в качестве признания её заслуг.

Самая быстротечная война в истории человечества - Англо-занзибарская война, произошедшая 27 августа 1896 года. Она длилась всего 45 минут.

Арахисовое масло является сырьём для производства глицерина, из которого производится динамит.

Первое упоминание перископа связано отнюдь не с военным применением. В 1430 году Иоганн Гутенберг, более известный как изобретатель книгопечатания, наладил продажу перископов паломникам, которые собирались на традиционный религиозный фестиваль в Аахене, чтобы они могли смотреть поверх огромной толпы.

В 1815 году англичане заняли необитаемый остров Вознесения в Атлантическом океане и оставили там гарнизон. Однако в казне не нашлось денег для его содержания. Тогда начальник гарнизона переименовал остров в корабль, а солдат перевел в матросы. Деньги сразу нашлись - на содержание флота в Англии денег никогда не жалели.

Слово tank (танк) в переводе с английского означает «бак, цистерна». Чтобы дезинформировать немцев при перевозке по железной дороге первых в мире танков Mark I в 1914 году, они были замаскированы под российские цистерны для питьевой воды. Название закрепилось надолго.

До 1914 года всё вооружение аэропланов составляли личные револьверы лётчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или пытались подняться выше вражеского самолета, чтобы сбросить на него бомбу.

Вопрос с портянками в российской армии закрыт окончательно и бесповоротно. Кусок ткани, который был взят на вооружение при Петре Первом, прослужил российскому солдату верой и правдой более 300 лет.

На флаге Мозамбика изображен автомат Калашникова. Это единственный в мире флаг, на котором есть изображение современного оружия.

При населении в 317 000 человек, армия Исландии насчитывает всего 130 военнослужащих. Однако при этом Исландия - член НАТО.

Численность действующей армии Монако - 82 человека. Это единственное государство в мире, где размер регулярной армии меньше численности военного оркестра, в котором 85 исполнителей.

В Финляндии диагноз интернет-зависимость является причиной для освобождения от службы в армии

Коста-Рика - единственная страна в мире, где Конституция запрещает наличие армии.

Мы с моей дорогой женой Джули воспитали шестерых драгоценных детей, и вот все они уже разъехались и живут собственной жизнью. Как же я скучаю по тому времени, когда они постоянно жили с нами! Мне не хватает возможности учиться у них и учить их.

Сегодня я обращаюсь ко всем родителям и всем тем, кто желает стать родителями. Многие из вас уже воспитывают детей, для других это время может скоро настать, а для всех остальных родительские обязанности могут стать благословением в будущем. Я молюсь о том, чтобы все мы могли осознать, насколько же священна обязанность, приносящая радость, – обучать ребенка .

Как родители мы знакомим своих детей с Небесным Отцом и Его Сыном, Иисусом Христом. Мы помогаем своим детям учиться молиться. Мы наставляем и поддерживаем их, когда они вступают на путь заветов посредством крещения. Мы учим их повиноваться Божьим заповедям. Мы обучаем их Его плану для Его детей и помогаем распознавать шепот Святого Духа. Мы рассказываем истории о древних Пророках и воодушевляем следовать за живущими. Мы молимся за их успехи и скорбим вместе с ними во время их испытаний. Мы свидетельствуем нашим детям о благословениях храма и стараемся хорошо подготовить их к служению на миссии полного дня. Мы с любовью делимся с нашими детьми советами, когда они сами становятся родителями. Но даже тогда мы не перестаем быть их родителями. Мы не перестаем быть их учителями. Нас нельзя освободить от этих вечных призваний.

Давайте сегодня поразмышляем над некоторыми прекрасными возможностями обучать детей у нас дома.

Обучение во время семейного домашнего вечера

Предлагаю начать с семейного домашнего вечера. В наполненном верой доме, в котором я вырос, это было делом первостепенной важности. Я не помню конкретных уроков во время семейных домашних вечеров, но помню, что не было такой недели, когда бы мы его пропустили . Я знал, что́ было важно для моих родителей .

Помню одно из моих любимых занятий во время семейного домашнего вечера. Папа приглашал одного из своих детей пройти «тест». Он давал ряд инструкций, например, «сперва пойди на кухню и открой и закрой холодильник. Затем загляни в мою спальню и возьми пару носков из шкафа. После этого вернись ко мне, подпрыгни три раза и скажи: ‘Папа, я все сделал!’»

Мне очень нравилось, когда наступала моя очередь. Я хотел выполнить каждое задание наилучшим образом и дорожил теми моментами, когда мог сказать: «Папа, я все сделал!» Это занятие помогло мне стать увереннее, и я, будучи тогда неугомонным мальчишкой, был более внимательным, когда мама с папой обучали тому или иному Евангельскому принципу.

Президент Гордон Б. Хинкли наставлял: «Если вы хоть немного сомневаетесь в целесообразности семейного домашнего вечера, попробуйте его провести. Соберитесь со своими детьми, учите их, принесите им свидетельство, вместе почитайте Священные Писания и приятно проведите время» .

Всегда что-то будет мешать проведению семейного домашнего вечера . Тем не менее я приглашаю вас найти способ преодолеть эти препятствия и сделать семейный домашний вечер приоритетом. И обязательно добавьте смеха и шуток по вкусу!

Обучение во время семейной молитвы

Семейная молитва – это еще одна превосходная возможность для обучения.

Мне нравится, как отец президента Н. Элдона Тэннера обучал его во время семейной молитвы. Президент Тэннер рассказывал:

«Помню, как однажды вечером, когда мы преклонили колени в семейной молитве, отец сказал Господу: ‘Сегодня Элдон сделал кое-что, чего не должен был делать. Он сожалеет об этом, и если Ты простишь его, он больше так не будет’.

Эти слова отбили у меня всякое желание когда-либо это повторять – гораздо эффективнее, чем это сделала бы порка» .

В детстве меня иногда раздражали слишком, как мне казалось, частые семейные молитвы, и я думал про себя: «Разве мы уже не молились несколько минут назад?» Теперь же, став отцом, я знаю, что молитвы в семье не бывают слишком частыми .

Меня всегда восхищало то, как Небесный Отец представляет Иисуса Христа как Своего Возлюбленного Сына . Мне нравится молиться за своих детей по имени, когда они слушают, как я рассказываю Небесному Отцу, как сильно я люблю их. Кажется, нет лучшего времени для выражения любви своим детям, чем когда мы молимся вместе с ними или даем им благословение. Когда семьи объединяются в смиренной молитве, можно получить яркие и незабываемые уроки.

Обучение по первому требованию

Обучение со стороны родителей подобно работе дежурного врача. Мы всегда должны быть готовы обучать своих детей, поскольку никогда не знаем, когда нам представится такая возможность.

Мы подобны Спасителю, Который часто «обучал не в синагогах; это происходило в неформальной обстановке – когда Он принимал пищу со Своими учениками, набирал воду из колодца или проходил мимо смоковницы» .

Много лет назад моя мама рассказала, что две ее любимых беседы о Евангелии с моим старшим братом Мэттом имели место быть, когда она складывала постиранное белье и когда отвозила его к стоматологу. Одна из многих вещей, которые восхищали меня в моей матери, заключалась в том, что она всегда была готова обучать своих детей.

Обучение с ее стороны никогда не заканчивалось. Когда я служил в качестве епископа, моя мама – ей тогда было 78 лет – сказала, что мне хорошо бы постричься. Она знала, что я должен быть примером и не стеснялась говорить мне об этом. Я люблю тебя, мама!

Я, как отец, стремлюсь лично изучать Священные Писания и размышлять над ними, чтобы правильно использовать спонтанные возможности обучать своих детей или внуков и внучек, когда возникает подходящий момент . «Наилучшие моменты для обучения иногда начинаются с искреннего вопроса или обеспокоенности кого-то из [членов семьи]» . Открыты ли наши уши в такие моменты?

Мне нравится приглашение Апостола Павла: «Будьте всегда готовы всякому, [в том числе и ребенку,] требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» .

Когда я был подростком, нам с отцом нравилось соревноваться друг с другом в том, у кого крепче хватка. Мы как можно сильнее сжимали руки друг друга, чтобы один из нас начал корчиться от боли. Сейчас это уже не кажется чем-то смешным, но почему-то тогда это было очень весело. После одной такой схватки папа посмотрел мне в глаза и сказал: «У тебя сильные руки, сынок. Надеюсь, в твоих руках всегда будет сила никогда не касаться молодой девушки ненадлежащим образом». Затем он попросил меня оставаться нравственно чистым и помогать в том же окружающим.

Старейшина Дуглас Л. Каллистер сказал следующее о своем отце: «Однажды на пути с работы домой отец вдруг сказал: ‘Я заплатил сегодня десятину. На квитанции я написал ‘спасибо’. Я очень благодарен Господу за то, что Он благословляет нашу семью’».

Затем старейшина Каллистер воздал должное своему отцу-учителю, сказав следующее: «Он обучал послушанию как делами, так и своим отношением» .

Думаю, что время от времени будет нелишним спрашивать себя: «Чему я научу, или чему я учу, своих детей о послушании своими действиями или отношением?»

Обучение во время семейного изучения Священных Писаний

Семейное изучение Священных Писаний – отличное время для обучения доктрине в доме.

Президент Рассел М. Нельсон говорил: «Родители должны не только твердо придерживаться слова Господнего; им также дан Божественный мандат обучать ему своих детей» .

Воспитывая своих детей, мы с Джули старались быть последовательными и изобретательными. Как-то раз мы решили всей семьей прочитать Книгу Мормона на испанском языке. Уж не поэтому ли Господь призвал каждого из наших детей, служивших на миссии, в испаноговорящую миссию? Es posible.

Я был глубоко тронут, когда брат Брайан К. Эштон рассказал мне, что когда он учился в выпускном классе, они с отцом вместе прочитали Книгу Мормона от корки до корки. Брат Эштон любит Священные Писания. Они начертаны в его разуме и сердце. Его отец посадил это семя, когда брат Эштон был еще подростком, и это семя выросло в огромное древо истины. Брат Эштон сделал то же самое и для своих старших детей . Его восьмилетний сын недавно спросил его: «Папа, когда я буду читать Книгу Мормона с тобой?»

Обучение примером

Наконец, обучение со стороны родителей обладает большей силой, когда они учат своим примером. Нас наставляют быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» .

Во время одной нашей недавней поездки, когда мы с Джули пошли в церковь, мы увидели этот стих в действии. На причастном собрании выступал молодой человек, в скором времени уезжавший на миссию.

Он сказал: «Вы все думаете, что мой папа – очень хороший человек в церкви, но…» Он сделал паузу, и я с волнением начал думать, что же он скажет дальше. Он продолжил: «Дома он еще лучше».


После собрания я поблагодарил этого молодого человека за такие вдохновляющие слова о его отце. Затем я узнал, что его отец – епископ в этом приходе. И хотя этот епископ преданно служил в своем приходе, его сын считал, что самое лучшее влияние он оказывает дома .

Старейшина Д. Тодд Кристоферсон наставляет: «У нас есть множество возможностей для обучения… подрастающего поколения, и мы должны полностью посвящать себя и свои труды полноценному их использованию. И что важнее всего, мы должны продолжать вдохновлять и помогать родителям становится лучшими и более последовательными учителями… в первую очередь обучающими своим примером» .

В прошлом году, когда были на отдыхе с двумя нашими младшими детьми, Джули предложила выполнить заместительные крещения в храмах в Сент-Джордже и Сан-Диего. Я начал роптать – про себя, – подумав: «Мы ходим в храм дома, но сейчас же мы на отдыхе. Почему бы не заняться чем-то более подходящим для отдыха?» После крещений Джули захотела сфотографироваться у храма. И я снова начал мысленно роптать. И вы можете догадаться, что произошло далее – мы сфотографировались.



Джули хочет, чтобы у наших детей были воспоминания о том, как мы помогали своим предкам. И я тоже этого хочу. Нам необязательно было проводить формальный урок о важном значении храмов. Мы прожили его – и все благодаря матери, которая любит храм и хочет, чтобы ее дети разделяли эту любовь.

Когда родители ценят друг друга и показывают праведный пример, дети обретают вечные благословения.

Заключение

Те из вас, кто прилагают все силы к тому, чтобы обучать у себя дома, – надеюсь, вы обретете покой и радость в своих трудах. А если вы чувствуете, что вам есть куда расти или что вам нужно лучше готовиться, пожалуйста, смиренно принимайте побуждения Духа и возьмите на себя обязательство действовать .

Старейшина Л. Том Пэрри сказал: «Здоровье любого общества, счастье его народа, процветание и мир – все это берет свое начало с тех уроков, которые дети получают в семье от отцов и матерей» .

Да, мой дом сейчас опустел, но я все еще «на дежурстве», готовый и жаждущий находить дополнительные драгоценные возможности обучать своих взрослых детей, их детей и когда-нибудь, надеюсь, и их детей.

Я прошу помощи Небес в нашем стремлении быть у себя дома учителями, подобными Христу. Во имя Иисуса Христа, аминь.