Староверы в рыбацком. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - ДПЦ - Старообрядческие согласия - Тематический каталог - Самарское староверие

Староверы в рыбацком. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - ДПЦ - Старообрядческие согласия - Тематический каталог - Самарское староверие
Староверы в рыбацком. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - ДПЦ - Старообрядческие согласия - Тематический каталог - Самарское староверие

Глава 1 Старообрядческая церковь

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Невская Старообрядческая Поморская община)

В глуши старого Казанского кладбища, раскинувшегося на самой юго-восточной окраине Петербурга, в бывшем селе Рыбацком затерялась небольшая церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Этот островок старообрядчества органично вписан в жизнь современного города. Но именно этим и ценен Петербург, органичный в своей непредсказуемости, совмещающий в своем облике прошлое и современность, историю и вымысел.

Рыбацкая слобода была основана еще Петром I на левом берегу Невы между речками Славянкой и Мурзинкой, так что этот «молодой» район города на самом деле ведет свою историю от первых десятилетий существования Петербурга. По указу царя слободу заселяли крестьяне-рыбаки, переселенные с берегов реки Оки, и местные жители невских берегов, издревле занимавшиеся рыболовством. Жители рыбацкого села, постепенно образовавшегося здесь, должны были поставлять к царскому столу замечательную рыбку корюшку. Село богатело и процветало, была построена православная Покровская церковь на берегу Невы, возле храма возникло кладбище .

В начале 30-х годов XIX века санитарной комиссией было запрещено вести захоронения возле Невы, и решено было отвести для кладбища новое место, вдоль Шишкова переулка. На нем возвели деревянную часовню для отпевания усопших, а после убийства в марте 1881 года императора Александра II крестьяне в память о царе захотели выстроить на кладбище церковь. В конце того же года архитектор фарфорового завода, расположенного неподалеку от Рыбацкой слободы, Леонард Леонардович Шауфельбергер, выполнил проект, и в мае 1882 года была заложена церковь, которую спустя год освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери. Вскоре и кладбище стали называть Казанским. Рядом с ним, с северо-восточной стороны, находилось старообрядческое кладбище с восьмиконечными крестами – изначально в Рыбацкой слободе жили и староверы.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Невская Старообрядческая Поморская община)

Церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери была однопрестольной. Сосновый иконостас, крашеный под дуб, вырезал преподаватель столярного дела местного училища Д. А. Травин, а иконы и картины в куполе написаны В. Ф. Паскиным. Икону Казанской Божьей Матери – главную церковную святыню, являющуюся списком иконы Казанского собора, – приобрели на общие пожертвования прихожане, как и многие другие святыни церкви.

В 1887–1889 годах к церкви был пристроен каменный притвор с колокольней, и в таком виде храм сохранился до 30-х годов прошлого века. В 1937 году последний настоятель церкви был расстрелян, и храм закрыли. Долгие годы здание церкви использовалось как склад, и деревянная его часть сильно обветшала и разрушилась. К 1960 году, когда храм решено было передать старообрядцам, от него оставалась только каменная пристройка площадью 50 квадратных метров и уцелевшая колокольня, наверху которой была маленькая сторожка .

Староверы – православные христиане, которые не приняли церковной реформы Никона и сохранили старые обряды. История старообрядчества в Петербурге началась еще при Петре I: в первые годы основания города по берегам реки Охты стали селиться мастеровые-староверы – плотники, кузнецы, ремесленники, призванные царем на строительство новой столицы России. Староверческая община имела своего постоянного представителя в Петербурге, стряпчего, и часто присылала своих уполномоченных в столицу.

Старообрядцам разрешалось строить молельни без внешних признаков культового сооружения, чтобы в них можно было совершать отпевание усопших. Наряду с молельнями создавались больницы и богадельни в разных частях города, которые беспрепятственно существовали до середины XIX века, а после были закрыты из-за обрушившихся на старообрядцев гонений. Манифест Николая II, изданный в 1905 году, уравнял в правах и свободах всех граждан Российской империи вне зависимости от вероисповедания, и староверы получили возможность наряду со всеми иноверцами открыто создавать общины, возводить культовые сооружения и вести церковную жизнь.

В эти годы были открыты новые общины, отстроены богадельни, больницы; в 1907 году на Тверской улице по проекту архитектора Д. А. Кржижановского был возведен храм во имя Преображения Господня. Эта церковь совсем недавно, в 2004 году, была возвращена старообрядческой общине после большевистской «национализации».

С приходом советской власти в Петербурге действовало пять общин, которые в течение двух последующих десятилетий были закрыты под разными предлогами. Лишь только после блокады петербургские староверы стали хлопотать об официальном возрождении старообрядчества, и в 1947 году с согласия властей была зарегистрирована Старообрядческая Поморская община беспоповцев. Так называют себя члены общины потому, что богослужения у них совершаются без священнослужителей – духовными наставниками, избираемыми общиной и благословляемыми старцами-наставниками.

Зарегистрированной Поморской общине выделили два этажа в жилом доме на Коломенской улице; но существование общины в жилом здании было проблемой для жильцов, и власти в конце 50-х годов решили перевести общину куда-нибудь подальше от центральной части города. Староверам были предложены бывшая церковь Живоначальной Святой Троицы в Озерках и склад в Рыбацком. Решающим в выборе общины стал тот факт, что большинство певчих и духовный наставник проживали в районе Рыбацкого, которое только-только вошло в черту города.

В 1961 году община переехала в Рыбацкое, и помещение склада стало молельным домом, освященным во имя иконы Знамения Божьей Матери. Поскольку помещение было очень маленьким, стал вопрос о пристройке. Городская власть в те годы, безусловно, не могла поддержать церковного строительства и объявила действия старообрядцев незаконными. Председателя общины тогда даже осудили по делу о пристройке, и прихожане, в которых еще был жив страх репрессий, побоялись доводить строительство до конца. Лишь в 1987 году к тысячелетнему юбилею Крещения Руси община получила разрешение на постройку нового храма на месте снесенной деревянной Казанской церкви. Проект на основе реконструкции ранее существовавшей церкви разработал духовный наставник общины, отец Олег Розанов, дизайнер по профессии. Желтое здание, увенчанное 19-метровым зеленым куполом, с притвором и шатровой колокольней во многом похоже на прежде стоявший здесь храм и в то же время несет на себе отпечаток традиции северного культового зодчества. Сразу после реконструкции церковь получила статус памятника архитектуры .

Тогда же, в конце 80-х годов, на углу улицы Устинова и Караваевской, у южной границы кладбища, по проекту Олега Розанова было возведено здание духовно-благотворительного центра «Невская обитель», в котором разместился малый храм, крестильное помещение, воскресная школа, кельи для служения, мастерские, гостевые и подсобные помещения. Трехэтажный дом обители с желтыми фасадами напоминает средневековую крепость своими сводчатыми окнами и башенкой, и в то же время восьмиконечный крест над куполом говорит о церковном назначении этого необычного и интересно вписанного в архитектурный облик микрорайона здания.

14 августа 1988 года в обновленной церкви состоялась первая служба. В этом же году старообрядцы стали официально называться Невской Старообрядческой Общиной беспоповского Поморского согласия. С 1999 года богослужения в храме Знамения проводит духовный наставник. В храме проходят службы, крестные ходы, осуществляется обряд крещения, при общине открыта воскресная школа, проводятся ежегодные слеты молодежи, работает библиотека. 10 декабря отмечают в храме престольный праздник во имя иконы Божьей Матери «Знамение».

Икона Божьей Матери «Знамение» прославилась в Великом Новгороде в 1170 году. Русь раздирали междоусобные войны; однажды войско семидесяти двух уездных князей подошло к стенам Новгорода, чтобы покорить себе вольную столицу северных земель. Новгородцы пришли в Софийский собор и молились о спасении и защите, но усерднее всех, по преданию, молился епископ – он-то и услышал голос, повелевающий взять икону Богоматери, что находилась в Спасской церкви, и отнести ее на городскую стену. Люди отправились к указанному месту и с крестным ходом отнесли икону к стенам Великого Новгорода. В лик Богородицы попала стрела, и из ее глаз потекли слезы. И осажденные поняли, что Богоматерь вместе с ними молится у стен Новгорода. Враги же, увидев слезы иконы, испугались и начали убивать друг друга; многие бежали от городских стен. После этого знамения православные стали почитать икону, которая, если верить легендам, еще не раз спасала и исцеляла людей. Однажды икона спасла Новгород от пожара, охватившего город почти целиком. Люди пошли с крестным ходом по берегу Волхова, и огонь отступил. И в наши дни и ортодоксальные верующие, и старообрядцы почитают икону «Знамение» .

Год от года растет число прихожан, и сегодня община имеет два прихода – на Тверской улице и в Рыбацком, на Караваевской улице. По-старообрядчески суровый и в то же время удивительно домашний храм каким-то неведомым образом переносит посетителя в далекое прошлое. Темные лики деревянных икон, восьмиконечные кресты, свечи, старинное русское крестьянское одеяние, бородатые старцы и женщины в черных платках, заколотых булавкой, и мрачно-прекрасные звуки – носовое пение «на о».

Как и прежде, возносят к небесам староверы слова своей древней и светлой молитвы, приходят люди в храм: кто – с нескрываемым любопытством, кто – по вере далеких предков, сохранивших через столетия и лишения твердость и непреклонность своей правды.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» открыта в субботу с 16 ч. до 20 ч. и в воскресенье с 9 ч. до 11.40., в остальные дни, кроме четверга и пятницы, – во время богослужений.

Адрес: Караваевская улица, д. 16.

Транспорт: ст. метро «Рыбацкая»

Автобус: 51, 268, 272, 452 Трамвай: 24, 27. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ УЛИЦА Это название было присвоено 16 апреля 1887 года улице, которая шла тогда от Московских ворот до границы города (проходившей тогда по современному Митрофаньевскому шоссе) мимо Громовского старообрядческого кладбища. Кладбище было основано в 1835 году

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ЦЕРКОВЬ (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей

Из книги Большая книга афоризмов автора

Церковь См. также «Религия», «Духовенство» Нет спасения вне церкви. Августин Церковь - скорее лечебница для грешников, чем музей святых. Эбигайл Ван Берен Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на

автора Душенко Константин Васильевич

Церковь Церковь Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Евангелие от Матфея, 18, 20 Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский (1899–1940), польский писатель Господь не будет отцом тому, кому церковь - не мать. Киприан Карфагенский (ок. 200–258),

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Церковь Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Евангелие от Матфея, 18, 20 Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский (1899–1940), польский писатель Господь не будет отцом тому, кому церковь - не мать. Киприан Карфагенский (ок. 200–258), христианский

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

Церковь Аугустинеркирхе Бывшая придворная церковь находится за левым крылом Национальной библиотеки. Аугустинеркирхе (Augustinerkirche) – та самая церковь, в которой венчались Габсбурги. Именно здесь сказали друг другу заветное «да» Мария-Терезия и Франц Лотарингский в 1736

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

На фоне панорамы современного спального района Петербурга, открывающейся при выходе из метро «Рыбацкое», выделяется небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость.
За ним маленькое кладбище (вернее сказать остатки старейшего Казанского кладбища, оказавшегося в советские годы «под асфальтом») и церковь. Здание-крепость, как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название - «Невская обитель».

Здесь, более сорока лет назад, вынуждены были обосноваться, ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия, последователи тех православных христиан, которые в XVII веке не приняли реформ патриарха Никона и стали строить церковную жизнь вне связи с синодальной (Русской Православной, возглавляемой патриархом) церковью.

Первые официальные упоминания о староверцах Санкт-Петербурга появились в 1723г. Царь Пётр, заложив новую столицу, ото всюду требовал к себе мастеровых людей, староверцы – плотники, кузнецы и другие ремесленники – исполняя царский указ, также явились в новый город и обосновались на реке Охте при впадении ее в Неву. Как протекала духовная жизнь наших благочестивых предков в первые годы их поселения с точностью установить трудно. Известно, однако, что уже тогда Выговское Общежительство имело в Петербурге постоянного представителя (стряпчего) и время от времени присылало в столицу своих уполномоченных, по долгу здесь проживавших, да и сам приснопамятный Киновиарх Выговский, Андрей Дионисьевич, навещал наш город, о чем свидетельствуют два его собственноручные послания «от братства в Питер» и из «Питера в Братство» хранящиеся в Московских книгохранилищах (1).

С начала 18в. староверам, было разрешено при кладбищах строительство моленных зданий без внешних церковных признаков для совершения чина отпевания. В 1740 году на берегу реки Охты было отведено место для староверского кладбища (остатки его существуют и поныне). При кладбище силами подвижников, при крупных финансовых вложениях купца И.Ф.Долгова строятся сначала моленная а затем больница и богадельня, которые существуют до середины 19в. В 1852 году власти закрывают моленную и все здания отбирают.

Такой же была судьба моленных и богаделен на Волковом кладбище2, основанных купцами Волковым и Воробьевым – закрыты властями в 1852 году, купца Ф.Ф.Косцова на Фонтанке – закрыты властями в 1848 году, купцов Долговых на Моховой улице– закрыта властями в 1862 году.
В первое, после разорения время, христиане-поморцы собирались на общую молитву тайно, на Крестовском острове, тогда совершенно пустынном, куда приходилось ходить пешком по пяти и более верст. Позднее, после долгой тяжбы, удалось вернуть моленную на Моховой, как частную собственность и преобразовать ее в домашнюю, что позволялось, где в великие праздники было так тесно, что нельзя было поднять руки для Крестного Знамения, а от духоты и жары гасли и плавились свечи, люди же нередко падали в обморок. С течение времени, потихоньку, начали возникать новые домашние моленные, куда не гласно допускались прихожане, такие как Мартьянова на Ивановской улице, Самодурова на Боровой и другие.

Манифест 1905 года дал свободу «инакомыслящим», уравнял в правах староверов с другими гражданами Российской империи. На пожертвования староверов Петербурга на Тверской улице по проекту архитектора Д.А.Крыжановского в 1907 возводится пятиглавый храм в новгородском стиле во имя Преображения Господня и Знамения Пресвятой Богородицы, с училищем, детским приютом, богадельней и квартирами для семейных служителей.3 В эти годы возникают новые общины, регистрируются старые, действовавшие ранее полулегально. Казалось время гонений и притеснений безвозвратно прошло.

Однако после большевистского переворота, на староверов обрушивается новая волна репрессий. В 1919 году, в соответствии с требованиями новой власти, в Петрограде зарегистрировано пять староверческих общин. Новые власти под расписку требуют в кратчайшие сроки (часто в трехдневный срок) представить списки прихожан с адресами и анкетными данными, подробные описи церковного имущества, метрические книги за 25 лет. За неисполнение предписания власти угрожают Революционным Судом. Затем власти требуют заключения договоров о принятии от Совета Рабочих и Крестьянских депутатов (!) общинных зданий и описанного общинного имущества в пользование, с обязательстовом «беречь переданное… народное достояние… и взять за его сохранность всю ответственность.»

Общие собрания общин проводятся теперь только по специальному разрешению и под председательством инструктора Петроградского отдела юстиции (11). Архивные папки хранят жесткие документы того времени - списки членов общин, ежемесячные отчеты о деятельности, регулярные акты государственных проверок, ежемесячные списки вновь вступивших в общину членов - в таких условиях приносилась Богу христианская молитва.

В том же 1919 году большевики закрывают моленную и «национализируют» богадельню на Охтинском кладбище, построенную И.П.Михайловым в 1873 году, в 1929 году закрывают Поморскую Успенскую общину на Ушаковской улице за Нарвской заставой, уничтожают моленную и скит за Московской заставой, взятые в 1922 году под охрану Русским музеем как «редчайший художественно-исторический и бытовой ансамбль», закрывают храмы на Тверской4 улице в 1933 году, на Волковом кладбище14 в 1934 году, моленную на Коломенской улице в 1935 году. Все здания «национализируются».

К 1940 году в Ленинграде не осталось ни одного староверческого храма или моленной и юридически существующей общины. Однако службы продолжали совершаться на квартирах. Так, в 40-х годах, службы совершались у О.К.Князевой на ул.Некрасова до тех пор, пока органами власти это не было обнаружено, хозяйка арестована, с нее взята подписка о прекращении служб. Молились также в частном доме на Охте (5).

После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Особенно деятельное участие проявили К.М.Горелов, О.К Князева, М.И.Богданов. Просили вернуть здание на Тверской ул., но из-за близости его к «цитадели революции» - Смольному – власти об этом и слышать не хотели. Зарегистрированной общине выделили два этажа во флигеле довоенной филипповской моленной на Коломенской. Часть флигеля оставалась занятой квартирами въехавших после войны жильцов. Все иконы моленной были из числа вновь пожертвованных. Довоенное достояние пяти староверческих общин, более тысячи образов, пропало, скорее всего было уничтожено, поскольку акты передачи куда-либо отсутствуют. Главный Деисус и ряд крупных икон привезены из Костромской обл. М.П.Прокофьевым. Часть икон поступила из моленной деревни Карельское Пестово Новгородской области (6).
Группа христиан ходатайствовала также и о возвращении Волковской моленной на Волковом кладбище, но в 1948 г. получила отказ.

Настоятелем общины был избран причетник общины на Тверской уроженец Латвии Амбросий Иоакимович Толстов и благословлен о.Григорием Прокопьевичем Хоботовым. Отец Амбросий хорошо знал службу, пение, был опытным, профессиональным служителем. За 23 года настоятельства он умело примирял бывших федосеевцев, филипповцев, поморцев в едино стадо Христово. Как знак примирения и до сих пор в приходных поклонах полагается «начал за общение» бывших разных согласий. Впрочем, тогда же, к сожалению, в общине укоренились, порой вынужденно, и некоторые отрицательные традиции.

Первым председателем Правления стал М.И.Богданов. Головщицами стали У.Г.Григорьева и Е.И. Маркова. Хор был почти женский. Поскольку большинство певчих было из моленной на Волковом, был принят обычай богослужения того храма.

Нахождение моленной в жилом доме создавало серьезные неудобства жильцам, в большинстве настроенным атеистически. На большие праздники прихожане, не поместившиеся в храме, занимали общую лестницу, а иногда и двор. Шли жалобы. Руководство общины предлагало пути решения проблемы. За счет общины с ведома власти было приобретено несколько частных домов для отселения из флигеля жильцов, которые выразили письменное согласие на переезд. Но внезапно властями было выдвинуто требование о переводе домов в госсектор («национализации»), на что жильцы не согласились.

К концу 50-х годов М.И.Богданов был благословлен в наставники общины, а председателем стал С.Г.Евсеев. Вынужденные реагировать на жалобы, власти стали предлагать общине помещения за чертой города и на самых дальних окраинах. Наиболее подходящими были столярные мастерские в Озерках (бывшая церковь Святой Живоначальной Троицы, в последствии передана баптистам) и склад в Рыбацком (сохранившаяся часть бывшей церкви во Имя иконы Казанской Божией Матери)13. Состояние предложенных зданий было примерно одинаковым и решающим фактором выбора Рыбацкого стало проживания настоятеля и ведущих певчих в южных районах города.

Хотя здание также находилось за чертой города (Рыбацкое стало районом Ленинграда только в 1963 году), сюда хотя бы можно было доехать трамваем. Примерно за час из центра могли попасть в храм прихожане, которых тогда было около 20 тысяч. В 1961 году община со всем имуществом переехала в Рыбацкое, принятое помещение было именовано моленной и преемственно освящено во имя Знамения Пресвятой Богородицы (по имени утраченных ранее храмов).

Новое помещение имело такие малые размеры, что сразу же встал вопрос о пристройке. С.Г.Евсеев добился разрешения районной власти, и была сооружена небольшая пристройка на месте снесенного деревянного здания церкви.

В те годы подобное церковное строительство всегда находилось под пристальным вниманием. Ни одна проектная и строительная организация не могла включить в свой план такую работу, строительство пришлось вести хозспособом, силами совместителей. Кроме того, видимо, дело не обошлось и без "доброжелателей". Городская власть, решила объявить постройку незаконной.

Началась серия проверок. Одновременно была организована пропагандистская кампания. В газете "Вечерний Ленинград" появились статьи под общим названием «Не корысти ради», со злобной клеветой на общину и ее председателя. 8 марта 1961 года вышло решение Ленгорсовета о сносе возведенной пристройки (16).

По «делу о пристройке» председатель С.Г.Евсеев и районный архитектор были осуждены к заключению. Когда из Москвы пришло разрешение ее оставить, было уже поздно – часть членов Правления, еще хорошо помнивших сталинские репрессии, настояла на добровольном сносе.
В те безбожные годы молились самые стойкие, но и сейчас многолетние прихожане помнят, как на большие праздники христиане, не вмещающиеся в храм, слушали службу под окнами, как на Пасху вынуждены были собираться по домам, ездить за город в Ламповскую общину.
С 1962 по 1970 год председателем был Г.Е.Иванов, затем до 1982 года П.П.Матвеев, потом до 1985 года А.М.Епифанов.

В 1970 году умер настоятель А.И.Толстов, благословив Стефана Григорьевича Тимофеева.
Отец Стефан не был профессиональным служителем, до ухода на пенсию работал на государственных предприятиях. Однако духовный опыт и навыки детских и юношеских лет, общение с маститыми наставниками, любительское служение практически всю жизнь в различных общинах обеспечили его твердое знание Устава службы, обиходного пения, солидный духовный кругозор. Особенно следует выделить отношение о.Стефана к молодежи. В те годы, когда молодое лицо очень редко можно было увидеть в храме, о.Стефан заботился о смене. Активно приглашал молодых в крылос (клирос), нередко делая снисхождение к их невысокому христианскому уровню. В 1975 году, служа совместно с о.Михаилом (М.И.Богдановым), он настаивает на благословении третьим наставником молодого Олега Ивановича Розанова, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне общины. Практически все сегодняшние ведущие служители общины являются таковыми благодаря благожелательному отношению о.Стефана.

Менялось руководство в общине, но на ежегодном собрании постоянно возникал один вопрос – о необходимости расширения площади. Многочисленные обращения к власти не имели действия. А.М.Епифанов в течении своего, к сожалению, короткого срока председательства предпринял ряд весьма активных шагов. Рассматривалась возможность переезда общины в другое помещение, была пробита стена и сделаны хоры, что заметно увеличило площадь моленной. Не имея разрешения на пристройку, председатели общины вели, однако, накопление необходимых средств, и благодаря их весьма экономной позиции к 1985 году было накоплено более 150 тыс.руб., в те годы сумма немалая.
С 1985 года председателем Правления становится Илларион Михайлович Петров, а с 1986 года, после смерти о.Стефана настоятелем становится О.И.Розанов.

В 1987 году, в преддверии 1000-летия Крещения Руси, община получает разрешение на возведение, на месте снесенной в довоенные годы деревянной Казанской церкви нового церковного здания.

Новое здание проектировалось по эскизам настоятеля о.Олега (О.И.Розанова, в миру дизайнера) и предстало в едином виде церкви, увенчанной куполом, и старого знания притвора с колокольней, без всяких признаков нового строительства.
14 августа 1988 года состоялась первая служба в обновленном здании. 19-метровый купол избавил от постоянной духоты во время службы, расширенный крылос позволил всем певчим размещаться у аналоя. Появились четыре малые кельи для служебных нужд, в хозблоке выделено помещение для отдыха служителей и гостей общины. В том же году община приняла официальное название Невской Старообрядческой Поморской. После реконструкции церковь получила статус «Памятника архитектуры».

В конце 80-х годов в храм вернулось значительное число прихожан, обходивших его в безбожные годы. Надеясь на дальнейший подъем общины, исходя из нужд вновь образовавшегося Российского Совета Правление решается на начало строительства здания духовно-благотворительного центра «Невская Обитель». По эскизному предложению о.Олега составляется проект, приобретаются стройматериалы. Средств хватает на возведение стен, затем темпы замедляются. Пришлось работы производить силами прихожан общины. Много потрудились И.С.Иванов, К.Л.Зелев, Л.Г.Бобылев, А.А.Серов, а также их постоянные и временные помощники. Своей многогранной деятельностью и деловыми связями огромное и неоценимое участие в строительстве принимал Г.Л.Михайлов.
В здании «Невской Обители» расположились: малый храм, трапезная, крестильня, келии для служения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты молодежи.
С 1999 года службы в храме проводит о.Владимир (Шамарин Владимир Викторович), благословленный в наставники в 1993 году.

В 2003 году при финансовой помощи попечителей произведен большой ремонт помещения храма.
Службы проводятся строго по Уставу, в праздники особо торжественно. Накануне воскресных и праздничных дней принято служить вечерню с утреней по чину всенощного, утром же служатся часы и непременно молебен с одним или двумя канонами. По окончании молебна в память о монастырском прошлом поется 144 псалом и праздничное величание, трижды. Часто, по просьбам прихожан, собором молимся лестовку за болящих. Регулярно совершаются заказные службы – панихиды, молебны, с которых для многих людей начинается приобщение к храму, церковной жизни. По воскресным дням обычно происходят крещения младенцев и взрослых, в основном людей со староверческими корнями, после необходимой подготовки.

Пение в общине так называемое «наонное», совершается на два крылоса. Стихеры после евангелия на утрене и молебне всегда поются по знамени, в праздники по знамени поются и славники, а также тропарь, седален, кондак, икос. Помимо пасхального поются каноны Цветоносию и Вознесению. В библиотеке имеется полный набор богослужебных книг на два крылоса, а также ряд поучительных и церковно-канонических книг.

Владимир Шамарин, Корнелий Феодоров

______________________

Исторические источники:

1. Доклад П.Н.Кончаева на съезде Северо-Западного округа с дополнениями (машинопись).
2. Волковская богадельня (Историческая справка), СПб, 1917 .
3. В.В.Антонов, А.В.Кобак. Святыни Санкт-Петербурга, т.3. СПб 1996.
4. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива ф.7179, оп.10, д.51 "О закрытии Старообрядческой церкви по Тверской ул., д.8. Из протоколоа заседания Леноблисполкома №126 п.33 от 16 августа 1933 года"
5. Устные воспоминания М.А.Епифанова, Л.И.Руденок и др.
6. Устные воспоминания Н.А.Ивановой, Т.Е.Ивановой и др.
7. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 256, опись 9, дело 159 "Рассмотрение проекта церкви в память Императора Александра II"
8. Устные воспоминания Н.Т.Зиновьева.
9. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 256, опись 15, дело 6 "О Рассмотрении проекта пристройки кладбищенской церкви в память Императора Александра II"
10. А.Векслер История Рыбацкого от его основания до наших дней 2003
11. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 738, опись 33, дело 255 "О принятии в бессрочное пользование Старообрядческого собора на Тверской, д.8 старообрядческой поморской общиной. Договор 14 декабря 1919 года."
12. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 19, опись 35, дело 1 "О представлении священником Покровской церкви в Рыбацкой слободе сведений о раскольниках, 1843 год".
13. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 37, дело 1054 "О передаче помещения бывшей Казанской церкви религиозному обществу старообрядцев-беспоповцев поморского брачного согласия. Заседание исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 7 июня 1960 года".
14. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7179, опись 10, дело 646 "О ликвидации старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ленинграде на Набережной р.Волковки. Постановление Президиума Леноблисполкома от 14 июня 1934 года".
15. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 41, дело 33 "Решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся №№215 - 240 от 8 марта 1961 года".
16. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 41, дело 33 "Решения исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 8 марта 1961 года".

Адрес храма Знамения Пресвятой Богородицы и обители Невской Старообрядческой Поморской Общины (в Рыбацком): Санкт-Петербург, Караваевская ул., д.16, тел. 707-5522
Транспорт: метро "Рыбацкое", ж/д станция "Рыбацкое"; трамвай №№ 24, 27; автобус №№ 51, 452, 115, 187; маршр. 5, 170, 220, 239,185.

Сегодня одним из крупнейших старообрядческих объединений города является Рыбацкая община Древлеправославной Поморской Церкви. Своё название община получила по месту размещения – району Рыбацкое, на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга, где она пребывает уже 50 лет.

В Санкт-Петербурге старообрядцы обосновались уже с первых лет его возникновения. Множество поборников старой веры находилось среди простых строителей, плотников, каменщиков, кузнецов, привезённых на берега Невы для обустройства города. Присутствию в Петербурге старообрядцев способствовала и близость новой столицы к Поморью, Карелии – основным центрам беспоповского старообрядчества. Этот фактор и определил в дальнейшем приверженность большинства петербургских староверов к беспоповству. Беспоповцы – представители одного из двух направлений старообрядчества. В отличии от поповцев, они считают, что в результате церковной реформы священническая иерархия в Церкви пресеклась и благодати священства во всём мире не осталось. По основному месту распространения беспоповцев именуют поморцами.

Преследуемые властями, как государственными, так и церковными, староверы вынуждены были скрывать свои убеждения. Два века они не имели возможности открыто проводить богослужения, строить храмы. Царский манифест 1905 г. о свободе вероисповедания, уравнял в правах староверов с другими гражданами Российской империи. Старообрядческая поморская община Петербурга уже к 1907 г. выстроила в центре города большой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Однако период благополучия продлился не долго. Свершилась революция, а за ней последовали десятилетия новых гонений на религию. К 1940 г. в Ленинграде не осталось ни одного староверческого храма и легально существующей общины. Однако службы продолжали совершаться на квартирах, община продолжала тайно существовать. Только после войны, в период относительного ослабления репрессий на верующих, власти согласились зарегистрировать поморскую общину. Но Знаменский храм поморцам возвращён не был – слишком близко он находился к Смольному. С 1947 г. община совершала богослужение в квартире на Коломенской улице. Попытки получить другое, большее помещение или здание, увенчались успехом только в начале 1960-х гг. Общине были предложены на выбор два здания бывших православных храмов на дальних окраинах города – один в Озерках, другой в Рыбацком. Состояние их было примерно одинаковым и решающим фактором выбора Рыбацкого стало проживание настоятеля и ведущих певчих в южных районах города. В 1961 году община со всем имуществом переехала в Рыбацкое. Здание, в котором разместились поморцы, было построено в 1887-89 гг. как кладбищенский храм. До 1960-х гг. здесь размещался склад, и здание находилось в аварийном состоянии. Очень быстро поморцами были проведены восстановительные работы и освящение церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» – в память о дореволюционном храме.

В небольшом здании общине пришлось ютиться почти 35 лет – все попытки расширить храм пресекались властями. Новый этап пребывания поморцев в Рыбацком начался с конца 1980-х гг. Община наконец обрела свой настоящий дом – в 1987-88 гг. рядом со Знаменским храмом было выстроено большое здание, ставшее известным как «Невская Обитель». В здании «Невской Обители» расположились малый храм, трапезная, крестильня, оранжерея, мастерские, подсобные помещения. Здесь заработали воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство. Ныне Рыбацкая поморская община является крупнейшей беспоповской старообрядческой общиной в стране, а её здание – одним из главных центров Древлеправославной Поморской Церкви.

Неофициальные названия: поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы

Организационная структура

Российский совет ДПЦ (РС ДПЦ) - 107061, г. Москва, Преоб-раженский вал. 25

Председатель - Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ). Адрес: 191040, г, Санкт-Петербург, Коломенская ул., 12а;

Заместители председателя РС ДПЦ - д.н. В.В.Шамарин (Санкт-Петербург) и И.В.Сокерин (Сыктывкар)

Поморский храм св.Николы Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве

Согласно решению Собора ДПЦ 2006 г. , РС ДПЦ состоит из совета старейшин (не менее 9 членов), духовно-канонического, учебно-издательского, хозяйственно-экономического и историко-архивного отделов, а также канцелярии. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одно-именным отделом, состоящим исключительно из наставников. Вы-борную должность председателя отдела осуществляет наставник Невской Поморской общины Владимир Викторович Шамарин.

В мае 2006 впервые с 1912 г. в Санкт-Петербурге прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви.


4 мая 2006 г. Санкт-Петербург. Делегаты Собора Древлеправославной Поморской Церкви у храма Знамения Пресвятой Богородицы Невской поморской общины в Рыбацком

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 45 религиозных организаций ДПЦ, в том числе, 2 централизованные религиозные организации, 42 местные общины и одно религиозное учреждение.

На территории Самарской области официально зарегистрировано четыре поморских общины. Самая крупная из них – в Самаре. Председатель Совета самарской общины ДПЦ – П.В.Половинкин. В Самаре есть и вторая Поморская община, она невелика, наставника не имеет. Имеется община в г.Сызрани, наставника нет. В 2002 г. зарегистрирована община ДПЦ в г. Тольятти, возникшая на базе тольяттинского Подворья Самарской общины ДПЦ. Имеются группы верующих в г.Октябрьске, в с.с. Воскресенка, Кошки, Преображенка и др.

Краткая история Древлеправославной Поморской Церкви

ДПЦ самоопределилась после Никоновых реформ сер. 17 в. сохраняя чины и традиции древлецерковного благочестия. Большую роль в становлении ДПЦ сыграли соборы в Соловецком мон. в 1658 г. и в Куржецкой обите-ли в 1656 г., с решениями которого выразили согласие многие епископы, архимандриты, игуме-ны, протопопы, не согласные с церковными реформами патриарха Никона. Собор выне-с решение твердо соблюдать устои древлеправославия. На этом же соборе епископ Павел Коломенский на вопрос об угасании свя-щенства сформулировал основу беспоповства - "в вас самех есть мужие священноиноцы и иноцы, простии благоочестивии мужие, боя-щиеся Бога. Сами себе опасно и безбедно соблюдают, могут и при-ходящих к ним пользовать и помогати в приключившихся нуждах" (Щит Веры. 1913). Но упорство людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней, скрываясь от которых бежа-ли на Дон, в Сибирь, Керженец, Стародубье, где основывались ски-ты.


Панорама Выговского общежительства

Особую притягательность имел древний центр духовности - Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий мона-стырь, который категорически не принимал новых реформ. Мона-стырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но со-противление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими вой-сками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель.

Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны "Дьяконовы отве-ты", по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании "Поморских ответов" - первого ясного изложения взглядов ста-рообрядчества.


Паломники-поморцы у памятного креста на месте Выговской обители

Хотя в старообрядчестве зарождались разногласия, но вплоть до середины XVIII в. они не были кардинальными. В начале XVIII в. исследовалась возможность восстановления иерархии, однако священства, которое отвечало бы всем требованиям обнаружено не было. После этого беспоповцы бо-лее не испытывали судьбу, "не восхищали утерянное по промыслу Божию".

В поморском беспоповстве первоначально сомневались в законности совершения брака после «истребления истинного священства», однако со временем по примеру древней Церкви стали признавать церковное безсвященнословное благословение на брак и наставники начинают благословлять на брачное житие.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской "Монинской" моленной при наставниках отцах Василии Емельянове и Гаврииле Скачкове окончательно сложился "чин брач-ного молитвословия" (т. е. порядок совершения брака у приемлю-щих этот институт беспоповцев). Однако и до этого времени по-добные же чины (в которых опущены чисто иерейские молитвы) практиковались среди беспоповцев Вологды, Рыбинска, Саратова, Самары, Чугуева, Патриаршины (нынешний Орехово-Зуевский р-н Московской обл.).


Пасхальная служба в поморском храме (Самара)

До 1909 г. нынешняя ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления в ней не было, а соборы имели региональное значение и созывались не регулярно.

В начале XX в. ду-ховным центром поморцев становится Москва: в 1907 г. в Москве регистрируется община Токмакова пер. (официально именовавшаяся второй общиной Поморского брачного согласия). Храм в Токмаковой переулке становится всероссийским центром помор-цев, в нем происходят соборы, съезды и формируются координа-ционные органы.

Звонница храма 2-й Московской поморской общины в Токмаковом переулке

В 1909 и 1912 гг. в Москве проходили I и II Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак, образо-вавшие для текущего руководства Совет соборов и съездов (рас-пущен советскими властями в 1930 г.), духовные сове-ты и духовный суд. От этого времени до конца 1980-х гг. официальное наименование церкви стало Старообрядческая Поморская Церковь.

В октябре 1909 г., в 1910 и 1911 гг. проводились еще и всерос-сийские съезды (последний из них специально по проблемам народ-ного образования среди староверов-поморцев). Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду-ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

В XX веке в поморское брачное со-гласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья Таким образом, уже в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием.

Поместные духовные советы фактически действовали в регио-нальном масштабе с 1923 по 1930 г., пока не были распущены вла-стями. В 1920-х годах в Саратове четырежды созывались нижне-волжские областные соборы христиан-поморцев, приемлющих брак. Общецерковные вопросы рассматривались также на ряде местных соборов - Курганском (1923), Нижегородском (1924), Северо-Кавказском (1926, станица Георгинская), Барнаульском (1926) и др.

До конца 1920-х годов в ДПЦ существовали духовно-админи-стративные области, т. е. "кусты" общин, функционально подобные епархиям: Московская, Нижегородская (включала Нижегородскую, Ярославскую, Костромскую и части Владимирской, Казанской и Вятской губерний), Северо-Кавказская, Средне-Поволжская и др.

К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре-кратилась: все наставники были либо расстреляны, либо находи-лись в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор "по нужде" стал широко распространен институт "наставниц" - жен-щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

Во время войны поморское согласие получило легальный ста-тус. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на то-гдашней территории СССР функционировал единственный руководящий орган поморцев - Высший старообрядческий совет (ВСС) в Литовской ССР, его предшественник был создан еще в 1925 г. в оккупированном Польшей Виль-нюсе.

Покровский старообрядческий храм в Вильнюсе

ВСС долгие годы был ведущим организационным центром всех поморцев СССР, хотя его роль никогда не была закреплена формально и держалась лишь на духовном авторитете. По инициа-тиве ВСС созывались соборы в Вильнюсе в 1944, 1966, 1974 гг., в которых принимали участие представители всех живших на терри-тории СССР поморцев.

В конце 1980-х годов было решено воссоздать центральный ор-ган ДПЦ. Претензии ВСС Литвы на получение такого статуса не были поддержаны всеми поморскими общинами, а начавшийся распад СССР сделал это невозможным.


Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины - крупнейший поморский храм за рубежом

В 1989г. был создан Российский совет ДПЦ, опекающий по-морцев России, Украины (в 1996 г. - 18 общин, ответственная об-щина - Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. - 22 общины, ответственная община - в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община - в г. Еденцы), Казахстана (в 1996 г. - 10 общин, ответственная община - в г. Лениногорске (бывший г. Риддер Восточно-Казахстанской обл.), Киргизии (ответ-ственная община - в г. Бишкеке). Также образовались Централь-ный совет ДПЦ Латвии (1989 г.) в Риге, опекающий более 60 лат-вийских общин и некоторые общины Эстонии и Белоруссии. В 1995 г. создан Союз старообрядческих приходов Эстонии (11 общин) а в 1998 г. Центральный Совет ДПЦ Беларуси (37 общин). В Польше Высший совет ДПЦ был создан еще в 1983 г.

По формулировке II Всероссийского собора, наставники счита-ются "нерукоположенными пастырями Церкви". В ДПЦ существует особый чин благословения наставника, совершаемый над избирае-мым всей общиной кандидатом несколькими, по возможности, на-ставниками (как правило, один из них местный, а другой представля-ет РС ДПЦ).


Поморский наставник

В России в настоящее время действует более 70 наставников, но сохраняется также и большое количество женщин, которые за неимением мужчин- наставников становятся старшими служительницами и по нужде благословляются на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, ре-же - еще и на каждение кацеей.

Где найти дополнительную информацию о ДПЦ:

http://www.kopajglubze.boom.ru/ - на этом сайте можно найти уникальное издание - словарь "Староверие Балтии и Польши". В словаре есть данные общего характера о Поморской Церкви в целом. Кроме того, на сайте имеются материалы по каноническому праву, служебный устав, размещен Краткий катехизис Древлеправославной Поморской Церкви.

"Староверы в Рыбацком" - это сайт поморцев Санкт-Петербурга. Формально сайт является страничкой Невской Поморской общины, но фактически - это сайт Древлеправославной Поморской Церкви России. Информация, представленная на нем, рассказывает о событиях в Древлеправославной Поморской Церкви в целом, здесь же публикуются официальные материалы ДПЦ. Сайт регулярно обновляется и содержит интересные материалы о современной жизни ДПЦ.

Сайт староверческого общества им.И.Н.Заволоко - активно пополняемый сайт рижских староверов. Материалы по основам учения Поморской Церкви, уставу, богатая подборка материалов по истории, культуре, современному положению староверов-поморцев Балтии, Польши, Белоруссии, Украины, России. Замечательная галерея - фото более 65 староверческиъх храмов Латвии, постоянно обновляемые новости, а также архив номеров и новые номера староверческой газеты "Мечъ духовный".

остроена в 1906-1907 гг. по проекту Д.А.Крыжановского для общины староверов беспоповского поморского согласия.
Была закрыта в 1930-е и занята производством. Недавно отреставрирована - потому и пост образовался.

Неорусский стиль пришел в петербургскую архитектуру с запозданием, зато распространился очень быстро. В 1906 г. стали строиться сразу три неорусских храма, в том числе и этот. Строго говоря, это не храм, а большая часовня или молельный дом - у беспоповцев ведь нет алтарей, в их иконостасах нет царских врат. Освящена церковь была в 1907 г.


Фото 1907 г., ИИМК РАН. С того же ракурса, что и недавнее, только с чуть более дальней точки (теперь с нее снять деревья мешают).

Пропорции храма очень гротескны. Он мне напоминает большой сугроб, который поглотил маленькую церквушку. или же так: основной объем надут, и на вершине его осталось ненадутое пятиглавие. Б.М.Кириков пишет, что пятиглавие "утонуло" в основном объеме. Любопытно, что варианты проекта менее гротескны.


Этот вариант более модерновый. Два других похожи на реальное здание, но отличаются постановкой глав.


Здесь они развернуты по сторонам света.


А здесь они крупнее, чем в реальности.

Фото ИИМК РАН


Так выглядел интерьер, в создании которого помимо самого Крыжановского участвовали С.И.Вашков (паникадила и хоругви) и мастерская Д.В.Дудакова (иконостас). Как обычно у старообрядцев, в храме было много древних икон.
Естественно, ничего не сохранилось.
Вообще удивительно, как храм уцелел - окруженный большими зданиями, под боком у Смольного с советским официозом.

Так он выглядел зимой 2006 г.


Разгородка на этажи вылилась и в разгородку оконных проемов. "Новгородские" орнаменты и надписи были заштукатурены. не было крестов. а летом из-за разросшейся зелени почти ничего нельзя было разглядеть и снять.

Полгода спустя с этой съемки и 100 лет спустя со времени закладки началась реставрация. Я уж и не ждал - старообрядческие храмы у нас "спросом" не пользуются.
И радостно, что сделали всё хорошо. Умеют же!


Так за столетие изменилось окружение...


Небанальный ракурс - с задворок стекляшки, в которой церковь теперь отражается.
На сегодняшний день Знаменская церковь - единственный питерский храм, представляющий неорусский стиль во всей полноте. После окончания добавится реставрации добавится Федоровский собор, но это дело будущего, и еще вопрос, как его сделают. Освобожденные от лесов купола большого оптимизма не внушают. Хорошо бы ошибиться...