Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы. Белокриницкий молельный дом

Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы. Белокриницкий молельный дом
Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы. Белокриницкий молельный дом

December 20th, 2013

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.

кладбище
Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.






4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)


5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)

добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..."

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

49. Введения Пресвятыя Богородицы в доме В.Е. Быкова, феодосеевцы, 2-ая Брестская, 19 (не сохранилась)
дом после пожара

50. Казанской иконы Божией Матери в дер. Новинки (неокружники)

51. Пресвятой Троицы (по другим - Николы Чудотворца) в с. Борисово (окружники)

52. Петра и Павла в доме Муравлевых (неокружники):
http://rostovetz.livejournal.com/230914.html

53. Введенская в доме П.И. Миловановой (у Семеновской заставы, окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.
Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"

December 10th, 2014

Продолжаем обзор- староверческих мест Подмосковья.
(первая часть- )
Для начала- "Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г.

53. Храм во имя св. влмч. Димитрия Солунского в селе Рахманово
Мос. обл., Павлово-посадский район, с. Рахманово

остатки церкви, начало 50-х.

Ныне, рядом с местом где находилась церковь, установлена Дмитриевская часовня.

54.Церковь Михаила Архангела в Чулково (неокружническая)
Московская обл., Раменский р-н, д. Чулково

Официально община была зарегистрирована в 1906. Молитвенный дом просуществовал до 1952, когда сгорел и более не был восстановлен. Ныне на его месте поставлен памятный крест.


Освященный источник недалеко от несохранившейся церкви.

55.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Ликино-Дулево

Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

с краю видна колокольня Покровской церкви.

56. Церковь Преображения Господня в Куровской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Первомайская

Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1937 и вскоре сломана.
Место, где находилась старообрядческая церковь.

57.Церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Петрушино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Петрушино

Место бывшей старообрядческой Церкви

58. Ширинская Церковь Димитрия Солунского
Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Урицкого, [в районе д. 32]
Деревянный одноглавый храм со звонницей был построен при помощи К. Г. Ширина в 1908, главы установлены в 1912. Храм принадлежал общине старообрядцев, приемлющих Окружное послание. Закрыт в 1941, венчания сломаны. Занят городской военной комендатурой, затем радиоклубом и ГК ДОСААФ. Снесён в 1988.

59.Церковь Михаила Малеина в Тимково
Московская обл., Ногинский р-н, д. Тимково

Деревянная клетская церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны, занята клубом. К настоящему времени разорена после пожара.

до пожара

60. Церковь Иоанна Богослова в Барышево
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Барышово
Небольшая деревянная постройка с шатровой кровлей, выдержанная в духе модерна. Сооружена по проекту 1910, принадлежала окружнической общине. В сер. ХХ в. закрыта, сруб перевезён в Ильинский Погост и использован для нового строительства.

61. Моленная в Авсюнино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Авсюнино

Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, сооруженный в 1896, позже перестраивался. Закрыт в 1929 и вскоре сломан.

62. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анциферово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Анциферово
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939, венчания сломаны, занята школой. В 1957 разобрана для нового строительства, уцелел алтарный прируб, ныне пристроенный к сельской школе.
школа на месте церкви.

63.Моленная в д.Гора.
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Гора (Давыдовский с/о)
деревянная моленная неокружнической общины, сооруженная в XIX в. Сгорела в 1930-х.

64. Молитвенный дом в скиту у Губино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, у д. Губино
Деревянный молитвенный дом в женском старообрядческом скиту, находившемся в лесу недалеко от д. Губино. Скит окончательно ликвидирован в 1930-х, постройки разобраны.

65. Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Зевнево (зимний)и (летний)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Зевнево
Деревянный молитвенный дом, сооруженный в 1912 вместо старого. Особых признаков церковной архитектуры не имел, служил летним храмом окружнической общины. Закрыт в 1930-х, занят зернохранилищем, в 1960-1980-х разобран.

66. Моленная в Ионово (поморская)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Ионово
Деревянный молитвенный дом общины старообрядцев поморского брачного согласия. Закрыт в 1930-х, занят клубом. Сгорел в 1980-х.

67. Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Коровино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коровино
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

68. Молитвенный дом в Коротково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коротково
Деревянный старообрядческий молитвенный дом, построенный в XIX в. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в 1930-х, сломан в 1960-х.

69.Церковь в Кудыкино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Кудыкино
Деревянная старообрядческая церковь, выстроенная в нач. ХХ в., вероятно, вместо старого молельного дома. Закрыта в 1931, позже сломана.

70. Молитвенный дом в Мальково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Мальково
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1930-х, позже сломан.

71.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Поминово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Поминово
Деревянная церковь окружнической общины. Была перестроена в 1912 из старой моленной, над которой надстроили четверик с главкой. Закрыта в 1941, разобрана в 1952-1953.

72. Молитвенный дом в Понарино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Понарино
Деревянный молитвенный дом окружнической общины. Новое здание с главкой на кровле было сооружено в нач. ХХ в.

73.Молитвенный дом в Равенской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Равенская
Деревянный молитвенный дом был разрешен к постройке в 1905. Принадлежал окружнической общине.

74.Молитвенный дом в Степановке
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Степановка
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в кон. 1930-х, позже сломан.

75.Церковь Никиты Великомученика в Хотеичах
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Хотеичи
Деревянный старообрядческий молельный дом, принадлежавший неокружнической общине, поновленный в 1892. Реконструирован в церковь в 1910-х, освящен в 1914. Закрыт в 1930-х, позже сломан. Малочисленная неокружническая община - видимо, последняя в Подмосковье - цела в Хотеичах по сей день.

76.Церковь Николы Чудотворца в Юрятино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Юрятино
Небольшая деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, сооруженная в 1909 вместо сгоревшей моленной. Сломана в сер. ХХ в.

77.Церковь в Язвище
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Язвищи
Деревянный храм был заложен в 1906, окончен ок. 1910. Закрыт во 2-й пол. 1930-х, позже сломан.

78.Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Яковлевской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Яковлевская
Краткое описание Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.
место где находилась церковь.

79. село Семёновское
ныне Москва, Ленинский и Ломоносовский пр-т

80. Моленная в селе Орлово
Ныне- г.Москва, Солнцево

83.Моленная в д. Пласкинино.
Московская обл., Раменский р-н, д. Пласкинино
"Гжельский куст"
Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников, к которому в 1910-х пристроили каменную колокольню. Молельня сгорела в 1930-х, колокольня разобрана в 1950-х.

84. Церковь в Речицах.
Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы
"Гжельский куст" - http://rechitzkiy.narod.ru/text/old.html
Старообрядческая моленная, поддерживавшаяся купцами Храпуновыми. не позже кон. XVIII в. неокружники. Община официально была зарегистрирована в 1907. Здание сломано в сер. ХХ в.

85. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Осташево
Московская обл., Воскресенский р-н, с. Осташево
Моленная старообрядцев-окружников в деревянном доме, выстроенном в 1906 и надстроенном куполом в 1911-1914. Община зарегистрирована в 1907. Закрыта в 1929, разобрана в 1938.

86. Церковь Михаила Архангела в Талдоме
Московская обл., Талдомский р-н, г. Талдом
Небольшой деревянный храм старообрядцев-поповцев, перестроенный после 1905 из старого молитвенного дома. Богослужения прекращены не ранее кон. 1930-х. В настоящее время старообрядческой общины в Талдоме нет.

87. Моленная в усадьбе Иславское.
Мос.обл., Одинцовский р-он, Иславское. (Рублевское шос., рядом Горки-10)
до 1682 года владелица- св.Федосья Прокопьевна Морозова.
В начале XX в. усадьбу купил И. В. Морозов, представитель линии Морозовых-«Викуловичей». Он также владел расположенным по соседству конным заводом для разведения русских рысаков.

88. Моленная в усадьбе Рябушинских.
Мос.обл. Мытищи, усадьба Александрово.

Будучи одновременно и православной столицей, и деловым центром, Москва со времен Раскола сохранял крупную старообрядческую диаспору. О двух ее центрах - поповском и беспоповском , я уже писал недавно. В завершение старообрядческой темы я расскажу о нескольких отдельных храмах московских староверов. Причем именно о тех, которые строились как старообрядческие изначально.

Если конкретно, то речь пойдёт о моленных - характерном типе староверского храма, и о "старообрядческом модерне" - очень интересном архитектурном стиле, существовавшем в 1905-1917 годах - в "золотое десятилетие" староверия.

Так как старообрядчество очень долго было нелегальной религией, староверские храмы строились на большей части территории России лишь в короткие периоды прекращения гонений - в 1770-1820-е годы (когда появились Рогожский и Преображенский посёлки) и в 1905-1917 годах, когда была официально провозглашена свобода вероисповедания.
В другие же периоды чаще встречались или переносные храмы-палатки (более характерно для дальних краёв, типа Яика), или моленные - специальные помещения в частных домах, не видимые снаружи. А так как старообрядчество всегда было сильно своими купцами, в Москве моленные располагались в домах купцов.

Первым пунктом моей поездки стала Морозовская моленная в Подсосненском переулке, в 5 минутах ходьбы от Курского вокзала по направлению к центру.

Особняк Морозовых-Викуловых был построен в 1830-е годы, но ныне от него почти ничего не осталось, кроме вот этих ворот (вид изнутри):

Сам особняк был поглощен огромным конструктивистским зданием, за которым сохранились остатки флигеля, где и размещалась моленная. Выглядит это примерно так:

На сайте Храмы России утверждается, что в этом флигеле сохранились даже остатки росписей моленной - но мне в это верится с трудом. О возможности проникнуть внутрь ничего не знаю.

Гораздо интереснее Рябушинская моленная на Малой Никитской, в сотне метров от площади Никитских Ворот (т.е. на другом конце центра). Ведь располагается она внутри особняка Рябушинского, построенного в 1900-1902 годах Фёдором Шехтелем.

Этот дом - во-первых, эталонный образец модерна в России, а во-вторых, после Революции особняк был передан Максиму Горькому, после смерти которого стал его же музеем. Вот так особняк выглядит со двора - моленной принадлежат три окна на самом верху:

Удивительной красоты модерновые детали, сюрреализм кривых линий:

Музей открыт с 10:00 до 18:00, но самое удивительное - он БЕСПЛАТНЫЙ. Точнее, там платная только фотосъемка, причем в каждом зале отдельно, и оплачивать надо у смотрителя. Но сам вход в музей свободный, надо только сдать куртку в гардероб.
Такой интересной системы я не видел еще нигде, а музей пользуется необъяснимой популярностью у туристов-буржуев.

Моленная, также отделанная по проекту Шехтеля в 1902-1904 годах - ныне открыта для посетителей как отдельная часть музея. Можно полюбоваться потрясающими модерновыми росписями:

Росписи были восстановлены в 1977-79 годах (показательно, что официально РПЦ аннулировала проклятие староверам на Соборе 1977 года), причём все фрагменты, окрашенные ныне в желтый цвет, изначально были позолоченными. В прошлом в моленной был иконостас и утварь, но их воссоздать пока не удалось. Для посетителей моленная была открыта относительно недавно, хотя, говорят, в частном порядке музейщики водили туда людей и раньше.

Интересно, что больше повлияло на согласие Шехтеля принять участие в "незаконном" строительстве: деньги Рябушинского или понимание того, что запрет на староверие - абсурден? Так или иначе, тайной эта моленная была лишь около года: в апреле-1905 староверы получили свободу вероисповедания.

Флигель дома Рябушинских:

Небольшое лирическое отступление: о концентрации истории в Москве. Вот в этих двух домах по соседству с домом Рябушинского (где, как было сказано, жил Горький) жили Александр Блок (слева) и Алексей Толстой (справа). Очень надеюсь, что в многоэтажке на заднем плане живёт какой-нибудь непризнанный или еще не раскрывшийся гений.

А напротив - палаты 17 века, которыми в Старой Москве никого не удивишь:

Теперь снова перенесёмся в район Курского вокзала, за железную дорогу, на старую окраину, ныне известную как Басманный район Центрального округа. Здесь, в причудливой смеси двухэтажных домиков и брежневских многоэтажек, затаились еще 2 уникальные церкви - те самые образцы "старообрядческого модерна".

Воскресенская церковь в Токмаковом переулке в 10 минутах ходьбы от Курской поражает неординарностью своих форм:

Она была построена в 1907-1909 годах. Как уже говорилось, 1905-1917 года - это "золотое десятилетие" старообрядчества. Официально выйдя из тени, староверы принялись навёрствывать упущенное, и среди прочего шел активный поиск формы для старообрядческого храма. Строились совершенно чумового вида модерновые церкви - в Москве, Петербурге , уездном Боровске , губернском Владимире , купеческом Балакове на Волге, в портовом Ростове-на-Дон у и многих других городах.
А Воскресенская церковь в Токмаковом переулке, ныне расположенная во дворе за многоэтажкой (с самого переулка церковь не видна вообще, находится на четной стороне у пересечения с Денискинским переулком) - старейший образец "старообрядческого модерна".

Эти церкви очень разнообразны по форме, почти всегда потрясающе динамичны, и просто очень хорошо используют преимущества модерна. Мне они по своему принципу кажутся даже интереснее, чем канонические храмы РПЦ того времени. Если в "патриаршьих" церквях начала ХХ века читаются Русь и Византия, то в староверческих - все те далёкие края, где они пытались обосноваться на протяжении 200 лет.
В Воскресенской церкви видны и Русский Север, и Керженец, и Буковина:

Церковь совсем недавно была возвращена беспоповцам-поморцам, и сейчас идёт ремонт. Стоит она в узком дворе среди многоэтажек, и адекватно заснять её просто невозможно.

В 20 минутах ходьбы отсюда (и в 5 минутах от станции метро Бауманская) находится еще одна модерновая церковь столь же безумного облика - Покровская в Малом Гавриковом переулке, а фактически на улице Гаврикова, входящей в Третье кольцо.

Построена она была в 1909-1911 годах архитектором Бондаренко, и кажется, это самый оригинальный по своему облику русский храм начала ХХ века.
А в её облике - Иргиз (слобода Мечетная, получившая название от руин ордынских мечетей), Прибалтика и Добруджа.

Очень необычная для России отделка - черепица и витражи:

Что удивительно, церковь до сих пор не возвращена верующим и занята всякими организациями. Но хотя бы в достойном виде, а не руина.

Многие, увидев её, не знают, какой конфессии она принадлежит. Но это ведь лишь поиск формы. Удивительно, во что бы вылился старообрядческий модерн, если бы не Революция! Быть может, староверческие купцы бы пригласили сюда Гауди.

Ну и наконец последний, едва ли не самый известный в Москве старообрядческий храм - Николая Чудотворца у Тверской заставы.

Хотя его основные преимущества в том, что он действующий и расположен на крайне видном месте - у Белорусского вокзала.

Этот храм намного тривиальнее двух показанных выше - обычный псевдорусский стиль. Но чрезвычайно удачный!

Построен он был в 1914-1916 годах, а издалека вполне потянет на 15-й век.
Этот храм крайне эффектно расположен на фоне огромного Делового центра. Хотя это не так уж странно - ведь староверы были лучшими купцами России конца 19 - начала 20 века.

Видете отражение креста в окне небоскрёба? Много и других потрясающих ракурсов:

Есть в Москве и ближнем Подмосковье и еще несколько старообрядческих храмов, построенных как таковые изначально. Некоторые действуют, некоторые до сих пор закрыты, некоторые переданы РПЦ, но и некоторые храмы РПЦ теперь числятся за старообрядцами.
Мне же теперь путь - в исторические регионы проживания староверов: Стародубье у стыка России, Украины и Беларуси; Керженец в Нижегородском Заволжье, Иргиз между Самарой и Саратовом, Литва и Латгалия - католическая Латвия, Буковина у северных границы Румынии и Добруджа у восточных... Ну а до староверческих скитов Южной Сибири я пока не дорос.
Впрочем, репортаж о Стародубье у меня уже есть - самый старый в моём ЖЖ, и потому не самый удачный. Скорее всего, в ближайшее время я попробую его перевыложить с новым текстом и по-новому обработанными фотографиями.

P.S. Всё же здорово, что можно совершить полноценное путешествие, не покидая Москвы. А во всех трёх постах по 37 фото получилось не преднамеренно - просто совпало.

ул. Ленина, 100

Старообрядческая молельня. 2015 г.

В дореволюционный период на улице Вознесенской (Николаевской) насчитывалось немало культовых строений, однако большинство из них принадлежали православной церкви. При этом в Вятской губернии проживало немало старообрядцев, они вели активную торгово-промышленную и общественную деятельность, при этом, безусловно, нуждаясь и в своем культовом сооружении в губернском центре. Во второй половине XIX - начале XX в. староверие особенно было распространено в уездах, находившихся на востоке (Глазовский), юге (Малмыжский, Уржумский) и юго-востоке (Сарапульский) Вятского края. В городе Вятке община староверов по данным переписи 1897 г. включала в себя 284 человека, что составляло около 21% от общей численности старообрядцев Вятского уезда.

До начала XX в. своей молельни у старообрядцев в Вятке фактически не было, они собирались на частных квартирах. Например, в доме купцов Лаптевых на все той же улице Вознесенской (с конца XIX в. - Николаевской). При этом любопытно, что в уездах Вятской губернии молельни на тот момент активно функционировали. Например, в Уржумском уезде проживали известные лесопромышленники Бушковы, на средства которых содержалась молельня старообрядцев-беспоповцев (даниловцев и федосеевцев) в селе Русский Турек. В Уржуме жил состоятельный лесопромышленник Савва Дмитриевич Шамов, благодаря материальной помощи которого было возможно существование молельного дома старообрядцев-даниловцев в селе Комарове.


В 1895 г. в Вятке участок по улице Николаевской у мещанки Е. В. Скопиной приобрел купец-старообрядец Денис Фаддеевич Зонов (ок. 1848–1917). Он происходил из старинного рода вятских купцов-староверов из крестьян-причетников Подрельской Никольской церкви Орловской земли. Именно Зонов развернул на усадьбе каменное строительство и расширил ее границы в восточном направлении. К началу XX в. Д. Ф. Зонов был одним из наиболее состоятельных предпринимателей Вятки, владельцем нескольких домовладений, главой торгового дома с крупным кожевенным заводом. Кроме того, Зонов являлся активным благотворителем: в годы Первой мировой войны в одном из своих домов он расположил лазарет для легкораненных воинов, отправлял на фронт большие партии табака, спичек, почтовой бумаги, ниток, иголок, карандашей, сапожной мази.

В начале XX в. правительством проводится курс на либерализацию конфессиональной политики. 17 апреля 1905 г. Николаем II был подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому староверы, наконец, были уравнены в правах с адептами Русской православной церкви. Они перестали именоваться ненавистным им словом «раскольник», в прошлое ушли гонения и преследования, которые особенно жестко осуществлялись царской администрацией в эпоху Николая I. Понятием «старообрядцы» теперь были объединены все последователи «толков и согласий, которые приемлют основные догматы православной церкви, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам» . Следствием такой политики властей, направленной на легализацию старообрядчества, стало увеличение численности его последователей в Вятской губернии с 105 528 человек в 1905 г. до 115 644 человек в 1909 г.


Старообрядческая молельня. 1970-е

В 1910 г. в усадьбе на улице Николаевской на средства Зонова и купцов Лаптевых для общины верующих-старообрядцев поморского толка строится первая в Вятке старообрядческая молельня. Поморский толк - одно из течений старообрядчества, отвергающее церковно-православную иерархию, таинство священства. Эта особенность вероучения нашла отражение в архитектурно-планировочном решении молельни - в молитвенном здании не было алтаря. В соответствии с религиозными взглядами старообрядцев, в декоративном оформлении фасадов преобладали мотивы древнерусского зодчества. Автором проекта здания являлся архитектор Э. К. Нюквист. Открытие молельни стало важным событием для религиозной жизни Вятки. На имя Дениса Зонова по случаю торжества поступили поздравительные телеграммы от старообрядческих общин Астрахани, Ярославля, Нижнего Новгорода. Д. Ф. Зонов финансировал не только строительство молельного дома, но и приобретение икон для него. В частности, в иконописной мастерской Ф. А. Бочкарева в Сызрани были заказаны Сретение Господне и Введение в церковь Пресвятой Богородицы. За первую икону, согласно сохранившейся переписке купца, им было заплачено 35 рублей, за вторую - 30 рублей.


Старообрядческая молельня. 1980-е

Любопытно, что молельня, хотя и была расположена на одной из главных улиц города, не была вынесена на красную линию ее застройки, а сдвинута в глубину квартала. Таким образом, за россыпью зеленых насаждений далеко не каждый мог увидеть происходящее в культовом строении старообрядцев. На усадьбе, обнесенной некогда глухой каменной оградой, кроме молельни, стояли два каменных флигеля, одноэтажный деревянный дом и службы. В 1915 г. к северо-западному углу молельни по проекту И. К. Плотникова пристраиваются служебные и жилые помещения.

После революции в 1918 г. все усадебные постройки были муниципализированы у наследников Дениса Зонова. Саму же молельню закрыли в 1930 г., а ее здание передали под жилье. В начале 1980-х здание находилось в аварийном состоянии, существовали планы по его сносу. Однако общественности удалось добиться сохранения молельни, ее ремонта. Постройку реконструируют: в бывшем молельном помещении устраивают тренировочный зал, в подвале - баню-сауну с бассейном, в здании размещается спортивная школа. С 1995 года помещение бывшей старообрядческой молельни занимает муниципальное учреждение «Детская филармония». В 2014 г. рассматривался вопрос о возвращении здания молельни старообрядческой общине, но муниципалитетом было принято решение отказать верующим.

Старообрядческая церковь - чисто русское явление, возникшее в результате раскола случившегося во второй половине XVII века. Оно может служить наглядным пособием к рассуждениям на тему «Личность и история», когда волей одного честолюбца, сейчас бы его назвали «западником», в веру страны на века вносятся кровавые распри. Спустя многие годы признано, что никакой особой прогрессивной составляющей, как и нужды, в не было, а вреда нанесено очень много.

Причина возникновения

Сама старообрядческая церковь, всё, что связано с ней, относится к трагическим, «чёрным» страницам русской истории. Современному человеку трудно понять, почему из-за некоторых изменений в обрядах выжигались сёла, людей морили голодом и предавали мученической смерти. Православные убивали друг друга с особой жестокостью. До тех пор, пока Никон не стал патриархом, он был, скорее, притворялся единомышленником членов «Кружка ревнителей благочестия», во главе которого стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этой организации проповедовались идеи самобытности русского православия. В него входили и Аввакум Петров и Иван Неронов, которых позднее Никон сослал в ссылку, где они приняли мученическую смерть.

Убежденный в своей правоте

В результате реформ, первоначально принимаемых новым патриархом в единоличном порядке, общество раскололось на две части, одна из которых оказала Никону активное противодействие (так, Соловецкий монастырь царёво войско осаждало 8 лет). Такое неприятие патриарха не остановило, он узаконил свои реформы созывом Московского собора 1954 года, который одобрил и утвердил их. Несогласие проявил один-единственный епископ - Павел Колоиенский. Старообрядческая церковь (одно из названий противников реформ) оказывалась вне закона. Никон пошёл дальше - он обратился за помощью к Цареградскому патриарху, от которого в 1655 году тоже получил одобрение. Несмотря на все гонения, сопротивление в обществе нарастало, и уже в 1685 году на государственном уровне царевной Софьей были изданы указы, ставящие старообрядцев вне закона. Начались кровавые преследования, которые продолжались и в правление Николая I.

Умный царь Освободитель

И только при Александре II ярые притеснения прекратились. Благодаря изданным царём «Правилам» старообрядческая церковь легализовалась. Ее последователи получили возможность не только отправлять богослужения, но и открывать школы, выезжать за границу и занимать высокие государственные должности. Но только лишь в 1971 году официальной церковью России признается неправота Соборов 1656 и 1667 годов, на которых старообрядцы предавались анафеме. Главная идея, которой руководствовался Никон, сделать русскую церковь отвечающей духу времени, то есть, привести ее в полное соответствие с греческой. Он мыслил, что, таким образом, Россия органичней впишется в развитые страны Европы. Такие люди всегда были на Руси. Они нанесли и наносят много вреда нашей Родине, втягивая ее западный мир.

Приверженцы веры

В результате вековых гонений русская старообрядческая церковь территориально разместилась на европейском севере России, где и сейчас влияние её довольно значительно. В нашей стране насчитывается до 2-х миллионов староверцев. Это очень внушительное число, превышающее представителей некоторых других конфессий, населяющих Россию. То, что в вопросах веры необходима терпимость - истина. В вере представителей этого религиозного направления суть состоит не в маниакальной приверженности обрядам, а в том, что православная старообрядческая церковь считает себя единственным истинным продолжателем русской церкви, существовавшей до введения «никоновских новин». Поэтому ее сторонники на протяжении веков, несмотря на страшные гонения, отстаивали свою веру, благодаря чему сохранились и дошли до наших дней такие бесценные элементы древнерусской культуры, как утварь, старые рукописные книги, иконы, обряды, пение, духовные стихи и речевая традиция. Целый пласт русской культуры.

Эпоха послаблений

В обеих столицах России после послаблений открылись культовые учреждения старообрядцев. Необходимо отметить, что само движение имеет много разновидностей - поповцы и беспоповцы, которые в свою очередь подразделяются еще на некоторые виды. Однако заветной мечтой большинства старообрядцев было желание иметь своего епископа. Стало это возможно только после 1846 года, с момента рукоположения для старообрядцев греческим митрополитом Амвросием епископов. Произошло это все в Белой Кринице. По имени населенного пункта названа возникшая Белокриницкая иерархия, которая и является современной Русской Православной старообрядческой церковью.

Главный храм

На территории России основным храмом этой деноминации (тип вероисповедания или является Покровский собор (Рогожский переулок, 29). Это главная старообрядческая церковь в Москве. История его возникновения относится ко времени эпидемии чумы (1771), когда кладбища выносились за городскую черту. За Камер-Коллежским валом образовалось старообрядческое кладбище, позднее возник поселок, а через 20 лет довольно богатая община, нуждающаяся в собственной церкви, заказала проект здания самому Матвею Казакову.

Старообрядцы размахнулись широко, но в результате противоборствующих действий митрополита Гавриила вместо громадного пятикупольного храма разрешено было возвести однокупольный, уменьшилась и высота здания. Но русская старообрядческая православная церковь только в 1905 году, в апреле месяце получила свой храм, так как в 1856 году по доносу митрополита Филарета двери церкви на были опечатаны. Открытие храма в 1905 году отмечается старообрядцами как особый праздник.

Новые времена

В России очень много культовых зданий этой деноминации. Так, только в Московской области их до 40, столько же и в самой столице. Русская старообрядческая православная церковь имеет свои молельные дома и часовни почти во всех районах Москвы. Списки их находятся в широком доступе. Нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Корнилий очень тонко выстраивает свои отношения как с официальной церковью, так и с властями, в результате чего он встретился с Президентом страны. В. В. Путиным. Главная старообрядческая церковь в Москве, Покровский храм, является кафедральным собором и резиденцией Патриарха Корнилия. Другое название этой церкви - Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Очень много церквей и соборов старообрядцев названы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что она считается их главной заступницей и покровительницей. Проект храма предусматривал размеры, превышающие Успенский собор Кремля. Приказом Екатерины II они были изменены. Рогожская старообрядческая церковь находится в одноименном историческом районе Москвы, известном под назван

ием которая возникла на левом берегу близь деревни Андрохина в XVI веке. Первый храм из дерева возник здесь в XVII веке, а в 1776 году уже именно купцы-старообрядцы возводят здесь свою первую в Москве церковь (Николая Чудотворца), а потом уже М. Казаковым строится Покровский храм.

Церкви старообрядцев в Санкт-Петербурге

Имеет свои культовые сооружения древнеправославие и Петербург. Старообрядческая церковь старейшей в Северной столице Лиговской общины расположена на Транспортном переулке. Храм, построенный по специальному проекту архитектора П. П. Павлова, был возведен всего за два года, но открытый для прихожан сразу после революции, он тут же закрылся. Возрожденная и зарегистрированная Минюстом в 2004 году, Лиговская старообрядческая община получила свой храм назад в 2005 году. Кроме него в Санкт-Петербурге действуют еще 7 религиозных учреждений Древнеправославной Церкви Христовой.