Средневековые монастыри европы с планом. Монастырь святого галла в швейцарии - утраченное величие и власть. Крым: Успенский монастырь

Средневековые монастыри европы с планом. Монастырь святого галла в швейцарии - утраченное величие и власть. Крым: Успенский монастырь

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монахи не должны были выходить за порог монастыря. Общение с внешним миром было для них нежелательно, ибо отвлекало от мыслей о спасении души. Поэтому монастырь жил замкнутой жизнью, вдалеке от обжитых мест. Все необходимое для существования обители находилось в ее пределах. Часто монастыри были окружены оградой для защиты от диких зверей. Для управления монастырем монахи из своего числа выбирали наиболее ученого и уважаемого человека, он становился аббатом (отцом) обители. Материал с сайта

Средневековый монастырь
Монах - переписчик книг

На этой странице материал по темам:

Мы не раз уже ссылались на сохранившийся в Сен-Галленском монастыре план, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в. На чертеже - самые разнообразные службы монастыря; ценность этого документа увеличивается тем обстоятельством, что он, по-видимому, является не планом того или иного определенного монастыря, а типовым планом, по которому должны были строиться все монастыри.

Интересно отметить, как черту наивности, свойственную той эпохе, что все объяснения к плану, имеющие более общий характер, изложены стихами. В прозе же дано только описание, непосредственно относящееся к Сен-Галленскому монастырю, например имя святого, которому будет посвящен главный престол, размеры длины и ширины церкви, одним словом - местные детали. Очевидно, эти рифмованные надписи были составлены не ради единичного случая, но представляют собою пункты общего устава, инструкцию, адресованную всем аббатствам в равной степени.

Рис. 340

Мы воспроизводим на левой стороне рис. 340 этот типовой план в общих чертах. Свободным расположением служб он напоминает план римской виллы. Как и в античной вилле, здесь совсем не соблюдены законы симметрии: строения размещены на обширных площадях, сообразно условиям местности и удобного пользования.

Примечание : План Сен-Галленского аббатства относится к 820 г. То, что этот план является, так сказать, образцовым планом, которым должны были руководствоваться при построении и другие монастыри, говорит за преобладание в раннем средневековье стремления к типологическому и стилистическому единообразию форм и в гражданских и в культовых сооружениях, причем как в отдельных сооружениях (базилика, донжон), так и в архитектурных комплексах (монастырь, замок, город); см. ниже. О плане Сен-Галленского аббатства см. Otte, Geschichte der Roman. Baukunst in Deutschland, 1874, стр. 92; Last eyrie, L"architecture religieuse en France a l"epoque romane, Paris 1912, стр. 141.

На плане аббатства, так же как и на плане римской виллы, различаются две главные части: villa rustika и villa urbana (вилла сельская и вилла городская). Последняя, собственно, и сделалась монастырем; как и в античном доме, здесь залы окружают двор с портиками, а атриум преобразовался в крытую галерею (клуатр). План Сен-Галленского монастыря можно кратко охарактеризовать следующим образом: в центре - церковь; на южной стороне - помещения для монахов и помещение для паломников; на северной стороне - помещение аббата, школы, гостиницы; позади - больница, значительно удаленная от монастыря; в окрестности - ферма и жилище для работников-мирян.

Следующий перечень уточняет этот общий план:

К - спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;

R - трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);

А -помещение аббата;

В - мастерская копиистов и библиотека;

Н - помещение для гостей;

Р - помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;

М - больница со специальной капеллой; налево от капеллы - больница для духовных лиц, направо - для посторонних;

F - ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.

В качестве подробности план указывает на расположенный под спальней калорифер, или подпольное отопление, которое в то же время служит для обогревания бани, находящейся во дворе L, а также на кафедру для чтения молитв - в трапезной.

Для сравнения с планом Сен-Галленского монастыря мы помещаем план аббатства Клэрво XII в. (рис. 340, справа). Сходство между этими планами так велико, что было бы излишним давать каждому из них специальное пояснение; поэтому мы обозначили на обоих планах одинаковые службы одними и теми же буквами.

Просмотрите описание Сен-Галленского монастыря, - оно отвечает аббатству в Клэрво; план Клэрво кажется осуществлением на деле типового плана, применительно к требованиям местности и к некоторым специальным условиям устава. Вот наиболее значительные различия: в Сен-Галленском монастыре была только одна крытая галерея - в Клэрво их две, причем вторая предназначена для научных занятий; вместо спальни над калорифером (hypocauste) здесь спальня без камина, расположенная во втором этаже, а под нею размещены зал капитула, приемная, небольшая комната, отведенная для бесед с посетителями, изредка разрешаемых монахам, и каморка, где монахи согревались после ночного богослужения.

В общем, во всех аббатствах и в течение всего средневековья помещения распределялись в том же духе, каким были продиктованы в IX в. графические указания плана Сен-Галленского монастыря. Только орден св. Бруно вносит в этот план изменения, выражающиеся в том, что каждому монаху отводится отдельная небольшая келья в углу дворика (картезианский монастырь, ныне разрушенный, в Клермоне; частью сохранившийся картезианский монастырь в Нюрнберге).

Помимо сельскохозяйственных зданий, прилегавших к монастырю, большие аббатства владели отдельными фермами, архитектура которых, сохраняя характер простоты, продик­тованной их назначением, иногда столь совершенна в художественном отношении, что постройки эти могут считаться первоклассными произведениями искусства. Такова ферма в Меслэ около Тура, сохранившиеся части которой изображены на рис. 341 .

Настоящими архитектурными памятниками являются и некоторые монастырские мельницы.

Упомянем, наконец, о монастырях-крепостях, как, например, Мон Сен-Мишель, многоэтажные постройки которого возвышаются на склонах скалы, поднимающейся среди моря. Такие монастыри-крепости представляют исключение; обычно же довольствуются зубчатой стеной с башенками по углам, полагаясь на уважение к священному месту.

Глава «Монастырские сооружения» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

Средневековые монастыри Европы – одни из самых посещаемых туристами мест. Раньше они были настоящими центрами общественной жизни, потому что совмещали в себе культуру, религию, административное управление, просвещение и даже судебную сферу. Здесь могли найти приют отчаявшиеся и бездомные, а для многих детей из бедных семей воспитание и жизнь в обители означали повышение социального статуса.

Несмотря на то, что в современном мире большинство первоначальных функций этих духовных мест утрачено, они не прекращают вызывать живой интерес.

Во-первых, они представляют собой прогрессивные архитектурные образцы средневековья, во-вторых, являются примерами замкнутых комплексов, которые обслуживали сами себя за счёт выполняемых монахами работ, содержащихся животных и выращиваемых сельхоз культур. По сути, это были образцы «государств в государстве» с особой жизнью и историей. Нередко монастыри Европы становились пульсарами исторических действий, где происходили трагические или великие событий. Многие из них окутаны таинственными и даже мистическими историями, до сих пор волнующими и поражающими воображение людей.

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус. Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры.

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Всем, кому посчастливилось побывать в австрийском городе Адмонт, расположенном на реке Энс, никогда не удастся забыть прекрасную картину: старейшие монастырские здания времён Средневековья, отражающиеся в водной глади реки.

Своим появлением живописный Адмонт обязан архиепископу Зальцбургскому, который инициировал его возведение в 1704 году. Здесь проводилась активная просветительская работа, особенно прогрессивными были монахи в естественных науках и в описании исторических фактов. Рядом с монастырской территорией была построена современная школа для девочек, в которой преподавали лучшие из монахов.

Пик процветания пришёлся на средние века, во времена служения аббата Энгельберта. Он был учёным, опередившим своё время, из-под чьего пера вышло много значимых научных работ. Именно в это время в обители начинает функционировать библиотека, по сей день являющаяся крупнейшей монастырской библиотекой не только Европы, но и всего мира. Коллекция книг настолько великолепна, что сюда ежедневно выстраиваются очереди посетителей. За год библиотеку посещает более 70 тыс. человек. Здесь можно увидеть 70 тыс. рукописных текстов и гравюр, а среди 200 тыс. книг есть огромное количество старейших экземпляров, созданных до XIII века.

Зал, где находится библиотека, представляет собой огромное светлое помещение, в котором причудливо смешались элементы неоготики, барокко и романского стиля. Кроме того, на территории действуют музеи естествознания и истории искусств, а в выставочном зале часто проходят музыкальные фестивали. Специальный отдел экспонирует картины для слепых. Можно только представить, насколько уникальны были бы выставки, если бы в 1865 году монастырские здания не пострадали от пожара.

Некоторые сокровища старейшей коллекции были проданы в кризисные 30-е годы XX столетия, которые стали очень тяжёлыми для жизни монахов. Были годы, когда деятельность монастыря прекратилась национал-социалистическим правительством, но с 1946 года духовная деятельность возобновилась, и с тех пор больше не приостанавливалась.

Монтекассино

Монастырь, созданный Бенедиктом Нурсийским на месте бывшего храма Аполлона, считается знаковым местом не только для Италии, но и для истории всей средневековой Европы. Его судьба полна горьких страниц, поскольку он неоднократно подвергался разрушениям. По этой причине тут сбереглась только небольшая часть старейшего величия и красот, наблюдаемых монахами и паломниками Средневековья. Тем не менее потоки гостей в эту обитель, расположенную на расстоянии 120 км от Рима, не прекращаются в любой сезон.

После постройки Монтекассино в 529 году на его территории возник Бенедиктинский орден. Но уже через 33 года строения разрушили лонгобарды. На восстановление ушло полтора столетия, но ещё через 170 лет его разорили сарацины. Отстроил Монтекассино папа Агапит II, понимающий его важность в жизни всей Италии. Военные атаки происходили и во время наступления Наполеона в 1799 году.

Следующее и величайшее разрушение произошло уже в ходе Второй Мировой войны в феврале 1944 года. Тогда возникло подозрение, что на территории монастыря находятся высокопоставленные фашистские военачальники, поэтому территория была разбомблена. От зданий смогли уцелеть только некоторые элементы, но основные ценности коллекций, к счастью, успели эвакуировать до начала бомбардировки, поэтому они остались невредимыми. Во время воздушных атак в стенах Монтекассино погибли сотни мирных людей, нашедших убежище в этих стенах в военное время.

По личному указанию Папы Римского вотчина бенедиктинцев была восстановлена в семидесятых, после чего сюда устремились тысячи паломников, желающих увидеть замок Средневековья. Гости могут любоваться внутренним двориком, храмами, виноградниками и слушать истории из средневековой жизни.

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Настоящая жемчужина христианства расположена на острове побережья Нормандии на северо-западе Франции. Замок удивительной красоты с высокими башнями, уходящими в небо и отражающимися в морской воде, представляет собой незабываемую картину, увидеть которую ежегодно стремятся более 4 млн туристов со всего мира.

Мон–Сен-Мишель с французского переводится как «Гора Святого Архангела Михаила». Уникальное расположение способствует тому, что добраться на него по сухопутному пути можно только во времена значительных отливов, а приливы отрезают его от материковой суши, оставляя тончайший перешеек, по которому не каждый решается ступить. Это заставляет туристов быть предельно осмотрительными: ещё Виктор Гюго писал, что скорость прилива воды равна скорости лошади, скачущей галопом. По этой причине огромное количество туристов не смогли преодолеть этот путь, утонув в заливе.

История возникновения старейшего монастыря связана с красивой легендой: в 708 году епископу Авраншу Святому Оберу во сне явился Архангел Михаил с указом начать строительство обители монахов на острове. Проснувшись, епископ подумал, что мог неправильно понять видение. После второго подобного сна он продолжал сомневаться, поэтому Архангел приснился Авраншу и в третий раз, оставив на голове ожог. Сразу после этого епископ решил инициировать строительство.

В X веке количество паломников стало так велико, что для них у подножия обители был построен маленький город, а обилие пожертвований позволило собрать нужную сумму, чтобы на вершине горы воздвигнуть огромный храм. На территории Мон-Сен-Мишель к началу XIII века жили несколько сотен регулярных монахов. Но постепенно значение аббатства ослабевало, и уже к 1791 году монашеская жизнь здесь закончилась, уступив место тюрьме, просуществовавшей до конца Великой французской революции. С 1873 года начата масштабная реконструкция, в ходе которой Мон-Сен-Мишель имеет современный внешний вид. Многим он напоминает замок с заставки кинокомпании Дисней, много лет олицетворяющую красоту замков Средневековья.

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

Старейшие средневековые монастыри Европы

5 (100%) 1 проголосовавших

IV Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и раз-ные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходи-мости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский мона-стырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббат-ством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130) , которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди горо-дов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктин-ские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на гор-ных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Норман-дии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря храня-щимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу палом-ников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пили-гримы могли получить доступ к желанным святыням и не пере-давили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гоз-берта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах перга-мена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но иде-альный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 под-писями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фон-тене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

1. Церковь


Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.