Сотворение мира 4 день. Библия и наука о сотворении мира. Четвертый день творения. Трактовки: ранние и современные

Сотворение мира 4 день. Библия и наука о сотворении мира. Четвертый день творения. Трактовки: ранние и современные

Цели тематической недели:

  • ознакомить малыша с библейской историей создания мира - о четвертом дне творения;
  • ознакомить ребенка с цифрой 4 - ее числовым значением и внешним видом;
  • ознакомить с такими понятиями, как «небесные светила», «солнце», «звезда», «планета», «спутник планеты», «комета», «млечный путь»;
  • развивать логическое мышление, воображение, память, связную речь, ассоциативное мышление и внимание;
  • развивать умение работы с клеем и бумагой;
  • научить ребенка любить Иисуса, быть благодарным Ему за жизнь и за наш мир, который Он создал;
  • воспитывать усидчивость, волю, внимание и аккуратность.

Основные понятия:

небесные светила, солнце, звезда, планета, луна - спутник планеты, комета, млечный путь.

Необходимые материалы:

  • для оформления каждого занятия: звуковые эффекты;
  • для поделки: бумага черного и белого цвета, шаблон для аппликации с изображением цифры 4 (формат А3), клей, наклейки звезды, фольга или блестящая самоклеющаяся бумага;
  • для наглядности: фланограф с изображением неба с облаками и солнца, темный фон, звезды и луна.

Текст из Библии: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый." (Книга Бытие 1:14-19) .

Данные занятия можно проводить в свободном порядке, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей вашего ребенка.
Несмотря на особенности Вашего занятия, оно в любом случае, должно состоять из 4 частей .


Ход занятия:

1. Вводная часть

1.1 Организационный момент (песенка, короткая молитва, стишок для начала занятия).

1.2 Повторение предыдущего материала.

Игра №1. «подбери цифру».

Необходимо подобрать к каждой из трех цифр соответствующую картинку. Обратите внимание ребенка, что количество рисунков соответствует числовому значению циры.

Задание №2 «Найди лишнее».

Напомните малышу, что в третий день была создана не просто растительность, но и плодовые деревья, кусты и травы.

Все плоды можно разделить на овощи, ягоды и фрукты.
Предложите ребенку найти лишнее среди двух предложенных вариантов:

Лишнее - ананасы, т.к. это фрукты.

Лишнее - яблоко, это фрукт.

2. Основная часть. Рассказ

2.1. Знакомство с персонажем занятия - цифрой 4.

Атрибут занятия - изображение цифры 4 (им может послужить заготовка для аппликации - нарисованный на листе формата А3 жирный контур цифры 4).

Сегодня к нам в гости пришла цифра четыре и она хочет рассказать нам о четвертом дне творения.

Как ты думаешь, на что похожа эта цифра? На кактус, на перевернутый стул, на согнутую руку в локте. Попробуй ее изобразить!
На какую цифру из тебе знакомых похожа цифра 4? Да, она немного похожа на единичку - такая же стройная.

2.2. Библейский рассказ. Создание небесных светил.

Включить музыкальный фон

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый." (Книга Бытие 1:14-19)

2.3. Разминка. Игра "день-ночь" (с названим светил).

Закрепляет изученные понятия, внедряя их в практическое действие. Развивает логическое мышление, его быстроту, координацию движений, реакцию.

Взрослый комментирует предложениями: «Настала ночь», или «На небе засветилась луна», «Над нами появились яркие звезды», «Настало утро», «В небе засияло теплое солнышко»…
Ребенок должен придумать и показать действия, относящиеся к бодрствованию днем и сну ночью.

3. Практическое закрепление.

3.1. Видео о космосе.

3.2. Лепка из пластилина «Ночное небо»

  1. Раскатываем из синего, белого и желтого пластилина тонкие пласты одинаковой формы и размера (желательно прямоугольной или приближенной к ней). Накладываем их друг на друга и сворачиваем рулоном (получается цветной рулетик).
  2. С помощью ножа для пластилина нарезаем его на полоски толщиной около 1 мм.
  3. Соединяем полученные пластиночки между собой и украшаем ими поделку.

Можно размазать ночное небо по листу бумаги или картона.

3.3. Игра «Блуждание в темноте»

В темное время суток выключаем свет и зажигаем фонарик, мобильный телефон или свечку - это «звезда». Предлагаем малышу поиграть в догонялки - догнать «звезду».

С ребенком старше 2-3 лет можно усложнить правила:
Перед тем, как выключить свет, разместить по кругу разные предметы. Попросить ребенка запомнить их местонахождение. Даем ребенку в руки фонарик и выключаем свет. Предлагаем осветить тот предмет, который называем.

3.4. Аппликация-мозаика "Заполни цифру 4"

(с использованием наклеек-звезд, фольги или самоклеющейся бумаги).

Гостья нашего занятия, цифра 4 очень хочет, чтобы мы ее также украсили, как и предыдущие цифры.

Показываем заготовку для аппликации с изображением цифры 4.

Цифру 4 мы также разделим пополам, как цифры 1 и 2. Вверху можем разместить ночь (ведь сутки начинаются с вечера), а внизу - день (можно и наоборот).

Для украшения ночи у нас есть красивые наклеечки звезды (фигурные макаронные изделия или вырубки звезд ), а также давай разместим среди них луну (вырезаем из серебряной фольги или самоклеющейся бумаги).

Днем нам светит с неба солнышко (золотая фольга или желтый картон). Оно круглое, как мячик, а вокруг можем наклеить лучи.

Старайся не выходить за поля цифры, не намазывай клей слишком обильно, чтобы он не растекался.

Для удобства и простоты можно смазать клеем саму заготовку — тогда малышу нужно будет всего лишь подобрать необходимый цвет и наложить на нужное место. Если ребенок может сам намазывать бумагу клеем - предоставьте ему такую возможность.

Оформляем работу памятным стихом из Библии, и прикрепляем на видное место рядом с предыдущими цифрами.

3.5. Игра «Движение небесных тел»

Если количество детей на занятии больше 3, раздайте каждому роли: солнце, луна, земля, планеты, кометы, дальние звезды, метеориты. Предложите детям показать собственными движениями движение небесных тел.

Если площадь помещения или количество участников не позволяет вам «вращаться» друг вокруг друга, возьмите настольную лампу (солнце) и мячики (луна и земля), если есть - маленький глобус и покажите то же самое.

3.7. Поделка «Звездное небо»

Материалы: синий картон, изображение звезд и небесных светил. В нашем случае - макаронные изделия, наклейки для творчества, пайетки.


3.8. Познавательная экскурсия

Совершите вечернюю прогулку под звездным небом всей семьей. Если есть возможность, проведите экскурсию в планетарий или воспользуйтесь телескопом.

3.9. Поделка «Вырезаем солнышко»

Дайте малышу 2-3 лет в руки желтый или золотой круг из картона и ножницы с тупыми концами, и он с удовольствием сделает такое солнышко:

4. Заключительная часть.

А теперь немного отдохнем, ты наверняка, уже устал. Давай повторим все, что учили сегодня. Мы говорили с тобой о четвертом дне творения.

К его началу уже был свет. Нашу планету окружало небо, которое называют атмосферой. В ней был воздух, которым мы дышим.
Планета была покрыта водой (реки, моря и океаны) и сушей, на которой росли разные растения - травы, кусты и деревья. Растения приносили вкусные плоды, которые можно было кушать.

Что же было в небе? В четвертый день на нем появились светила, которые разделяли день и ночь. Днем начало светить яркое теплое солнышко, а ночью сияли звезды и луна отражала солнечный свет.

Давай вспомним еще, какую новую цифру мы с тобой выучили, благодаря четвертому дню? Правильно, это цифра четыре. Давай сосчитаем до четырех, в этом нам помогут наши четыре цифры-аппликации.

А теперь давай поблагодарим Бога за солнышко, звезды и луну. Без солнечного света ни мы, ни животные, ни растения не смогли бы хорошо жить. А если бы ночью не светили звезды и луна, было бы очень темно и страшно.

Вот и закончилось наше занятие о четвертом дне творения. Конечно мы не хотим чтобы вы от нас уходили:) Поэтому приглашаем вас к след. занятию о пятом дне творения " "

Четвертый день творения

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи и для знамений и времен (года), и дней, и годов, и стало так. ..И поставил их Бог, на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Быт. 1, 14, 17-19)

Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? Потребовались тысячелетия, пока человечество стало способно принять и понять известную нам космогонию. А тогда как можно было объяснить, что земля шар, что люди живут на ней и сверху, и снизу и не падают. И чем держится земля – для этого нужно было, прежде всего, знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.

Но настойчиво говорит пророк, что эти светила появляются на небе, чтобы светить на земле, значит до сего времени земля освещалась как-то иначе, не этими светилами, которое одно светит днем, а другое – ночью, "для отделения дня от ночи и для знамений и времен (по-видимому, для времен года), и дней, и годов", т.е. годичного круга и всего комплекса явлений, тесно связанных с астрономическими законами, которые существуют до настоящего времени, а тогда только появились. Тогда-то Моисей впервые и упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических "дней-иомов". Возьмем теперь логическую обратную сторону этого вопроса, рассмотрим то, что было до четвертого дня творения.

Свет был отделен от тьмы.

Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому что их не было на небосклоне.

Не менялись и времена года – не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.

Это логическое следствие того, что сказано пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения.

Чем же в геологии подтверждается справедливость сказанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные?

Полное отсутствие годичных колец на деревьях Палеозойской эры, за исключением последнего Пермского периода, когда они впервые появляются.

Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.

Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.

Такая же тепловидная фауна по всему земному шару, включая и полюсы.

Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.

Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с Пермского периода.

Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам.

Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные факты будут оставаться неразрешимыми загадками.

Есть несколько иных объяснений этих явлений, но насколько они убедительны, можно судить из следующего:

Теория отклонения земной оси категорически опровергается астрономами.

Теория перемещения полюсов за счет плавающих на расплавленной магме материков (теория Вегенера), вполне обоснована и вероятна, но чтобы их движение было противоположно движению земли с полюсов на экватор, то это мало вероятно и, во всяком случае, противоречит физическим законам. Кроме того, такая теория все равно ничего не объясняет, так как вся флора и фауна по всему земному шару в Палеозой тепловидная, почти тропическая. Далее, * * увязать подобное объяснение с отсутствием годичных колец у всех деревьев по всей земле, кончая Пермским периодом и пр. Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божия видна в законах, которые заложены в тех или иных проявлениях жизни на Земле. Совершенно естественно заинтересоваться, что же было орудием в руках Божиих при переустройстве астрономических законов Земли в четвертый день творения.

Земная кора на протяжении своей истории пережила три мощных катаклизма. Все они происходили на грани эр. Первый и самый мощный из них был в конце Архейской эры, результатом этого катаклизма явилась Каледонская складчатость. Второй – в конце Палеозоя, уже в Каменноугольный период, с ним связана Варисцийская складчатость и, наконец, последний – в третичное время, из-за которого появилась Альпийская складчатость. Первый раз в конце Архейской эры колоссальное количество углекислых газов вышло из трещин земной коры при вулканических излияниях, газы были катализаторами для водяных паров, которые тогда впервые осели на землю и образовали первые водные бассейны на поверхности Земли, но все же подавляющая масса водяных паров находилась еще над землею, окутывая ее плотным покровом. Второй раз в Каменноугольный период такое же количество углекислых газов вырвалось из недр земли, и вновь огромное количество водяных паров стало сгущаться и оседать на землю. Надо полагать, что на этот раз атмосфера вокруг Земли приблизилась к современному состоянию, небо впервые частично очистилось, и лучи солнца начали проникать на землю.

В результате этих мощных эндогенных процессов появился целый ряд горных хребтов и массивов, как, например, Уральский хребет и Донецкий кряж, которые вначале были высочайшими горами, потом с течением времени размылись, а Донецкий кряж был почти нивелирован.

Третий раз мощные катаклизмы произошли в третичный период, во время которого образовались высочайшие горы Европы и Азии: Альпы и Гималаи, а также Пиренеи, Апеннины, Балканы, Кавказ и др.

Сотворение мира единым Богом-творцом - одна из центральных идей иудаизма и христианства. Главным источником этой концепции служит Библия, а точнее, её первая книга - Бытие, относящаяся к . Сотворение мира имеет множество интерпретаций. Та или иная точка зрения формируется в зависимости от того, к какой религии человек принадлежит.

Научный подход

История в Библии описана подобным образом: Творец создал землю за 6 дней (На седьмой день Создатель «отдыхал» - следил за развитием жизни). Как бог создал землю за 7 дней со всем её многообразием? Это ведь попросту невероятно! Возможно, «день» - это грубый перевод с древнееврейского. Древнееврейское «йом» (то слово, которое неоднозначно перевели как «день») может значить и гораздо больший временный период, например, эру либо эпоху. Например, в Псалме № 89 один божественный день соответствует тысяче земных лет .

Существует и другое значение божественного дня. В «Евангелие Царства Небесного» апостол Иуда повествует о разговоре Иисуса Христа с фарисеями, в котором он говорит о том, что божественный день соответствует времени, за которое Солнце трижды пройдёт свой путь. Сын бога в своём высказывании имеет в виду не оборот Земли вокруг Солнца, а движение Солнца вокруг центра галактики. По расчётам астрофизиков, он занимает 250 миллионов лет, таким образом, мы видим, что один божественный день приравняется к 750 миллионам земных лет.

Соответственно, шесть дней, за которые Бог сотворил мир, это 4,5 миллиарда человеческих лет. Интересным фактом является то, что и в научной картине мира, дата образования Земли была 4,5 миллиарда лет назад.

Дни творения мира Богом:

  • I день (750 миллионов лет). Сотворены небо, земная твердь и свет.
  • II день (1,5 миллиарда лет). Произошло создание атмосферы.
  • III день (2,25 миллиарда лет). Сотворены моря и суши, травы и деревья.
  • IV день (3 миллиарда лет). Из-за уменьшения плотности атмосферы и её очищения стали видны Солнце, звёзды и Луна.
  • V день (3,75 миллиарда лет). Созданы рыбы, древние рептилии (динозавры), птицы.
  • VI день (4,5 миллиарда лет). Созданы млекопитающие и современные рептилии (змеи и ящерицы), сотворён человек по божественному образу и подобию - мужчина и женщина с телом, Душой, Духом и Совестью.
  • VII день (5,25 миллиарда лет). Отдых Бога. Развитие жизни (божественное задание - «плодитесь и размножайтесь»).

Сотворение мира по Библии для детей кратко описывается именно так, но мы более подробно рассмотрим происходящее в каждый из дней.

Библейское сказание о сотворении мира названо Шестодневом . В начале Книги Бытия ведётся рассказ о великих божественных делах - сотворение мира со всем его многообразием и во всём его совершенстве в течение шести дней. Бог создал Вселенную, наполнив её огромным множеством небесных светил, сотворил землю с её водоёмами и горными вершинами, человека, флору и фауну. Откровение о сотворении мироздания является величайшей идеей, идеей, которая даже смогла превзойти разум. Идея о сотворении всего из ничего, бытие из небытия. Итак, вначале Господь создал небо и землю.

Бог самодостаточен, он сотворил мир лишь из исключительной любви. Первыми Господь создал Ангелов. Хоть Ангелы и являются божественными существами, они тоже когда-то были сотворены, они имеют своё начало, ибо всё имеет начало, и лишь Бог безначален.

Хронология создания

В самом начале земля представляла собой неустроенную пустошь. Материя (бытие), которая была создана из ничего (из небытия), была неупорядоченной, скрытой тьмой. Однако тьма была лишь следствием отсутствия света, как и зло лишь следствие отсутствия добра, то есть тьма не могла изначально создаваться как самостоятельная стихия.

Первый день

По воле Господа возник свет, отделивший бытие от тьмы. Господь не изничтожил тьму, а ввёл периодическую смену тьмы и света, дня и ночи. Ночью человеку, как и любому другому человеческому существу, полагается восстанавливать силы.

Примечательно, что в описании первого дня сотворения первым описан именно вечер, а затем только утро. Именно по этой причине у древних евреев новый день начинался с вечера. Подобный порядок остался неизменным и в богослужениях Церкви Нового Завета.

Второй день

Господь создал небо. В древнееврейской культуре мы можем встретить метафоричное сравнение неба с шатром: простираешь небеса, как шатер. В описании второго дня идёт речь и о воде, которая, помимо земли, встречается и в атмосфере.

Третий день

Были сотворены океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. В третий же день Господь создал всю флору, положив начало органической жизни на земле. Из земли появилась зелень, трава и деревья, которые, размножаясь семенами, продолжали свой род, соблюдая преемственность поколений. Это говорит о постоянстве всего, что имеет божественное творение.

Четвёртый день

В этот день были сотворены небесные светила. Каждое из них имеет своё предназначение, отличается от других. Как мы помним, сам свет был сотворён во второй день, а все светила, в том числе и Солнце, - в четвёртый. Соответственно, Солнце не единственный источник света, однако Господь - отец всего света.

Сотворение светил имело несколько целей:

  • Освещение земли и всего, что находится на ней;
  • Установить различие между дневными светилами (Солнце) и ночными (Луна и звёзды);
  • Ввести разделение дня и ночи, времён года;
  • Вести летоисчисление с помощью календаря;
  • Свет может стать знамением.

Пятый день

На заре пятого дня Господь обращает внимание на воду (так же как в третий день - на землю). Стоит уточнить, что под водой понимается и атмосфера.

В этот же Бог повелел сотвориться представителям фауны, формы жизни более высокой, нежели растения. В пятый день сотворены рыбы и амфибии, а также птицы, насекомые и все те, кто живёт в воздушной среде. Господь создаёт первых существ разного пола и завещает им плодиться и размножаться.

Шестой день

Господь творил существ от низших к высшим. В шестой день Бог сотворил человека из праха земного. Творец решил, что человеку не нужно быть одному, взял его ребро и создал жену человеку. Господь не создал несколько супружеских пар, потому что хотел видеть человечество единым, их единство бы заключалось в общем предке - Адаме. Исходя из этого все люди являются родственниками.

После создания человеческого тела Бог одарил его дыханием жизни и душою, то есть душа имеет божественное происхождение, это является главной особенностью человека.

Сотворение человека - последний этап Шестоднева . Господь создал мир, и это его совершенное творение, рука Бога не внесла в него зла, то есть мир изначально вместилище лишь блага.

Возможно, Шестоднев - лишь красивая притча. Наука представляет нам иную картину миру, нежели религиозное учение. Однако научная теория является лишь теорией, а, значит, не может быть доказана. Чтобы подробнее ознакомиться с мнением учёных, можно посмотреть один из множества документальных фильмов, например, «Вопрос о происхождении». А, посмотрев, решить, правда это или нет. Каждый будет придерживаться своего мнения, ведь для одного икона - просто картинка, а для другого - святая реликвия.

Сотворение мира




О четвертом дне творения мира

Нас окружает прекрасный мир. В нем все очень красиво. И даже не просто красиво, а удивительно красиво. Нет на свете двух одинаковых цветков, и двух листьев на всех деревьях на свете тоже не найдется одинаковых. И даже снежинки никогда не бывают одинаковые.

А ведь когда идет снег - с неба падает столько снежинок, что их и сосчитать невозможно.

Мир, который окружает нас не только очень красивый. В нем еще и все очень разнообразно.

И не только все в мире разнообразно, но и разумно устроено. В нем есть вода, свет, воздух, которые необходимы для жизни. Не будь чего-нибудь одного - и жизнь была бы невозможна.

Бог начал одаривать мир жизнью с самого первого дня творения. Сначала Он создал свет, затем - воду. А в третий день Бог повелел земле произрастить из себя всякую зелень, и тогда появились всякие растения. Конечно, это были не те величественные деревья или прекрасные цветы, которые окружают нас теперь. Первые растения напоминали мелкую зеленую пыль. Но они были живые. Все будущие великолепные были словно спрятаны в них, подобно тому, как в маленьком зерне прячется большое и прекрасное дерево.

А еще первые растения стали вырабатывать воздух. А воздух необходим для жизни всех других существ.

Бог творил мир в несколько дней, хотя, конечно, мог бы его сотворить даже не в день или в час, а в одно мгновение. Но у Бога очень много любви. И мир Он сотворил потому, что любовь переполняла Его - Бесконечного Бога.

А если кто-нибудь что-нибудь делает из-за любви, то старается сделать это незаметно: так, чтобы любимый человек не чувствовал себя обязанным. Ведь настоящая любовь - это не то, чтобы давать как будто в долг. Настоящая любовь не требует ничего назад.

А Божественная Любовь - это любовь самая настоящая. Поэтому Бог и сотворил мир постепенно, словно вырастил из зернышка.

В четвертый день Бог повелел:

Да будут светила на тверди небесной.

Небесная твердь - это пространство Вселенной. Бог начал его устраивать еще в первый день творения, когда разделил тьму и свет, и назвал тьму ночью, а свет - днем, и повелел им сменять друг друга.

В четвертый день Бог устроил окончательно мир небесных звезд и планет. Он повелел им быть светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. Бог сотворил два самых главных для нашей планеты светила - Солнце и Луну.

Солнечные лучи несут земле свет и тепло. Свет и тепло нужны, чтобы жизнь на земле не угасла, а наоборот - развивалась.

А вот Луна дает совсем немного света, и лучи ее не греют. Конечно, Луна очень красивое небесное светило, и на нее очень приятно смотреть в тихую лунную ночь.

Но из всех живых существ были только первые растения, похожие на зеленую пыль. Смотреть на Луну потому было некому, но она была совершенно необходима. Все растения ночью растут сильнее, чем днем, и особенно сильно тогда, когда в небе сияет полная Луна.

А первым растениям нужно было еще стать травами, деревьями и кустарниками, чтобы жизнь на земле могла развиваться дальше.

Бог продолжал творить - и это был четвертый день.

Так получилось,что в первый день зимы я обрел ЕЁ! А еще это был четверг,то бишь четвертый день недели,о котором написано выше.

Тигруль,я тебя люблю.Извини,если банален,но так вышло.Я только эти слова у себя перед глазами и вижу,счастье мое.Хочу всегда видеть тебя рядом и хочу,чтобы ты почаще улыбалась,ведь тебе это идет,как никому другому.Твой Лис.

14. Четвертый день творения.

14. И сказал Бог: “да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.”

“да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи…” Здесь космогоническое видение о новом миротворческом периоде, в который земля обособилась от солнечной системы. Сам библейский рассказ об этом опять-таки ведется приспособительно к младенческому мировоззрению первобытного человека: так, светила представляются как бы утвержденными на наружной небесной тверди, какими они, действительно, и рисуются в нашем обыденном, ненаучном представлении. Здесь впервые указывается действующая причина разграничения суток на день и ночь, состоящая во влиянии светил. Этим самым как бы дается косвенное подтверждение той мысли, что три предшествующих дня творения не могли быть, следовательно, обычными астрономическими сутками, а что такой характер в библейском повествовании они получили уже впоследствии, в качестве известных определенных моментов космогонического видения.

Библия указывает нам троякое назначение небесных светил: во-первых, они должны разделять день от ночи, причем солнце должно было сиять днем, луна же и звезды – светить ночью; во- вторых, они должны служить регуляторами времени, т.е. различные фазы солнца и луны должны были показывать периодическую смену месяцев и сезонов года; наконец, их ближайшее назначение в отношении земли состоит в том, чтобы освещать ее. Первое и последнее назначение небесных светил совершенно ясны и понятны сами по себе, среднее же требует некоторого разъяснения.

“для знамений…” Под этими знамениями отнюдь не следует разуметь какого-либо суеверного почитания небесных светил или подобных же астрологических гаданий, бывших в широком распространении у народов древнего Востока и жестоко осуждаемых в избранном народе Божьем (Втор 4:19; 18:10). Но это, по толкованию блаженного Феодорита, значит то, что фазы луны, равно как время восхода и захода различных заезд и комет, служили полезными руководственными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков (Быт. 15:5, 37:9; Иов. 38:32-33; Пс. 103:14-23; Мф. 2:12; Лк. 21:25). Очень рано фазы луны и положение солнца стали служить знаками разделения года на месяцы и объединения последних во времена года – весну, лето, осень и зиму (Пс. 63:16-17). Наконец, впоследствии фазы луны, в особенности новолуние, стали играть очень видную роль в цикле священных библейских времен или древнееврейских праздников.

16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

“И создал Бог два светила великие…” Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей (Пс. 103:19; 78:16; 135:7-9; 148:3-5; Иер. 31:35), совершенно ясно, что здесь подразумеваются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой в применительно к солнцу, как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т.е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте.

“и звезды.” Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца (Пс. 8:3-4; 18:1-6; Иов. 38:31-33; Ис. 40:21-22,25-26; 32:13; 66:1-2; Иер. 33: 22; Откр. 5:8 и др.).

17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

“и управлять днем и ночью…” Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды – для управления ночью (135:9), восход же солнца определил быть началом трудового дня для человека (103:22-23). Еще яснее выражает эту мысль пророк Иеремия, прославляя Господа Вседержителя, который “дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью ” (Иер. 31:35).


| |