Сообщение о а с хомяков. Православная электронная библиотека. Литература о жизни и творчестве

Сообщение о а с хомяков. Православная электронная библиотека. Литература о жизни и творчестве
Сообщение о а с хомяков. Православная электронная библиотека. Литература о жизни и творчестве
  • 6.Проблема бытия в Элейской философской школе (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелис).
  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).

    Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.

    Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

    Философские взгляды Хомякова А.С.

    Среди идейных источников славянофильства Хомякова, наиболее полно выделяется Православие, в рамках которого было сформулирована идея о религиозно-мессианской роли русского народа . Мыслитель в начале своей деятельности находился под значительным влиянием немецкой философии, в особенности философии Шеллинга. Определённое влияние на него оказали также теологические идеи, например, французских традиционалистов (де Местр, Шатобриан и др.).

    Формально не примыкая ни к одной из философских школ, он особенно сильно критиковал материализм, характеризуя его как «упадок философского духа». Исходным в его философском анализе было положение о том, что «мир является разуму как вещество в пространстве и как сила его времени ».

    Сравнивая два способа постижения мира: научный («путём доводов») и художественный («таинственное ясновиденье»), он даёт предпочтение второму .

    Соединяя православие и философию, А.С. Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно. Только «знание живое», основанное на Вере и Любви, может открыть истину. А.С. Хомяков был последовательным противником рационализма. Основу его теории познания составляет принцип «соборности ». Соборность - есть особый вид коллективизма. Это церковный коллективизм. С ним как духовным единством связан интерес А.С. Хомякова к общине как социальной общности. Мыслитель защищал духовную свободу личности, на которую не должно покушаться государство, его идеал - «республика в области духа». Позднее славянофильство эволюционирует в направлении национализма и политического консерватизма.

    Первая основная особенность философского творчества Хомякова состоит в том, что он исходил из церковного сознания при построении философской системы .

    Антропология является у Хомякова, посредствующей между богословием и философией. Из учения о Церкви выводит Хомяков то учение о личности, которое решительно отвергает так называемый индивидуализм . «Отдельная личность, – пишет Хомяков, – есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад». Лишь в живой и морально здоровой связи с социальным целым личность обретает свою силу, для Хомякова личность, чтобы раскрыть себя в полноте и силе, должна быть связана с Церковью. Хомяков критиковал односторонний характер западной культуры. Он - религиозный философ и богослов. Соединяя православие и философию, А.С. Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно. Только «знание живое», основанное на Вере и Любви, может открыть истину. А.С. Хомяков был последовательным противником рационализма. Основу его теории познания составляет принцип «соборности». Соборность - есть особый вид коллективизма. Это церковный коллективизм. С ним как духовным единством связан интерес А.С. Хомякова к общине как социальной общности. Мыслитель защищал духовную свободу личности, на которую не должно покушаться государство, его идеал - «республика в области духа». Позднее славянофильство эволюционирует в направлении национализма и политического консерватизма.

    Философия Киреевского И.В.

    Киреевский получил хорошее домашнее образование под руководством поэта-романтика Жуковского.

    Киреевский - поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики . Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 томах.

    Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

    Он был подлинным философом и никогда и ни в чем не стеснял работы разума, но понятие разума, как органа познания, у него всецело определялось тем углубленным его пониманием, какое сложилось в христианстве. Киреевский в своей религиозной жизни жил действительно не только религиозною мыслью, но и религиозным чувством; вся его личность, весь его духовный мир были пронизаны лучами религиозного сознания. Противоставление подлинно христианского просвещения и рационализма является действительно осью, вокруг которой вращается мыслительная работа у Киреевского . Но это не есть Противоставление «веры» и «разума», – а именно двух систем просвещения. Он искал духовной и идейной целостности, не отделяя философского сознания от богословского, (но решительно разграничивал откровение от человеческого мышления). Эта идея целостности была для него не только идеалом, но в ней он видел и основу для построений разума. Именно в этом плане Киреевский и ставил вопрос о соотношении веры и разума, – только их внутреннее единство было для него ключом к всецелой и всеобъемлющей истине. У Киреевского же это учение связано со святоотеческой антропологией. В основу всего построения Киреевский кладет различение «внешнего» и «внутреннего» человека, – это есть исконный христианский антропологический дуализм. От «естественного» разума надо вообще «восходить» к разуму духовному.

    "

    Биография Хомякова Алексея Степановича – Молодые годы
    Алексей Степанович родился 1 мая 1804 г. в Москве. Папа у Алексея (Степан Александрович) был человеком слабовольным, не владел собой. Был членом Английского клуба и заядлым игроком. Считается, что за всю жизнь он проиграл около миллиона рублей. Но благо, что он был московским богачом. Также Степан Александрович живо интересовался литературной жизнью и просто обожал своих детей, старшего Фёдора И младшего Алексея. Но не смотря на это, он так и не смог дать должного воспитания и создать какой-либо стержень детям. Умер он в 1836 году. Главой семьи ещё до рождения Алексея была его мама, Марья Алексеевна (Киреевская). Она была властной и энергичной, держала в руках всё хозяйство, дом и воспитание детей. Умерла мать в 1958 году. Благодаря её влиянию Алексей, пошёл по стопам славянофила. С его слов, все убеждения, к которым он пришёл в будущем, выросли именно из его детства. В общем-то биография Хомякова является таковой именно благодаря матери. Он был воспитан в атмосфере преданности православной церкви и народным началам жизни.
    Когда Алексею было 15 лет, его семья переместилась в Санкт-Петербург. Тогда ему город на Неве казался чем-то языческим, и жизнь там он оценивал как испытание на приверженность православию. Там Алексея русской словесности обучал драматический писатель Жандр, друг Грибоедова. Обучение Хомяков завершил в Москве, куда его родители ездили на зиму с 1817 по 1820 год. После окончания обучения, Алексей успешно сдал экзамен при Московском университете на учёную степень кандидата математических наук.
    Спустя два года Алексей Степанович идёт служить в кирасирский полк, который был расквартирован на юге России. Ещё с детства Алексей грезил войнами и военной славой. Поэтому он пытался немногим раньше сбежать из дома на войны в Греции, но попытка не увенчалась успехом. Через год после поступления на службу, Алексей перевёлся конногвардейский полк, расположенный рядом со столицей. Но уже вскоре после этого он ушёл в отставку и уехал за границу. По прибытии в Париж Хомяков увлёкся живописью и уже подходил к завершению трагедии "Ермак", которую поставили в Санкт-Петербурге через два года, то есть в 1827 году. Вернувшись на Родину он выступал в различных салонах с критикой популярного в те дни шеллингизма. Биография Хомякова отличается тем, что она была одной из немногих, которая, не переживала кризиса в мировосприятии своего объекта. Для Алексея Степановича всю жизнь существовали чёткие ориентиры, которые присвоила ему ещё мать, это непоколебимость в правоте православной веры и истинности народных устоев.
    Что касается, поэтического творчества, то сначала стихотворения Хомякова созданы под глубоким влиянием поэзии Веневитинова, соответствующей духу романтизма.
    С началом русско-турецкой войны в 1828 году Алексей вновь вернулся на службу, поддавшись своим внутренним позывам. В рядах гусар он участвовал в нескольких боях и даже был удостоен ордена святой Анны с бантом, за храбрость. По окончании войны Хомяков вновь подал в отставку и более не возвращался к службе в армии.
    Биография Хомякова Алексея Степановича – Зрелые годы.
    Последующая биография Хомякова не насыщена разнообразными событиями. Алексей не видел необходимости в службе и спокойно занимался на своих имениях летом а зимой живя в Москве.
    В 1830-е годы XIX века формируется славянофильство и именно Хомяков является одним из его основателей. Хомяков в то время фактически в одиночку говорил о важности самостоятельного роста каждой нации и веры в человеческом внутреннем и внешнем быту. Славянофильские теории Хомякова отразились и в его стихотворениях 1830-х годов, в частности вера в падение Запада и светлое будущее России. Стихотворения Алексея Тимофеевича даже стали называться "поэзией славянства".
    По просьбам своих молодых соратников Алексей Степанович в конце 30-х годов приступил к записи своих "Мыслей о всеобщей истории". Биография Хомякова до самой его смерти была с ними связана и он смог довести полноценный обзор всеобщей истории до середины средних веков. Изданы же были "Записки" лишь только после смерти Хомякова. Стоит отметить, что целью работы была не история, а схема, которая объясняла бы развитие племён и народов.
    Но биография Хомякова имела и аспект личной жизни. Так в 1836 году Алексей Степанович женился на Екатерине Михайловне Языковой, брат которой был поэтом. Брак был необычайно счастлив, что было редкостью в те времена.
    В сороковые годы Хомяков печатался в журнале "Москвитянин". Будучи носителем редкого литературного таланта, Алексей Степанович отстаивал идеи славянофильской школы по самым различным аспектам. В "Московских Сборниках" с 1846 по 1847 годы Алексей Степанович издал произведения "Мнение русских об иностранцах" и "О возможности русской художественной школы". В них Хомяков указывал важность настоящего, естественного общения с народом. Уже во время последних лет жизни Николая I Алексей Степанович писал не много. В то же время он путешествовал по Европе, побывав в Германии, Англии и Чехии.
    Ближе к концу жизни Хомяков написал и распространил стихотворение "Россия", содержащее знаменитую характеристику отечества. Вскоре, когда деятели славянофильства в открыли для себя возможность издавать "Русскую Беседу", Алексея Степановича взяли как наиболее деятельного работника и духовного вдохновителя журнала. Почти все статьи от редакции принадлежат перу Хомякова. В скором времени (в 1958 году) проявилась тяга Алексея Степановича Хомякова к братьям-славянам, выраженная в редактировании знаменитого "Послания к Сербам".
    На протяжении последних лет жизни Хомякова преследовали тяжелейшие события, в частности сначала смерть любимейшей жены, а в скором времени и дорого друга Киреевского, а потом и матери Хомякова. Алексей Степанович вскоре и сам умер от холеры 23 сентября 1860 года в селе Терновском недалеко от Казани.

    Алексей Хомяков, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, был крупнейшим представителем славянофильского направления в науке и философии. Его литературное наследие знаменует целый этап в развитии общественно-политической мысли Его стихотворные произведения отличаются глубиной мысли и философским осмыслением путей развития нашей страны по сравнению с западноевропейскими государствами.

    Кратко о биографии

    Алексей Хомяков родился в Москве в 1804 году, в потомственной дворянской семье. Он получил домашнее образование, сдал экзамен на кандидата математических наук при Московском университете. Впоследствии будущий философ и публицист поступил на военную службу, состоял в войсках в Астрахани, потом перевелся в столицу. Через некоторое время он оставил службу и занялся публицистикой. Он путешествовал, занимался живописью и литературой. В первой половине 19 века мыслитель стал идеологом возникновения славянофильского движения в общественно-политической мысли. Он был женат на сестре поэта Языкова. Алексей Хомяков заболел, занимаясь лечением крестьян во время эпидемии, от этого он и скончался. Его сын был председателем III Государственной думы.

    Особенности эпохи

    Литературная деятельность ученого протекала в обстановке оживления общественно-политической мысли. Это было время, когда среди образованных кругов общества шли оживленные споры относительно путей развития России, ее сравнения с историей западноевропейских стран. В 19 веке наблюдался интерес не только к прошлому, но и к настоящему политическому положению государства на международной арене. Ведь в то время наша страна принимала активное участие в европейских делах, осваивая Западной Европы. Естественно, что в таких условиях у интеллигенции возник интерес к определению национального, самобытного пути развития нашей страны. Многие пытались осмыслить прошлое страны в контексте ее нового Таковы были предпосылки, определившие взгляды ученого.

    Философия

    Алексей Хомяков создал свою уникальную систему философских взглядов, которая, по существу, не утратила своего значения и поныне. Его статьи и работы до сих пор активно изучаются на исторических факультетах, и даже в школе учеников знакомят с его мыслями относительно особенностей исторического пути развития России.

    Система представлений мыслителя по данной теме и впрямь отличается оригинальностью. Впрочем, сначала следует отметить, каковы были его взгляды на всемирно-исторический процесс вообще. Этому посвящен его неоконченный труд «Записки о всемирной истории». Алексей Хомяков полагал, что в его основе лежит принцип раскрытия народных начал. Каждый народ, по его мнению, является носителем определенного начала, которое раскрывается в ходе его исторического развития. В древние времена, по утверждению философа, шла борьба между двумя порядками: свободой и необходимостью. Поначалу европейские страны развивались по пути свободы, но в 18-19 веках отклонились от этого направления вследствие революционных потрясений.

    О России

    С той же общефилософской позиции Хомяков Алексей Степанович подошел и к анализу истории России. По его мнению, народным началом нашей страны является община. Данный социальный институт он понимал не столько как общественный организм, сколько как этическую общность людей, связанных нравственным коллективизмом, чувством внутренней свободы и правды. В это понятие мыслитель вкладывал нравственное содержание, считая, что именно община стала материальным выражением присущей русскому народу соборности. Хомяков Алексей Степанович считал, что путь развития России отличается от западноевропейского. Главное значение он отводил при этом православной религии, которая и определяет историю нашей страны, в то время как Запад отошел от этого вероучения.

    О начале государств

    Еще одно отличие он видел в путях образования политических систем в обществе. В западноевропейских государствах произошло завоевание территорий, в то время как в нашей стране династия была установлена путем призвания. Последнему обстоятельству автор придавал принципиальное значение. Хомяков Алексей Степанович, философия которого положила начало славянофильскому направлению, считал, что данный факт во многом определил мирное развитие России. Однако он не считал, что древняя русская история была лишена каких-либо противоречий.

    Дискуссия

    В этом отношении он разошелся во взглядах с другим известным и видным представителем славянофильства И. Киреевским. Последний в одной из своих статей писал о том, что допетровская Русь была лишена каких-либо социальных противоречий. Хомяков Алексей Степанович, книги которого в то время определяли развитие славянофильского движения, возразил ему в работе «По поводу статьи Киреевского “О просвещении Европы”». Автор считал, что еще в древней Руси зародилось противоречие между земским, общинным, областным миром и княжеским, государственным началом, которое олицетворяла дружина. Эти стороны не пришли к окончательному консенсусу, в конце концов восторжествовало государственное начало, однако коллективизм сохранился и проявился в созыве Земских соборов, значение которых, по мнению автора, состояло в том, что они выражали волю всей земли. Исследователь полагал, что именно этот институт, а также община впоследствии определят развитие России.

    Литературное творчество

    Помимо философских и историософских изысканий, Хомяков занимался и художественным творчеством. Ему принадлежат стихотворные произведения «Ермак», «Дмитрий Самозванец». Особо следует отметить его стихотворения философского содержания. В них автор отчетливо выразил свои мысли о путях развития России и западноевропейских государств. Он высказывал мысль об особом, национально-самобытном пути развития нашей страны. Поэтому его стихотворные произведения отличаются патриотической направленностью. Многие из них имеют религиозную тематику (например, стихотворение «Ночь»). Восхваляя Россию, он вместе с тем отмечал и недостатки в ее общественно-политическом устройстве (стихотворение «О России»). В его лирических по содержанию произведениях также звучит мотив сравнения путей развития России и Запада («Мечта»). Стихи Алексея Хомякова позволяют лучше понять его историософскую

    Значение творчества

    Роль этого философа в общественно-политической жизни России в 19 веке огромна. Именно он стал основателем славянофильского течения в нашей стране. Его статья «О старом и новом» положила основу размышлениям целого ряда мыслителей об особенностях развития истории. Вслед за ним многие философы обратились к разработке темы национальных особенностей России (братья Аксаковы, Погодин и другие). Вклад в историософскую мысль Хомякова огромен. Он поставил проблему особенностей исторического пути России на философский уровень. Прежде никто из ученых не делал подобного рода широких обобщений, хотя автора нельзя назвать в полном смысле историком, поскольку его интересовали общие понятия и обобщения, а не конкретный материал. Тем не менее его выводы и заключения весьма интересны для понимания общественно-политической мысли рассматриваемого времени.

    Алексей Степанович Хомяков (1 (13) мая 1804 года, Москва — 23 сентября (5 октября) 1860 года, село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856).

    В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828-1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.

    В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории».

    В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

    Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

    Книги (14)

    Избранные философские сочинения. В 2 томах. Том 1,2

    Алексей Степанович Хомяков — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ и основоположник раннего славянофильства, чей круг интересов был крайне широк. Философия и богословие, история и историософия, социология и правоведение, экономика, эстетика, критика и лингвистика — далеко не полный список научных интересов известного деятеля.

    Научное наследие Хомякова А.С. отличается необыкновенной «всеохватностью» и одновременно субъективностью, что сближает его работы с художественными произведениями, и по сей день является актуальным и востребованным.

    Полное собрание сочинений. Том 1

    Язык: Русский (дореформенный)

    Полное собрание сочинений. Том 2

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 3

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 4

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 5

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 6

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 7

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Полное собрание сочинений. Том 8

    Язык: Русский (дореформенный)

    В изданное в 1900 году расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец» , а также письма разных лет.

    Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — философ, поэт, публицист, богослов, один из основоположников славянофильства и его лидеров в 1830-1850-е. Происходил из старинного дворянского рода. Обладал энциклопедическими познаниями, красноречием и получил прозвание «Илья Муромец славянофильства». Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860). Был сторонником отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть.

    Светлое Воскресение

    «Светлое Воскресение» — единственное произведение, написанное знаменитым православным философом и писателем Алексеем Степановичем Хомяковым для детей.

    Точнее, это художественный пересказ повести английского писателя Чарльза Диккенса «Рождественская история», только Хомяков перенес все события с праздника Рождества на Пасху.

    Повесть рассказывает о величайшем чуде — чуде преображения человеческой души. Даже самая черствая, самая жестокая, отвергнувшая свет и милость душа способна воскреснуть для новой жизни, для подвига любви и сострадания к ближнему. Но для этого душа должна прозреть, увидеть бездну своего гре-ховного падения, мрак, в который загоняет себя человек своей жестокостью, алчностью, завистью. А прозрение возможно лишь благодаря милости Божией. Так, к ненасытному скряге Скругу в канун Светлого праздника Христова Воскресения приходят три таинственных вестника, которые раскрывают перед ним его прошлое, настоящее и страшное будущее — и тем самым переворачивают всю его жизнь.

    Общая тема книги — раскрытие отличий или вернее той пропасти, которая разделяет Православную Церковь и западные вероисповедания, называющие себя христианскими (католичество и протестантизм) в области учения о Церкви.

    Публицист, философ и поэт Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве в старинной дворянской семье. Уже в детстве под руководством матери основательно изучил французский, английский и латинский языки, получил прекрасное домашнее образование. Война 1812 года заставила все семейство покинуть Москву и поселиться в селе Круглом Данковского уезда. По соседству с Хомяковыми в своей данковской деревне жила дочь фельдмаршала М. И. Кутузова – П. М. Толстая. От нее семья Хомяковых знала мельчайшие подробности событий, происходивших на театре военных действий.

    Яркие впечатления детства остались навсегда в сердце Хомякова, выросли в большую любовь к Родине, к свободе.

    В 1815 году семья Хомяковых перебралась в Петербург. Здесь одиннадцатилетний Алексей вместе с братом продолжает свое образование. В числе петербургских преподавателей Хомякова был А. А. Жандр, драматург и друг А. Грибоедова. В Москве, куда он возвращается в 1817 году, Хомяков завершает свое образование под руководством доктора философии А. Г. Глаголева и в 1821 году успешно держит экзамен на степень кандидата математических наук.

    Первые литературные опыты Алексея Хомякова относятся к 1819 году. Он пишет стихи, поэму «Вадим», из которой сохранились только две части, занимается переводами, пробует свои силы в драматургии. Перевод сочинения Тацита «О нравах и положении Германии» был опубликован в 1821 году, это было первое выступление Хомякова в печати.

    В 1822 году Хомяков поступает на военную службу в Астраханский кирасирский полк. Спустя год переводится в Петербургский лейб-гвардии конный полк. В Петербурге он сближается с К. Ф. Рылеевым, А. И. Одоевским, А. А. Бестужевым, публикует свои стихи в альманахе «Полярная звезда». С Рылеевым и его окружением Хомякова объединяло серьезное отношение к жизни, презрение к светской суете, пафос свободы и человеческого достоинства. Но он не разделял взглядов декабристов, их идеологии, эстетической программы.

    О восстании 14 декабря Хомяков узнал в Париже и осудил восставших. Его раздумья о судьбах Родины, народа, активных личностей нашли отражение в трагедии «Ермак».

    Вернувшись в Россию в начале 1826 года, Хомяков живет то в деревне, то в Москве или Петербурге. Он сближается с кружком любомудров, начинающим играть заметную роль в литературной жизни эпохи. Поэтическая известность Хомякова растет.

    В связи с началом русско-турецкой войны в мае 1829 года Хомяков вновь поступает на военную службу и с Белорусским гусарским полком доходит до Дуная.

    И в армии его поэтическая работа продолжается с прежней активностью. А. С. Пушкин в предисловии к «Путешествию в Арзрум» отметил: «Из поэтов, бывших в турецком походе, знал я только об А. С. Хомякове и об А. Н. Муравьеве... Первый написал в то время несколько прекрасных лирических стихотворений...» 1 .

    После войны А. С. Хомяков выходит в отставку и занимается сельским хозяйством в своих поместьях. В это же время он начинает работу над второй большой трагедией «Димитрий Самозванец».

    К концу 30-х годов Хомяков становится одним из вождей славянофилов и выступает главным образом как оратор и публицист. Все большее место пропаганда славянофильской доктрины занимает в его поэтической практике. Как пропагандист и вдохновитель славянофильства Хомяков предстает в исторических и философских работах.

    В начале 50-х годов Хомяков все больше интересуется вопросами религии. Он выступает ярым защитником православия, в котором, по его мнению, только и сохранился христианский дух.

    В последние годы жизни Хомяков активизирует свою общественную деятельность. Он является одним из организаторов и руководителей славянофильского журнала «Русская беседа», избирается председателем «Общества любителей российской словесности», интенсивно борется за справедливое проведение земельной реформы в Данковском уезде.

    При несомненной цельности мировоззрения общественно-политические взгляды Хомякова не отличались последовательностью. Сторонник самодержавной власти, он неоднократно выступал за созыв выборного всесословного Земского собора, решительно стоял за отмену крепостного права, но в то же время стремился сохранить основы дворянского землевладения, предлагал установить обязательный выкуп за выделенную крестьянам землю.

    Хомяков в эти годы часто бывал в Ивановском, принимал здесь своих друзей-славянофилов, выезжал в Лебедянь. В один из своих приездов в Ивановское осенью 1860 года он заразился холерой.

    Так закончилась жизнь незаурядного ученого, поэта, оратора и публициста, которому А. И. Герцен посвятил немало страниц в своей книге мемуаров «Былое и думы» 2 , называя его «бойцом без устали и отдыха», «Ильей Муромцем», «не обыкновенно даровитым человеком», который «во всякое время дня и ночи был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете...».

    1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10-ти т. .М., 1957, т. 6, с. 639.
    2 Герцен А. И. Былое и думы. 1852-1866. М: АН СССР 1856, часть IV, с. 40, 133, 136, 147, 152, 153, 156-158, 162, 163, 169, 290-291.

    Произведения автора

    • Сочинения: в 4-х т. – М., 1861-1873.
    • Полное собрание сочинений: в 8-ми т. – М., 1900-1907.
    • Сочинения: в 6-ти кн. – Петроград: П. П. Сойкин, 1915.
    • Сочинения: в 2 т. / ред. Е. В. Харитонова. – М. : Медиум, 1994. – (Из Истории отечественной философской мысли).
      • Т. 1: Работы по историософии. – 1994. – 589 с.
      • Т. 2: Работы по богословию. – 1994. – 476 с.
    • Избранные сочинения / А. С. Хомяков, И. В. Киреевский; сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. И. Цимбаев. – Москва: РОССПЭН, 2010. – 543 с. – (Б-ка отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
    • Стихотворения / под ред. А. Н. Чудинова. – Санкт-Петербург: Изд. И. Глазунова, 1909. –100 с. – (Русская классная библиотека. Вып. XXXIX-й).
    • Стихотворения и драмы / [вступит. статья и примеч. Б. Ф. Егорова]. – Л. : Сов. писатель, 1969. – 595 с. – (Б-ка поэта. Большая сер.)
    • О старом и новом: статьи и очерки / [сост., вступит. ст. и коммент. Б. Ф. Егорова]. – М. : Современник, 1988. – 462 с. – (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия).
    • Стихотворения / сост. С. Б. Рассадин. – М. : Текст, 2000. – 173 с. – (Русские поэты: серебряная серия).
    • Учение о Церкви. – Санкт-Петербург: Русская симфония, 2010. – 600 с. : портр.

    Литература о жизни и творчестве

    • Благова Т. И. Алексей Иванович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение: к 190-летию со дня рождения А. С. Хомякова / Т. И. Благова. – М. : Терра, 1994. – 203 с.
    • У постели больного философа: [записка Л. М. Муромцева о последних минутах А. С. Хомякова в с. Ивановском Данков. уезда] / подгот. А. Найденов // Липецкая газета. – 1995. – 18 нояб.
    • Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях / В. А. Кошелев. – М. : Новое лит. обозрение, 2000. – 504 с.
    • Бухаров Ю. «И я пошел за народом…» // Добрый вечер. – 2000. – 26 янв.-1 февр. – С. 19.
    • Найденов А. А. Ивановское. Последний приют философа // Русские провинциальные усадьбы XVIII-начала ХХ века. – Воронеж, 2001. – С. 259-266.
    • Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. – М. : Высш. шк., 2005. – 237 с. – (Классика философской мысли).
    • Сергеева Т. Родословная вождя славянофилов // Заветы Ильича [Данковский район]. - 2007. – 20 февр.
    • Пименов В. С. Алексей Хомяков: жизнь после смерти: открытие памятника А. С. Хомякову в селе Спешнево-Ивановское Данковского района Липецкой области 21.09.2007 г. / В. С. Пименов. – М. : Восток-Издат, 2008. – 48 с.
    • Сторожко О. М. Знаменитый земляк // Русский дом. – 2009. – № 5. – С. 42.
    • Дмитриев Н. А. Основатель славянофильства // Русская история. – 2010. – № 3-4 – С. 102-105.
    • Кривошеин Н. В. Хомяков Алексей Степанович // Лебедянское скаковое общество: история, участники, документы / Н. В. Кривошеин. – М., 2011. – С. 229.

    Справочные материалы

    • Энциклопедический словарь. – Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – М., 1993. – Т. 74. – С. 543-547.
    • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 456-457.
    • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 796.: портр.
    • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 296-302.
    • Русская словесность с XI по XIX столетия включительно: библиогр. указ, произведений русской словесности в связи с историей лит. и критикой / сост. А. В. Мезиер. – СПб., 1899. – Ч. 1. – С. 445-446.
    • История русской литературы XIX века: библиогр. указ. / под ред. К. Д. Муратовой. – М.- Л., 1962. – С. 764-767.
    • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М.: Просвещение, 1990. – Т. 2. – С. 357-358.
    • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 27-32.