Сообщение на тему духовная деятельность человека. Основные формы морального функционирования. Понятие духовной деятельности

Сообщение на тему духовная деятельность человека. Основные формы морального функционирования. Понятие духовной деятельности
Сообщение на тему духовная деятельность человека. Основные формы морального функционирования. Понятие духовной деятельности

К духовной сфере (сознание, деятельность, институты) относятся искусство, наука, мировоззрение, идеология, воспитание. Прежде всего, они включают в себя в специфической форме психологический, обыденный, духовный уровни. Далее, эти типы общественного сознания характеризуются своими предметами, формами и методами познания, духовными ценностями. Сравните, например, симфонию, теорию Эйнштейна, социологию О. Конта. И, наконец, они выступают формами регуляции общественного бытия через соответствующие виды духовной и практической деятельности людей. Например, мировоззрение регулирует общественное бытие опосредованно, через искусство и науку.

Искусство как духовная сфера общества включает в себя: 1) совокупность художественных субъектов (индивидов, общностей, институтов, организаций), их художественного сознания, навыков и приемов художественной деятельности; 2) художественную деятельность и отношения между художниками; 3) художественные блага (ценности - живописные, музыкальные и т.п.).

В качестве художественного сознания искусство рассматривается безотносительно к своим субъектам как совокупность художественных благ, способов их восприятия, методов художественной деятельности. Таким образом, искусство является и духовной сферой, и институтом, и общественным сознанием. В силу этого оно оказывает своеобразное непосредственное и опосредованное влияние на общественное бытие.

Наука - это и сфера общества, и тип общественного сознания. Научная сфера общества включает в себя: 1) научное сообщество ученых, лаборатории, научно-исследовательские институты с присущим им сознанием (знаниями, мышлением, памятью и т.п.); 2) научное сознание, отражающее данную сторону бытия, и 3) духовно-практическую деятельность, направленную на развитие научного сознания и проведение экспериментов. Научное сознание в самом общем виде включает в себя научные знания, методы научного познания, научное мышление, эксперимент и т.п.

Научная сфера выступает и в качестве элемента экономической сферы, когда происходит финансирование, строительство научных сооружений и т.п. Развитие науки определяется внутренними проблемами и противоречиями, которые она пытается разрешить. Ее развитие определяется и интересами практики, и средствами (финансовыми, людскими, материальными), выделяемыми на ее развитие.

В результате общественного разделения труда ученые из разных научных сфер знают преимущественно свои предметы. Это мешает комплексному использованию научных знаний при реализации сложных проектов. Например, ельцинские либеральные экономисты не знали психологии, социологии, политологии, истории при проведении своих либерально-капиталистических реформ в России.

Мировоззренческая сфера включает в себя сообщество мировоззренческих субъектов (философов, теологов, кафедр, церквей и т.п.), владеющее обобщенной формой духовного сознания, которая реализуется в сознании их учеников и читателей, управляя их духовной и практической деятельностью. Мировоззренческое сознание существует в форме мифологии, религии, философии.

Идеология - это составная часть духовной сферы и сознания людей. Она включает в себя идеологическое сообщество субъектов (людей, общностей, институтов, организаций), систему взглядов, понятий, гипотез, теорий, а также умений и навыков, присущих этим субъектам и отражающих общественное бытие через призму интересов общества, класса, этноса и реализуемых в общественном бытии.

    Общественная идеология - это система идей, теорий, взглядов, в которых сформулированы интересы (главные цели) социальной общности, нации, элиты, способы, сроки их реализации. Идеология представляет собой конкретизацию определенного мировоззрения и программу практических действий по изменению общественного бытия в интересах класса, нации, элиты.

Воспитание - важнейшая духовная сфера общества и духовное сознание (педагогика). Оно включает в себя: 1) субъекты воспитания (семью, школу, институт и т.п.); 2) воспитательную деятельность, результатом которой является индивидуальное (и общественное) сознание; 3) педагогические (воспитательные) отношения между субъектами воспитания и воспитуемыми. С развитием человечества воспитательная сфера общества приобретает все большее значение, требует все больших усилий и времени для своего осуществления. Это связано с колоссальным усложнением человеческой личности и среды воспитания.

Таким образом, духовная сфера (жизнь, система) общества представляет собой относительно самостоятельную форму жизнедеятельности людей (и специальных институтов) в рамках общественного разделения труда. Если общественное сознание как осмысление и творение общественного бытия представляет собой функцию мозга общественных людей, то духовное сознание представляет собой функцию интеллигенции общества, сделавшей духовную деятельность, производство духовных благ (ценностей) своей основной профессиональной деятельностью.

Все мы постоянно что-то делаем: ходим, читаем, работаем, покупаем, спим, едим, дышим. Совокупность всех действий человека можно объединить одним словом - деятельность. Но как различны наши дела! Кто-то пилит лес, а кто-то исповедуется в храме, кто-то изобретает автомобиль, а кто-то изучает искусство. Какие-то действия необходимы нашему телу, а без каких-то не может быть удовлетворена наша душа.

Понятие духовной деятельности пришло к нам из философии. Встречается оно и в теологии, которая толкует его практически так же. Духовная деятельность - это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных (или атеистических!) взглядов, осознание воспитание в себе и других положительных (как, впрочем, и отрицательных) качеств, обмен мнениями, выходящий за пределы откровенного быта, - все это относится именно к духовной деятельности.

Духовная деятельность - это также и процесс поиска смысла жизни, путей выхода из непростых ситуаций, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.

В отличие от материальной деятельности, которая существует ради изменения окружающего мира (строительство новых зданий, проведение медицинских экспериментов и даже изобретение нового салата), духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и Даже мыслительная духовной, работает на эту конечную цель, ведь, о чем-то размышляя, человек приходит к новым выводам, меняет свое мнение о чём или о ком-либо, становится качественно лучше или хуже.

Проблемы определения

Некоторые источники ставят знак равенства между такими понятиями, как «духовная жизнь» и «духовная деятельность». Это не совсем корректно, ведь слово «жизнь» настолько всеобъемлющее, что лишь включает в себя «деятельность», но не ограничивается ею одной.

Всем ли людям на Земле присуща духовная деятельность? Это вопрос неоднозначный, потому что, сколько бы толкований термина мы ни читали, понимать его каждый будет по-своему. Те, кто считают, что духовная деятельность должна быть непременно созидательной, то есть иметь какой-то очевидный для всех результат, могут сказать категоричное «нет». С их точки зрения, человек, ничем кроме получения денег не интересующийся, книг не читающий, о вечном не размышляющий и хоть мало-мальски самосовершенствоваться не стремящийся, духовной деятельностью не занимается.

Но этим скептикам непременно возразят те, кто смотрит на это понятие шире. Они скажут, что даже маргиналы и сумасшедшие, маньяки и еще как занимаются, сами того не осознавая, духовной деятельностью - ведь они как минимум мыслят, выстраивают в голове какие-то образы, ставят цели, пусть даже ошибочные, и стремятся к их достижению. Найдутся и те, кто заявят, что даже животные в той или иной мере осуществляют духовную деятельность, ведь даже котенок, попав в новый дом, приступает к его изучению, открывая и познавая мир…

Есть ли смысл ломать копья, пытаясь найти компромисс при определении понятия Пожалуй, что нет. Ведь любое философское понятие на то и философское, что подразумевает под собой пространство для рассуждения, полярных мнений, индивидуальных пониманий и оценок. А потому при определении для себя этого термина можно довольствоваться одним из классических толкований, приведенных в учебной и энциклопедической литературе. Например: духовная деятельность - это деятельность сознания, в результате которой возникают мысли, образы, чувства и идеи, часть из которых впоследствии находит свое материальное воплощение, а часть так и остается неосязаемой, что вовсе не означает несуществующей...

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта.

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще. В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума.

Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия. Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как некоторая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззрений, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культурных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей.

Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей. В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна.

Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной. Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку.

Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека. Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

У нас у всех есть навязанные нам стереотипные представления о привычных вещах. Мы даже не задумываемся о том, что некоторые из них являются всеобщими заблуждениями.

Давайте посмотрим, как работают привычные стереотипы общественного мнения о том, что такое духовно богатый человек.

Если человек стремится к финансовому благополучию, хочет иметь комфортное жилье, престижную машину, средства на путешествия, образование, то общество считает (и сам человек в большинстве случаев согласен с этим!), что он занимается исключительно низменным делом-получением материальных благ.

Если человек стремится понять законы мироздания, читает духовную литературу,посещает семинары по развитию личности, работает над развитием своей интуиции, стремится служить людям и презрительно относится к деньгам, считается, что он занимается духовным развитием .

Однако презрительное отношение к деньгам не делает человека высокодуховным автоматически. И даже не это главное.

Главное, что эти понятия противопоставляются одно другому .

Хорошо бы это было безобидным заблуждением.
Но ведь многие люди, подсознательно желая оставаться духовными, закрывают себе путь к материальному благополучию.

На самом деле, стремясь к поставленным материальным целям, человек совершает огромную духовную деятельность по приобретению и совершенствованию новых умений и навыков.

Если человек не просто мечтает о чем-то, а поставил цели и каждый день делает шаги по их достижению, то он проводит реальную работу по преодолению собственных комплексов, страхов.

А как назвать этот процесс, если не модно именуемым нынче духовное развитием личности ?

  • Бизнес- это каждый день кризисы, а, лучше сказать,новые задачи.
  • Бизнес-это каждый день маленькие или большие шаги за пределы своей зоны комфорта.
  • Потому что в бизнесе “нужно очень быстро бежать, для того, чтобы просто стоять на месте” , как сказал Л. Керрол в незабвенной Алисе.

Каждый день, представляете? Новые знания и умения. Которые неизбежно переплавляют человека в совершенно новую личность.

Я просто просуммировала и осмыслила полученные ранее знания, проверенные сегодняшним опытом бизнеса.
Бизнес развивает быстрее, чем семинары по Личностному росту.

Какие качества развиваются? Ценные с точки зрения духовности.

Бизнес-это отличный тренажер для развития интуиции . Потому что, если ты больше доверяешь своему внутреннему чутью (подсознанию, Вселенной, Богу), тем реже делаешь ошибки. Все крупные предприниматели доверяют своей интуиции.

Мало помалу начинаешь понимать, что сознание (ментал) имеет очень ограниченные возможности. Возможности подсознания безграничны. Но это уже не просто слова, а приобретение собственного духовного опыта.

В процессе ДЕЛАНИЯ учишься эффективному взаимодействию со Вселенной . Входить в поток.

Бывает, что задуманное идет трудно, постоянно возникают какие-то препятствия…Впоследствии оказывается, что ненужно было делать то, что давалось с таким усилием.

Таким образом постигаешь Закон о противодействии .

Когда вдруг понимаешь, что если происходит что-то не так, значит все идет, как надо.

Снимаешь оценочный подход к людям и событиям. Деление на “плохо ” и “хорошо “.

И вдруг ощущаешь падение прыжком . А иногда и полетом.

Положительное мышление - обязательное условие для успешного бизнеса.

При негативном отношении к Миру вряд ли Вселенная позволит Вам создать серьезное дело и достичь финансового благополучия. Вы же не верите, что можете сделать? Вот и не получается.

А получается у тех, кто верит и делает.

Вот Вам и материализация мыслей.

Умение слушать- важное качество для бизнеса и для развития Личности. Ведь, если постоянно говорите сами, то Вы полны и Вам некуда впустить новые знания. Если Вы слушаете и наблюдаете, то Вы обязательно услышите что-то важное и нужное .

Наконец, служение людям . Не может развиваться бизнес, предлагающий невостребованные товары или услуги. Это очевидно. Так или иначе Вы действуете из Внутреннего побуждения – быть полезным людям.

Бизнес это и есть духовно практическая деятельность.

Вы все еще спорите?

А со мной согласен Коносуке Мацусита:
Бизнес - это нечто такое, что одни люди делают для счастья других.