Словарь храмовой архитектуры. Храмы в земле (44 фото)

Словарь храмовой архитектуры. Храмы в земле (44 фото)
Словарь храмовой архитектуры. Храмы в земле (44 фото)

Лалибела - город, основанный в 12 веке н.э. в Центральной Эфиопии. Он является одним из святых мест страны, уступающее по значению только Аксуму. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела.

В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.


Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.


Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.



Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них - храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.


Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.


Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима - и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии. Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, - не в счет.


А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей - все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв. Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.


Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!). Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница. Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.


В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII - начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы. Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.


Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек. Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы. Дом Медхане Алема (Спасителя мира) - крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы - вместилище гроба Лалибелы. Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов. Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.


Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника. В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.


Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это - здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает. Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем. Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.


Храмовый комплекс Лалибелы - это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них - это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем - самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки - это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы. Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, - еще до начала всех работ.


Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь - здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным - поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!


Храм Бета Мариам - один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.



По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко - и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем - система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители. Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.


По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.


Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения - сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

























Храм в греческой античности был домом Бога, зданием, где располагалась статуя одного или нескольких богов, а не место собрания верующих, как в христианском мире. Это показывает существительное различие в значение слова - «храм», «наос», которое происходит от глагола «NAIO» (= жить).

Статуя помещалась в задней части храма, на продольной оси. Верующие собрались за пределами здания храма, где был алтарь для жертвоприношений и существовал обряд поклонения. Эта базовая функциональная особенность греческого храма имеет важное значение для понимания архитектуры, и есть доказательство того, что храмы были задуманы для статуй, который помещались в них.

Парфенон

Афинский Парфенон

Парфенон - самый красивый памятник Афинского государства.

Строительство началось в 448/7 г. до н.э. и открытие состоялось в 438 г. до н.э. Его скульптурное оформление было завершено в 433/2 г. до н.э.

По словам источников, зодчим был Иктинос, Калликрат и, возможно, Фидий, который также отвечал за скульптурное оформление храма.

Парфенон - один из немногих мраморных греческих храмов и один дорический со всеми его скульптурными метопами.

Многие части скульптурного декора были расписаны красным, синим и золотым цветами.

Долина греческих храмов

Известная «Долина греческих храмов» расположена в южной части Италии, в области Агридженто.

Комплекс насчитывает 10 храмов, аналогов которым нет даже в самой Греции.

Долина объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Гефеста

Храм Гефеста

Храм Гефеста - один из самых сохранившихся древних греческих храмов. Он был посвящен богу Гефесту и расположен в районе Тисея.

Храм Гефеста стал доступен для общественности в рамках археологических раскопок Древней Агоры.

Храм был построен на холме Древней Агоры. Это дорическое сооружение, окруженное колоннами, построенное, возможно, по проекту архитектора Иктина. Здание имеет 13 колонн на каждой стороне и 6 с торцов. Хорошо сохранились не только колонны, но и крыша.

Храм Посейдона в Пестуме

Посейдония была древнегреческой колонией на юге Италии в регионе Кампания, которая расположена в 85 километрах к юго-востоку от Неаполя, в современной провинции Салерно, недалеко от берегов Тирренского моря.

Латинское название города было Pestoum (Пестум). Главные достопримечательности этой местности - три больших дорических храма: храм, посвященный Гере и Афине.

Храм Геры является старейшим храмом в Посейдонии и принадлежит к 6-му веку до н.э. Рядом с этим храмом и второй храм, посвященный Гере, построенный в 5 веке до н.э. В 18-м веке считалось, что храм был посвящена Посейдону. На самой высокой точке города находится храм Афины, построенный около 500 г. до н.э. Ранее ошибочно считали, что он был посвящен Деметре.

Храм в древнем Сегесте (Эгесте)

В древнем Эгесте (Сицилия) восхищает дорический храм 5-го века до нашей эры, возведение которого после установки колоннад было без причины остановлено. Сегодня он стоит в одиночестве, на окраине очаровательного поселения, и является образцом строительных идей того времени.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.radioastra.tv

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах является одним из величайших и наиболее внушительных сооружений древности.

Храм возвышается на высоте 1130 метров над уровнем моря, в центре Пелопоннеса, в горах между Илия, Аркадия и Мессини.

Храм был возведен во второй половине 5-го века до н.э. (420-410 до н.э.), возможно, Иктином, архитектором Парфенона.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.otherside.gr

Храм Аполлона Эпикурийского - хорошо сохранившийся памятник классического периода. Он был первым древним памятником Греции, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Часть фриза храма сломана в 1814 году и выставлена в Британском музее в Лондоне.

Эрехтейон

Эрехтейон был священным местом всего Акрополя. Здание из мрамора - яркий пример зрелого ионического ордера.

Храм посвящен Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. Он расположен на месте спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой и являлся хранилищем святых древностей.

Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками. Южное крыльцо здания - самое известное.

Кариатиды

Вместо колонн оно имеет шесть женских статуй, кариатид, которые поддерживают крышу.

В 1801 году британский посол лорд Элджин вывез одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона, находится в Британском музее. Остальные статуи заняли свои места в новом Музее Акрополя, а под открытым небом находятся их копии.

Храм Зевса в Кирини

Храм Зевса в Кирини

Кирини в древности была греческой колонией в Северной Африке.

Основанная в 630 г. до н.э., она взяла свое название от источника Кириш, который был посвящен Богу Аполлону. В 3-м веке до нашей эры, в городе была основана философская школа Кирини от Аристиппа, ученика Сократа. Город, расположенный в долине Джебел Ахдар, дал восточному региону Ливии название Киринаики, который существует до сегодняшнего дня.

Кирини с 1982 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе сохранились древние памятники: храм Аполлона (7 век до н.э.), храм Деметры и храм Зевса, который был частично разрушен по приказу Муаммара Каддафи в 1978 году

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.