Скандал в селе Каратузское - Россия - светское государство! Каратузское

Скандал в селе Каратузское - Россия - светское государство! Каратузское
Скандал в селе Каратузское - Россия - светское государство! Каратузское

село Каратузское

Принято считать, что село Каратузское (в переводе с тюркского «черная соль») возникло в 1727 г. на месте бывшего Шадатского форпоста. Красноярские казаки, приплывшие сюда по Енисею, основали сторожевую крепость - форпост Шадат - для охраны границ от враждебных племен. Одними из первых жителей станицы стали сержант геодезии Егор Пестерев и казаки Белосеидовы, Ковригины, Кудрины, Лазитские, Шахматовы. В письменных источниках впервые о казачьем укрепленном пункте на Амыле при впадении в него реки Шадат сообщает ученый П.-С. Паллас, экспедиция которого 12 сентября 1772 г. посетила Саянский острог.

В 1822 г. село Каратузское и все села на территории современного района вошли в состав Тесинской волости, к которой были причислены до 1884 г. Основным занятием населения, состоявшего из отставных казаков и крестьян-переселенцев, были земледелие, животноводство и огородничество. Небольшие кустарные мастерские работали только на местные нужды.

С открытием приисков по реке Амыл и его притокам, село Каратузское стало развиваться, как золотопромышленная фактория. Населенный пункт с патриархальным укладом и примитивным сельским хозяйством быстро приобрёл большое торгово-промышленное значение, став основным центом снабжения золотых приисков продовольствием, оборудованием и снаряжением. Росло число торговых складов и лавок, появлялись матерские различного профиля, а ежегодно проводимая в сентябре ярмарка считалась одной из самых крупных в Енисейской Губернии.

Население села увеличивается, здесь селятся на постоянное место жительства купцы и золотопромышленники. В 1859 г. в станице числилось 135 дворов и проживало 612 человек. В 1852 г. вместо сгоревшей деревянной православной церкви была построена каменная, освященная в честь святых Петра и Павла и ставшая впоследствии центром самого большого в округе православного прихода. При церкви в 1862 г. открылась церковно-приходская школа, где имелась библиотека.

В 1876 г. в казачьей станице Каратузской появляется одноклассное сельское училище Министерства народного просвещения, которое 1 января 1915 г. преобразовано в высшее начальное четырехклассное училище. В 1916 г. в нем работали пять учителей, обучалось около 100 учеников.

Немалую роль в истории села сыграли политические ссыльные - участники Польского восстания 1863 г., эсеры, социал-демократы. В период первой русской революции село Каратузское стало одним из центров революционного движения, которое возглавили ссыльные социал-демократы С. Епанчинский, П. Дорофеев, Д. Гольпер, А. Смирнов, Р. Зефиров.

После Октябрьской революции избирается Каратузский Совет крестьянских и солдатских депутатов. К этому времени в селе насчитывалось 620 дворов, население составляло 3 125 человек.

В 1922 г. Сагайский волостной исполком был переведен в село Каратузское. А после образования 4 апреля 1924 г. Каратузского района, село стало районным центром.

В феврале 1926 г. в Каратузском появилась первая сельхозкоммуна «Труд и наука». А в 1927 г. насчитывалось пять коллективных хозяйств: две сельхозартели («Вперед к социализму» и «За пятилетку»), два товарищества по совместной обработке земли («Красный камень» и «Веселая артель») и коммуна. Позже на их базе организовались колхозы «За пятилетку», «Большевик», «Путь кустаря», «Трудовая артель», «Вперед к социализму», «За Красную армию».

В конце 1930-х гг. в результате укрупнения хозяйств в Каратузском остается три колхоза - «Большевик», «За Красную армию» и имени Димитрова, ставший со временем самым крупным сельхозпроизводителем района.

В период 1970-80-х гг. Каратузское значительно изменилось. Здесь было построено много современных двух- и трехэтажных жилых и административных зданий: возникли два новых жилых микрорайона, были построены средняя школа, районная больница. В районном центре действовало восемь сельхозпредприятий.

В современном Каратузском размещены территориальные отделы государственных организаций и учреждений, действует общеобразовательная школа, филиал Минусинского сельхозколледжа, центр культуры «Спутник», поселенческая библиотека имени Г. Г. Каратаева, краеведческий музей, спортивная школа, школа искусств, детский центр «Радуга», краевой дом-интернат для престарелых и инвалидов, три детских сада и другие учреждения. На территории села базируются шесть предприятий различного профиля - автодорожного, транспортного, коммунального и другие.

Творческие коллективы Каратузского: народный вокальный ансамбль «Акварель», мужской хор «Амыльские парни», хор «Расеюшка» - известны далеко за пределами района. В Каратузском родились известный художник Е. А. Шепелевич, поэт Г. Г. Каратаев.

В селе Каратузском есть памятники истории и архитектуры: церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, здание бывшей церковно-приходской школы, братская могила участников восстания крестьян Минусинского уезда против режима Колчака.

деревня Средний Кужебар

Средний Кужебар, как его называют официально, в народе еще называют Арсапкой. Средний Кужебар организовали переселенцы Пензинской губернии в 1856 году. Деревня делилась на две части: Арсапку и Средний Кужебар. Есть легенда, что первопоселенцем был некий татарин Арсап, что в стародавние времена по левой стороне дороги перед въездом в деревню на небольшом возвышении, где впоследствии размещалась животноводческое помещение (ферма). Стойбищем стоял некий татарин Арсап.

Теперь вряд ли кто помнит, кем он был и какова его судьба, но имя его сохранилось в названии деревни.

Списки населения по сведению 1859 года Российской империи, составлен и издаваемый центральным статистическим комитетом Внутренних Дел, Енисейская губерния, с-п 1864 года обработан состоящим при комитете р. МААКОМ.

Согласно статистическим данным в 1859 году в деревне Средний Кужебар при реке Крутой, а теперь Крутуха в 105 верстах от Минусинска, 75 верстах от участковой квартиры (с. Тесь) насчитывалось дворов – 30, жителей – 218 человек, мужчин – 101, женщин – 117.

Арсапка при реке Амыл, то есть было две стоявших рядом, затем по какой-то причине, а предполагается, что Амыл ее сильно подмыл и жителей переселили в Средний Кужебар, вот по какой причине деревня имеет два наименования. Дворов было 9, жителей – 50 человек, мужчин – 28, женщин – 22.

1914-1916 году в деревне Средний Кужебар проживает 226 семей, население 1356 человек (данные Минусинского архива).

За свою историю Средний - Кужебар побывал в составе Каратузского сельсовета, Моторского, Нижнекужебарского, а теперь снова в Каратузском сельсовете. Сейчас в деревне 73 двора и 134 жителя. Есть начальная школа, библиотека, клуб, магазины.

декабрь 2017

Административный центр Каратузского района Красноярского края. Население - 7,5 тысяч человек.

Всегда радуюсь, когда удается сфотографировать объект, избавляющий меня от упоминания даты основания посещенного населенного пункта.

Целью приезда в Каратузское было посещение пикета.

Около шестидесяти «русскас демократична бабушкас» вышли на согласованный пикет против священника - настоятеля местного храма отца Георгия.

Обвиняют священника в пьянстве, в непристойном поведении, установке дополнительных ящиков для пожертвований и даже в нетрадиционной сексуальной ориентации.

Есть претензии и к внешнему виду отца Георгия - за пределами церкви он ходит не в рясе, а в обычной мирской одежде (кстати, православный этикет не запрещает это).

Не нравится прихожанам, что из церкви были убраны некоторые иконы…

Всего на пикете присутствовали около ста человек. Кто-то ходил собирал подписи за отставку священника.

Представитель казачества.

Отец Георгий, которому была посвящена «демонстрация», заступил на свой пост всего около года назад. До этого настоятелем местной церкви служил Виктор Пасечнюк. Он тоже присутствовал на митинге.

Удивительные страсти творятся в Каратузском! Это уже не первый «православный» скандал. Дело в том, что Виктор Пасечнюк (или отец Виктор) был освобожден от своей должности около года назад, как он сам утверждает, за то, что не собрал 150 тысяч рублей пожертвований ко дню рождения красноярского митрополита Пантелеимона. И всего с прихода в год положено было сдавать «наверх» 600 тысяч рублей.

Так вот, получается, что если брать Каратузское как образец, то всего с россиян собирают 5,1 миллиардов рублей или 85 миллионов долларов в год - утверждает Пасечнюк.

После митинга удалось пообщаться с «виновником торжества», самим Георгием Потылицыным. Само собой, как и следовало ожидать, все обвинения в свой адрес он опровергает:

Вы знаете, в селе очень интересно распространяются слухи, сплетни. Я с этим никогда не сталкивался. Про моего предшественника тоже говорили много чего: и что он жену свою с топором по деревне пьяный гонял, и в СИЗО сидел.

Старинные иконы никуда не делись, ящиков для пожертвований (мы насчитали три штуки) больше не стало. Выпившим видели, не отрицает, так это он просто причащался. Так же и все другие обвинения, по словам отца Георгия, - голословные.

Летом в главном зале церкви был сделан ремонт. Отец Георгий показал нам соседнее помещение храма, где в настоящее время идет реконструкция.

Церковные службы здесь проводили еще до революции, а в советские времена был кинотеатр.

После общения с отцом Георгием мы остались в некотором замешательстве. На все обвинения в свой адрес у него есть вразумительные, внятные и ясные объяснения, под которые не подкопаешься, но в тоже время дыма-то без огня не бывает!

После церкви посетили местный краеведческий музей.

Больше всего мне приглянулся ковер с Лениным. Редкий экземпляр, впервые такой вижу.

В 70-е годы в Каратузском работала организация «Таджиклес», которая готовила и отправляла лес и пиломатериал в Таджикистан. Ковер подарили представители правительства этой республики.

Каратузский краеведческий музей относится к тому редкому типу музеев, где экспонаты можно подержать в руках.

Напоследок зашли на почту.

Открытка, брошенная в почтовый ящик с советским гербом, дошла до Абакана за шесть дней.

По пути домой сделали остановку в старинном селе Таскино.

Яромир Романов

Жители села Каратузское Красноярского края обращаются к президенту РФ Владимиру Путину, к местным властям и к патриарху Кириллу, жалуясь на нового настоятеля Петро-Павловского храма. По словам части паствы, священник злоупотребляет спиртным, а по селу упорно ходят слухи о его интимной связи с местным единороссом — сотрудником районной администрации. Об этом пишет «Открытая Россия».

Проблемы начались с увольнения предыдущего священника — настоятеля Виктора Пасечнюка, который прослужил больше 20 лет. «Меня уволили без всякого вызова к митрополиту, без разбора, без предоставления обвинений. Просто прислали указ. Я прослужил более 20 лет, а настоятелем поставили только что рукоположенного секретаря благочинного».

Священник обратился в Красноярск — к митрополиту Пантелеимону. В обращении бывший священник пишет, что причиной его увольнения стали денежные поборы, которые он не в состоянии был собрать. По его словам, отец Нищерет — настоятель Минусинского собора — потребовал от священника собрать 150 тысяч рублей на день рождения митрополита Пантелеимона. Однако таких денег собрать не удалось. «Наш приход намеренно обанкротил благочинный, — рассказывает Пасечнюк. — Он завышал все сборы, которые мы не могли отдавать. Был непомерный оброк. Это было специально сделано. Когда я не отдал деньги, то в день рождения митрополита меня убрали».

Как рассказал Пасечнюк, деньги с храма собирали два раза в год. Кроме этого, ежегодно с каратузского прихода требовалось 600 тысяч рублей для того, чтобы епархия доставляла церковные товары в храм независимо от их необходимости. По мнению Пасечнюка, таким образом обогащается лично отец Нищерет, который к тому времени уже успел обзавестись дорогостоящим коттеджем и двумя внедорожниками.

Сразу же после увольнения настоятеля храма верующие отправились в Красноярск на прием к митрополиту Пантелеимону. По словам прихожанки Валентины Золототрубовой, их возмутило увольнение Пасечнюка: «Когда нашего священника от Бога выгнали из храма, мы не понимали причин и хотели получить разъяснения. С отцом Виктором мы прожили 21 год, все вместе поднимали храм из руин. Поэтому мы поехали к Пантелеимону. Мы сидели в приемной и ждали, когда нас примут. Вдруг резко открылась дверь, оттуда выскочил митрополит без головного убора и начал на нас кричать: „Кто из Каратузского приехал? Зачем? Пять лет не ездили. Вон отсюда!“ Мы ожидали человеческого приема, они сами спровоцировали этот скандал».

С новым молодым священником у паствы отношения сразу не сложились. По словам верующих, новый священник начал приходить на службу пьяным, переизбрал угодного себе старосту, прикрепил на стенах храма много ящиков для сбора денег и установил расценки за крещение и отпевание. Прихожане рассказывают, что в мае 2016 года священник не явился на литургию, после чего прихожане сами его разбудили и привели в храм.

Вскоре всех прихожан и жителей небольшого села ждала очередная волна потрясений. В начале лета 2016 года региональные СМИ сообщили о гомосексуальных связях нового настоятеля с «единороссом», сотрудником районной администрации. Моментально новость о нетрадиционной ориентации священника стала одной из самых обсуждаемых на лавочках каратузского района.

Откуда появились слухи, сельчане точно не знают: то ли священника с чиновником застали в бане, то ли в самом храме. Но обсуждение подхватили быстро. Как рассказала Золототрубова, слухи о гомосексуальности священника прихожане услышали позже всех: «Мы узнали в последнюю очередь, когда об этом написали красноярские СМИ. Мы не вникали, нас это не касалось. Абакан гудит, газеты выпускают материалы только так. „Дождь“ к нам прилетел, представляете? Как не поверишь? Мы сами, конечно, не свидетели. Но публикации в СМИ нас настораживают. Пока это все не раскрылось, многие в поселке это видели. Идут и за ручку держатся. Встретились — поцеловали друг друга. Зачем? Они ходят не скрывая, обнимаются и целуются. Еще мальчик-сирота рассказывал, что священник предлагал ему интимную связь».

Настоятель Петропавловского храма в селе Каратузском иерей Георгий Потылицын прокомментировал гомосексуальный скандал, связанный с его персоной. Он сам позвонил в «Проспект Мира» и рассказал о ситуации, складывающейся в деревне на фоне его дружбы с сотрудником районной администрации Александром Козиным.

По словам отца Георгия, неизвестные пустили грязные слухи о том, что его и Козина накануне застали прямо в церкви в интимный момент, после того, как он в декабре прошлого года стал настоятелям храма, заменив предыдущего настоятеля, иерея Виктора Пасечнюка.

«Из Минусинска меня перевели в Каратузское в декабре. Приехал я сюда вместе со своей супругой и девятимесячным ребенком. Ситуация в селе такая, что без помощи не обойтись. Наша семья и семья Александра Козина дружим давно, и наши жены дружат, когда нужно присмотреть за ребенком — они всячески оказывают помощь. Поддержка также поступает и в развитии храма», — начал свою историю отец Георгий.

Георгий Потылиц искренне недоумевает, как в селе вообще могли появиться такие слухи, ведь Александр и его жена являются его прихожанами и часто навещают его в церкви вместе. А после того, как скандал приобрел глобальный для деревни масштаб, на отца пытался напасть один из местных жителей с угрозами и требованиями убраться из поселка.

Подтвердила накал страстей и местная жительница Мария. Она также позвонила в «ПМ» и сообщила, что в деревне группа людей целенаправленно клевещет на нового настоятеля. По ее словам, с приходом Потылицына к церкви начало приобщаться не только пожилое население, но и молодежь. А сейчас в храме невозможно находиться, сплетничают даже там.

Как уверяют и Мария, и Григорий, того, что его и сотрудника администрации могли заметить во время гомосексуальной связи, не может быть. Также Потылицын опроверг то, что его избили и пытались сжечь у храма, а жены главных героев истории пытались покончить с собой.

Позже с «ПМ» связался и сам руководитель культурной политики администрации Каратузского района Александр Козин. Он рассказал, что 28 лет живет в Каратузском и все 28 лет находится в браке и имеет шесть внуков:

«Я много лет занимаюсь молодежной политикой, являюсь депутатом Каратузского районного совета, а тут с февраля этого года поползли эти слухи. И даже в суд за клевету подать не на кого, потому что неизвестно, кто распускает эту грязь. Очень неприятно, облили нас грязью», — говорит Козин.

Причиной слухов, по мнению депутата, может послужить зависть некоторых жителей поселка, а также политическая борьба, так как Козин 10 лет возглавляет районную избирательную комиссию.

Напомним, ранее в «ПМ» обратились жители села Каратузское, которые рассказали, что в селе . Позже на разгоревшийся скандал .

В Красноярской епархии Русской Православной Церкви разразился скандал после того, как один из священников пожаловался на то, что его уволили за недостаточный сбор денег с прихожан и невыполнение плана, «спущенного сверху».

Бывший настоятель Петропавловского храма в селе Каратузское Красноярского края иерей Виктор Пасечнюк в письме митрополиту Пантелеимону заявил, что его уволили за то, что он не смог собрать с верующих 150 тыс. руб. ко дню рождения Пантелеимона.

По словам священника, он служил в Каратузском с 1995 года и смог восстановить местный храм из руин и восстановить регулярные службы в приходе. 14 декабря прошлого года митрополит подписал указ о переводе Виктора Пасечнюка из настоятелей в штатные священники. Такая ситуация Пасечнюка не устроила - 18 декабря священник написал заявление о выводе за штат, которое спустя два дня было подписано.

ufa.kp.ru

После этого и последовало то самое письмо. Как сообщил бывший настоятель, его сельский приход с населением 7 тысяч человек обязан был сдавать в епархию два раза в год по 150 тыс. руб., еще 600 тыс. руб. он должен перечислять «на склад» за товары, которые затем продаются в церкви. Кроме того, есть еще и сбор к определенной дате на «содержание епархии» - на приход в Каратузском назначена сумма 150 тыс. руб. ежегодно.

Когда подошел срок отдать деньги к вашему дню рождения, которые потребовал благочинный, у меня их не было. В стране кризис. У людей падает благосостояние и доходы. Если раньше мы справлялись с выплатой по сборам с помощью добрых людей-благодетелей (помяни их, Господи, во Царствии Твоем), которые из Москвы и Красноярска перечисляли нам свою милостыню, то сейчас и у них затруднительное положение.

При этом план по продаже церковных товаров для многих небольших приходов также оказывается невыполнимым.

Приход не может продать столько товара, сколько его заставляют брать. Это подобно тому, как если бы глава администрации, открыв свой личный хлебный магазин, пригрозил всем подчиненным съедать в день по 10 булок хлеба под страхом увольнения.

К письму Виктор Пасечнюк также приложил и таблицу сумм сборов, которые перечислял в епархию его приход за последние годы. Из этих данных следует, что приход перечислил более миллиона рублей.

spas.blagochin.ru

В этом же письме бывший священник обвинил своего непосредственного начальника, протоиерея Евгения Нещерета, в покупке дорогого коттеджа и двух джипов, в то время как «приходы благочиния беднеют и разоряются». По словам Пасечнюка, его руководство уже пять лет систематически и методично разоряет местные приходы непомерными финансовыми требованиями, которые несоизмеримы с реальными возможностями.

После того как о. Нещерет услышал от меня, что денег нет, то подтвердил свою угрозу, что он едет в Красноярск снимать меня с настоятельства каратузским приходом. Шантажист и вымогатель недостоин звания благочинного. Как, впрочем, и разоритель приходов не может являться благочинным церквей.

kerpc.ru

В пресс-службе Красноярской епархии сообщили , что про письмо они знают - оно было получено 27 декабря, и для разбирательства этой истории и фактов, изложенных в письме, была создана специальная комиссия. Также в епархии дали комментарий по поводу отстранения иерея Виктора Пасечнюка.

Андрей Скворцов, руководитель пресс-службы Красноярской епархии: :

Данное решение было обусловлено многочисленными фактами ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля, в частности, это отсутствие должного участия в общественной жизни района, сотрудничество с органами местной власти, учреждениями культуры и образования, пренебрежение обязанностями священнослужителя, регулярные отказы в совершении таинств, профанация благодатного огня, святых мощей, допущение в проповедях неуместных высказываний.

Кроме того, в епархии сообщили, что к ним поступали обращения местных жителей, недовольных службами Пасечнюка. Иерею при этом на год запрещалось вести приходской сайт ввиду неуместности и антиканоничности публикаций на нем.

Андрей Скворцов, руководитель пресс-службы Красноярской епархии:

В результате приходская жизнь в селе окончательно пришла в упадок. Число постоянных прихожан Петропавловского храма не превышает 50 человек, в основном это лица пожилого возраста. Многие верующие предпочли посещать богослужения в других храмах Минусинского благочиния.

Также в епархии подвергли сомнению слова Пасечнюка о том, что он восстановил храм в селе, где он служил. Местная церковь, возведенная в середине XIX века, представляет историческую ценность, но до настоящего времени до конца не отремонтирована, несмотря на пожертвования со стороны прихожан.

temples.ru

Внутреннее дело Красноярской епархии перестало быть внутренним, когда диакон Андрей Кураев выложил на своей страничке в социальных сетях обращение уволенного настоятеля. Кураев также привел один из комментариев, которые подписчики его страницы оставили под постом о письме Пасечнюка.

Хотел бы дополнить картину Красноярской епархии. После прихода митрополита Пантелеимона были сильно подняты сборы, к примеру, обычный красноярский храм в спальном районе платит 2 500 000 + постоянные сборы на дни ангела рождения, хиротоний и т. п. в среднем по 500 тыс. + конверты при служении, минимум 200 тыс. + его окружению по 70 тыс. Сборы бешеные, после прихода Пантелеимона убрали всех нормальных настоятелей и поставили своих, с Орла. Задача у них простая - сбор денег. Пожалуйста, опубликуйте, сил нет терпеть.

Также Кураев задался вопросом: сможет ли кто на основании представленных здесь цифр, показывающих связь между численностью населения и суммой церковных доходов-отчислений, высчитать общую сумму доходов РПЦ? Один из пользователей сделал расчет, что если брать село Каратузское как образец, то всего с россиян собирают 5,1 млрд рублей, или 85 млн долларов в год.

kerpc.ru

Между тем комиссия Красноярской епархии уже сделала первые выводы о результатах проверки заявления Пасечнюка. Как сообщили в пресс-службе епархии, вопреки приходскому уставу Виктор Пасечнюк единолично снимал пожертвования кружечного сбора при отсутствии положенного по уставу контроля со стороны ревизионной комиссии прихода. Информацию о пречислении указанных Пасечнюком сумм в епархии назвали лживой.

Одновременно выяснилось, что расположенная в центре с. Каратузское церковная лавка является не приходской, а частной, и принадлежит индивидуальному предпринимателю Пасечнюк Наталье Витальевне, которая является супругой бывшего клирика Красноярской епархии иерея Виктора Пасечнюка.

Как сообщается, работа епархиальной комиссии по проверке фактов, изложенных в письме бывшего клирика Красноярской епархии иерея Виктора Михайловича Пасечнюка, будет продолжена.

  • Каратузское - село в Красноярском крае. Численность жителей по переписи 2010 года - 7456 человек. В селе имеется единственный храм - Петра и Павла (1852 год постройки). В годы совесткой власти в здании храма размещался кинотеатр, с 1994 года возобновились церковные службы.
  • Красноярская епархия - епархия Русской Православной Церкви, объединяющая структуры РПЦ на территории южных районов Красноярского края. Входит в состав Красноярской митрополии. Глава епархии - митрополит Пантелеимон (Кутовой).